Песнопения Великой вечерни с чином прощения, с которой начинается святая Четыредесятница, исполнили Архиерейский хор Свято-Троицкого кафедрального собора и Хор духовенства Екатеринбургской епархии. Кульминационным моментом богослужения стала коленопреклоненная молитва, возносимая архиереем за Чином прощения. ФОТО: Вечерня с Чином прощения. Фотографии Марины Хохловой.
Епископ Вениамин совершил вечерню с чином прощения в Спасо-Преображенском соборе
Се время благоприятное, се время покаяния, отложим дела тьмы, и облечемся во оружия света: яко да преплывше поста великую пучину, в тридневное Воскресение достигнем, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, спасающаго души наша. Стих: К Тебе возведох очи мои: И повторяем тойже. Таже стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: И мученичен: Прославляемый в памятех святых Твоих Христе Боже, от них умоляемь, низпосли нам велию милость. Слава, самогласен в Минеи, аще имать: И ныне, Богородичен по гласу Минеи. Аще ли не имать, Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже.
Подобен: Яко добля: Ангельстии чини Тя Богомати прославляют: Бога бо Всечистая родила еси, Отцу, и Духу соприсносущна, и ангельская воинства от не сущаго хотением поставивша. Егоже моли от тли спасти и просветити души православных, Тя воспевающих Всечистая. Ныне отпущаеши: Трисвятое: поклоны три. Слава: Крестителю Христов: поклон един.
И ныне: Молите о нас святии апостоли: поклон един. Таже, Под Твое благоутробие: без поклона. Господи помилуй, 40 кротким и тихим гласом. Слава, и ныне: Честнейшую херувим: Именем Господним благослови отче.
Священник: Сый благословен Христос Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Мы же: Аминь. И молитву: Небесный Царю: И творим три поклоны великия, и глаголем молитву преподобнаго Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. После этого настоятель храма произносит проповедь, затем священники просят прощения у прихожан и друг друга.
Таже, Под Твое благоутробие: без поклона.
Господи помилуй, 40 кротким и тихим гласом. Слава, и ныне: Честнейшую херувим: Именем Господним благослови отче. Священник: Сый благословен Христос Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.
Мы же: Аминь. И молитву: Небесный Царю: И творим три поклоны великия, и глаголем молитву преподобнаго Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. После этого настоятель храма произносит проповедь, затем священники просят прощения у прихожан и друг друга. После этого все клирики выходят к амвону, а прихожане подходят, целуют крест или икону, испрашивают прощения у клириков.
Начинается Великий пост. Святые отцы о прощении: Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами. Святитель Игнатий Брянчанинов Ты постишься?
Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти. Святитель Иоанн Златоуст Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя. Преподобный Ефрем Сирин Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит его, и не беспокоится о том — почему и ты мог бы счесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков, — однако ты, несмотря на то, прости его, если можно, призвав его к себе, а если это невозможно, сам в себе, не показывая своими поступками, что желаешь отомстить.
Преподобный Исидор Пелусиот «На реках Вавилонских». Старинный напев из обихода Синодального хора. Мужской хор Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
А преподобный Амвросий Оптинский так учил своих духовных чад о мере поста: «Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны — излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию».
Воспользуемся этим временем, этим ограничителем внешним, который предлагает Святая Четыредесятница, чтобы оградить нас от воздействия этого мира. Попробуем закрыть себя, как эти древние египетские монахи уйти в пустыню и думать только о Боге. Этот труд очень сложно совершить в нынешнее время, когда вокруг нас столько всяких средств связи, столько информации, которая придавливает нас окончательно к земле, и не оставляет возможности взглянуть на небо. Но, тем не менее, есть благочестивые люди, которые стараются подражать святым подвижникам, которые отвергают «мудрость» этого мира и становятся для него, для этого мира безумными, а для Бога становятся людьми, ищущими и стремящимися к Нему.
Именно такими мы должны быть на этой земле. В сегодняшний день, прежде чем каждый начнёт свой малый подвиг, мы, обращаясь друг к другу, просим прощения и каждому, кто сейчас стоит в храме, кто подходит к нам вне храма, говорим искренне: «Бог простит». Сказав эти слова, мы должны забыть всё плохое, что тот или иной человек сделал лично нам. Если же мы произносим слова прощения, но храним обиды в своём сердце, то сказанные слова останутся лишь звуком, они не принесут никакой пользы нашей душе. А мы всё-таки стремимся к тому, чтобы очистить себя от всякой скверны плоти и духа и начать правильную, богоугодную жизнь. Этого я желаю всем нам с вами, дорогие братья и сестры, дорогие отцы. Желаю, чтобы этим Великим постом, когда мир весь злобствует, когда идут кровавые сражения, в которых гибнут наши близкие люди, мы несмотря ни на что, стремились всем своим сердцем помочь этому миру приемлемыми для нас средствами. Прежде всего это горячая, искренняя, пламенная молитва ко Господу Вседержителю.
Нужно молиться о том, чтобы Господь вернул мир на нашу землю, в наши сердца и в наши души, которые не перестают бушевать каждый день нашей жизни. Всё внутри нас возмущается поступками тех или иных людей, теми или иными событиями, которые принуждают нас вольно или невольно забыть о Боге. А забыв о Боге, человек теряется в этой жизни и пропадает.
Епископ Вениамин совершил вечерню с чином прощения в Спасо-Преображенском соборе
Вечером 26 февраля, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Вечером 17 марта 2024 года епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий молился за вечерним уставным богослужением, по завершении которого совершил чин прощения. Именно с вечерни, после которой в этот день совершается чин взаимного прощения, начинаются богослужения святой Четыредесятницы. В завершении своего слова Архипастырь возглавил чин прощения: по традиции участники богослужения — духовенство и миряне — испросили друг у друга прощения. Вечером — повечерие и вечерня с Чином прощения. Богослужения по благословению священноархимандрита, епископа Выборгского и Приозерского Варнавы,возглавил наместник обители архимандрит Александр (Арва). Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 17 марта, в Прощеное воскресенье, совершил в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана вечерню с чином прощения.
«Бог близок к нам в лице нашего ближнего». Епископ Савватий совершил вечерню с чином прощения
17 марта 2024. Вечерня с чином прощения | Свято-Троицкий мужской монастырь города Рязани | 26 февраля, в прощеное воскресенье, в нашем храме было совершено вечернее богослужение с коленопреклоненными молитвами, которое завершилось чином прощения. |
Архиепископ Иоанн совершил Вечерню с Чином прощения в Свято-Троицком кафедральном соборе | После отпуста вечерни Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву на начало Великого поста. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь, в завершение которой испросил прощения у клира и верующего народа. |
«Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» | Вечером 26 февраля 2023 года, накануне понедельника первой седмицы Великого поста митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил вечерню с чином прощения в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. |
Прощёное воскресенье | Вечерня с чином Прощения 26 февраля 2023, Храм Христа Спасителя, г. Москва. |
В канун Великого поста в соборе Архангела Михаила состоялась вечерня с чином прощения
Чин прощения имеет давнюю традицию и связан с обычаями и установлениями раннего египетского монашества. После отпуста вечерни Высокопреосвященнейший Владыка обратился к верующим с архипастырским словом о Великом посте и прочитал молитвы на начало Святой Четыредесятницы. Смотрите онлайн ВЕЧЕРНЯ. ЧИН ПРОЩЕНИЯ 49 мин 45 с. Видео от 26 февраля 2023 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! В Прощеное воскресение 17 марта 2024 года в 17.00 в Свято-Успенском кафедральном соборе города Кирова митрополит Вятский и Слободской Марк возглавил Вечерню с чином прощения. Вечером 26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), митрополит Владимир молился за Вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы. 17 марта вечером архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий совершил вечерню с чином прощения в Троицком кафедральном соборе Подольска.
Вечерня с Чином прощения
Архиепископ Иоанн совершил Вечерню с Чином прощения в Свято-Троицком кафедральном соборе | 26 февраля 2023 года, в Прощёное воскресенье, в Тихвинском храме города Коломны была совершена вечерня, после которой состоялся чин прощения. |
Преосвященнейший Зосима совершил вечерню с Чином прощения. | 26 февраля 2023 года, в Прощёное воскресенье, в Тихвинском храме города Коломны была совершена вечерня, после которой состоялся чин прощения. |
В канун Великого поста в соборе Архангела Михаила состоялась вечерня с чином прощения
17 марта 2024. Вечерня с чином прощения | 26 февраля митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий совершил вечерню с чином прощения в Свято-Екатерининском кафедральном соборе города Краснодара. |
Вечерня с чином Прощения | Бузулукская епархия | После отпуста вечерни Высокопреосвященнейший Владыка обратился к верующим с архипастырским словом о Великом посте и прочитал молитвы на начало Святой Четыредесятницы. |
Новости монастыря
Лесное игумения Дросида Сорокопуд. Первая часть службы совершалась в светлых облачениях. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат Владыка Герман и духовенство переоблачились в великопостные черные ризы. По окончании вечерни правящий Архиерей Сочинской епархии Преосвященнейший епископ Герман обратился к собравшимся со словом проповеди. Владыка преподал благословение на начало Великого поста, испросив прощения у клира и верующего народа.
Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог! Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели.
После «Отче наш» следуют тропари «Богородице Дево…», «Крестителю Христов…», «Молите о нас, святии апостоли…» с поклоном на каждый тропарь. Также поется «Под Твою милость…»13 без поклона. По возгласе «Сый благословен…» молитва «Небесный Царю» с поклоном, заключительные молитвы «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови». После возгласа сотворяем прп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему…» с тремя поклонами. Такой порядок полагается на вечерне во все воскресные дни Четыредесятницы. В уставе, датируемом второй половиной XVI века, содержатся те же самые указания относительно службы с единственным прибавлением: «Виждь, яко всю Четыредесятницу на вечернях недельных от начала метания не творим, но от "Сподоби, Господи" начинаем поклоны»16. Печатный устав, подготовленный при Патриархе Иоасафе I и изданный после его смерти, в 1641 году, немного подробнее излагает порядок пения стихиры на «Господи, воззвах»: «И поем стихиры, покаялны, во Октаи, 4, гласу. Также здесь отражена древнерусская практика исполнения гимна «Свете Тихий», согласно которой священник возглашает «Премудрость» и запевает первые два слова — «Свете Тихий». Певцы продолжают пение гимна от слов «святыя славы…»17. Типикон, изданный в 1695 году при Патриархе Адриане, которым руководствуется Русская Православная Церковь поныне, излагает ту же схему богослужения, за исключением изменений в самих богослужебных текстах. Нет указания о цвете облачения, а также указания целовать нательный крест. Современную богослужебную практику Греческих и Болгарской Церквей регламентирует Типик Церковный по чину Христовы Великия Церкви, составленный протопсалтом Константином и изданный впервые в 1838 году. В 1851 году Типик был переведен на церковнославянский язык и издан иеромонахом Неофитом Рыльским. Относительно служения вечерни до отпуста в Типике содержатся те же указания, что и в русском Типиконе. Патриарх благословляет христиан всех до конца, затем «Молитвами святаго владыки нашего …» и конец. Типик Великия Церкви отражал преимущественно практику служения Константинопольского Патриарха в кафедральном соборе св. Георгия на Фанаре. Нужно отметить, что в данном случае патриаршее благословение после вечерни не соответствовало нашему чину прощения, поскольку подобное окончание вечерни предписывается для каждой воскресной вечерни в течение пяти седмиц Великого поста. В болгарском Типиконе, изданном в 1909 году, чин прощения кратко изложен в подстрочнике параграфа, в котором содержатся богослужебные указания относительно вечерни в неделю Сыропустную. Священники и испрашивают друг у друга прощения, присутствующие христиане приемлют по порядку благословение и целуют руки священникам. Хор пространно поет какой-либо ирмос»20. Явно, что составитель Типикона, священник Иоанн Нейчев, расценивал чин прощения как «дополнительный» обряд, который не является частью уставных предписаний, но существует как благочестивый обычай. Но в сносках составитель часто обращается к русским литургическим пособиям XIX века — «Церковному уставу в таблицах» А. Неаполитанского, «Настольной книге для священно-церковно-служителей» С. Булгакова и др. Отсюда можно заключить, что чин прощения в литургической практике Болгарской Церкви является заимствованием из богослужебной традиции Церкви Русской, поскольку автор не включил его упоминание в основной, «греческий» переводной текст, а поместил его в сносках, где присутствуют «русские» добавления. В русском монастыре святого великомученика Пантелеимона прощение игумена и братии совершается после повечерия. Согласно современной практике Сербской Церкви, священник начинает вечерню в светлой епитрахили. Вход также совершается в светлой епитрахили и фелони. После великого прокимна затворяются царские врата и священник переменяет светлое облачение на черную епитрахиль. После молитвы прп. Ефрема Сирина — Трисвятое по «Отче наш», и далее следует малое повечерие. После молитв «Нескверная, Неблазная… Упование мое…» — Господу помолимся, и читает молитвы на начало Четыредесятницы из Требника. Затем ектения Помолимся, о Великом господине и Отце нашем, завершающая повечерие. Священник и молящиеся целуют иконы. В монастырях по благословению игумена поют канон и стихиры Пасхи22. IV Профессор Московской духовной академии Александр Петрович Голубцов опубликовал и описал ряд средневековых литургических источников, объединенных под общим собирательным названием Соборных Чиновников и отражавших практику патриаршего богослужения в Успенском соборе Московского Кремля в XVII веке, архиерейской службы в новгородском Софийском, холмогорском Преображенском, нижегородском Преображенском кафедральных соборах. В этих документах содержатся схожие описания служения вечерни в неделю Сыропустную с участием архиерея. Этот порядок следует считать непосредственным прототипом современного установившегося порядка совершения вечерни с чином прощения. В придворном обиходе московских царей обряд прощения приобрел сложный церемониальный характер. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, испрашивая прощения и благословения от братии, иногда ездил в Троице-Сергиеву лавру. Затем прощался со своими домочадцами и придворными. В само воскресенье после Литургии Патриарх посещал государя и испрашивал прощения23. Вечером в Прощеное воскресенье по окончании службы чин прощения совершался в Успенском соборе Московского Кремля. И как власти т. Последнее замечание означает, что головщик запевал первый стих 140-го псалма «Господи, воззвах к Тебе» с припевом «услыши ны, Господи», а остальные стихи 140, 141, 129 и 116-го псалмов воззвахи прочитывались без пения припево24. В это время Святейший Владыка «со властьми» обходил и прикладывался к иконам, к гробницам митрополитов и Патриархов, затем шел на свое место. Протодиакон с кадилом возглашал «большую ектению» имеется в виду сугубая и кадил иконы, Патриарха и весь народ. По ектении следовал возглас протопопа «Яко милостив и человеколюбец Бог еси» или «Услышы ны, Боже, Спасителю наш». Затем, обратившись лицом к алтарю, на восток, протопоп читал «помянник, яко же и на павечернице». После этого Патриарх выходил на середину церкви и, встав на орлец лицом к народу, произносил «прощение всем вслух».
С 18 марта начинается Великий пост. С понедельника по четверг первой седмицы поста во всех храмах будут совершаться Великие повечерия с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского. Вам также может понравиться.
Вечерня с чином прощения
Она же отделяет нас от радости, для которой Господь нас сотворил. Главная причина нашего несовершенного отношения по отношению друг к другу находится внутри нас. Но у нас не должно быть такого отношения, потому что для нас есть заповедь «возлюби врага своего» и «благословляй проклинающего».
А преподобный Амвросий Оптинский так учил своих духовных чад о мере поста: «Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны — излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны.
Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию».
По окончании вечерни митрополит Крутицкий и Коломенский Павел произнёс молитвы перед началом Святой Четыредесятницы, а затем обратился к духовенству и молящимся с напутственным словом в преддверии Великого поста. После этого митрополит Павел испросил прощение и благословил всех молящихся на предстоящий Великий пост.
Но самое страшное не то, что мы по неразумию своему вредим сами себе. Чаще всего бывает так, что мы, впадая в чувство гордости, судим других людей, завидуя им, осуждая их. Как часто мы думаем, что могли бы что-то сделать лучше других людей, что мы умнее других людей, что мы можем указывать другим людям как правильно жить, а сами жить так не умеем, и что правильно в нашей жизни порой не понимаем. И бывает чувство гордыни препятствует нам подойти к человеку, которого осуждали, попросить у него прощения, как должно делать это каждому христианину. Но сколько наших согрешений приводит нам память за все дня наши.
Были ли эти ошибки в отношениях наших близких людей, наших родителей, наших братьев и сестер, сколько знакомых, а порой и незнакомых обидели и осудили. Но сколько мы совершили отступлений от веры, сколько раз по глупости своей осуждали саму Матерь-Церковь, осуждали священноначалие, осуждали людей, которые трудятся в храме. Сколько раз, когда Господь не даровал нам просимое, мы в безумии своем осуждали и Самого Господа, приводя слова, что я лучше, я умнее, я способнее, а на деле являясь слабее, грязнее и немощнее.
Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя
Накануне Великого поста в Коневском монастыре традиционно совершена вечерня с Чином прощения. Перед началом чина прощения Владыка митрополит обратился к сослужащему духовенству и прихожанам со словом, отметив. О расхожих стереотипах — в материале РИА оттепель не навредила"Чин прощения", пожалуй, — самая трогательная из православных традиций. Епископ Савватий совершил вечерню с чином прощения. 17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), митрополит Владивостокский и Приморский Владимир возглавил вечерню с чином прощения в Спасо-Преображенском соборе.
Новости митрополии
- Новости митрополии
- Епископ Серафим совершил вечерню с чином прощения в Успенском кафедральном соборе города Бийска
- Митрополит Арсений совершил вечерню с чином прощения в Псково-Печерском монастыре
- Навигация по записям