Новости действующая толпа подразделяется на спасающуюся стяжательскую

агрессивную, · спасающуюся, · стяжательскую.

Психология толпы, ее виды и содержание.

Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Действующая толпа распадается на спасающуюся, стяжательскую и так называемую агрессивную. Действующая, спасающаяся толпа—это толпа, находящаяся в состоянии паники. Действующая толпа подразделяется на спасающуюся. Действующая толпа. Действующая толпа подразделяется на: организованную; спонтанную; стяжательскую; агрессивную. • Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное поведение; коллективное поведение; групповое поведение. •.

Толпа и социальный психоз

Действующая толпа распадается на спасающуюся, стяжательскую и так называемую агрессивную. Действующая, спасающаяся толпа—это толпа, находящаяся в состоянии паники. § убегающая (спасающаяся) толпа. Спасающаяся толпа возникает при появлении состояния паники, а также в случае спасения от реального или воображаемого источника опасности. Аффективно-действующая толпа психологически заражена на групповые действия.

Выбор Редакции

  • Психология толпы
  • Психология массовидных явлений. Способы изучения толпы
  • Социальное поведение. Внутренняя регуляция социального поведения субъекта
  • Сущность и субъекты массового социального поведения
  • Схема социального поведения
  • Основные признаки толпы

Психология толпы, виды толп. как управлять толпой

Слайд 22 Описание слайда: Ретритизм уход проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, уйти в себя. Слайд 23 Описание слайда: Причины девиантного поведения: Биологический - указывает на врожденную предрасположенность человека к совершению девиантных поступков. Психологический - объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии. Социологический — учитывает влияние социальных и культурных факторов. Слайд 24 Описание слайда: Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка. Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка. Нормальному функционированию общества и установлению в нем социального порядка помогает социальный контроль, который обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного регулирования, включающего социальные нормы правила и санкции поощрения и наказания.

Толпа оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В толпе, в условиях анонимности, происходит растворение индивидуальной ответственности ее членов. Выделяют следующие социально-психологические особенности толпы: 1. Повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрвнушения; 2. Повышение эмоциональности восприятия действительности; 3. Подавление чувства ответственности за собственные поступки; 4. Появление чувства силы и осознания анонимности. В различных условиях могут складываться неодинаковые общности, характеризуемые как толпа, а их поведение может принимать разнообразную направленность. Массовое общение, обладая свойством психологического воздействия, влияет на поведение и деятельность участников толпы. Данное свойство общения сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия.

Что касается чрезвычайных происшествий, возникающих по неосторожности или в силу биологических факторов эпидемии или природных стихийных бедствий, то массовое общение, как правило, в данном случае строится стихийно, непроизвольно, хотя и не всегда. В настоящее время эффект, наблюдаемый в условиях толпы, можно сравнить с эмоциональным ускорителем, эффектом «снежного кома», цепной реакцией, резонансом, процессом индуцирования. Основным средством психологического воздействия, осуществляемого участниками толпы, является слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: крик, свист, призывы, междометия, например, типичный крик «Наших бьют». Внушение есть один из основных способов информационного психологического воздействия личности или группы на других участников с помощью передачи различных по содержанию сообщений уговоров, угроз, слухов, шантажа , формирования больших групп, целей направленности и решимости. Внушение всегда вербализовано. Оно — сознательная деятельность со стороны субъектов воздействия. В самом общем виде психическое заражение представляет собой бессознательную, невольную подверженность личности или группы определенным психическим состоянием, возникающим в толпе в результате воздействия неречевых и речевых средств общения. В связи с тем, что психическое состояние гнев, испуг и т.

Такая толпа легко увлекается ритмическими воздействиями — маршами, речевками, скандированием лозунгов, ритмичной жестикуляцией. Примером поведения такого рода толпы может быть и поведение болельщиков на стадионе. Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа. Ее поведение определяется ненавистью к объекту агрессии и направляется случайными зачинщиками. Стихийное поведение людей провоцируется в ряде случаев стихийной информацией — слухами. Слухи охватывают события, не освоенные средствами массовой информации, являются специфическим видом межличностной коммуникации, содержанием которой овладевает аудитория, подверженная определенным ситуативным ожиданиям и предрассудкам. Регулятивный механизм поведения толпы— коллективная бессознательность — особый класс психических явлений, в котором, по представлениям психоаналитика Карла Густава Юнга, заключен инстинктивный опыт человечества. Всеобщие априорные поведенческие схемы, надличностные схемы поведения подавляют индивидуальное сознание людей и вызывают генетически архаичные поведенческие реакции, "коллективные рефлексы", по терминологии В. Однородные, примитивные оценки и действия соединяют людей в монолитную массу и резко увеличивают энергию их одноактного импульсивного действия. Однако такие действия становятся неадаптивными в тех случаях, когда возникает необходимость сознательно организованного поведения. Феномен толпы, импульсивные стереотипы поведения широко используются тоталитарно ориентированными политиками, экстремистами и религиозными фанатиками.

Стихийное поведение людей провоцируется в ряде случаев стихийной информацией — слухами. Слухи охватывают события, не освоенные средствами массовой информации, являются специфическим видом межличностной коммуникации, содержанием которой овладевает аудитория, подверженная определенным ситуативным ожиданиям и предрассудкам. Регулятивный механизм поведения толпы — коллективное бессознательное — особый класс психических явлений, в котором, по представлениям психоаналитика Карла Юнга , заключен исторический опыт человечества. Всеобщие априорные поведенческие схемы, надличностные модели поведения подавляют индивидуальное сознание людей и вызывают генетически архаичные поведенческие реакции, по терминологии В. Бехтерева — «коллективные рефлексы». Однородные, единообразные оценки и действия соединяют людей в монолитную массу и резко увеличивают энергию их одноактного импульсивного действия. Однако такие действия становятся неадаптивными в тех случаях, когда возникает необходимость сознательно организованного поведения. Феномен толпы, импульсивные стереотипы поведения широко используются тоталитарно ориентированными политиками, экстремистами и религиозными фанатиками. Возобладание в социальной общности одностороннего интереса может вызвать толпообразные схемы поведения, резкое размежевание на «мы» и «они», примитивизацию социальных отношении.

Виды толпы — Типы толпы и модели поведения

В свою очередь, психология поведения активной толпы подразделяется на агрессивный тип, спасающийся и стяжательский. Панические толпы отличаются от спасающихся более высокой степенью угрозы для людей, в них нет никакой организации; поведение людей походит на механические, автоматически. Так называемая действующая толпа отличается активными действиями делинквентно-го характера и подразделяется на агрессивный и стяжательский подвиды [11; 12; 13]. Толпы подразделяются следующие разновидности.

Толпа это в обществознании

Действующая толпа распадается на спасающуюся, стяжательную и так называемую агрессивную. Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности. агрессивную, · спасающуюся, · стяжательскую. Действующая толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов.

Особенности психологического состояния людей в толпе.

Ее главная особенность — общее эмоционально-действенное единство на фоне осознаваемого в глубине души конфликта: ведь члены такой толпы борются за обладание ценностями, которых все равно на всех не хватит. Особым подвидом действующей толпы является мятежная или повстанческая толпа. Окончательное название зависит от результата ее действий. В случае успеха она будет не просто «повстанческой», а даже «революционной». В случае поражения она может даже потерять статус «мятежной толпы» и превратиться в «случайный сброд», «путчистов» и т. Еще не так давно Ю.

Шерковин писал: «Повстанческая толпа — непременный атрибут всех революционных потрясений — характеризуется значительной классовой однородностью и безоговорочным разделением ценностей своего класса. Действиями повстанческой толпы уничтожались станки на первых механизированных фабриках в период промышленной революции, истреблялась французская аристократия, брались штурмом оплоты реакции, сжигались помещичьи усадьбы, освобождались из тюрем арестованные товарищи, добывалось оружие в арсеналах. Повстанческая толпа представляет собой особый вид действующей толпы, в которую может быть внесено организующее начало, превращающее стихийное выступление в сознательный акт политической борьбы» «Социальная психология», 1975. Но все изменчиво, и осенью 2000 г. Зюганов уже публично заявлял, что повстанческая толпа, совершившая мирную революцию в Югославии, «пахла марихуаной, водкой и долларами».

Однако вернемся к нашему примеру. Из экспрессивной формы, выражающей негативное отношение к полиции, толпа легко хотя здесь уже требуются вожаки может превратиться в агрессивную толпу. Затем, направившись к ближайшему полицейскому участку и разгромив его, она вполне может побывать и в состоянии стяжательской толпы. Но этим дело может не кончиться. При наличии определенного внешнего воздействия такая толпа легко превращается в мятежную.

И тогда ей мало разгрома одного участка — ведь «во всем виноваты власти! И такая толпа, непрерывно увеличиваясь в объеме, уже движется к местам дислокации органов высшей власти с весьма недвусмысленными намерениями. Захватив их или заставив власти покинуть эти места, такая толпа превращается в революционную. Вся политико-психологическая динамика такой трансформации толпы, от случайной до революционной, может занять от нескольких часов до нескольких дней. Наиболее яркий пример именно такой трансформации разных видов толпы нам удалось наблюдать в Иране в период краха шахского режима и прихода к власти режима аятоллы Р.

В Тегеране все шло именно по этой схеме. В один момент в нескольких десятках концов города вдруг случились некие дорожно-транспортные происшествия. И возникли первые, вроде бы совершенно «случайные» толпы. Далее все пошло абсолютно по описанной выше схеме и привело к известным результатам. Собранная публика.

Позаимствуем пример у В. Перед Сенатом выступает Брут, и Сенат рукоплещет его планам и предложениям, явно одобряя их. Но вслед за Брутом выступает Марк Антоний. И тот же самый Сенат, с той же самой силой, рукоплещет теперь уже его предложениям, в итоге одновременно одобряя прямо противоположные планы. Теперь — реальный исторический пример.

Французский историк И. Тэн так описывал заседания Конвента: «Они одобряют и предписывают то, к чему сами питают отвращение; не только глупости и безумия, но и преступления, убийства невинных. Единогласно и при громе самых бурных аплодисментов левые, соединившись с правыми, посылают на эшафот Дантона, своего естественного главу, великого организатора и вдохновителя революции. Единогласно и также под шум аплодисментов правые, соединившись с левыми, визируют наихудшие декреты революционного правительства. Равнина и гора, большинство и меньшинство кончили тем, что согласились вместе содействовать собственному самоубийству» Бехтерев, 1919.

Как справедливо указывал все тот же Г. Лебон, «при определенных условиях — и притом только при этих условиях — собрание людей представляет совершенно новые черты, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает. Собрание становится тем, что, я сказал бы, не имея лучшего выражения, организованной толпой, или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющееся закону духовного единства толпы» Лебон, 1908. Однако, несмотря на весь авторитет Лебона, трудно не согласиться и с Я.

Щепань-ским, утверждавшим, что собранная публика может выступать в нескольких видах1. Прежде всего, он выделял публику, собравшуюся случайно, или «сборище». Другой вид — публика, собравшаяся преднамеренно, которая тоже может выступать в двух различных формах: как публика отдыхающая, ищущая развлечений и как публика, ищущая информации в том числе на митингах и политических собраниях. В целом же, «собранная публика — это скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. Это общая заинтересованность и поляризация установок вокруг одного и того же предмета или события — основа ее обособления.

Например, при осуществлении актов вандализма неистовствующими футбольными болельщиками битье стекол, порча кресел в вагонах метро и другие подобные действия каждый из участвующих в них снимает с себя за это ответственность, действуя со всеми вместе как одно целое. Толпы весьма сильно различаются по характеру и поведению. Толпы можно разделить на несколько видов в зависимости от способа их формирования и поведения. При этом толпа одного вида может быть быстро трансформирована в толпу другого вида. Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой.

Примером такой толпы может быть обычное собрание людей на улице, где произошло неординарное событие появление знаменитости, столкновение автомобилей и т. В этом виде толпы людей объединяет либо незначительная цель, либо вовсе бесцельное времяпрепровождение. Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить себя от нее. Однако бывает, что при изменении условий она может структурироваться и проявлять большую сплоченность. Обусловленная толпа — собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное.

В данном случае толпа «обусловлена» в том смысле, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее обусловленных социальных норм. Например, толпа, собравшаяся на представление, ведет себя по-разному в театре, на стадионе, на собрании и т. Все это — виды обусловленной толпы. Читайте также: Стиль жизни как система: создание Life Style по щелчку мыслиСтиль жизни Экспрессивная толпа — это социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей в которой сама по себе уже является целью и результатом. Например, рок-фестивали, религиозные собрания, и т.

Действующая толпа. Под термином «действующая» подразумевается весь комплекс действий толпы. Это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами поведения. Чаще всего при исследовании социальных процессов действующей толпе придается большее значение, чем всем другим видам толпы. Одной из важных форм действующей толпы является сборище — эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям.

Сборища обычно имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех своих членов. Действия сборища направляются непосредственно на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище, как правило, распадается. Распространенным примером сборища является линчующая толпа. Другая важная форма действующей толпы — восставшая толпа.

Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурированно, менее целенаправленно и более неустойчиво. Восставшая толпа может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но действующих в критический момент сходным образом. Такой вид толпы в наибольшей степени подвержен различным случайным воздействиям, ее действия в большинстве случаев непредсказуемы. Активная толпа Характеризуется повышенной агрессивностью, склонностью к жестокости, насилию, разрушительным действиям.

Также активными считают спасающиеся толпы, которые легко превращаются в стяжательные и панические. Это обобщённое определение. Ещё активной толпой считается любое скопление людей, проявляющее себя в действии. Например, футбольные фанаты, которые устраивают погром после матча. Случай с защитой Белого дома в 1993 году тоже можно считать показательным — тогда люди собрались в активную толпу не для того, чтобы выразить свои чувства или понаблюдать за событием, а ради принятия участия в самом действии.

Понятие толпы Определение 1 Толпа — это большое скопление людей на какой-либо территории, имеющих непосредственный контакт и спонтанно реагирующих сходным образом на одни и те же стимулы. Толпа характеризуется примитивными, но сильными эмоциями и импульсами и не обладает установленными моральными нормами и табу. Толпа может быть агрессивной, убегающей, алчущей, демонстрирующей. Для разных толп характерны общие явления: исчезновение индивидуальных личностных черт, склонность к подражанию; ослабление этических и правовых норм в результате чувства стандартности; ощущение правильности предпринимаемых ими действий; снижение чувства ответственности за совершаемые действия, ощущение собственной силы. Готовые работы на аналогичную тему Курсовая работа Характеристика и примеры толпы 450 руб.

Реферат Характеристика и примеры толпы 220 руб. Контрольная работа Характеристика и примеры толпы 220 руб. Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Человек, оказавшись в толпе, получает сильное эмоциональное воздействие, получает повышенную возбудимость в отношении своих социальных чувств, поэтому случайное слово, брошенное в толпе, может стать толчком для насилия и погромов. Толпа преходяще влияет на индивида, но настроение, которое у него возникло, может ещё долго сохраняться. Та связь, которая объединяет толпу, будет разрушена, если новые стимулы создадут другие эмоции — инстинкт самосохранения способствует рассеиванию толпы, чувство голода, юмор, возбуждение, направленные к другим целям.

Технические приемы, с помощью которых манипулируют толпой, основываются на знании специальных механизмов, объединяющих толпу. Толпа может состоять из индивидов любой национальности, пола, профессии и не зависит от причин этого собрания. Для «человека толпы» характерны новые черты, отличающиеся от других индивидов. Эти отдельные новые черты образуют целое и принимают одно и то же направление, а сознательная личность исчезает. Образуется своеобразная «коллективная душа» с временным характером, но составляющая единое существо и подчиняющаяся закону духовного единства толпы.

Чтобы толпа стала организованной скопления случайных индивидов недостаточно, необходимо ещё влияние некоторых возбудителей.

Толпа всегда находится в крайне возбужденном предстартовом, установочном состоянии; и для приведения ее в действие необходим лишь соответствующий пусковой сигнал. По-древнегреческому поверью, гнев бога Пана вызывает безумие в стаде: животные начинают метаться, бросаться в пропасть, огонь или воду. Паника блокирует способность адекватного отражения обстановки и ее рациональной оценки, действия людей приобретают оборонительно-хаотичный характер, сознание резко сужается, люди становятся способными на крайне эгоистичные, асоциальные поступки. Паника возникает в состоянии психической напряженности, в условиях повышенной тревожности, вызванной ожиданием крайне тяжелых событий пожара, голода, землетрясений, затопления, вооруженного нападения , в условиях недостаточной информации об источниках опасности, времени ее возникновения и способах противодействия. Ожидавшие нападения турецких войск жители одного селения пришли в состояние паники, завидя вдали отблески кос односельчан. Вывести толпу из панического состояния можно лишь очень сильным противодействующим раздражителем, целенаправленными, категорическими командами авторитетных лидеров, предъявлением краткой успокоительной информации и указанием на реальные возможности выхода из возникшей критической ситуации. Паника — это крайнее проявление стихийного, импульсивного поведения массы людей при отсутствии их социальной организации, состояние массового аффекта, возникающее в ответ на шокирующее обстоятельство. Кризисная ситуация создает потребность немедленных действий, а их сознательная организация невозможна из-за информационно-ориентировочной недостаточности. На примере поведения людей в условиях толпы мы видим, что отсутствие социальной организации, системы регламентированных норм и способов поведения ведет к резкому снижению уровня поведения людей.

Поведение людей в этих условиях характеризуется повышенной импульсивностью, подчиненностью сознания одному актуализированному образу, сужением других сфер сознания.

Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов.

В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, — это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения. Особенность толпы состоит и в специфике социально-психологических явлений, определяющих единообразие поведения ее участников.

Дело в том, что толпа создается главным образом на базе противопоставления данной общности объекту недовольства. Толпу делает общностью нередко именно то, что «против них». Это, конечно, не слепая ненависть ко всему, с чем люди себя не идентифицируют. Тем не менее, в толпе противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины.

У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем виноваты «они». Толпа считается только с силой, и доброта ее мало трогает, для толпы доброта — одна из форм слабости. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность.

Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными. В темпераменталъной сфере психологические особенности толпы проявляются в физической активности и диффузности. Физическая активность.

Стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи — характерный признак толпы. Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу, весьма разнообразны — этим объясняется ее чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно нарождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно.

Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают наиболее важное свойство толпы — ее легкую превращаемость из одного вида или подвида в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно. Знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях либо в целях сознательного предотвращения ее особо опасных действий. В моральной сфере психологические особенности толпы чаще всего обнаруживаются в моральности и религиозности.

Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др. Все убеждения толпы имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству. Толпа нуждается в религии, так как все верования усваиваются ею лишь в том случае, если они облечены в религиозную оболочку, не допускающую оспаривания. Верования толпы всегда имеют религиозную форму.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий