А сказать на нечейное “чур моё”, значило закрепить своё право на владение.
«Чур меня!»: когда русские использовали это выражение
Чур – Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. Буква Ч | В нашей речи возглас "чур!" означает требование соблюдать какое-нибудь условие, какой-нибудь уговор. |
Значение слова «Чур» | Говорить «Чур меня», значит ограждать себя от предстоящей опасности. |
Что такое "ЧУР" ??? Вот говорят - чересЧУР,ЧУР не я,выЧУРный - что значит этот ЧУР ???
Чур не я значение. Что значит «чур меня» в этом случае? Слово «чур» и ныне употребляется в значении запрещения. Сегодня сложно догадаться о значении этого выражения, так как практически исчезло из словаря современного человека само слово «чур». Считалось, что Чур сурово карает за самовольный захват чужой земли, так что изначально чурбаны представляли собой изображения этого языческого идола и служили своеобразным оберегом-предупреждением для возможных нарушителей. Чур меня — что значит это выражение и откуда оно появилось читайте в данном материале.
Объяснение и происхождение популярной фразы «Чур меня что значит»
Бог Чур не является представителем Высокого божественного пантеона, но это вовсе не умиляет его значение. Смысл и значения фразы «чур меня чур» В первую очередь, фраза «чур меня чур» может означать, что человек не хочет быть замешанным в каком-либо деле или проблеме. Вспомните, как в далеком детстве, когда мы играли в догонялки, волшебные слова «я в домике» и «чур меня!» спасали нас от догоняющего.
Что такое "ЧУР" ??? Вот говорят - чересЧУР,ЧУР не я,выЧУРный - что значит этот ЧУР ???
Чур могло защитить от нечистой силы и в дру гих случаях. В Южной Сибири, по описанию алтайского краеведа С. Гуляева 1847 г. Во многих случаях защита от нечистой силы обеспечивалась очерчиванием магического круга. В Демянском уезде Новгородской губернии в начале XX века девушки гадали на святках таким образом: «Все девушки снимают тельные кресты с шеи и идут на перекресток. Каждая из гадающих поочередно ложится на середину круга, прислоняет ухо к земле и внимательно слушает. Можно думать, что в какой-то первоначальной ситуации человек произносил "чур! Характерно, что глагол зачураться мог обозначать не толь ко феномены речевой деятельности «словом обезопасить себя от чего-нибудь», «при игре — сказать «чур» в знак отказа участво вать в ней некоторое время» и т. По словам белорусского краеведа А.
Богдановича, зачураться в конце XIX века значило «оградить себя от нечистой силы, а также... Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. Грод но, 1895. Функциональная направленность очерчивания заключается в том, чтобы разделить пространство на две неравноценные части: внутреннее и внешнее, наделяемые соответственно признаками свое и чужое, безопасное и опасное, замкнутое и разомкнутое и т. Таким образом, проведение черты соответствует одновре менно двум процедурам — присвоению внутреннего пространства и отчуждению внешнего. Несмотря на значительное многообразие контекстов, в которых функционирует междометие чур, можно выделить два полю са, к которым тяготеет его семантическая структура: это, с одной стороны, присвоение, призыв о помощи, покровительстве и, с другой, отталкивание, отрицание, запрещение ср. Для позитивного круга значений междометия чур особенно показательны случаи, когда оно выполняет функцию глагола в повелительном наклонении.
Нередко его сравнивали с хранителем тайны границ между мирами. Лишь благодаря Чуру духи из потустороннего мира не пересекали заветной черты, чтобы разрушить мир живых. Иногда Чура сравнивали с духами умерших предков. Как отмечает в своих работах О. Ключевский, нередко имя Чура приписывали обожествлённому предку семейства или целого рода. Это мы можем заметить в старинном слове «пращур» «предок». Древние славяне были мудрым народом с высоким уровнем духовности, а потому верили в могущество душ прародителей. Чур мог принимать облик предков, приходя к человеку во снах и предупреждая его об опасности. Этого бога можно было встретить в поле, неподалёку от межевой черты. Описывали Чура по-разному: то он принимал облик старика с длинной седой бородой, то становился светловолосым юношей. Главная особенность Чура в самых разных обличьях — яркие глаза цвета неба. Что примечательно, Чур мог становиться и удивительным зверем — волком с голубыми глазами. Зла этот бог никогда не творил, а к людям приходил с вестями. Иногда за помощью в спасении народа он обращался к Велесу. Уже не раз замечаю, что эти два бога были наиболее близки к проблемам смертных. Чуров День Конечно, такой бог-защитник не мог обойтись без праздника, посвящённому ему.
В дальнейшем на границах своей земли славяне стали устанавливать идолы бога Чура. Он не только защищал землю от посягательств других людей, но и от нападок нечистой силы. Грозный деревянный идол бога границы не давал преступить её злым духам. Иногда уменьшенную копию кумира устанавливали для защиты и в доме. Она не давала навести порчу или проклятие на обитателей дома. Оберег Чур располагался на самом видном месте в доме, чтобы обидчики не могли ничего сделать. А чтобы заслужить расположение бога, к его пограничному идолу приносили дары. Чаще всего это были каша и молоко, но некоторые оставляли и мёд, и свежий хлеб, и зерно. Полубог и защитник Известный писатель-этнограф Сергей Максимов в своей книге «Крылатые слова», которая была впервые издана в 1890 году в Санкт-Петербурге, называет Чура языческим полубогом. По версии ученого, это мифическое создание широко почиталось нашими предками. Читайте также: Мужчина Тигр и женщина Тигр: совместимость в любви и браке, а также сочетаемость с другими годами Его уважали и боялись, потому что Чур устанавливал и охранял: границы миров потустороннего и людского ; границы земельных наделов; границы природных зон, озер и лесов; имущественные границы. Чур был покровителем и помощником, который мог наказать любого, кто нарушает установленные им правила. Поскольку славяне были землепашцами, то их главным достоянием были земельные участки. По границам своих владений люди устанавливали чурбаны — небольшие деревянные столбики-кругляши, на которых были вырезаны обозначения хозяев данного надела. Считалось, что Чур сурово карает за самовольный захват чужой земли, так что изначально чурбаны представляли собой изображения этого языческого идола и служили своеобразным оберегом-предупреждением для возможных нарушителей. Наши предки верили, что Чур сильнее Черта, поскольку является помощником самой Матери-земли. Это мифическое создание призывали знахари, рисуя магический круг, призванный защитить людей от происков приспешников зла. Поэтому и сегодня, восклицая «Чур меня! И мифический помощник якобы утверждает провозглашенное право. Вот так, выясняя происхождение только одного слова «чересчур», мы заглянули вглубь веков и узнали много интересного о наших далеких предках, живших до принятия на Руси христианства. Как произошло выражение «чур меня»? Madeleine Высший разум 131735 10 лет назадРусский историк В. Значение этого деда-родоначальника как охранителя родичей доселе сохранилось в заклинании от нечистой силы или нежданной опасности: «чур меня! Охраняя родичей от всякого лиха, чур оберегал и их родовое достояние.. Нарушение межи, надлежащей границы, законной меры мы и теперь выражаем словом «чересчур».. Исследователи прошлого века ввели в славянский пантеон еще одно родовое божество — Чура.
Без Чура невозможно довести до конца ни одного старославянского обряда, ибо он истинный защитник, вселяющий ужас во все нечистое. Значение оберега: Помимо защиты личного имущества, Бог Чур также оберегает человека от злых духов, родовых проклятий и людских наговоров. Очень часто наши предки использовали оберег Чур для очищения места проведения разных магических обрядов. В момент опасности люди часто выкрикивали «Чур меня, Чур», призывая тем самым на помощь великого покровителя. Словом «Чур» было принято обозначать магическое поле, которое способно сдерживать любую нечистую силу. Поэтому этот символ часто трактуют в значении «оградить себя кругом». Древнеславянские представления о Чуре, а также его истинная сущность и образ хранятся в самом языке. Например, слово «чур» — выражение, которое часто употребляется в значении границы, рубежа, а иногда даже его использовали для демонстрации собственного недовольства или неодобрения. Оберег Чур помогает не только защитить дом и семью от любых поползновений извне, но также очищает от всего нечистого и злого.. Чур на страже границ Издавна славяне почитали Чура как бога-защитника земельного участка. У пограничного столба насыпался бугорок земли, что значило запрет тревожить межу. Тот же, кто рискнул бы перенести столб в иное место, руководствуясь собственными интересами, непременно поплатился бы — Чур не прощал несправедливости и обмана. Сама же пограничная полоса между полями тоже считалась священным местом. Без разрешения хозяина участка переступать её было запрещено. В честь Чура в дни празднеств, посвящённых ему, люди исполняли гимны, обходя поле по периметру и гоня впереди скот. Нередко Чуру приносили и дары. Для этого достаточно было оставить молоко или мёд у любого их межевых столбов. Полубог и защитник Известный писатель-этнограф Сергей Максимов в своей книге «Крылатые слова», которая была впервые издана в 1890 году в Санкт-Петербурге, называет Чура языческим полубогом. По версии ученого, это мифическое создание широко почиталось нашими предками. Его уважали и боялись, потому что Чур устанавливал и охранял: границы миров потустороннего и людского ; границы земельных наделов; границы природных зон, озер и лесов; имущественные границы. Чур был покровителем и помощником, который мог наказать любого, кто нарушает установленные им правила. Поскольку славяне были землепашцами, то их главным достоянием были земельные участки. По границам своих владений люди устанавливали чурбаны — небольшие деревянные столбики-кругляши, на которых были вырезаны обозначения хозяев данного надела. Считалось, что Чур сурово карает за самовольный захват чужой земли, так что изначально чурбаны представляли собой изображения этого языческого идола и служили своеобразным оберегом-предупреждением для возможных нарушителей. Наши предки верили, что Чур сильнее Черта, поскольку является помощником самой Матери-земли. Это мифическое создание призывали знахари, рисуя магический круг, призванный защитить людей от происков приспешников зла. Поэтому и сегодня, восклицая «Чур меня! И мифический помощник якобы утверждает провозглашенное право. Вот так, выясняя происхождение только одного слова «чересчур», мы заглянули вглубь веков и узнали много интересного о наших далеких предках, живших до принятия на Руси христианства. По сути, они представляли тот же столб, на котором были искусно вырезаны суровые глаза бога, прямой нос и линии длинной бороды. Часто такие изваяния украшали орнаментом-оберегом, призванным усилить могущество Чура. Что интересно, и сегодня в нашем языке живут слова, напоминающие о «древесном» облике Чура — например, «чурбан», «чурбак». Учёные нередко сравнивают Чура с древнеримским богом Термом, что также защищал границы земель и был воплощён в столбах у границ полей. Часто изображения Чура делали на пограничных столбах Бог Чур Еще одна версия, имеющая право на существование. В мифологии древних славян имелся бог Чур. Это божество отвечало за нерушимость границ. Славяне искренне считали, что после того, как создалась земля, бог разрешил людям взять себе по участку для того, чтобы их племена жили здесь. Люди быстро реагировали и находили себе удобные наделы земли. Чтобы привлечь внимание мифологического божества, люди, обращаясь к нему, говорили: «Чур, это мне! Таким образом были розданы самые лучшие места. Границы бог Чур повелевал отметить специальными деревянными столбами — «чурбаками». И теперь они были нерушимы. Легенда гласит, что, сколько ни пытались вынуть столбы и передвинуть созданные границы, ничего не получилось. Читайте также: Зеркало Венеры: происхождение, значение символа в древние времена и сегодня Фразеологизм особенно прижился в детских умах. Заприметив интересную игрушку, ребенок бежит к ней со словами «чур мое! Раньше, если такое происходило в детском саду, то слова тоже здорово помогали. Никто не решался приблизиться к тому, на что уже «чурнули». Видимо, так глубока память подсознания. Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание Защитник от зла Исследователь-фольклорист А. Афанасьев отмечает и другую, не менее важную роль Чура в жизни наших предков. Он считался олицетворением огня, что пылал в очаге. Таким образом, Чура можно назвать защитником всего рода, покровителем семейства, по сути, очень могущественным домовым.
Магия слова “чур”
А еще это слово обозначало границу или край чего-то. Если учесть последнюю версию, то «чересчур» можно расшифровать как «через край». Скорее всего именно из-за предлога это слово так и хочется написать раздельно и через букву «з» — «через чур». Возможно, несколько столетий назад такой вариант написания и был правильным, однако в современном языке все по-другому: два слова слились в одно, и делить их уже нельзя.
Не следует писать его и через дефис как «через-чур». Нужно запомнить, что «чересчур» пишется слитно и только с буквой «с». Правило «чересчур» Запомнить правописание слова «чересчур» нам помогут два правила.
Во-первых, это наречие, и оно образовано от слова, которое в современном языке мы уже не употребляем. По правилам, в таких случаях наречия пишутся слитно. Во-вторых, слово пишется через букву «с», потому что «чур» начинается на глухой согласный.
Пословицы русского народа ЧУР — муж. Не ступай за чур, за черту. Не лей через чур; это чересчур много, мало, против нужного, должного. По чур наше!
И в этом нет ничего удивительного. Так делали пращуры, чтобы призвать славянского бога Чура, который помогает очерчивать границы и выстраивать защиту. Он был в почете, потому что являлся сильным оберегом всего и каждого, мог уберечь от опасности, защитить дом, отогнать нечистую силу. Славянский бог Чур — защитник границ Славянский бог Чур — охраняет границы и рубежи. Многое затерялось, утрачены какие-то обряды, традиции, божества, идолы, но сохранившееся наводит на мысль, что предки в каждое свое действие вкладывали глубокий смысл. Славяне обращались за помощью к божествам, чтобы иметь спокойствие и защиту. Это осталось актуальным и поныне, только человек уже надеется на свои силы. Или, по крайней мере, так думает, потому что во многих словах скрывается частичка Чура — бога границ.
Важным делом во все времена была и будет защита личного пространства, которое может иметь разные границы: дом, рабочее место, земельный участок, машина и собственно энергетическое пространство вокруг человека. В старину защитником имущества и безопасности выступал бог Чур. Это не самое первостепенный по рангу божество, но тот, без которого не обходился ни один человек. Знак славянского бога Чур. Он делил «твое» и «мое», тем самым устанавливал межу, которую лучше не переступать. Чур олицетворял пращуров, так как считается, что его название пошло от слова «щур» - корня в слове «пращур». А что такое предки? Это сила, к которой прибегают, когда наступает опасность.
Как маленькие дети бегут к маме или папе, так и любой другой человек в момент опасности обращается к своим родителям и прародителям, то есть пращурам. Поэтому можно предположить, какую силу представляет Чур, обобщающий предков всего Рода.
Домой Традиции Праздники и обряды Что значит выражение «чур меня»? Окт 16, 2017 1 Удача улыбнется вам! Как известно, междометия почти не несут смысловой нагрузки, они больше определяют эмоциональный окрас речи. Но в слове «чур» часто есть свое яркое значение, близко связанное с его происхождением.
Согласно мнению ученых, это слово произошло от имени одного из славянских богов, который был призван защищать земельные владения. Ключевский говорит, что бога этого называли Чур Щур в церковнославянской культуре.
Хитрое словечко, «Чур».
- "ЧУР МЕНЯ!" Из истории слов и выражений
- «Чур меня!»
- *** ЧУР меня!
- Чур меня что значит?
- Объяснение и происхождение популярной фразы «Чур меня что значит»
- Что означает "чур меня"?
Славянский бог Чур – защитник границ
- Почему мы говорим «чур меня»
- Значение слова «Чур»
- Кто такой "чур"?
- Чур меня что значит выражение
- «Чур, это мое!»
Правило «чересчур»
- Благородство окрыляет, подлость ползёт и жалит: Чур меня!
- Происхождение слова чур. Чур меня - что значит
- Что значит чур меня? как понять чур меня? значение и смысл
- Выражение «чур меня»: почему люди на Руси так говорили
- Старина и современность
*** ЧУР меня!
С древности люди верили в то, что духи предков принимают активное участие в их жизни. Захоронение предков На Руси считали, что усопшие родственники помогают своим семьям, защищая их членов от пагубного влияния злых сил. Однако духи могли и вредить, наносить порчу и попросту всячески мешать живым. Для того, чтобы этого не происходило, умершего следовало похоронить, как положено. Сам глагол «хоронить» изначально имел значение «прятать». Тела усопших родственников необходимо было спрятать так, чтобы они не смогли вернуться назад. Особенно, это касалось так называемых «нечистых» покойников: грешников, самоубийц, пьяниц, а после принятия христианства и некрещеных младенцев. Так могилы тех, кто самовольно ушел из жизни, обкладывали камнями для того, чтобы мертвецы не смогли выбраться наружу.
Люди верили в то, что именно самоубийцы насылают на землю засуху и болезни на скот. Однако хоронили покойников не только на кладбище или возле дома. Нередко это происходило и прямо в жилище. Например, в случае смерти старейшины рода, его тело закапывали на самом почетном месте в доме, а хозяева уходили жить в другое место. Вот почему на Руси не разрешалось ступать на порог, а только аккуратно его перешагивать. Гробом умершему иногда служила и погребальная ладья.
Предположим, древний славянин опасается за то, что посторонние люди, позарившись на его имущество, могут уничтожить семейство или испортить ему здоровье. У жителя Древней Руси наготове всегда были заветные слова: "Чур меня! По крайней мере, в этом были уверены славяне. Но если и не получалось чуда и славный щур не вмешивался в жизненные проблемы своего потомка, то считалось, что потомок каким-то образом рассердил пращуров и их духов. В общем, сам виноват и пострадал справедливо. Гадание, обережные слова от сглаза и прочего лиха Чуров приглашали молодые девушки для помощи в гадании на суженого. Как это происходило?
Обычно междометие "чур" используют при гаданиях. Се вера, 1913. Чур могло защитить от нечистой силы и в дру гих случаях. В Южной Сибири, по описанию алтайского краеведа С. Гуляева 1847 г. Во многих случаях защита от нечистой силы обеспечивалась очерчиванием магического круга. В Демянском уезде Новгородской губернии в начале XX века девушки гадали на святках таким образом: «Все девушки снимают тельные кресты с шеи и идут на перекресток. Каждая из гадающих поочередно ложится на середину круга, прислоняет ухо к земле и внимательно слушает. Можно думать, что в какой-то первоначальной ситуации человек произносил "чур! Характерно, что глагол зачураться мог обозначать не толь ко феномены речевой деятельности «словом обезопасить себя от чего-нибудь», «при игре — сказать «чур» в знак отказа участво вать в ней некоторое время» и т. По словам белорусского краеведа А. Богдановича, зачураться в конце XIX века значило «оградить себя от нечистой силы, а также... Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. Грод но, 1895. Функциональная направленность очерчивания заключается в том, чтобы разделить пространство на две неравноценные части: внутреннее и внешнее, наделяемые соответственно признаками свое и чужое, безопасное и опасное, замкнутое и разомкнутое и т. Таким образом, проведение черты соответствует одновре менно двум процедурам — присвоению внутреннего пространства и отчуждению внешнего.
По легенде он являлся внуком бога Сварога, создавшего землю. После создания земли бог Чур явился людям, чтобы поделить её между ними. А те, завидев его, стали указывать на понравившиеся наделы и кричать: «Чур, мне! Их нельзя было сдвинуть с места. В дальнейшем на границах своей земли славяне стали устанавливать идолы бога Чура. Он не только защищал землю от посягательств других людей, но и от нападок нечистой силы. Грозный деревянный идол бога границы не давал преступить её злым духам. Иногда уменьшенную копию кумира устанавливали для защиты и в доме. Она не давала навести порчу или проклятие на обитателей дома. Оберег Чур располагался на самом видном месте в доме, чтобы обидчики не могли ничего сделать. А чтобы заслужить расположение бога, к его пограничному идолу приносили дары. Чаще всего это были каша и молоко, но некоторые оставляли и мёд, и свежий хлеб, и зерно. Полубог и защитник Известный писатель-этнограф Сергей Максимов в своей книге «Крылатые слова», которая была впервые издана в 1890 году в Санкт-Петербурге, называет Чура языческим полубогом. По версии ученого, это мифическое создание широко почиталось нашими предками. Читайте также: Мужчина Тигр и женщина Тигр: совместимость в любви и браке, а также сочетаемость с другими годами Его уважали и боялись, потому что Чур устанавливал и охранял: границы миров потустороннего и людского ; границы земельных наделов; границы природных зон, озер и лесов; имущественные границы. Чур был покровителем и помощником, который мог наказать любого, кто нарушает установленные им правила. Поскольку славяне были землепашцами, то их главным достоянием были земельные участки. По границам своих владений люди устанавливали чурбаны — небольшие деревянные столбики-кругляши, на которых были вырезаны обозначения хозяев данного надела. Считалось, что Чур сурово карает за самовольный захват чужой земли, так что изначально чурбаны представляли собой изображения этого языческого идола и служили своеобразным оберегом-предупреждением для возможных нарушителей. Наши предки верили, что Чур сильнее Черта, поскольку является помощником самой Матери-земли. Это мифическое создание призывали знахари, рисуя магический круг, призванный защитить людей от происков приспешников зла. Поэтому и сегодня, восклицая «Чур меня! И мифический помощник якобы утверждает провозглашенное право. Вот так, выясняя происхождение только одного слова «чересчур», мы заглянули вглубь веков и узнали много интересного о наших далеких предках, живших до принятия на Руси христианства. Как произошло выражение «чур меня»? Madeleine Высший разум 131735 10 лет назадРусский историк В.
Чур меня чур что это значит
Вспомните, как в далеком детстве, когда мы играли в догонялки, волшебные слова «я в домике» и «чур меня!» спасали нас от догоняющего. Для позитивного круга значений междометия чур особенно показательны случаи, когда оно выполняет функцию глагола в повелительном наклонении. И чтобы избавиться от этого ощущения, нужно трижды произнести «чур меня». Итак, чур может означать «смерть» или «отрицание жизни». ЧУР МЕНЯ! найдено 2 значения слова Разг. 1. Устар. Возглас, оберегающий от нечистой силы.
Чур меня: что скрывается за этим возгласом?
Его просили о сохранении межей на полях. Слово чур и ныне употребляется в значении запрещения. К нему взывают во время гаданий, игр и т. Чур освящает право собственности Чур мое! Он же определяет количество и качество необходимой работы. Через чур! Чурка - деревянное изображение чура.
Чур - древнее мифическое существо. Чур - одно из древнейших названий, какое давалось домовому пенату, то есть пылающему на очаге огню, охранителю родового достояния. Белорусы рассказывают, что у каждого хозяина есть свой Чур - бог, оберегающий границы его поземельных владений; на межах своих участков они насыпают земляные бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не посмеет разрыть из опасения разгневать божество. Словарь Ожегова ЧУР, межд. Возглас обычно в детских играх , к-рым запрещают касаться чегон. Славяне вспоминают своих чуров-пращуров, чтобы заботились о нашем хлебе, хранили не только наши снопы, но и нашу Русь и многовековую великую культуру.
В этот день Чуру приносится треба молоком. У межевого камня выкапывается яма и туда выливается молоко. В праздник Чура нельзя работать вдали от дома. Хозяин должен обязательно находится у себя во дворе, тем самым почитая Чура. Чур у наших предков-язычников он был божеством не самого высокого ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и сберегателем границ поземельных владений.
На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно. В определенные дни глава семейства обходил владения по этой черте, гоня перед собою жертвенных животных, пел гимны и приносил дары божеству; здесь же, на некотором расстоянии друг от друга, ставились крупные камни или древесные стволы, носившие названия термов. В яму, в которой утверждался терм, клали горячие угли, хлебные зерна, караваи, плоды, лили мед и вино. Здесь все было подвластно Чуру, и место, где он главенствовал, а порою и показывался, получало таинственное освящение, и потому за черту родовых владений не дерзали переступить враждебные духи. Позднее на межах начали ставить изображение самого Чура.
Несмотря на грубость работы и ничтожность того материала, из которого вырубались, они почитались священными и неприкосновенными. На полях, отвоеванных у дремучих лесов и необозримых степей, Чур оберегал границы владений разных хозяев, удерживал дерзких к своевольных нарушителей, останавливал чужую разгулявшуюся соху, тупил расходившийся топор. Олицетворяли Чура в деревянном изображении, имевшем форму кругляша, короткого обрубочка толщиной в руку. Такие обрубки сохранили древнее название свое в известных словах, уцелевших до нашего времени: чурбак, чурбан, чурка, чурбашка. Когда великий Дый создал землю, повелел он одному из богов — его звали Чур — наделить людей угодьями. Вот прилетает Чур в какую-то местность к жилью человеческому, ведет толпу людей к роще или долине и вопрошает: — Эти угодья — кому?
А в ответ ему наперебой раздаются десятки голосов: — Чур, мне! Чур, мое! Тогда велит бог вытесывать чурбаки и вбивать их в землю на границах владений, дабы не было впредь споров и междоусобиц. С той поры мы и говорим, подобно нашим предкам: — Чур, мне! Также Чур охранял человека и все его добро от нечистой силы: как житель проезжих - прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: "Чур меня!
Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: "Чур тебе на язык! Ну а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: "Чур, мое! Один из ключевых богов Славянского пантеона, чье истинное значение уничтожено христианской традицией и может быть восстановлено лишь частично по обрывкам былин и пословиц. Корень «чур» в Русском языке известен хорошо. Деревянными чурбаками обозначались границы племенных и родовых владений. В первобытном сознании Славян они получали магическое значение и кратко именовались «чурами».
В словаре В. Даля это означает грань, граница, рубеж, межа, край, передел, мера наречие чересчур, т. Еще более архаичен заклинательный смысл слова «чур», когда с его помощью пытались отвести нечистую силу: «Чур, меня! В настоящее время Чур известен как Бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага.
Чуровой, к чуру относящ. Если верно, что в Сиб.
Чуроваться каз. Чурукать вор. Чурукать, чурюкать, вор. Вычурать находку или зачурать ее. Насилу отчурался от него. Мы с ним почурались, уговорились.
Перечурай, снова.
И делать что-либо чересчур означает нарушать древние законы, установленные пращурами. Кардинально противоположной версии придерживался филолог-фольклорист Никита Толстой. В своей научной работе «Русские чур и чушь» ученый отметил, что славяне часто поминали мужские гениталии в словесных формулировках, призванных защитить человека от всякой нечистой силы. И Чур — это никакой не языческий божок и не дух предков, а пенис, который почитался нашими предками как символ плодородия и, в то же время, мог оградить от беды, насланной мистическими существами. Некоторые ученые считали, что Чур — это то же самое, что и Черт. Дескать, славяне боялись помянуть рогатого демонического монстра, и специально коверкали это слово. Однако большинство специалистов уверены, что Чур — это языческий божок, и тому есть немало доказательств. Кто такой бог Чур В мифологии древних славян бог Чур был охранником границ. По легенде он являлся внуком бога Сварога, создавшего землю.
После создания земли бог Чур явился людям, чтобы поделить её между ними. А те, завидев его, стали указывать на понравившиеся наделы и кричать: «Чур, мне! Их нельзя было сдвинуть с места. В дальнейшем на границах своей земли славяне стали устанавливать идолы бога Чура. Он не только защищал землю от посягательств других людей, но и от нападок нечистой силы. Грозный деревянный идол бога границы не давал преступить её злым духам. Иногда уменьшенную копию кумира устанавливали для защиты и в доме. Она не давала навести порчу или проклятие на обитателей дома. Оберег Чур располагался на самом видном месте в доме, чтобы обидчики не могли ничего сделать. А чтобы заслужить расположение бога, к его пограничному идолу приносили дары.
Чаще всего это были каша и молоко, но некоторые оставляли и мёд, и свежий хлеб, и зерно. Полубог и защитник Известный писатель-этнограф Сергей Максимов в своей книге «Крылатые слова», которая была впервые издана в 1890 году в Санкт-Петербурге, называет Чура языческим полубогом. По версии ученого, это мифическое создание широко почиталось нашими предками. Читайте также: Мужчина Тигр и женщина Тигр: совместимость в любви и браке, а также сочетаемость с другими годами Его уважали и боялись, потому что Чур устанавливал и охранял: границы миров потустороннего и людского ; границы земельных наделов; границы природных зон, озер и лесов; имущественные границы. Чур был покровителем и помощником, который мог наказать любого, кто нарушает установленные им правила. Поскольку славяне были землепашцами, то их главным достоянием были земельные участки. По границам своих владений люди устанавливали чурбаны — небольшие деревянные столбики-кругляши, на которых были вырезаны обозначения хозяев данного надела.
То есть веду себя с ней как с собственным маленьким ребенком. Ну а уж чем отличается свой ребенок от чужого, объяснять не надо. Мы — собственники. Глупо рассуждать, хорошо это или плохо. Такова наша природа. К тому же, как я пытался показать, жажда присвоения лежит в основе любви. Христианская любовь, терпимость, сострадание — это одно. Но при этом про поведение какого-то человека, книгу, домашний интерьер мы говорим: это не мое. И идем дальше. К своему. В свое. В то, чем дорожим. Распространяется ли это на личную, материальную собственность? Но именно на этой почве, скажете вы, столько уродливых противостояний, преступлений, войн. Ну что ж, уродливые проявления есть и в супружеской любви, и в любви к ребенку, и даже в любви к Пушкину, если это связано с догматизмом и властным навязыванием единственного Пушкина. Читайте также В каком возрасте мы чувствуем себя несчастными? Закона это не отменяет. К тому же за материальную собственность человек держится тоже, чаще всего из символических соображений. То есть природа любви к ребенку, к дыму, к Пушкину и к собственному дому одна. Возьмите плановые затопления деревень. Какая это была трагедия. Даже если людям предлагали взамен новые благоустроенные дома и в лучших землях. Но — здесь каждый сантиметр дома любовно обжит, каждая тропинка знакома.