Без работы Цискаридзе сидел недолго: уже осенью его назначили исполняющим обязанности ректора Академии русского балета имени Вагановой.
Николай Цискаридзе: «Я отличник, мне можно смотреть сериалы и играть в телефон»
А есть сериалы, которые смотришь, например, «Клан Сопрано», я уже думал, что досмотрю его… мне было просто интересно, куда их еще мысль доведет, к какому абсурду. Или «Отчаянных домохозяек» когда показывали, я случайно попал, я был на даче у своих друзей, в момент, когда показывали первую серию. Я бы никогда в жизни не посмотрел этот сериал, если бы я не попал на первую серию. Это была бы комедия, драма, триллер… — Я не верю в то, что это вообще может быть хорошо, потому что это все равно что снимать сериал о заводе. Смотря что задумывают авторы, когда они пишут. Обычно снимают что-то вроде «Черного лебедя», а это абсолютно, с моей точки зрения, вампука, которую только можно придумать, в этом стиле, какую-то ерунду.
Почему вы вторгаетесь в то пространство, где вы никто и звать вас никак? И мало того, все, что вы имеете, сделали русские, только вы пытаетесь никогда этого не произносить».
А в Америке — я был тогда молодым, нахальным мальчиком — пошутил. Меня спросили: «Почему вы считаете, что ваш балет лучше? Это была нахальная шутка, но ведь все мои слова правда! Я здесь могу разыграть комедию, могу — трагедию, могу петь, танцевать, беседовать. Искусство — это, наверное, то, что вас заставляет сопереживать, что-то испытывать. А лично для меня искусство — это счастье. Мои родственники были очень сильно против, это сейчас они рассказывают, что знали уже тогда, что я уникальный мальчик.
Когда я пришел в первый класс на самый первый урок, педагог сказал: «нарисуй что-нибудь». Кто-то рисовал маму, кто-то — солнце, кто-то еще что-то. Я нарисовал балеринку и подписал «болет». Через «о» почему-то. Наверное, от слова «боль», как мама шутила. Но когда я стал взрослее и столкнулся с жизненными сложностями, я понял, что доктор, особенно тот, кто спасает жизнь, наверное, это самое интересное. И, может, если бы я не стал артистом, и если бы я дожил до 18 лет без сформированного выбора, я бы пошел в медицинский университет.
Врач — очень достойная, интересная, полезная профессия. Но не очень оплачиваемая. Моя жизнь сложилась очень удачно. Я с самых первых шагов стал «номером один» и ни разу не знал другого положения. Конечно, есть определенная избалованность своим нахождением в центре сцены, безусловно. Но я наблюдал за людьми, которые стартовали вместе со мной в школе, у которых были неплохие возможности, но мелочность, глупость в отношении к себе в профессии приводили их к страшным результатам, и они озлоблялись. Я очень мало видел людей, которые понимали, что занимаются не своим делом, кардинально меняли сферу.
Но, как правило, это были счастливые люди, потому что, сменив все, они реализовывались. Возможностей крайне много. Главное понять, что именно вы хотите. Мне было очень интересно быть артистом, очень. Но в один прекрасный момент я увидел, что старость пришла. Некоторые коллеги — мои ровесники — еще пляшут и выглядят смешными, а я просто пришел к министру культуры и сказал: «Я больше танцевать не буду. Вот у меня есть такой диплом и такой диплом.
Думайте, что со мной делать». И мне предложили занять пост ректора Академии. В Японии, Китае? Особенно в том, что касается Японии. Когда мы первый раз приехали в эту страну, мы — русские — были номером один. Тогда в конце 80-х — начале 90-х значение советского балета в этой стране было очень сильное. К сожалению, за 90-е годы мы потеряли этот рынок.
Американцы, французы, англичане его захватили, и теперь они очень серьезные наши конкуренты. Показателем может служить такая ситуация, когда наши ведущие коллективы, приезжая на гастроли, не могут продать зал. И это страшная тенденция. Сейчас нужно разрабатывать новую культурную политику. Однако есть проблема: у нас чиновники стали над творческими людьми в театрах.
Перед нашей встречей мы заранее условились с Колей, что будем говорить только о тех, кого оба любим. Оставалось договориться о подходящем дне и месте встречи. С последним было проще. Петербургская «Астория» — идеальное пространство для публичных разговоров о прекрасном. К тому же столько у каждого из нас воспоминаний!
А в баре Lichfield знаменитый итальянец, танцовщик Роберто Болле рассказывал мне со слезами в голосе, как Рудольф Нуреев выбрал его, тогда тринадцатилетнего мальчика, на роль Тадзио для своего балета «Смерть в Венеции» и как восстали свирепые итальянские профсоюзы, обвинив Нуреева в эксплуатации несовершеннолетнего, фактически сорвав готовый спектакль… Пока мы согласовывали дату предстоящего public talk, возникли и другие героини и темы. Как выяснилось, кроме Марии Каллас Коля любит Анну Маньяни «Она похожа на всех моих грузинских родственниц и соседок» , Вивьен Ли «Даже страшно представить, как ее должны были ненавидеть за красоту» , Елену Образцову «У нее на похоронах я нес крест за гробом». В конце концов договорились, что эту сугубо женскую компанию разбавит Владимир Горовиц, ради концерта которого маленький Коля с мамой прилетали специально из Тбилиси. И не было такой двери или препятствия, которое она не могла бы преодолеть. В конце концов, в кармане у нее всегда была приготовлена трешка, с которой она готова была расстаться ради святого искусства. А тогда трешки в Москве брали все. И у нее всегда была бронь на самые дефицитные спектакли и концерты. А в кинотеатре повторного фильма служила его крестная, благодаря которой они с мамой раз двадцать посмотрели «Мою прекрасную леди» с Одри Хэпберн. А на какие-то события прилетали из Тбилиси специально. Например, если намечался концерт Рихтера или спектакль с Плисецкой «Раскрывался занавес, и она стояла в этой своей позе.
Одна рука в бок, красный цветок в волосах, красная помада на губах… Этот шок красоты мне не забыть никогда! Коля помнит все. Он знал всех. А если не встречался лично, то был знаком со своими кумирами буквально через одно рукопожатие. А с Одри Хепберн, которую обожала мама, — через Юбера Живанши, выдающегося модельера, создателя неповторимого стиля Одри. Он был автором костюмов к «Жизели» в Большом театре. Там была драматичная история с забастовкой против смещения руководства Большого театра. Коля был один из немногих, кто отказался подписать заявление, что якобы его принудили к участию в этой акции. Но ему был всего 21 год, и от него быстро отстали. А вот за народных артистов, позволивших себе ослушаться окрика начальства, взялись всерьез.
Дело дошло до суда, который длился два года. Образцова с Жюрайтисом его выиграли, но нервов это стоило неимоверных. Альгис Марцелович вскоре умер. Но Елена Васильевна не забыла, как в самые трудные минуты их поддержал совсем юный мальчик, танцовщик, которого она поначалу принимала за артиста миманса. Так часто она видела его за кулисами во время своих спектаклей. А Коля стоял там, потому что не мог пропустить ее Кармен, Аиду, «Пиковую даму». Он жил этими спектаклями, великой музыкой, наполнявшей жизнь каким-то высшим смыслом, гармонией и красотой. Фото: Денис Денисов — Так получилось, что я был последним, кто провожал ее из Петербурга. Она ведь по рождению была ленинградка. И тогда на перроне Московского вокзала она взяла с меня слово, что я приеду в Москву на ее чествование.
Чувствовала она себя плохо, но вида не подавала. Держалась до последнего, шутила, травила свои любимые анекдоты. А на банкете после концерта Лена, ее дочь, буквально взмолилась: «Коля, уведите маму. Только вы это сможете». Помню, что мы долго-долго добирались до машины. Она еле шла. Когда я ее усадил, она расцеловала меня на прощание и тихо сказала мне на ухо: «Колька, ты даже не представляешь, как я хочу жить». Через полтора месяца ее не стало.
Для женщин станцевать два дня подряд снежинки для кордебалета — это у вас ног нет, просто у вас ноги в кровавом месиве», — добавил артист. Напомним, ранее Цискаридзе уже неоднократно выступал с критикой менеджмента Большого театра из-за «Щелкунчика». Во время загрузки произошла ошибка.
Как смотреть балет, понимать искусство, возвращение в Большой
В Новосибирском театре оперы и балета (НОВАТ) поставили классический балет "Тщетная предосторожность" на музыку французского композитора Фердинанда Герольда в хореографической редакции одного из основателей английского национального балета сэра. Николай Цискаридзе убежден, что Россия повысит уровень балета за время изоляции от Запада. Узнайте последние подтверждённые новости по поводу предстоящего сезона шоу «PRO-БАЛЕТ с Николаем Цискаридзе» на телеканале YouTube.
Танцовщик Цискаридзе пожаловался, что русский балет превратили в ширпотреб
Его герои - те, кто только начинает свою танцевальную карьеру и те, кто уже добился небывалых высот. В числе первых - воспитанники Академии русского балета имени А. Вагановой, а также артисты "Русского балета" и балетной труппы Мариинского театра, которые рассказывают свои истории становления. Героем фильма стал и Николай Цискаридзе - ректор Академии русского балета имени Вагановой. Да, скандалам и подобному обсуждению закулисной жизни в фильме тоже уделено внимание.
День, когда народный артист РФ был избран ректором Академии русского балета, ученики и педагоги отметили постановкой в Михайловском театре. В минувшие выходные Николай Цискаридзе был избран ректором Академии русского балета имени Вагановой. Экс-премьер Большого театра оказался единственным претендентом на выборах.
За его кандидатуру проголосовали большинство членов коллектива старейшей балетной школы — 227 человек.
Проблема известности российских артистов будет сохраняться, пока не поменяется кадровая политика в учреждениях культуры России, добавил Цискаридзе. Фото: кадр из фильма «Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева» Поделиться:.
В Грузии и сегодня, несмотря на то что это очень верующая страна, ни одно серьезное решение в жизни человека без совета гадалки или экстрасенса вообще не принимается. Так в ней совмещались, казалось бы, несовместимые вещи.
Кстати, она никогда никому не рассказывала, почему, при каких обстоятельствах научилась гадать. Когда ее уже не было в живых, меня находили люди, которые к ней обращались, рассказывали, как мама все правильно им предсказала. И таких людей было немало. Да что про других! Мама перед моими экзаменами всегда раскладывала карты и называла номер билета, который я вытяну. И ни разу в том не ошиблась.
«Не стыдно за ересь и мракобесие?»: Цискаридзе уличил Большой театр в ошибке
Ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе сочувствует артистам, задействованным в спектакле «Нуреев», который так и не был показан в Большом театре, как планировалось первоначально, передает РИА «Новости». Ректор Академии русского балета им. Вагановой, премьер балета Большого театра Николай Цискаридзе прокомментировал запрет балета в Британии. В итоге Цискаридзе остался в театре на репетиционно-преподавательской работе, но стал обладателем двух выговоров — за общение с прессой. Удивительный, всеми любимый Николай Цискаридзе стал гостем «МК» и рассказал нашим читателям обо всем: о балете и о своей жизни вне сцены. Марат Гизатулин поставил оценку 1 и написал отзыв к сериалу «Балет». С января 2013 года Николай Цискаридзе оказался вовлечён в скандал вокруг «кислотной атаки» на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина.
Лента новостей
- Дополнительная информация
- Цискаридзе отказывается комментировать участие в балете Михайловского театра
- Воспитанники Вагановки представили премьеру балета после избрания Цискаридзе
- Николай Цискаридзе о концерте в Кремле, работе на «Первом канале» и педагогике до гроба
Иван Васильев заменит Николая Цискаридзе в балете «Тщетная предосторожность». Но всего два раза!
Стоит отметить, что Russia Today Documentary на английском языке могут смотреть жители самых разных стран, а потому данный фильм можно считать просветительским, в первую очередь, для иностранной аудитории. Но и у нас с вами есть возможность его посмотреть, причём на русском языке. Напомним, в 2015 году на российском телеканале "Ю" было запущено уникальное реалити-шоу "Русский балет", в котором приняли участие артисты балетной труппы Театра Классического Балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. Выпуски этого шоу вы можете посмотреть на нашем сайте. Стоит отметить также, что на телеканале Russia Today Documentary не в первый раз выходят документальные фильмы о балете - так, к примеру, полтора года назад был показан фильм о легендарном Балете Моисеева: Другие новости.
Он сам об этом говорил, что он мог бы возглавить Большой театр. Он был очень хорошим танцовщиком. Он изумительно танцевал «Щелкунчика». Для него Ролан Пети переделал свой балет «Пиковая дама». И казалось, вот сейчас все пойдет по нарастающей… Он был тогда в хорошей форме. Но самовлюбленность, звездная болезнь мешает артисту.
Ты всегда должен понимать, что ты служишь искусству. А не мелькать по телевизору. На телевидении какая работа? Сел перед камерой и рассказываешь сказки. Те, кто знает историю балета со смехом воспринимают его рассказы. Везде только он, он. Танцевать Принцев он уже не может. В Большом театре столько молодых, элегантных и техничных танцовщиков достойных для роли Принцев. Цискаридзе конкурировать не может.
Главное понять, что именно вы хотите. Мне было очень интересно быть артистом, очень. Но в один прекрасный момент я увидел, что старость пришла. Некоторые коллеги — мои ровесники — еще пляшут и выглядят смешными, а я просто пришел к министру культуры и сказал: «Я больше танцевать не буду. Вот у меня есть такой диплом и такой диплом. Думайте, что со мной делать». И мне предложили занять пост ректора Академии. В Японии, Китае? Особенно в том, что касается Японии. Когда мы первый раз приехали в эту страну, мы — русские — были номером один. Тогда в конце 80-х — начале 90-х значение советского балета в этой стране было очень сильное. К сожалению, за 90-е годы мы потеряли этот рынок. Американцы, французы, англичане его захватили, и теперь они очень серьезные наши конкуренты. Показателем может служить такая ситуация, когда наши ведущие коллективы, приезжая на гастроли, не могут продать зал. И это страшная тенденция. Сейчас нужно разрабатывать новую культурную политику. Однако есть проблема: у нас чиновники стали над творческими людьми в театрах. Да, конечно, это мировой тренд. Но к чему это привело? Ведь не случайно в Италии, Франции закрываются театры. Особенно, балетные, музыкальные. И это, увы, закономерный результат. Менеджеры ничего не понимают в искусстве, в том, на что и на кого готова идти публика. Это, кстати, еще одна проблема — ни одному менеджеру не нужна звезда. Потому что ее надо оплачивать, надо считаться с ее мнением и так далее. А театр без звезд существовать не может. И вот японцы, как люди, которые очень четко считают деньги, быстро поняли, что собирать залы не под кого. Когда мы ездили, то было так: два месяца гастролей, 48 городов и везде аншлаг. Сейчас — три города, два из которых Токио и Осака, и билеты с трудом продаются. К сожалению, в артистов перестали вкладывать деньги. Мы их не знаем, не видим их лиц. Если ситуацию не переломить, будущее театров может быть довольно печально. Должно ли государство вмешиваться в культуру? Поддерживать, законодательно регулировать, или культура сама может справиться со своим развитием? Вплоть до того, что вы можете делать, если вы назначены на определенную роль: что носить, как говорить, как выглядеть и так далее. Там, например, есть закон, который мне безумно нравится, и я считаю его очень гуманным: у них указан точный возраст окончания работы артиста балета — 42 года. Всё, с этого возраста ты не можешь больше быть артистом. В твой день рождения, если ты звезда, тебе устраивают прощальный вечер — и до свидания. Знаете, почему это гуманно? Потому что я точно знаю, во сколько я уйду, вы точно знаете, во сколько вы уйдете, и у вас нет недовольства, что вас уволят, а я до 70 что-то там буду изображать на сцене. И так во всем. Да, у нас ничего подобного нет.
Николай Цискаридзе — Николай Максимович, есть ли у вас время смотреть сериалы? Например, «Шерлок» — это один из тех сериалов, который потряс мое воображение как идея. Я каждый раз, когда они объявляли, какую они повесть будут экранизировать, придумывал для себя наперед, как они ее адаптируют. Такие сериалы как «Игра престолов» потрясают компьютерной графикой, придумками. Понятно, что они взяли там разные литературные произведения, мифы, намешали бог знает что, но мне это нравится чисто как картинка. А есть сериалы, которые смотришь, например, «Клан Сопрано», я уже думал, что досмотрю его… мне было просто интересно, куда их еще мысль доведет, к какому абсурду.
Новосибирцы раскупили билеты на премьеру с Николаем Цискаридзе
Большой театр personastars Николай Цискаридзе уже не выходит на сцену девять лет, но хорошо помнит свой последний спектакль — это был балет «Жизель». В 2013 году артист ушёл из Большого театра после затяжного конфликта — он подверг критике длившуюся шесть лет реставрацию Большого и обвинил руководство театра в некомпетентности. Срок трудового договора с танцором истёк, а театр не стал продлевать его. Они не имели право это делать с точки зрения юридической, им нужен был хайп. Они знали, что я буду ректором [Академии русского балета имени Вагановой] и понимали, что если поднимут сейчас скандал, то на скандале никто никого не назначит, и они мне сломают жизнь. Но у них ничего не вышло.
Ректор Академии русского балета им. Вагановой, премьер балета Большого театра Николай Цискаридзе прокомментировал запрет балета в Британии. Ранее одна из ведущих британских танцевальных школ заявила , что исключит балет из списка вступительных испытаний.
Премьерные спектакли состоятся 27, 28 и 29 марта.
Артист убежден, что вскоре мы повысим свой уровень, в отличие от Европы, так как в России есть необходимая база и такая школа, которой нет нигде в мире. Когда 150 трупп выезжает в Европу и танцует "Лебединое озеро", мы тем самым понижаем планку понятия русский балет. Такого не должно быть.
Цискаридзе назвал «Щелкунчика» очень тяжёлым балетом
Фадеечев оставил сцену в 1977 году и стал педагогом-репетитором Большого театра. Кадр из фильма-балета «Лебединое озеро». Legion-Media Его сыновья тоже стали танцовщиками. Алексей в начале 2000-х был художественным руководителем этой прославленной труппы, а Александр танцует в Большом до сих пор. Через ваши руки прошли все главные принцы и танцовщики этого театра. Но важна и другая сторона вашей жизни — то, каким вы были человеком. Сколько тепла, радости, мудрости, юмора вы нам всем, своим ученикам, дарили. Любой, на кого было направлено ваше внимание, конечно, был очень счастливым человеком». В последние семь лет он занимается педагогической деятельностью на должности ректора Академии русского балета имени Вагановой. Николая возмутило то, что руководство театра в своем аккаунте в Instagram Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации не почтило память легендарного танцовщика.
Однако далеко не все деятели искусств считают этот факт поводом для радости. В числе тех, кто не разделяет «головокружения от успеха», выдающийся артист балета, звезда мировой балетной сцены Николай Цискаридзе. Николай, поздравляю с открытием Исторической сцены Большого театра. Что для вас значит это событие? Прежде всего, облегчение — мы пережили весь этот ужас с его затянувшимся ремонтом и, наконец, соберемся в театре. Насколько я поняла, вы весьма сдержаны в оценке. Вас не радуют произошедшие в театре перемены? Грустно это все.
Николай Цискаридзе: Никогда не читаю надписи на заборах. Я работаю одним из главных артистов этой страны на протяжении 35 лет, так что научился не смотреть на то, что мне не нравится. За последние месяцы мир российского балета потрясли сразу несколько смертей молодых танцовщиков — Алеси Лазаревой, Анны Соколовой. Врачи считают, причина всему — изнурительные тренировки. Николай Цискаридзе: Доктора, которые так говорят, абсолютно не профессиональны, ничего не смыслят в медицине. Все, что касается конкретных ситуаций — надо изучать, выяснять, что было реальной причиной. В любом случае, при поступлении в хореографические училища… я сейчас подчеркиваю — в училища, в профессиональные заведения, которые несут за учеников ответственность и дают хорошее образование, — нужно проходить медкомиссию. Всегда есть второй тур — медицинский. Детей без полной диспансеризации никуда не принимают. Я не знаю, где получали образование те артисты, которые скончались. Если были какие-то дефекты здоровья, значит, это недогляд их учебных заведений. А в каком режиме существуют современные артисты балета? Николай Цискаридзе: Точно в таком же, какой был и 100 лет назад — они очень много работают. Недаром им всегда дают пенсию по выслуге лет. Например, я получил ее после 15 лет работы. Причем в 33 я стал не только пенсионером, но еще и ветераном труда. Это не просто так, это действительно очень серьезный физический труд. Но, если анализировать, выяснится, что все балетные — долгожители. Мы уже говорили сегодня о Григоровиче, которому сейчас 95 лет. В последнее время в качестве замены спортзалу стали популярны студии балета для взрослых. Что такие занятия могут дать? Николай Цискаридзе: Балетный класс — это самая гармоничная физическая нагрузка. Она гораздо правильнее идиотского бега, какой-нибудь йоги или шейпинга. Если вы хотите, чтобы у вас все было гармонично со здоровьем, надо идти в балетный класс. Николай Цискаридзе Но тренироваться надо не так утрированно, как это делают профессионалы, потому что перед ними все-таки стоят другие цели. Если заниматься балетом для удовольствия, то это очень полезно и для сердца, и для легких, и для всех внутренних органов. На этот счет написана не одна диссертация. Это известный факт. Сейчас регулярно мелькают предложения назначить вас худруком Большого театра. Вам бы этого хотелось? Николай Цискаридзе: Вы знаете, у меня два высших образования: по одному — я педагог, по другому — юрист. Получены они не случайно. Для того, чтобы быть руководителем государственного уровня, у меня есть не только диплом, но и навыки.
И сбегали. От отчаянья, от бесправия, от невозможности распорядиться собой и своим даром, который требовал большего, чем предусматривала афиша родимого театра, и стоил большего, чем предписывало штатное расписание. Если вдуматься, то почти все великие балетные карьеры — это история про бегство. По своей воле еще задолго до революции покинула Мариинский театр Анна Павлова, уволили и прогнали вон Нижинского, выскользнула из лап ГПУ и чудом спаслась Ольга Спесивцева. Да и не в столь отдаленные времена балетные звезды использовали любую возможность, чтобы оказаться на свободе. Впервые это случилось в 1961 году, когда не вернулся с гастролей Рудольф Нуреев. Спустя восемь лет его примеру последовала Наталья Макарова. Еще через шесть лет к ним присоединился Михаил Барышников. Перечисляю лишь самые известные имена, чей сенсационный триумф был в известной степени подогрет и политическим противостоянием двух систем, и атмосферой холодной войны, и скандальными обстоятельствами их бегства. В 1990-е эти отъезды остались бы уже незамеченными. Да и не было такой балетной труппы в мире, где бы не служили тогда русские танцовщики. Так случилось, что как раз на это время пришлась молодость и первый взлет Николая Цискаридзе. Помню, как в разгар его ожесточенных битв с дирекцией Большого театра в 2013 году я спросил его, не жалеет ли он, что тогда не уехал. И он без секунды раздумий ответил, что нет, не жалеет. Что всегда хотел только одного — служить в Большом театре. Что этот театр — его жизнь. Что ничего ему больше не надо, только каждый день проходить мимо восьми колонн и любоваться на бронзовую квадригу с Аполлоном на фронтоне. Он ведь и балетной педагогикой занялся, понимая, что других способов задержаться в стенах Большого у него после ухода со сцены не будет. Перед глазами был пример двух великих женщин, двух великих балерин — Марины Тимофеевны Семеновой и Галины Сергеевны Улановой. Обе всю жизнь считались антиподами и, служа в одном театре педагогами-репетиторами, старались лишний раз не пересекаться друг с другом, но почему-то обе выбрали именно Цискаридзе. Фото: Денис Денисов Их уже не спросить, но могу предположить, что своим безошибочным балетным инстинктом они почувствовали в нем ту породу, из которой и создаются великие артисты. Это был взгляд ювелира, умеющего мгновенно распознать в тусклом, необработанном камушке будущий ослепительный бриллиант. Не говоря уже о вошедшем в историю коротком резюме, выданном сразу после выпускного экзамена Ю. Григоровичем: «Грузину пять и взять в театр». Сейчас портреты всех троих висят у Цискаридзе в Академии русского балета им А. Вагановой в Петербурге. Он любит себя окружать изображениями тех, кто был ему дорог и как-то повлиял на него. Меня особенно привлекло огромное живописное полотно, где Марина Семенова говорит по телефону. Почему-то художник Альфред Эберлинг решил изобразить народную артистку в балетной пачке и с телефонной трубкой в руке. То ли таким образом хотел подчеркнуть контраст архаичного балетного жанра и новейших на тот момент достижений цивилизации. То ли намекал на какие-то особые связи балерины с сильными мира сего. Шутники зубоскалили, что портрет одно время назывался: «Семенова говорит по телефону с товарищем Сталиным», потом с «товарищем Молотовым», потом с Хрущевым. Сама Марина Тимофеевна этот портрет ненавидела и очень надеялась, что его сожгли во время блокады. Но нет, висит себе целехонький в ее альма-матер, которую уже девятый год возглавляет ее любимый ученик. Несколько лет тому назад мы делали там репортаж для журнала «Сноб». Я видел, как Коля носится по этажам. Слышал его короткие диалоги на лестнице с учениками: «Маша, ты ела? Я проверю», «Денис, как дела с коленом? Ударно-волновая терапия помогла? Отец родной. И так с утра до глубокой ночи. С одним перерывом на обед в служебном буфете, где он ел ту же самую разваренную и недосоленную гречку, что и другие педагоги. И даже, кажется, не замечал ее вкуса от усталости.
О любимых сериалах, кино про балет и актерстве в жизни
Беседуем с прима-балериной о новом сериале "Балет", который ещё не закончился, но уже вызвал неоднозначные эмоции у зрителей. Николай Цискаридзе – выдающийся артист мирового балета конца XX века. Откровения Николая Цискаридзе о себе, балете и великой Плисецкой (2023). Прославленный танцор балета, Народный артист Российской Федерации, ректор Академии балета в городе Санкт-Петербурге Николай Цискаридзе полностью уверен в том. Сразу предупреждаю, что я никогда не была фанатом Цискаридзе, хотя и не скрою, что балет в целом люблю. Потому что я не приемлю физиологический труд, с моей нелюбовью к движению мне вообще непонимаю, как я стал актером балета.
Николай Цискаридзе. Развенчивая мифы смотрите на ТВ
- Красивые мужики, которые мне не нравятся. Николай Цискаридзе: misscaprizzz — LiveJournal
- Сериал "Балет": rivka381 — LiveJournal
- «Мне все было очень легко и в кайф»: Николай Цискаридзе — о балете, академии и телевидении
- «Не стыдно за ересь и мракобесие?»: Цискаридзе уличил Большой театр в ошибке