Новости кто стал первым в россии царем

Иван Грозный стал царем в три года (1533), после смерти Василия Третьего, своего отца. Личной трагедией царя стал разрыв с наследником. Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет». Объединив под своим руководством такую внушительную территорию, вышеназванный исторический деятель, по сути, стал первым русским царем. 4.3 Список царей России после первого царя династии Романовых.

Первый Русский Царь

Его не называли царем и венчали на великое княжение, но власть его была освящена митрополитом, и таким образом он стал первым духовным преемником византийских монархов. В 1561 году царский титул Ивана Васильевича был признан Константинопольским патриархом. Портрет царя Ивана IV Васильевича Грозного. «»: Михаил Романов стал третьим и последним выборным царем в истории России. Царь Борис I Фёдорович Годунов – первый “выборный” царь в России. Личной трагедией царя стал разрыв с наследником.

Пётр Первый

Он возложил на Ивана Василевича царские регалии — крест, золотую цепь, шапку Мономаха и бармы. Обряд миропомазания подчеркивал сакральность церемонии и божественное происхождение власти царя. Новый титул свидетельствовал о самодержавном характере власти и уравнивал правителя Русского государства по титулатуре с западными монархами.

Поиск верных законодательных решений, личный опыт и теории ученых той поры о политике, государстве и праве положили начало правовым реформам, без чего страна не могла обеспечить успешное развитие. Голос России будет услышан в европейском хоре, только если это будет голос сильной армии. Ее создание означает кадровое наполнение, обучение современным методам ведения войны, оснащение современным вооружением и продовольствием, строительство мощного флота и т. Осуществить весь этот комплекс мероприятий может только, как тогда говорили, регулярное государство. Основным направлением территориальной экспансии должен быть не юг, а запад. Именно там находятся все сокровища современной цивилизации, а не у "диких турок" и еще более "диких татар". Тем более что наблюдавшаяся русским царем неразбериха среди европейских государств в связи с "Гишпанским наследством" способствовала этому плану. Государственным строительством Петр I занимался практически до конца своей жизни.

Первой под раздачу попала плохо управляемая Боярская дума. В 1699 году ее преобразовали в консилию министров Ближней канцелярии. Это был высший орган центральной администрации. Ей были подчинены все прочие учреждения - приказы и канцелярии. Состав консилии не был строго установлен и определялся от случая к случаю. К тому же у нее не было председателя. Петр был знаком с Лейбницем, возможно, с Локком; наконец, он испытывал пристальный интерес к работам юристов и теоретиков государства Г. Гроция, С. Книга Самуэля фон Пуфендорфа "О должности человека и гражданина" была при Петре переведена на русский язык и очень высоко им ценилась. Петр I понимал необходимость закрепления реформ в экономике и государстве и потому предпринял несколько попыток создать свод или уложение законов: первоначально создал Комиссию по подготовке нового Уложения в 1700 году, затем в 1714 году.

Рождение Петра Великого. Книжная иллюстрация первой половины XIX века Фото: wikimedia. Петр был недоволен. В итоге уже в 1720 году Петр I решил перевести и применить к русской жизни шведское законодательство, "сличить шведские и русские законы и выбрать, что лучше. Для поместных дел предложены права эстляндские и лифляндские, "ибо оныя сходнее и почитай одним манером владение имеют, как у нас"… Надеясь не без основания на способность русского общества усвоить западную культуру и приспособиться к западному праву, Петр, однако, ничего не сделал, чтобы облегчить переход от московских порядков к европейским. Сделанные в грубой форме, неумелой рукой, обнаруживающие нередко неудачный выбор, изложенные на непонятном для русских языке, заимствования не могли пустить глубоко корни в русском быту. Отсюда нередкое разочарование в них самого Петра, возвращение к старому московскому праву, - писал в конце XIX века профессор Шершеневич. В 1708 году была проведена территориально-управленческая реформа, в ходе которой страна была поделена на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую, Киевскую, Смоленскую, Архангелогородскую, Казанскую, Сибирскую и Азовскую. Позднее, в 1713-1714 годах, к ним добавились Астраханская, Нижегородская и Рижская губернии. Во главе губерний встали генерал-губернаторы, которые обладали всеми полномочиями в управлении военными и гражданскими сферами деятельности.

Губернии изначально делились на уезды. В 1719 году были учреждены провинции как промежуточные звенья между губерниями и уездами. На уровне города были созданы магистраты, ставшие вовсе не органом на службе города, а институтом, его контролирующим. В мае 1703 года царь основал Санкт-Петербург и уже в 1714 году перенес туда столицу. Губернии не были подчинены приказам, так что консилия ввиду отсутствия достаточной определенности в регламентации ее деятельности фактически была изолирована от управления регионами. В начале 1711 года Петр утвердил новый высший орган управления - Правительствующий Сенат, который просуществовал с разными полномочиями до 1917 года. Петр повелевал всем слушаться Сената, как его самого. Первоначально он состоял из девяти человек, назначаемых царем по принципу личной лояльности независимо от их происхождения. Считалось, что Сенат будет работать по поручениям Петра во время его отсутствия, однако его оперативная и вполне успешная работа превратила временный орган в постоянно действующий. С переводом работы Сената со временной на постоянную Боярская дума - аристократический орган, основанный на принципе местничества, - окончательно исчезла.

Сенат стал высшим судебным и управленческим органом России. Сенат был наделен широкими полномочиями: занимался вопросами комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы. Высшим органом было присутствие, то есть общее собрание сенаторов. На нем обсуждались и решались голосованием основные вопросы, подведомственные Сенату. Пунктом первым указа от декабря 1718 года "О должности Сената" состав Сената был существенно изменен. Теперь он стал состоять из президентов коллегий, пришедших на место приказов.

Это было огромное государство, раскинувшееся от Смоленской области на западе до Рязанского и Нижегородского уездов на востоке, от калужских земель на юге до Северного Ледовитого океана и Финского залива на севере. На столь огромной территории проживало около 9 млн человек. Московская Русь так иначе называли княжество являлась централизованным государством, в котором все регионы подчинялись великому князю, то есть Ивану IV. К XVI веку перестала существовать Византийская империя. Грозный вынашивал идею стать покровителем всего православного мира, а для этого ему необходимо было укрепить авторитет своего государства на международном уровне. Изменение титула в данном вопросе играло не последнюю роль. В странах Западной Европы слово «царь» переводили как «император» либо оставляли в нетронутом виде, в то время как «князь» у них ассоциировался с герцогом или принцем, что было на разряд ниже. Детство государя Зная, кто на Руси стал первым царём, интересно будет познакомиться с биографией этого человека. Иван Грозный появился на свет в 1530 году. Будущий правитель русских земель рано осиротел. Когда ему исполнилось 3 года, умер его отец. Так как Иван был единственным наследником престола его младший брат Юрий родился умственно отсталым и не мог возглавить Московское княжество , правление русскими землями перешло к нему. Произошло это в 1533 году. Фактической правительницей при малолетнем сыне некоторое время была его мать, однако в 1538 году не стало и её по слухам, она была отравлена. Полностью осиротев к восьмилетнему возрасту, будущий первый царь на Руси рос среди опекунов-бояр Бельских и Шуйских, которых ничего, кроме власти, не интересовало. Взрослея в атмосфере лицемерия и подлости, он с детства не доверял окружающим и от каждого ожидал подвоха. Принятие нового титула и женитьба В начале 1547 г. Грозный объявил о своём намерении венчаться на царство. Корону на голову правителя возложил митрополит Московский Макарий — человек, пользующийся авторитетом в обществе и имеющий на юного Ивана особое влияние. Торжественное венчание состоялось в Успенском соборе Кремля. Будучи 17-летним отроком, новоиспечённый царь задумал жениться. В поисках невесты сановники объездили все русские земли. Жену Иван Грозный отбирал из полутора тысяч претенденток. Больше всего пришлась по душе ему юная Анастасия Захарьина-Юрьева. Она покорила Ивана не только своей красотой, но и умом, целомудрием, набожностью, спокойным характером. Венчавший Грозного на царство митрополит Макарий одобрил выбор и обвенчал молодожёнов. Впоследствии у царя были и другие супруги, но Анастасия была из них всех для него самой любимой.

Когда Мономах совершил победоносный поход на Царьград, его дед император Константин на самом деле давно умерший отдал внуку порфиру со своей головы, чтобы купить у него мир. От Мономаха императорские регалии перешли к московским государям. Официальные летописи изображали дело так, будто 16-летний юноша по собственному почину решил короноваться шапкой Мономаха и принять царский титул. Митрополит и бояре, узнав о намерении государя, заплакали от радости, и все было решено. В действительности инициатива коронации принадлежала не Ивану, а тем людям, которые правили его именем. Затеяв коронацию, родня царя добилась для себя крупных выгод. Бабка царя Анна с детьми получила обширные земельные владения на правах удельного княжества. Князь Михаил был объявлен ко дню коронации конюшим, а его брат князь Юрий стал боярином. Едва ли можно согласиться с мнением, что коронация Ивана IV и предшествовавшие ей казни положили конец боярскому правлению. В действительности произошла всего лишь смена боярских группировок у кормила власти. Наступил кратковременный период господства Глинских. В глазах самого царя перемена титула была важной жизненной вехой. Вспоминая те дни, царь писал, что он сам взялся строить свое царство и «по Божьей милости начало было благим». Увенчанный царским титулом, Иван IV явился перед своими подданными в роли преемника римских кесарей и помазанника Божьего на земле. А вот следующий титул он сам обыкновенно употребляет в своих грамотах, посылаемых к иностранным государям; этот титул все его подданные должны держать в памяти самым тщательным образом, как ежедневныя молитвы: «Божиею милостию, государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Булгарский, Новгорода Нижняго, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей земли Сибирской и северной, от начала наследственный государь Ливонии и многих других стран». К этому титулу он часто прибавляет название монарха, что на русском языке, который в сложениях очень счастлив, весьма удачно переводится словом Samoderzetz, так сказать, который один держит управление. С этого времени начинается история неуничтожимого Ромейского царства, которое несколько раз меняло место своего пребывания, последним его вместилищем накануне Страшного Суда становится Московская Русь. Именно государям этого царства предстоит стать теми, кто духовно подготовит свой народ к «последним временам», когда люди Руси, Нового Израиля, смогут стать гражданами Небесного Иерусалима. Об этом свидетельствует, в частности, важнейший памятник исторического повествования эпохи Грозного, «Степенная книга», в которой особо подчеркивалась душеспасительная миссия Московского царства и его правителей: история рода Рюриковичей уподоблялась там лестнице с золотыми ступенями «златыми степенми» , ведущей на небо, «по ней же невозбранен к Богу восход утвердиша себе же и сущим по них». Поэтому царь Иван говорил в 1577 г. Здесь имелась в виду широко распространенная в древнерусской письменности реминисценция из книги пророка Даниила, предупредившего царя Вальтасара о неизбежном возмездии. Но Грозный приводил эти слова для обоснования идеи наследственных прав московских государей, в чем убеждает контекст Второго послания Ивана IV А. Царь обвиняет протоиерея Сильвестра и прочих «врагов» трона в попытке узурпации власти и отмечает, что только прирожденные правители могут обладать всей полнотой Богом дарованного «самодержавства».

16. Первый русский царь

Поддержанный ближайшим кругом соратников, царь провел ряд мероприятий, которые должны были обновить и укрепить власть в стране. Изменения коснулись и области законодательства: Иван Грозный ввел в действие новый судебник, который давал крестьянским общинам право на самоуправление, а также разрешил переход крестьян от одного хозяина к другому. Значительное внимание царь уделял перевооружению армии. При нем стрелецкое войско получило огнестрельное оружие, которое по тем временам было диковинкой даже для многих развитых европейских стран. При Иване Грозном стала ускоренными темпами развиваться артиллерия.

Военные реформы были вызваны необходимостью ведения активной внешней политики. В этой сфере государственной деятельности Иван Грозный добился впечатляющих успехов.

Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных? Вспомни величайшего из царей, Константина: как он, ради царства, сына своего, им же рожденного, убил!

И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, сколько крови пролил в Смоленске во время Пасхи! А ведь они причислены к святым. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрения добродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но еще сильнее разжег? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, там ты еще больше посеял плевел. И сбылось на тебе пророческое слово: «Вы все разожгли огонь и ходите в пламени огня вашего, который вы сами на себя разожгли».

Разве ты не сходен с Иудой-предателем? Так же как он ради денег разъярился на владыку всех и отдал его на убиение, находясь среди его учеников, а веселясь с иудеями, так и ты, живя с нами, ел наш хлеб и нам служить обещался, а в душе копил злобу на нас. Так-то ты соблюл крестное целование желать нам добра во всем без всякой хитрости? Что же может быть подлее твоего коварного умысла? Как говорил премудрый: «Нет головы злее головы змеиной», также и нет злобы злее твоей. А это, по-твоему, «сопротивно разуму и прокаженная совесть», когда невежда вынужден молчать, злодеи отражены и царствует богом поставленный царь? Нигде ты не найдешь, чтобы не разорилось царство, руководимое попами.

Тебе чего захотелось - того, что случилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам? Это ты нам советуешь? Так пусть эта погибель падет на твою голову! И неужели это тьма - когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания?

Именно государям этого царства предстоит стать теми, кто духовно подготовит свой народ к «последним временам», когда люди Руси, Нового Израиля, смогут стать гражданами Небесного Иерусалима. Об этом свидетельствует, в частности, важнейший памятник исторического повествования эпохи Грозного, «Степенная книга», в которой особо подчеркивалась душеспасительная миссия Московского царства и его правителей: история рода Рюриковичей уподоблялась там лестнице с золотыми ступенями «златыми степенми» , ведущей на небо, «по ней же невозбранен к Богу восход утвердиша себе же и сущим по них». Поэтому царь Иван говорил в 1577 г. Здесь имелась в виду широко распространенная в древнерусской письменности реминисценция из книги пророка Даниила, предупредившего царя Вальтасара о неизбежном возмездии. Но Грозный приводил эти слова для обоснования идеи наследственных прав московских государей, в чем убеждает контекст Второго послания Ивана IV А. Царь обвиняет протоиерея Сильвестра и прочих «врагов» трона в попытке узурпации власти и отмечает, что только прирожденные правители могут обладать всей полнотой Богом дарованного «самодержавства». Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний. Неужели ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных? Вспомни величайшего из царей, Константина: как он, ради царства, сына своего, им же рожденного, убил! И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, сколько крови пролил в Смоленске во время Пасхи! А ведь они причислены к святым. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрения добродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но еще сильнее разжег? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, там ты еще больше посеял плевел. И сбылось на тебе пророческое слово: «Вы все разожгли огонь и ходите в пламени огня вашего, который вы сами на себя разожгли». Разве ты не сходен с Иудой-предателем?

В октябре 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от поляков. Теперь нужно было восстановить в стране государственную власть. Избрание нового царя возлагалось на Земский собор, грамоты о созыве которого разослали уже в ноябре месяце. В конце 1612 года на Собор в Москву съехались выборные представители разных сословий — свыше 800 человек из 58 городов. Разумеется, прежде всего это были бояре, дворяне и священнослужители. Но были представлены также посадские люди, впервые в истории соборов донские казаки и черносошные лично свободные крестьяне. Этот Земский собор был наиболее многочисленным и представительным по составу в сравнении с предшествующими. Причем перед собором, которому надлежало фактически определить дальнейшую судьбу страны, объявили трехдневный пост. Земский собор начал свою работу 16 января 1613 года. Представители «всея земли» аннулировали решение предыдущего Собора об избрании на русский престол королевича Владислава и постановили: «Иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать».

Как на Руси появился царь?

2 ноября 1721 г. Пётр Алексеевич по прошению сенаторов принял титул Великого, отца Отечества, императора Всероссийского, а Российское государство стало империей. 2 ноября 1721 г. Пётр Алексеевич по прошению сенаторов принял титул Великого, отца Отечества, императора Всероссийского, а Российское государство стало империей. Примечательно, что это было первое венчание на царство в отечественной практике, так что Иван IV стал первым царем в русской истории.

Михаил Фёдорович — первый из Романовых

Правда ли, что Иван Грозный был первым русским царем, или этот титул использовался на Руси до него? В результате Иван был провозглашён первым царём, а Пётр, как младший по возрасту, вторым. 17 декабря 2018 Артур Романов ответил: Первым русским царем, как известно, был царь Иван IV, он же Иван Васильевич Грозный.

Первый русский царь?

Деятельность Ивана Грозного Резкое и коренное изменение статуса высшего лица в государстве свидетельствовало об амбициозности Ивана и масштабности его государственных замыслов. Враждующие между собой боярские группировки получили четкий сигнал о том, что государь собирается превратить слабое и децентрализованное государство в могущественную державу. Царский титул давал Ивану Грозному возможность претендовать на роль преемника древних традиций Римской империи. На первых порах Иван Васильевич был настроен на поэтапное проведение либеральных реформ.

Поддержанный ближайшим кругом соратников, царь провел ряд мероприятий, которые должны были обновить и укрепить власть в стране. Изменения коснулись и области законодательства: Иван Грозный ввел в действие новый судебник, который давал крестьянским общинам право на самоуправление, а также разрешил переход крестьян от одного хозяина к другому. Значительное внимание царь уделял перевооружению армии.

Он приказал его отремонтировать и спустить на Яузу. К тому времени у него сформировались уже два "потешных" полка - Семеновский и Преображенский. Для командования ими не хватало опытных и знающих людей, поэтому Петр стал часто появляться в Немецкой слободе.

Многое его стало привлекать в западных порядках и обычаях. Молодой русский государь начал курить трубку, ходить на немецкие вечера с танцами. Чтобы образумить сына, мать решила его женить.

Выбор пал на дочь окольничего Евдокию Лопухину. Петр не стал противиться, но практически сразу после свадьбы оставил супругу и уехал на Плещеево озеро. Петр свергает Софью Деятельность Петра беспокоила Софью, которая понимала, что когда ему исполнится 18, ей придется уступить престол.

Первый публичный конфликт между ними произошел в 1689 году. После обедни в праздник иконы Казанской Божьей матери Петр заявил, что сестра не имеет права совершать крестный ход вместе с мужчинами. Тогда она взяла в руки образ Пресвятой Богородицы и вместе с ним присоединилась к процессии.

Обескураженный Петр просто покинул ход. Решающее событие произошло 7 августа, когда Софья приказала начальнику стрельцов снарядить большой отряд в Кремль для сопровождения богомолья в Донской монастырь. Параллельно разошелся слух о том, что Петр решил вместе со своими "потешными" полками войти в Кремль и убить царевну, а также брата Ивана.

Стрельцы решают сами идти в Преображенское. Сторонники Петра сообщают ему о приближающихся непрошеных гостях. Петр скрывается в Троице-Сергиевом монастыре.

После стрелецкого бунта, который правитель помнит еще с раннего детства, у него развилось нервное заболевание: появились сильные конвульсии лица. Большая часть войск беспрекословно подчинилась законному правителю. Софья признала свое поражение, вскоре после этого ее заключили под строгий присмотр в Новодевичий монастырь.

Брат Петра фактически перестал интересоваться государственными делами, хотя до своей смерти в 1696 году фактически оставался соправителем.

Но после падения Орды восточный покрой вышел из моды. По поводу происхождения шапки Мономаха сложена была такая легенда. Когда Мономах совершил победоносный поход на Царьград, его дед император Константин на самом деле давно умерший отдал внуку порфиру со своей головы, чтобы купить у него мир. От Мономаха императорские регалии перешли к московским государям. Официальные летописи изображали дело так, будто 16-летний юноша по собственному почину решил короноваться шапкой Мономаха и принять царский титул.

Митрополит и бояре, узнав о намерении государя, заплакали от радости, и все было решено. В действительности инициатива коронации принадлежала не Ивану, а тем людям, которые правили его именем. Затеяв коронацию, родня царя добилась для себя крупных выгод. Бабка царя Анна с детьми получила обширные земельные владения на правах удельного княжества. Князь Михаил был объявлен ко дню коронации конюшим, а его брат князь Юрий стал боярином. Едва ли можно согласиться с мнением, что коронация Ивана IV и предшествовавшие ей казни положили конец боярскому правлению.

В действительности произошла всего лишь смена боярских группировок у кормила власти. Наступил кратковременный период господства Глинских. В глазах самого царя перемена титула была важной жизненной вехой. Вспоминая те дни, царь писал, что он сам взялся строить свое царство и «по Божьей милости начало было благим». Увенчанный царским титулом, Иван IV явился перед своими подданными в роли преемника римских кесарей и помазанника Божьего на земле. А вот следующий титул он сам обыкновенно употребляет в своих грамотах, посылаемых к иностранным государям; этот титул все его подданные должны держать в памяти самым тщательным образом, как ежедневныя молитвы: «Божиею милостию, государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Булгарский, Новгорода Нижняго, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей земли Сибирской и северной, от начала наследственный государь Ливонии и многих других стран».

К этому титулу он часто прибавляет название монарха, что на русском языке, который в сложениях очень счастлив, весьма удачно переводится словом Samoderzetz, так сказать, который один держит управление. С этого времени начинается история неуничтожимого Ромейского царства, которое несколько раз меняло место своего пребывания, последним его вместилищем накануне Страшного Суда становится Московская Русь. Именно государям этого царства предстоит стать теми, кто духовно подготовит свой народ к «последним временам», когда люди Руси, Нового Израиля, смогут стать гражданами Небесного Иерусалима. Об этом свидетельствует, в частности, важнейший памятник исторического повествования эпохи Грозного, «Степенная книга», в которой особо подчеркивалась душеспасительная миссия Московского царства и его правителей: история рода Рюриковичей уподоблялась там лестнице с золотыми ступенями «златыми степенми» , ведущей на небо, «по ней же невозбранен к Богу восход утвердиша себе же и сущим по них». Поэтому царь Иван говорил в 1577 г. Здесь имелась в виду широко распространенная в древнерусской письменности реминисценция из книги пророка Даниила, предупредившего царя Вальтасара о неизбежном возмездии.

Московские князья давно именовали себя «великими князьями всея Русии», но только Ивану III удалось окончательно сбросить татарское иго и из князя-подручника стать абсолютно самостоятельным сувереном. Когда государь короновал шапкой Мономаха внука Дмитрия и даровал сыну Василию титул великого князя Новгородского, в Москве появилось сразу три великих князя. Чтобы подчеркнуть свое старшинство, Иван III стал именовать себя «самодержцем». Название было простым переводом титула «автохтон», который носил старший из византийских императоров. Падение Золотой Орды и крушение Византийской империи в 1453 г. Ситуация в Восточной Европе претерпела радикальные перемены после того, как вместо слабой, раздробленной, зависевшей от татар Руси появилось единое Российское государство.

Русское политическое сознание отразило происшедшие перемены в новых доктринах, самой известной из которых стала теория «Москва - третий Рим». Согласно этой теории, московские князья выступали прямыми преемниками властителей «второго Рима» -Византийской империи. Уже дед Грозного именовал себя «царем всея Руси». Правда, он воздержался от официального принятия этого титула, не рассчитывая на то, что соседние государства признают его за ним Иван III употреблял его только в сношениях с Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями. О коронации 16-летнего внука Ивана III бояре не сразу известили иностранные государства. Лишь через два года польские послы в Москве узнали, что Иван IV «царем и венчался» по примеру прародителя своего Мономаха и то имя он «не чужое взял».

Выслушав это чрезвычайно важное заявление, послы немедленно потребовали представления им письменных доказательств. Но хитроумные бояре отказали, боясь, что поляки, получив письменный ответ, смогут обдумать возражения, и тогда спорить с ними будет тяжело. Отправленные в Польшу гонцы постарались объяснить смысл московских перемен так, чтобы не вызвать неудовольствия польского двора. Ныне, говорили они, землею Русскою владеет государь наш один, потому-то митрополит и венчал его на царство Мономаховым венцом. В глазах московитов коронация, таким образом, символизировала начало самодержавного правления Ивана на четырнадцатом году его княжения. Ивана короновали 16 января 1547 г.

После торжественного богослужения в Успенском соборе в Кремле митрополит Макарий возложил на его голову шапку Мономаха - символ царской власти. Первые московские князья в своих завещаниях неизменно благословляли наследников «шапкой золотой» - короной своей московской вотчины. Великокняжеская корона в их духовных не фигурировала. Ею распоряжалась всесильная Орда. Когда Русь покончила с тяжким татарским игом, повелители могущественной державы продолжали украшать свою голову прадедовской «золотой шапкой», но теперь они именовали ее шапкой Мономаха.

Начало правления царской династии Романовых в России

1-й царь династии Романовых. Кто из правителей стал первым в России царём. Первыми мастерами российских лож стали офицеры английского происхождения Джон Филипс и Джеймс Кейт. Свежие новости в России и мире. Фигура царя помещена в скульптурной композиции памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (открыт в 1862, автор проекта М. О. Микешин). – Первым из русских царей, побывал в заграничном путешествии (1697–1698 годы).

Первый русский царь?

Свежие новости в России и мире. Ведь эта идея стала воистину "мессианской" — дав России и её гражданам духовную основу и стимул для великих свершений в мировом масштабе. Тогда как титул «царь» являлся особым, и соответствовал скорее званию «император». В 1561 году царский титул Ивана Васильевича был признан Константинопольским патриархом. Портрет царя Ивана IV Васильевича Грозного. Московское государство становится в 1721 году Российской империей, во главе с императором Всероссийским. – Первым из русских царей, побывал в заграничном путешествии (1697–1698 годы).

Биография Петра I

  • Михаил Федорович — первый из Романовых — Статьи
  • Последние вопросы
  • Патриархи на Руси: первый патриарх, избрание, дата введения патриаршества
  • Как короновали русских царей? - Узнай Россию
  • Первый из рода: как Михаил Романов оказался во главе Русского царства — РТ на русском
  • На царском престоле

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий