Собор Святой Софии в Стамбуле является монументальным шедевром архитектуры и символом слоев истории, которые формировали город на протяжении веков. Об этом в минувшую пятницу объявил президент Турции Реджеп Эрдоган, подписав указ, отменяющий музейный статус собора Святой Софии.
Мечеть Айя-София в Стамбуле
Собор Святой Софии был возведен в 537 году. памятник византийского зодчества, который был возведен в 532-537. В самом центре Стамбула тысячи сторонников турецкого президента собираются у стен собора Святой Софии. Там уже начался шумный праздник. Решение президента Турции вернуть статус мечети собору Святой Софии в Стамбуле вызвало бурю протестов в христианском мире. Храм Святой Софии в Стамбуле станет мечетью. Храм Святой Софии был основан византийским императором-христианином Юстинианом I и открыт 27 декабря 537 года.
Больше не музей: Святая София в Стамбуле снова стала мечетью
В целом, считает он, причиной происходящего стало то, что патриарх Варфоломей, положение которого в Турции "очень непростое", не выдержал давления "могущественной политической силы, связанной с одной из сверхдержав", не сумев в какой-то момент "набраться силы" и "сказать "нет". Логика же тех, кто стоял за Константинопольским патриархом и инспирировал этот конфликт, продолжил глава РПЦ , заключалась в том, чтобы "оторвать Россию, православную Россию от православных братьев и сестер в Средиземноморье , на Ближнем Востоке". Поэтому замысел прост: оторвать Русскую Церковь от православных Греции , арабского мира, Ближнего Востока , с тем, чтобы послабее стало Православие", - добавил патриарх. Турецкие власти сделали легендарную Святую Софию мечетью в июле, соответствующий указ подписал президент Реджеп Тайип Эрдоган. Перед этим Госсовет Турции аннулировал решение от 1934 года о музейном статусе собора.
Собор Святой Софии, известный с IV века, более тысячи лет был самым большим храмом в христианском мире.
Сейчас здание является музеем. Верховный суд Турции решил, что статус собора Святой Софии в Стамбуле может быть изменен. На это должен быть специальный указ президента, сообщило греческое издание Оrthodox Times. По мнению судей, Реджеп Тайип Эрдоган имеет право или сохранить статус музея, или поменять его по своему усмотрению.
Реклама Пока же против превращения собора Святой Софии в мечеть выступил патриарх Константинопольский Варфоломей. Варфоломея процитировал Euronews. Политическая игра Эрдогана «С юридической точки зрения, если Турция хочет превратить собор в мечеть, то может это сделать. В конце концов, право делать со зданием что угодно принадлежит именно Турции. Но с политической точки зрения все гораздо сложнее, чем кажется», — объяснила «360» политолог из Турции Джейлан Озгюль.
Так как сейчас собор Святой Софии — музей, то любой человек — мусульманин, христианин, еврей — может зайти внутрь и помолиться. В своей предвыборной кампании действующий глава страны обещал превратить здание в мечеть. Однако позже отказался от этой идеи, заявив, что для начала стоит заполнить все старые мечети Стамбула молящимися людьми. После той речи за 18 лет в Стамбуле построили более 100 мечетей.
Путин и Мицотакис подчеркнули в разговоре исключительное культурное, историческое и духовное значение этого объекта всемирного наследия. Помимо этого, они обговорили пути дальнейшего развития российско-греческого взаимодействия в различных областях, а также обстановку в мире. Лидеры условились поддерживать дальнейшие контакты, сообщается на официальном сайте Кремля. Изменение статуса собора Святой Софии в Стамбуле Ранее высший административный суд в Турции — Госсовет — отменил решение от 1934 года о превращении Айя-Софии в музей.
Подписка Отписаться можно в любой момент. Собор Святой Софии — великолепная каменная базилика, ставшая неотъемлемой частью Константинополя сейчас Стамбул на протяжении 1500 лет. Величественная постройка имеет увлекательную историю и является любимой достопримечательностью для туристов. Уникальный архитектурный объект пережил расцвет и падение империй, крестовые походы, мировые войны, политические перевороты и даже кардинальную смену религии. Предшественники собора Айя-София Собор Святой Софии: история развития духовного объекта, пережившего империи и смену религий Стамбул, Турция. Как и многие другие храмы, Собор Святой Софии Hagia Sophia возведен на месте, где не одно столетие до этого стояли религиозные объекты. Исследователи уверены, что на месте существующего по сей день собора во времена Римской империи был воздвигнут языческий храм, который несколько раз восстанавливался из-за пожаров. Собор Святой Софии в 1848 г. Фото: ros-vos. В период правления императора Константина I в 324—337 гг. Фото: litfund. Исторические предпосылки:Во времена Византии Константинополь превратился в важный политический, экономический и христианский центр. С тех пор константинопольский епископ уступал в силе и престиже только Римскому Папе, который по сей день считается Верховным понтификом. Во все времена собор Святой Софии привлекал внимание неординарными архитектурными формами и масштабом Стамбул, Турция. Такое перераспределение наложило свой отпечаток на историю собора Святой Софии, ведь требовалось возведение более вместительного и помпезного здания. Непредвиденным толчком к строительству «Великой церкви» стал пожар, который полностью разрушил первый собор Святой Софии. Вскоре после трагических событий в 532 г. Этапы строительства Макет и план-чертеж собора Святой Софии. Чтобы создать величественный храм, император распорядился выкупить прилегающие территории и пригласил лучших зодчих того времени — Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые были больше математиками и инженерами нежели архитекторами. Это и сыграло важную роль в формах и конструкционных особенностях сооружения, которые произвели революцию в храмовом строительстве христиан, ведь то этих пор никто не проектировал купольные, почти квадратные церкви. Великолепная каменная базилика была неотъемлемой частью древнего города на протяжении 1500 лет Hagia Sophia, Стамбул.
Мечеть Айя-София: фото, история, время работы
Памятник мирового значения, такой как святая София используется для удовлетворения внутренней политической целесообразности. Для России Собор Святой Софии также является особенным местом. Если бы княгиня Ольга не отправилась в Константинополь в X веке, не была поражена красотой Софийского собора и не приняла крещения, то, возможно, Русь не обрела бы православную веру. Завершил переход от язычества к православию в нашей стране уже внук Ольги князь Владимир, находясь под впечатлением от рассказов о великолепии византийского собора. Сегодня Русская Православная церковь призывают президента Турции не рубить с плеча. Принимая решение президент Турции должен учитывать вероятность того, что сегодня Святая София привлекает миллионы посетителей из все стран мира. Они стоят часами, как завороженные перед дивными ликами Христа и Богоматери, неужели они снова окажутся замазаны? Попытки превратить храм Святой Софии в мечеть осудил и Константинопольский патриарх Варфоломей. Он предостерег, что этот шаг может разрушить и без того хрупкий межрелигиозный баланс в мире. Святая София - сакральное место, где Восток встречается с Западом, может разделить эти два мира в тот самый момент, когда человечество, страдающее от смертельной коронавирусной пандемии, нуждается в единстве и общих ориентирах», - сказал Вселенский патриарх Варфоломей.
Он призвал власти Турции оставить собор музеем, что продемонстрирует готовность страны уважать религиозные традиции. Необходимо, чтобы все имели доступ в собор», заявил Помпео. В ответ на призывы Вашингтона, Анкара заявила, что вопрос по Святой Софии является внутренним делом Турции. Вы правите Турцией или мы? У Турции есть свои институты власти. Если такой шаг должен быть сделан, учреждения, которые имеют полномочия для этого, определены.
Достаточно сказать, что Юстиниан, задумавший новый храм как визитную карточку столицы и памятник своего правления, присоединил к бывшей рыночной площади, на которой стояли три первые Софии, несколько окрестных, выкупленных у владельцев участков и снес все имевшиеся на них постройки. Строительство он поручил Исидору Милетскому и Антемию Тралльскому, построившим несколькими годами ранее рядом с домом, где Юстиниан жил в юности, церковь Сергия и Вакха, в которой очень любил бывать император с семейством. Некоторые специалисты считают, что церковь Сергия и Вакха, одна из старейших сохранившихся в Стамбуле и тоже ставшая мечетью спустя полвека после падения Византии, послужила прообразом для Святой Софии Юстиниана. При этом барабан купола прорезан 40 окнами, в результате чего пространство под ним залито светом, а сам свод с мозаикой как будто висит в воздухе. Этот купол на протяжении девяти веков был крупнейшим на планете — пока его не обогнал флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где купол имеет диаметр более 42 метров. При этом сама Святая София на протяжении примерно того же срока оставалась крупнейшим зданием и крупнейшим христианским храмом на планете. Штат собора при Юстиниане составлял 525 человек позже он был увеличен , из которых одних только священников было 50 человек — вдвое больше, чем певчих. Благодаря многочисленным оконным проемам в течение всего дня внутрь Святой Софии проникает много света даже сейчас, когда значительная часть окон оказалась заложена в результате многочисленных реконструкций. Из-за этого кажется, что стены и купола совсем не давят, а внутреннее пространство огромно. Такая судьба постигла множество церквей по всей Византии, а также в некоторых других некогда христианских странах, попавших под власть мусульман. И там церковные здания, как и константинопольский собор, обзаводились минаретами, лишались изображений и статуй, но сохраняли тем не менее узнаваемые черты. Один из самых экзотических результатов таких перемен — Святая София в Никосии, она же мечеть Селимие, а также собор Святого Николая в Фамагусте, она же мечеть Лала Мустафа-паша обе на территории непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра. До превращения в мечети они были готическими соборами, причем второй был возведен по образцу Реймсского собора в стиле поздней готики со всеми непременными чертами этого стиля. Как же случилось, что на Кипре появились готические сборы, позже превратившиеся в мечети?
Новое разрушение последовало в 532 г. Император Юстиниан по ряду свидетельств, славянин по происхождению уже собирался покинуть Константинополь — но на помощь подоспели войска полководца Велизария, которым и удалось восстановить порядок. Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии Вдохновленный, Юстиниан не просто решил заново отстроить старый храм. На его месте предполагалось возвести собор, который бы затмил своей красотой все храмы столицы империи. Его закладка состоялась уже 23 февраля 533 г. Архитектор Согласно Прокопию Кесарийскому, проект храма принадлежит двоим зодчим: известному математику, инженеру, Анфимию из города Траллы; по свидетельствам современников, именно он разработал основную часть проекта, а также уникальное архитектурное решение купола; Исидору из Милета, которого Прокопий называет «механиком»; хотя он работал в подчинении Анфимия, сам Исидор впоследствии был известен как ученый, инженер, математик; стоит отметить также, что Анфимия не дожил до окончания строительства, так что его завершал Исидор. Интересный факт Кроме Софии, архитекторы могли также принимать участие в возведении по крайней мере двух других Константинопольских храмов — посвященных 12 Апостолам и мчч. Сергию и Вакху. Однако, этот вывод историки делают на основании сходства стиля этих церквей с Софией, документальных же подтверждений проектирования архитекторами этих церквей не сохранилось. А вот о том, строили ли они какие-либо храмы до Софии, нет даже косвенных данных. Строительство Величайший собор всех времен возводила вся огромная империя, которая включала в себя десятки провинций в Средиземноморье, Причерноморье, в Африке, Палестине с населением около 35 млн. Каждая из провинций принимала участие в строительстве. Так, известно, что: на возведение амвона Софии был истрачен годовой доход Египта — тогда провинции империи; среди красивейших колонн Софии — приношения Рима, Афин, Эфеса, множества других городов, отправивших в Константинополь колонны бывших языческих храмов; из разных мест империи везли мрамор, которого в храме его большое разнообразие: белый, привезенный из Проконеза, зеленый — из Каристоса, розовый — из Фригии. Кроме того, в течение 5 лет на собор шли практически все доходы империи — даже чиновники почти перестали получать жалованье. Чтобы понять, насколько дорога была византийцам София, достаточно вспомнить, что главный престол был покрыт плитой из чистого золота с вкраплениями драгоценных камней, которые при изготовлении плиты бросали с расплавленный металл. А император Юстиниан намеревался покрыть подобными плитами стены собора — от чего его отговорили советники, резонно заметив, что последующие императоры, не столь благочестивые, могут соблазниться, лишить Софию убранства, чем совершить грех. Но, кроме участия материального, провинции империи помогали, можно сказать, технологически. В распоряжении архитекторов был весь громадный опыт храмового строительства Рима, Афин, других городов. Именно так удалось: изготовить особые кирпичи для купола, очень легкие по воспоминаниям современников, они были в 12 раз легче обычных, даже плавали на поверхности воды! Центральный вид северного нефа в 1852 году.
Реджеп Тайип Эрдоган 2 Святая София останется доступной для туристов Турецкий президент отдельно подчеркивал, что Айя-София, наряду с другими историческими мечетями столицы, будет доступна для туристов. Представитель Эрдогана ранее заверил, что «иконы» храма останутся нетронутыми — имелись в виду православные мозаики и росписи на стенах. Как это будет сочетаться с исламскими богослужениями, не сообщается — вероятно, их скроют специальными ширмами. Предполагается также, что из-за религиозного статуса здания некоторые части бывшего музея все же станут недоступны для посетителей. Глава отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда назвал решение сугубо политическим и непродуманным. Ранее митрополит Илларион заявил, что подобный ход недопустим, нарушает свободу вероисповедания и оскорбляет чувства верующих. Вселенский патриарх Варфоломей, формальный глава православных христиан, счел, что решение грозит расколом Запада и Востока.
Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным
Cобор Святой Софии в Стамбуле. самый известный памятник византийской архитектуры. Некоторые специалисты считают, что церковь Сергия и Вакха, одна из старейших сохранившихся в Стамбуле и тоже ставшая мечетью спустя полвека после падения Византии, послужила прообразом для Святой Софии Юстиниана. Святая София была превращена в католический собор, в котором 16 мая 1204 года фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой Латинской империи[28]. Величайший собор Святой Софии в самом центре Стамбула разрушается на глазах все новостные обзоры на сегодня на на В Московском патриархате призывают власти Турции с уважением относиться к чувствам миллионов христиан и не превращать собор Святой Софии в мечеть, ведь в Стамбуле и так нет недостатка в мусульманских храмах.
Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии
Святая София. Собор Святой Софии в Стамбуле это выдающийся памятник византийской и мировой архитектуры, символ «золотого века» Византии, который иногда называют «восьмым чудом света». Сегодня мы отправляемся исследовать мечеть Айя-Софию или храм Святой Софии как его принято было величать ранее. Решение президента Турции вернуть статус мечети собору Святой Софии в Стамбуле вызвало бурю протестов в христианском мире.
В ЮНЕСКО потребовали от Турции доклада по Святой Софии
Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства оно и по сей день стоит на Истикляль , отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма. Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации. Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках. В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого. Часть мозаики разрушена.
Расстаться с идеей Софии-храма оказалось сложнее. К ней регулярно возвращаются не только греки, считающие Софию своей, но и русские, тоже так считающие. Не совсем безосновательно, конечно, — все-таки и христианство наше византийское, и именно внутреннее золото Софии повлияло на выбор религии послами князя Владимира, и Софию вполне можно считать прообразом многих русских храмов Софии Киевской и Новгородской, чтобы далеко не ходить , и довольно многое о том, какой была София до завоевания, мы знаем из записей русских паломников из Царьграда. Мечты о возрождении Царьграда начинаются с «греческого проекта» Екатерины II — она мечтала покорить Константинополь и сделать столицей нового православного государства, где правил бы ее внук, которого она стратегически назвала Константином. И хотя греческий проект воплотить не удалось, Екатерина все-таки построила свой маленький Царьград, Царское Село, со своей маленькой Софией. Несколько раз казалось, что мечты эти исполнятся: в 1829 году, когда русские войска стояли у Эдирне; в 1878-м, когда русская армия дошла до Ешилькея, района Константинополя, но отступила под давлением Великобритании. Ну а реальнее всего казались эти чаяния в Первую мировую войну.
Такого больше не будет. Но все же еще недавно президент Эрдоган говорил, что поезд для этих перемен ушел. Софию погубил коронавирус. Печатный станок остановился, рейтинг президента и его партии стремительно полетел вниз, и надо было срочно объединить раскалывающееся и стремительно разбегающееся общество вокруг какой-то национальной идеи.
Каждая нота протеста воспринималась в штыки — и укрепляла желание показать миру, кто в этом доме хозяин. Нобелевский лауреат Орхан Памук сказал в интервью BBC , что «миллионы секулярных турков кричат против, но их голосов никто не слышит». Для них смена статуса Святой Софии означает конец мечты о секулярном мусульманском государстве. Другие переживают, как переход скажется на международном бренде Турции. Третьи, и среди них мэр Стамбула Экрем Имамоглу, опасаются за международные последствия.
Но пока еще победа приносит плоды — турецкое общество сплоченно ликует, что все кругом так раздражены. Хватит ли этого ликования, чтобы привести партию Эрдогана к победе на следующих выборах? Чтобы хватило, эти выборы должны состояться гораздо раньше 2023 года. Турецкие власти пообещали сохранить собор как объект всемирного наследия ЮНЕСКО — и, соответственно, выполнять все обязательства, связанные с сохранностью и доступностью храма. Прочие детали раскрываются понемногу: вход в мечеть будет бесплатным, мозаики не закроют, но будут использовать специальные лазеры, чтобы затемнять изображения, переводя свет на молящихся во время молитв. Уже известно , что полы покроют антибактериальным коврами, в мечети круглосуточно будет звучать Коран, а туристы смогут посещать ее в определенные часы и, возможно, по выделенным дорожкам. Не исключено, что и пускать их будут организованными группами, чтобы не разбредались кто куда. Заодно и будет работа стамбульским гидам, в обычные времена, словно стервятники, сторожащим туристов у входа. Официально, конечно, София останется открытой для посетителей, как власти и обещали, но на практике посетителю ни на секунду не дадут забыть, где именно он находится.
И светлая, безмятежная тишина, чуждая всему миру, царит кругом, тишина, нарушаемая только плеском и свистом голубиных крыльев в куполе, да певучими, печально-задумчивыми возгласами молящихся, гулко и музыкально замирающими среди высоты и простора» «Тень птицы», 1907. Бунинскую тишину нам в Софии уже не услышать — он-то видел храм почти пустым. C путешественником XXI века такого наверняка не случится. В дни туристического пика простоять в очереди в Софию можно было несколько часов. Страшно представить, как увеличится это время, если из храма будут выгонять всех туристов на время намазов.
Внутренний облик Айя-Софии тоже изменился: мозаики замазали штукатуркой, на стенах развесили щиты с надписями из Корана, установили михраб Ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку. Предназначен для того, чтобы в нём молился имам мечети и минбарКафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь.
Расположена справа от михраба.. В 1934 году по решению правительства Кемаля Ататюрка, первого президента Турции, проводившего политику отделения религии от государства, Софийский собор стал музеем, и службы в нем больше не проводились. Были начаты активные археологические работы, в частности реставраторы очистили от штукатурки знаменитые мозаики Святой Софии. Но со временем политика турецких властей стала меняться. В 2006 году в музее было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея. В 2016 году во время РамаданаПост у мусульман в Святой Софии были организованы чтения КоранаСвященная книга мусульман.
Напомним, в марте 2019 года Эрдоган предложил вернуть собору Святой Софии в Стамбуле, который с 1934 года был музеем, статус мечети. Заседание Госсовета Турции по этому вопросу состоялось в начале июля 2020 года и длилось всего 17 минут. В итоге Айя-София снова станет мечетью, поклонение мусульман там начнётся с 24 июля. При этом собор останется открытым для доступа для всех желающих, включая иностранцев и представителей других религий.
Мечеть Айя-София в Стамбуле
Министр юстиции Турции выступил за превращение собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть. Свое разрешение дал Верховный суд, но Константинопольский патриарх против. собор святой софии в стамбуле турция. В соборе Святой Софии начнутся реставрационные работы в связи с возможным землетрясением в Стамбуле: «Мы продвигаемся в 200 странах, особенно в последние несколько лет. Если посмотреть на социальные сети, особенно на цифровой маркетинг, невозможно.
Мечеть Айя-София: фото, история, время работы
В ближайшее время в Стамбуле планируют начать масштабную комплексную реставрацию одной из главных достопримечательностей Турции – Айя-Софии. Это Собор Святой Софии, ныне мечеть Айя София. Вход в мечеть Айя-София (Святой Софии) в Стамбуле станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года, сообщил министр туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. В ближайшее время в Стамбуле планируют начать масштабную комплексную реставрацию одной из главных достопримечательностей Турции – Айя-Софии.
Посещение собора Святой Софии в Стамбуле сделают платным для иностранцев
В 1453 году в соборе прошло последнее в его истории христианское богослужение — 29 мая того же года храм захвачен турками и, по описанию историков, процесс был далек от мирного и обращен в мечеть. Тогда же в собор вступил султан Мехмед II — завоеватель Константинополя. При этом в храме сохранилась большая часть фресок и мозаик — по данным исследователей, скорее из-за того, что они были скрыты под штукатуркой. Вплоть до 1934 года собор оставался мечетью.
В середине XIX века в здании провели реставрационные работы, занявшие 2 года — в ходе них часть изображений открыли от штукатурки. После декрета, подписанного Ататюрком, собор Святой Софии становится музеем, и примерно до середины прошлого века в нем продолжались реставрационные и исследовательские работы. В 1985 году собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 2019 году это было самый популярный музей Турции, который посетили 3,7 миллиона человек за год.
При этом ни христианское, ни мусульманское сообщества не оставляли попыток вернуть в Софию богослужения. Вопрос поднимался неоднократно: в 2006 году музейный комплекс выделил небольшое помещение для мусульманских обрядов правда, для сотрудников музея ; в 2007 году американские предприниматели и политики создали совет, призванный вернуть Софии статус православного храма; в 2016 году в соборе во время Рамадана проходили чтения Корана с трансляцией в прямом эфире телеканала, что вызвало критику со стороны МИДа Греции. При этом еще в сентябре 2018 года Конституционный суд Турции назвал недопустимым требование одной из частных организаций вернуть собору статус мечети.
Однако уже в 2020 году решение Госсовета Турции было прямо противоположным. Кто против? Решение изменить статус собора Святой Софии с музея на мечеть вызвало волну критики по всему миру — причем критики вполне официальной.
Например, в ЮНЕСКО заявили, что государство должно обеспечить такие условия для объекта, чтобы ничто не могло отразиться на его исключительной ценности. Против высказались представители разных христианских церквей, политики и другие деятели, в том числе российские.
Никто не забыл упомянуть о «благотворительном» характере предложения турецкого президента — ведь можно будет сэкономить аж десять долларов!
Разумеется, София не только никогда не была «главной мечетью Турции», но и главную мечеть — уникальный шестиминаретный Султанахмет — построили специально в противовес Святой Софии и прямо напротив нее. А вещать о «преобразовании» полуторатысячелетней Святой Софии в мечеть или «возвращении» ей статуса мечети — подобно тому, что говорить о возвращении православной церкви, недоразрушенной советской властью, статуса клуба или склада. Что же до благотворительности — не надо обманываться.
В Стамбуле три тысячи мечетей. Коран в Софии читают, «чтобы знали: это — наше». Вот чтобы конкретно мы с вами знали, потому что католическому миру София безразлична.
И не надо тешить себя надеждами, что инициатива Эрдогана — голый пиар и что никто не позволит, никому не надо скандала. Во-первых, пиар Эрдогана — не на пустом месте. Когда в декабре 2017 года я была в Стамбуле, наш турецкий гид, улыбаясь, говорил: пусть с минаретов звучит призыв на молитву, ведь, цитирую, «мусульмане хотят здесь молиться, а христиане не хотят».
Притом гид никак не производил впечатления человека повышенной набожности — то есть даже турки более-менее светские способны мыслить таким образом и не затрудняются это высказывать людям иной культуры. Во-вторых, сейчас ничто не позволяет надеяться, что грозный скандал действительно воспоследует — так, разве что вялое шебуршение. Турецкая власть, очевидно, прощупывает и потихоньку готовит почву.
И тут мы подходим к двум вопросам, которыми наверняка уже задается пытливый читатель. Первый вопрос: а что мы вообще можем сделать? Как граждане мы можем воспринимать Святую Софию как храм — главный православный храм на земле.
Кроме того, ранее уже появлялись другие свидетельства пользователей, заметивших похожие на следы ударов отметины на внутренних стенах сооружения, передает Tengrinews. В соцсетях были опубликованы снимки, указывающие на возможные акты вандализма в мечети Айя-София, в которую превратили древний собор Святой Софии в Стамбуле. Считается, что императорские врата собора сделаны из дерева от Ноева ковчега. Турецкие власти уже распорядились провести расследование и оценить причиненный ущерб. Выложенные в соцсети фотографии вызвали широкое возмущение в связи с тем, что Турция не может защитить памятник, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Иванова, храм строился по обету, чтобы искупить убийство 30 тысяч людей при подавлении восстания против императора Юстиниана. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Ранее они зарекомендовали себя возведением «малой Софии», послужившей прообразом нового собора. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.
Собор во время Византийской империи. Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора, включая довольно плоский купол: … пала Восточная часть Св. Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий то есть сень и святую трапезу и амвон. И признавались механики, что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролёты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием.
Внутренний вид сводов собора Таким образом, вместо плоского купола появился новый, сравнительно заострённый. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол. Здание подпёрли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов.
Это событие стало началом разделения церквей на православную и католическую. В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся разрушительному нападению крестоносцев, собор Святой Софии был разграблен и осквернён. Практически все ценности собора были увезены на запад как, например, Туринская плащаница, в которую, по преданию, было завёрнуто тело Христа после смерти. Иванова, многие из ценностей во время грабежа сохранились и избегли уничтожения благодаря венецианцам, так как лишь они из крестоносцев понимали культурное значение вещей. Некоторые вещи из убранства до сих пор хранятся в Венеции.
Православный патриарх Константинополя был изгнан и заменён латинским. Святая София была превращена в католический собор, в котором 16 мая 1204 года фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой Латинской империи. В 1261 году после падения Латинской империи собор вновь стал православным. В XIV веке после очередного землетрясения купол обвалился и был заменён существующим. В те годы лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.
Османское завоевание и дальнейшая судьба собора. Падение Константинополя картина неизвестного венецианского художника конца XV — начала XVI века В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение, описание которого на основе византийских источников составил английский историк Эдвин Пирс: Император и его свита приобщились Святых Тайн и попрощались с патриархом. Служба была, по сути своей, заупокойной литургией. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме… При завоевании Константинополя, собор был в неухоженном состоянии, что подтверждается европейскими посетителями тех времён, такими как Перо Тафур из Кордовы и флорентийским монахом путешественником Кристофором Буондельмонти. Согласно историческим записям, храм был захвачен турками 29 мая 1453 года.
Султан Мехмед II направился прямо к собору Святой Софии, восхитился величием и великолепием храма и помолился там. Мехмед Завоеватель приказал немедленно превратить церковь в мечеть и приказал своим солдатам не повреждать священные мозаики и реликвии.