Новости кутья на похороны

Кутья — это вовсе не блюдо для похорон, а традиционное праздничное кушанье из риса. Поминальная кутья — традиционное блюдо на поминках. Нужно предварительно составить лист того, что взять с собой на похороны, чтобы мероприятие прошло без негативных последствий. С давних пор кутья (также иногда ее называют «кутия») является основным блюдом во время проведения православных поминок. Сейчас мы привыкли к тому, что на городских похоронах кутьей называют сладкую рисовую кашу с изюмом.

Как вести себя на похоронах и что делать после: обычаи, приметы, традиции

Сейчас мы привыкли к тому, что на городских похоронах кутьей называют сладкую рисовую кашу с изюмом. Учитывая, что кутья – основная пища после похорон на поминках, она ставится по центру стола во время трапезы. В других местах кутья на поминки готовится по осовремененному рецепту из быстро разваривающегося пропаренного риса. сегодня мы готовим более распространенный вариант рецепта кутьи которую готовят на поминках и похоронах, более жидкая пшеничная кутья, другое название сочево. Кутья на поминки: историческое значение ритуального блюда, кутья и коливо, традиционный и современный подход к толкованию, почему и для чего готовят кутью на похороны и поминки.

Кутья на похороны

Этот сотрудник возьмет на себя всю организацию похорон и поможет оформить необходимые документы. Какие документы оформлять? Вторым шагом станет оформление необходимых документов, без которых проведение каких бы то ни было ритуальных мероприятий становится невозможным. Главным документом, подтверждающим смерть человека, является гербовое свидетельство о смерти. Для его получения первоначально нужно получить медицинское свидетельство о смерти, которое выдаётся, как правило, спустя сутки после поступления тела умершего в морг.

Чтобы получить этот документ, необходимо предоставить в регистратуру морга паспорт умершего и свой паспорт. Чтобы получить гербовое свидетельство о смерти, нужно обратиться в ЗАГС или в МФЦ и предоставить следующие документы: медицинское свидетельство о смерти, документ, удостоверяющий личность умершего паспорт , и паспорт обратившегося. Гербовое свидетельство о смерти выдается в тот же день и содержит информацию о дате, месте ухода из жизни человека. Данная услуга предоставляется бесплатно.

Также следует отметить, что в некоторых регионах РФ имеется возможность подачи заявления по получению гербового свидетельства о смерти дистанционно — через портал Госуслуг. Без гербового свидетельства о смерти родственникам умершего откажут в предоставлении места на кладбище или в кремации, а также в подготовке могилы. Когда организовывать похороны? По христианской традиции похороны проводятся на третий день после смерти.

Конечно, иногда уложиться в указанный срок не получается по объективным причинам, и похороны могут быть перенесены на ближайшие дни. При этом нужно учитывать, что умерших не хоронят в великие церковные праздники — Рождество и Воскресение Христово, а ритуальные мероприятия переносят на следующий день. Если родственники усопшего принимают решение о транспортировке его тела в другой населенный пункт, регион или страну, то сроки организации похорон могут превысить традиционные три дня, и будут зависеть от местоположения пункта назначения и времени подготовки ритуальных мероприятий. Также дата похорон может быть перенесена на более поздний срок, если смерть человека произошла от насильственных причин.

В этом случае тело умершего доставляют в судебно-медицинский морг, и для захоронения родственникам покойного необходимо будет получить разрешение Следственного комитета. Отметим, что в отличие от христианства, в католической вере нет какой-то определенной даты похорон, и день погребения назначается по желанию родных усопшего, когда все организационные моменты будут ими улажены - это может занять от одной до двух недель.

Если такое, не дай Бог, случится, я советую на всякий случай отчитать человека от беды специальным заговором, который я даю в этой книге.

Душа, тело, дух и все пять чувств. Душу оберегаю, тело зaщищаю,.

Чтобы дать плод, они должны оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается земле, но потом он восстанет для будущей жизни. Кутью нужно освятить в церкви и раздать всем присутствующим на панихиде. Считается, что количество блюд на столе должно быть четным. Скатерть и посуда - повседневными, а не праздничными. Ножами и вилками пользоваться не принято, а ложки кладут тыльной стороной вверх. Для покойного ставится прибор, рядом зажигается свеча.

А вот оставлять еду, водку или сигареты на могиле церковь не рекомендует. Остатки поминального обеда раздают присутствующим, чтобы их домочадцы могли помянуть добрым словом умершего. Благодарить за угощение не принято.

Поминальная трапеза как особый ритуал Церковный устав, или Типикон, трактует поминки как продолжение богослужения через вкушение пищи. Во время поминальной трапезы мы не просто отдаем дань памяти усопшему, но и вспоминаем о том, как устроен миропорядок: все божественное вечно, а все земное — зыбко.

И божественное всегда одерживает верх над мимолетным, греховным. Поминки — способ напомнить об истинно важных для любого верующего человека вещах через призму недавней потери. Кутья в этом напоминании считается ключевым символом: недаром именно с трех ложек сладкой каши начинается поминальный обед. Традиционно перед подачей на стол кутию освящают в церкви во время службы. Если такой возможности нет, можно самостоятельно окропить кашу святой водой дома.

Символика кутьи Как любая ритуальная пища, кутия имеет определенное место и значение в трапезе. Символика кутьи выстроена вокруг главной темы всего православия — темы воскресения. Основой блюда является крупа — зерно, которое издревле у многих народов считалось символом возрождения. После того как зерно попадает в землю, оно дает росток, а затем истлевает по аналогии с телом покойного. Закончив свой земной путь, душа усопшего обретает истинное бессмертие, начинает новую, настоящую жизнь.

Мед, сладкие сухофрукты в этом случае означают сладость пребывания в Царствии Небесном. Вкушая данную пищу, православные верят в то, что их близкого человека ждет вечное блаженство на небесах. С кутьей связана еще одна традиция: ее приносят в церковь вместе с другими поминальными блюдами и оставляют на специальном столе-кануне. После завершения службы часть уносят домой, а часть раздают прямо в храме с просьбой помолиться за упокой души усопшего.

Что принято раздавать на поминках в день похорон, на 9 и 40 дней, полгода и 1 год

Традиционно, поминки, которые проводятся после похорон на 3-й день, ассоциируются с чудесным воскрешением Иисуса Христа и образом Пресвятой Троицы. Домой Организация похорон Кутья из риса с изюмом поминальная: рецепт приготовления. – Кутью после поминальной трапезы можно поставить в прохладное место или в холодильник и помянуть ею усопшего на следующий день перед едой, пока Кутья не закончится. Процессу приготовления кутьи уделяли внимание — старались сделать блюдо наиболее вкусным, ведь кутья предназначалась не для живых людей, которые присутствовали на поминках, а для умершего.

Войти на сайт

Рецепт Кутья поминальная, cостав: рис, изюм без косточек, мёд, сахар (по желанию), соль;, Рецепты вторых блюд, Каши, Кутья, Рисовая каша, Каша рисовая на воде, Пошаговый, С фото, Пост, Блюда из риса, время приготовления 35 мин., затраты времени 15 мин., на 4 порций. Кутья: Кутья, коливо, канун, сочиво — это разные названия одного поминального блюда, которое подается первым на поминках по усопшему в день его похорон. Зерна поминальной кутьи символизируют воскрешение, поскольку попадая в грунт, через некоторое время они прорастают в растения, подобно умершему, похороненному по всем церковным правилам, который воскреснет для вечной жизни. В этой статье я описываю и даю пошаговый рецепт, с фотографиями и пояснениями, именно кутью поминальную на поминки усопшего в день похорон.

Православная поминальная трапеза

Вот и надо стремиться собирать на поминовение верующих людей, церковных и тех, кто может молиться. Необходимо собирать молитвенников, а не знакомых и случайных людей. Поминовение — это ведь повод вспомнить о смерти и о своем духовном состоянии. Если духовных плодов поминки не приносят, то абсолютно никакого смысла они не имеют. Во-первых, скажу об алкоголе. Алкоголь совсем неуместен на поминках. Вот если бы рюмочки помогали бы усопшему, то пьяницы были бы самые святые люди. Но мы знаем, что пьяницы Царства Божьего не наследуют.

Поэтому выпивать на похоронах не только не нужно, а даже вредно для душ усопших. И надо приложить все усилия, чтобы свести к минимуму наличие спиртного на столе, хоть это уже и стало негативной «традицией». Откровенно нелепыми могут показаться поминающим слова «Похороны должны проходить без водки! Это неправда! Даже на свадьбах молодоженам не давали алкоголя перед брачной ночью. А уж поминки и подавно всегда были на особом попечении Церкви. И Церковь всегда учила, что усопших алкоголем не поминают, и никогда это не поощряла.

Только в советское безбожное время, когда люди молиться перестали, стали прибегать к помощи алкоголя. Ну, как еще было душу успокоить?.. По-другому ведь не умели, и, к сожалению, до сих пор не научились. И мы, следуя этой «моде», продолжаем и поддерживаем традицию безбожников. Если душа усопшего была светлая и пошла в места святые, то душа «горюющего» таким образом из-за пьянства пойдет в свое время в ад, и поэтому будет со светлой душой разлучена. А если душа усопшего уже в темном месте определена, то надо помнить, что в этом месте нет единства: там каждый поодиночке мучается, там все разлучены. Мы это знаем из церковного учения.

Иногда после смерти близкого возникает такая ситуация, при которой человек не может иначе справиться со своей тоской, кроме как залить ее алкоголем или спрятаться от одиночества с помощью наркотиков. К сожалению, это встречается нередко. Но в борьбе с этим горем выход только один. Человеку необходимо понять, что с ним самим произошла беда, что его душа погибает, и в его действиях нет никакой любви и пользы для усопшего; более того, он сам идет в ад. Такой человек должен однажды осознать, что только через благодатную жизнь церковную, он может спастись и получить помощь. На пути, где алкоголь и наркотики после смерти близкого используются, как возможность залить горе-тоску, человек очень быстро может потерять не только здоровье, но и жизнь. Таким образом люди просто пытаются уйти от реальности.

Они ведут грешную жизнь и лишнее напоминание о собственной смертности их сильно пугает, и заставляет искать пути отрицания.

Пирог с начинкой рыба, рис и грибы, картофель, яблоки. Из напитков отлично подойдут: кисели овсяный, смородиновый, клюквенный , сбитень, морс или квас на хлебе.

Рыбный студень. Чай, конфеты. Поминальный обед — это не светское мероприятие или застолье, и никак нельзя рассматривать его как повод собраться с друзьями и родственниками для праздного общения и обсуждения бытовых вопросов.

Поэтому христианской церковью запрещено веселье, алкоголь и музыка, чтобы траурная трапеза не превратилась в шумное застолье. Поминки — от слова помнить. Это старинный православный обряд, направленный помочь страждущей душе в обретении лучшего мира.

Ведь важен не сам факт поминального обеда, а то, что на него пришли люди, которым был дорог усопший, и важно то, что они собрались вместе за одним столом, чтобы поддержать друг друга в своём горе.

Крест надо нести, что ты натворил, а еще этот памятник. Поэтому раньше не ставили, только крест один и больше ничего. Упал, второй не ставят, хоронили всех в одном месте, похоронят - поставят».

В локусе станицы могли быть и другие места захоронений. Особо отличившихся казаков и казачьих офицеров могли похоронить в церковной ограде. Братская могила вне кладбища становилась памятником казакам, погибшим во время военных действий. По традиции вне кладбища хоронили умерших «нехорошей смертью» - утопленников и самоубийц. Креста на месте такого захоронения не ставили.

Самоубийцы лишались какого-либо церковного поминовения, хотя по народным представлениям таких умерших поминают в четверг или субботу перед Троицей. В настоящее время их хоронят на кладбище, но отдельно от остальных - слева, с краю, в углу кладбища. Судя по описаниям, стремление хоронить самоубийц внутри кладбищенской ограды появилась в предреволюционные годы. Особое отношение бытовало к некрещеному умершему младенцу. Если ребенок умер во время родов, и в это же время умерла роженица, то их хоронили в одном гробу.

Если ребенок рождался слабым, и его не успевали ни окрестить, ни «погрузить», ответственность за происшедшее ложилась на мать, её грехом. Прежде таких деток хоронили в огороде, на меже, в саду под деревом, под глухой стеной дома, под порогом дома, у входа на кладбище. В последних двух случаях считалось, что люди входящие крестятся и «выкрещивают» ребенка. Сейчас некрещеных младенцев хоронят на могилах кого-нибудь из родственников. Возвращение с кладбища Для тех, кто возвращался с кладбища, во дворе ставили ведро с водой и вешали полотенце для мытья рук.

Вместе со всеми с кладбища приходил священник. Он благословлял стол и, помянув усопшего, уходил. В настоящее время обед благословляется кем-нибудь из родственников или читалкой. За столом для покойного отводится место в святом углу. Здесь кладут ложку, хлеб, ставят стакан с водой, иногда тарелочку с кутьей.

Иногда ложку покойному кладут под скатерть. Кутью на поминках могут называть кануном. Эти названия бытуют параллельно, но кутью кануном называют только на поминках. Это первое блюдо и обязательное. Особо подчеркивается необходимость горячего: борща или лапши, «чтобы пар пошел».

Начинают обед родственники. По традиции во время поминального обеда не пользуются вилками и ножами. Оговаривается запрет употреблять спиртное за поминальным столом, но соблюдается он редко. В некоторых станицах на следующий день после похорон близкие родственники несут «завтрак» на кладбище. Среди продуктов обязательна кутья, остальное - по желанию поминающих.

Эти продукты едят и раздают на кладбище или на обратном пути. Домой их не несут. Поминальная обрядность на Кубани Поминки по покойнику Выделение особых поминальных дней связано с представлениями о посмертных странствиях души и ее определении. Ей показывают Рай и плохэ показывают. Потом опять ее отпускают, душу, говорят она дома.

Потом на дэвятый дэнь, а после дэвятого дня она проходэ всэ мытарства. Водят ей по палатах, яки мытарства, задают вопросы - она отвечает... Соответственно поминки устраивают на третий похороны , девятый и сороковой день после смерти. В некоторых станицах как поминальный выделяют еще и двадцатый день. Действия, совершаемые в эти дни, направлены на то, чтобы облегчить душе прохождение мытарств и помочь, если это возможно, обрести лучшую долю на «том свете».

В эти дни заказывают службу в храме, приглашают читать Псалтырь. Большой обед устраивают на третий и сороковой день. На девятый и двадцатый за поминальным столом собираются близкие. Для соседей и раздачи помина в церкви пекли пирожки, пышки, булочки. Нередко они имели свои названия: кныши, бурсачки.

В иных станицах на 40 дней пекут лесенки из дрожжевого теста: сдобного или постного. У такой лесенки обязательно три «проножки» - перекладины. Её ломают, подают на блюде, и едят в первую очередь с медом. Поминовение совершается также в полгода, год. Иногда упоминают и три года.

Родительские субботы Помимо обычных дней поминовения на Кубани, выделяются несколько поминальных дней из православного календаря Пять дней Вселенского поминовения усопших : - Мясопустная родительская суббота — за 8 дней до Великого поста, перед воскресеньем, называющимся «Неделя о Страшном Суде»; - Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого Поста; - Троицкая родительская суббота перед праздником Святой Троицы; - Дмитриевская родительская суббота — суббота ближайшая к 8 ноября, дню памяти великомученика Дмитрия Солунского. Особо, ряду дней поминовения, выделяется отмечание Радоницы Радуницы во вторник, на 9-й день после Пасхи. Воинские поминовения Многих убитых воинов-казаков не могли похоронить и помянуть, как положено, поэтому естественно для них существовали особые общие поминки. Эти поминки носили особый смысл, смерть казака в бою почетна и в этом значении может сравниться с другими видами святых смертей при родах, во время грозы и др. Отвечая на вопрос о том, кто были его родители по происхождению, собеседник на Кубани может сказать так: «И атец и дет на конях воивали, на конях и погибли — чистыи казаки были».

Воинский акцент просматривается в существовании особого рода поминальных мероприятий, таких как войсковые общинные панихиды по погибшим и умершим от ран воинам. Наиболее известный календарный срок проведения такой панихиды — день Покрова Пресвятой Богородицы. Так же широко на Кубани отмечают поминовения, приведем краткую историю наиболее известных из них. Широко известны поминовения, связанные с историческими датами: Кавказской войны, Великой Отечественной войны и др. Это Тиховские , Липкинские , Кущевские поминовения.

В 1811-м году отряд полковника Тиховского преградил путь на станицу Ивановскую закубанским горцам, в неравном бою и сам полковник, и полторы сотни его казаков погибли, не пропустив черкесов. На месте их могилы еще в 19-м веке был поставлен памятник, чудом сохранившийся до наших дней. Теперь здесь каждой весной на высоком берегу Кубани местные и жители, и казаки отмечают очередную годовщину. В советское время поминовения были запрещены, но многие старики тайком продолжали собираться здесь в Красноармейском районе Краснодарского края. На поминовении служится молебен, принимают присягу на верность Кубани молодые казаки, выступают творческие народные коллективы.

Под Новороссийском в августе каждого года проходят Липкинские поминовения, также связанные с кавказской войной. В 1863-м году небольшой казачий полк был окружен черкесами и, отказавшись сдаться, казаки сгорели в огне. Здесь также находится дореволюционный памятник. История возникновения Липкинских поминовений такова. В ее составе находился и Георгиевский пост, расположенный на берегу реки Неберджай у липовой рощи.

С мая 1862 года гарнизон поста состоял из казаков 3 роты 6 Черноморского пешего батальона. Начальником поста был сотник Ефим Миронович Горбатко. Гарнизон имел одну пушку, казаки были вооружены огнестрельным и холодным оружием. Ночью с 3 на 4 сентября к посту вышло скопище горцев, состоящее примерно 3 тыс. Они имели целью нападение на станицу Верхне-Баканскую.

Несмотря, на темную ночь, сырую и ветреную погоду, горцы были обнаружены заблаговременно, и казаки встретили их дружными ружейными залпами. Из-за дождя и ветра сигнал о нападении для соседних постов не был услышан. Первая и вторая атаки горцев были успешно отбиты. Во время третьей атаки горцам удалось повалить часть забора и проникнуть внутрь поста, началась рукопашная схватка. Оставшиеся в живых казаки укрылись в казарме-полуземлянке и продолжали бой через ее окна.

Через некоторое время горцы подожгли казарму, но казаки отстреливались до последнего. Внезапность нападения горцами была упущена, и они отступили в горы, забрав с собой около 200 трупов убитых. Казачий резерв прибыл на пост на следующий день и обнаружил погибший гарнизон, 18 казаков были найдены в казарме сгоревшими в уголь. Сгоревшие казаки были похоронены у поста на берегу речки Неберджай, остальные - в братской могиле на кладбище станицы Неберджаевской. Несколько лет назад на деньги эмигрантов был поставлен памятник, но даже в советские времена в этот день здесь всегда были живые цветы.

Кроме общеизвестных поминовений в кубанских станицах каждый год поминают земляков, погибших во время голода 32-33-х годов и в репрессиях тех лет. На окраине каждой станицы поставлен крест, на котором указано количество умерших от голода и расстрелянных земляков. Переродился в казачье поминовение и советский праздник - день рождения Кубанской гвардии.

В «Повести временных лет» княгиня Ольга, желая перехитрить древлян, просит их приготовить меды хмельные напитки , чтобы она могла достойно справить тризну по своему мужу у его могилы. Смысл пира именно у могилы понятен: с самых древних времен совместная трапеза служила объединяющим действом. Едят вместе родные, близкие друг другу люди. Не случайно символом гостеприимства у нас служат хлеб и соль: поев вместе с нами нашей еды, чужак становится своим. Поэтому еда рядом с могилой — это символ единства с умершим, знак того, что он по-прежнему остается членом семьи, рода. В этом очень много от культа предков, которых славяне и не только славяне почитали как могучих заступников, защитников живых. Предков нельзя обидеть, обойти их трапезой, а то из заступников они запросто могут превратиться в зловредных духов.

Отношение церкви к тризнам и поминкам Православная церковь в целом не возражает против поминок, если они проходят дома и в чинной атмосфере, без неуместного пьянства и веселья. Общий пир как символ единения вовсе не чужд церкви, ведь само таинство причастия, которое является ключевым, главным для каждого православного человека, имеет в основе совместную трапезу.

Поминки: зачем русские едят на кладбище

Для поминального обеда рекомендуется готовить немного кутьи, из расчета количества гостей. По традиции, каждый пришедший помянуть покойного, должен взять три ложки кутьи из пиалы. Как правило, люди берут по пол-ложки яства три раза, а затем приступают к другим блюдам. Готовить много не рекомендуется, так как выбрасывать кутью запрещено. Это священное блюдо, и если каша осталась ее нужно доесть. Долго хранить кутью нельзя, так как из-за сладких ингредиентов она быстро бродит. В среднем, в холодильнике хранить кутью можно не более 5 суток. В старину, остатки каши смешивали с хлебом и отдавали домашним животным.

В современном мире, кашу можно отдать птицам или использовать в качестве начинки для пирога. Классический рецепт кутьи из риса на поминки Рецепт кутьи из риса на поминки достаточно прост и готовится быстро. При приготовлении яства, рекомендуется думать только о хорошем, так, как только чистые помысли смогут наделить кутью положительной энергетикой. Техника приготовления: В кастрюлю с толстым дном налить 1 литр воды, довести до кипения. Рис тщательно промывается, изюм предварительно запаривается кипятком. Отваренный рис промыть, поместить в емкость, добавить в него изюм. Мед нужно подогреть до жидкого состояния, добавить по вкусу к блюду и тщательно перемешать.

Орехи измельчаются ножом, добавляются в блюдо, тщательно перемешиваются. Кутья выкладывается в небольшие пиалы, украшается цукатами, консервированными фруктами, свежими ягодами. Стоит сказать, что добавлять в кутью шоколад и конфеты запрещено. Использовать для приготовления можно только растительные продукты. Для поминальной каши важность составляет выбор риса, который должен быть рассыпчатым и продолговатым.

При постном варианте блюда это делать не нужно. Сахар растворяют в горячей воде и присоединяют к рису. Обжаривание нужно продолжать до тех пор, пока сахар не приобретет оттенок карамели. После этого изюм присоединяют к сваренной крупе и перемешивают.

Перед подачей кашу с изюмом раскладывают в маленькие тарелки или пиалы, можно присыпать маком. Рисовая каша с изюмом 100 г содержит 297 ккал. В ней находится 63 г углеводов, 3 г жиров, 5 г белков. Варианты приготовления Рис с изюмом на поминки готовят разными способами.

В таком случае похороны проводятся отдельно, без молитвы, а при ближайшей возможности сродники заказывают заочное отпевание в храме или приглашают священника, чтобы отслужить его на кладбище. Традиции похорон в православии и их значение Кутья Ближайшие родственники умершего готовят на погребение кутью — это старинное славянское блюдо из зерен пшеницы или других злаковкруп, в которое по желанию добавляют мед или сахар, мак, орехи, цукаты, изюм и другие сухофрукты. В конце отпевания священник освящает кутью, а на поминках — поминальной трапезе — ее делят между присутствующими и едят в память усопшего. Кутья — символ радости и надежды на вечную жизнь в Царствии Божием. Земля Кроме кутьи на отпевании освящается земля. Это символ праха, из которого был создан человек. Обычно эту землю приносит на погребение священник. Когда гроб опускают в могилу, его крестообразно посыпают сверху освященной землей и только потом начинают закапывать. Свечи На отпевании и на панихиде молящиеся держат в руках свечи. Зажженная свеча — это символ победы над тьмой и над смертью, вечной жизни, которую принес Христос. Это и образ нашей молитвы за усопшего в надежде на то, что Бог будет милостив к его душе и упокоит ее вместе со святыми и праведными. Как поминать усопших? Задаваясь вопросом, что мы можем еще сделать для души умершего, необходимо помнить о главном. Молитва — это самое сильное оружие и самое важное проявление любви к человеку. Когда душа покидает тело и переселяется в вечность, она уже не может покаяться в грехах, совершенных при земной жизни. Своей домашней молитвой, добрыми делами и милостыней, совершаемыми в память о ближнем, мы можем помочь его душе попасть в Царствие Небесное. Не менее важно поминовение усопшего в храме. Сразу после смерти желательно заказать сорокоуст о новопреставленном, чтобы в течение сорока дней его поминали на литургии. На девятый и сороковой день, в дни смерти и рождения нужно заказывать панихиду. До 40-го дня усопший является новопреставленным. В дни рождения и смерти — приснопоминаемым. Когда человек подает записки об усопшем сроднике на литургию или панихиду, ему самому желательно присутствовать на службе и участвовать в соборной молитве. По традиции родственники и близкие усопшего, присутствующие на отпевании, обычно надевают темную одежду, символизирующую печаль о расставании. Однако в церкви это никак не регламентировано и строгих указаний касательно цвета или стиля одежды нет. Священник же облачается в белые ризы, которые выражают радость рождения и встречи души человека с Богом. В народной памяти существует множество примет, которые не имеют ничего общего с православной традицией. Христианину важно помнить следующее: нельзя вести себя неподобающе и предаваться увеселительным мероприятиям, говорить или вспоминать об упокоившемся человеке дурное, злиться или обижаться на него.

Пища может быть скоромной мясной, жирной или постной. Выбор блюд зависит от того, приходится ли поминальный обед на период поста. Чаще готовят порционную пищу, что делает ее удобной для употребления не только за столом, но и на ходу например, если устраивается не традиционный обед, а планируется меню по принципу шведского стола. Блины, пирожки и котлеты соответствуют данному критерию. Но в основе любого рецепта — зерна. Пшеница символизирует рост, развитие, поэтому лучше использовать именно ее. Традиционный рецепт требует подготовки компонентов: пшеница без плевел, очищенная — 1 стакан; вода — 2-3 стакана; соль по вкусу; добавки — любые, выбираются по желанию: изюм, грецкие орехи, мак. Чтобы приготовить кутью, сначала нужно замочить пшеницу. Это делается вечером, чтобы к утру зерно размякло. Рецепт: Пшеницу заливают водой. Когда она станет мягкой, зерна отваривают. Добавляют компоненты, сухофрукты предварительно замачивают в горячей воде. Ингредиенты смешивают, добавляют мед. Современный, модернизированный рецепт поминальной кутьи Поминальная кутья на основе риса Очередной поворот истории мира способствовал появлению другого варианта кутьи — на основе риса. В советские времена пшеница не всегда была доступна. Люди нашли выход — стали применять рис. Теперь, чтобы готовить поминальное блюдо, не нужно заранее замачивать зерно. Весь процесс занимает не более 1 часа.

Кутья на поминки – рецепты главного блюда на православных поминках

Также дата похорон может быть перенесена на более поздний срок, если смерть человека произошла от насильственных причин. По настоящей православной традиции на поминальном столе должна присутствовать кутья – сладкое, зерновое (чаще рисовое) блюдо. Вероятно, современная кутья – это некая смесь греческого колива и славянской языческой поминальной каши. Кутья́ (укр. кутя́, белор. куцця́, куця́, болг. кутя́, церк.-слав. кутьѩ, куциѩ, коуциѩ), также коливо, канун, сочиво — каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя. Поминальная кутья — традиционное блюдо на поминках. Благодарность за то, что человек жил рядом с нами, не заменить высокопарными словами на похоронах, которые, увы, бывает, со временем перетекают в редкие воспоминания о когда-то живом человеке.

Православная поминальная трапеза

А византийцы лишь дали название обрядовой каше. Кутья произошла от греческого термина коккос и означает — зерно. Схожа на другое православное блюдо — коливо, из-за чего происходит путаница. Отличаются оба блюда тем, что кутью готовят на поминальный обед, а своеобразного брата-близнеца коливо — на Великий пост. Символизм поминального блюда Зерна поминальной кутьи символизируют воскрешение, поскольку попадая в грунт, через некоторое время они прорастают в растения, подобно умершему, похороненному по всем церковным правилам, который воскреснет для вечной жизни. В кашу добавляют мед также не спроста: он является символом духовного умиротворения умершего. Кутья является традиционным поминальным блюдом у православных, поэтому поминки начинаются с ложки именно данной каши.

Как правило, ее освящают в храме после отпевания умершего или панихиды.

В сваренный рис кладут мед и ждут, пока он полностью впитается в кашу, затем добавляют дробленый орех и сухофрукты. Перед подачей на стол блюдо можно украсить кусочками сушеных и свежих фруктов. Кутия на пшенице Для приготовления этого старинного рецепта вам понадобится: пшеничное зерно — 1 стакан; сладкий изюм без косточек — 100 г; миндальный орех — 100 г; мак — 50 г; мед — 2 ст. Пшеницу замачивают на 3-4 часа, лучше на ночь.

Затем ее промывают, кладут в кастрюлю с толстым дном и заливают водой таким образом, чтобы зерна были закрыты минимум на 1 см. Кашу варят до мягкого состояния, пока не испарится вся вода. Миндальный орех ошпаривают, чистят и дробят до мелкого состояния. Изюм заливают горячей водой на 5-10 минут, а затем сушат, отбросив на сито. Мак кладут в глубокую чашку, добавляют кипяток и закрывают сверху крышкой.

После набухания мак остужают и протирают при помощи кофемолки. В готовую пшеницу вливают мед. После впитывания меда в блюдо добавляют изюм, миндаль и тертый мак. Готовим в мультиварке Легче всего приготовить это блюдо при помощи современной техники. Для этого сначала по стандартному для мультиварки рецепту варят рис, пшеницу или другую крупу.

За 10 минут до конца варки в чашу высыпают мелко нарезанные чернослив, изюм, курагу и аккуратно все перемешивают лопаткой. Сухофрукты берут из расчета 100 г на 200 г крупы.

В компании «Вкусно — и точка» прокомментировали случай в Перми, когда директор филиала в ЦУМе Сергей Пасека не желал дать 19-летней сотруднице Алене отпуск в связи с похоронами дедушки. В ответе на запрос Properm. Мы очень сожалеем о возникшей ситуации и обязательно разберемся в ее причинах.

Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Последование литии для мирян. Можно читать на кладбище. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. И ныне и присно и во веки веков. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Поклон Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды Тропарь, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешимый, Сам и душу раба Твоего упокой. Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его. Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче. Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Господи, помилуй Трижды , благослови. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему имя , и сотвори ему вечную память. Вечная память. Трижды Душа его во благих водворится, и память его в род и род. Поминают ли умершего в день смерти Если говорить о поминовении как о собрании близких людей и знакомых усопшего для поминальной трапезы, то для православной традиции это, в целом, не свойственно. Такие поминки нужны родственникам, друзьям и знакомым, и несет в себе желание вспомнить умершего «добрым словом». Эта традиция не нова. Она предписывает, что собираться нужно на третий день, либо сразу после похорон. В первые дни после смерти родственникам, чаще всего, просто некогда организовывать трапезу. Церковь не требует непременного застолья по случаю смерти человека, но если речь идет о молитве за усопшего, то тут Она только приветствует желание людей как можно раньше начать молиться. Фото Zara Walker on Unsplash В православных молитвословах имеется важный чин — «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином», в некоторых изданиях имеющий название: «Канон о усопшем едином». Исторически, этот канон читался священником сразу, как только душа человека отходила к Всевышнему. Сейчас Церковь разрешает читать его и мирянам, а также не требует четкого следования времени — молиться можно в течение того дня, когда человек умер, даже, если тело находится не дома, а, например, в больнице или уже в морге. После канона, по возможности, рекомендуется читать Псалтырь. Это старинная благочестивая традиция, которая и является молитвой за усопшего, и служит утешением для его близких людей. Существует особое издание Псалтири — Псалтирь и молитва за умершего. В православной традиции считается, что чтение Псалтири должно начинаться после «Последования по исходе души от тела» и непрерывно продолжаться до чина отпевания. На практике, современному человеку трудно выдержать такой график, поэтому чаще всего читается только 17-я кафизма в день смерти, а затем каждый день прочитывается по кафизме в течение сорока дней. Важно всегда помнить, что умершему важна не еда, прекрасно убранный стол, пышные похороны и тому подобное, а наша молитва о его душе. Как помянуть умершего в день его рождения В православной Церкви нет каких-то ритуалов или «магических» действий. Нет также и строгого регламента поведения в тех или иных случаях. Есть церковное предание, традиции. Поэтому можно сказать, что начать столь памятный для родственников день стоит с молитвы за усопшего. Особого чина тоже нет, поэтому можно почитать Псалтырь. Это прекрасное подспорье душе, находящейся у Бога в вечности. Хорошим способом помянуть умершего в день его рождения является лития или панихида в церкви или, если есть потребность, на кладбище. По возможности, стоит прийти в храм еще накануне, помолиться на Всенощном богослужении, исповедоваться, а на следующее утро подать записки об упокоении и причаститься самому на Литургии. В этот день можно еще раздавать милостыню людям с просьбой помолиться. В целом, дела милосердия служат нам большим утешением, ведь не случайно в Деяниях Святых Апостолов сказано: «Блаженнее давать, нежели принимать» Деян. А в такие памятные дни можно совместить и дела милосердия и просьбы о молитве, ведь чем больше искренних молитв будут возносится за душу, тем большую радость она испытает. Ну и конечно, не стоит забывать о личной молитве за усопшего. Например, в разделе о третьем, девятом и сороковом днях указано, что читается 17-я кафизма. Ее также можно читать и в день рождения умершего, а также в дни особого поминовения усопших родительские субботы. Главное, что должен воспитать в себе человек, это не слепое следование «ритуалам», а стяжать в себе искреннюю любовь к ближним, не только живым, но и ушедшим от нас в мир иной. Тогда молитва будет легкая, светлая и ежедневная. Ведь душе нужна пища, а лучшая пища для нее — это молитва. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы молитва за усопших была лишь не только в памятные или установленные Церковью особые даты, но стала ежедневной потребностью человека. Можно ли поминать умершего вечером Необходимость поминовения вечером, зачастую, обусловлена графиком работы родственников. Было бы идеально в памятные дни собраться и прийти помолиться в храм, заказать панихиду, подать записки об упокоении. Но, иногда, профессиональная деятельность человека связана с непрерывным графиком, а возможность подмениться отсутствует. Поэтому единственным выходом остается или поминать усопшего после работы или перенести поминовение на другой, более удобный, день. Говоря о поминовении, нужно отличать поминание в мирском смысле и в церковном. Первое подразумевает под собой организацию стола, за которым близкие люди, друзья и знакомые усопшего могут собраться с целью вспомнить о нем. Второе же имеет под собой совсем иную цель — молитвенную. И говоря о иерархии важности, нужно учитывать, что для умершего совсем неважно, что о нем говорят люди, для него намного важнее будет то, как и будут ли за него возноситься молитвы. Ведь умирает тело, а душа живет вечно. А для души единственным утешением служит лишь молитва. Так вот, если речь идет о поминальном застолье, то тут, в общем-то, не так принципиально, когда оно произойдет — в день ли похорон или спустя неделю. Есть, конечно, определенная традиция, следуя которой, поминальную трапезу необходимо организовывать на третий день или в день похорон. Но это традиция мирская, она не несет в себе пользы для души усопшего, а направлена на уменьшение скорби близких людей. Если трапеза все-таки планируется, то при выборе времени следует исходить из интересов самих родственников. Наверное, если среди них много мнительных или просто суеверных людей, то лучше отложить стол до того дня, когда у всех появится возможность собраться утром или днем. Это нужно, чтобы избежать различных ночных «явлений», которые есть плод фантазии. Если родственники — глубоко верующие люди, то сам вопрос поминальной трапезы для них не принципиален. Если все-таки есть потребность, то с ними можно собраться и после работы. А молитвенное поминовение можно совершать в любое время. Если человек с утра на работе, то можно заранее заказать панихиду, сорокоуст, подать записки, а в сами памятные дни помолиться в мыслях. После работы же, по мере сил, можно помолится глубже, например, почитать Псалтирь. Для души усопшего важна сама молитва, а не время суток. Чем поминают умерших в день похорон Обычай собираться за поминальной трапезой известен издревле. Люди собираются за столом, чтобы вспомнить о делах усопшего, о том, каким он был. Обычай этот не предписывается какими-либо церковными уставами. Он вызван потребностью родственников, друзей и знакомых умершего утолить горечь расставания с человеком, с которым они жили, которого знали. Конечно, православному христианину следует помнить, что лишь молитва дает истинное утешение как усопшему, так и его ближним, но, отказ проводить «поминки», скорее всего, введет некоторых людей во искушение. Поэтому, даже в православной среде этот обычай очень распространен. В этом случае поминальная трапеза выступает как милостыня. Можно пригласить бедных, дать еды малоимущим с просьбой о молитве за новопреставленного. Нужно иметь в виду, то поминальная трапеза — не свадебный пир или встреча давних друзей и родственников. Необходимо не забывать о цели — память об усопшем человеке. Поэтому стол должен быть скромным, а в дни поста — без скоромной пищи. Традиционным считается подать кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или рис с изюмом. Вопрос алкоголя на поминальном столе — вопрос всегда актуальный. Но православные люди на «поминках» должны строго воздерживаться от любых спиртных напитков, ведь алкоголь разгорячает сердца и головы, мешает молитве и окрашивает всю идею поминальной трапезы в неподходящие для нее цвета. Через пару часов поминальное собрание превращается в самое банальное застолье, где большая часть уже не помнит цель, с которой они собрались. Начинаются обсуждения новостей, различных сплетен, кое-где могут случаться даже драки! Вместо молитвы об усопшем начинаются выяснения отношений. Такое поведение недопустимо. Здравый человек может даже расценить происходящее как оскорбление памяти умершего! Так что лучше всего накрыть стол скромно, без особых изысков и спиртных напитков, перед трапезой следует помолиться, помянуть усопшего словами «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего [имя]: и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное». А после трапезы во имя умершего сотворить милостыню нуждающимся, заказать панихиду и подать записки об упокоении на Литургию. Можно ли поминать умершего в воскресенье Если мы говорим о келейном домашнем поминовении усопшего, то в церковном календаре можно выделить лишь одно воскресенье, в которое Церковь не благословляет поминать умерших — это день Пасхи. Потому что в этот день Церковь радуется Светлому Воскресенью Христову и призывает нас всех разделить с Ней эту великую радость и торжество. Заупокойные молитвы в силу их особого трагического настроения, несколько, неуместны в период Пасхи и Светлой седмицы. В остальные же воскресные дни года лучше всего прийти на Литургию и вместе с Церковью помолиться об упокоении души умершего и о прощении его грехов. После воскресной Литургии почитать Псалтирь об упокоении. Существует особая редакция Псалтири — Псалтирь и молитвы по усопшему. Фото Julia Kadel on Unsplash Говоря о литургическом поминовении усопшего в воскресный день, то здесь тоже нет каких-либо четких ограничений. Можно подать записку обедню об упокоении в субботу вечером или в начале воскресной Литургии. Поминовение на Литургии — это самое главное и важное поминовение. Помимо этого, можно отслужить панихиду или литию либо в храме, либо на могилке, позвав священника. Важно помнить, что панихида не служится в период с Рождества до Богоявления, в первую неделю Великого поста, а также с Лазаревой субботы до Радоницы т. Можно ли поминать умершего на Пасху Праздник Пасхи — это главное торжество христианина. В этот день все мы радуемся Воскресению Христа и Его победе над смертью. В храмах в этот день совершается ночная праздничная Литургия с особыми пасхальными песнопениями. И поэтому было бы лучше прийти в этот день в храм, помолиться и причастится. В день Пасхи не полагается ездить на кладбище, служить панихиды. Вопреки распространённой традиции посещения кладбищ в день Пасхи, Церковь не рекомендует затмевать радость Христова Воскресения своим горем по усопшим людям. Эти слова звучат на Литургии. О чем они? О том, что смерти больше нет! Для православного христианина смерть — это действительно лишь переход в мир иной, но не конец, как это считают люди неверующие. Стоит помнить об этом, а также о том, что ничего не может быть выше великой вести о том, что Христос Воскрес, что диавол посрамлен, что смерть упразднена. Все радуются этому! А у Бога нет мертвых, есть только живые. Поэтому стоит искренне помолиться, сделаться сопричастником пасхального торжества полностью, отпустив скорбь из сердца. Все поминовения, все панихиды и литии откладываются до Радоницы — ближайшего дня, который Церковь специально выделила для поминовения ушедших от нас в мир иной людей. Радоница всегда бывает в первый вторник после Светлой Седмицы. В этот день уже можно служить панихиды как в церквях, так и на кладбищах. Однако, из этого не следует, что на время Пасхальных дней Церковь совершенно прекращает молитвы о усопших. Это не так, потому что продолжается поминовение на проскомидии, священнических тайных молитвах. Так что мы также можем в своей личной молитве помянуть усопшего в любое время. Просто необходимо помнить, что Светлое Христово Воскресение принесло людям спасение от смерти, даровало вечную жизнь, поэтому для верующего человека было бы несколько нелогично предаваться в этот день горю по умершим людям. Где поминать умершего Вопрос того, где поминают умерших, зависит от того, каким образом вы хотите помянуть человека. К сожалению, очень часто поминовение у нас ассоциируется только с яствами и гастрономическими изысками, ну и конечно с алкоголем. Церковь относится к такого рода поминовение как к языческому пережитку. Безусловно оно не имеет отношение к традициям церкви. Особенно грустно, когда родственники заменяют молитвенное поминовение, отвергают его, в пользу «водки с хлебом» и другого. Молитвенное поминовение — это самое важное, что мы можем дать отдедшей к Богу душе. И это единственная нить, которая может нас связать с его душой. Никакая еда и народные традиции не могут никаким образом спасти человека и стать для него в ином мире «спасательным кругом». Поэтому с первого дня смерти следует посвятить свое время молитве о душе человека. Постараться отвлечься от суеты и забот, выделив хоть час в день на ежедневную молитву, чтение Псалтири за умершего. Это не так много для нас — живущих на земле —, но для души умершего это единственное утешение и радость. Где я могу помолиться? Личная молитва не привязана к какому-то конкретному месту и времени. Как мы знаем, Господь пребывает с нами неразлучно, где бы мы ни находились.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий