Во время противоаварийных работ в замке Нойхаузен XIII века в Калининградской области были обнаружены старинные фрески. В замке Нойхаузен в Гурьевске обнаружили старинные парные фрески.
Во Флоренции нашли средневековые фрески
Группа рабочих, проводивших ремонтные работы в Кембриджском университете, наткнулись на изумительные средневековые фрески, скрытые за старой штукатуркой. Замок построен в XIV веке – в эпоху государства Тевтонского ордена. Хранители замка надеются, что росписи представляют серьёзную историческую ценность, ведь это повод. В Кембриджском университете рабочие во время ремонта случайно обнаружили скрытую под штукатуркой средневековую фреску. Во Флоренции при проведении реставрационных работ в Палаццо Веккьо, одном из самых известных зданий города, исследователи обнаружили ранее неизвестные фрески возрастом. Просмотрите доску «Средневековые фрески» пользователя Lex Go в Pinterest.
В бывшем зернохранилище спасают фрески тевтонских рыцарей
Итальянских реставраторов, работавших над обновлением средневековой фрески в городе Масса-Мариттима в Тоскане, обвинили в намеренной порче и цензурировании произведения. В процессе ремонтных работ в Кембриджском университете рабочие нашли средневековые фрески, долгие годы скрытые под слоем штукатурки. Почти все средневековые фрески, написанные неизвестным автором на площади около 350 квадратных метров, обрушились. Исследователь Кревского замка Олег Дернович провел публичную лекцию про фрески Княжеской башни XIV века в византийском стиле. В Северной Осетии реставрируют уникальные средневековые христианские фрески.
В Кембриджском университете рабочие во время ремонта обнаружили средневековую фреску
В росписях этих гробниц мы с благоговением видим коренные источники нашей нынешней идентичности, самые основы Рима и корни зарождения христианства, — сказал кардинал Жанфранко Раваси Gianfranco Ravasi. Наряду с известнейшими библейскими сюжетами, на фресках можно видеть сценки повседневной жизни того времени — в частности картины выпечки хлеба в пекарне. Эксперты говорят, что эти изображения не случайны, ибо хлеб является коренным символом как христианской веры, так и язычества того времени. Эти образцы древнего искусства показывают нам тот трудный путь, который пришлось пройти нашим римским предкам к своей новой вере, — отметил монсиньор Джованни Карру Giovanni Carru. Реставраторы говорят, что может потребоваться еще несколько месяцев на полную расчистку фресок, но есть надежда, что значительная часть этого огромного археологического памятника будет открыта для посетителей и паломников этим летом. Сара Бонд Sarah E. Bond , доцент классического искусства университета штата Айова, отметила, что реставрация фресок дает возможность глубже познать и проанализировать темы, волновавшие людей древнего мира, их идеи и чаяния: Многие сотни могил были разграблены, а кости и надгробные камни с эпитафиями развезены по всему миру в средние века и в эпоху Возрождения, при этом многие из них были проданы церковным приходам по всей Европе.
В Кембриджском университете рабочие под штукатурной обнаружили средневековые фрески Опубликовано: Во время проведения ремонтных работ в Кембриджском университете были обнаружены уникальные средневековые произведения искусства. Источник изображения: pixabay. Средневековые произведения искусства, датируемые началом XVI века, представляют собой изображения красной ланкастерской розы с коронами. Здание, построенное в 1448 году, изначально было церковью.
Патриарх Россия выполняет особую миссию по сохранению в мире понятий добра и зла Мощные пропагандистские силы в мире сегодня работают на разрушение понятий о добре и зле, и Россия здесь выполняет особую миссию по сохранению традиционного мировоззрения, которое позволяет оставаться людям по-настоящему свободными. Такое мнение высказал в четверг Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди после литургии в Донском монастыре. Наследие Депутат Евгений Примаков: «У меня плохо с прощением» Для меня люди, которые поступили несправедливо и плохо, чаще всего для меня перестают существовать. Просто вот нет и нет. Приведу такой пример. Не так давно скончался в трагическом происшествии один из людей, которые устраивали эту компанию.
И мне звонили с каких-то телеканалов, почему-то считая, что я страшно захочу это дело как-то прокомментировать. Я сказал, что я это комментировать не буду, потому что, ну все. Ну свои какие-то внутренние переживания я оставляю при себе.
У нас в Касаре крепость и таможня, и мы занимаем переднюю часть моста. Надейтесь на доброе отношение на той стороне, если вы повели себя хорошо на этой стороне. У нас столько же золота и серебра, сколько и воды.
Я завоевал Кавказ и покорил четыре царства. Верный своим привычкам, я похитил сестрицу принца Картли. Он, настроенный против меня и обманувший в клятве, взял на себя мои грехи. Багатара бросили в моду и истребили армию Оссов. Вы, читающие эти строки, помолитесь за меня». А в 1946 году случилось событие, до сих пор не дающее покоя ученым и любителям осетинской истории: археолог, исследовательница Северного Кавказа Евгения Пчелина раскопала захоронение, скрытое в Нузальском храме.
Под полом крошечной церкви обнаружили каменный ящик, а в нем — скелет мужчины и погребальное снаряжение, в частности три железных ножа и кресало и кремень для высечения огня. Пчелина сделала смелое предположение: погребенный в часовне — Давид Сослан, осетинский полководец XII века, второй муж и соправитель легендарной грузинской царицы Тамары. Однако в последние годы исследователи склоняются ко мнению, что в Нузале похоронен вовсе не он, а не менее известная фигура — осетинский царевич Ос-Багатар, погибший в 1306 году. В народном фольклоре его называют прародителем современных осетин — считается, что в конце XIII — начале XIV века Багатар смог сплотить народ после катастрофы монгольского нашествия.
Средневековые фрески Сванетии
Итальянских специалистов, занимавшихся восстановлением фрески XIII века «Древо плодородия», обвиняют в намеренной порче средневекового изображения. Несколько лет назад в сеть попала фотография с изображением старинной фрески 14 века, которая нарисована на стене церкви Biserica Manastirii в румынском городе Сигишоара. Итальянских реставраторов, работавших над обновлением средневековой фрески в городе Масса-Мариттима в Тоскане, обвинили в намеренной порче и цензурировании произведения. Впрочем, добавляет Анна, даже небольшое число фресок приоткрывает реставраторам тайны средневековых мастеров. Редкую фреску XII века нашли в римской церкви Святого Алексея на Авентинском холме. В Кембриджском университете (Великобритания) рабочие во время ремонта случайно обнаружили скрытую под штукатуркой средневековую фреску.
Уникальные средневековые фрески и иконы обнаружили в пещерной церкви в Крыму.
Например, если возникла необходимость расклеить подобранный из фрагментов блок, то это всегда можно сделать, применив ацетон в качестве растворителя ПБМА", — поясняет Анна. Здесь, говорит, как и в обычном пазле, нужно смотреть на цвет, рисунок, потертости, на толщину штукатурки. Процесс небыстрый, требует спокойствия и тишины. Но чем больше ты занимаешься этой темой, тем лучше начинаешь различать изображения. И сейчас, спустя два года работы в реставрационном отделе, я могу различать многочисленные оттенки красок и отдельные детали изображений.
Я их сразу вижу, и в памяти у меня всплывет: где-то такой фрагмент я видела, и можно пойти, найти, подобрать кусочек", — делится опытом Анна. Иногда среди фрагментов встречаются средневековые граффити — так эксперты называют надписи, нанесенные на штукатурку. Такие пометки мог делать сам священник, используя стену с живописью в качестве записной книжки или шпаргалки. Здесь буковка — фрагмент псковских граффити.
Пока подробной надписи еще не собрано. Это могли писать и художники, и прихожане. В Великом Новгороде, например, в храме Благовещения на Рюриковом городище были сделаны граффити, описывающие историю жизни князя Всеволода-Гавриила. У нас пока отдельные буквы и части рисунков", — рассказывает реставратор.
Ее мечта — чтобы в процессе археологических раскопок из земли выбирались все фрагменты фресок. Только так есть шанс собрать полную композицию. Но и сейчас, добавляет Анна, псковским реставраторам есть с чем работать. А отреставрированные фрагменты фресок в дальнейшем пополнят музейную экспозицию.
Опыт у меня имеется: многие годы рассказываю гостям и туристам о Мирожском монастыре. Ну и, конечно, я не мечтала с детства стать реставратором фресковой живописи. Хотя сейчас это крайне редкая профессия. И далеко не во всех музеях есть подобная мастерская, которая открылась у нас благодаря директору Псковского музея-заповедника Светлане Мельниковой.
Мы с коллегами радуемся каждому новому кусочку и фрагменту фресковой живописи, который приносят нам с раскопок", — делится планами Анна Ельпантифорова.
Работы по реставрации и восстановлению церкви начались в 2008 году. Их проводит Национальное агентство охраны культурного наследия Грузии и Фонд спасения исторических памятников. В среду церковь планирует осмотреть генеральный директор Национального агентства охраны культурного наследия Грузии Николоз Вачеишвили.
Буквально вчера при проведении противоаварийных работ открылись миру парные фрески, предположительно, датированные 1519 годом! Специалисты службы охраны объектов культурного наследия уже осмотрели фрески. Как уточнил руководитель организации Евгений Маслов, изображения обнаружили при снятии кирпичной кладки над двумя надвратными нишами. Скоро приедет, даст оценку находке, предложит методики её реставрации. Ходом работ мы с инспекторами остались очень довольны.
Никакого отставания от графика, качество достойное», — прокомментировал Маслов. Кроме того, в замке нашли подвал, которого не было на планах.
Исследователь истории Тюдоров Кристина Фарадей отметила, что эти изображения свидетельствуют о высоком статусе Маргарет Бофор как королевского покровителя, а также о ее значимости для английской истории.
Источник фото: Фото редакции Согласно Кристине Фарадей, подобные фрески часто заказывались для создания уникального образа мест, отличных от королевского двора. Аналогичные сюжеты использовал сам Генрих VII, который наследовал слабые претензии на трон, однако блестяще использовал эти визуальные символы для продвижения своего королевского титула. Фрески обычно служили своего рода "маркетингом" в средние века, и их оставляли на местах, где они были созданы, чтобы подчеркнуть их историческую ценность.
Размеры изображений составляют примерно шесть метров, они частично скрыты деревянными балками и расположены на крыше, которая, вероятно, когда-то была частью стены библиотеки.
В церквушке Уэльса обнаружили средневековые фрески
По словам руководителя работ Тамары Анисимовой, специалисты мастерской собирали фреску с изображением Мельхиседека с 2002 года. Провести монтаж произведения искусства на стену храма новгородским специалистам помогли германские коллеги. Немцы выразили восхищение трудом новгородских мастеров и уникальностью разработанных ими методик. Немецкие реставраторы приезжали в Новгород по российско-германской программе сотрудничества, сейчас финансирование программы полностью завершилось, однако коллеги из ФРГ пообещали, что вернутся в город за свой счёт, как туристы, чтобы и дальше следить за работой мастерской «Фреска».
Фреску со святым Георгием историки уже назвали лучшим изображением мифа в Британии. На восстановление фресок реставраторам понадобилось немало времени и сил: час за часом, стоя на лесах, они аккуратнейшим образом смывали известковый слой.
Но по причинам политического характера собор был освящен лишь в 1588 году, четырьмя годами позже смерти Иоанна IV. Облик собора, каким он был в XVI веке, в значительной степени сохранился до наших дней.
Побеленные каменные стены разделены на вертикальные секции и венчаются полукруглыми закомарами возвращены храмовой кровле после Второй мировой войны. Впечатляющей кульминацией внешнего облика храма являются луковичные купола, приобретшие окончательный вид уже в XVII веке. Замысловатые железные кресты были установлены на купола в 1687 году. Монументальная простота собора сама собой грандиозна. Однако подлинное величие Софийского собора заключено в его интерьере. Росписи на внутренних стенах храма входят в число хорошо сохранившихся образцов русского фрескового искусства XVII века. Заказ на создание росписи громадного внутреннего пространства храма был дан в 1686 году Вологодским архиепископом Гавриилом группе 30 художников из Ярославля.
В эту эпоху в Россию постепенно проникал западный взгляд на занятия искусством, и художники оставили на нижней части интерьера вологодского собора подробную подпись, где с перечислили свои имена и время начала и окончания работ: с июля 1686 года по лето 1688 года. На фресках изображены: символ веры; главные церковные праздники; сцены жития Богоматери; также жизнь Иисуса Христа и сюжеты рассказанных им притч. На массивных опорах, держащих своды потолка, — воины-мученики и русские князья. Также можно увидеть на стенах лики Апостолов, Ветхозаветных пророков и четырех Евангелистов. В отличие от раннего средневекового искусства, фрески в соборе изобилуют множеством деталей, что соответствует гравюрам Библии Пискатора, которой пользовались ярославские художники изданна в Амстердаме. Фрески нанесены и на алтарную апсиду, несмотря на то, что их совершенно не видно из центральной части собора.
Его замысел фотографии как способа образования и просвещения был реализован в серии необычайно ясных снимков архитектурного наследия России. В июне-июле 1909 года Прокудин-Горский получил от Министерства путей сообщения заказ на фотографирование объектов вдоль Мариинского водного пути на северо-западе России. Создание Мариинского водного пути было инициировано Петром Великим для снабжения новой столицы страны Санкт-Петербург был основан в 1703 году, а в 1712-м стал столицей зерном и другими товарами первой необходимости. Свое дальнейшее развитие Мариинский водный путь получил в правление императора Павла, который назвал его в честь императрицы Марии Федоровны, своей супруги. Водная система брала начало в Санкт-Петербурге, затем проходила вверх по реке Неве до Ладожского озера и через реку Свирь достигала южной части Онежского озера. Высокое восьмиугольное здание было построено в 1696 году из дерева. К сожалению, церковь была уничтожена пожаром в апреле 1942 года, в период финской оккупации Пидьмы в ходе Великой Отечественной войны сентябрь 1941 — май 1944 гг. К счастью, сохранилось несколько фотографий храма Преображения, сделанных Прокудиным-Горским. Среди них есть и снимок большой картины Страшного суда из интерьера церкви. Изображенные на ней праведники, собранные по правую руку Христа, противопоставлены осужденным на муки грешникам, идущим прямо в когтистые лапы Сатаны. Картина, вероятно, была создана уже в XIX веке, но входит в яркую параллель с фресковым циклом в Софийском соборе —главной святыне Вологды — считающимся одним из величайших фресковых циклов России XVII века. Торговый путь проходил по Северной Двине через новый порт в Архангельске. Вологда была целиком деревянным городом до тех пор, пока Иоанн IV Грозный в 1565 году не принял решение присоединить его к зоне опричнины. И для укрепления своей новой резиденции на севере страны царь инициировал строительство каменной крепости в Вологде. Однако в 1571 году масштабные строительные работы были остановлены, а только что возведенные стены разобраны.
В Риме обнаружили фреску времён раннего Средневековья
На рисунок, начиная с верха стены, чтобы избежать потёков и брызг раствора нижней части росписи, наносился слой известковой штукатурки, интонако; он расписывался в течение одного дня. Толщина интонако, наносимого по трём нижним подготовительным слоям штукатурки, варьировалась от 3 до 5 миллиметров. Согласно описанию Ченнини, интонако наносился на смоченную водой штукатурку и тщательно выглаживался [4]. Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут, довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Слой штукатурки, оставшийся не записанным, срезается наискось наружу, новая часть приштукатуривается к предыдущему слою. Во фресковой живописи возможны только незначительные исправления, переделать её нельзя: неудачные места просто сбиваются и процесс росписи повторяется. Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания через 7 — 10 дней. Обыкновенно они сильно высветляются; для того чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью рыхлую бумагу, мел, гипс, умбру. За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены.
Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой. По сухому же наносились некоторые цвета яркие зелёные и синие , так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. По окончании росписи её поверхность шлифуют, иногда — полируют с нанесением мыльного раствора с воском. Подобная обработка поверхности штукатурки описана Леоном Баттистой Альберти ; возможно, старые мастера пользовались ей по окончании работы над фреской. Росписи художников начиная от Джотто и вплоть до Перуджино имеют характерную отполированную поверхность, причём позднее поверхность росписи делалась блестящей неравномерно — участкам с изображениями лиц персонажей придавался более сильный глянец. С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески buon fresco. Конструктивные особенности зданий, возводимых в это время, привели к уменьшению толщины штукатурки, количество наносимых слоёв её сократилось с трёх до двух. Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой.
Судя же по руководству, написанному Андреа Поццо , позднее поверхность штукатурного слоя специально зернили перед началом работы. В эпоху барокко становится популярным корпусное, постозное письмо, а с XVIII века фреска выполняется не известковыми водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками.
В III—IV веках они были расширены до 4 этажей каждый до 5 м в высоту и превратились в самое обширное подземное захоронение Рима. Катакомбы ныне простираются под землей на 11 км и насчитывают порядка 26 250 захоронений. В катакомбах Домициллы сохранились великолепные фрески из всех периодов катакомбной живописи: Даниил во рву со львами, Ноев Ковчег, Богородица на троне, волхвы здесь их число увеличено до четырех , Христос и апостолы, а также светские темы сцены на рынке и раннехристианские символы рыба, ягненок, якорь, голубь. Здесь же находится и древнейшее изображение Христа в виде Доброго пастыря. Новые обнаруженные фрески изображают Христа с некоторыми из апостолов — ученые предполагают, что это Петр и Павел. В росписях этих гробниц мы с благоговением видим коренные источники нашей нынешней идентичности, самые основы Рима и корни зарождения христианства, — сказал кардинал Жанфранко Раваси Gianfranco Ravasi.
Наряду с известнейшими библейскими сюжетами, на фресках можно видеть сценки повседневной жизни того времени — в частности картины выпечки хлеба в пекарне.
Через пару месяцев, когда художники завершат работу, картины будут освящены, а затем продолжатся поиски возможных работ древних мастеров и на других стенах храма. Газета «Подмосковье настоящее».
Заказчик работ — ООО «Возрождение». Обе компании связаны с Калининградской епархией РПЦ. В июле «Возрождению» одобрили кредит на сумму 352,5 миллиона рублей. На территории замка Нойхаузен планируют открыть комплекс с музеем, рестораном, гостиницей и оранжереей. Противоаварийные работы рассчитывают завершить до конца 2023 года, реставрацию — до 2027-го. Во время войны Нойхаузен сильно пострадал, в 1950-е часть крепости перестроили. Наиболее сохранившееся сооружение орденского периода — восточная часть северного флигеля.
Редкую фреску раннего Средневековья нашли в Риме
Оба раза раскопки проводились в Княжеской башне, где когда-то располагались жилые комнаты хозяев. Честно говоря, не очень надеялись на сенсации, но когда добрались до аутентичной штукатурки, неожиданно увидели на ней цветные узоры — до этого о существовании фресок и не догадывались! Хотя когда начали изучать архивы, выяснилось, что в 1818 году автор под инициалами B. Исследователь Кревского замка Олег Дернович на публичной лекции в Минске. Соответственно, теоретически в комнатах могли быть и изображения кого-то из великих князей. По прогнозам Олега Дерновича, в таком случае поштучное количество уникальных элементов монументальной живописи может смело перешагнуть 10 тысяч. Поэтому в условиях необходимого финансирования с некоторой тревогой об этом думаю. В любом случае, перед тем, как составлять проект, необходимо будет расчистить весь завал, который накопился за прошлые столетия.
И если судить по объему, там находится еще минимум 4-5 тысяч фрагментов фресок. Естественно, возникает вопрос, что с ними делать? Был относительно не такой давний прецедент в Италии, когда после землетрясения в костеле нужно было восстановить фрески. Они сняли каждый фрагмент в 3D, а дальше уже компьютерная программа их составляла.
Штукатурка левкас , нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней. Это обстоятельство позволяло наносить раствор сразу на всю площадь, предназначавшуюся для росписи.
Позднее рецептура левкаса изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник , оставшийся жить на Киевской Руси, в своём наставлении «Типик» советует не оставлять грунт на стене «без письма» на ночь или даже перерыв на обед. Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция так называемой «емчуги» , который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. При такой обработке способность извести к закреплению красок снижалась, поэтому сокращалось время письма по сырому. Схожая система подготовки извести описана в работе Паломино, посвящённой технике фрески. Древнерусские стенные росписи всегда завершались по сухому, красками, где связующими были либо яичный желток , либо растительные клеи. Более поздние росписи исполнялись уже полностью яичной темперой, с XVIII века заменённой совершенно неподходящими для стенной живописи масляными красками.
Итальянская фреска[ править править код ] Мастер Истории Исаака атрибутируется Джотто. Исаак благословляет Иакова. Фрагмент фрески. Церковь Сан Франческо, верхняя церковь. Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. Одним из первых циклов, исполненных в этой технике, историки искусства считают сцены с Исааком в церкви Сан Франческо в Ассизи около 1295.
Ранее приписываемые неизвестному мастеру, позднее они стали атрибутироваться как работа Джотто [3]. Техника чистой фрески проигрывает в скорости по сравнению с живописью альсекко, но превосходит её в богатстве цветовой нюансировки, так как краски, наложенные на сырую штукатурку, довольно быстро закрепляются и у художника есть возможность писать с применением лессировок без опасения размыть уже нанесённый красочный слой. По сравнению с альсекко роспись по-сырому гораздо более долговечна. К недостаткам фрески можно отнести сравнительно небольшое количество красок, известных во времена старых мастеров, пригодных для этого вида живописи. После принятия окончательного решения по композиции росписи и выполнения эскиза, делался картон.
Был относительно не такой давний прецедент в Италии, когда после землетрясения в костеле нужно было восстановить фрески. Они сняли каждый фрагмент в 3D, а дальше уже компьютерная программа их составляла. К их счастью, были фотографии интерьеров. Но нам князь Ольгерд никаких графических зарисовок не оставил! Так как самая большая проблема для исследователей — понять, что на самом деле представляли собой фрагменты, которые когда-то были одним целым. Этот способ впервые применили итальянские мастера эпохи Ренессанса, чтобы сделать процесс художественного оформления более быстрым и дешевым. Всего их восемь, и Крево в этом почетном списке. Иными словами, средневековые мастера пользовались тем, что было под рукой в данной местности. Фрагмент фрески, найденный во время археологических раскопок в 1988 году. Поэтому и такие оттенки: красный, коричевый, бронзовый и т. Все остальные редкость, когда только откуда-то привезли микроэлементы для основы зеленого, синего и других цветов. Насыщенный синий хоть и известен с античности, но на нашей территории в то время был редким.
Почти все средневековые фрески, написанные неизвестным автором на площади около 350 квадратных метров, обрушились. В 2001 году началась реставрация храма по российско-германскому проекту. В 2003 году церковь была восстановлена, после этого начались работы по возрождению её живописи. Реставраторы заново собирают фрески из 1,7 миллиона обломков различных размеров.
В базилике на острове Торчелло в Венеции нашли древнейшие фрески IX–X веков
Группа рабочих, проводивших ремонтные работы в Кембриджском университете, наткнулись на изумительные средневековые фрески, скрытые за старой штукатуркой. Несколько лет назад в сеть попала фотография с изображением старинной фрески 14 века, которая нарисована на стене церкви Biserica Manastirii в румынском городе Сигишоара. Более 300 композиций фресок до сих пор сохранились в условиях сурового климата русского Севера. Читайте публикации на тему Средневековые фрески. Уникальные средневековые фрески и настенные росписи, пострадавшие в ноябре прошлого года во время пожара в храме Успения Богородицы в пещерном монастырском комплексе.
Но не только. Архитектура, скульптура, ДПИ
- Калейдоскоп
- Уникальная роспись по сухой штукатурке пережила семь непростых веков.
- Фреска — потрясающий по красоте вид монументальной живописи
- Реставраторов обвиняют в цензурировании фаллической фрески