Новости пост великий по типикону

Рождественский и Петров посты они решили упразднить, а Великий Пост сделать на пару недель короче – поскольку народ все равно не постится. Главная» Информация» Новости» ВЕЛИКИЙ ПОСТ. Что касается устава Великого Поста, то об этом разговор особый, который мы отложим до времени, как и разговор о том, как воспринимать и применять вышеизложенные требования Типикона о трапезах к своей жизни. В первый день Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает полностью воздерживаться от пищи.

Какого числа Великий пост в 2024 году

  • Великий пост 2023: когда начинает как поститься календарь питания по дням
  • Почему в Церкви четыре поста?
  • Report Page
  • О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ ИЗ ТИПИКОНА. – Православие в рукописях — ЦАРСКАЯ ШКОЛА
  • «Неправильно проведенный пост приведет к надрывно встреченной Пасхе»

Великий Пост по Типикону

Правила трапезы для христиан в Великий пост предписывает Церковный Устав или Типикон. За несоблюдение Великого поста священнослужители лишались сана, а миряне отлучались от Причастия. Великий Пост. 1-я неделя Великого Поста — Торжество православия. Вторник на первой неделе поста по Типикону допускается употребление хлеба, воды, можно выпить квас. Рождественский и Петров посты они решили упразднить, а Великий Пост сделать на пару недель короче – поскольку народ все равно не постится.

УСТАВ О ПОСТЕ по ТИПИКОНУ. От правил святых отец,

Его нисколько не интересовали жених с невестой, ему не нужна была их радость, ему хотелось лишь сладко поесть и выпить, урвать что-то для себя. А вот еще один образ, гораздо более страшный, потому что в данном случае мы имеем дело не с притчей, не с иносказанием, а с реально случившимся событием. Это Анания и Сапфира в пятой главе Деяний святых апостолов Деян. Тогда, как мы читаем в Деяниях, у христиан было все общее, никто не почитал ничего своим, все, что христиане приносили к ногам апостолов, те раздавали другим по нуждам. Христиане не только жертвовали своим имуществом, но приносили себя самих. Свойство рая, в отличие от свойств ада, — все время делиться, все время отдавать, открываться, собою жертвовать. Таков признак Церкви, Царствия Небесного, райской жизни. И так было в первых христианских общинах — никто ничего не считал своим. А вот Анания и Сапфира замыслили часть своего имущества отдать Церкви, а часть утаить, хотя они были свободны давать или не давать, отдать именно то, что хотят отдать.

Принеся часть, они сделали вид, что отдали все. Чтобы казаться своими. Они хотели пользоваться всем, что есть у других, но сохранить и еще нечто, принадлежащее только им. Получается, супруги попытались приобрести нечто для себя там, где место любви, доверия и открытости. Таково помрачение души, следствие повреждения человеческой натуры, свойственного каждому из нас. Коль скоро мы хотим это свойство ада — пожирание — каким-то образом в себе победить, то, чтобы правильно поститься, надо начинать с самого простого, а именно с воздержания в пище. Если так смотреть на пост, то ограничения в еде обретают глубокий духовный смысл — мы ведь не с пищей боремся, не ее как таковую отвергаем, но хотим истребить в себе вот эту тягу к пожиранию, к тому, чтобы все, что мы видим вокруг себя, каким-то образом присвоить. Как правильно поститься Изначальный, древний, глубинный смысл поста — это, конечно, воздержание телесное, ограничение в пище.

Потому что с чревоугодия начинается вся цепочка страстей, о которой говорят святые отцы. Может быть, она и кажется несколько схематичной, но мы призваны воспитать в себе иное отношение к материальному миру, не то, какое было у Исава, продавшего свое первородство за возможность насытить чрево самой простой похлебкой см. Исаву было все равно, вкусная ли это пища или не вкусная, изящно приготовленная или нет. Ему важно было наесться, поэтому он легко расстался с первородством. Следующая страсть — это блуд, потому что смотрящий на человека противоположного пола нечистыми глазами как бы пожирает его. Следующее звено цепи — пожирание через сребролюбие. Стяжателю все время чего-то не хватает, ему постоянно нужно что-то приобретать, копить. А дальше человек, который мнит себя могущественным, сталкиваясь с тем, что не стало его собственностью, проявляет сильнейший гнев.

Все, что не по его воле, желанию или мнению, вызывает возмущение. Именно поэтому мы гневаемся — нечто нам не принадлежит, нас не слушается, нам неподвластно. Гневающийся человек не может пребывать в радости, это человек унылый, бесцельно живущий, его постоянно охватывает печаль. Его удовлетворяет лишь новое приобретение, очередной момент пожирания. Все остальное время — тоска и оцепенение: где следующий объект для пожирания? Чего мы ждем от этого времени? Какие цели перед собой ставим в Великий пост? От чего мы хотим избавиться?

Как поститься правильно? Одна из очень важных целей Великого поста — освободить себя от пристрастия к пожиранию, которое входит в нас через самый простой грех чревоугодия. Поэтому воздержание в пище Великим постом является духовно значимым, основополагающим. Из этого не следует, что придавать значение нужно лишь изменению диеты. Конечно, и мы все это знаем, если правильно поститься, самое главное — духовная сторона поста. Но не настолько материальная, телесная сторона поста отделена от духовной, чтобы не придавать ей серьезного значения. И те, кто понимают, почему, когда мы постимся, мы воздерживаемся в пище, осознают, с чем мы боремся, — постятся строго. Строго поститься — это очень хорошо.

Строго поститься — это правильно. Но не стоит гордиться своим постом. Мой пост не должен никому быть в тягость. Я стараюсь строго поститься, но при этом не обижаю человека, который не постится, поэтому я ради него скорее что-то нарушу в отношении еды. Но остается мое стремление строго соблюдать пост, быть предельно воздержанным. Строгий пост — это пост, во время которого ты готов собою жертвовать, готов себя ограничивать. Пост — это время жертвы, когда нужно поголодать, даже если это и лишает нас сил.

Дорогие друзья! Хочется обратить внимание, что Типикон - это всего лишь ориентир для мирян! Не нужно начинать пост по Типикону без опыта пощения. Степень строгости своего поста согласовывайте со священником или самостоятельно, ориентируясь на собственные духовные и физические силы. Вполне возможно, что для вас будет достаточно поститься с растительным маслом во все дни кроме среды и пятницы. Если есть желание соблюдать строгий пост - посоветуйтесь со священником в храме или духовником, он обязательно поможет вам советом в выборе меры строгости поста! Феодору Тирону и благословение и раздача колива - в субботу Всенощное бдение.

Во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре хлеба и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом» лист 415, стр. В пятницу — отдельного указания нет, следовательно так же, как предписывает палестинский устав см. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы. Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой. Такой принцип «действия по умолчанию» в принципе характерен для Типикона. В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение[2] т. Вина же испиваем по красовулю[4]» лист 425об, стр. В Неделю первую Великого Поста, то есть в Воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином — по две чаши. Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста. В прочих седмицах Типикон глава 32 предписывает в будние дни с понедельника по пятницу воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, то есть около 15. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говорится, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза. Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час. В Праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи, случившийся в Великий Пост, положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется. В предпраздненство Благовещения накануне праздника , если оно приходится до Лазаревой субботы, разрешается вареная пища с вином и елеем. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна. В сам Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случиться Благовещение, дозволяется вино и елей трапеза полагается одна.

А ещё разные там креветки и устрицы знакомый поп благословил: дескать, не оскоромишься, — ведь это даже и не рыба; сам вкушаю , овощи и фрукты заморские много витаминов. Прислуга долго складывала в большой холодильник. Он у меня так и называется — «великопостный»! Да канистру елея привёз: буду поститься, как афонский монах; там же нет подсолнечного масла». Всё твердит о каком-то сухоядении. Не врубаюсь: так ведь и помереть недолго. А что, нет книги, где всё конкретно было бы прописано? А то выходит, что и в Церкви живут не по законам, а по понятиям? А ведь такая книга существует, и каждый может обратиться к её современному изданию! Называется она по-гречески «Типикон [библион]», то есть «Книга образцов», или просто «Устав» в славянском переводе. Это — своего рода «Церковная конституция», до сих пор сохраняющая юридическую каноническую легитимность. Её дисциплинарная часть сложилась в основном в среде монахов палестинской Лавры Святого Саввы ещё в первом тысячелетии Христианской эры. Предписания относительно великопостной трапезы находим здесь в 32-й главе вместе с недвусмысленным предупреждением, что их «должен всякий [! Просмотрим её вместе. Итак, наша монахиня права: рыба дозволяется один раз в посту — в Вербное воскресенье и в праздник Благовещения, обычно приходящийся на время поста, если же он совпадает со Страстной седмицей — рыба отменяется.

Когда начинается и заканчивается Великий пост в 2023 году

  • Великий пост — как правильно поститься? - Православный журнал «Фома»
  • Великий пост — зачем он нужен?
  • Смысл поста
  • Типикон и инжир

Апостольский пост. 51 глава Типикона

Согласно Типикону Великой ц., подготовительный период к В. п. начинается за 2 седмицы до того, с блудного сына недели, названной так по читаемой в это воскресенье притче (Лк 15. Продолжительность Великого поста, правила поведения в Великий пост регламентируются каноническими постановлениями, причем сказано, что миряне, не соблюдающие Святую Четыредесятницу, отлучают себя от церкви, то есть, поститься надо полностью весь Великий. По традиции в Великий пост читается Псалтирь. Подробнее о том, что разрешается есть во время Великого поста, — в инфографике ТАСС. Многодневные посты ВЕЛИКИЙ ПОСТ продолжается 7 недель от Прощеного воскресенья (масленицы) до Пасхи;ПЕТРОВ ПОСТ может длиться от 1-й до 5-ти недель в зависимости от дня Святой Пасхи. Поэтому в первые пять дней поста, по Иерусалимскому типикону (уставу), в православных церквях читается Великий канон (большая молитва) Андрея Критского.

Великий Пост по Типикону

Седьмая неделя — Страстная седмица. В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. Как подготовить организм к посту Во время Великого поста православные ограничивают привычный рацион. Поэтому перед постом нужно создать запас белков, чтобы организм не испытывал в них недостатка. Например, как советуют специалисты Роспотребнадзора , ежедневно съедать по яйцу и 150-200 граммов рыбы. Когда начнется пост, и от того, и от другого придется надолго отказаться. За время подготовки к посту нужно дать организму привыкнуть к большому количеству клетчатки в рационе.

За две недели до поста а лучше еще раньше нужно постепенно сокращать количество продуктов животного происхождения и увеличивать долю пищи растительного происхождения в рационе. Также в этот период необходимо употреблять как можно больше кисломолочных продуктов: кефира, йогуртов, простокваши, ряженки. Однако за неделю до поста следует от них постепенно отказываться. В первые дни поста нужно увеличить порции и количество приемов пищи, так как постные блюда менее калорийные К Великому посту нужно быть готовыми не только физически, но и морально. Священнослужители советуют оценить свои силы и не воспринимать пост как подвиг. Перед собой нужно ставить посильные для духа и тела цели.

Зачастую верующие переоценивают свои возможности. Когда понимают, что не справляются, отказываются от поста. Первая неделя поста особо строгая. В первый день — Чистый понедельник — нужно полностью воздержаться от принятия пищи. Со вторника по пятницу можно есть хлеб, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пить воду. В субботу и воскресенье разрешена горячая пища с растительным маслом.

Во вторую-шестую недели поста в понедельник, среду и пятницу придерживаются сухоядения, во вторник и четверг разрешена вареная пища без масла, а в субботу и воскресенье — горячая пища с маслом. Во время Страстной седмицы соблюдают строгий пост, сухоядение. В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье в 2023 году Вербное воскресенье выпадает на 9 апреля можно есть рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем разрешена рыбная икра. Перечисленные правила обязательны для соблюдения монахами. Миряне придерживаются строгости поста по силам, согласовывая календарь питания с духовными наставниками с учетом жизненных обстоятельств и состояния здоровья.

Что можно есть в Великий пост Овощи и фрукты — основа постного питания. Из овощей готовят салаты, закуски, гарниры. Фрукты заменяют десерты. Сухофрукты и орехи — курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью —лакомства во время поста.

Что можно есть в первую седмицу?

Церковные правила в отношении питания в Великий пост достаточно строги, особенно в первую седмицу: в понедельник есть запрещено во вторник и четверг можно есть вареную пищу, приготовленную без масла среда и пятница - дни сухоядения, то есть употреблять можно только те продукты, которые не подверглись термической обработке в субботу разрешается употреблять в пищу постное растительное масло. Обычные люди миряне зачастую не отказываются от растительного масла, а также фактически не практикуют сухоядение. Если кратко, в пост можно есть все, кроме: мяса и мясных продуктов сосиски, например, или колбаса рыбы кроме дней Благовещения и Вербного Воскресенья яиц молока. Если вы решили держать пост с соблюдением этих правил, следует также обращать внимание на состав продуктов, которую вы покупаете: нередко в готовых продуктах, даже которые кажутся на первый взгляд постными, содержатся животные жиры. ВАЖНО: Богословы, священнослужители и врачи не рекомендуют усердствовать с соблюдением поста тем, для кого он может быть опасен с медицинской точки зрения.

Начинать пост в первую седмицу нужно с осторожностью, чтобы не навредить организму. Для этого следует придерживаться простых правил: распланируйте приемы пищи и заранее составьте меню пейте побольше воды, чтобы избежать обезвоживания снизьте физическую нагрузку, если чувствуете, что вам не хватает энергии. Первая седмица поста - важное время, предписывающее отказ от прихотей, умеренность в развлечениях, признание собственных ошибок, а также искреннее раскаяние.

А во вторник и в четверг горох с яглы, икра, мед пресный, квас житной на вербной неделе. В понедельник, среду и пятницу хлеб и капуста. Во вторник и в четверг горох с яглы.

А поклонов от Федоровой недели на всяк день и ночь по 400 до Лазаревой пятницы. А во все пятницы поклоняются 200 поклонов же тако, кто может. Или рукой до земли или на колени: если болен, то до пояса. Рыбу ест больной, кроме среды и пятницы, хотя и федорову неделю и вербную. Получается, что больным дозволялась рыба почти весь пост, кроме среды и пятницы — прим. Если жена по детяти да ест рыбы, давати же за то милостыня.

Разрешение на рыбу для кормящих матерей — прим. Если же который день прилучится Иоанна Крестителя Обретение главы, или Сорок мучеников, или Алексия, человека Божия, если не на федоровой неделе, то есть рыбу, а в Федорову неделю — не есть. Если Благовещение попадет на великую пятницу, то едим рыбу один раз в день. Если в иные дни, едим рыбу один раз в день. Также и на Обретение Главы, и на Сорок мученик, и на Алексиев день рыбу едим один раз в день. В страстную же неделю в понедельник в среду хлеб и капуста, во вторник и в четверг — горох с яглы.

А в пятницу сочиво, а масла макового не есть. А в суботу никому варива не есть, полно при вечери вкусити и масло пити. Святи ибо отцы и апостоли в эту суботу поститися уставили. И в иную никою же. В суботу бо бе в гробе Христу лежащу и Богородицы с апостолы в печали бе. В неделю Пасхи, если достоин кто да причащается, и ест все.

А если на нем епитимия, да не комкает не причащается — прим. Среду и пятницу и от жен соблюдитеся. Да не погубите постного труда излишне питием и блудом, понеже един день есть вся неделя. Егда воскрес Христос, стояло солнце не заходя всю неделю, 7 дней. В восьмой день зайде от Пасхи до поклонения колену. А в среду и пятницу молока не едим, разве в среду Преполовления тогда едим.

В неделю Пянтикостную и в среду и в пятницу мясо едим все, но пребываем в чистоте и не питии много, а о церкви радити. Существующие ныне и публикующиеся в церковных календарях пищевые ограничения святой четыредесятницы и других постов сформировались непосредственно перед церковным расколом XVII века и восходят к указаниям богослужебных книг 1640-х годов. Составители современных постных указателей, как правило, публикуют в своих таблицах лишь крайнюю степень поста и почти не говорят об имеющихся вариациях. Мне лично не приходилось встречать в календарях указания о морепродуктах, несмотря на то, что в Малом старообрядческом Уставе прямо сказано: «Вина же и масла в суботу и в воскресенье вкушаем: такожде и черепокожих». Также, как правило, игнорируются указания Соловецкого устава: «В суботу и в воскресенье ко щам пласти или сущи вялые». Отказ от публикации этих важных особенностей уставов приводит к тому, что эти фразы пытаются перетолковать в ту или иную сторону.

Так, например, высказываются мнения, что «черепокожие» — это орехи и грибы, а на Соловках ели рыбные пласти, поскольку там якобы не было хлеба. Приходилось сталкиваться и с нелепыми мнениями, что вставки информации о морепродуктах и рыбе во время постов — это «никонианская подделка». В наши дни благословения на послабления в посте принято брать исключительно у духовного отца и лишь в случаях особой нужды. Существует практика, когда беременным и кормящим пост снижается на одну ступень.

С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста.

В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах. Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших».

Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы. Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон. Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова: с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером. Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино [10] , но в любом случае даже и в Благовещение трапеза в эти дни разрешается только один раз. Если в первое время воздержание от пищи до вечера соблюдалось всеми, а не только монашествующими напр. Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются если не считать некоторых особо строгих монастырей у старообрядцев , тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления. На Западе[ править править код ] На Западе развитие Великого поста шло иным образом.

Что говорит Типикон об Апостольском посте?

Принцип Типикона в ослаблении поста прост: чем больше трудов в прославлении святого или праздника, тем большее утешение позволяется в пище. Разъяснение правил Типикона (церковного устава) о Великом Посте. Многодневные посты ВЕЛИКИЙ ПОСТ продолжается 7 недель от Прощеного воскресенья (масленицы) до Пасхи;ПЕТРОВ ПОСТ может длиться от 1-й до 5-ти недель в зависимости от дня Святой Пасхи. Типикон – это богослужебный устав, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников, трапезе и других сторонах церковной и монастырской жизни. Великий пост (7 недель, от Прощеного воскресенья до Пасхи). Великим постом, как и на протяжении всего остального года, отцы и братья ежедневно совершают поминовение поданных имен.

О питании в Великий пост: приемлем ли для мирян монастырский устав

В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп[9] то есть горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов с медом». Второй чин Афонский предполагает следующее: Понедельник — полное воздержание от пищи. Во вторник, среду и четверг — вкушать один раз в день, вечером по одной литре[5] хлеба, можно с солью, и воду. Во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре хлеба и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом» лист 415, стр. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы. Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой.

Такой принцип «действия по умолчанию» в принципе характерен для Типикона. В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение[2] т. Вина же испиваем по красовулю[4]» лист 425об, стр. В Неделю первую Великого Поста, то есть в Воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином — по две чаши. Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста.

В прочих седмицах Типикон глава 32 предписывает в будние дни с понедельника по пятницу воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, то есть около 15. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говориться, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза. Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час. В Праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи, случившийся в Великий Пост, положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином.

Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется.

В это время поклоняются кресту. Четвертая неделя — преподобного Иоанна Лествичника.

Этот святой — пример постнической и духовной жизни. Пятая неделя — преподобной Марии Египетской. Святую почитают за ее избавление от развратной жизни с помощью усиленного поста.

Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим. Неделя Ваий — иное название Вербного воскресенья, происходящее от слова «вайи», пальмовых ветвей, которыми устилали путь Христа перед въездом в Иерусалим. В славянских странах альтернативой пальмовых ветвей являются ветки вербы.

Седьмая неделя — Страстная седмица. В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. Как подготовить организм к посту Во время Великого поста православные ограничивают привычный рацион.

Поэтому перед постом нужно создать запас белков, чтобы организм не испытывал в них недостатка. Например, как советуют специалисты Роспотребнадзора , ежедневно съедать по яйцу и 150-200 граммов рыбы. Когда начнется пост, и от того, и от другого придется надолго отказаться.

За время подготовки к посту нужно дать организму привыкнуть к большому количеству клетчатки в рационе. За две недели до поста а лучше еще раньше нужно постепенно сокращать количество продуктов животного происхождения и увеличивать долю пищи растительного происхождения в рационе. Также в этот период необходимо употреблять как можно больше кисломолочных продуктов: кефира, йогуртов, простокваши, ряженки.

Однако за неделю до поста следует от них постепенно отказываться. В первые дни поста нужно увеличить порции и количество приемов пищи, так как постные блюда менее калорийные К Великому посту нужно быть готовыми не только физически, но и морально. Священнослужители советуют оценить свои силы и не воспринимать пост как подвиг.

Перед собой нужно ставить посильные для духа и тела цели. Зачастую верующие переоценивают свои возможности. Когда понимают, что не справляются, отказываются от поста.

Первая неделя поста особо строгая. В первый день — Чистый понедельник — нужно полностью воздержаться от принятия пищи. Со вторника по пятницу можно есть хлеб, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пить воду.

В субботу и воскресенье разрешена горячая пища с растительным маслом. Во вторую-шестую недели поста в понедельник, среду и пятницу придерживаются сухоядения, во вторник и четверг разрешена вареная пища без масла, а в субботу и воскресенье — горячая пища с маслом. Во время Страстной седмицы соблюдают строгий пост, сухоядение.

Именно, чтобы оба выразили согласие, а не одна сторона. Второе: воздержание должно быть для цели поста и молитвы. То есть не воздержание само по себе ценно, а воздержание, чтобы усилить пост. И третье: время воздержания должно быть оговорено обоими супругами. Великий пост долгий. Весь Пост — о воздержании, а моя вторая половина говорит — "нет". Значит — нет. Сколько мы будем с тобой воздерживаться? Вторая половина говорит: "С тобой?

Ровно полтора суток". Ну, и, слава Богу, что так мало, вот и хорошо — не мучиться. Сильный должен дать возможность слабому назначить время. В Церкви больше женщин. Многие женщины, не зная мужского естества, требуют от мужчин то, что легко женщине, но очень трудно мужчине. Женщинам, находящимся в браке, необходимо вспомнить, что глава семьи — муж. Пусть он решает вопрос количества воздержания. Как поститься ребенкуНет никаких канонических правил, определяющих, с каких лет и как именно должны поститься дети. Совершенно очевидно, что с детей не стоит требовать выполнения всех постных предписаний, предназначенных для взрослых людей.

В подобных случаях нужно обратиться к священнику за благословением. С другой стороны, если ребенок высказывает осознанное желание поститься, то можно ему помочь и облегчить постный рацион более частым вкушением рыбы, растительного масла и других подобных ингредиентов. Что делать, если нарушил постЕсли нарушил пост, нужно принести покаяние и постараться в будущем держаться крепче. Главное — не отступать, продолжать свой покаянный постный путь в ожидании радости Пасхи — Светлого Христова Воскресения. Грех всегда остается грехом: и во время поста, и вне поста.

Бобовые — соя, горох, нут, чечевица, бобы, фасоль — источник белка во время поста. Блюда из них заменяют мясные продукты. Продукты из сои — сыры, молоко, йогурты — по вкусу не уступают продуктам, изготовленным на молочном сырье. Грибы — это источник белка и альтернатива мясу. Мед едят в качестве десерта и как добавку к другим блюдам кашам, киселям, выпечке, фруктовым салатам. Из выпечки в том числе хлеб и кондитерских изделий разрешены только те, в рецепт которых не входят яйца и продукты молочного происхождения. Черный шоколад можно употреблять в Великий пост. Какао-бобы — растительный продукт, как и какао-масло из них. Молочный шоколад и шоколад с пралине не допускаются, так как в их составе есть молочные жиры. Макароны разрешены, если в их составе нет яиц. Растительное масло можно использовать в пост в определенные дни. Монахам и священнослужителям разрешается принимать в пищу растительные масла только по выходным, а также 5 апреля в честь стояния Марии Египетской. Мирянам разрешают послабления, они могут готовить блюда на растительном масле без ограничений. Сливочное масло, даже топленое, запрещено в постные дни. Этот скоромный продукт можно подавать на стол только в Пасху. Вино можно пить в умеренном количестве по субботам и воскресениям и в Благовещение Пресвятой Богородицы. Кофе можно пить в пост, кроме дней, когда нужно соблюдать сухоядение. От кофе с молоком придется воздержаться либо заменить коровье молоко на кокосовое или овсяное. Во время поста в сутки рекомендуется выпивать полтора-два литра чистой воды. Мозг часто ошибочно воспринимает жажду за голод. Как только возникает желание перекусить, нужно выпить стакан воды. Это предотвратит переедание. Нельзя употреблять животные жиры, яйца и продукты, для производства которых они используются. Из рациона исключают молочные продукты: молоко, кефир, йогурт, сметану, сыры, сливочное масло. Следует ограничить пищу с интенсивным вкусом: слишком соленую, сладкую, пряности. Фаст-фуд, шоколад, сдоба — под запретом. Что делать, если угощают непостной пищей Во время Великого поста верующий может оказаться в гостях, где будет накрытый скоромными продуктами стол. В виде исключения можно попробовать пищу, запрещенную в пост, чтобы не обидеть хозяев. После стоит помолиться, покаяться и продолжить следовать посту.

О питании в Великий пост: приемлем ли для мирян монастырский устав

Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. Нарушившим Великий Пост хотя бы вкушением рыбы, кроме положенных двух Праздников, Типикон возбраняет Причастие в Святую Пасху и предписывает еще две недели покаяния (глава 32). Почти все знают, что в строгие дни поста Типикон предписывает два вида воздержания: совершенный отказ от пищи (например, в первые два дня Великого поста или в Великую пятницу) и сухоядение. Вопрос такой: целесообразно ли пастырю требовать от мирян соблюдения поста по Типикону?

Пищевые ограничения Великого поста

И якоже в 1-ю седмицу святаго сего поста, сице и в сия дни: в Великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 2-е «зри»). Поэтому в первые пять дней поста, по Иерусалимскому типикону (уставу), в православных церквях читается Великий канон (большая молитва) Андрея Критского. Нарушившим Великий Пост хотя бы вкушением рыбы, кроме положенных двух Праздников, Типикон возбраняет Причастие в Святую Пасху и предписывает еще две недели покаяния.

Что говорит Типикон об Апостольском посте?

Хотя наш богослужебный устав нарочито строгий, с долгими, сложными по структуре богослужениями, эта его особенность не является недостатком. Принятие более строгого порядка богослужебной жизни, чем Студийский, было насущной необходимостью, так как послабления привели к возникновению многочисленных версий устава. Храмы и монастыри теряли единообразие богослужебной жизни, что приводило к разделениям. Пусть многие положения Типикона для современного человека и кажутся недосягаемыми например, отказ от пищи в первые три дня Великого Поста и т. Для того, чтобы литургическое единство Церкви было соблюдено, богослужебный устав должен быть единым, поэтому не может существовать отдельно «мирской устав» и «монашеский». За образец для подражания был избран, конечно же, «монашеский устав», в котором наиболее полно отражена многовековая святоотеческая традиция. Ведь каждое слово в наших богослужебных книгах, каждое уставное требование — драгоценный плод веры святых, сохранить который Церковь считает своей прямой обязанностью! Да и вообще, «свет для всех человеков— монашеское житие». Эти слова преподобного Иоанна Лествичника из книги о духовной жизни «Лествица» слово 26 стали аксиомой для христиан. У кого же брать пример духовности мирским людям, если не у монахов?

В полной мере следовать Типикону современному человеку, пожалуй, не под силу. Еще в начале XX века один из авторитетных знатоков Типикона, русский богослов и литургист М. Скабалланович, говорил о невозможности достижения его идеалов.

Они приписываются Афонскому монаху Великой лавры св. Афанасия, Марку.

Суть их — подробные указания к порядку служб дней, когда «неподвижные», то есть имеющие фиксированную дату великие праздники, дни памяти святых, совпадают с «подвижными» зависящими от даты Пасхи днями празднований например, если Благовещение, «неподвижный» праздник, приходится на дни Страстной Седмицы, или иные дни Четыредесятницы, совпадает с Пасхой; подобных случаев существуют десятки. Храмовые главы Они посвящены порядку богослужения в тех случаях, когда престольных праздник храма совпадает с иными праздниками. Это указания: о службах престольных праздников с начала церковного новолетия 1 сентября до Недели Мытаря и Фарисея, когда начинается подготовка к Великому Посту; о храмовых празднованиях, которые падают на время подготовки к Святой Четыредесятнице, а также самого Великого Поста ; о случаях, когда «престол» приходится на дни от Пасхи до Троицы. Последняя, 60 глава раздела, содержит Пасхалию. Колокольный звон по указаниям Типикона Существуют следующие его виды: благовест когда звучат удары только в самых большой колокол, притом — одиночные ; перезвон — последовательные удары в разные колокола; трезвон — торжественный звон с одновременным использованием всех или нескольких колоколов; он звучит по большим праздникам.

Художник: Косничев Александр Евгеньевич «Ростовские звоны» Уставы о постах в православной церкви Самым древним из Типиконов, содержащим указания о посте, считается Студийский времен прп. Феодосия Печерского. Феодор Студит держался мнения о приоритете духовного делания перед «удручением плоти», поэтому его правила поста были нестроги: например, почти во все постные дни включая многодневные посты, даже Великий Пост разрешалась рыба. Устав прп. Саввы Иерусалимский значительно более строг.

Когда с XIV в. Русская Церковь начала постепенно переходить на него, часть монастырей, а также прихожан, сохранили Типикон прп. Это было связано не с леностью к пощению, но — с природным фактором. Много десятилетий по Уставу прп. Феодора жил, например, Соловецкий монастырь, расположенный на Севере, где крайне сложно соблюсти полное воздержание от рыбы зимой, когда растительная пища практически отсутствует.

Подобным же образом сейчас поступают христиане, живущие в горах например, Алтая , где лишь с трудом возможно земледелие, но реки изобилуют рыбой. Трапезы в Великий пост Согласно принятому сейчас Русской Церковью Иерусалимскому Уставу: по понедельникам, средам, пятницам Великого Поста необходимо «сухоядение», то есть употребление невареной пищи; горячая вареная пища разрешается только по вторникам, четвергам, субботним, воскресным дням; при этом по субботам, воскресеньям к ней можно добавлять растительное масло; рыбу благословляется вкушать лишь на Благовещение и Вербное Воскресенье. Кроме того, на первой седмицей поста желательно вообще полное воздержание от пищи в понедельник.

Относительно количества трапез прямо не говориться, однако пост как полное воздержание в субботние и воскресные дни Типикон прямо запрещает, поэтому очевидно, что положено две трапезы — днем и вечером например, см. Если же при этом в понедельник, вторник или четверг будет память полиелейного святого или святого «со славословием» праздник средний , то в эти дни разрешается рыба. В понедельник к тому же поставляется две трапезы в день, подобно вторнику или четвергу. Если память такого святого средний праздник выпадет на среду или пятницу, то разрешается только вкушения вина и елея.

В отношении качества пищи можно выделить следующие типы трапезы приводятся в порядке возрастания строгости поста : Разрешение «на вся» или «на трапезе братии утешение велие». Отсутствие ограничений сохраняется только невкушение мяса монашествующими во всех случаях Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются такое бывает для мирян только на сырной седмице — то есть маслянице Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба и, естественно, горячая растительная пища, растительное масло, вино Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища — «варение» то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т. Воздержание также от растительного масла и вина. Дозволяется горячая пища без масла. Дозволяется «хлеб и вода и сим подобная» глава 35 , т. Полное воздержание от пищи и пития — то, что в Типиконе собственно и именуется словом «пост». Естественно, что менее строгое установление разрешает все, что возможно при более строгом посте. То есть например, если по уставу положена рыба, то конечно можно вкушать и растительное масло, а если разрешаются молочные продукты, то можно вкушать и рыбу. Читайте также: Святой в стоптанных башмаках. Где поклониться мощам святителя Спиридона? Вино в византийской традиции употреблялось повсеместно, преимущественно разведенное горячей водой, и считалось естественной составляющей обычной трапезы. Этим объясняется довольно частое разрешение на употребление вина в уставе о трапезе. Естественно, речь идет только о натуральном виноградном вине без добавления спирта или сахара. Мера вина оговаривается весьма четко: от 1 до 3 красовуль[] то есть чаш. Также устав о глава 35 , то есть что воздержание от вина даже в те дни, когда оно уставом разрешается, весьма похвально. Порядок трапезы, особенно в Рождественский и Петров посты, тесно связан с разрядом, то есть степенью праздников. С точки зрения правил поста имеют значение следующие три разряда церковных праздников: I — бденные, II — полиелейные и со славословием, III — малые. В Типиконе общий порядок Трапезы описан в главе 35. Дополнения же и уточнения по поводу трапезы в праздничные дни и в посты приводятся в главах: 32,33,34,36, а также в самом месяцеслове глава 48 , где делаются указания относительно Рождественского Поста и приводится порядок трапезы в конкретные праздники. Мы постараемся согласовать все эти указания в общую систему. В непостное время и в непостные дни, то есть кроме среды, пятка а в монастырях к постным дням относится также и понедельник , положено вкушать дважды в день без ограничения в качестве пищи. В Воскресные дни и в Господские двунадесятые праздники на обед полагается три перемены блюда, на ужин — два. В остальные непостные дни — на обед два блюда, на ужин — одно. Блюда на обед и ужин полагается вкушать одинаковые. Готовить специально для вечерней трапезы Типикон не разрешает. Однако вкушать вечернюю трапезу полагается в теплом виде. Вино полагается на трапезе только в Воскресные и праздничные дни. В другие, даже непостные дни его употребление без особой нужды или немощи возбраняется. В среду и пяток в монастырях к ним приравнен и понедельник — один раз в день «в 9-й час» около 15. По 69-му правилу Святых апостолов, на которое ссылается Типикон, пост среды и пятницы во весь год приравнен к Великому посту. Это означает, что положено вкушать один раз в день сухоядение[], «кроме немощи и праздника» глава 33. За нарушение этого поста, как и Великого поста, мирянин подвергается отлучению от Причастия на время, священник же извергается из сана. В Праздники пост среды и пятницы послабляется следующим образом: Если на среду или пятницу в монастыре — и на понедельник выпадет праздник Рождества Христова или Богоявления, то пост отменяется, вкушается две трапезы без ограничения качества пищи. Если на эти же дни выпадают двунадесятые Богородичные праздники Рождество Богородицы, Успение, Сретение или великие свв. Петра и Павла, Рождества Иоанна Предтечи, Покрова, бденных святых, то поставляется две трапезы в день и разрешается вкушение рыбы. Пост на молочную и мясную пищу сохраняется. Если на постные дни выпадает средний праздник полиелейные и со славословием , то совершается две трапезы, причем на первую положено сухоядение, а вечером — вареная пища с елеем. В малые праздники, выпавшие на среду или пятницу в монастыре — и понедельник Типикон назначает вкушать одну трапезу в 9-й час 15. В периоды продолжительных постов послабления в двунадесятые и великие праздники оговаривается особо, а именно: В Праздники Преображения, Введения и Входа Господня в Иерусалим которые всегда приходятся на время поста в любой день недели разрешаем на рыбу, вино и елей, поставляя две трапезы глава 33. В Праздники Воздвижения Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи великие, но постные праздники положено вкушать два раза, разрешая на вино и елей, но без рыбы. В Благовещение, которое почти всегда приходится на Великий Пост, устав о трапезе зависит не только от дня седмицы, но и от того, на какую часть Великого Поста оно придется. Об этом празднике мы скажем в следующей главе. Каждый из них готовит христианина к одному из важнейших Церковных Праздников, и каждый имеет различное посвящение. Самый древний, самый продолжительный, самый строгий и самый важный Пост — Великий. Он является подготовкой ко встрече Страстной Седмицы и Пасхи Христовой. Великий Пост предлагается нам весной и по свидетельству Церковного Предания, зафиксированного в Богослужении, сам есть «весна духовная» ко обновлению наших духовных чувств и благочестивых мыслей. Длится Великий Пост 49 дней. В Типиконе он именуется «Святая Четыредесятница», и самим названием подчеркивается особая благодать этих дней. Наименование «Четыредесятница» от церковно-славянского числительного «четыредесять», то есть «сорок» — не случайно. Собственно Великий Пост длится ровно 40 дней, поскольку из общего числа 49 исключаются двунадесятые праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим, в которые пост послабляется и на языке Типикона уже не может именоваться постом в строгом смысле, а также 6 дней Страстной Седмицы, которые образуют особый Богослужебный и аскетический цикл — Пост Страстной Седмицы. Второй Господский Пост — зимний, Рождественский. Он также продолжителен — длится 40 дней, и является подготовкой ко второму по значимости Евангельскому событию после Воскресения Христова — Рождеству. Третий Пост — осенний, Успенский. Посвящен Божией Матери и готовит нас к главному Богородичному празднику — празднику Успения. Он самый краткий, длится всего 14 дней, но по строгости приравнен к Великому Посту. Четвертый Пост — летний, Петровский. Это — апостольский пост, который посвящен трудам и подвигу святых Апостолов, донесших до нас и до всех народов Свет веры Христовой. Завершается он Праздником святых Апостолов Петра и Павла. Исторически он предназначался для тех, кто нарушил или по каким-то причинам не смог выдержать Великий Пост. А позднее распространился на всех христиан. Длина этого Поста в разные годы различна, потому что зависит от Пасхи. Соответственно продолжительность его варьируется от 11 до 42 дней. В разные Посты устав о трапезе различается, поэтому скажем о каждом Посте особо. Устав предполагает с Сырного мясопустного понедельника воздержание от мяса, прочая же пища вся дозволяется. Причем эта седмица — сплошная. Это означает, что молочные продукты и яйца можно употреблять также в среду и пятницу. В отношении количества трапез во все дни, кроме среды и пятка положено две трапезы. В среду и пяток положена одна трапеза вечером «в 9-й час» глава 35 , то есть около 15. В Неделю сыропустную Прощеное Воскресение совершается заговенье. Положено две трапезы и «по вечерни же в трапезе бывает утешение братии» лист 407, стр. Устав предлагает два варианта поста на этой седмице — основной палестинский и афонский. Первый чин предполагает следующий порядок трапезы: Понедельник и вторник — полное воздержание от пищи и пития. Лист 415, стр. В четверг — полное воздержание от пищи и пития. Произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду» лист 424об, стр. Также Типикон указывает на традицию монастыря св. Саввы Освященного вкушать в сей день ради памяти св. Феодора Тирона вино и елей. Однако эта традиция обозначается как отвергнутая: «но не творим сего ныне за честность дне» Там же. В специальной главе Типикона, посвященной Великому Посту глава 32 , приводится первый чин Палестинского монастыря св. Саввы Освященного , но чуть подробнее относительно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни то есть после 9-го часом дня по Византийскому времяисчислению, что примерно соответствует с 14. В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп[] то есть горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов с медом». Второй чин Афонский предполагает следующее: Понедельник — полное воздержание от пищи. Во вторник, среду и четверг — вкушать один раз в день, вечером по одной литре[] хлеба, можно с солью, и воду.

Богослужение будних дней Великого поста

Принимаются записки как «о здравии», так и «об упокоении». Имена переписываются в специальную тетрадь синодик и читаются в положенное время. В будни Великого поста с понедельника по пятницу не положено совершение проскомидии, тогда как в субботу и воскресенье она совершается. Записки, поданные на проскомидию сорокоусты или годовые , все равно прочитываются в этот период во время утреннего богослужения в качестве простых поминовений, а по субботам и воскресеньям, как и полагается, — во время совершения проскомидии. Это значит, что имена, поданные Великим постом, например, на сорокоуст, будут поминаться в течении сорока дней, — частично на будничном утреннем богослужении, частично за проскомидией в субботу и воскресенье.

Пусть многие положения Типикона для современного человека и кажутся недосягаемыми например, отказ от пищи в первые три дня Великого Поста и т. Для того, чтобы литургическое единство Церкви было соблюдено, богослужебный устав должен быть единым, поэтому не может существовать отдельно «мирской устав» и «монашеский». За образец для подражания был избран, конечно же, «монашеский устав», в котором наиболее полно отражена многовековая святоотеческая традиция. Ведь каждое слово в наших богослужебных книгах, каждое уставное требование — драгоценный плод веры святых, сохранить который Церковь считает своей прямой обязанностью! Да и вообще, «свет для всех человеков— монашеское житие». Эти слова преподобного Иоанна Лествичника из книги о духовной жизни «Лествица» слово 26 стали аксиомой для христиан.

У кого же брать пример духовности мирским людям, если не у монахов? В полной мере следовать Типикону современному человеку, пожалуй, не под силу. Еще в начале XX века один из авторитетных знатоков Типикона, русский богослов и литургист М. Скабалланович, говорил о невозможности достижения его идеалов. Но вместе с тем он призывал, в меру сил, стремиться к его исполнению: «Таков по существу и весь закон Христов, неосуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир». Поэтому важно не утратить «свет для всех человеков» — Типикон «монашеского жития», чтобы современные христиане, живущие в миру, имели перед мысленным взором свет некоего идеала христианской жизни. Для нас этот свет — подвижнический образ жития древних святых отцов, призывающий к борьбе со страстями, к насаждению в душе заповеданных Господом добродетелей.

И клонят люди молчаливо головы, как овечки — положено, значит, надо выполнять. А выполнить — невозможно. Это устав для мужского монастыря, а вы — не монах, а даже если и монах, то живете в другом месте и в другое время. И этот жуткий надрыв рождает серьезные эмоциональные проблемы, так что человек начинает отождествлять свой личный и неустранимый комплекс вины с верой православной. Архимандрит Савва Мажуко Наш старинный регент проявлял интерес к церковному уставу только в особые «священные времена». Первое воскресенье Великого поста — один из немногих дней в году, когда он брал в руки толстенный фолиант, глубокомысленно его раскрывал на известной странице и торжественно зачитывал настоятелю: — На трапезе же ядим варение со елеем, а не рыбы. Аще же прилучится, пием вино, уставленное во славу Божию по две чаши. Такожде и в вечер по две. Все это читалось с ноткой отеческого укора и благочестивого негодования — вы, отец настоятель, пренебрегаете церковным уставом, как вы думаете спасти свою душу и на что вы рассчитываете, я не знаю, но никогда не поздно все исправить. Чаще всего настоятель выбирал путь спасения, и регент одаривал благодарным и покровительственным взглядом и батюшку, и старинную книгу. Книга называлась Типикон. Это и есть тот самый документ, по которому выстраивается дисциплинарная и богослужебная жизнь Русской Православной Церкви. Типикон — это, прежде всего, устав церковной службы. Как совершать богослужение, какие петь песнопения, что читать из Апостола и Евангелия — всё там. Однако, Типикон — это книга, которая окончательно сформировалась позже всех богослужебных книг. В Русской Церкви существовало множество уставов и дисциплинарных и богослужебных, и это было нормой для церковной старины. С тех древних времен у нас и водится пословица «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Каждая обитель имела свой устав церковной службы, свой устав поста. Сегодня нам даже трудно это представить, но так жили наши предки большую часть церковной истории. Монастыри были очагами просвещения, они могли себе позволить и писать, и записывать. Поэтому не удивительно, что до нас дошли только монашеские уставы. Типиконов приходских церквей у нас практически нет. Книга Типикон, по которой выстраивается жизнь Русской Православной Церкви, тоже является монастырским уставом. Только это не устав какого-то конкретного монастыря, а свод правил, заимствованных из множества различных уставов, претерпевших неоднократную правку редакторов. Первый печатный Типикон был издан в России в 1610 году и потом на протяжении XVII века он переиздавался семь раз, всякий раз подвергаясь безжалостным исправлениям. Тот устав, которым пользуемся мы сегодня, приобрел свою окончательную форму в издании 1682 года. Позднейшие версии мало чем от него отличались. Большая часть Типикона посвящена богослужению.

Стоит хоть раз побывать на ней, чтобы понять это. Недаром в торжественные дни Устав предписывает совершение именно такого богослужения. Например, в Рождественский сочельник если он выпадает на будний день начало вечерни с Литургией святителя Василия Великого — в 1 час дня С. Заканчивается такая служба около 16—17 часов, в сумерках. На средину храма выносится икона Рождества Христова, и приближение праздника в тот момент чувствуешь совсем по-другому, нежели когда служишь такую Литургию утром. На несколько часов прихожане расходятся домой — подкрепиться и отдохнуть — и вновь собираются в храм на всенощное бдение, которое по Уставу начинается в 4 часа утра. А сразу после бдения — праздничная Литургия. В Крещенский сочельник начинать вечерню с Литургией положено чуть раньше — в 11:00 — из-за того, что служба затягивается освящением воды. После полудня положено совершать Литургию также в Великий четверток и Великую субботу и еще в некоторые дни. Вообще исключительная продуманность Устава — дело не человеческое, а Божие. Нам порой кажется, что Церковный устав чрезмерно строг. Однако это скорее ложные представления, основанные на выдернутых из контекста цитатах. И это касается не только богослужения, но и других ограничений. Например, уставных ограничений в пище. Трапеза Типикона Почти все знают, что в строгие дни поста Типикон предписывает два вида воздержания: совершенный отказ от пищи например, в первые два дня Великого поста или в Великую пятницу и сухоядение. Но тут же делает оговорку: «Кто не может выдержать два дня без пищи, да едят хлеб и квас после вечерни во вторник. Так могут поступать и старики» С. То же и в Великую пятницу: «Следует знать, что мы приняли обычай в Палестине… не есть в этот день распятия. Если же кто сильно ослаблен или стар и не может из-за этого поститься весь день, то после захода солнца такому дается хлеб и вода» С. Это показывает, что уставные предписания нужно адаптировать для себя. Если у человека сахарный диабет или туберкулез, то два дня без еды могут просто убить его. Типикон предлагает на трапезу: маслин — «малую питьевую чашечку», изюма — столько же, 6 орехов, 8 штук инжира… Сухоядение полагается во все будние дни Великого поста С. Но практически никто не может внятно сказать, что это такое. Сухоядение оно же — сыроядение — питание пищей, не прошедшей термическую обработку. Однако использовать эту информацию без примеров сложно. Давайте посмотрим, что Типикон предлагает на трапезу монахам. Итак, примерно в день полагается: маслин — «малую питьевую чашечку», изюма — столько же, 6 орехов возможно, грецких , 8 штук инжира — около 400 г С. Состав овощей и фруктов, свежие они употребляются или засушенные, — варьируется в зависимости от времени года. Как мы видим, вся эта пища довольно питательна и полезна, что очень важно. Я посчитал, насколько калорийна такая пища. Если принять «малую питьевую чашечку» как стограммовую, то получается всего около 1150 калорий, без учета хлеба и питья. Суточная норма потребления человека — 2000—2500 калорий, в зависимости от физической нагрузки. То есть норма Типикона — половина обычного рациона. В наших широтах самая доступная пища в пост — картошка, каша, квашеная капуста, соленые огурцы, грибы. Начнем с того, что почти вся эта пища проходит термическую обработку — и по-другому у нас не получается. Дальше, даже если съесть по полкило вареной картошки, квашеной капусты, соленых или маринованных огурцов и вареных грибов — получится на 4 кг еды всего 725 калорий — энергии в полтора раза меньше монашеской нормы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий