Новости михаил врубель картины

Михаил Врубель писал гениальные картины, создавал восхитительные фрески, работал над декоративными панно и являлся автором скандальных книжных иллюстраций.

Михаил Врубель в 10 шедеврах

Большой успех. Выставку Михаила Врубеля посмотрели почти 200 тысяч человек И хоть эта картина написана под впечатлением от рассказа французского писателя Анатоля Франса «Святой сатир», Врубель переносит древнегреческого мифического персонажа на русскую почву.
Один во всей Вселенной: гид по выставке Михаила Врубеля в Русском музее Михаил Врубель увидел кустик сирени в Черниговской губернии, который настолько поразил его, что он решил написать картину.

Оценка, продажа и реализация картин М.А. Врубеля

Между тем сестра констатировала: «Врубель затеял картину «Гензель и Гретель», на которой изображал Надю и Любатович под видом детей. Картины Михаила Врубеля трудно перепутать с работами других художников. С детства Михаил Врубель проявлял разносторонние художественные таланты, артистические способности, интерес к изучению иностранных языков и философии. Все работы художника Михаила Александровича Врубеля. Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве.

«Демоны» и «ангелы» Михаила Врубеля. 5 известных картин художника

Просмотрите доску «Михаил Врубель» в Pinterest пользователя Аня Север, на которую подписаны 145 человек. И все же судьба Михаила Врубеля ассоциируется с другой женщиной — оперной певицей Надеждой Забелой. На выставку-блокбастер Михаила Врубеля впервые за 60 лет в Петербург прибыли работы художника из Третьяковской галереи.

Михаил Врубель в 10 шедеврах

Несмотря на серьезный подход к работе, Врубель не всегда был серьезным человеком. Опаздывал на встречи, приличные гонорары спускал за один вечер. Он писал смело, крупными мазками, а потом также смело мог уничтожить собственное творение. Были случаи, когда Врубель, впечатленный какой-нибудь театральной постановкой, в спешке создавал новый сюжет прямо на готовых полотнах, только потому что не было под рукой чистого холста.

Последние годы жизни Врубель боролся с душевным расстройством. Но и в клинике для душевнобольных Врубель продолжал творить. Творчество в какой-то мере было лекарством.

В стенах лечебницы была написана последняя работа Врубеля — портрет Валерия Брюсова.

Нет светлости. Повсюду нарастание беспокойства, напряжения. Сильный, особый дар художника, но какая-то беззащитность души перед силами тьмы. Ребенок не прожил и двух лет. Михаила Александровича тогда увезли в психиатрическую клинику в Риге, потом поместили в клинику Сербского в Москве. Блок заметил: «То немногое, что приходилось слышать о Врубеле, похоже на сказку более, чем на обыкновенную жизнь». Порой на сказку, а порой и на притчу. Ну, вот казалось, Врубель — франт и эстет, для которого последняя истина — в красоте.

Случайно ли, но именно у него рождается сын с врожденным уродством — заячьей губой? И Врубель, творивший культ из красоты, так тяжело и страшно переживает этот знак или подсказку своей судьбы. Накануне рождения сына, Саввы, в 1899 году Врубель вновь берется за образ Демона. Совсем другой демон рождается в душе у художника. Тогда в России только появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше. Становилась модной драматургия Ибсена. Ангел с кадилом и со свечой. Человек, имеющий действенную волю, чтобы противостоять обществу, которое пытается поработить и обезличить его. Беда в том, что высокая миссия нового героя часто сметает на своем возвышенном пути обыкновенных людей и вообще все человеческое.

И вот проглядывает новая личина Демона. На сей раз это не скорбный юноша в объятьях мировой тоски и одиночества. Врубель страстно берется за работу. В невероятном возбуждении он отправляет записку своему почитателю, господину фон Мекку, который покупал его картины: «Помогите и поскорее достаньте где-нибудь фотографии гор, лучше Кавказских. Я не засну, пока не получу их». В одну ночь на холсте за фигурой Демона выросли пустынные горные хребты. Неземной холод и неживой покой этого пейзажа. Человеческое здесь невозможно. В конце концов Врубель оставил работу незаконченной.

Причины не совсем понятны. В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, явлено чувство катастрофы, преддверие конца. Кажется, что-то возникло на полотне помимо воли самого Врубеля: может быть, то, что и несет вслед за собой «освободившийся» человек—нигилист. Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков. Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений. Пройдет не так много лет — и этот гул вырвется наружу. Стройными рядами будут шагать по России строители счастья для будущих поколений. И над растерянной, испуганной страной, где голод, коммуналки и разруха, прозвучит голос Маяковского: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство!

Долой ваш строй! Долой вашу религию! А пока, в 1899-м, мощный Демон на холсте Врубеля летит прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности. Помрачение Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство вместе с романтизмом. Новозаветные тексты полностью отказываются от наглядных образов сатаны. Теологическая литература не описывает внешность дьявола либо пользуется метафорами. Напротив, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью. Но это всегда были образы зла и тьмы.

Голова пророка. Демоны уже позади. Он смотрит на мир не с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. В искусстве — эпоха романтизма с изображением сильных зачастую бунтарских страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным. Демон —как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов — и у Байрона, и у Лермонтова. Врубель — наследник этой традиции. В свое время Лермонтов пытался отделаться от своего демонического героя.

И этот дикий бред Преследовал мой разум много лет. Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался — стихами! Хотя вовсе не отделался. А разве Печорин не демоничен? И разве не демоничны насмешки над недалеким Мартыновым? Вот и Врубель не отделался. Картина «Демон летящий» осталась незаконченной. Но образ Демона вновь полностью владеет художником, взывая к своему новому воплощению. В декабре 1901 года появляется другая картина — «Демон поверженный».

Врубель снова и снова переписывает свое полотно, не прекращая работы даже на выставках в Москве и особенно в Петербурге. На холсте вывернутое, словно под пытками изломанное тело. Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея. Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона. Врубель был в бешенстве. Потеряв всякий такт, он откровенно оскорблял Серова, Остроухова и даже свою жену. Остроухов, член Художественного совета Третьяковской галереи, писал по этому поводу: «Врубель так истерзал меня своими сценами, что не могу спокойно смотреть еще его вещь, каждый павлиний глаз крыльев Демона точно кричит мне врубелевскими изнервничавшимися криками... Он не следовал анатомической правильности.

Но сделать это было не так просто — раковина искрится, переливается, и Врубелю приходилось создавать переливы и в своей работе. Он использовал разные цвета — розовые, лиловые, голубые, зеленые. Художник изобразил морскую раковину большего размера и населил ее обитателями — морскими царевнами. Сирень Михаил Врубель увидел кустик сирени в Черниговской губернии, который настолько поразил его, что он решил написать картину. Зритель видит чудо — на полотне изображена нимфа, гонимая паном, она находится в укрытии за кустиками сирени. Художник изобразил буйство красок вокруг нимфы, не давая зрителю четкого образа. Он любил природу, и благодаря этому смог передать завораживающую красоту цветшей сирени, занимающую большую половину картины. Сумерки, изображенные на полотне, передают таинственность женской фигуры. Вглядываясь в картину, можно понять, что в ней все взаимосвязано, девушка как бы появляется из царства природы. Шестикрылый Серафим Когда писалась картина — Врубель уже болел и находился в больнице В. Зритель видит на картине Божьего посланника — горит лампада, поднят меч… Серафим смотрит беспристрастно, твердо — он исполнитель Высших сил. Техника исполнения напоминает витражную вывеску, освещенную извне. Работа писалась масляными красками — она полна символических деталей, и передает интеллект Врубеля — его образование, знание темы. Самое главное, что художник не лишился светлого ума и блестящей логики, страдая от тяжелого недуга. Демон поверженный Из цикла «Демоны» эта картина стала последней. На ней художник изобразил облик ангела-богоборца, потерпевшего поражение — он рухнул на скалы с небес и превратился из Ангела в Демона. Его тело стало слабым, беспомощным, а крылья разметались.

Меню Врубель Михаил Александрович Mikhail Vrubel , русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 17 марта 1856 года. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения из современников — испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты. Самобытная манера Врубеля — особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» — окончательно сформировалась в его киевские годы 1884—1889 , причем в русле церковного искусства. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви 12 век , Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции в частности, Сошествие Святого Духа, 1884 ; тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем Киевский музей русского искусства.

О картине Михаила Врубеля «Сирень» | Сиреневый фестиваль - 2023

Киев , тот посоветовал Михаила Врубеля. Михаил Врубель. После поездки в Венецию и создания нескольких икон он получает предложение участвовать в реставрации Владимирского храма. Но его работы вызывают недоумение у заказчиков и вскоре Михаила Александровича отстраняют от работы.

Удивительное мастерство, трагизм, бунтующий дух и редкостный талант делают Михаила Врубеля великим художником. Богатейший внутренний мир, недоступный для других людей, приоткрывается в его работах. Михаил Врубель появился на свет 17 марта 1856 года в Омске. Из-за службы отца семья часто переезжала: будущий художник учился в Одессе, жил в Астрахани, Петербурге и других городах. В 1874 году он начинает учиться на юриста, но скоро бросает университет. Михаил Врубель к недовольству отца поступает в Академию художеств в Петербурге.

Позже он учится у Павла Чистякова, выдающегося педагога. Тогда же он знакомится с Ильей Репиным, который посоветовал ему начать работать с натурой самостоятельно. Художник много занимается акварелью, рисуя по 10-15 часов в сутки. Когда в 1884 году археолог Адриан Прахов попросил у Чистякова ученика для работы в Кирилловской церкви г. Киев , тот посоветовал Михаила Врубеля. Талантливый живописец создает росписи и пишет лик ангела для Софийского собора.

Речь идет о картинах «Автопортрет» и «Мужской портрет» репродукция с рисунка Врубеля «Портрет врача Левицкого». По словам собеседницы «ВМ», эти картины в 1995 году были переданы в Третьяковку для проведения экспертизы и последующего временного хранения.

При этом с того момента никто не заявлял о праве собственности на эти картины. Документы, указывающие на их принадлежность кому-либо, также отсутствуют.

Черный надломанный образ отражает драматизм жизненной ситуации, в которой оказался промышленник. Его, видного мецената, обвинили в слишком больших и ненужных растратах, совсем вскоре после написания портрета его арестовали и судили, правда, оправдали.

Но потеряв свои доходы, он вынужден был продавать свое имущество и в том числе множество картин видных художников. Врубель часто гостил там и организовал керамическое производство - по его эскизам он сам и его помощники делали изготавливали печные изразцы, майоликовые панно, скульптуры и другие элементы декора - преимущественно со сказочными и мифологическими мотивами. Этот камин на былинный сюжет получил золотую медаль на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Его копия была выполнена для московского дома Бажанова, полностью выдержанного в стиле модерн.

Пан, 1899 Третьяковская Галерея В конце XIX века возникает настоящая мода на «русский» стиль читайте подробнее тут - и Врубель был одним из тех, кто возрождал национальный фольклор - и в керамике, и в живописи. И хоть эта картина написана под впечатлением от рассказа французского писателя Анатоля Франса «Святой сатир», Врубель переносит древнегреческого мифического персонажа на русскую почву. Его пан - это скорее леший, потусторонний дух леса, и притаился на фоне типично русского пейзажа. Эта сказочная история из русского фольклора вдохновила художника и на создание целой серии майоликовых скульптур - фигуры героев оперы - Садко, Морского царя, царевны и невероятное блюдо со всеми ними и обитателями подводного мира.

Царевна-лебедь, 1900 Третьяковская Галерея Подобно пану - царевна-лебедь еще одно сказочное существо, которое существует как будто между мирами. Она то прекрасная девушка, то птица - и художник пытается уловить момент этой метаморфозы. Впрочем, в этом невероятном образе многие угадывают и замужнюю женщину, в которую Врубель был безответно влюблен до женитьбы. Демон поверженный, 1902 Третьяковская Галерея После первого потерянного сидящего демона, Врубель написал еще «Демона летящего», властно парящего над миром - и закончил цикл этим трагически сраженным демоном.

Его изломанная фигура на фоне пейзажа Кавказских гор. Работа над этой картиной довела Врубель до очередного срыва и он попал в больницу - он сделал множество эскизов, но и уже готовое полотно бесконечно переделывал. Как вспоминала жена Врубеля, каждый день она с ужасом наблюдала перемены в Демоне - были дни, когда лицо его было страшно, в другие же в нем появлялась «глубокая грусть и новая красота».

Михаил Врубель — биография

  • «Царевна-Лебедь»
  • 220 картин Врубеля собрали в одном пространстве. Metro
  • «Демоны» и «ангелы» Михаила Врубеля. 5 известных картин художника
  • Последние годы жизни Михаила Врубеля »
  • Михаил Врубель. Последние годы жизни
  • 13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника

Трагический гений живописи Михаил Врубель

  • 10 шедевров Михаила Врубеля
  • Русский музей опубликовал виртуальную выставку «Михаил Врубель»
  • Михаил Врубель - Третьяковская галерея
  • Михаил Врубель

Самые знаменитые картины Врубеля…

  • Особенности творчества художника
  • Попасть кистью в тренд
  • 13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
  • Ангелы и демоны Врубеля: в Третьяковке готовятся к масштабной выставке художника
  • Комментарии

12 главных шедевров Михаила Врубеля

Михаил Александрович Врубель (Mikhail Vrubel; родился 17 марта 1856 — умер 14 апреля 1910 гг.) — один из самых значительных русских живописцев конца XIX-начала XX века, творивший и создававший не только живописные шедевры в разных жанрах, но и графические работы, скул. Ввести все творчество Михаила Врубеля к 10 картинам, которые особенно отражают его художественный язык было не простой задачкой. Показ такой творческой кухни разных картин на выставке повторен неоднократно, потому что для Врубеля создание этюдов, многие из которых в итоге лучше финальной версии, было типичным. Выставка произведений Михаила Александровича Врубеля (1856-1910) / Гос. Михаил Врубель Vrubel, Mikhail (1856-1910). Михаила Врубеля можно причислить к символистам, отнести к наследникам средневековых традиций, назвать модернистом.

«Поверженный демон» Михаила Врубеля

С конца 1898 года Врубель нарисовал набросок к картине «Пророк» и несколько графических иллюстраций по мотивам стихотворения Пушкина — о шестикрылом серафиме, который является страннику и совершает над ним страшные превращения, чтобы тот мог творить. В картине Врубель захотел изобразить свою мечту о Нём, свое виденье Его. Третьяковка открыла крупнейшую ретроспективу Михаила Врубеля, призванную стать главным музейным блокбастером года. И картины «киевского периода», когда Врубель увлекся религиозными сюжетами и иконами. Третьяковка открыла крупнейшую ретроспективу Михаила Врубеля, призванную стать главным музейным блокбастером года. Михаил Врубель (1856–1910) — русский художник, скульптор, театральный декоратор.

Михаил Врубель: что предсказал своими картинами гениальный русский художник

Он учился на юриста по настоянию отца, но потом поступил в Академию художеств. Врубель писал портреты современников и пейзажи, иконы, фрески, работал с мозаикой и рисовал эскизы театральных костюмов и декорации, создавал произведения, навеянные русской и античной мифологией и классической литературой. Художник выработал особый стиль создания картин филигранными угловатыми мазками, напоминавшими мозаику. Среди его работ - иллюстрации к произведениям Михаила Лермонтова, композиции, навеянные поэтическими образами Александра Пушкина и Иоганна Вольфганга Гете.

Не будет только раннего периода его творчества.

Эти шедевры в Россию сейчас не привезти. Несмотря на серьезный подход к работе, Врубель не всегда был серьезным человеком. Опаздывал на встречи, приличные гонорары спускал за один вечер. Он писал смело, крупными мазками, а потом также смело мог уничтожить собственное творение.

Были случаи, когда Врубель, впечатленный какой-нибудь театральной постановкой, в спешке создавал новый сюжет прямо на готовых полотнах, только потому что не было под рукой чистого холста. Последние годы жизни Врубель боролся с душевным расстройством. Но и в клинике для душевнобольных Врубель продолжал творить.

Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги. На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни.

Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы. Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни. В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками. К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы. На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева.

Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой. Переезд в клинику Усольцева оказал удивительную пользу: Врубель стал есть до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды , мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой. После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал. В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи. К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу.

Усольцев действовал на больного успокаивающе.

Нынешний исследователь развивает алленовскую формулу через более понятную цифровому поколению категорию проектности мышления, которая позволяет Врубелю «... Поиск перевоплощений пластических формул прокладывает путь к постижению врубелевского художественного метода, живой и «мыслящей» материи его холстов. Архитектура выставки призвана организовать восприятие самой формы врубелевских произведений, обозначить сквозные лейтмотивы, визуализировать творящие импульсы. Выстраивая маршрут движения по экспозиции, уподобляя его своеобразному квесту, она визуализирует тончайшие смысловые нити и импульсы, связывающие произведения, жизнь и перерождение форм. Зрителю предлагаются парадоксальные на первый взгляд, но абсолютно органичные во врубелевской системе координат уподобления: так, в лепке лица С. Мамонтова на его портрете 1897 года ГТГ угадывается звериная пластика скульптурных горельефов «Голова льва», украшавших ворота московской усадьбы мецената и его керамического завода «на Бутырках», в ликах пушкинских Пророка и Серафима узнаются черты Врубеля и его жены, а врубелевские серафимы и демоны - «одной крови». Пространственное решение экспозиции позволяет ощутить магию жизни мотивов: как, сворачиваясь в кольцо, композиция «Прощания Царя Морского с царевной Волховой» 1898, ГТГ превращается в керамическое блюдо «Садко» по эскизу 1899 года, ГРМ , которое в свою очередь через несколько лет переродится в «Жемчужину» 1904, ГТГ ; как станут трехмерными майоликовыми скульптурами притаившиеся в орнаментальных извивах рельефа этого блюда сказочные морские существа; ощутить, что в стремительном движении всадника из иллюстрации к лермонтовскому «Демону» 1890-1891, ГТГ предчувствуется «Полет Фауста и Мефистофеля» 1896, ГТГ , а другая иллюстрация 1890-1891 воплощается в гипсовой скульптуре «Голова Демона» 1894, ГРМ ; и, наконец, как «Летящий демон» 1899, ГРМ переворачивается, чтобы стать «Демоном поверженным» 1902, ГТГ.

Врубель хотел быть понятым. Он оставил будущим поколениям лейтмотивы - ключи, которые, как рассыпанные Гензелем и Гретель хлебные крошки из судьбоносной для Врубеля оперы Э. Хумпердинка, помогают найти путь в созданном им постоянно изменяющемся, балансирующем на грани реальности и фантастики мире. Круг первый. Встреча этих трех полотен в едином экспозиционном пространстве, случающаяся, возможно, лишь раз в столетие, действительно «заставляет трепетать» от понимания и ощущения, сколь тонкие и неоднозначные связи существуют между ними. Уже современники воспринимали трех демонов Врубеля как некую сюиту, единое произведение длиною и ценою в жизнь. Основу такой трактовки заложили первые интерпретаторы творчества Врубеля, А. Бенуа и А.

Блок, и его биографы - С. Яремич, А. На протяжении ХХ века в исследованиях С. Дурылина, Н. Тарабукина, П. Суздалева оформился и более сложный ее извод[10], который включает в себя весь комплекс произведений на тему «Демона». Так, дополнением к этим основным трем частям можно считать в качестве вступления киевскую «демониану», сохранившуюся лишь в воспоминаниях, но тем не менее активно влияющую на текстовом уровне на восприятие более поздних произведений сюиты; своего рода интермедии - произведения, созданные между приступами демонических возбуждений: цикл иллюстраций к «Демону» М. Лермонтова 1890-1891 , скульптурный бюст 1894, ГРМ , а также графические эскизы - промежуточные варианты композиций между «Летящим» и «Поверженным»; наконец, код всей формы, последний живописный шедевр возродившегося после болезни художника - восставший Демон - «Шестикрылый серафим» 1904, ГРМ.

Феномен врубелевской демонианы в том, что, представляя разные состояния, разные грани образа, три главные картины одновременно и неразрывно связаны, и конфликтуют друг с другом. Между ними почти одинаково значимы и отчетливо ощутимы как притягивающие, так и отталкивающие их друг от друга силы. Стройная, привычная и абсолютно логичная на страницах биографических трудов и научных исследований теория поэтапной эволюции образа Демона подвергается серьезному испытанию ощущением - визуально картины не складываются в единый цикл, а скорее спорят друг с другом. Пластическое решение каждой из них настолько индивидуально, что их прямое сопоставление создает почти физическое ощущение очень напряженного и драматичного диалога. Каждый из «Демонов» является итогом формальных поисков, вбирает и трансформирует пластические импульсы от целого ряда сопутствующих произведений, не обязательно близких ему хронологически. При этом в каждом из «Демонов» достигается новое качество в понимании живописной материи, дающее почву для дальнейших поисков. Задачей экспозиции этого центрального зала было найти равновесие между центростремительными и центробежными силами, возникающими между тремя материализациями Демона. Экспозиция предполагает сосредоточенное восприятие каждой картины, она прорежена цезура ми и позволяет, ощущая присутствие всех трех полотен, одновременно видеть только два из них.

Пространство зала посредством порталов и проемов раскрывается сразу в несколько смежных тематических зон. Первая - зал ранней графики, в котором представлены в том числе работы киевского периода, где появление московского «Демона» - первой живописной работы нового этапа в жизни художника - уже было подготовлено. Тогда образ Демона еще не получил удовлетворившего Врубеля воплощения, но был почти найден, уже предчувствовался художником и проступал в целом ряде произведений, например, в этюде головы к иконе Богоматери для алтарной преграды Кирилловской церкви, исполненном с Э. Праховой, про который А. Иванов писал: «... В ее загадочном и глубоком взоре уже чувствуется характерная для Врубеля жуткая пристальность; и особенно - в эскизе углем ее головы с глазами светлыми, круглыми, с отблеском тайного ужаса вперенными в даль»[11]. Второй пространственный прорыв - из зала «Демонов» в зал иллюстраций к одноименной поэме М. Лермонтова и подготовительных рисунков к различным воплощениям образа Демона.

Странные, не понятые современниками, «несвоевременные» иллюстрации Врубеля к произведениям Лермонтова воспринимаются сейчас как канонические благодаря Врубелю отныне так, и только так, мы видим многих персонажей произведений поэта. С другой стороны, они часть фантастического врубелевского мира.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий