Главная Новости Культура Где проживает "Тургеневская девушка"? «Тургеневским девушкам» было гораздо сложнее, чем нашим современницам Ибо жили эти томные барышни в век условностей и догм. Придирчивые глаза светских сплетниц следили за каждым их движением – как вошла, куда присела, на кого взглянула. Тургеневская девушка, или тургеневская барышня, — типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный тип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких созданных им женских персонажей в романах и повестях 1850-х.
кто такая тургеневская девушка определение
Тургеневская девушка — это девушка, которая имеет сильный, независимый характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья. Тургеневская девушка что это значит возраст СЕМЬ ВОЗРАСТОВ ЖЕНЩИНЫ О женщинах всегда найдётся сказать что-нибудь новое, пока хоть одна из них останется. понятие, которое используется для номинации особого типа женских персонажей. Он познакомил нас с целым рядом «тургеневских барышень», которые как никто другой любили глубоко и самоотверженно.
Тургеневская девушка: кто она и что о ней говорят в литературоведении
Это действие не развивает ее характер, только раскрывает его, подчеркивает самые яркие черты. Тургеневские девушки не умеют пересматривать свои решения, они всегда идут до конца в своих убеждениях о которых обычно сообщают герою примерно сразу после знакомства. Еще важно сказать, что тургеневская девушка не самоценна, она существует только в контексте мужчины. Все ее проблемы, подвиги и решения всегда реактивны, а до встречи с героем она просто живет в вакууме, составляя экспозицию. После - обычно не живет вообще умирает или исчезает.
Бороться за свое счастье в условиях российской действительности 1840-х годов, когда добиться развода было почти невозможным, было бессмысленно. Если только представить подобный ход событий, судьба Лизы напомнила бы трагедию Анны Карениной. Однако для Лизы оставалась возможность замужества даже и с Паншиным , встречи с другим мужчиной, с другой любовью как выход из создавшегося нравственного тупика. Именно так и поступила Наталья Ласунская. Но все дело в том, что она не разочаровалась в своем избраннике, она не хотела никакого «другого», ее сердце безвозвратно было отдано одному единственному. И чтобы сохранить свое чувство во всей его силе и чистоте для нее не оставалось ничего, кроме уединения в монастыре. Именно так объясняет ее уход из светской жизни Даниил Андреев. В своей книге «Роза мира» он пишет: «… любить Лиза могла в жизни лишь раз она — образец характеров-однолюбов , и любовь для неё была столь же священна, как её понятия о добре и правде. Она поняла, и поняла совершенно правильно, что для неё, для человека такой совести и такой любви, развязать этот узел в условиях нашего человеческого мира невозможно» [11]. В романе Накануне 1860 нет традиционной усадьбы, но есть ее аналог. Тургенев помещает сад около дачи Стаховых в окрестностях Москвы. Писатель меняет ракурс изображения: если обычно сад выходит в лес или в поле, то в этом произведении в сад входят из дикой природы. В экспозиции сразу задается необъятное пространстве естественной природы, которое отражается в философской дискуссии о жизни и смерти между Шубиным и Берсеневым. В этом романе сад выполняет функцию композиционного центра: прекрасная девушка живет в его замкнутом пространстве, куда ради завоевания ее сердца устремляются из «большого» мира по узкой тропинке четыре претендента. Именно девушка, делающая выбор между четырьмя мужчинами, становится центральной фигурой произведения, что позволило его французскому переводчику А. Дача и сад являются для героини Тургенева единым целым. Через общение с природой, небом, луной, звездами она пытается проанализировать собственное состояние. Очень важен повторяющийся лейтмотив — окно, раскрытое в сад; все серьезные раздумья протекают перед ним: «Между тем Елена вернулась в свою комнату, села перед раскрытым окном и оперлась головой на руки. Проводить каждый вечер около четверти часа у окна свой комнаты вошло у ней в привычку. Она беседовала сама с собою в это время, отдавала себе отчет в протекшем дне» С. Для героини природа становится главным конфидентом, которому она поверяет все пережитое и перечувствованное: «В день, с которого начался наш рассказ, Елена дольше обыкновенного не отходила от окна. Долго глядела она на темное, низко нависшее небо; потом она встала, движением головы откинула от лица волосы и, сама не зная зачем, протянула к нему, к этому небу, свои обнаженные, похолодевшие руки; потом она их уронила, стала на колени перед своею постелью, прижалась лицом к подушке и, несмотря на все свои усилия не поддаться нахлынувшему на нее чувству, заплакала какими-то странными, недоумевающими, но жгучими слезами» С. Именно в этом общении с садом раскрывается лиризм и поэтичность характера главной героини, которая вызвала больше всего нападок критики. Интенсивная духовная жизнь Елены Стаховой, решительность ее характера, «первичная», если можно так выразиться, нравственная ответственность за собственные поступки, подверглись сомнению и осуждению некоторых критиков 1860-х годов. В героине Тургенева усматривали страшную угрозу для женской нравственности. Аскоченский, редактор реакционной «Домашней беседы», был шокирован эксцентричностью девушки, осмелившейся соединить свою судьбу с любимым мужчиной без официального бракосочетания. Есть в романе интересная сцена, которая происходит в парке Царицына, куда компания молодых людей оправилась полюбоваться прудами. Тургенев описывает солнечный день: «Погода была чудесная. Все кругом цвело, жужжало и пело; вдали сияли воды прудов; праздничное, светлое чувство охватывало душу» С. Любование красотами пейзажа, оттенками и красками природы, описанное автором, словно объединяет всех участников прогулки. Казалось бы, ситуация слияния вкусов, эстетических пристрастий сделало всех духовно близкими и родными. И кульминационным выражением этого родства, гармонии человека и природы стало желание спеть вместе русскую народную песню «Вниз по матушке…». Но музыкального единения не получилось, вышла «разноголосица». Оказалось, что Инсаров совсем «не умел петь», но он единственный из мужчин «умел грести» и без лишних слов защитил девушек от приставаний пьяных гуляющих. Мужественность Инсарова, поэзия его гражданских идеалов, патриотизма и определила выбор Елены. Конец этой главы намечает начало любви Елены к Инсарову. Трое других претендентов отвергнуты, потому что они не смогли соответствовать интимности сада, парка и ее души в конечном итоге. Как гармоничный аккорд звучит описание восхода солнца, которое освещает успокоенную душу Елены и предвосхищает принятое ею решение: «Заря уже занималась в небе, когда оба приятеля возвратились на свою квартиру. Солнце еще не вставало, но уже заиграл холодок, седая роса покрыла травы, и первые жаворонки звенели высоко-высоко в полусумрачной воздушной бездне, откуда, как одинокий глаз, смотрела крупная последняя звезда» С. У некоторых других тургеневских героинь сохраняются лишь отдельные черты созданного им культурно-исторического типа. Женские персонажи некоторых повестей «Переписка», «Фауст» находятся на начальной если уместно так выразиться стадии развития «тургеневской девушки». Повесть можно назвать экспериментальной площадкой Тургенева для выработки его романных сюжетов и характеров. А вот Асю, наиболее часто «эксплуатируемую» в этом качестве в школьных сочинениях, вряд ли можно считать репрезентативным типом. Она не только совсем еще юное, не сформировавшееся существо, но к тому же внебрачная дочь дворовой крестьянки и барина. Первые девять лет ее жизни проходят на скотном дворе, после смерти матери она четыре года живет в доме нелюдимого, «почти разучившегося говорить» барина-отца, а в тринадцать лет переходит под покровительство своего сводного брата. Вряд ли можно говорить о том, что ее формирует усадебный топос. Вряд ли она научилась поэтично воспринимать и понимать природу. В ней существует «фундаментальный дисбаланс», или деформированность сознания, дисгармоничность личности. Специалист по психоанализу, С. Зимовец, утверждает: Ася «живет в клиническом пространстве любовного аффекта, зов которого заставляет её постоянно пребывать в крайних состояниях режимов чувственности: сверхскоростная смена предельных величин психических состояний и их знаков отображена в особой динамике и даже какой-то кинематографической перемене авторских микронарративов» [13]. Конечно, Ася вызывала и вызывает сочувствие и симпатии как критиков например, Н. Чернышевского , так и читателей разных эпох, а также и самого автора, потому что она подкупает своей нравственной чистотой, поэзией своего первого любовного чувства. Но можно согласиться и с мнением специалиста, что «чувство Аси не мотивировано и внезапно»: «Оно овладевает ею стремительно и катастрофически, как инфекция» [14]. По-видимому, следует вычленять в созданных Тургеневым женских характерах особый тип «тургеневской девушки», доминантными чертами которого являются не только юность, невинность, нравственная чистота, но и цельность, гармоничность, стремление к развитию, поиску высокой любви и одновременно идеальной цели служения. Она хочет любить достойного мужчину, стремящегося к гражданским идеалам. Романист наделяет своих героинь чертами пленительной женственности, сказывающейся не только в милой внешности, но и в душевной мягкости и грации. В книгах Тургенева это замкнутая, но тонко чувствующая девушка, которая, как правило, выросла на природе в поместье без тлетворного влияния света, города , чистая, скромная и образованная. Она — явный интроверт, плохо сходится с людьми, но обладает глубокой внутренней жизнью.
Тургеневские девушки не умеют пересматривать свои решения, они всегда идут до конца в своих убеждениях о которых обычно сообщают герою примерно сразу после знакомства. Еще важно сказать, что тургеневская девушка не самоценна, она существует только в контексте мужчины. Все ее проблемы, подвиги и решения всегда реактивны, а до встречи с героем она просто живет в вакууме, составляя экспозицию. После - обычно не живет вообще умирает или исчезает. Поэтому можно сказать, что тургеневская девушка - не полноценный участник истории, а инструмент или декорация для того, чтобы показать переживания главного героя в отличие, например, от девушек толстовских, которые умеют и взрослеть, и развиваться, и решения принимать, и ответственность за них нести, и даже жить без мужчин в картине мира.
Но из того, с какой скоростью подростки существуют в режиме многозадачности, подключают VPN, используют новые сервисы, осваивают социальные сети, мессенджеры и платформы, с очевидностью следует: они воспринимают мир и быстрее, и объемнее, чем старшее поколение. Их отношение к реальности адекватнее нашего. Например, многим кажется, что селфи — неумная манерность плохо воспитанных девиц. А по мнению преподавателя факультета журналистики МГУ и культуролога Марины Князевой, с которой мы беседовали о феномене сегодняшних российских девушек и их взаимоотношениях с миром, привычку делать селфи можно рассматривать как попытку остановить время и зафиксировать себя в постоянно обновляющемся пространстве [1]. Всю баннерную рекламу она пробегает быстро, без всяких эмоций. Баннеры для нее — обычный мусорный поток, нечто недостойное реакции. Она все делает по-другому: ищет в браузере, листает, сохраняет, скачивает, монтирует, делает закладки, проекты, презентации. Использование чат-бота для нее тоже не новость. И хотя пока их применяют в обучении только в университетах Массачусетса и Осло [2] , думаю, столкнувшись с такой штукой на занятиях через пару лет, она не удивится. Интернет-пользователь, который с третьего класса носит iPad под мышкой, — профессионал. Девочки-подростки, родившиеся в XXI веке, в прямом смысле слова профессиональные Интернет-пользователи. Как отмечала психолог, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов Анна Варга в недавнем интервью, поколение детей и подростков принадлежат уже к иной коммуникативной системе, нежели их родители, а значит, они носители другого, нового типа культуры [3]. В наблюдениях и комментариях девушек часто проскальзывает этот особый, технологичный, взгляд на мир. Например, моя старшая дочь говорит про старенькую собаку, которая полюбила вдруг спать у нее в комнате: «Боба — это постоянная опция». Моя младшая дочь наблюдает на даче, как кот охотится на мышь: он загоняет ее в нору и, притаившись, ждет. Через несколько минут, позабыв об угрозе, мышь действительно появляется на поверхности и попадается в лапы кота. На экскурсии в Михайловском на реплику экскурсовода о том, что во время болдинской осени Пушкиным создано было столько, что все сочиненное им за этот отрезок времени обычный человек не способен за тот же период даже переписать от руки, старшая дочь спокойно резюмирует: «Ну, конечно, у него там хорошо коннектило с Творцом». Один из самых распространенных неологизмов в среде московских подростков — прилагательное «трушный», образованное от английского true и обозначающее «настоящий» и «стоящий», — то есть нечто такое, что не глюк, не фрик, не мираж, не бот [4]. Быть трушным — самый главный хайп среди подростков. Например, Алексей Навальный почти год был героем нашего класса и, стало быть, всей нашей семьи, пока не утратил свою трушность. Романтический ореол героя увял во время просмотра ролика «Яхты, олигархи, девочки: охотница на мужчин разоблачает взяточника». Дочь и ее одноклассников смутили не столько мат и даже не физиологические подробности профессиональной деятельности Насти Рыбки то, о чем раньше читали в «Яме» Куприна, теперь представлено в Google , сколько желтизна сюжета, отсутствие у Навального брезгливости. Последовавшие за этим развлекательные истории — вот Навальный открывает коробку из Америки с «золотой кнопкой», присланной ему за миллион подписчиков на YouTube; вот расспрашивает свою аудиторию, «мальчики вы или девочки»; вот объявляет сбор «донатов» от английского donate — жертвовать на покупку нового квадрокоптера, — все эти откровенные заигрывания с аудиторией, попытки перейти на язык и стиль тинейджеров привели к обратному результату. Оппозиционный политик, не допущенный к выборам что стало огромным разочарованием для его последователей , который вместо осмысления причин своего поражения вдруг решил омолодиться и пустился в виртуальный пляс, в глазах юных поклонников по сути совершил репутационное харакири. Подростки полюбили Навального за умную клоунаду и качественный троллинг, ту самую трушность, но не простили фальши и фейка. Как отмечал сайт Colta. Всего на сайте проголосовали 83 768 человек, номинировавших 1205 персонажей.
Тургеневская барышня, кто она?
Тургеневская барышня, кто она?: Персональные записи в журнале Ярмарки Мастеров | Кто такая тургеневская девушка. Считается, что тургеневская девушка — сильная и решительная, противостоящая слабому мужчине. Первым этот инвариант с присущей ему чуткостью зафиксировал Чернышевский. |
Что означает понятие тургеневская девушка. Как на самом деле выглядят тургеневские девушки | Во-первых, образ «тургеневской девушки», чья любовь жертвенна и служит опорой для более слабых юношей и мужчин, которые готовы идти за возлюбленным и на войну (Елена в «Накануне») и в революцию (Марианна в «Нови»), можно назвать не совсем оригинальным. |
Тургеневский архив: Будущее «тургеневской девушки» | Тургеневская девушка — собирательный образ, литературный стереотип многих описанных автором персонажей женского пола. |
«Тургеневской девушки» никогда не было в России
Под «тургеневскими барышнями» и «тургеневскими девушками» ошибочно подразумеваются типично «романтические» героини. «Тургеневским девушкам» было гораздо сложнее, чем нашим современницам Ибо жили эти томные барышни в век условностей и догм. Придирчивые глаза светских сплетниц следили за каждым их движением – как вошла, куда присела, на кого взглянула. Сегодня подмена идеи служения респектабельной «самореализацией» или поисками «драйва» в молодежной субкультуре невиданно усугубляет конфликт поколений, а тургеневскую девушку и многодетную заботливую мать делает белыми воронами. Кто такая «Тургеневская девушка».
К семантике психотипа «тургеневская девушка»*
Тургеневская девушка — типичная героиня произведений Ивана Сергеевича Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких его женских персонажей из произведений 1850-х — 1880-х годов. Образ. Образ тургеневской девушки в повести «Ася» — этот образ «тургеневской девушки» безупречен, предстает идеалом, который был предан самым близким человеком. Из женских образов в произведениях Ивана Тургенева сформировался литературный феномен – "тургеневская девушка".
Тургеневская девушка: кто она и что о ней говорят в литературоведении
Литературные критики всегда подчеркивали, что, описывая своих героинь, Тургенев сознательно делал их явными интровертами с не всегда идеальными чертами лица. В первую очередь писатель делал акцент на глубоком, но страстном характере женщин — на хорошем образовании, интеллектуальной увлеченности и умении беззаветно любить. Так что говорить о внешности девушки, используя эту фразу в качестве комплимента, будет не совсем корректно. Отметим, что иногда термин «тургеневская барышня» употребляется и вовсе для обозначения неприспособленной к жизни, нежной, хрупкой и даже слабой девушки, что тоже является ошибкой и точно не тянет на комплимент.
Она сначала кажется похожей на тургеневскую Асю, такая же взбалмошная.
Но в процессе чтения мы понимаем, что эта Ася отнюдь не так идеальна, как Ася Тургенева. Мы видим ее глазами юноши, который в нее влюблен и которого она обижает. Но можно заметить несколько пересечений. Например, там копируется формат повести-воспоминания, когда герой выходит к аудитории и говорит: я вам сейчас расскажу, что со мной случилось много лет назад.
В рассказе «Женечка» Ханов местами цитирует Тургенева. Женечка — это главная героиня, в которую влюбляется рассказчик, но они не могут быть вместе из-за коронавируса. Здесь тургеневские девушки противопоставляются глобализации и капиталистической власти, что тоже довольно неожиданно, если вспомнить, какой образ лежал в основе. И еще один пример.
Книгу я не читала, но это бриллиант в моей коллекции. Называется она «Тургеневская барышня бальзаковского возраста». Это любовный роман, написанный некой Юлией Елениной или нейросетью. Аннотация прекрасна: «Умники утверждают, что в современном мире любви нет, но я им не верю.
Сами посудите, во что еще верить одинокой учительнице русского языка и литературы, живущей в коммуналке и пишущей стихи? Так себе картинка, правда? Кстати, зовут меня Лолита Набокова. Только не смейтесь, хотя за свои 29 лет я готова к подобной реакции.
А вот к чему я не готова, так это к тому, что привычный ход моей жизни нарушится, когда моя коллега сломает ногу». Выводы: собирательный образ тургеневской девушки Этот образ напоминает мне Мэри Сью — архетип персонажа, наделенного нереалистичными качествами и решающего все проблемы. Некоторые коллеги возражали, так как в Мэри Сью авторы часто выписывают себя, но мне есть что ответить. Это ответы и в шутку, и всерьез.
Среди читателей Тургенева встречается мнение, что он выписывал в девушках себя. Например, французский писатель и критик Поль Бурже пишет, что появление таких героинь — в природе русской женщины, в характере самого Тургенева. Еще Бурже говорит, что Тургенев в создании героинь обнаруживает склад своего ума. А другой француз, писатель Альфонс Доде , замечает, что Тургенев — «женственная натура», и отсылает нас к женщине, описанной в его романах.
Можно сколько угодно шутить и гадать, кто же стал предтечей тургеневских девушек, существовали ли они на самом деле и бытовали ли как литературный тип. Но совершенно точно они сидят у нас на подкорке. То, что сейчас говорят про тургеневских девушек — в чинной ли компании или на бранном застолье, — определяется не столько текстами Тургенева, сколько полутора веками бытования этого понятия в культуре. Тургеневская девушка — самоотверженная героиня?
Да, безусловно. Она готова пойти ради любви на всё? Без сомнения. В нее невозможно не влюбиться?
Однако обыкновенна Лиза только на первый взгляд. Особенность героини подчеркивает сам автор. Он знакомит читателя с каждым героем, расписывая его прошлое, но Лизу нужно понять, разгадывая характеристики, которые дают ей другие.
И при этом надо учесть, что окружающим не сразу удается понять девушку. Так, Лаврецкий составляет о ней совершенно после первого знакомства неверное суждение. Лишь со временем ему удается разгадать Лизу и выяснить, что у них много общего.
Единственное, что их отдаляет, — это вера в Бога: Лиза убежденная христианка, а Лаврецкий атеист. Девушка очень пылко рассуждает о свое вере, забывая обо всем на свете. Образ «тургеневской девушки» очень невинен.
Это неопытное создание, мало знакомое с реальной жизнью. Именно поэтому Лиза не сразу понимает, что полюбила Лаврецкого. О своей привязанности она узнала, только осознав, насколько много общего у нее с возлюбленным.
Примечательна сцена объяснения между молодыми людьми. На протяжении всего разговора Лиза молчит. Но писатель передает ее чувства через движения, мимику и жесты.
Приняв свое чувство, героиня уже ни в чем не сомневается. Но появление жены Лаврецкого, которая оказывается жива, разрушает ее счастье. Она считает это наказанием и видит один для себя выход — уход в монастырь.
Но и в этом решении девушка верна себе. Совершить этот поступок велит вера в Бога. Ася «Ася» Ася из одноименной повести поначалу кажется главному герою миловидной, но несколько неуравновешенной.
Вот какой описывает ее сам автор: «было нечто особенное в ее смугловатом крупном лице… с маленьким тонким носиком, светлыми глазками, детскими щечками». В ее облике много светлого и даже детского. На героя она произвела при первой встрече странное впечатление — слишком много резкого и стремительного было в ее жестах и поступках.
Вскоре становится ясно, что ее поведение можно объяснить прошлой жизнью. Несмотря на свой возраст, она понимает двойственность своего положения, и эта двойственность передалась ее характеру. Ася романтична и деятельна, ей нужно занятие, она не может спокойно сидеть на месте.
Любовь придает ей новые силы, делает ее счастливой, окрыляет. Но счастью не суждено было сбыться — главный герой не распознал любви, побоялся мнения света и отказался от героини. Именно поэтому оставляет его до конца дней несчастным и не дает другой семьи и любви Тургенев.
Ася образ «тургеневской девушки» безупречен предстает идеалом, который был предан самым близким человеком.
Более того, тургеневские девушки — термин, не свойственный XIX веку. Тогда по большей части их называли тургеневскими женщинами или тургеневскими героинями. В 1864 году — то есть меньше чем через десять лет после публикации «Рудина» и «Дворянского гнезда» — тургеневские девушки упоминаются в повести Владислава Маркова, опубликованной в «Отечественных записках»: «Разбери-ка эту образованную женщину, что она такое.
Ходячие фразы, искусственная точка зрения, раз и навсегда узаконенная. Движение по скучной и узкой дорожке всякой подражательности и выдуманности. И ни у одной никакой теплоты настроения, ни таланта, ни оригинальности даже. Получается, уже в шестидесятые годы XIX века в публицистике возникают тексты, в которых тургеневская женщина — это что-то устоявшееся, типическое.
Сложно представить себе подобное в современной литературе. При этом тургеневских героинь почти сразу начали хоронить: якобы нет таких натур, они остались в прошлом. Тургеневская женщина была прекрасным идеалом, а нынешняя женщина — видите ли, уже не очень. Иллюстрация: Ксения Клементьева, «Ася» Для публициста Дмитрия Писарева , который симпатизировал женскому вопросу, было важно подчеркнуть, что тургеневские девушки стоят на пути освобождения русской женщины.
В статье 1861 года он писал: общество обвиняет женщин в том, что они кокетки и несерьзны, но общество само виновато в том, что это происходит. Николай Невзоров — кандидат богословских наук — в 1883 году писал про Лизу Калитину, героиню серьезно без страха и упрека: «Лиза, как и многие другие героини Тургенева, страдает самым узким себялюбием, доходящим до того, что для нее любовь — источник всего… С нею, с тою любовью она возится, как сумасшедшая, и от нее погибает, забывая, что здоровая, нормальная любовь женщины есть спокойное и тихое чувство…» Невзоров упрекает Лизу Калитину, хотя, казалось бы, какая из героинь Тургенева может быть выпускнику богословской академии ближе и понятнее. Для контраста с этим высказыванием я приведу цитату из работы 1886 года. Автор — литературовед Огюст Миллер: «Странно слышать… застарелые толки о неестественности, о деланости, хотя и весьма искусной деланости Елены, тогда как в последние годы, казалось бы, у всех у нас на глазах отправилось к тем же южным славянам столько других Елен — и уже без Инсаровых, отправилось туда потому, что им непременно хотелось большого подвига, а такого подвига они не находили дома.
Цитата интересна тем, что в ней две довольно непохожих друг на друга героини — готовая последовать в Болгарию за своим избранником Елена Инсарова из романа «Накануне» и совсем еще юная, но смелая в выражении своих чувств Ася из повести «Ася» — оказываются в одном контексте. Это тоже свидетельство существования какого-то типа. Иллюстрация: Давид Боровский, «Дворянское гнездо» Тургеневская девушка чаще всего описывалась при помощи шаблонов, стереотипов. У авторов не было объяснения, почему они выбирали именно те выражения, которые выбирали, но их слова кочевали из текста в текст: идеал, русская женщина, любовь.
А в книгах самого Тургенева героини оставались главным образом способом изобразить самого героя: «Ася осталась в моей памяти той самой девочкой, какою я знавал ее в лучшую пору моей жизни, какою я ее видел в последний раз, наклоненной на спинку низкого деревянного стула. Разве не может повториться то, что было, думал я, и еще лучше, еще прекраснее?.. Я знавал других женщин, — но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений?
Тургеневская девушка в школьной программе В XX веке тоже всё интересно. Для иллюстрации я взяла два примера публицистики из раннего и позднего периодов советской истории: один с положительной коннотацией, другой — с отрицательной. В журнале «Зарево заводов», который выходил в Самаре, говорится: «Прежние тургеневские девушки стали уж бабушками, пошли с чехами и колчаковцами, а не с народом. Народ же в лице передового пролетариата сам вышел на сцену, сам творит».
Это 1919 год. А в книге «Приокские рудники» 1977 года совсем всё удивительно. Там якобы по свидетельству горожан рассказывается, что в момент освобождения Орла на месте памятника Тургеневу видели девушку в гимнастерке и с автоматом на груди: «С лицом суровым, но честным она поспешила за отрядом. Не в монастырь, не к ликам святых, а в зарево мирового пожара уходила новая Лиза, чтобы в огненном смерче защитить право на чистые и глубокие порывы».
Тургенев бы наверняка очень удивился, что Лиза Калитина представилась людям такой. Если же попытаться натянуть эту цитату на исторический контекст, получается еще более любопытная картина.
Где проживает "Тургеневская девушка"?
Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что нет выражений типа «толстовская девица» или «чеховская. Тургеневская девушка — типичная героиня произведений Ивана Сергеевича Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких его женских персонажей из произведений 1850-х — 1880-х годов. Образ. Для подавляющего большинства обывателей образ тургеневской девушки ассоциируется с неким инфантильным созданием, обязательно в скромном платье и длинной девичьей косой, дожидающейся Прекрасного Принца на своем крылечке. Вопрос знатокам: кто такие тургеневские девушки какими качествами они должны обладать С уважением, Владимир Дорохов Лучшие ответы Игорь:Скромная, воспитанная, культурная, тактичная то есть полная противоположность большинству Шок:скромная.
Кто такая "тургеневская девушка"
Тургеневская девушка, или тургеневская барышня — это типичная героиня многих романов и повестей Ивана Тургенева. На обобщённых образах его нескольких женских. Цель работы – определить на примерах из произведений Тургенева, кто такая «тургеневская девушка», создать коллекцию одежды, отражающую образ «тургеневской девушки» в ХХІ веке. Могу только сказать, что я не тургеневская девушка и не стремилась. Можно иметь твердые моральные принципы, любить русскую классику и не быть таким бесхребетным, на мой взгляд, созданием. Образ тургеневской девушки является неким воплощением рока, который призван разрушать жизни – познав любовь, герой обречен на гибель духовную и физическую. Тургеневская девушка, или тургеневская барышня — это типичная героиня многих романов и повестей Ивана Тургенева. На обобщённых образах его нескольких женских. В нашем новом выпуске смотрите, как писателю Ивану Тургеневу удалось создать в своих повестях и рома Смотрите видео онлайн «Почему «тургеневская девушка» — это особый типаж?» на канале «Минутная История» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 15.
Pin-up Girl
- Кто такая Тургеневская барышня? | Журнал Интроверта
- Похожие статьи
- Тургеневская девушка: кто она и что о ней говорят в литературоведении
- Образ «тургеневских девушек»: описание, характеристика и анализ
- кто такая тургеневская девушка определение