Новости праздник навруз история

Изначально «Навруз байрам» («праздник Навруз») был праздником Солнца у древних земледельцев. пожалуй, самый старый новогодний праздник на земле; его следы теряются в глубине тысячелетий. Один их древнейших праздников в истории человечества ежегодно отмечается 21 марта.

Навруз байрам — история возникновения и традиции самого древнего праздника весны

Древний праздник весны «Новруз-байрам» является общенародным, знаменательным и самым красивым праздником азербайджанцев. Наурыз (другие названия Навруз, Новруз, Науруз) является древним национальным праздником. В новом видео Научно-учебной лаборатории исследований современного Ирана стажёр-исследователь НУЛ Мария Кайгородова рассказала, как появился праздник Новруза, как изменялось значение и признание праздника от зороастризма до наших дней, как отмечают. "Наурыз мейрамы", в соответствии с которым 22 марта был объявлен праздничным днем. Сегодня больше узнала об истории возникновения праздника Навруз, очень интересно! Азербайджанцы перед празднованием самого Навруза, обычно отмечают ряд предшествующих дней, являющихся как бы подготовкой перед проведением больших торжеств по случаю окончания старого и наступления нового года.

Праздник Навруз: история и традиции

один из древнейших праздников на Земле, главный праздник весны - ежегодно во всем мире отмечают представители тюрских и иранских народов. Навруз считается одним из самых старейших праздников в истории человечества. Во многих странах 21 марта отмечают праздник Навруз, зародившийся еще до нашей эры и связанный с приходом весны.

Навруз: история праздника в прошлом и его продолжение в настоящем

Мероприятия праздника Навруз широко освещаются общероссийскими и региональными средствами массовой информации. Навруз-праздник весеннего равноденствия, возрождения природы, начала сельскохозяйственных и садоводческих работ. Сегодня больше узнала об истории возникновения праздника Навруз, очень интересно! Об истории и традициях этого праздника, объединившего национальные культуры народов разных стран мира, читайте в нашем материале.

Навруз – древний и всемирный праздник

Изначально Навруз — зороастрийский праздник, не имевший отношения к исламской традиции. Назывался этот праздник – Навруз (в переводе с фарси «новый день»). Навруз (Наурыз) — факты об истории и традициях праздника весны и проросшей пшеницы родом из Средней Азии: возникновение, суть, значение, блюда и приметы. Навруз считается одним из самых древних праздников в истории человечества, отмечать его в Персии (Иране) и Средней Азии начали ещё до VII века до н. э. Поскольку этот праздник появился в глубокой древности, точное его происхождение доподлинно не известно. В древний праздник Навруз нельзя работать, поэтому уборку и многие домашние дела хозяйки проводят накануне.

Навруз – древний и всемирный праздник

В сборниках хадисов пророка Мухаммада, в частности, говорится, что для мусульманина существуют только те праздники, которые появились в исламскую эпоху в частности, Курбан и Ураза. Есть в этих текстах и описание диалога пророка и некоего мусульманина, хотевшего зарезать жертвенного верблюда. Человек поинтересовался у пророка, можно ли совершить данный ритуал именно на этом месте. На что Мухаммад спросил, не стояли ли здесь идолы и не совершались ли языческие ритуалы. Только получив отрицательные ответы, пророк дозволил зарезать животное, добавив: исполняя обет, нужно это делать во имя Аллаха. То есть ни в коем случае действия, одобряемые исламом, не должны корреспондироваться с языческими верованиями, чтобы не было искушения связывать их с идолопоклонничеством. Более радикальное изречение пророка Мухаммада, прямо касающееся языческих верований, сводится к тому, что проклятие Аллаха ожидает каждого радетеля привносящих нововведения в ислам — то есть все неисламские праздники Навруз тоже суть неповиновение канонам этой религии. В 70-х годах ХХ века предпринимались попытки официального запрета празднования Навруза в Иране, но они не нашли поддержки.

Его традиции и ритуалы отражают культурные и древние обычаи цивилизаций Востока и Запада, получившие распространение в контексте взаимообмена человеческими ценностями. Празднование Навруза означает утверждение жизни в гармонии с природой, осознание неразрывной связи между созидательным трудом и природными циклами обновления и заботливое и уважительное отношение к природным источникам жизни. По древнему обычаю, накануне Навруза люди должны прибраться в своих домах, навести порядок во дворах и огородах, рассчитаться с долгами. На праздничный стол обычно выкладывают круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы и других злаков.

Но Иран никогда не разрывал связи с его доисламским прошлым. Отменить или формализировать ноуруз оказалось попросту невозможным. Однако доисламская история Ирана также является частью нашей истории», — сказал Верховный лидер аятолла Али Хаменеи в 2008 году. Навруз почитаем мусульманами. В одном из хадисов говорится: Абдаллах ибн Аббас рассказал внуку Абд ас Самаду ибн Али: «Мухаммаду, да будет мир над ним, подарили серебряную чашу с халвой по случаю Навруза». Он повелел небу, и небо излило на них дождь; поэтому люди взяли за правило лить в этот день воду».

Мухаммад съел халву, разбил чашу, кусочки серебра раздал ансарам и сказал: «О, если бы у нас каждый день был Навруз». Существует поверье, что с приходом Навруза на землю спускаются добрые ангелы ферешта. Они дарят людям изобилие и благоденствие, радость и надежды. Но ангелы, по легенде, обходили дома, в которых затаились вражда и где забывали прибраться к новому году. Отсюда два очень важных ритуала Навруза: во-первых, тщательная уборка накануне праздника и, во-вторых, необходимость забыть вражду и ссоры. Ведь тот, кого переполняет ненависть, не может радоваться.

Здесь традиционно теплее и снег уходит раньше даже в горных районах. Иранский Курдистан — неофициальное название части Ирана, населенной преимущественно курдами. Самая масштабная церемония Агир Наврузи проходит в деревне Паланган. Это горная террасная деревня среди гор Загрос, а один из притоков реки Сирван делит деревню на две части. На Агир Наврузи женщины-курды надевают яркие традиционные платья, а мужчины курды — традиционные костюмы. Жители деревни подготавливают дрова для больших костров.

Молодые девушки и юноши несут горящие факелы и символически зажигают Огни Навруза, открывая дверь Новому году и приветствуя Навруз. На крышах домов собираются музыканты, играющие на дафе иранском бубне , а люди танцуют и водят хороводы вокруг костров. Они будут гореть всю ночь, освещая путь новому году и новому началу. А когда полностью прогорят, многие фермеры возьмут себе пепел этих костров, чтобы смешать с землей на полях и тем самым дать понять пашням, что приходит весна и пора просыпаться от зимней спячки. Хане Текани — генеральная уборка перед иранским новым годом Ноуруз отмечают с размахом и начинают готовиться заранее. Одна из главных традиций перед новым годом — Khaane Tekaani — плановая генеральная уборка.

В переводе с персидского это буквально означает «тряска дома». Примерно за 10-14 дней до ноуруза семья собирается вместе и начинает намывать, начищать и драить дом от пола до потолка. Перетряхивают все подушки и чистят ковры, намывается и начищается посуда, перестирывается все, что только можно перестирать. В доме расставляются гиацинты, тюльпаны и нарциссы — как символ весны. Каждому члену семьи торжественно вручается новая одежда и минимум две пары новой обуви для праздника. Когда в Иране празднуют новый год, принято оказывать внимание не только живым, но и ушедшим членам семьи.

По древней традиции зароастризма дом окуривается эсфандом и диким рутом. Считается, что это изгоняет злых духов и дает сигнал душам предков. Благовония служат приглашением в новый очищенный дом и сигналом, что скоро им будут оказаны почести. Когда духи предков спускаются на землю в чистый красивый дом, полный счастливых людей, они могут не беспокоиться и вернуться на небеса спокойными. В Иране к новому году украшают не только дома, но и весь город. Вот только к Ноурузу в Иране используют не разноцветную иллюминацию, а цветочные гирлянды и ленты.

По всему городу улицы украшаются пестрыми тканями, на деревья вешают яркие ленты, а во всех общественных местах появляются новогодние фигуры и большие расписные яйца. Да-да, как у нас на Пасху, в Иране принято раскрашивать яйца к новому году. И, конечно же, все утопает в зелени, цветах и везде чувствуется долгожданное приближение весны. Огненная среда Чахаршанбе Сури После того, как дом вычищен и прибран, в последнюю среду года иранцы отмечают Чахаршанбе-сури. Это еще одна традиция зароастризма со своими огненными ритуалами и поклонениями. Последний луч заходящего солнца является сигналом для начала празднования.

Всюду зажигаются костры, вокруг которых собираются люди. Знакомые, незнакомые — неважно. Самые отважные смело прыгают через огонь, прося пламя «забери мою болезненную желтизну и подари мне свой огонь».

До сих пор в Иране и Средней Азии сохранились традиции отмечать Навруз — с факельными шествиями, песнями, прыганьем через костры и купанием в реке. Зороастрийцы в свое время к этому празднику специально проращивали семена злаковых растений, что и сегодня практикуется в среднеазиатских государствах, в Азербайджане и Иране. Также там сохранился ритуал, связанный с крашеными яйцами, символизирующими зарождение жизни — они присутствуют в Навруз на праздничном столе. Почему праздник не исламский Как и в православии, языческая «карта» в исламе «побивается» цитатами из мусульманских священных текстов, в которых четко прописана основа верования этой религии. Айдын Али-заде напоминает, что главными противоречиями, отторгающими данные отголоски зороастризма от ислама, являются единобожие и отрицание преклонения перед природными силами в одной из основных мировых религий. В сборниках хадисов пророка Мухаммада, в частности, говорится, что для мусульманина существуют только те праздники, которые появились в исламскую эпоху в частности, Курбан и Ураза. Есть в этих текстах и описание диалога пророка и некоего мусульманина, хотевшего зарезать жертвенного верблюда. Человек поинтересовался у пророка, можно ли совершить данный ритуал именно на этом месте.

Республиканский дом народного творчества

Навруз: история и традиции самого древнего праздника весны Подробности Опубликовано: 21 марта 2022 Просмотров: 753 Навруз - праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Навруз, - пожалуй, самый старый новогодний праздник на земле; его следы теряются в глубине тысячелетий.

История праздника в прошлом и его продолжение в настоящем в репортаже журналиста ТНВ Диляры Юсуповой. Читайте новости в нашем Telegram и Дзен. Поделиться Рубрики новостей.

В Иране на праздничном столе обязательно должен присутствовать сосуд с водой, в котором плавает живая рыбка, символизирующая счастливую жизнь, полную деятельности и движения. В праздник подается традиционный плов, но главными блюдами новогоднего стола везде остаются специальные кушанья: гуджа у некоторых народов халим или халиса и сумалак сумаляк, саману , которые готовят лишь раз в году, исключительно к новогоднему столу. Гуджа делается из семи видов злаков с добавлением мяса, которые разваривают до однородной массы. Халим халиса представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. Сумалак - это халва, которая готовится из проросшей пшеницы с небольшими добавками муки и сахара. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима халисы — мужчины. Для приготовления сумалака с вечера собираются все женщины селения в городах - соседки по дому и в одном общем котле готовят кушанья, по строгой очередности помешивая котел.

Приготовленные яства делятся между хозяйками, и каждая несет свою часть домой, к своей семье. Как правило, на праздничный стол стараются подать как можно больше разнообразных блюд, сладостей. Все должны быть сыты и довольны: тогда год будет благополучным и урожайным. В Навруз не принято давать деньги в долг, чтобы не лишить дом достатка. В то же время существовал неписаный обычай в дни весеннего праздника одаривать людей Навруз-пайы — праздничной долей. Соседям и друзьям отсылался поднос с праздничными угощениями, который возвращался также с угощениями. Праздничный ритуал не ограничивается застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями.

На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. Родственники обмениваются визитами, дарят подарки. В сельской местности после празднования первого дня Навруза обычно начинаются полевые работы. Первую борозду проводит самый уважаемый и старейший член сельской общины.

Как менялось значение праздника с течением времени? Где и как сегодня отмечают этот праздник? В честь наступающего праздника Научно-учебная лаборатория исследований современного Ирана выпустила новое видео, где стажёр-исследователь НУЛ Мария Кайгородова расскажет об истории и значении Новруза.

Навруз – как празднуют самый древний Новый год?

Истоки праздника Навруз уходят своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества, когда у земледельцев только начал зарождаться культ Солнца. История и суть праздника Наурыз admin Костанайские новостиКазахстанг. Об истории и традициях этого праздника, объединившего национальные культуры народов разных стран мира, читайте в нашем материале. призывает государства-члены, в которых отмечается Новруз, изучать историю происхождения и традиции этого праздника в целях распространения знаний о наследии Новруза в международном сообществе. Международный день Навруз («Новый день») — праздник нового года по солнечному календарю у иранских и тюркских народов проходит в астрономическую дату Весеннего Равноденствия (20-21 марта). История и суть праздника Наурыз admin Костанайские новостиКазахстанг.

Что такое Навруз: когда отмечают, значение и традиции праздника

Навруз приходится на день весеннего равноденствия, 21 марта, ведь этот праздник непосредственно связан с весной, силами возрождения и плодородия. Как утверждают историки, зародился Навруз не менее 5 тысяч лет тому назад. С чем же связан праздник? Какова его история? Какие традиции стали неотъемлемой частью Навруза? История Навруза Название праздника Навруз уже само по себе открывает суть этого торжества. Исследователи предполагают, что зародился Навруз ещё в период власти персидской династии Ахеменидов. В ту пору был распространён зороастризм, а некоторые традиции праздника связаны с почитанием Заратустры. Принципом религии была свобода выбора человеком своего пути и принципов, что влекло за собой соответствующие поступки. Одни из первых упоминаний о Наврузе можно встретить в священной книге зороастрийцев «Авесте». Накануне дня весеннего равноденствия персидские правители приносили дары солнцу, прося о плодородии своей земли и процветании страны.

К ним принадлежат буддисты и незначительная часть христиан, однако в большинстве своём праздник отмечается мусульманами. Именно поэтому сложилось мнение, что Навруз принадлежит к исламским праздникам, хотя это предположение неверно.

Вокруг чаш изображены узоры национальной вышивки, а на последней чаше «Суманак» установлен цветок Навруза — символ возрождения природы. На основе заключений таджикских ученых, этнографов, фольклористов и других ученых ареала Навруза к символам Навруза относятся бойчечак подснежник , тюльпан, желтые цветы, ветка плодового дерева и сказочные птицы — симург и ласточка. Суманак и цветок Навруза утверждены как символы празднования Навруза. Ученые придерживаются мнения, что суманак пользуется популярностью во всех регионах Таджикистана и воспринимается как символ прихода весны и празднования Навруза. Суманак также считается символом зарождения земледелия среди арийских племен, любви дехканина к пшенице и главного пищевого продукта человека — хлеба. Приготовление суманака в круглой чаше символизирует вращение Земли во Вселенной, вечную связь человека и природы. Второй символ Навруза имеет округлую форму, посреди которого изображен земной шар, а с двух сторон — национальный флаг и вестники приближения весны — суманак, ласточка, радуга, изображения народных ремесел, а также надпись «Навруз-2021». В соответствии с добрыми праздничными традициями с наступлением весны в каждом доме жителей Таджикистана начинаются посевная пора и другие работы по благоустройству: посадка саженцев и цветов, уборка жилищ, благоустройство улиц и придание праздничного вида городам и селам.

В Таджикистане к Наврузу готовятся заранее, прежде всего духовно: раздают долги, прощают старые обиды, а в день праздника еще и надевают все чистое, символизируя полное очищение. Навруз широко проходит как в городе, так и в селах. В городах в этот день все спешат на главную площадь увидеть праздничное представление с певцами, музыкантами, танцорами. В селах празднование Навруза невозможно представить без скачек, спортивных состязаний в национальном стиле, петушиных боев, запуска голубей и воздушных змей. И конечно, главным атрибутом Навруза является праздничный стол — дастархан, за который созывают гостей, где уже красуются традиционные для Навруза блюда: суманак, самбуса слоеные пирожки с мясом или зеленью , сабзи зелень и овощи и многое другое. Всего семь ритуальных яств на букву «с». Признав Навруз национальным и традиционным праздником, таджикский народ возродил многие обряды и обычаи, связанные с Наврузом. Наряду с ними было организовано несколько новых фестивальных конкурсов, таких как выставка традиционных блюд, шоу национальных костюмов и конкурс «Царица Навруза». Краткое описание некоторых ритуалов и обычаев, которые совершаются в последние годы: хонабуророн уборка в доме. За одну-две недели до Навруза женщины и их дочери подметают и убирают комнаты, опрыскивают благими ароматами, стирают занавески и ковры и т.

Они также убирают кухни и дворы, моют и чистят всю домашнюю утварь.

И до сих пор — не важно, какой вы национальности: если в этот день вам посчастливится попасть на Навруз — вас обязательно усадят за стол, и вы станете частью большой дружной семьи. В Татарстане в советское время праздник был незаслуженно забыт и вернулся к нам вновь недавно. И так и остался, надеюсь навсегда. В Год национальных культур и традиций — Навруз в Татарстане отмечался по особенному тепло.

Раевский Д. Известный казахстанский ученый-археолог К. Акишев, отмечая архитектурную особенность сакского могильника Берккары, писал, что каменные выкладки вокруг курганов «отражали существовавшие в ту эпоху религиозные и космогонические представления сакских племен». Представления эти были систематизированы в стройную структуру, которая, однако, периодически переживала реформы. Все изменения находили отражение, в частности, в календаре, при этом неизменным оставалось начало Нового года - Науруза. Этот и другие календарные торжества служили вехами солярно-вегетативного цикла и устраивались в честь победы бога, мифологического перво-порядка или культурного героя над силами разрушения и хаоса, знаменуя восстановление мирового порядка, позднее этот праздник воспроизводил акт сотворения мира. В момент восхода солнца в день Науруза по знаку жреца правитель возглашал: «Вот новый день Нового года», открывая длительный праздничный цикл возрождения природы. Науруз в жизни народов Средней Азии и Казахстана до сих пор имеет огромное значение. Он является тем временным промежутком, когда завершены работы уходящего года и начинается подготовка к сельскохозяйственным работам нового цикла, это своеобразная грань между прошлым и будущим. Для большинства народов Науруз -это точка отсчета возраста человека, «всеобщий день рождения» независимо от возраста младенца с наступлением нового года ему прибавлялся год. Уже с глубокой древности Науруз праздновался как всеобщий, а с укреплением государственности - это семейный праздник, связывающий каждого человека с его родными, с живущими и умершими предками Лобачева Н. Как видно из приведенного выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Навруз, он имеет доисламское происхождение. Несомненно, что, помимо иранских национальных компонентов, в этот праздник были привнесены и языческие тюркские обряды. Дело в том, что с древнейших времен тюрки туранцы и иранцы имели самые непосредственные контакты, которые продолжаются до сегодняшнего дня. В заключение необходимо отметить, что все попытки некоторых людей представить Науруз или другие неисламские праздники как мусульманские лишены какой-либо научной или исторической основы. Кроме того, согласно положениям исламского вероучения, делать это категорически запрещается. Подобные попытки оказывают негативное воздействие на саму идею универсальности ислам- ской религии, ее всеобщности, глобальности и представляют эту мировую религию в узких рамках своих национальных и племенных воззрений. Тем самым Науруз теряет свою сакральность царственного праздника и становится формой, оболочкой природного качества и народным театрализованным действием. Key words: Nowruz, a spring festival, the Mayan calendar, the Sumerians, the ancient Indo-Aryans, calendar customs, Saki mounds, world religions, medieval, culture, civilization, Turks, Islam, Sogdians. Библиографический список «Авеста» в русских переводах 1861-1996. Абу-Рейхан аль-Бируни. Избранные произведения. Ташкент, 1957. Абусеитова М. История и культура малочисленных народов Казахстана. Алматы, 2001. Антонова Е. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. Бернштам А. Бойс М. Зороастрийцы: верование и обычаи. М, 1987. Джарилгасинова Р. Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. Дорошенко Е. Зороастрийцы в Иране. Елизаренкова Т. Кузьмина Е. Древнейшие скотоводы: от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986. Лобачева Н. Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии. Набиев А. Новруз байрамы. Омар Хайям. Розенфельда; под ред. Сегаля, А. Модель мира скифской культуры: Проблемы мировоззрения ираноязычных народов Евразийских степей I тысячелетия до н. Синенькая Н. К вопросу о технике изготовления и приемах оформления дастарханов из Отрара Х-Х11 вв.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий