Как подготовить больного к таинству соборования? Очень важно, чтобы человек искренне покаялся и понял свои грехи. Соборование не всегда проходит в храме. В дни Рождественского поста в храмах Казанской епархии будет совершаться Таинство Соборования. Другими словами соборование нужно для того, чтобы человека укрепить в болезни, духовно поддержать его. Соборование в Спасо-Парголовском храме совершается по четвергам в 18:00.
Что такое соборование, когда и зачем оно проводится, кому нужно
Обычно храм сам устанавливает, сколько стоит соборование, но в большинстве церквей негласно принято брать плату посильную, сколько человек может заплатить. Соборование в Спасо-Парголовском храме совершается по четвергам в 18:00. Справка подготовлена комиссией по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Как готовиться к Таинству Соборования (Елеосвящения)? Что следует делать после его прохождения.
В этом вопросе практика Русской Церкви опять радикально отличается от практики Иерусалимской и Греческой Церквей. Интересно, что об этом говорят дореволюционные грамоты, которые выдавались священникам. В них говорилось о том, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека». Вместе с тем, совершение таинства Елеопомазания над здоровыми людьми засвидетельствовано литургическими памятниками, начиная с X века. В них говорится, что наряду с больным, над которым совершали Маслособорование, помазывались елеем и его домочадцы.
Размышляя о такой полярности мнений и пытаясь их примирить, С. Булгаков, составитель Настольной книги священнослужителя, полагает, что Соборование над здоровыми людьми имеет исторически-символический смысл. Когда мы все приходим в церковь после большого покаяния для того, чтобы прийти к Спасителю и принести ему плоды своего покаяния, как та блудница, которая пришла и помазала Его ноги. И действительно, понимание смысла таинства Елеосвящения тесно связано с личным глубоким покаянием и с проблемой соотношения греха и болезни.
Евангельское слово подлинными причинами болезней называет человеческие страсти, поэтому исцеление от болезней через Елеосвящение неразрывно связано с освобождением от грехов и страстей. Принимая именно такой аспект Таинства, можно допустить участие в нём и здорового человека, чьё желание собороваться весьма осмысленно и явилось следствием пережитых тяжких недугов души. При этом ни в коей мере участие таких людей в Соборовании не умаляет и не исключает значения Исповеди и Причастия, а, напротив, может служить первым шагом к духовному исцелению. Впрочем, вопрос личного покаяния относится и к физически немощным участникам Соборования.
И здесь возникает очень серьёзная проблема — проблема бессознательного участия в Таинстве, просто потому, что такая традиция. Часто в храм приходят люди малоцерковные или вовсе нецерковные, которые вкладывают в это Таинство собственный смысл, ничего общего не имеющий с целью Елеосвящения. Таким людям собороваться недопустимо. Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет.
Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длинную и тяжёлую службу, сделал всё, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Также не принято участие в Таинстве маленьких детей, то есть до семилетнего возраста и без острой необходимости. Поскольку существенной стороной таинства Елеосвящения является отпущение грехов, при решении вопроса об участии в этом таинстве детей следует руководствоваться теми же правилами, какие относятся к таинству Покаяния.
Не соборуют страждущих людей, находящихся в бессознательном состоянии, но за исключением тех, кто ранее засвидетельствовал желание собороваться перед тем, как впал в бессознательное состояние. Такой подход следует в этом вопросе синодальной практике, допускающей совершение Соборования в случае, если «больной прежде выражал желание принять таинство, если не словом, то каким-либо знаком — движением рук или глаз показал своё сердечное сокрушение и раскаяние в грехах» [5]. Таким образом, важна воля самого больного, вполне возможно, что он уже не желает бороться за своё физическое существование, а хотел бы отойти ко Господу.
После исповеди непременно нужно причаститься. Как происходит обряд? Обряд может производиться как в храме, так и в другом месте. В православной церкви Традиционно соборование в церкви проходит с участием 7 священнослужителей.
Такое число обусловлено количеством молитв и текстов из Евангелия и Апостола. Связано это и с тем, что каждый пришедший человек 7 раз помазывается елеем. В некоторых случаях допускается проведение ритуала 1 священником. Условно таинство делится на 3 части: молебное песнопение; освящение елея; помазание. Перед началом соборования прихожане зажигают свечи, затем идут чтение молитв и песнопения. Затем зажигается 7 свечей и произносится молитва. В заключительной части таинства священник помазывает соборующихся.
В конце чина на головы приступивших к Таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. Но пользоваться им следует с благоговением и верой. Так ли это?
Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются?
Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти.
В Священном Писании говорится, что Соборование дарует искренне верующему человеку исцеление от физических и духовных недугов, причинами которых является греховная жизнь. Верующий может исповедоваться в забытых грехах: он будет прощен. Соборование не является магическим обрядом. Это Таинство, заключающееся в помазании тела освященным елеем. Оно установлено на основании слов апостола Иакова в Соборном послании: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. Подготовка к Соборованию Для Соборования необходима духовная подготовка. Верующий должен исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
Кроме того, в некоторых храмах верующий должен подать записку со своим именем в церковной лавке. Чин Елеосвящения совершается над единственным человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. Однако в Русской Православной Церкви широко распространилась практика совершения общего Елеосвящения над многочисленными молящимися, в том числе и здоровыми. История Таинства Елеосвящения Отметим, что практика совершения общего Елеосвящения — с однократным помазанием вместо семикратного — была широко распространена на Руси до середины XVII века. Совершать общее Елеосвящение имели право только архиереи и игумены крупных монастырей. После XVII века общее Соборование стало особенностью богослужения крупнейших соборов — например, Успенского собора Московского Кремля, где это Таинство ежегодно совершалось в Великий Четверг вплоть до 1917 года. Во второй половине XX века в Русской Православной Церкви распространился новый обычай совершения общего Елеосвящения не только на Страстной седмице, но и на других седмицах великопостного периода, причем общее Елеосвящение стало совершаться не с одним, а с семью помазаниями. Советы перед Таинством Соборования 1.
Необходимо прийти за 30 минут до начала, чтобы успеть записаться в церковной лавке. Надеть такую одежду, чтобы был доступ к шеи для помазания. Можно принести с собой ёмкость: по окончании службы оставшийся освященный елей масло будет раздаваться желающим для помазания во исцеление недугов душевных и телесных; а также салфетку вату, тряпочку , чтобы протирать с себя елей. Соборовать детей до 7 лет возможно, если они больны. Соборование не заменяет собой Таинства Исповеди и Причастия. Большая Красная, 5 Крестовоздвиженский храм 7 апреля, воскресенье. Начало в 13:00.
Состоялось последнее в Великом посту Таинство Соборования
узнать расписание в вашем храме вы можете просто подойдя туда. В храме святых бессребреников Космы и Дамиана (Орловская церковь) Соборование будет совершатся каждую субботу в 14.00, кроме Страстной седмицы. Когда видишь толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то можно задуматься: а все ли они исповедуются, причащаются? Когда видишь толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то можно задуматься: а все ли они исповедуются, причащаются? Обычно храм сам устанавливает, сколько стоит соборование, но в большинстве церквей негласно принято брать плату посильную, сколько человек может заплатить.
Соборование — значение, правила, особенности
Соборование на дому стоит заказать в том случае, когда нуждающийся сильно болен и не имеет возможности самостоятельно посетить ближайший храм. Соборование — одно из семи Таинств Православной Церкви. Особой духовной подготовки к Таинству Соборования нет, отмечают священнослужители. Особой духовной подготовки к Таинству Соборования нет, отмечают священнослужители. Главная» Новости» Пасхальное соборование в церкви 2024 когда.
Соборование: какие грехи прощаются?
Название «Соборование» говорит о том, что совершается оно совместно, то есть соборно. По идее, семеро священнослужителей должны помазать семь раз человека. Но в современной практике обычно такое невозможно, поэтому это выполняет один священник. Для чего нужно Соборование? В посланиях святого апостола Иакова говорится, что если кто болеет, пусть позовет служителей церковных для того, чтобы помазать его маслом во исцеление души и тела. Должен ли болящий быть верующим?
Да, это — важное условие Таинства Елеопомазания. Как бы за него хорошо не молились, больной должен веровать и искренне молиться Богу. Иначе Таинство будет недействительным. В молитвах Елеопомазания говорится также, чтобы человеку простились все его грехи, вольные и невольные, ведомые о которых он знает и неведомые.
Духовный смысл Многие православные христиане желают получить это духовное лекарство от Матери Церкви. В Священном Писании говорится, что Соборование дарует искренне верующему человеку исцеление от физических и духовных недугов, причинами которых является греховная жизнь. Верующий может исповедоваться в забытых грехах: он будет прощен. Соборование не является магическим обрядом. Это Таинство, заключающееся в помазании тела освященным елеем.
Оно установлено на основании слов апостола Иакова в Соборном послании: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. Подготовка к Соборованию Для Соборования необходима духовная подготовка. Верующий должен исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Кроме того, в некоторых храмах верующий должен подать записку со своим именем в церковной лавке. Чин Елеосвящения совершается над единственным человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. Однако в Русской Православной Церкви широко распространилась практика совершения общего Елеосвящения над многочисленными молящимися, в том числе и здоровыми. История Таинства Елеосвящения Отметим, что практика совершения общего Елеосвящения — с однократным помазанием вместо семикратного — была широко распространена на Руси до середины XVII века. Совершать общее Елеосвящение имели право только архиереи и игумены крупных монастырей. После XVII века общее Соборование стало особенностью богослужения крупнейших соборов — например, Успенского собора Московского Кремля, где это Таинство ежегодно совершалось в Великий Четверг вплоть до 1917 года.
Во второй половине XX века в Русской Православной Церкви распространился новый обычай совершения общего Елеосвящения не только на Страстной седмице, но и на других седмицах великопостного периода, причем общее Елеосвящение стало совершаться не с одним, а с семью помазаниями. Советы перед Таинством Соборования 1. Необходимо прийти за 30 минут до начала, чтобы успеть записаться в церковной лавке. Надеть такую одежду, чтобы был доступ к шеи для помазания. Можно принести с собой ёмкость: по окончании службы оставшийся освященный елей масло будет раздаваться желающим для помазания во исцеление недугов душевных и телесных; а также салфетку вату, тряпочку , чтобы протирать с себя елей. Соборовать детей до 7 лет возможно, если они больны. Соборование не заменяет собой Таинства Исповеди и Причастия. Большая Красная, 5 Крестовоздвиженский храм 7 апреля, воскресенье.
Это же событие! Нельзя превратить это в обыденность — пять раз за месяц на всякий случай. Самая большая проблема в том, что к таинствам начали относиться потребительски. Само название богослужебного сборника — «Требник» — заставляет об этом задуматься. Нельзя к таинствам церкви относиться потребительски, и церковь не должна торговать таинствами, благодатью. Но для того, чтобы всерьёз об этом говорить, а не критиканствовать, должна быть нормальная община людей, которые друг за друга отвечают, вместе стараются жить по-христиански и дома, и на работе, и в храме. Это совсем не то же, что набрать семь священников, которых ты первый и последний раз в жизни видишь, и пригласить их к себе домой. Если есть магическое отношение — ожидание, что всё произойдет само собой, если только исполнишь обряд — то не надо собороваться. Человек, ради которого оно совершается, должен всё зависящее от себя, чтобы исцелиться от болезни, сделать прежде, чем просить церковь сугубо помолиться за него. Но главная подготовка к соборованию заключается в том, чтобы жить церковно, то есть соборно — любить своё церковное собрание, быть в дружестве с людьми и Богом. Это как раз то, чего не хватает на сегодняшний день практически во всех церковных таинствах: личностности и соборности. А это таинство даже называется «соборование». И сегодня есть необходимость в том, чтобы возвращать ему изначальное значение, восстанавливать качество, осмысленность и действенность таинства, что зависит в том числе от отношения и подготовки к нему.
Он получает силы переносить болезнь, обретает понимание её как необходимого средства очищения своей души. Таинство помогает человеку глубже осознать свою греховность, а иногда и вспомнить забытые грехи. Поэтому до или после Соборования принято также исповедоваться и причащаться. Священник помазывает руки верующих в Таинстве Соборования Что необходимо для Соборования Православному христианину, если у него нет тяжелых болезней, следует приступать к Таинству Соборования не чаще одного раза в год, так как его первоначальное значение состоит именно в укреплении страдающих от недугов. К тому же Соборование требует серьёзной подготовки, соответствующего настроя, и пост является для этого наиболее благоприятным временем. Что нужно для Соборования? Прежде всего вера, покаяние в грехах которые нередко бывают причиной болезни , а также смиренное упование на Божью милость. Если же говорить о технической стороне подготовки к Таинству, то соборующимся следует позаботиться о наличии салфеток или платков для того, чтобы протирать помазанные части тела. Подготовка к соборованию традиционно включает в себя Исповедь и Причастие, но к ним можно приступить до или после Таинства Елеосвящения. Как проходит Соборование Слово «Соборование» означает, что Таинство традиционно должен совершать собор собрание из семи священников. Однако на практике его может совершать и один священник. Помимо общего соборования в храме, в Православной Церкви совершается соборование больного на дому. Это практикуется, если состояние человека не позволяет ему перемещаться на значительные расстояния. Соборование совершается с предварительным чтением подготовительных молитв и канона. Во время же самого Таинства священником читается Евангелие и послания апостолов. Затем следует ектения, то есть молитвенное обращение к Господу, которое произносится священнослужителем от имени молящихся. Поминаются имена всех, кто соборуется.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Для этого было установлено таинство Елеосвящения — помазание елеем во имя Господне во исцеление души и тела. Случается так, что болезни являются следствием греховной жизни. И с прощением грехов может прийти и выздоровление. Об этом молится священство и сам участник таинства, и такие чудесные исцеления нередко случаются. Однако не следует говорить о том, что Соборование предназначено для того, чтобы излечить физическую болезнь. Нельзя быть уверенным, что это произойдет, — лишь молиться и надеяться.
Елеосвящение именуется Соборованием, потому что совершается оно обычно соборно — несколькими священнослужителями по чину их должно быть семь, но в практике может совершаться и меньшим числом. Что такое забытые грехи Церковь учит, что в таинстве Соборования дается прощение забытых грехов. Что такое забытые грехи? Это то, что ускользнуло от нашего внимания из-за общей рассеянности и расслабленности, то, о чем мы не сказали на исповеди, а потом просто забыли. Либо это могут быть те проступки или мысли, которые мы даже не считаем греховными.
После прочтения последнего стиха батюшка возлагает на голову больного раскрытое Евангелие и молится о прощении всех его грехов. Нюансы У людей также могут возникать иные вопросы относительно данного таинства. Итак, как еще должна проходить подготовка к Соборованию? Нужно ли для этого поститься?
По словам священнослужителей, специального поста перед данным таинством нет. Однако так как данный обряд чаще всего проводится в Великий пост, каждому честному христианину положено поститься. Следующий вопрос, который может возникать: обязательно ли исповедаться? Такого правила, естественно, нет, однако церковные деятели рекомендуют это сделать перед таинством Соборования.
Если же этого не произошло, исповедаться нужно будет после Соборования. Можно ли мазать елеем небоговидные места? Можно, ведь человека сотворил Бог, и в его теле нет ничего постыдного. Можно мазать священным маслом все пораженные болезнью места.
Можно ли соборовать человека, который находится в бессознательном состоянии? Ведь данное таинство должно проводиться над человеком, который этого жаждет, решение его должно быть сознательным и добровольным. Считается, что человек, который не понимает, что с ним происходит, не сможет познать благодать и, таким образом, исцелиться. Можно ли соборовать маленьких детей?
До семилетнего возраста данное таинство над детками не проводится.
Дети до 7 лет ещё не осознают, что такое грех и не могут его определить, поэтому над ними таинство не проводят. Как батюшка проводит Соборование Лучше пройти таинство Соборования в храме. Однако, если православный очень болен и не в силах посетить церковь, батюшку приглашают домой. Таинству Елеосвящения Иисус Христос научил своих апостолов. Считается, что Соборование должны проводить 7 священников, но, допускается и меньше, если церковь небольшая.
Перед самой процедурой в храме ставят аналой с Евангелие, а рядом стол, на который помещают тарелку с пшеницей. Сверху — ёмкость с елеем. На пшенице располагают семь зажжённых свечей и такое же количество кистей для помазания православных. Верующие держат горящие свечи в руках. Батюшка читает молитвы, отрывки из Евангелия, слышны песнопения, в ёмкость с елеем вливается кагор.
Это не какой-то мистический обряд, но это соработничество Бога и человека, искренне желающего очиститься от злого в себе и с просьбой об этом обращающегося к Господу. Обычно верующие стараются перед или после таинства исповедаться и в ближайшее время причаститься. Вопреки расхожему мнению, что к Елеосвящению прибегают только больные, воцерковленные люди по возможности раз в год приходят на Соборование в пост. Для чего нужно соборование в пост? Время поста — время глубокой внутренней работы, духовного очищения — через воздержание, молитвы, участие в богослужениях, покаяние и исповедь. Все это непростой труд, и Елеосвящение — духовная поддержка верующего на его духовном пути. По вере Церкви в таинстве Соборования нам может быть даровано прощение наших неосознанных забытых грехов. Соборование в пост нужно для того, чтобы получить прощение тех грехов, которые христианин забыл, и потому в них не покаялся, но имеет смысл оно лишь тогда, когда верующий на самом деле искренне желает избавиться от страстей и духовных недугов, отдаляющих его от Господа. Соборование не может стать заменой таинствам исповеди и Причастия. Ежегодное участие в Елеосвящении в пост — хорошая традиция, но оно вовсе не обязательно для здоровых людей.
Соборование как готовиться и что с собой взять, подскажет батюшка
На самые распространенные вопросы можно найти ответы, не обращаясь к священнослужителю. Можно ли беременным девушкам прийти на обряд? Церковь не запрещает посещать таинство Елеосвящения беременным женщинам, поэтому им можно приходить. Как поступают с оставшимся маслом? Елей не священная вода, его нельзя раздавать. Им помазывают больные места и смешивают с едой. Что следует сделать после таинства? Если до мероприятия не производили покаяние и причастие, то их проводят после. Можно ли принять душ после мероприятия?
Причащаются с чистым телом и духом, поэтому после соборования нужно мыться, но тереть мочалкой места помазанные маслом не обязательно. Таинство Елеосвящения снимает только забытые и неосознанные грехи, поэтому, чтобы быть чистым духом, перед причастием на исповеди высказывают все, даже тяжкие осознаваемые грехи. Соборование церкви — важное мероприятие для православных христиан. Его посещают ежегодно вместе с остальными прихожанами, но из-за тяжелой болезни можно пригласить священников на второй обряд. Неожиданно посетить таинство не получится, нужно узнать заранее, как подготовиться к нему, а во время Великого поста еще соблюдают пищевое и духовное воздержание. Ритуал очищает душу от забытых и неосознанных грехов.
Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования.
Увы, иногда в сознании людей это Таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые из современных людей воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: «Как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к Таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни Таинству Покаяния. Отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти.
Иногда многие боятся этого Таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти Таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но Таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в Таинстве Покаяния. И, конечно же, надо отметить, что приступающие к Таинству соборования должны помнить о том, что все Таинства неразрывно связаны с Таинством Причастия, с Евхаристией, которое святые отцы называют «печатью всех Таинств». Если мы получаем какой-то документ, то печать подтверждает его действительность. Так и приступая к любому Таинству, мы должны запечатлеть его Таинствами Исповеди и Причастия.
Говоря другими словами, после соборования нужно обязательно поисповедоваться и, подготовившись, причаститься Святых Таин.
Протоиерей Константин Островский Если на совести у человека тяжкий грех, который отлучает его от Церкви, такой грех никакое священнодействие не снимет. Вернуться в Церковь такой человек может только через покаяние, исповедание этого греха, скорее всего, и епитимью. Подгонять такую исповедь к соборованию нет никакого смысла. Пожалуйста, расскажите, как правильно подготовиться к соборованию. Нужна ли перед ним исповедь? Правильнее будет исповедоваться и причаститься, а потом собороваться, или можно и наоборот? Или это не имеет особого значения? Как готовиться к соборованию?
Отвечает протоиерей Константин Островский: Вопрос довольно распространённый, но связан он с забвением того, что в идеале все христиане, приходя на литургию, должны причащаться. Мы сегодня далеки от этой нормы, но она остается нормой.
О самом Таинстве, о его смысле и значении написано уже немало брошюр и статей.
Хочется рассказать о практической стороне Таинства. А зачем на самом деле нужно собороваться? Очень хорошо по этой теме выразился протопресвитер Александр Шмеман : «Но мы знаем, — пишет он, — что всякое таинство есть всегда переход и преложение… Христа просили об исцелении, а Он прощал грехи.
У Него искали «помощи» нашей земной жизни, а Он преображал ее, прелагал в общение с Богом. Да, Он исцелял болезни и воскрешал мертвых, но исцеленные и воскрешенные им оставались подверженными неумолимому закону умирания и смерти… Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! Другими словами соборование нужно для того, чтобы человека укрепить в болезни, духовно поддержать его.
Прощаются ли в Таинстве Елеосвящения забытые грехи? Почему-то это мнение сейчас очень распространено. Получается, если человек, на исповеди забудет назвать какой-нибудь грех, то он простится ему во время другого Таинства.
Некоторые люди вообще начали думать, что на исповеди можно даже утаивать, то есть скрывать свои грехи: «Все равно потом пойду пособоруюсь, и все простится». Те, кто так думают, очень сильно заблуждаются. Разве на исповеди нам прощаются не только названные грехи?
Подумайте сами, сможем ли мы перечислить все наши грехи обычно называются от последней исповеди? Иногда трудно удержать все в своей памяти. В таком случае можно всё записать на бумажку и на исповеди зачитать.
Однако, составляя список своих прегрешений, мы все равно всё не вспомним. Даже если будем вести дневник и записывать всё в подробностях, в любом случае есть грехи, на которые мы можем не обратить внимания или не посчитать их за грех. Выходит, что как не старайся, а все грехи на исповеди не назовешь.
Тогда что же происходит с неназванными грехами? Нынешний митрополит Иларион Алфеев рассказывал, что во время лекции в Московской Духовной Семинарии он выразил мысль, что на исповеди кающемуся прощаются все грехи.
О Соборовании тяжко болящего человека
Мы молимся о болящем такими словами: «Воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна». Вряд ли мы встретим где-либо в богослужебных текстах слово «выздоровление» — преодоление болезненного состояния в них называется «исцелением», а само слово «целый» становится синонимом слова «здоровый». Возвращение такого целостного состояния возможно только через избавление от греха, преодоление того, что отдаляет человека от Бога, поэтому лейтмотивом этой церковной службы является не просьба о здравии, а просьба о прощении грехов христианина, прибегающего к Таинству Елеосвящения. Стоит обратить внимание и на содержание отрывков из Евангелия, которые читаются во время совершения Таинства Елеосвящения. Наряду с чтениями об исцелении тещи апостола Петра и дочери жены-хананеянки, о повелении Спасителя апостолам идти и исцелять в людях недуги, мы слышим евангельское повествование об обращении мытарей Закхея и Матфея и притчу о десяти девах — напоминание о том, что нужно быть готовыми встретить Христа в любое мгновение своей жизни. Поэтому приступать к Таинству Елеосвящения может и тот, кто изнемогает в войне со своими грехами и страстями, если даже физически он здоров. Возможно ли получить отпущение грехов в Таинстве Соборования, не прибегая к исповеди? Отвечает священник Алексий Стрижов, штатный клирик храма Рождества Христова г. Вольска: — Таинство Елеосвящения установлено для исцеления человека и прощения грехов. Грехом в мир вошли смерть и тление, грех неразрывно связан с болезнью, проявляя свою разрушительную силу как в теле, так и в душе человека.
В молитвах чина соборования часто звучат прошения о прощении больному грехов, об избавлении от страстей и всякого зла. Церковь считает, что при соборовании человеку прощаются забытые и неосознанные грехи. Однако ни в коем случае нельзя думать, будто соборование автоматически освобождает нас от всех грехов и значение Таинства Исповеди поэтому упраздняется. Напротив, Церковь настоятельно рекомендует прибегнуть к исповеди до совершения Таинства Елеосвящения, которое предполагает покаяние больного и искреннее желание оздоровления телесного, душевного и духовного — избавления не только от последствий, но и от самого греха. Таинства Соборования и Исповеди взаимно дополняют друг друга. Можно ли собороваться людям, которые не живут церковной жизнью? Отвечает священник Андрей Солодко, настоятель храма новомучеников и исповедников Саратовских г. Саратова: — О назначении Таинства Соборования говорится в послании святого апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
Обязательно нужно знать, как правильно креститься православным в церкви и перед входом в нее. Кто может собороваться Суть таинства объясняет, зачем нужно собороваться, — это полное исцеление верующего от грехов, скорби и болезней. При этом телесное выздоровление становится результатом исцеления духовного после покаяния и искреннего обещания вести жизнь в соответствии с заповедями Божиими после прощения всех грехов. Просьбы об этом неоднократно повторяются в молитвах, которые читаются во время соборования. Поэтому, в первую очередь, соборование проходят люди, больные духовно, те, которые находятся в скорби или депрессии, потеряли веру, также имеющие телесные заболевания. Если болезнь тяжёлая, затянулась, то таинство можно проводить до тех пор, пока больной не поправится. По свидетельствам тех, над кем оно проводилось, облегчение в большинстве случаев наступало сразу же после обряда. Зачастую больные даже исцелялись совершенно после соборования. Причём речь идёт не только о телесных заболеваниях, но и о душевных недугах, сильном горе, утрате веры в Бога и в себя, других духовных скорбях, которые не проходят после исповеди. Соборование умирающего христианина вместе с последней исповедью готовит душу к отхождению в загробный мир. Чтобы пройти этот обряд, нужно знать, кому можно собороваться. Для этого необходимо: быть крещёным верующим христианином старше 7 лет; находиться в сознании не быть в агонии, коме, помутнении рассудка, алкогольном опьянении.
Поэтому для облегчения бремени грехов у греков может использоваться таинство елеосвящения, которое традиционно совершается накануне массового причащения в Великий четверг и в Великую субботу в качестве средства воссоединения с Православной церковью накануне Пасхи [5]. Кроме собственно исцеления от болезней, в таинстве елеосвящения у Бога испрашивается отпущение больному грехов, которые больной забыл но не сознательно утаил на исповеди. Прецеденты такого толкования прослеживаются со второй половины XIX века, но в те времена этот смысл не считался главным, таинство совершалось прежде всего во исцеление души и тела и было сопряжено с таинством Покаяния. В настоящее время в практике Русской православной церкви оно часто преподносится как избавление от забытых грехов, и такое толкование начинает доминировать над остальными [6]. Протоиерей Вадим Леонов так оценил данное понимание елеосвящения: «Если в таинстве Елеосвящения отпущение грехов возможно без сознательных покаянных усилий со стороны человека, но лишь в силу того, что над ним прочитали молитвы и помазали святым маслом, то не только таинство Покаяния, но и в целом принцип покаяния как основа христианской духовной жизни ставится под большое сомнение. Зачем совершать этот тяжёлый внутренний труд, когда можно просто забыть свои грехи, а сделать это очень легко, прийти на Соборование, и тебе всё простится?
В это время читаются отрывки из Нового Завета, связанные с темой исцеления и прощения грехов, поются покаянные стихиры и прошения. Христос пришел для того, чтобы исцелить наш мир, пораженный тяжким недугом греха и всех связанных с ним проклятий Быт. Финальную точку в процессе исцеления поставит Второе Пришествие. А началом его, началом преображения мира и вселенной — стали встречи Господа Иисуса с конкретными людьми, которых Он исцелял от различных болезней, освобождал от демонической одержимости, лечил душевные раны словом и исходящей от Него благодатью. В Евангелии много раз подчеркивается: Иисус «исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях» Мф 4:23 , все, «которые прикасались к Нему, исцелялись» Мф 14:36; Мк 6:56; Лк 6:19. Собственно, Господь Иисус Христос в течение трех лет Своего общественного служения ничем больше не занимался, кроме как проповедью и исцелением людей! Христос исцеляет 10 прокаженных Задача христианина — присоединиться к этой «работе Господней», «войти в труд» Его, и Церковь есть ни что иное, как продолжение дела Христова на земле. В Евангелии мы видим, как Иисус вначале передает Свои «полномочия» Двенадцати Мф 10:1; Лк 9:1-2 , потом Семидесяти ученикам Лк 10:1-9 , посылая их делать то же, что и Он Сам — проповедовать и исцелять людей. А после Пятидесятницы это начинает действовать во всей Церкви: книга Деяний фиксирует множество случаев чудесных исцелений первый из них — Деян 3:1-11. Они продолжаются в течение всей истории Церкви — вплоть до наших дней. Трудно найти такого прославленного и почитаемого святого, через которого Бог не совершал бы чудесных исцелений от физических, душевных и духовных заболеваний. Люди получали исцеления также благодаря совместной искренней молитве за больного или через молитву перед чудотворными иконами или святынями. Здесь нужно понять, что такое чудо с христианской точки зрения. В греческом тексте Нового Завета употреблено слово «знамение», знак. Чудеса — не просто нарушение законов природы; это знаки наступающего Царствия Небесного, так сказать, его первые ласточки; а само Царство Божие и есть то состояние, в котором мир, человек, его душа и тело — все это преображено и избавлено от рабства тлению Рим 8:21. Царство Божие — «пространство», где царствует Бог. Не случайно там, где появлялся Иисус во время Своего служения, неизменно происходили многочисленные исцеления.