Новости кто такие погосты

У погоста (на, при погосте) живучи, всех не оплачешь (не оплакать). Жаль, жаль, а везти на погост (говор, мыши, погребая кота).

История и значения слова ‘погост’: происхождение, употребление, синонимы

Все, что я вам поведаю в данном видео, это мое познание и личный опыт. Можете мне не верить, я лишь делюсь с вами информацией, а как вы с ней распоряжа. Погосты – это особые места на территории России, которые имели большое значение в средние века. Погостом на Руси называли административно-территориальную единицу, которая включала в себя несколько поселений и уплачивала подать в княжескую казну. распространенный в русских исторических источниках термин, имевший на протяжении 10-18 веков различное значение. Впервые погост как административно-территориальная единица на Руси был введен Княгиней Ольгой, вдовой убитого древлянами князя киевского Игоря.

Что такое погосты на Руси

Например: "А в Налючском погосте в Курском присуде", "В демонском присуде в Полоновском погосте", "в Курском присуде в Устьянском погосте", "в Буховском погосте в Ноугороцком присуде" и т. Древняя администрация вся исчерпывалась вопросами суда и повинностей, а потому на долю погостов, как административных округов, остаются одни повинности. В этом смысле о деревнях иногда пишут: "тянут к погосту Спасскому", то есть платежом повинностей. Итак, все села и деревни погоста составляют мелкую податную единицу.

Для этого должны быть на месте какие-либо учреждения. В этом предположении Неволин и говорит, что погост, кроме округа, означает еще и главное место такого округа. Это совершенно естественное предположение нашими источниками изображается в его действительных размерах.

Древнейшие писцовые книги не содержат никаких указаний на какие-либо правительственные центры в погостах; мы не заметили ни одной погостской избы, на которые есть указания в писцовых книгах позднейшего времени, и никто не указывает таких изб1. Надо думать, что погостская финансовая администрация была сведена до своего минимума; это была самая примитивная деревенская организация. Мы нашли только одно указание на административный погостский орган.

В описании Каргальского погоста Вотской пятины один из своеземцев назван старостой. Думаем, это и есть погостский финансовый орган. Он не крестьянин, арендатор чужой земли, а землевладелец-собственник, хотя и очень небогатый.

Призвание его в органы администрации очень понятно: в обжи положены не одни только земли, на которых сидят крестьяне, но и господские. Что указания на старост так редки2, это неудивительно. Писцы описывали хозяйства, а не должности, а при том старосты, по всей вероятности, менялись ежегодно; это, следовательно, признак очень непостоянный и к делу не идущий.

И дела, по всей вероятности, у старост было не очень много. Число обеж определяли писцы, а не местные органы. У местных органов оставался один сбор с раскладкой, а и в этом им могли помогать землевладельцы и сами крестьяне3.

Но погост, кроме округа, означал еще и место. Что это за место, это хорошо объяснили Д. Китаев да Н.

Моклоков, описывавшие в 1500 г. В их описи есть любопытная особенность. Они начинают описание каждого погоста с указания на то, есть в нем погостская церковь или нет.

Например: "Погост Григорьевский-Кречневский. А церковь того погоста владычная, а писана во владычне волости в сем же погосте". А вот описание самого погоста-места: "В Кречневском же погосте деревни владычни.

На погосте церковь Григорий Богослов, да на погостеж: двор поп Ермола, двор дьяк церковный Грихно Степанков, не пашут; а хрестьян следует перечисление пяти дворов , а дохода владыце сто и 20 яиц, а из хлеба треть". Место, где находится погостская церковь, и называется в описях погостом и описывается особо со всем тем, что "на погосте" находится. Эти места-погосты и навели Неволина на мысль о погосте как главном месте округа.

Что такое погостская церковь? Это приходская церковь для всего погоста-округа и при ней кладбище для похорон погостских людей. И теперь у народа "погост" означает сельский приход и церковь с кладбищем Даль.

Это должно было способствовать скорейшему перемещению покойного в мир иной. То есть как бы пытались направить умершего по правильному пути, предотвращая возможности его возвращение к живым. После возведения проводилось укрепление кургана.

Вокруг него, а также на вершине размещали большие камни и валуны. Благодаря этому насыпь меньше поддавалась разрушению под действием природных воздействий. Также некоторые курганы окружали рвом, из которого бралась земля для возведения кургана.

Курганы вятичей, сооружавшиеся как до, так и после обращения в христианство в большом количестве попадаются в Подмосковье и в старых парках Москвы. Много курганов и в Ленинградской области, пожалуй, наибольшей известностью пользуется курган Вещего Олега в Старой Ладоге. После обращения в христианство Курганы продолжали сооружать и после принятия христианства.

Но умерших хоронили в гробах, без жертвоприношений.

Погост — административно-территориальная единица Как ни странно, это слово имеет прямое отношение к предыдущему, ведь впервые административно-территориальное деление в Киевской Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты и установив для них уроки. Сегодня большинство людей уверены, что погост — это кладбище возможно, сельское или заброшенное , однако в старину в этом слове слышали корень «гость», ведь так называли места, где принимали гостей — сборщиков уроков то есть налогов. Для встречи князя и дружины, приехавших за податями, строили особые гостевые дома. В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, в которые могло входит несколько сел и деревень аналог современных районов , а также и сам городок, в котором погост находился. Позднее в этих же «районных центрах» строили в первую очередь церкви и устраивали кладбища, от чего, возможно, значение слова постепенно сместилось. Значение слова «погост» изменилось со временем Задница — это наследство Следуя удивительно затейливыми путями, это слово из вполне официального, употребляемого, например, в «Русской правде», превратилось в анатомически-непристойное. В старину же его понимали скорее во временном смысле — то, что остается за человеком. Урод — первенец и будущий глава семьи Польское слово uroda означает «красота» Отголосок первоначального значения этого бранного слова всегда смешит нас в польском языке, где uroda - значит «красота».

Слово же действительно связано со словом «род», поэтому в старину уродом был тот, кто на славу уродился у своих родителей. Как ни странно, в дальнейшем понятие «пострадало» именно из-за своего слишком «завышенного» значения. Позднее так стали называть людей, близких к Богу, от которых оно перешло на блаженных — уродивых.

Вам будет интересно: Отрядный уголок: примеры оформления Раньше это были древнерусские периферийные села, где шла бойкая торговля называемая ранее «гостьбой». Затем целые административные территории с центральным селом. Имелся даже собственный глава погоста. Это должностное лицо контролировало сбор дани. Со временем на погостах стали возводить храмы, хоронить умерших. И постепенно стало так, что погост - это очистившаяся от административно-податной и торговой суеты земля.

Она стала исключительно территорией вечного покоя. Повальное строительство на погостах церквей обусловлено развитием христианства. Теперь погост получал двойное имя, составленное из названия села и церкви. Быстрее всего пришли к такому положению вещей южная и средняя полосы России. Но до 1775 года русский Север еще официально делился на погосты. В дальнейшем погост воспринимается исключительно как кладбище и изредка сельский приход. Именно такое значение придается слову «погост» и в русском фольклоре, и в отечественной литературе.

Что такое погост определение

Самоё слово «П. Позднее центр административно податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. Кладбище, обычно сельское в старину церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем. Снесли на п. Мёртвых с погоста не носят посл. Об очень старом человеке.

В дальнейшем такое деление распространилось на все земли русские, особенно в северных районах. Причем сохранилось деление на погосты аж до 1775 года, когда после уничтожения и завоевания запорожских земель было отменено указом другой великой женщиной отечественной истории, Екатерины 2. Стоит отметить, что на тот момент данный тип административно — территориального деления полностью изжил себя, так как никакого сбора дани на тот момент уже не существовало и поэтому земли были поделены на губернии, а те в свою очередь были объединены в генерал-губернаторства. Сохранились же погосты на этих землях лишь в уездах, так как там было предостаточно дворцовых и черных земель.

Новодевичий погост — престижнейшее направление городского туризма в столице. Знаменитости, похороненные здесь благодаря своим заслугам перед обществом при жизни, никогда не остаются без внимания. Можно сказать, что это погост-чемпион по числу известных людей. Могилы криминальных авторитетов на самых разных погостах — это отдельный тур, кстати, очень востребованный в определенной среде. Здешние надгробные монументы могут смело соперничать с древнегреческими некрополями.

Воронежский литературный некрополь также является городской достопримечательностью. Круглый год приходят ценители литературы на могилы поэтов-патриотов Кольцова и Никитина. Похоронные бюро совместно с краеведами проводят экскурсии по старинным кладбищам в разных городах, знакомя заинтересованную публику с историей погостов. Что это: жажда заработать на щекочущей нервы теме или все-таки попытка отыскать собственные истоки и осмыслить свое предназначение на Земле? Люди уходят из мира живых.

Но погосты хранят память предков и неодолимо манят к себе тех, кто пока приходит на погост лишь в качестве гостя. Понравилась статья? Поделись с друзьями: Реклама.

Сельское кладбище. Снести на погост похоронить. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и омом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения устар. На севере - название деревни, поселка, населенного саами лопарями. Постоялый двор вдали от селений, на дороге обл. О словаре «Толковый словарь русского языка», впервые изданный в 1930-х годах прошлого века под редакцией Д. Ушакова, и по сей день является одним из самых известных и подробных толковых словарей русского языка. Его популярность можно сравнивать разве что с популярностью словаря Ожегова. Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия. Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей. В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов. Фразеологический словарь русского языка погост И на погосте бывают гости - говорится о похоронах; о покойнике, принесенном на кладбище На погосте жить, всех не оплачешь - видя много горя, бед, уже не можешь все принимать близко к сердцу говорится при невозможности помочь в беде или когда хотят оправдать чье-либо равнодушие О словаре Фразеологический словарь русского языка — лингвистический словарь, содержащий в себе сведения о фразеологизмах русского языка. Фразеологизмы — устойчивые конструкции выражения или словосочетания , играющие большую роль в современном русском языке.

Курганы и погосты

Погосты в Древней Руси представляли собой особые территории, на которых возникали поселения, служащие местом отдыха и временного пребывания для путешествующих торговцев и паломников. Погосты в Древней Руси представляли собой особые территории, на которых возникали поселения, служащие местом отдыха и временного пребывания для путешествующих торговцев и паломников. это в древней Руси называлось так не только кладбище и крупные села на реках, но и центры княжеского правления. О том, что такое погост, точнее, что это слово означало в Киевской Руси, мы выяснили. Погостом на Руси называли административно-территориальную единицу, которая включала в себя несколько поселений и уплачивала подать в княжескую казну.

Урод, прелесть и погост: 6 русских слов, которые на Руси имели совсем иное значение

Патрулировать погост собираются поклонники группы. Они говорят, что у них есть предположения, кто это делает. Мёртвых с погоста не носят (пословица о том, что невозможно возвратить или поправить). прилагательное погостный, -ая, -ое. это жилое подворье князя и его свиты, служившее местом сбора народа, для уплаты дани представителям княжеской власти. Так понятием «погост» уже начали обозначать Храм и земляной надел возле него.

Что такое погосты в истории России?

Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Федерального закона от 22. На общественных кладбищах погребение может осуществляться с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций.

В центральных уездах в документах 15-16 веков погостами в большинстве случаев назывались небольшие поселения с церковью и кладбищем, основными центрами общинной жизни здесь стали частновладельческие села. Как административно-территориальные подразделения, по которым раскладывались некоторые повинности, погосты дольше всего сохранялись в уездах, где было много черных и дворцовых земель. На Севере разделение на погосты официально прекратилось лишь в 1775 году.

В 19 - начале 20 веков слово погост употреблялось в значении сельского прихода, участка пути и особенно часто кладбища. В последнем значении слово погост распространено в устном народном творчестве и художественной литературе. Советская историческая энциклопедия.

Мы не будем повторять, что им хорошо сказано, а прямо перейдем к описанию погостов в древнейших новгородских писцовых книгах. Они дают совершенно достаточный материал для решения вопроса о том, чем были погосты в XV веке, а следовательно, и много времени ранее. Новгородские погосты не создание законодательства, а бытовое явление, а потому в Новгороде XV века они старина. Неволин уже сказал, что погосты были правительственными округами 85. Это совершенно верно. Описание сел и деревень происходит в пределах погостов.

О каждой деревне говорится, что она в таком-то погосте. Так ведется все описание. Например: "В Шегринском погосте вел. А потом: "В Шегринском же погосте вел. А потом опять — "В Шегринском же погосте деревни" и т. Погост есть округ. Но какой? Не судебный, ибо судом погосты тянут к городам. Это хотя и не всегда, но много раз обозначается.

Например: "А в Налючском погосте в Курском присуде", "В демонском присуде в Полоновском погосте", "в Курском присуде в Устьянском погосте", "в Буховском погосте в Ноугороцком присуде" и т. Древняя администрация вся исчерпывалась вопросами суда и повинностей, а потому на долю погостов, как административных округов, остаются одни повинности. В этом смысле о деревнях иногда пишут: "тянут к погосту Спасскому", то есть платежом повинностей. Итак, все села и деревни погоста составляют мелкую податную единицу. Для этого должны быть на месте какие-либо учреждения. В этом предположении Неволин и говорит, что погост, кроме округа, означает еще и главное место такого округа. Это совершенно естественное предположение нашими источниками изображается в его действительных размерах. Древнейшие писцовые книги не содержат никаких указаний на какие-либо правительственные центры в погостах; мы не заметили ни одной погостской избы, на которые есть указания в писцовых книгах позднейшего времени, и никто не указывает таких изб1. Надо думать, что погостская финансовая администрация была сведена до своего минимума; это была самая примитивная деревенская организация.

Мы нашли только одно указание на административный погостский орган. В описании Каргальского погоста Вотской пятины один из своеземцев назван старостой. Думаем, это и есть погостский финансовый орган. Он не крестьянин, арендатор чужой земли, а землевладелец-собственник, хотя и очень небогатый. Призвание его в органы администрации очень понятно: в обжи положены не одни только земли, на которых сидят крестьяне, но и господские. Что указания на старост так редки2, это неудивительно. Писцы описывали хозяйства, а не должности, а при том старосты, по всей вероятности, менялись ежегодно; это, следовательно, признак очень непостоянный и к делу не идущий. И дела, по всей вероятности, у старост было не очень много. Число обеж определяли писцы, а не местные органы.

У местных органов оставался один сбор с раскладкой, а и в этом им могли помогать землевладельцы и сами крестьяне3.

Об этом говорит упоминание смоленской волости Молохвы в сюжете, связанном с ее передачей Витовтом Мстиславлю и последующим возвращением Смоленску, отраженным в привилее Александра Смоленску 1505 г. Кроме того, известно стремление литовских великих князей XV в. О наличии определенной преемственности между административными центрами домонгольского периода и «поздними» погостами свидетельствуют также данные археологии. Очень часто последние имеют отношение либо непосредственно к городищам с древнерусским культурным слоем или к крупным древнерусским селищам, либо обнаружены вблизи от них.

В некоторых случаях известные по источникам позднесредневековые приходские и волостные центры например, Каспля соответствуют пунктам, упомянутым в Уставной грамоте Ростислава Мстиславича. Ряд исторических погостов, известных по средневековым письменным источникам, в первую очередь в Новгородской и Псковской землях, был исследован археологически. В большинстве своем они представляли собой небольшие городища часто городища раннего железного века, вторично использованные в древнерусское время с прилегающими относительно крупными селищами. Таким образом, соответственно, встает вопрос: когда же и в связи с чем происходит переход от погостоврепостиц с прилегающими обширными поселениями к погостам-храмам с кладбищами и немногочисленными жилыми дворами?

Что такое погост?

Погостом на Руси называли административно-территориальную единицу, которая включала в себя несколько поселений и уплачивала подать в княжескую казну. сельский податный округ в Древней Руси - слово, встречающееся в русских летописях ещё в языческие времена. В Южной Руси XI—XII веков погосты-территории именовались вервями[3], в некоторых документах XVII века они именуются приходами[4]. Погост, как церковный центр, объединял несколько окрестных деревень, поэтому приход обычно был довольно многочисленным. Погостом на Руси называли административно-территориальную единицу, которая включала в себя несколько поселений и уплачивала подать в княжескую казну.

Погостник — Хозяин кладбища

Кстати, именно слово «красота» по-польски звучит как «урода». Но из-за своего слишком возвышенного значения слово стало применяться и к людям, близким к Богу, а потом перекочевало на верующих и блаженных, которых стали звать уродивыми. В Средние века среди уродиевых было много людей, не способных работать из-за различных увечий. Больные, хромые, вечно голодные люди в лохмотьях — вот кого стало обозначать слово «уроды». Но тогда таких людей жалели, и слово было положительным. Сейчас же оно приобрело совершенно негативный оттенок. Прелесть Фото: istockphoto.

Оно пошло от слов «лесть» или «прельстить», то есть обмануть кого-то, настроить на неверный путь. В старославянском языке слово и вовсе обозначало «совращение» и употреблялось в церковных текстах, описывающих, как злые духи соблазняют праведников.

В конце XVI века Пелушский погост, вместе с другими погостами края, находился в состоянии хозяйственного упадка, вызванного неудачами правления первого русского царя Ивана IV. Георгиевский Койгушский погост Обонежской пятины Нагорной половины. В писцовой книге 1496 года описан как погост Егорьевский в Койгушах. Описание сохранилось полностью. На севере он граничил с Пелушским погостом, где находился куст деревень Радогощь. На западе территория погоста уходила в пределы современного Тихвинского района, где в верховьях рек Тутоки и Ретеши находились деревни, относящиеся в прошлом к Койгушскому погосту.

На юге территория погоста заканчивалась южнее озёр Пячино и Долгомошье. На востоке погоста находился куст деревень, расположенный на берегах Лидского озера. Из 136 населённых пунктов погоста переписи 1496 года до наших дней сохранились без переименований только Радогощь 1496 и Койгуши 1496. Центр погоста находился у озера Белое, к югу от деревни Койгуши. В 1496 году здесь уже стояла деревянная Георгиевская церковь. В церковный причт входили поп Кирило и дьячок Онцифорко. Кроме земли у погоста священник располагал сенокосом на Ретеше в «пустом Онтоновском селище», где ставилось 20 копён сена. Ондрейка Боярин, Трофимко Казак и другие.

До присоединения новгородских земель к Великому княжеству Московскому всеми землями Койгушского погоста владел новгородский боярин Богдан Есипов. Его доход с данных земель составлял деньгами чуть свыше 9 рублей и продуктовый оброк, составляющий около 500 кг ржи, 22 сыра и 179 горстей льна. Солидный доход также получали волостель и ключник. На момент переписи в деревне на Белом озере проживал «Богдановский человек», там же, по всей видимости, ранее находился приезжий Большой двор боярина Богдана Осипова. На момент описания погоста писцом Юрием Сабуровым в 1496 году в нём не было дворянских поместий, отсутствовали также землевладения новгородских монастырей и церквей. Во второй половине XVI века в Койгушском погосте произошли существенные изменения. Сократилось также население погоста.

Некоторые считают, что он является первым покойником, которого похоронили на этом кладбище, а кто-то,ч то он является олицетворением всех покойников, которые похоронены на нем.

Придерживающиеся последнего верования считают, что он наделён разумом и хранит многие знания не только о загробном мире, но и память всех похороненных из-за чего могут обращаться за помощью. Он защищает кладбище.

Эгрегор как он есть. Тем не менее и опытные маги, и лишь балующиеся новички знают, что искать Царя нужно у самой древней могилы, которая дала начало развитию кладбища. Конечно, Хозяин не сидит на месте и при желании может путешествовать, осматривая свои владения. Но все равно он больше любит старую часть погоста, предпочитая обитать именно в ней. Если хочется найти эту сущность, не стоит сразу устремляться к давно заброшенным могилам.

Дух ценит вежливость, поэтому, оказавшись у врат кладбища, необходимо «постучаться». Следует почтительно поприветствовать владыку и попросить разрешения войти. Если никаких препятствующих знаков нет — деревья не падают, а птицы не пытаются выклевать глаза, можно заходить. Хозяин ждет. Общение с данной сущностью может быть разным. Необходимо просто довериться интуиции — сущность приведет своего гостя прямо к себе. Конечно, сопровождать человека будут незримые Стражи, помогающие Хозяину следить за порядком.

Как правило, Хозяин показывается всегда сам, если сочтёт это необходимым, чаще всего это происходит в процессе выполнения какого-либо ритуала. Просить и умолять о том, чтобы Погостник показался долго не приходится. Вопросы в другом — насколько человек сам готов, увидеть Того, кого он призывает. Подарки: что нести Хозяину кладбища Начинать общение с духом следует с подношений. Хозяин кладбища оценит следующие «сюрпризы»: коньяк, водку, мед, говядину или свинину с кровью, фарш или сукровицу с него, яйца, свежий хлеб, сахар, конфеты, острый красный перец, табак, ваниль, зажженные свечи. Можно смешивать дары. Царю Смерти точно понравится хлебный мякиш, щедро посыпанный сахаром или политый медом.

Обращаясь за помощью, нужно не забыть трижды Хозяину поклониться до земли, а уж потом излагать свою просьбу. Прежде чем войти на территорию его владений, нужно «постучать», мысленно попросить разрешения войти на кладбище. Оставлять подношение нужно на могиле, к которой человека привел Хозяин. При этом рекомендуется сказать: «Дар, владыка, от меня прими, себе на благо, мне на радость». После обращения, можно оставить дары, а уж потом обращаться с вопросами или за помощью. Важное условие — нельзя бояться или пытаться выслужиться перед духом. Он не терпит раболепства и любит смелых и уверенных в себе людей.

Им Хозяин с удовольствием придет на помощь, тогда как над трусами и подлизами может жестоко пошутить. Если подношение делается не на могиле, а просто на кладбище, то оставлять подарки нужно у старого сухого дерева или на распутье. Как правило, с определением места вопросов не возникает. Царь Смерти достаточно открыт и легко идет на контакт, поэтому он подскажет человеку, где лучше положить дары. Необходимо просто прислушиваться к интуиции. Как выглядит Хозяин кладбища Видят владыку погоста далеко не всегда. Гораздо чаще взаимодействие с ним происходит на уровне ощущений, некоторые слышат его голос.

Но есть такой момент — люди часто просто не узнают Хозяина, поскольку он принимает не самые приметные лики. Например, он может стать кошкой, вороном, осой, мухой, муравьем, собакой. Наиболее очевидный для человека образ, в который может воплотиться Царь Смерти, — темный туманный сгусток, двигающийся независимо от направления ветра. Не следует пытаться высмотреть Хозяина: если он захочет, то покажется сам. Нередко сущность дает знак или подсказку во время проведения ритуала. Например, может указать подходящую могилу: зашумит дерево — и колдующий посмотрит в ту сторону, найдя искомое.

Что такое погосты в истории России?

Особым шармом и атмосферой обладают сельские кладбища. Протоптанные тропинки среди могил, покосившиеся оградки, грязь, кресты и поминальные венки — на любого такая гнетущая атмосфера наведёт довольно жуткое настроение. Такие сельские кладбища называют погостами, и суеверные жители предпочитают обходить их стороной. Но каково происхождение слова «погост» и какие у него есть значения? Этимология слова Слово « погост» изначально было образовано из слова « гость».

Если это место было достаточно успешным и многолюдным, на погосте появлялись постоялые дворы для ночевки людей и торговцев, различные развлечения и, конечно же, большие храмы. Рядом с ним как раз и появлялось кладбище. Со временем такие точки торговли могли развиваться или приходить в упадок, но вот кладбище оставалось, поэтому спустя несколько веков погостом уже называли именно его. Погост: история сбора налогов Вторая версия гласит, что княгиня Ольга поделила территорию княжеств на погосты, с которых собирались «уроки» — то есть дань. Термином «погост» в этом случае назывался пункт, где останавливался «погостить» и собрать дань князь со всей своей свитой.

Событие для людей это значимое, поэтому жители со свей округи приезжали посмотреть на князя, а предприимчивые люди организовывали развлечения, ярмарки и небольшие гостиницы.

Они дают совершенно достаточный материал для решения вопроса о том, чем были погосты в XV веке, а следовательно, и много времени ранее. Новгородские погосты не создание законодательства, а бытовое явление, а потому в Новгороде XV века они старина. Неволин уже сказал, что погосты были правительственными округами 85. Это совершенно верно. Описание сел и деревень происходит в пределах погостов. О каждой деревне говорится, что она в таком-то погосте. Так ведется все описание. Например: "В Шегринском погосте вел.

А потом: "В Шегринском же погосте вел. А потом опять — "В Шегринском же погосте деревни" и т. Погост есть округ. Но какой? Не судебный, ибо судом погосты тянут к городам. Это хотя и не всегда, но много раз обозначается. Например: "А в Налючском погосте в Курском присуде", "В демонском присуде в Полоновском погосте", "в Курском присуде в Устьянском погосте", "в Буховском погосте в Ноугороцком присуде" и т. Древняя администрация вся исчерпывалась вопросами суда и повинностей, а потому на долю погостов, как административных округов, остаются одни повинности. В этом смысле о деревнях иногда пишут: "тянут к погосту Спасскому", то есть платежом повинностей.

Итак, все села и деревни погоста составляют мелкую податную единицу. Для этого должны быть на месте какие-либо учреждения. В этом предположении Неволин и говорит, что погост, кроме округа, означает еще и главное место такого округа. Это совершенно естественное предположение нашими источниками изображается в его действительных размерах. Древнейшие писцовые книги не содержат никаких указаний на какие-либо правительственные центры в погостах; мы не заметили ни одной погостской избы, на которые есть указания в писцовых книгах позднейшего времени, и никто не указывает таких изб1. Надо думать, что погостская финансовая администрация была сведена до своего минимума; это была самая примитивная деревенская организация. Мы нашли только одно указание на административный погостский орган. В описании Каргальского погоста Вотской пятины один из своеземцев назван старостой. Думаем, это и есть погостский финансовый орган.

Он не крестьянин, арендатор чужой земли, а землевладелец-собственник, хотя и очень небогатый. Призвание его в органы администрации очень понятно: в обжи положены не одни только земли, на которых сидят крестьяне, но и господские. Что указания на старост так редки2, это неудивительно. Писцы описывали хозяйства, а не должности, а при том старосты, по всей вероятности, менялись ежегодно; это, следовательно, признак очень непостоянный и к делу не идущий. И дела, по всей вероятности, у старост было не очень много. Число обеж определяли писцы, а не местные органы. У местных органов оставался один сбор с раскладкой, а и в этом им могли помогать землевладельцы и сами крестьяне3. Но погост, кроме округа, означал еще и место.

Также отказались от сожжения умерших, взамен на вершине кургана разжигали костёр, в котором сгорало то, что осталось после поминовения усопших тризны. Кое-где в виде отголоска древности до сих пор встречается обычай посыпать могилу пеплом. О погостах Употребление слова «погост» в значении «кладбище» сформировалось на протяжении нескольких последних веков. Раньше погостом называли постоялый двор, место временного ночлега. На таких погостах останавливались ратники, сборщики податей, иной служилый люд. Размещались такие погосты на расстоянии одного-двух дней конного пути друг от друга. Рядом с ними периодически проводились местные ярмарки, на которые приезжали из близлежащих селений, чтобы продать или купить различные товары. Так что слово «погост» является однокоренным с древнеславянским «гостьба» торговля. Рядом с такими постоялыми дворами ставилась небольшие церкви, где можно было поставить свечку за здравие, хорошую торговлю. При церкви возникало кладбище, чтобы можно было похоронить умершего проезжего или местного по православному обряду.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий