Свадебный каравай – это одна из немногих древних свадебных традиций, которая практически не претерпела изменений и поныне остается актуальной на торжествах. Относительно традиции встречи молодоженов свадебным караваем даются следующие советы. Свадебный каравай пекла брату на свадьбу, отлично вышло правда хлебопечки у меня тогда не было так что ручками месила! Узнайте все традиции связанные с вручением и встречей с караваем на свадьбе, а также особенности процесса организации торжества со свадебным караваем.
Все про свадебный каравай
Как символ свадьбы каравай характерен для русских, украинских и белорусских традиций, тогда как у западных славян такие функции разделили между собой разные изделия. Что означает каравай на свадьбе? Евгений Леонов на связи и сегодня в этой статье я хотел поговорить с вами о такой интересной и символичной свадебной традиции, как свадебный каравай. Каравай на свадьбе – значение, традиции и рецепт от YesYes. Свадебный каравай – неотъемлемая часть празднования среди людей соблюдающих все традиции.
В чем заключается магия свадебного каравая
Хлеб могли украшать изображения Мирового дерева, птичек и животных Украшение хлеба цветами и колосьями из теста сулило молодым достаток и изобилие, листья мяты и веточки калины — любовь и прибавление в семье, ну, а верность и преданность молодоженов должна была обеспечить пара лебедей или сплетенных колец. Каравай на свадьбу Готовый каравай как символ счастья и изобилия клали на расшитое полотенце — рушник, орнамент на котором также имел свое сакральное значение. Каравай примите — золотой рубль положите! Если приготовление ритуального хлеба считалось первым этапом многодневного свадебного обряда, то одаривание караваем было его логическим завершением. Между этими двумя этапами каравай держали в кладовке и берегли как зеницу ока. Делить многослойный каравай в красном углу избы обязан был крёстный отец невесты или жениха или сами молодожены. Традиционно молодым доставалась верхняя часть, гостям — средняя, а свадебным музыкантам — самый низ, так как в нем часто запекали монеты. Считалось, что, надаривая гостей кусочками каравая, молодожены делятся с близкими своим счастьем, а те, в свою очередь, обязаны были отблагодарить жениха и невесту подарками и добрыми словами.
Интересно, что молодожены не должны были есть свою часть каравая: ее заворачивали в полотенце, на котором молодые стояли во время венчания в храме, и засушивали. С помощь свадебного каравая также гадали о том, какой будет жизнь молодых: если каравай удался высокий да румяный — судьба их будет хорошей, а если развалился или треснул — жди беды. В наши дни этот сложный обычай значительно упростился, и современные молодые предпочитают заказывать пирог у кондитеров.
Если придерживаться традиций, то принято использовать элементы растительности: листья, цветы, колосья. Желательно, чтобы растение присутствовало и в помещении, где каравай выпекается. Это может быть веточка калины - символ любви и плодородия.
Также изготавливаются караваи, украшенные сердцами, лебедями, необычными узорами. Есть свадебные караваи - настоящие произведения искусства. Их форма остается прежней - круг, но вот украшения просто поражают своей необычностью. Виды свадебных караваев едины по форме, но разнятся своим оформлением. Что означают украшения Не думайте, что на торжественном хлебном символе может быть любой знак. У каждого из них есть свое толкование: Косичка, которая есть практически на каждом свадебном каравае, означает готовность невесты выйти замуж.
Украшают ею края праздничного хлеба. Колосок пшеницы - символ богатства и плодородия. Лебеди - олицетворение верности. Голуби обозначают жениха и невесты. Розочка - символ красоты невесты. Приметы и традиции Традиции у свадебного каравая также имеются: Печь каравай могла только замужняя женщина, ни в коем случае не разведенная и не вдова.
Если у нее и имелись помощницы, то общее число людей на кухне не должно было быть четным. Выпекать каравай было принято за день до свадьбы, как правило, это была суббота. Перед началом работы кулинарка должна была умыться, тщательно вымыть руки и надеть нательный крестик. Как только женщина формировала из теста каравай, в печь его поставить мог только ее муж или другой женатый мужчина. Как только каравай достигал своей готовности, его доставали из печи и накрывали чистым рушником. Не принято было показывать сдобу кому-либо до торжественного момента.
Свадебный каравай вручают молодоженам после официального заключения брака или венчания. Караваем молодоженов встречает свекор со свекровью, произнося слова благословения и напутствия. После этого новые супруги должны отломить или откусить по куску, посолить и накормить друг друга.
Сегодня торжества чаще всего проводятся в кафе или ресторане, поэтому встречают молодую семью после регистрации брака или венчания с караваем на пороге заведения. Что должны сделать молодые Во время обряда, по обычаю, определяется глава новой семьи. Жених и невеста по очереди откусывают от каравая с разных сторон. Кто откусит кусок побольше, тот и будет хозяином в доме. А кто-нибудь из близких родственников в этот момент, дабы развеселить гостей и новобрачных, шутит, что тот, кто откусил больше, тот более жадный. Затем молодожены отламывают по кусочку от каравая, обмакивают в соль и угощают друг друга. Причем посолить хлеб нужно от души, чтобы в семейной жизни супруги больше ничем не насолили друг другу. После этого новобрачные запивают хлеб вином, а бокалы разбивают о землю. По количеству и размеру осколков определяется счастье молодой семьи. После отцовского благословения молодые целуют икону в знак принятия христианских заветов. В завершение обряда молодожены благодарят и целуют родителей. Как угощают караваем после встречи молодых После обряда встречи молодоженов каравай передают крестным родителям пары. Именно они угощают всех гостей свадебным хлебом и предлагают взять "кусочек счастья" с собой для родственников, которые не присутствуют на торжестве. Проявлением неуважения и темных замыслов считается отказ гостя от кусочка каравая. В некоторых районах каравай условно разделялся на три части: верхушку отдавали новобрачным, среднюю часть развали гостям, а низ был угощением для музыкантов. Украшения в виде косичек, птиц или колосьев раздавались незамужним девушкам. Однако не все молодожены желали делиться семейным счастьем. В этом случае после обряда они не предлагали хлеб гостям, а заворачивали его в рушник и по кусочку съедали каждый день дома, считая, что так их молодая семья будет более крепкой. Также существует традиция высушивания кусочка свадебного каравая и сохранения его как талисмана.
Интересно, но на свадьбу в Древней Руси было принято выпекать несладкие пироги, начинка была преимущественно мясной. А вот в азиатских и европейских странах гостей угощали сладкими пирогами. Первые фигурки жениха и невесты изготавливали из глины еще в языческие времена, потом их начали делать съедобными. Долгое время свадебный торт разрезали не сами молодожены, как это делается сейчас, а замужняя женщина с несколькими детьми, примерная домохозяйка из рода жениха. Считалось, что она вкладывает положительную энергетику в сам процесс и жизнь молодоженов тоже будет очень хорошей. Многоярусные торты, так любимые многими молодоженами, появились только в 19 столетии. До сих пор не ясно, кому же принадлежит первенство в изготовлении такого сладкого шедевра: кто-то склоняется к мысли, что это были англичане, другие люди отстаивают позицию, что это были венские кулинары. В любом случае, начало было положено. В 20 столетии свадебные торты перестали быть традиционно круглыми и пирамидальными: появилось изобилие различных форм. Наиболее востребованный вид угощения, когда каждый ярус укладывается на отдельную подставку. Выносят торт в кульминационный момент свадебного вечера : кстати, можно немного схитрить и разрезать все ярусы, кроме верхнего, на кусочки незадолго до подачи - и молодоженам мороки меньше, и нет вероятности измазать свадебный наряд , стараясь разрезать это кремовое великолепие на части. Лучший верхний ярус, богато украшенный, может остаться целым - он полагается жениху и невесте. Свадьба во все времена была важнейшим событием в жизни каждого человека, событием, с которым связывается множество обычаев, традиций, примет. Многие из этих примет и обычаев связаны с таким атрибутом праздника, как свадебный каравай — богато украшенный ритуальный хлеб, который издавна печется для молодых. Какова же роль каравая в традиционной свадебной церемонии? Всему голова Невозможно переоценить значение хлеба в культуре. Сегодня свежие булочки и буханки без труда можно купить в любом магазине, а в прежние времена царил настоящий культ хлеба. Этот продукт — результат труда множества людей — был по-настоящему священным, и относились к нему уважительно, с почтением. В тяжелые времена хлеб становился драгоценен, именно он считался главным продуктов питания, именно о том, чтобы обеспечить семью хлебом, в первую очередь беспокоились главы семейств. В наше время отношение к хлебу несколько изменилось. Диетологи объявили этот продукт одним из главных «виновников» лишнего веса. Рекомендации ограничить употребление изделий из муки широко распространились, и многие, мечтая о красивой фигуре, стали отказываться от хлеба. Однако хлеб не утратил своего сакрального значения. И по сей день живы разнообразные приметы, связанные с хлебными изделиями. Например, считается, что хлеб нельзя выбрасывать, лепешки недопустимо класть на стол «вверх ногами», а хлебные крошки можно сметать со стола исключительно в подставленную ладонь, но никак не прямо на пол. В качестве ритуального блюда хлеб тоже продолжает использоваться до сих пор. Пасхальные куличи и булки в виде колосьев, фруктовый рождественский хлеб и свадебный каравай — это больше, чем хлебные изделия. Это настоящие символы важных событий и великих праздников, обязательные части различных обрядов. Такие хлеба всегда изысканно украшались, причем в качестве украшений использовалась специальная символика. Каждая завитушка на обрядовом хлебе имеет свое значение, каждый элемент декора призван задобрить высшие силы, попросить у них те или иные блага, засвидетельствовать почтение. Особенности каравая на свадьбу Обычай готовить на свадьбу ритуальный хлеб был характерен еще для древнеегипетской культуры. Со временем традиция перешла к грекам и римлянам, а после распространилась по всему миру. Прообразы свадебных караваев есть у разных народов. Обычно хлеб готовили круглой формы и искусно украшали. Приготовление каравая было весьма ответственной процедурой, в которой обязательно участвовали жрецы. Мука мололась на специальных жерновах, а в приготовлении теста могли участвовать лишь счастливые в замужестве женщины, имеющие детей. Считалось, что они таким образом делились с молодыми своим семейным счастьем. Приготовление обрядового хлеба сопровождалось песнями и танцами, молитвами и заговорами. А сажать в печь свадебный каравай обязательно должен был женатый мужчина. Особое внимание уделялось декору хлеба. Кольца символизировали брак, пара лебедей — верность, колосья — достаток, веточки калины — любовь и многодетность. Чем пышнее получался каравай, тем более счастливую жизнь сулил он молодоженам. Обрядовый хлеб выносили на расшитом полотенце — рушнике. Крестный отец жениха или невесты одаривал караваем сначала молодоженов им полагалась верхушка хлеба , а затем и гостей. Нижняя часть каравая, в которую часто запекались монетки «на счастье» доставалась музыкантам на свадьбе. Таким образом молодожены символически делились своим счастьем с гостями, гости же в ответ преподносили молодым подарки. Свадебный каравай сегодня В наше время свадебный каравай остается обязательным атрибутом традиционного свадебного торжества. Большинство ритуалов по приготовлению обрядового хлеба уже не соблюдается, да и старинные рецепты караваев уже утеряны. Обычно караваи пекутся на заказ: естественно, молодожены вряд ли могут проконтролировать, кто замешивает тесто для их ритуального хлеба — счастливая в семейной жизни женщина или бездушная машина. При желании можно приготовить каравай самостоятельно, учитывая все старинные правила выпечки этого ритуального хлеба. Многие верят в то, что тесто сохраняет энергетику человека, которые это тесто замешивает. И хотя доказать это невозможно, есть вероятность, что приготовленный любящими руками каравай действительно принесет молодой семье счастье. Традиционно с караваем родители жениха встречали невесту на пороге своего дома. Сегодня этот обычай не всегда кажется уместным. Во-первых, современные мужчины чаще приводят молодых жен в свой дом, чем в родительский. Во-вторых, церемония встречи невесты в подъезде многоквартирного дома весьма сомнительна как с точки зрения удобства, так и с точки зрения эстетики. Если же родители жениха проживают в частном доме, встреча молодых с хлебом-солью станет красивой деталью свадебного торжества.
Все про свадебный каравай
Мои молодожёны за современную программу и традиции, но от каравая ни кто не отказывается. Встреча молодых с караваем на свадьбе: кто должен держать свадебный хлеб, соль и икону, какие слова говорят родители мол еще 1 видео еще 5 фото. В лучших традициях свадьбы, после торжественной росписи, новобрачных должны встретить родители жениха с караваем (хлебом-солью). Если вы закажете каравай на свадьбу, то можете последовать еще одной традиции, согласно которой молодожены должны забрать хлеб с собой домой и съесть его до последней крошки.
Свадебный каравай: кто его должен выносить и как "зашифровать" в нем пожелания молодым
Но, в отличие от каравая, он появился на наших свадьбах сравнительно недавно и принес с собой некоторые традиции Европы. Свадебный каравай – это одна из немногих древних свадебных традиций, которая практически не претерпела изменений и поныне остается актуальной на торжествах. Если вы закажете каравай на свадьбу, то можете последовать еще одной традиции, согласно которой молодожены должны забрать хлеб с собой домой и съесть его до последней крошки. Каравай на свадьбе является неотъемлемой частью обрядов и занимает почетное место на столе.
Свадебный каравай: рецепты, украшение, приметы и традиции
Интересно, что караваи, согласно обычаю, женщины выпекают не у себя дома, а у соседей, цыган или русских. В день свадьбы семья жениха сначала выкупает за символическую сумму караваи из того дома, где их выпекали. Затем их вручают свидетелям молодых, а самих молодоженов соединяют белым рушником и под песни ведут в дом невесты. За ними, держась за рушник, идут гости только неженатые. После праздника свадебный каравай жениха, как символ будущего счастья и достатка, остается в новоиспеченной семье, а невеста отдает свой родителям.
Рушник, на котором подают каравай молодым, также таит в себе немало интересного.
Вышивка на рушнике идет в три ряда, в первом ряду используются растительные мотивы — символ преемственности поколений, второй ряд — пожелания молодым: яркие петушки, которые символизируют счастье и здоровье, розы для вечной любви. Третий ряд служит оберегом для молодоженов. В этом качестве выступает корона, как просьба о Божьем благословлении брака. В настоящее время рушнику не придают особого значения.
Рушник под свадебный каравай Рушник — это длинное полотенце, на котором мать жениха держит каравай при встрече молодоженов.
Эта деталь свадебного обряда так же как и каравай имеет очень важное значение. Какое-нибудь полотенце для этого не подойдет. Тут значима каждая мелочь. Самой большой удачей будет полученный рушник от предков, у которых была гладкая, счастливая семейная жизнь. Нельзя вышивать соловья и кукушку, это символы холостых ребят и девчат.
Птицы, вышитые в разные стороны — к разводу. В середине вышивки быть не должно, это «Божье место». Вышитые слова «Хлеб да соль» символизируют богатство и согласие. Рушник должен быть из одного куска ткани, сшитые части рушника — к скорой смерти одного из молодых супругов. Если на рушнике имеется символичное значение молодых, пара колец или пара петухов, и пр.
Вышитые свадебные кольца не должны быть замкнуты. Нитки для вышивки должны быть натуральные, искусственные нитки — и искусственной жизни. Вышивать нужно начинать в четверг, прочтя молитву. Закончить работу нужно теми же иголками, что и начатыми. Сменить иголку — дурной знак.
Иголки, купленные в понедельник принесут удачу. Их должно быть ровно по цветам ниток для вышивки. При вышивке сидеть спиной к окну нельзя. После свадьбы рушник хранят дома, брать рушники напрокат нельзя. Хорошо было бы расстелить рушник на траву в полнолуние под яркими звездами, а потом высушить его на солнышке.
Считается, что звезды передадут свою яркость. Луна олицетворяет плодовитость. Солнышко подарит свет и богатство. Затем свадебный рушник скручивают в трубочку, и хранят в таком виде. По приметам, разная нечисть и беды будут только кругами ходить, а внутрь семьи не сунутся.
Сегодня, при нашей бурной жизни, вряд ли кто-то из невест собственноручно занимается вышивкой рушника на свадьбу. Но, покупая готовое изделие, или заказывая его, можно обратить внимание на целостность полотна, орнамент, нитки. Если подумать, то ведь и в браке важна каждая деталь. Большое — оно, как известно, состоит из мелочей. Декор свадебного каравая Обычно на Руси недолго мудрили с украшениями на каравай, главным был сам обрядовый хлеб.
Украшали цветами или косичками из теста, добавляли гроздья калины красной. Калина всегда считалась символом любви, плодовитости. И все же каждый рисунок имеет свое символическое значение, потому что потом, при делении каравая, все его украшения доставались молодым незамужним девушкам на удачу в поисках суженого.
Процесс выпекания свадебного каравая тоже проходил в строгом согласии с ритуалами. Тесто должна была замешивать женщина, счастливо вышедшая замуж и родившая множество детей. При замешивании она обязательно должна была читать «Отче наш» и «Богородицу». В печь каравай должен сажать уже мужчина. Причем тот, кому доверили эту ответственную обязанность, тоже должен быть человеком семейным и тоже должен читать молитвы. Когда уже готовый каравай подносят молодым, жених и невеста должны откусить от него по куску. Чей кусок будет больше — тот и будет в доме хозяином.
Затем свадебный каравай режется на части.
Что символизирует каравай на свадьбе: традиции и современность
Имеется другое, не упоминаемое ни у Н. Никольского, ни в «Славянских древностях», — «щёточки». С дерева отрезали сучки и месили тесто специально. Яго раскатывали бутылкой и на эты вырезки, и на веточки накручивали. По-другому — веточки, окрученные тестом, и щеточки — не одно и то же: «Каравай украшают. Сучок от крыжовника обматывают тестом и ставят посередине, получается елочка. Общее в технологии изготовления того и другого украшения каравая одно: в том и другом случае используется тонкая полоска из теста, нарезанная по краю: «веточку от березы втыкают с сучочками.
Из тонко раскатанного теста делают ленту, разрезают, как бахрому. И веточку, и сучочки на ней обкручивают. По-видимому, «щёточки» не веточки из наших описаний и «шишечки» — одно и то же. Как и шишечки, они располагаются по кругу по краю свадебного каравая [см. Свадебный каравай. Из собственно каравайных, судя по материалам ФА ПсковГУ, сохранились песни двух сюжетов: о подготовке топлива для печения каравая «Стояла сосна тридцать лет» и о богатом составе каравая «А я знаю, знаю, что в нашем караваю».
О них уже шла речь выше. Из других, не собственно каравайных, свадебных песен — песни на тему резкой перемены в жизни девушки-невесты. Одна из них — песня о саде, который сажает невеста, и, расставаясь с родной семьей, наказывает матери его поливать «По горы Танюшка шла, по лугу сад садила». Как свидетельствуют материалы ФА ПсковГУ, эта распространенная в Усвятском, Невельском, на юге Пустошкинского района песня на протяжении свадебного действа звучала неоднократно в разные сходные по эмоциональному настрою моменты, например, на вечеринке девичнике или когда родные молодой уезжают домой, оставляя ее одну в доме мужа. Но, по-видимому, в сугубо локальной традиции она закрепилась как каравайная. Одна из них, П.
Кравцова из д. Кивалы, включает песню «По горы Любушка шла» в ряд каравайных: «Когда пекут каравай, поют каравайные песни. Другая, Т. Голубева из д. А не вдастся твое житье, Ты сама его польёшь, То водой, то слезами горючими! При этом, комментируя другую песню, исполнявшуюся при изготовлении каравая, Т.
Голубева находит нужным указать, что эта, другая, песня пелась не только во время каравайного обряда: «Играли песню, когда каравай пекли, и в день свадьбы: «Выплету уплёты с русых кос, Повешаю уплёты на клети, Мамка пойдет в клеть, узглядить. А с клети пойдет, заплачет: «Вот где моя дитятка гуляла, Шелковые ленточки роняла! Процесс печения каравая. Надо, чтоб печка была негорячая: то откроешь заслонку, то закроешь, чтоб не сгорел. Через час тянут, мажут яйцом, медом и опять на полчаса в печку. Потом вынимают и прибирают до наделяшек»; «За ним все время смотрят, чтобы он не подгорел.
В народном сознании процесс печения каравая и его результаты программируют судьбу брака и жизненную судьбу молодых: «калi каравай паколецца, то маладыя хутко разыдуцца. Цi адно зь их памрэ» [10, с. Мы пекли. Лидке Боладыченко. Вот там жила. Пекли у печки, и делали, месили, девки каравай делали.
И, милые, вытянули, а он расщепившись! Вот и примета: жизни не будет, расщепится». Существует поверье о якобы существующей связи между качеством свадебного хлеба, магически обеспеченного благополучным течением процесса его изготовления, с одной стороны, и наличием сексуального влечения и репродуктивных способностей у новобрачных, с другой. Замечательная песельница из д. Хоть ржаные, хоть пшеничные. А скоту давали, чтобы скотина сразу покрывалась, ну, обсеменялась, чтобы много раз не водить» [26].
На вопрос, почему девкам нельзя давать свадебные кокоры, С. Троянова ответила, что отведавшая такой кокоры «родит в девках». Соответственно нежелательное вмешательство, нарушающее правильность процесса печения и в результате целостность свадебного хлеба, неизбежно приводит к противоположному результату — непреодолимому сексуальному отвращению и, как следствие, невозможности продуктивного брака. Они очень любили друг друга. А соседка ее, Марфа, почему-то очень не хотела, чтобы он на той Наде женился. Все говорила мне: «Все равно жить не будут!
А тетка Марфа пришла, заглянула в печь и, знаете тоном знатока говорит: «Надо огонь разжечь! И ушла. А у меня заслонка так и отвалилась. Посмотрела я, а хлеб так даже раскололся! Я перед ними поставила тот самый хлеб, который тетка Марфа помогала мне выпекать. И что вы думаете?
А пекари-каравайницы, владеющие уникальным мастерством выпечки, - большая редкость. Одна из них, пекарь 5-го разряда минского хлебозавода N 6 Нина Василевская, поделилась с нашим корреспондентом некоторыми своими секретами. Печет караваи Нина Антоновна более 25 лет. Говорит, началось все с нескольких заказов на свадьбы. Потом желающих стало так много, что хлебозавод добавил изделие в ассортимент.
Теперь пекут от небольшого каравая на семейное торжество до огромного и многоярусного на Дожинки. Столь креативной выпечкой на хлебозаводе занимается лишь она: дело уж больно тонкое. Она у меня на все руки мастерица. И рисовала, и вышивала, и пекла... Время после войны было непростое, - вспоминает Нина Василевская.
Мы жили в деревне, чего говорить, даже автолавка не всегда приезжала. Но у нас благодаря маме на столе всегда были вкусные слойки, булочки, коржики... Нина Антоновна легко может выпечь каравай весом до пяти-десяти килограммов, в два, а то и пять ярусов Полученные в семье знания пекарь отточила в училище пищевиков. Поступить туда Нине Василевской посоветовала старшая сестра, которая разглядела в ней пекарский потенциал. После окончания учебы попала по распределению на хлебозавод N 3.
Поначалу трудилась в пряничном цехе, затем освоила все процессы и стала тестомесом. Работа находилась далеко от дома. Чтобы больше времени уделять детям, пришлось перейти преподавателем в колледж хлебопечения.
По словам ставропольца, корни этой традиции уходят в те времена, когда цыганский народ перекочевал на территорию Закарпатья, Молдавии, Румынии. Хлебных рогаток на свадьбу делают несколько, две главных вручают жениху и невесте. Эти ветки обязательно должны быть трехглавыми — как символ мужа, жены и будущего ребенка. Красный цвет костра почитается у нас, как знак жизни, вечности, молодости, добра и тепла. Индийские корни у цыган также в элементах одежды, например, длинные юбки, в приверженности к суевериям и гаданиям. Многие слова в цыганском языке заимствованы из индийского.
От некоторых молодожены отказываются вовсе. Но встреча и благословение караваем молодых — по-прежнему остается одной из самых важных и почитаемых. Сохраняя традиции «Солнце в день свадьбы сходит с небес и берет под свое покровительство новую семью», — говорили про каравай. Пекли каравай специально обученные женщины — каравайницы. Считалось, что чем больше каравай, тем больше радостей он сулит в жизни молодоженов. Наличие на свадьбе каравая было обязательным, а место на торжестве почетным. Символ плодородия, богатства и семейного счастья, его нужно готовить с душой и беречь от людского сглаза и зависти. Именно поэтому каравай на Руси прятали под рушник.
Каравай на свадьбу
Деление каравая является духовным обрядом, поэтому и эту процедуру должны выполнять люди, имеющие духовное родство с женихом и невестой. Такими людьми являются крестные родители. Как свидетельствуют свадебные приметы , каравай должен быть разделен между всеми участниками великого торжества. Уйти домой, не отведав каравая, считалось все равно, что вообще не посетить это великое торжество молодой семьи. По традиции полученный на свадебном торжестве кусочек каравая следует принести домой и разделить между членами семьи, которые не присутствовали на свадьбе. Считается, что свадебный каравай обладает огромной силой, поэтому часто его использовали в качестве некого амулета.
Например, его брали с собой, отправляясь в дальнюю дорогу, чтобы обезопасить себя от напастей. Для того, чтобы молодожены всегда любили друг друга и в их доме не случилось измен, необходимо было наговорить на хлеб и соль специальный заговор. После этого его подавали на свадебный стол молодожёнов. Заговор звучит так: «Как хлеб-соль люди любят, так чтобы муж жену любил. Как соль нельзя сахаром заменить, так мужу жене нельзя изменить ни с темною, ни со светлою, ни с полною, ни с худою, ни с умною, ни с глупою, ни с любой другой рабой.
Как хлеб-соль любят люди, так чтобы жена любила мужа. Как соль нельзя сахаром заменить, так жене мужу нельзя изменить ни с темным, ни со светлым, ни с полным, ни с худым, ни с умным, ни с глупым, ни с любым другим рабом. После того, как молодые разрезают свадебный каравай или торт, принято проводить несложный, но важный свадебный обряд с фатой невесты: Мать жениха должна снять с невестки фату и повязать ей косынку.
Новобрачным важно соблюсти момент отламывания от каравая по куску. Это святой предмет, кусать который будет грубым кощунством и грехом. В конце обряда новобрачные выпивают по глотку шампанского, а затем выливают за спину остатки, чтобы завершить данный ритуал. Считается, что тот из молодых, кто отломит больший кусок от хлеба-соли, будет главой семейства. Данный, казалось бы, простой старинный ритуал требует тщательных предварительных приготовлений в короткий промежуток времени, пока виновники торжества добираются до места свадебного банкета. Чтобы не упасть лицом в грязь, важно узнать заранее, что необходимо делать каждому герою сценария, какие слова произнести. Более подробно это рассмотрим далее.
Предварительно гостей необходимо подготовить, вручив им в руки предметы для осыпания молодоженов: различные монеты, конфеты, рис или пшеницу, лепестки роз. Далее всех приглашенных организованно выстраивают по обе стороны у входа в заведение живой коридор для торжественной встречи жениха с невестой. Важно, чтобы ритуал осыпания молодых проходил не слишком интенсивно, чтобы не травмировать только что родившуюся супружескую пару монетами, не испортить их внешний вид. Необходимо объяснить гостям, что они должны посыпать молодоженов в ноги, как бы устилая молодым жизненный путь богатством, благополучием, счастьем. Все организационные моменты данной традиции должен выполнять тамада. Здесь уже их радушно встречают родные родители вместе с хлебом-солью. По сложившимся традициям, каравай держит мама жениха, но не голыми руками, а на красиво расшитом рушнике. Однако современное проведение свадьбы немного отступает от старых обычаев, и каравай может держать мама невесты.
В них переплетаются цыганский и украинский языки.
По словам ставропольца, корни этой традиции уходят в те времена, когда цыганский народ перекочевал на территорию Закарпатья, Молдавии, Румынии. Хлебных рогаток на свадьбу делают несколько, две главных вручают жениху и невесте. Эти ветки обязательно должны быть трехглавыми — как символ мужа, жены и будущего ребенка. Красный цвет костра почитается у нас, как знак жизни, вечности, молодости, добра и тепла. Индийские корни у цыган также в элементах одежды, например, длинные юбки, в приверженности к суевериям и гаданиям.
Данный атрибут ни в коем случае нельзя продавать, подобно свадебному торту. Испокон веков хлеб считался святым символом, кормить которым необходимо без корысти, с чистой душой и сердцем. Поэтому молодые обходят банкетный стол, угощая каждого приглашенного гостя щедрым куском каравая. Во время угощения гости должны произнести благодарственную речь, искренне поздравить жениха и невесту с рождением их семьи. В современной версии свадебного торжества молодожены, как правило, остаются на своих местах, а тамада с подносом и сундуком обходит всех гостей.
Поднос — для раздачи вкусного каравая, а сундук — для сбора даров, которые преподносят люди, собравшиеся по такому случаю. Подготовиться к этому волнительному моменту лучше всего заранее, выучив несколько традиционных слов, которые обычно говорятся в таком случае. Для каждого родителя, согласно данной традиции, существует определенная благословительная речь, ознакомиться с которой вы сможете далее. Это просто должна быть речь, которая служит напутствием на счастливую семейную жизнь. Пожелайте своим детям добрых и чистых отношений, светлого совместного жизненного пути. Одарите их своим теплом и благословением, пусть молодожены почувствуют вашу любовь, поддержку в такой важный для них момент. Пример смотрите на фото ниже. Если каравай держит свекровь, то слова произносит она. Речь может быть в произвольной форме, например: «Дорогие наши дети! Примите со всей душой каравай, который мы подготовили, как символ благословения на долгую и счастливую семейную жизнь.
Свадебный каравай: рецепты, украшение, приметы и традиции
Интересно, что караваи, согласно обычаю, женщины выпекают не у себя дома, а у соседей, цыган или русских. В день свадьбы семья жениха сначала выкупает за символическую сумму караваи из того дома, где их выпекали. Затем их вручают свидетелям молодых, а самих молодоженов соединяют белым рушником и под песни ведут в дом невесты. За ними, держась за рушник, идут гости только неженатые.
После праздника свадебный каравай жениха, как символ будущего счастья и достатка, остается в новоиспеченной семье, а невеста отдает свой родителям.
Именно поэтому ритуальное угощение делали круглым — как дань богу солнца О происхождении слова «каравай» спорят до сих пор. Одна версия гласит о восточных корнях: якобы в Индии караваями называли любые хлебобулочные изделия с тмином.
Более убедительным кажется мнение, что «каравай» — соединение двух слов: «корова» и «ай». Коровами во многих славянских диалектах называли невест, «ай» — символ быка и мужчины. А раз так, каравай символизирует плодовитость и единство двух противоположностей — мужского и женского начал. На счастье молодых Фото: Legion-media Каравай считали сильнейшим оберегом для новой семьи.
Люди верили: чем пышнее свадебный хлеб — тем счастливее и богаче будут молодожены. Иногда обрядовый каравай извлекали из печи, частично разбирая кладку, настолько он получался огромным. Готовили праздничный хлеб по особым правилам.
Родители говорят фразу «совет да любовь», жених и невеста в ответ кланяются в знак уважения, после чего начинается обряд со свадебным хлебом.
Для ритуала с караваем понадобится солонка с солью, которую помещают в середину выпечки, бокалы с вином или шампанским, расшитый рушник, на котором будет преподнесен каравай. Каравайный ритуал предполагает откусывание пирога для определения будущего хозяина в семье. Чей кусок окажется больше, тот и возглавит молодую семью. Кусок каравая необходимо подсолить и съесть, после чего новобрачным предлагают испить вина или шампанского.
В древности верили, что те, кто вместе вкусили хлеб и соль, не могут жить несчастно. Пустые бокалы молодожены должны разбить о землю. Если жених и невеста верующие, их благословляют иконой, которую они должны поцеловать. В конце свадебного обряда с караваем жениху и невесте необходимо поблагодарить и поцеловать родителей.
Когда солдат уходил на войну, его заворачивали в тряпицу и он защищал мужчину от пуль и всяких бед. Кто должен встречать молодых с караваем По традиции, обрядовый хлеб держит мать жениха во время встречи молодых, после того как их брак был официально зарегистрирован. Много лет назад после свадьбы невеста должна была переходить жить в дом мужа и свекровь встречала молодую жену своего сына хлебом да солью. В наши дни новая семья чаще всего после свадьбы переезжает в отдельное жильё, поэтому родители встречают их у входа в банкетный зал, в котором состоится праздничное застолье.
Кроме свадебного каравая, родители держат образ Спасителя, которым благословляют молодую семью. Мама жениха свекровь , согласно старинному обычаю, говорит напутственные слова жениху и невесте. Они могут быть как в стихах, так и в прозе, вот например: Дорогие дети! День вашего бракосочетания — это солнечный миг в вашей жизни.
Мы от всей души желаем, чтобы вы были счастливы вместе. А в знак родительского благословления примите этот каравай. Он служит символом любви и достатка, а соль на нём — это предупреждение о том, что в семейной жизни не всё бывает сладко. Чтобы преодолеть все трудности на своём пути угоститесь караваем, пусть тепло, которое он хранит в себе, навсегда останется в ваших сердцах.
Пусть в вашем доме всегда будет уютно, будет он наполнен любовью, достатком, детским смехом и добрыми друзьями. Совет вам, да любовь!