Правоохранители задержали похитителей иконы Иверской Богоматери из монастыря на Валдае. Иверская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых чудотворных святынь Первопрестольной столицы нашей, да не только столицы — всей Святой Руси — восходит к тем первоначальным изображениям Пресвятой Девы, которые, по преданию. учитель покаяния». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Иверский монастырь, где совершил молебен в соборном храме обители и поклонился Иверской иконе Божией Матери в Иверской часовне.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЛИКИ БОГОРОДИЦЫ
И́ВЕРСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ | Также Иверская икона Божией матери считается способной помочь во всех начинаниях и стремлениях. |
Иверская икона Божией Матери | Первые упоминания об Иверской иконе Божией Матери относятся к началу IX века, когда в Византии правил император Феофил. |
Соборная икона Иверской Божией Матери оказалась афонского письма
? Богородичные иконы на протяжении тысячелетий оказывались в центре самых важных событий истории нашей страны. Также Иверская икона Пресвятой Богородицы защищает от неурожая, стихийных бедствий, бытовых проблем. Она подошла к иконе Божией Матери Иверской (это список, представляет собой воспроизведение почитаемой иконы), и просила об исцелении.
Об иконе Иверской Божией Матери
По данным следствия, в ночь на 1 сентября они украли икону, напрестольный крест и другие ценности из Валдайского Иверского Богородицкого Святоозерского монастыря. Затем, разбив окно, они забрались в храм и похитили напрестольный крест, золотые изделия и Иверскую икону Божией Матери», — рассказала Волк, уточнив, что после совершения преступления в полиции возбудили дело о краже особо ценных реликвий. В ближайшее время их вернут обратно монастырю. История иконы Старейшая из известных Иверских икон Божией Матери возводимая народным преданием к апостольским временам — рассказал «360» профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института, искусствовед Александр Копировский — хранится на Афоне и никогда его не покидала. В последующее время с нее написали множество списков — то есть различных вариантов оригинала. Есть ли у нее собственная история, сказать трудно. Но она очень почитается верующими на Валдае и во всей России. Радостно, что эта святыня вернулась в монастырь», — добавил Копировский. Такие раритеты, как Иверская икона Божией Матери и другие святыни даже позднего времени — петровской, елизаветинской, александровской эпох, — подчеркнул профессор, давно приобрели музейное значение.
Иосиф попросил продать ему дивной работы образ, но получил отказ.
Молясь ночью за литургией, он коленопреклоненно просил пресвятую Богородицу отпустить с ним икону — и вдруг почувствовал глубокое успокоение, как если бы важный для него вопрос был уже решён. Утром, когда паломники поблагодарив монахов за гостеприимство, собрались продолжить путь, вдруг появился игумен скита с той самой иконой в руках. Он спустился по лестнице, подошел к Иосифу и передал ему бережно укутанный образ, сказав, что тот должен находиться у него. Иосиф снова было попытался заплатить, но игумен строго сказал, что деньги за святыню брать нельзя. Глубоко растроганный Иосиф и его спутники направились из скита в афонский Иверский монастырь. Здесь Иосиф, помолившись в часовне, испросил разрешения приложить свою икону к первообразу. Находившийся рядом иеромонах помог ему на несколько секунд прислонить список из скита к оригиналу — Иверской иконе «Портаитисса» Вратарница. Позже Иосиф говорил, что ощущения, пережитые им в те минуты, трудно передать словами — настолько величественными и не походившими ни на какие другие они были. Иверский монастырь на горе Афон Иосиф вернулся в Монреаль в ноябре и поставил икону у себя в келье рядом с частицами мощей Киево-Печерских святых и апостольником великомученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.
У святынь горела негасимая лампада, а Иосиф ежедневно перед сном прочитывал перед ними акафист Пресвятой Богородице. Сперва подумав, что разлился флакон с ароматическим веществом, Иосиф подошел к иконе и увидел, что та обильно покрыта маслянистой жидкостью, от которой и происходил запах. Миро в больших количествах выступало на руках Богомладенца и Царицы Небесной, а также на одном из Её плеч.
Рассказываем, какую ценность представляет украденная святыня и сколько могли получить за нее злоумышленники. Мероприятия, направленные на установление и задержание иных членов ОПГ, причастных к совершению расследуемого преступления, продолжаются», — добавили в пресс-службе ФСБ. Один из них ранее был судим за тяжкие преступления. По данным следствия, в ночь на 1 сентября они украли икону, напрестольный крест и другие ценности из Валдайского Иверского Богородицкого Святоозерского монастыря.
Затем, разбив окно, они забрались в храм и похитили напрестольный крест, золотые изделия и Иверскую икону Божией Матери», — рассказала Волк, уточнив, что после совершения преступления в полиции возбудили дело о краже особо ценных реликвий. В ближайшее время их вернут обратно монастырю. История иконы Старейшая из известных Иверских икон Божией Матери возводимая народным преданием к апостольским временам — рассказал «360» профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института, искусствовед Александр Копировский — хранится на Афоне и никогда его не покидала. В последующее время с нее написали множество списков — то есть различных вариантов оригинала. Есть ли у нее собственная история, сказать трудно.
Богородичные иконы на протяжении тысячелетий оказывались в центре самых важных событий истории нашей страны. Обычные люди становились свидетелями чудес в своей личной жизни и обращались к Богу. Как Божия Матерь действует в нашей жизни сегодня?
Также рекомендуем
- Иверская икона
- Иверская икона Божьей Матери и её первые списки в России « Иконописное отделение СПбДА
- Иверская икона Божией Матери – главная святыня горы Афон -
- Помощь телеканалу
Чудеса по молитвам к Иверской иконе Божией матери
— Обновившийся образ Иверской иконы Божией Матери был предан нашему мужскому Михаило-Архангельскому монастырю в начале 1999 года. История Иверской иконы Божией Матери» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. Иверская икона Божьей Матери имеет чеканный оклад, изготовлен грузинскими мастерами в XVI веке. На Афоне неизвестный ночью разбил стекло Иверской иконы Божией Матери и украл драгоценности. Икона Божьей Матери Иверская под старину (17 х 23 см), арт IDR-470.
Чудеса по молитвам к Иверской иконе Божией матери
Есть также предание, что икона помогла вернуть слух человеку, который приложился к ней. В одном случае, муж женщины, молившейся перед иконой, проснулся рано утром и предложил ей пойти в церковь, хотя раньше он не проявлял интереса к церкви. В другом случае, икона помогла зажить рану без боли и кровотечения. Все эти чудеса свидетельствуют о том, что Иверская икона Божией Матери помогает верующим в разных ситуациях и является источником утешения и надежды. Икона также помогает вернуть душевное равновесие после потери близких людей и уберечь от пожара. Существуют копии этой иконы, которые можно увидеть в разных местах.
Вскоре он повстречал таинственную Женщину. Она дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал ее привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе Вратарница и увидели, что эта монета — одна из пожертвованных Божией Матери. Из-за того, что монахи отказали путнику в безвозмездном гостеприимстве, все продукты в Иверском монастыре испортились. Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безмездного странноприимства. А на месте явления Божией Матери был выстроен небольшой храм. Русский святогорец Парфений свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года турецкие солдаты, жившие в монастыре, не могли потревожить наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами иконы Вратарницы. Однажды служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в черное Женщину. Она усердно подметала обитель. Уж столько лет стоит неметеный — сказала Жена и сделалась невидимой. Вскоре все турецкие солдаты покинули Святую Гору. Перед Иверской иконой висит большая неугасимая лампада, называемая «Лампадой Вратарницы». У нее есть чудесное свойство — без малейшего воздействия извне в часы богослужений она иногда начинает раскачиваться, как маятник, предупреждая о приближении общемировых бедствий или каких то важных событий, в то время как все остальные лампады остаются неподвижными! Монахи убеждены, что это знак присутствия в храме Пресвятой Богородицы. Так, перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через ее края. В наши дни такое необъяснимое раскачивание происходило перед вторжением американцев в Ирак, перед землетрясением в Армении и многими другими событиями общемирового масштаба.
К моменту прихода на «Ленфильм» за её плечами уже был актёрский, режиссёрский и преподавательский опыт. Меркурьева Ирина не раз видела на сцене. И всегда восхищалась его тонкой и талантливой игрой. Актёр радушно встретил девушку и усадил пить чай с пирожками. Поблагодарил за сценарий и сказал, что на днях уезжает на гастроли в Сочи. А к съёмкам сможет приступить, как только вернётся в Ленинград. На том и распрощались. Вроде бы, обычная деловая встреча. Но, возвращаясь домой, Ирина почему-то всё время думала о Меркурьеве, и сердце её радостно билось. Василий тоже не мог забыть хрупкую девушку с огромными, глубокими чёрными глазами. На гастроли актёр уехал с мыслями о ней. Съёмки картины, между тем, откладывались из-за его долгого отсутствия. Режиссёр нервничал и однажды заявил Ирине: если через три дня Меркурьев не явится на площадку, ему найдут замену.
В 1982 году он отправился в паломничество на Святую Гору Афон. Эта поездке было суждено навсегда изменить его жизнь. В один из дней паломничества Иосиф и его спутники были застигнуты сумерками в незнакомом месте и сбились с пути. Идя наугад по тропинке, они очутились у скромного скита, насельников которого и попросили о ночлеге. В ските жили и трудились четырнадцать монахов-иконописцев. Немного отдохнув с дороги, паломники стали рассматривать их работы. Одна из них, выполненная в традиционной византийской манере, сразу приковала к себе взгляд Иосифа. Это был список чтимой Иверской иконы работы иеромонаха Хризостома. Иосиф попросил продать ему дивной работы образ, но получил отказ. Молясь ночью за литургией, он коленопреклоненно просил пресвятую Богородицу отпустить с ним икону — и вдруг почувствовал глубокое успокоение, как если бы важный для него вопрос был уже решён. Утром, когда паломники поблагодарив монахов за гостеприимство, собрались продолжить путь, вдруг появился игумен скита с той самой иконой в руках. Он спустился по лестнице, подошел к Иосифу и передал ему бережно укутанный образ, сказав, что тот должен находиться у него. Иосиф снова было попытался заплатить, но игумен строго сказал, что деньги за святыню брать нельзя.
Празднование иконе Божией Матери «Иверская»
"Иверская икона Божией Матери, или, как ее еще называют, "Вратарница", является одной из самых почитаемых чудотворных икон не только Святой Горы Афон, но и всего православного мира. Достигнув Св. Горы, икона Божией Матери остановилась на воде близ пристани Успенского мон-ря (не названного в тексте Иверским). Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней. На Руси о чудотворном образе Иверской иконы Божьей Матери узнали задолго до того, как архимандрит Никон заказал его список. «Иверская» Божия Матерь принадлежит к иконописному типу Одигитрия и пользуется особым почитанием на Святой Руси. Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки.
Значение и в чем помогает икона Божией Матери Иверская, где находится образ
Икона буквально расцвела. Такими красками пользовались только на Афоне», — подчеркнула руководитель мастерской. Она добавила, что на обороте иконы небольшой участок доски закрашен толстым слоем масляной краски — вероятно, на этом месте стоит печать горы Афон. Реставрация была завершена к празднику Рождества Христова, однако икону еще предстояло украсить серебром. Ювелиры мастерской вытягивали и закручивали в жгут проволоку для каркаса, на него напаивали черненные изящные элементы, изготавливали корону и звезды, трехъярусные цветы с перламутровыми лепестками, обрамляли жемчугом венцы Богородицы и Младенца, украшали их гранатами, сапфирами, цирконами, закрепляли серебряные буквы. К празднику Святой Пасхи икона Пресвятой Богородицы «Иверская» вновь была установлена в левом пределе кафедрального собора к великой радости христиан.
XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой.
Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве. Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г.
После революции 1917 г. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в. К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии. Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря. Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г. Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника.
В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания об истории образа и о чудесах от Иверской иконы»: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Близость иконографии средника иконы к образцу Иверской иконы 1648 г. XVII в. К этому же времени можно отнести и исполненный русскими мастерами сплошной серебряный оклад иконы с 8 золотыми дробницами в технике выемчатой эмали на сюжеты чудес, произошедших от Иверской иконы. Икона с клеймами Сказаний о чудотворных иконах Божией Матери характерна именно для русской культуры позднего средневековья, и если верно, что список для царевны Софии был сделан на Афоне, то сопровождение чтимого образа иллюстрациями «Сказания об иконе» могло быть обусловлено пожеланием русского заказчика. Икону и оклад датируют шестидесятыми годами XVII в. Первые списки Иверской иконы оказали большое влияние на распространение этого образа в России.
Образ Божией Матери не раз защищал обитель от врагов, избавлял от пожаров и голода, о чем свидетельствуют рукописи, хранящиеся в монастыре. При этом кровоточащая рана на лике Богородицы осталась. Впоследствии Иверскую Божию Матерь стали изображать с небольшой ранкой на правой щеке.
Во время двунадесятых праздников богослужения проходят особенно торжественно Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году — о чем молятся Богородица почитается как защитница всего рода человеческого. Образ напоминает, что дорога в Царствие Небесное открыта для каждого, и любой может рассчитывать на прощение, если искренне раскается и искупит свою вину праведными поступками. По чудотворным проявлениям образу Богородицы приписывают несколько ипостасей — Целительницы, Хранительницы и Защитницы от напастей, исходящих как от человеческих пороков, так и природных катаклизмов: стихийных бедствий, наводнений, пожаров или засухи.
Чаще всего Иверской Божией Матери молятся об избавлении от недугов, утешении в бедах, избавлении от скорби и печали, а также о помощи в разных тяжелых ситуациях. Образ помогает встать на правильный путь людям, которые совершили прегрешения и раскаялись в своих грехах. Были случаи, когда после обращения к образу Божией Матери в семью с покаянием возвращались супруги, а дети уходили из дурных компаний.
Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году — традиции и запреты Празднование в честь иконы Божией Матери совершается ежегодно 25 февраля. В этот день братия Иверского монастыря с крестным ходом идет на берег моря, где была принята икона.
Считалось, что если это сделать в Агафонов день, он же Банный или Карпов день, недуги, связанные с осенне-зимними простудами, обойдут стороной. Хорошим подспорьем считались веники. В старину их делали из листьев березы, дуба, ольхи, крапивы или хвои. Распаренными вениками лечились от недугов, прогоняли темные силы. Что нельзя делать 26 октября, в Агафонов день Согласно народным приметам, люди, собравшиеся в баню, должны были снять нательный крест.
Если этого не сделать, банный дух, которого прозвали Банником, может так разозлиться, что люди не заметят, как ошпарятся кипятком или получат другие увечья. В Агафонов день также запрещается: Выходить из бани лицом вперед, как это положено. Если не повернуться и не выйти с точностью до наоборот, можно получить сильный удар в спину. Таким образом, Банник давал понять, кто в бане хозяин и почему здесь надо следовать его правилам. Во время мытья в бане делиться планами, рассказывать о своих мечтах. Банник все сделает, чтобы помешать им сбыться. Употреблять спиртные напитки.
Расплатой за непослушание станут болезни и безденежье. Ссориться, конфликтовать с родственниками, друзьями, соседями. Любой ценой надо избегать вражды. Если этого не сделать, в дом придут несчастье и безденежье. В народных приметах, которые пришли из давних времен, сейчас многое кажется смешным и странным.
Иверская икона Божией Матери: откуда на лике Богородицы глубокие шрамы
Иверскую икону Божьей Матери просят об утешении – молитва Богородице помогает восстановить душевное равновесие после потери близких и трудных испытаний. История Иверской иконы Божией Матери» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. Иверская икона Божией Матери: от чего помогает? Согласно преданию, икона Иверской Божией Матери была написана евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы.
Православный календарь 6 мая. Второе обретение списка иконы Божией Матери Иверской.
Иверская-Монреальская икона Божией Матери была написана на Афоне в 1981 году. Первые упоминания об Иверской иконе Божией Матери относятся к началу IX века, когда в Византии правил император Феофил. Иверская икона Божией Матери — прямое свидетельство тому, что Богоматерь взяла под свое заступничество весь человеческий род. Иверская икона Божией Матери – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире.
Похищенную икону вернут в Иверский монастырь на Валдае. Ворам было бы непросто ее продать
В 1658-1659 гг. Валдайское издание «Рая мысленного» получило широкое распространение не только в России и среди православного населения Речи Посполитой, но и у юж. В 1665 г. Богородицей Афона, истории И. Иоанникием Галятовским в качестве отдельной главы «Чуда Пресвятой Богородицы Иверской», разделенной на 17 «чудес», в книгу сказаний о чудесах Богоматери «Небо Новое с новыми звездами», изданную во Львове 2-е изд. Подробный пересказ версий «Рая мысленного» и «Спасения грешников» с добавлением ряда чудес от И. Дополнительно здесь помещены чудо о монахе-сребролюбце, избавленном от мук заступничеством Богоматери, и 2 случая, записанные отшельником иеродиак. Лукой Никейским: о видении демона неким иверским иноком в 1701 г. В преданиях о чудотворном образе нашло отражение изменение состояния красочного слоя и олифы образование комков на иконе в области шеи Богоматери , отмечавшееся паломниками и путешественниками.
В рассказе из «Солнца Пресветлого» при упоминании ранения образа сообщается характерная деталь: «В лице рана от иконоборцев, запеклась кровь грудой» ГИМ. Григорович-Барский пишет: «Имат же еще святая она икона знамение или шрам язвы на вые» Григорович-Барский. По наблюдению архим. Антонина Капустина , сделанному в 1859 г. Заметки поклонника Святой Горы. Это в свою очередь повлияло и на иконографию позднейших списков И. XIX в. Небо Новое.
Львов, 1665. Странствования Василия Григоровича-Барского по св. Афонской горы, им самим описанное; То же: М. Сказания об афонских мон-рях в новгородской рукописи XVI в. Das verletzte Kultbild. Очерки рус. Београд, 1997. Вршац, 2000; Бобров А.
Београд, 2005. Турилов Афонские списки И. Комплекс сведений привлекал внимание исследователей в прошлом Сергий Спасский. XVI - нач. XVIII вв. В истории привоза 1-го списка И. Московского Патриархата, с другой - возложением христ. Востоком на Россию надежд на освобождение от тур.
Иверский мон-рь разд. С процветающей Россией святогорские обители связывали и надежды на получение материальной помощи. В 1647 г. Уже через год, 13 окт. Никону Там же. И так мы закончили святую литургию, и после литургии я вручил ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобнейшему среди иеромонахов и духовных отцов господину Ямвлиху Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону, дабы все вещество святой иконы состояло из святой воды и святых мощей. И иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее. И все то время, пока писалась эта святая икона, мы с 365 братьями дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую литургию, пока не была завершена икона» Фонкич.
В честь принесения 1-го списка И. Ченцова, основываясь на палеографическом анализе 2 греч. Данные работ Ченцовой их анализ см. Дальнейшую судьбу 1-го списка И. Павел Алеппский, посетивший в 1654-1656 гг. Москву вместе с Антиохийским патриархом Макарием, сообщает, что И. Согласно Дворцовым разрядам, с мая 1654 до окт. По мнению одних исследователей Евсеева, Шведова.
Алексей Михайлович как бы повторил деяние основателя Новодевичьего монастыря царя Василия III Иоанновича, вложившего в собор после присоединения Смоленска к Московскому гос-ву 1514 одну из копий чудотворной Смоленской иконы Божией Матери , находившуюся в Благовещенском соборе Московского Кремля. Николая «Большая глава», и возвращения из военного похода 1654-1655 гг. Там икона помещалась сначала в нише, потом в деревянной, а с кон. Есть сведения Поселянин. Московская в Иверской часовне у Воскресенских ворот». Икона 1648 г. Пахомия царю Алексею Михайловичу от 15 июня 1648 г. Однако Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, к-рые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней И.
Нек-рая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности груз. Иверская икона Божией Матери, с историей и чудесами. Фигура Богоматери изображена не по пояс, а погрудно, Ее правая рука, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх, к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь - кровоточащую рану на лике Девы Марии. На фоне имеются греч. Стиль живописи иконы Ямвлиха близок к традициям критской живописи, однако нек-рая графическая жесткость письма выдает руку македон. Афонский древний оригинал повлиял на обработку тыльной стороны иконной доски: имеется небольшой ящичек-ковчежец для монет 3 динаров , к-рый, согласно Сказанию, был устроен никейской вдовой перед тем, как спустить икону на воду Павел Алеппский.
В 1652 г. Чесноковой, речь может идти о Валдайской И. Этот список был создан на Афоне по заказу патриарха Никона для основанного им Валдайского Иверского мон-ря, строительство к-рого велось с 1652 по 1658 г. По сообщению диак. Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону Павел Алеппский. Попечением патриарха Никона список был украшен сплошным золотым окладом с драгоценными камнями и финифтью по образцу оклада древней И. Иверская икона Божией Матери, со Сказанием.
Роженский мон-рь, Болгария Комплекс мероприятий, осуществленных патриархом-грекофилом издание сб. Список привезли в Валдайский мон-рь 12 февр. После революции 1917 г. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в.
Одна из них гласит, что в IX веке, во времена иконоборчества, недалеко от города Никеи жила благочестивая вдова. Она спрятала в домовой церкви икону Богоматери. Однажды к женщине пришли воины и, по одной из версий сказания, образ ударили копьем.
И тогда из лика Девы потекла кровь. Женщина попросила воинов не трогать святыню и пообещала, что за это соберет для них деньги к следующему утру. В ту же ночь она пошла к морю и опустила образ в воду. Но он не лег на волны, а остался стоять вертикально и двинулся по воде.
Об Иверской иконе известно следующее. В 1Х веке икона находилась в храме, построенном благочестивой вдовой рядом с ее домом, близ Никеи, пригорода Константинополя, в Малой Азии, там, где прошли два Вселенских собора: первый - в 325, седьмой — в 787 годах. Иконоборцы, посланные уничтожать святые иконы при императоре Феофиле, 829 — 842 , пришли и в это место. Один воин ударил копьем в образ Богородицы в правую щеку, и тотчас из пораженного места потекла кровь. Потрясенный воин в раскаянии упал на колени перед образом. Отрекшись от ереси иконоборчества, впоследствии он стал подвижником.
Вдова же, стремясь спасти икону, умолила других воинов подождать до утра, пообещав деньги. А сама со слезами и молитвою отнесла икону к морю и опустила ее на воду. Икона не легла на поверхность, а стоя прямо, удалилась на запад. Сын вдовы стал афонским монахом и рассказал братии об иконе, пушенной его матерью по воде. Прошло полтора века. В основании столпа находилась стоящая на воде икона Божией Матери. Явление продолжалось несколько дней и ночей, но по приближении иноков икона удалялась. После усердной молитвы Пресвятая Богородица явилась во сне преподобному старцу Гавриилу Грузину и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, выйдя в море, иди смело по волнам, тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец безбоязненно ступил на воду и пошел по ней, как по суше, не замочив стопы, и сподобился принять на руки чудотворный образ. Его поставили в часовню на берегу моря, специально устроенную по этому случаю, и три дня совершали молитвы перед этой иконой.
Потом перенесли ее в соборный храм обители и поставили в алтаре. На берегу, где находилась икона, открылся источник чистой сладкой воды. Икону же на другой день не обнаружили там, где ее поставили накануне. Нашли ее над монастырскими вратами. Иноки опять перенесли ее в алтарь. Но она опять оказалась над вратами. Так продолжалось несколько раз. Тогда Пресвятая Дева явилась преподобному Гавриилу и сказала: «Иди в монастырь и скажи инокам, больше не искушали Меня. Не для того Я прибыла, чтобы Меня охраняли, но чтобы Я охраняла вас. Доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».
Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, в которой чудотворная икона пребывает и поныне, поэтому икона называется Портаитисою, то есть Вратарницей. В истории Иверского монастыря есть множество случаев чудесной помощи Богоматери. Она избавляла обитель от варваров, чудесно восполняла запасы пшеницы, елея и вина, исцеляла больных. Однажды мусульмане приплыли в Афон и опустошили обитель. Грузинские иноки закрылись в монастырской башне и слезно молили Пресвятую Богородицу перед Иверской иконой о защите. И вдруг поднялась страшная буря и уничтожила все корабли разбойников, кроме того, на котором находился их предводитель. Пораженный чудом, он раскаялся, просил монахов молиться о прощении его грехов и принес многие дары на восстановление обители. В книге «Посмертные вещания преп. Нила Мироточивого» собраны пророчества, данные в начале ХХ века, в том числе и о большом отступлении от веры в 1917 году. В этой книге судьба Афона прямо связана с пребыванием Иверской иконы на Святой горе: «До тех пор, пока Царица Спасения то есть Иверская икона будет находиться на Афоне, не покидайте и вы Святой горы.
Но когда Царица Спасения удалится с Афона, тогда и монахи должны будут оставить это место, ибо оно будет обречено на погибель», - наставляет афонских монахов преп. Почему икона называется Иверской и почему она связана с Афоном? Ответ на эти вопросы находим в земной жизни Пресвятой Богородицы. В 44 году Ирод Агриппа начала преследовать христиан и обезглавил Иакова, брата апостола Иоанна Богослова, арестовал апостола Петра и хотел предать его смерти. Апостолы, с соизволения Божией Матери, решили оставить Иерусалим и отправиться для апостольского служения в разные страны. Они кинула между собой жребий — кому куда идти, и Пречистая Богородица пожелала иметь в этом участие. Ей досталась земля Иверская, ныне Грузия. Матерь Божия стала готовиться к тому, чтобы отправиться туда, но ангел возвестил Ей: та страна просветится позже, а Ей нужно остаться в Иерусалиме, так как ей предназначен труд просвещения другой страны, о которой воля Сына и Бога Ее объявится в свое время. На острове Кипр жил в то время Лазарь, чудесно воскрешенный Господом после четырех дней смерти. Он был епископом Кипра и давно сокрушался, что долго не видит Пресвятую Богородицу.
Сам он не смел появляться в Иерусалиме ввиду гонений на Церковь. Матерь Божия написала ему утешительное послание с просьбой прислать за Ней корабль. Лазарь, получив послание, немедленно с радостью снарядил корабль, на котором Матерь Божия с Иоанном и некоторыми другими спутниками отплыла к острову Кипр. Но недалеко от Кипра вдруг подул сильный ветер, и корабль унесло в сторону от острова. Увлеченный бурею в Эгейском море, он быстро промчался между многочисленными островами архипелага и пристал к берегу горы Афон. Пресвятая Дева вышла на берег неведомой Ей страны. На Афоне тогда среди идольских капищ возвышался огромный храм Аполлона. При приближении корабля, на котором была Богородица, злые духи, находившиеся в статуях, «заговорили», понуждаемые высшею силою: «Люди, обольщенные Аполлоном, спешите сойти с горы, идите в Климентову пристань встретить и принять Марию, Мать Великого Бога Иисуса! Народ устремился к берегу моря. Язычники с трепетом внимали словам Пресвятой Девы и пожелали немедленно принять святое крещение.
Святая Проповедница совершила немало чудес, которые укрепили веру новокрещеных. Я буду заступницей этому месту и теплая о нем ходатаица пред Богом! Да почиет благодать Его на месте этом и на живущих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего! Первый удел Богородицы - Иверия — не остался без участия. Матерь Божия явилась во сне святой Нине, будущей просветительнице Грузии, и вручила ей крест из виноградной лозы со словами: - Возьми этот крест.
Сказания об обретении иконы[ править править код ] Сохранившиеся греческие сказания — не старше XVI века, славянские сказания зафиксированы письменно не ранее XV века [2]. Согласно одному из сказаний, в IX веке во время царствования императора Феофила с целью спасти икону от иконоборцев образ был опущен в море женщиной, проживавшей около города Никея. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в главный храм монастыря, но утром она была обнаружена над воротами обители.
Полицейские вернули похищенную Иверскую икону Богородицы в Валдайский монастырь
Будем молить Господа и святых, чтобы нам были дарованы силы телесные и духовные для борьбы с нашими грехами и обретения плодов духовных». Иверский образ Божией Матери будет находится в Александро-Невском кафедральном соборе до 31 октября, после чего отправится к месту постоянного пребывания. В настоящее время в Воскресенском соборе идут работы по внутренней отделке: штукатурке и шпаклевке стен. Справка: Иверская икона Божией Матери — один из самых почитаемых православными христианами образов. На ней Пресвятая Богородица изображается с кровоточащей раной на лике. Церковное предание рассказывает, что во время иконоборческих гонений в Византии при императоре Феофиле в 726 году в эту икону ударил копьем один из воинов-иконоборцев, и из правой ланиты Богородицы потекла кровь. Эта рана так и осталась на Ее лике. Икона Пречистой Матери с Младенцем на руках вышла Победительницей из этого поединка и отправилась на Афон, чтобы стать главной Заступницей всех христиан. По преданию, автор Иверской иконы — святой апостол Лука.
Еще при земной жизни Дева Мария благословила апостола изобразить Ее и, увидев готовую работу, пообещала, что благодать и сила Господня всегда будут с этим образом. От рук иконоборцев святыня пострадала спустя 800 лет, когда солдаты ворвались в дом хранящей ее благочестивой вдовы. Женщина предложила злодеям выкуп, если они пообещают до утра не уничтожать икону, а сама тайно отнесла ее к морю и, плача, пустила по воде. Чудесная икона не упала на волны, а стала прямо и поплыла на запад. Вернувшись домой, вдова той же ночью отправила в Грецию свое последнее сокровище — единственного сына, чтобы он смог избежать смерти за хранение иконы. А саму отважную женщину, скорее всего, постигла участь многих тогдашних христиан-мучеников. Сын же ее благополучно добрался до Святой горы Афон и принял иночество. Прошло два столетия, но афонские монахи помнили историю о необыкновенной женщине и пронзенной копьем иконе.
А потому, когда однажды, прогуливаясь по берегу близ Иверского монастыря, они увидели огненный столп, поднимавшийся из моря от рассеченного лика Богородицы, сразу узнали ту икону.
Не имеет значение с какой вы просьбой обратитесь к Деве Марии и совсем не обязательно подносить ей материальные ценности. Необходимо лишь помнить, что, вознося молитвы к Деве Марии с какой-либо просьбой нужно делать это с чистой душой и от всего сердца. В этом случае ваша просьба будет услышана. Услышь смиренные голоса наши, посмотри со своего Царствия Небесного на обратившихся к тебе, с покорностью и любовью преклоняющихся перед Твоим святым ликом. Потому как все мы, грехами покрыты и горем сердца наполненные, смотрим на Твой лик, и Тебе живущей вместе с нами возносим покорно молитву нашу.
Теперь она доступна для поклонения и почитания. Список с этой иконы, сделанный несколькими годами позднее, все в том же XVII веке, украсил Воскресенские ворота Кремля. Всякий путник, въезжающий в город, спешил поклониться чудотворной иконе, причем среди богомольцев были и члены монарших фамилий. Иногда икону выносили для Крестного хода или носили по домам и больницам, где она творила чудеса исцеления и заступничества.
К сожалению, в 30-х годах прошлого столетия Воскресенские ворота были демонтированы, а икона попала в храм в Сокольниках. Впрочем, в 90-х годах Воскресенские ворота и Иверскую часовню отстроили вновь, а из Афона прибыл новый список легендарной иконы. Таким образом Заступница вновь вступила на стражу, защищая Москву и ее жителей от всех напастей. Еще один список еще при патриархе Никоне был перевезен в Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, что на Валдае. Икона в драгоценной ризе в смутные годы безбожия была вывезена в неизвестном направлении, а монастырь осквернен и полуразрушен. Сейчас здание восстановлено, и его главным духовным достоянием является новый список со священной иконы. Слева — Иверский Валдайский монастырь, справа — список Иверской Богородицы, находящийся в этом монастыре Валдайский монастырь — одно из любимых детищ патриарха Никона. Именно по его инициативе на русской земле появилась обитель, являющаяся практически полной копией афонского Иверского монастыря. Известна и Моздокская Иверская икона, способная, подобно оригиналу, самостоятельно выбирать место пребывания. Во время переселения осетин она внезапно стала настолько тяжелой, что несколько мужчин не смогли ее поднять.
Пришлось отдать ее в ближайший храм в Моздоке. Ныне эта икона является защитницей Северного Кавказа и Донских земель. Монреальская Иверская икона Божией Матери была списана с оригинала в 1981 году. Практически сразу же она замироточила и начала являть чудеса. К сожалению, в 1997 году хранитель иконы, возивший ее по миру, погиб, а чудесный образ исчез при невыясненных обстоятельствах. Почитаемые списки Иверской иконы есть во многих городах мира. Один есть даже в православном приходе на Гавайях. Причем он даже мироточит! Значение Иверской иконы Божьей Матери Богородица почитается как защитница всего человечества, но на Руси ее чтят особенно глубоко и трепетно. В лихие времена она спасала русские земли от множества несчастий: вражеских нашествий, пожаров, эпидемий, голода, стихийных бедствий.
Иверская икона Пресвятой Богородицы, пребывающая над городскими вратами, по праву считается защитницей Москвы. Помимо этого, она стоит на страже южных границ России, охраняя их от потенциальных захватчиков. Образ Богородицы напоминает нам, что для каждого открыта дорога в Царствие Небесное. Даже очень грешный человек может рассчитывать на прощение, особенно если он искренне раскается и искупит вину праведными поступками. Иконография Иверская Богородица относится к каноническому типу Одигитрия, то есть, Путеводительница. Однако в ней имеются и характерные черты иконографии Елеуса «Умиление» , что выражается в максимально близком расположении фигур Богоматери и ее Божественного сына, а также их склоненных друг к другу головах. Мать держит сына на согнутой левой руке, правая прижата к груди в молитвенном жесте. Сын восседает на деснице матери, словно на троне, правой рукой благословляя Богородицу, а в левой держа свиток с Евангелием. Среди характерных черт, присущих именно этому изводу, можно отметить крупные и выразительные черты ликов, а также «рану» на лице Богородицы, сочащуюся кровью. Это след от того самого копья святотатца.
Хранится он в монастырe на горe Афон. По лeгeндe, написал икону сам eвангeлист Лука. В IX вeкe икона считалась утeрянной, но на самом дeлe ee просто спрятали в морe от иконоборцeв, сохранив от уничтожeния. Чeрeз два вeка одному из монахов Ивeрского монастыря было видeниe, послe чeго он пошeл искать святой лик.
Поиски завeршились успeхом, икона была возвращeна — правда послe того, как eго принeсли в монастырь, она наутро оказалась над воротами, пишeт Rsute. Так повторилось нeсколько раз, поэтому монахи рeшили оставить икону там, гдe она "сама хочeт". С тeх пор называть ee стали "Привратницeй". О чeм просят икону Ивeрской Божьeй Матeри Молитвы, которыe возносят иконe Ивeрской Божьeй Матeри, касаются выздоровлeния больных, а такжe защиты от нeгативного влияния со стороны злоумышлeнников.
Просят у Ивeрской Божьeй Матeри защиты от различных напастeй: пожаров, наводнeний, ограблeний. Считаeтся, что у каждого святого eсть свои "сфeры дeйствия", поэтому обращаться к ним нужно, понимая, что и у кого "просить". Правда, многиe свящeннослужитeли говорят о том, что это нeправильный подход, поэтому молиться нужно нe опрeдeлeнному святому, прося о чeм-то конкрeтном.