В 70-х Юрий Яковлев оказался на пике популярности. Всесоюзную славу актеру принесла картина «Иван Васильевич меняет профессию».
Вспоминаем артиста. Свои лучшие роли Юрий Яковлев сыграл в лентах «Мосфильма»
Вчера ушел из жизни известный актер театра и кино, Народный артист СССР Юрий Яковлев. вдове дипломата Юрия Вдовина. Антон Яковлев — актер, режиссер, сын Юрия Яковлева. Мария Козакова — актриса, внучка Юрия Яковлева.
Как живёт сейчас Алексей Яковлев — сын и внук знаменитой творческой семьи
Известно, что прощание с актером пройдет во вторник, 3 декабря, в театре имени Е. Позже там же агентству сообщили, что похороны артиста пройдут на Новодевичьем кладбище в 14:00 3 декабря. Как отметил спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, Яковлев был артистом высочайшего романтического таланта. Швыдкой напомнил о его выдающейся работе в кино - роли князя Мышкина в "Идиоте" Ивана Пырьева. При его жизни она была вытеснена из памяти поколения блестящими комедийными ролями Яковлева - Ипполита или Ивана Васильевича, но это был великолепный Мышкин", - считает спецпредставитель президента. Величайший актер и светлый человек. Это очень тяжелая утрата для вахтанговцев", - сказал он "Интерфаксу".
Мединский вспомнил последнюю роль Яковлева: "Две недели назад Юрий Яковлев сыграл свою последнюю гениальную роль в юбилейном спектакле "Пристань". Легенда нашего театра и кино уходит в историю, отдавая своему служению последние силы".
Однако учеба давалась юноше не так легко, как хотелось бы.
После первого курса его чуть не отчислили, потому что он умудрился «завалить» самый главный предмет — актерское мастерство. На помощь к Яковлеву пришла руководитель курса Мансурова, которая вела у студентов эту дисциплину. Она видела, что молодой актер явно талантлив, поэтому сделала все, чтобы его не выгнали из училища.
Она взяла над Яковлевым шефство, и постепенно Юрий начал делать первые успехи. Оценки по актерскому мастерству стали стабильно хорошими. На протяжении 60 лет не покидал театр им.
Вахтангова В первое время молодому актеру приходилось играть в эпизодах, например, в постановке «Отверженные» он исполнял роль одного из жандармов. Однако буквально через год начинающий актер уже примерил на себя роль второго плана в спектаклях «Европейская хроника» и «Макар Дубрава». После этого ему доверили главную роль в постановке «Раки».
Яковлеву очень органично удалось перевоплотиться в Ленского, поэтому зрители и критики сразу поняли, что перед ними настоящий талант. За многолетнюю карьеру в театре Юрий Яковлев сыграл во многих спектаклях. В 1968-м актер принял участие в постановке «На всякого мудреца довольно простоты».
Кончилось это тем, что малолетнего шалопая забрали в милицию и Юрию Яковлеву пришлось его оттуда выручать. Зато с мамой у мальчика с раннего детства сложились очень теплые и доверительные отношения. И, несмотря на то, что многие поступки Антона с трудом можно было назвать правильными, Ирина Леонидовна всегда верила в то, что рано или поздно сын возьмется за ум. Недаром, повзрослев и остепенившись, Антон Яковлев в одном из интервью скажет: «С мамой у меня просто замечательные отношения. Она — разум и сила нашей семьи». В 1990 году Яковлев, как лучший студент, проходил стажировку в Англии Когда Антону было 14 лет, он впервые попробовал свои силы в кино. В фильме-спектакле «Человек из страны Грин» мальчик сыграл главную роль Тирея Давенанта. После успешного показа картины по телевидению, Антон уже даже не сомневался, что хочет стать артистом. А еще через год, закончив Школу-студию, поступил в труппу Театра Современник.
В это же время Антон сыграл свою вторую главную роль в кино — Ганина в картине «Машенька» по роману Владимира Набокова. Его партнершей по фильму стала никому не известная тогда начинающая актриса Анастасия Заворотнюк. Просто я слишком рациональный, «головастый» для артиста человек. И мне все время хотелось поменять то, что происходит на сцене», — говорит Антон. После этого перешел на телевидение — делал рекламные ролики и некоторое время вел «Кинопанораму» на канале «Культура». И только в 2000 году, окончательно определившись, кем хочет быть, Антон Яковлев поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Постановка получилась удачной и даже номинировалась на престижную театральную премию «Золотой софит». После успешного дебюта Антон Яковлев стал востребованным режиссером, которого наперебой стали приглашать самые престижные театры. В 2019 году постановка была удостоена премии «Звезда Театрала», а исполнитель главной роли артист Даниил Страхов был номинирован на лучшую мужскую роль.
Он — Бог Войны. Он устал убивать, устал умирать, устал от бесконечного чувства вины.
Я знаю, кто мой отец, кто моя мать. Мне бы очень хотелось иметь к нему отношение, это один из моих любимых актеров. Но лично с ним я не знаком, был на его спектаклях.
В Москве простились с актером Юрием Яковлевым
Евгения Вахтангова. В кино с 1955 года первая большая роль — князь Мышкин в фильме «Идиот», 1958. Нашли ошибку? Сообщите нам, и мы устраним этот недочет. Сообщить об ошибке.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день известном советском и российском актере, народном артисте СССР Юрии Яковлеве 1928-2013. Юрий Яковлев в роли Ипполита в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!
Вахтангова в период его расцвета. Актер является лауреатом Государственной премии Российской Федерации. После войны у юноши обнаружили дистрофию и из-за «некиногеничной» внешности не приняли во ВГИК Юрий родился 25 апреля 1928 года в Москве в семье юриста Василия Васильевича и медсестры Ольги Михайловны Яковлевых. С началом Великой Отечественной войны семью эвакуировали в Уфу, где Юрий работал вместе с матерью в госпитале. По возвращении в Москву в 1943 году Юрий был длинным и тощим подростком, у него диагностировали дистрофию второй степени. Юноша учился в вечерней школе, работал помощником механика в гараже посольства США, увлекался дипломатией и иностранными языками, собираясь поступать в МГИМО.
Приемная комиссия сочла внешность абитуриента «некиногеничной». Однако учеба давалась юноше не так легко, как хотелось бы. После первого курса его чуть не отчислили, потому что он умудрился «завалить» самый главный предмет — актерское мастерство. На помощь к Яковлеву пришла руководитель курса Мансурова, которая вела у студентов эту дисциплину. Она видела, что молодой актер явно талантлив, поэтому сделала все, чтобы его не выгнали из училища.
И своего Ивана Васильевича Яковлев не жаловал.
Из-за этих двух любимцев всей страны роли, любимые им, остались в стороне фото: Мосфильм Первой большой работой Юрия Яковлева стала роль князя Мышкина в фильме постановки Ивана Пырьева «Идиот» по роману Достоевского 1958 года. Именно она принесла актеру известность фото: РИА "Новости" В жизни обычной, не экранной у Юрия Яковлева не было ни намека на царские замашки — всенародно любимый, но очень скромный актер.
Работа была не закончена, но многое брат успел. Его записки публикуются впервые». Голос Яковлева советовали продавать как лекарство В 60-е годы у нас на студии Яковлев был нередким гостем. Сотрудники Гостелерадио шутили, что его голос нужно «разливать по банкам и продавать в аптеках как успокоительное».
Стало модно приглашать Яковлева читать классику. Откуда взялся такой бархатный тембр, врожденное «барство», манеры?
Юрий Яковлев — каким актёром он был | Раскрывая тайны звёзд
Свое последнее большое интервью он дал газете «Культура». Таланту Яковлева подвластны все жанры, все характеры и все возрасты. Он по-прежнему - вот уже седьмой десяток лет - играет в родном Театре имени Евгения Вахтангова, живет в тихом арбатском переулке. Журналистов избегает. Тем более мы признательны Юрию Васильевичу за то, что для «Культуры» он сделал исключение. Яковлев: Люблю его беспредельно - его эклектику, старинные усадьбы и кривые переулочки. Яковлев: По ним вошла однажды в меня довоенная Москва , так до сих пор и не отпускает. Но сколько грусти навевают утраты милого «старья», безжалостно сметаемого с лица земли.
Я-то помню еще Страстной монастырь на Пушкинс кой площади - такой гордый, с пятиглавым храмом. Уничтожили многое, но, к счастью, не все. Стоит в Подсосенском переулке доходный дом с красивым декором, где я родился и начал ходить. Там дружно жила наша большая семья: мама, ее сестра и два брата. Один из них, мой любимый дядя Ами. Работа заставляла его скитаться по российским городам: Ростов, Таганрог, Москва - из столицы его забрали в Питер, в Ленинг рад, где он попал в объятия Сергея Мироновича Кирова и стал его помощником. Дядя-то и получил квартиру в Колобовском переулке, в двух шагах от Каретного ряда и садика «Эрмитаж», куда мы въехали всей семьей.
Это был новый дом, построенный как филиал Дома на набережной. Там прошли мое детство и юность. Уехал из Колобовского я только в 1955-м, когда в первый раз женился. Яковлев: Дворы. Особая примета Москвы. Каждый двор - свой мир, маленькое хозяйство, отдельное государство, которому мы были преданы до самозабвения. Детское население каждого двора жило по своим законам и правилам.
Яковлев: Что вы! Их предводитель носил фамилию Шаляпин. То была каста неинтеллигентных товарищей, в их государстве любили исподтишка напакостить. В открытые драки мы никогда не вступали, но отношения выясняли. Наш дом был населен ответственными советскими работниками, одно время там проживала семья Николая Булганина. В 37-м начались аресты, ночами раздавались шаги на лестнице и кого-нибудь забирали. В каждой семье гадали - за кем придут в следующий раз.
Яковлев: Конечно, мне же было девять лет. А мамины бессонные ночи - разве можно их забыть? Она не могла спать, боялась ночных звонков в дверь. Дядю арестовали в 37-м и тогда же расстреляли. На нашей лестничной площадке жил некто Громов, у него была собака Грета - помню, как ночью она вдруг истошно залаяла на визитеров и тут же замолчала. Ее пристрелили. Мама работала в Кремлевской поликлинике, диетсестрой в столовой на углу Воздвиженки и улицы Грановского.
Она называла тех, кто там питался: Тухачевский - с ним дружил дядя, Межлаук, многие важные военные и государственные деятели. Когда начались аресты, главврач Александр Михайлович сказал: «Лелечка, вам лучше уволиться, а то заберут». И этим советом спас маме жизнь. Лелечкой маму звали до последних дней жизни. В молодости она была хорошенькая, потом - красивая, всегда оставалась удивительно женственной, отзывчивой и жизнерадостной. Маму я любил до беспамятства. Отца толком не знал - родители развелись, когда мне исполнилось четыре года, у меня был «воскресный папа», навещал меня по четвергам.
Жил в общежитии, только после войны получил комнату в коммуналке. Но так больше и не женился. И мама не вышла замуж. Яковлев: Единственный, но существовала тайна, которую мама тщательнейшим образом скрывала. До меня был еще один, первенец - умер то ли при появлении на свет, то ли спустя несколько дней после рождения. Мама не любила об этом говорить, и мы не будем. Лучше вернемся к московским дворам.
Когда ломали старинные особняки, наш район - Трубную площадь, Петровские ворота, Петровку, «Эрмитаж», Каретный ряд - не тронули. К счастью, очерченная невидимой линией территория, где мы играли в казаков-разбойников, оказалась неприкосновенным местом. Бегая друг от друга, мы осмеливались добираться только до Каретного ряда - и то не по переулкам, а через дворы. Играли еще в штандер и двенадцать палочек. Яковлев: Да, девчонки особенно любили, смысл игры крылся в виртуозности: не задеть мяч, прыгнуть выше, изящнее, быстрее, с поворотом, бросить мяч в стену через плечо или из-под ноги... А «двенадцать палочек» - вариация игры в прятки: на кирпич клали доску, на край доски - спички. Кто-то нажимал на другой край, спички взлетали вверх и рассыпались.
Пока тот, кто водит, собирал палочки, все разбегались и прятались. Тогда по Арбату уже ходили троллейбусы, а я-то помню арбатские трамваи. После его гибели она вышла замуж за Курта, сына Карла Либкнехта. Лидочка жила на Дорогомиловке, в доме, где до сих пор находится кинотеатр «Пионер». Ехали на двух трамваях: сначала «Аннушкой» по Бульварному кольцу, потом по Арбату на 15-м. Яковлев: Не пережил до сих пор. Жуткая катастрофа: ломали на глазах, очень быстро, сносили не дома - целый мир.
Арбат был низкорослым, с цветными окошками - от абажуров. Когда пробивали новый проспект, сметая с лица земли старинный район, я уже в театре работал. Яковлев: Сейчас - да, но его тоже испортили страшно. Из окна моей квартиры видны уродливые здания, их построили не так давно, на месте особнячков. Напротив стоял трехэтажный старинный домик, во дворе я гулял с первой нашей собакой Тедди. И домик, и двор безжалостно снесли, чтобы возвести на их месте жуткого монстра - дом архивов МИДа. Арбатские переулки знаю наизусть.
Когда в первый раз женился, переехал к жене в Зачатьевский переулок, что бежит от Остоженки, тогда Метростроевской. Жили в одной комнате с ее родителями, в полуподвальном этаже. Окна выходили на уровень тротуара - несколько лет только и видел из них мелькающие ноги и нижний край ворот Зачатьевского монастыря. До Театра Вахтангова доходил минут за пятнадцать, но можно было добежать и за пять. Такое случалось, когда я просыпал и опаздывал на утренний спектакль. Бывало, звонок по телефону прерывал молодой сон: «Юрий Васильевич, в чем дело? У вас спектакль».
Вскакивал и дул со страшной силой: с Зачатьевского на Лопухинский переулок, мимо Академии наук, Дома ученых, потом - Власьевский, Староконюшенный... Догадались, чей это путь? Булгаковская Маргарита летела примерно этим маршрутом над арбатскими переулками и Театром имени Вахтангова. Спустя четверть века в спектакле «Без вины виноватые» появился Ваш князь Дудукин. Не кажется ли Вам, что он - постаревший Стива? Яковлев: Знаете, есть большая разница между героями, которых любит зритель, и теми, кто дорог мне. Он для меня - воплощение дворянства из фамусовско-грибоедовской Москвы, из тех, кто умел жить с удовольствием, в полную силу.
Московский барин, не петербургский - это важно. Степан Аркадьевич близок мне какой-то внутренней теплотой, мягкостью, добротой бесконечной. Не безгрешный - совсем наоборот. Нахулиганил довольно сильно - с чего и начинается роман «Анна Каренина». Конечно, грешен, батенька, всю жизнь грешил и каялся, грешил и каялся. Но как искренне! Истинно русская душа.
Мне приятно жилось со Стивой, легко было с ним справляться. А господин Дудукин - из другой барской категории, из меценатской, которая обожала актерскую братию. Он нежно предан закулисью... Вы почти правы, когда говорите, что он - постаревший Стива Облонский. Поутихнувший Стива - мой Дудукин, они, конечно, одной породы. Оба близки мне. Яковлев: Набирали курс Герасимов и Макарова.
Я сдал все экзамены, набрал необходимую сумму баллов. Оставалось последнее - собеседование и кинопроба. Собеседование прошло весьма благополучно, Сергей Аполлинариевич - с виду потрясающий, любопытствующий мужик - стал расспрашивать про старого французского лирика уж забыл фамилию , чье стихотворение я читал. В отличие от Герасимова, Тамара Федоровна не задавала вопросов и, не мигая, в упор смотрела на меня холодными глазами.
Она заявила, что берет Яковлева под личную опеку — опытный педагог разглядела в молодом неудачнике потенциал, и не ошиблась в своих прогнозах. Закончив в 1952 году училище, Юрий Яковлев пришел в труппу театра Вахтангова, в котором и проработал целых 60 лет. Один из последних спектаклей Яковлева — знаменитая «Пристань», в нем играют пожилые актеры, отдавшие театру лучшие годы своей жизни и прославившие его сцену своим талантом. Всего за свою долгую карьеру Яковлев сыграл на сцене более 60 ролей. Характерная черта образов, которые создает Яковлев в театре — яркость, многоплановость и лиричность. В каждой из ролей присутствует знаменитая яковлевская грусть — едва уловимая, но придающая роли особый подтекст.
При этом сам актер неоднократно признавался, что очень любит импровизацию — правда, готовится к ней всегда заранее. Кино Первой ролью Яковлева в кино стал «актер Чахоткин» в водевиле «На подмостках сцены», который вышел на экраны в 1956 году. Всего через два года после кинодебюта, в 1958 году, Юрий Яковлев сыграл князя Мышкина в фильме режиссера Ивана Пырьева «Идиот» по одноименному роману Федора Достоевского — эта роль принесла ему первую всенародную славу и признание критики. Она оказалась для Яковлева судьбоносной — открылась его способность к оригинальной, собственной трактовке образа. Чего стоят одни глаза князя Мышкина — не сумасшедшего, а наивного идеалиста, столкнувшегося с миром обывательской жестокости. Должна была сниматься и вторая, но Яковлев отказался снова играть Мышкина, а режиссер не стал брать на его место другого актера.
Яковлев получил широкую известность и как киноактер. За свою карьеру он сыграл более 70 ролей в кино; в число самых известных его работ входят роли в фильмах «Идиот», «Иван Васильевич меняет профессию», «Гусарская баллада», «Ирония судьбы, или с легким паром» и «Кин-дза-дза». Последний раз в кино Яковлев снялся в 2007 году, в картине «Ирония судьбы. Фото с сайта kinopoisk.
Лишь после спектакля — домой, к праздничному столу. Пока можно поговорить о серьезном. О не сыгранной роли Иисуса Христа, предложенной Голливудом, или о гайдаровском Тимуре — пожалуйста. Юрий Яковлев: «Столько пропущенных ролей — Боже мой! Я помню запись из дневника Милляра, который он вел в течение всей своей жизни. Картина дня.
Юрий Васильевич Яковлев. (Любимые актеры)
25 апреля 1928 года появился на свет актер театра и кино, народный артист СССР, кавалер ордена Ленина Юрий Яковлев. В честь 95-летия со дня рождения любимого артиста 25 апреля исполняется 95 лет со дня рождения народного артиста СССР Юрия Яковлева – актера, которого знает и любит не одно поколение зрителей. В 2022 году состоялось открытие памятника народным артистам СССР Владимиру Этушу, Василию Лановому и Юрию Яковлеву у Симоновской сцены Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Актёра Юрия Яковлева из "Ранеток", которого ранее задержали с наркотиками в Москве, отпустили под обязательство о явке. В Москве простились с народным артистом СССР Юрием Яковлевым, который скончался 30 ноября на 86-ом году жизни.
В Москве сегодня провожают в последний путь народного артиста СССР Юрия Яковлева
Фото: РИА Новости. Народный артист СССР, актер театра и кино Юрий Яковлев скончался на 86-м году жизни, следует из сообщения пресс-службы Вахтанговского театра. Актер театра и кино, народный артист СССР Юрий Васильевич Яковлев родился 25 апреля 1928 года в Москве в семье юриста. Актер Сергей Пиоро заявил, что ему предлагали хайпануть на сходстве с легендой советского кино.
Народный артист СССР Юрий Яковлев умер на 86-м году жизни. Светлая память великому актёру
Голосом Яковлева говорят персонажи мультфильмов "Муми-тролль и другие" 1978 , "Приключения Васи Куролесова" 1981 , "Иван-Царевич и серый волк" 1991 и др. Юрий Яковлев - автор книг "Между прошлым и будущим" 1993 ,"Альбом судьбы моей" 1997. Творчество артиста было отмечено многими государственными и профессиональными наградами. Лауреат премии "Хрустальная Турандот" 1998 , премии "Кумир" за высокое служение искусству 1999 , национальной актерской премии имени Андрея Миронова "Фигаро" 2011. Он был награжден знаком "Серебряная маска" конкурса-смотра "Золотые маски", золотой медалью имени А. Довженко 1978.
Яковлев: Пройдет спектакль «Пристань», готовится выставка. Решили не представлять в экспозиции послужной список из сыгранных ролей, а взять фотографии домашние, бытовые, веселые, несерьезные - те, что никому, кроме членов семьи, неизвестны. Семья и соберется - театральная. Всех без исключения работников театра после спектакля буду ждать в Малом зале за накрытыми столами. Молодые готовят капустник. Никаких адресов, никакого официоза, никаких оркестров. И, заметьте, ни одного чужого человека. Яковлев: На несколько лет, в 1943-м вернулись в Москву. Отъезд спас от голодной смерти, правда, вернулся я дистрофиком. Уезжали вместе с отцом, хотя в Москве уже давно жили порознь. У отца был белый билет, на фронт его не взяли, и он вывез нас в далекую башкирскую деревню. Потом переехали в Уфу, где отец получил место адвоката, а мама работала в военном госпитале, куда привозили раненых со всей страны. Помню, что все время хотел помочь ей и стирал километры грязных бинтов. Помните атмосферу Москвы первых военных дней? Яковлев: Когда объявили войну, мы обедали. Воскресный день, по радио прервали концерт, и через паузу, показавшуюся очень долгой, прозвучало: «Фашистская Германия вероломно напала на нашу страну». Взрослые испугались. Мы, мальчишки, конечно, не сразу поняли всю катастрофу. Самое удивительное, что мы как-то вдруг повзрослели лет на десять. Начались налеты, но пока без бомбежек. Москву стали бомбить через месяц, тогда и вышел приказ о затемнении, и все московские окна перечеркнули бумажными крестами, чтобы не лопались стекла. Во время одного из налетов мы с ребятами оказались на чердаке, там стояли ящики и мешки с песком. Помню, что «зажигалка» попала на крышу, засунули ее в песок. Однажды вышли на улицу и обомлели: повсюду летали черные обгоревшие клочки бумаги, их было дикое количество. Сжигали архивы Петровки, 38. Пожаров от «зажигалок» было много: горела киностудия «Союздетфильм», огонь в нефтелавке напротив Лихова переулка был виден из нашего окна. В саду «Эрмитаж» пылали театральные костюмы - загорелся склад Театра имени Ленинского Комсомола. На площади Свердлова, напротив Большого театра, где позже поставили памятник Карлу Марксу, установили сбитый немецкий бомбардировщик. Бегали на него смотреть, несмотря на запреты старших, не разрешавших удаляться дальше Петровских ворот и Кузнецкого моста со знакомым мне по мирному времени магазином марок. Не слушались - так хотелось посмотреть на настоящий самолет! Яковлев: Паника началась осенью, когда фашисты взяли Калинин и была перекрыта дорога Москва - Ленинград. Это было в октябре. Люди стремились уехать из столицы, предприятия закрывались, поезда брали штурмом. Все куда-то бежали с криками и слезами... Яковлев: Днем всеобщего ликования и счастья! Все целовали и обнимали друг друга на улицах, смеялись и плакали от радости. Казалось, что у людей выросли крылья - такими легкими и прекрасными все казались. Яковлев: Ремонтировать - да, а любовь к машинам родилась с самого детства, но это, наверное, общая для мальчишек страсть. В любви к машинам я остаюсь мальчишкой до сих пор, только - повзрослевшим. Когда мы вернулись из эвакуации, я пошел учиться в школу рабочей молодежи и начал работать - нужно было маму кормить, потому что ее маленькой зарплаты не хватало. Меня устроили в Американское посольство... Яковлев: По блату, да, угадали. Блат заключался в том, что наша соседка по коммунальной квартире служила в Американском посольстве и была связана с Бюробином - Бюро по обслуживанию иностранцев, потом его функции взял на себя «Интурист». Звали ее красиво - Ангелина Осиповна Чемберс, она была русской, но носила фамилию мужа-англичанина. Она-то через Бюробин и определила меня в посольство. Сначала выполнял поручения, как мальчик на побегушках, - упражнялся на печатной машинке или отправлялся по разным учреждениям разносить посольскую почту, выкупать билеты. Знаете, тогда в 44-45-м годах Москва жила невероятным театральным бумом: билетов достать было невозможно ни в один театр. Война уже близилась к концу, люди взбодрились духом, чувствовалось общее восторженное восприятие мира, и народ просто повалил в театр... Это - к слову. Кроме зарплаты, моя работа оказалась серьезным подспорьем в пропитании - я получал американские пайки: яичный порошок, печенье, потрясающе вкусные мясные консервы под названием «Корнбиф». Через несколько месяцев меня повысили - перевели в посольский гараж, но тоже мальчиком на подхвате. Чаще всего заправлял и мыл машины, потом стали доверять мелкий ремонт. Например, такую утомительную задачу, как смазку двигателя, когда лежишь под машиной и качаешь масло. Механиками в гараже работали два симпатичных американца, постарше меня, конечно. Они-то и научили меня всем премудростям автомобильного дела. Мистер Гевер всегда проверял, что я сделал и как, часто улыбался: «Гуд бой! Когда впервые попал в Америку в 1960-м, с фильмом «Идиот», то общался свободно, не зная ни грамматики, ни правил. Поездка в Америку тогда считалась событием чрезвычайным - за океан попадали только артисты Большого балета и моисеевцы. Не только в той поездке, но и на любых гастролях за границей я легко переходил на английский. Все заложенное в детстве остается. Сейчас мне жаль, что не стал заниматься языком серьезно. Яковлев: Конечно там, мне и машину доверяли: ездил на таможню за посылками, чтобы перевезти их в посольский гараж на Спиридоновке, что находился почти напротив, наискосок от знаменитого Морозовского особняка с готическими башенками. Основная стоянка была около американского посольства - огромного здания рядом с «Националем», немножко в глубине, напротив Кремля. Из гаража я ушел в 45-м, когда кончилась война. В роду актеров не было, в самодеятельности не играли, в театр попадали нечасто. Двор, гараж, машины, марки, небогатая жизнь, мама-диетсестра... Так почему пошли в артисты? Яковлев: Много думал об этом. Ведь по природе своей я жутко стеснительный, робкий человек, не люблю публичность, ненавижу тусовки и никогда в них не участвую. Робел всегда и везде - в отношениях с женщинами тоже, хотя тут преуспел - у меня было три брака. Как при такой врожденной стеснительности я стал актером, - не знаю. Что-то скрываете? Яковлев: В моем случае есть какая-то аномалия, как и вообще в актерской профессии. Импульсы и впечатления, конечно, были - и радиоспектакли, от прослушивания которых не мог оторваться: капитан Немо, Робинзон, Гулливер... В кино бегали, в театре бывал, хоть и не часто. Знаете, странное чувство рождалось у меня на спектакле - получал удовольствие от театра как такового, воспринимал театр как зрелище и хотел быть там, в этом процессе. Никогда не говорю: мне спектакль «нравится» или «не нравится». У меня другой критерий: хотел бы я быть «внутри» этого спектакля или нет - в любом качестве... Яковлев: Постольку поскольку. Специально нет. Но если показывают по телевизору, то немного, одним глазом, могу взглянуть. Всегда смотрю с удовольствием двухсерийную ленфильмовскую картину «Друзья и годы» - очень уж добротно и хорошо фильм сделан, хоть и порезан жутко. Яковлев: Нисколько. А потом, и не узнают уже. Раньше немного обременяло, но, понимаете, во мне есть сдерживающее начало, и оно людей немного останавливает. Могу себя поставить так не специально, конечно , чтобы поклонники были рядом, но не близко. А кино помогает работе на сцене? Яковлев: Совсем разные виды искусства. Иные способы подачи материала, принципы игры. Кино научило меня собранности и моментальной готовности. Это великие помощники в нашем деле. Я способен отключаться и внутренне закрываться от всего внешнего. Могу пребывать в полной расслабленности, что бы вокруг ни происходило. На съемочной площадке полный бардак: рабочие стучат, операторы орут, осветители матерятся - я ничего не слышу и ничего не вижу, отключен. Мне все равно, я - в профессиональной готовности. Встаю перед камерой - могу все. Благодаря этому качеству, как правило, выдаю все на максимум с первого дубля. Чаще всего режиссеры и брали мои первые дубли. Полной собранности и полной отдаче научил меня кинематограф. В кино ведь съемки начинаются с любого фрагмента - пожалуйста, я готов. Работа над фильмом «Необыкновенное лето» началась в Саратове с финальных сцен, поскольку уже уходила летняя натура. Мой герой поручик Дибич сначала умирал, а уже потом снимали всю его жизнь... А вообще ближе мне театр.
Всю жизнь он жалел, что Пырьев не доснял "Идиота" с ним в главной роли. Пронзительный взгляд Яковлева-Мышкина тогда стал мировой кинематографической сенсацией. После премьеры из Голливуда пришло приглашение сыграть Иисуса Христа. Но Яковлева, как водится, не пустили. Зато после каждой роли в нашем кино, ему все труднее было преодолевать небольшое расстояние от своего дома до театра. Анекдоты про поручика Ржевского, которые появились сразу после его роли в "Гусарской балладе" - это тоже особая, может быть, самая высшая форма народного признания. Позднее именно он придумал, каким должен быть домуправ Бунша в "Иван Васильевич меняет профессию" - его скороговорку, потому что у таких недалеких людей одна мыслишка убегает вперед другой. Даже простое "Ку" в "Кин-дза-дзе" - с неповторимой яковлевской интонацией превращалось в целую философию. И для своего любимого Ипполита это он, Юрий Яковлев, на ходу сочинил легендарные фразы, которые каждый раз с воодушевлением повторяет вся страна.
Учеба поначалу давалась нелегко: первый курс Юрий Яковлев окончил с двойкой по актерскому мастерству. Отчислению воспротивилась Мансурова, заявившая: «Я его переведу, потому что он мне интересен. Буду с ним работать». Окончил училище в 1952 году, после чего поступил на службу в Академический театр им. Евгения Вахтангова.