Смотреть что такое «ямщики» в других словарях: ямщики — Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. Разбираемся, что такое ямщик. Ямщик — Это название возницы заимствовано из тюркских языков, где словом ямчы. Значение слова ямщик в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка.
Значение слова «ямщик»
Ямщики оказались достаточно предприимчивыми, чтобы обзавестись целой системой хитростей и лайфхаков, способствовавших повышению стандартной оплаты их труда. Изначально ямщик — житель яма (почтовой станции), обязанный на своем транспорте и своими силами доставлять в назначенное место казенные послания, грузы, должностных лиц. Ямщик обычно работает на свежем воздухе, что может быть приятным, но также требует учета погодных условий.
Ямаши: ямщик, не гони лошадей!
Соллогуб, Тарантас. Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. До отмены ямской повинности в XVIII веке лица, выделенные в ямщики, переселялись в ямы — поселения при вновь создаваемых почтовых станциях, где им, помимо прочего, выделялась земля для обработки. При строительстве Петербурга с XVIII века вошло в практику также расселение ямщиков в специальных слободах, устраиваемых в городской черте.
Возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.
После 1812 г. В первой половине XIX века, кроме однодворцев, ямщицкая внутрисословная категория была второй и последней ярко выраженной группой в среде казённого крестьянства. Ямщики продолжали оставаться с теми же правами и обязанностями, каковые были у них ранее.
По своему ведомству они, а равно и их конкуренты, могущие по Указам 1810 и 1812 гг. Так, владелец или содержатель яма занимал должность станционного смотрителя вспоминайте А. Пушкина с его рассказом , каковая должность числилась в IX классе "Табели о рангах". Однако Указом 1822 г.
В 1824 г. Указом 7 июня 1826 г. С 1830-х годов в стране началось развитие железных дорог, и ямщицкая внутрисословная категория оказалась не нужна. Именно после 1826 года термин «ямщик» окончательно огрубляется и начинает применяться к обыкновенным извозчикам, не имеющим с настоящими ямщиками ничего общего.
В те времена Ямская слобода была огорожена частоколом, попасть за который можно было лишь через тщательно охраняемые башни с воротами — оно и понятно: почта — дело государево, во все времена овеянное ореолом служебной тайны. В писцовых книгах Казани 1566—1568 гг. Слобода имела хорошо развитую планировочную структуру с единым центром — площадью у церкви Живоначальной Троицы, откуда расходились пути на Москву и на Нижнюю Волгу. Здесь же находилось главное административное учреждение слободы, присутственное место ямского приказчика — съезжий ямской двор. Согласно тогдашним правилам, он должен был включать в себя ямскую избу, постоялое место и хозяйственные строения — кузницу, сенник и конюшню.
Скорее всего, Ямской двор возник на этом месте еще в год взятия Казани, то есть даже раньше, чем земли вокруг него были отданы под строение слободы. Приоритетное значение для Ямской слободы имело, разумеется, направление на Москву, совпадавшее на своем начальном участке с трассой 1-й Троицкой улицы, переходившей в Большую Московскую дорогу. Во главе слободы стояли ямской приказчик назначавшийся правительством и ямской староста выбиравшийся ямщиками. Были они людьми серьезными — состояли на полном казенном обеспечении и даже строились по наказу из столицы, для чего из Ямского приказа специально высылался "стройщик". Они и разруливали все "ямские" дела, подчиняясь при этом напрямую Москве, они же устанавливали количество "охотников" — исходя из сложившейся конъюнктуры.
Всего в слободе по данным Троицкого прихода за 1731 год насчитывалось 134 жилых двора: 86 ямских, 45 бобыльских и 3 двора нищих. Несмотря на то, что по указу царя Алексея Михайловича от 1643 года ямщикам запрещалось записываться в купцы, казанские ямщики активно торговали: будучи свободными от податей и обладая свободой передвижения, они даже составляли известную конкуренцию тяглым людям — лавки и даже кузницы! В силу специфики своей работы ямщики особенно предпочитали меновую торговлю, привозя изделия, чаще всего металлические, из Москвы, Нижнего Новгорода и других городов и выменивая их на меха и кожевенные изделия у местных тем самым нарушая государственную монополию на "мягкую рухлядь" — за эту статью дохода они постоянно боролись с купцами. При всем этом ямщики продолжали оставаться людьми государственными, и им полагалось жалованье, фактический размер которого в разные исторические эпохи мог разниться, как разнились и условия их службы — скажем, наши казанские ямщики получали денег не меньше своих московских собратьев, а вот "гонять" им приходилось раз эдак в пять реже.
Ямщики появились задолго до появления автомобилей и других средств транспорта. В то время, как лошади были основным средством передвижения, ямщики играли важную роль в транспортировке людей и грузов. Они поддерживали и содержали лошадей, ухаживали за движением и путешествиями.
Кто такой ямщик
Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века.
Профессия была настолько популярной, что оставила огромный культурный пласт в русском искусстве и литературе. Следует различать: ямщики — это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики — водители городских такси. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов.
В среде же извозчиков была своя классификация. Так, ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта.
Тверской-ямской казачий полк в составе шести сотен был сформирован по указу Александра I от 10 сентября 1812 года для усиления отряда генерала Ф. Винцингероде в Волоколамске из ямщиков Тверской и Московской губерний. Командир полка — майор Ф. В другом источнике указано что по Высочайшему повелению, после занятия Большой армией Москвы граф П. Голенищев-Кутузов , собрал между Москвою и Вышним Волочком 3 747 ямщиков, из которых сформировал казачий Ямской полк и конную артиллерийскую полуроту [13]. В 1812 году полк действовал в отряде Винцингероде, в кампанию 1813 года сражался в отрядах генералов И.
Дибича, В. Гарпе, М. Воронцова и И. Галатте де Жепола на территории Пруссии , герцогства Варшавского, Саксонии , Мекленбурга , в 1814 году — на территории Франции. Влияние на культуру[ править править код ] Фигура ямщика запечатлена во многих произведениях литературы, искусства и народного творчества, например:.
Но был и своеобразный центр их работы в виде города Рыбинска - по информации редакции novate. Рыбинск - центр работы крючников. Кроме того, среди них была своего рода внутренняя дифференциация по специализации. Так, одна часть профсоюза работала на поднятием грузов из трюма на палубу, другая - именно та, что работала с крючком - занимались забросом мешки себе на спину и транспортировкой их на другой корабль, а третьим был человек, именуемый «батырем», занимаясь руководством процесса погрузки мешков. Отличие работы крючников от других грузчиков состояло в том, что они переносили грузы с корабля на корабль, не перенося их на берег. Любой поволжский порт имел собственные артели профессиональных крючников. А работала она следующим образом: как только оканчивалась погрузка, им платил не сам хозяин груза, а подрядчик, фактически монополизировавший найм этих людей. Но суммы за столь нехитрый, но довольно тяжкий труд, были немаленькие: крючник мог заработать до 5 рублей в день. Вот поэтому они считались своеобразной элитой среди наёмных трудяг. Но, конечно, минусы это профессии были эквивалентны заработку: их деятельность слишком сильно сказывалась на здоровье крючников, поэтому они имели множество хронических заболеваний, а в средних годах почти все имели инвалидность. Крючник, конец 19 века. А вытеснила их, как можно предположить, техника: как только появились автоматические погрузчики, деятельность крючников в оригинальном понимании оказалась не нужна. Впрочем, окончательно данный род деятельности не исчез совсем, а сумел трансформироваться исходя из новых условий. Сегодня можно также встретить своего рода наследников крючников, которыми оказались докеры. Чумак Одно из популярнейших занятий в Российской империи. Ключевой деятельностью этих людей была перевозка различных грузов по челночным маршрутам с севера на юг и в обратном направлении. Но чаще всего их знают по своему самому известному грузу, как доставщиков соли, но также они нередко перевозили зерно и древесину. Работали они группами, объединяясь в полноценные караваны из повозок с навьюченными волами. Последних, кстати, выбирали неслучайно: они были достаточно выносливыми и сильными, чтобы переживать столь долгий путь. Полотно Ивана Айвазовского «Волы на перешейке», 1860 год. Оказывается, в XVI — XVIII веках территория Причерноморья была малозаселённым регионом, известным в исторических документах и картах под топонимом «Дикое поле» - такая ситуация сложилась потому, что в этот район регулярно набегали крымские татары, то кочевники вроде ногайцев. А значит, что ограбления грузовых караванов были привычной действительностью. Вот поэтому чумакам нужно было обладать ещё и боевыми навыками.
Именно по этой дороге, соединявшей столицу с единственным портом страны, осуществлялась торговля с Англией и Голландией, перевозились государевы депеши и «грамотки» иноземных людей. Профессия ямщика стала в Ярославле сразу же очень популярной. О лихих ярославских ямщиках ходили легенды. А сегодня преемниками ямщиков можно считать работников почты и курьеров, которые с 1994 года отмечают профессиональный праздник во второе воскресенье июля. Как на Ярославской земле появились ямы Возникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к X веку. Уже тогда существовал «повоз» — особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. Однако грунтовых дорог было мало, а путь по существующим был труден и рискован. Стремясь облегчить сбор дани и передвижение торговых караванов на завоеванных землях, ордынские власти установили вдоль главных дорог почтовые станции, где можно было сменить лошадей. На Руси такие станции стали звать «ямами» — от тюркского «дзям», то есть дорога. Для работы на них набирали ямщиков от слова «ямчи» — проводник. После свержения ордынского ига русские князья взяли татарский опыт на вооружение, сохранив ямские станции на русских дорогах. Расстояние между станциями составляло от 40 до 100 верст, а в среднем около 60 километров, если говорить в современном измерении в одной версте чуть больше километра. Ровно столько составлял дневной прогон лошади. Путешествующие по Золотому кольцу России могут заметить, что и сегодня древние русские города располагаются именно на таком расстоянии. В ямщики шли «охочие» люди, и охотников находилось немало. От государства ямщик получал освобождение от налогов, землю под постройку дома и жалованье — 3 рубля в год лошадь стоила 50 копеек. Однако и профессия эта была не из легких.
Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск
Энциклопедическая справка Слово ямщик образовано от существительного тюркского происхождения ям, имеющего значение «почтовая станция, на которой меняют лошадей». Встречается в русских документах начиная с XIV в. Со второй половины XV в. В обязанность ямщиков входило содержание станции и лошадей. Собственно перевозками занималось местное население. Однако постепенно крестьяне см.
Один из способов получить профессиональное образование в данной сфере — поступить в колледж или университет, где обучают ямщиков. Такое обучение позволяет получить фундаментальные знания и навыки, необходимые для работы в этой области. Другой путь — начать свою карьеру с нуля, выполняя различные задачи, связанные с работой ямщика.
Важно найти мастера, который согласится принять вас на стажировку и обучить всех тонкостей этой работы. Получение лицензии. В некоторых странах существует специальная лицензия, которую нужно получить, чтобы работать в качестве ямщика. Для этого требуется пройти определенные экзамены и соблюдать определенные требования. Независимо от выбранного пути, важно овладеть не только практическими навыками работы с лошадьми и колесницами, но и иметь хорошую физическую форму, а также ясно представлять свои обязанности и ответственность за безопасность пассажиров и лошадей. Роль в современном обществе Хотя в современном мире использование транспортных средств, таких как автомобили и грузовики, стало широко распространенным, роль ямщика до сих пор остается востребованной и важной. Во-первых, ямщики и их услуги необходимы для обеспечения безопасности дорожного движения и сохранения инфраструктуры в хорошем состоянии. Ямщики выполняют различные работы, которые позволяют избежать аварийных ситуаций и снизить риск возникновения поломок.
Эти специалисты занимаются обслуживанием и ремонтом дорог, выполняют работы по заполнению ям, выравниванию покрытия и осуществлению других мероприятий по поддержанию дорожной безопасности. Их опыт и знания помогают обеспечить плавный и безопасный проезд для всех участников дорожного движения. Кроме того, ямщики также играют важную роль в экологическом аспекте. Они выполняют работы по установке и обслуживанию систем дренажа и очистки воды. Это позволяет предотвратить сброс загрязненной воды в природные водоемы, что способствует охране окружающей среды и сохранению природных ресурсов. Таким образом, роль ямщика в современном обществе заключается в обеспечении безопасности на дорогах, поддержании инфраструктуры и сокращении негативного воздействия на окружающую среду. Их важная работа оказывает значимое влияние на нашу жизнь и позволяет нам наслаждаться комфортным и безопасным передвижением по дорогам. Примеры известных ямщиков Аркадий Борисович Волож — известный бизнесмен и инвестор, руководитель одной из крупнейших компаний в России.
Волож также выступает как ямщик и принимает участие в соревнованиях по ямщику. Он имеет собственные лошади и специальные повозки. Анастасия Дмитриевна Любимова — известный российский актёр и театральный режиссёр.
С приходом Петра I ямщики получили почтовые рожки, которыми должны были сигналить о прибытии. Однако закаленные на трактах ямщики новинку не оценили: им было удобнее орать и свистеть. И только к концу XVIII века ямщики наконец нашли интересное для себя сигнальное новшество: специальные колокольчики, называвшиеся по месту крепления поддужными. Их звон, по хроникам тех лет, был слышен уже за пару верст, а также служил своеобразной "магнитолой" как вознице, так и пассажирам. Интересно, что в Европе такие колокольчики практически не применялись.
След в культуре: эй, ямщик, поворачивай к черту! Немного найдется столь старых профессий, которые воспеваются до сих пор.
Служба и жизнь ямщиков Появление и массовое распространение ямщиков связано с московским князем Василием Ивановичем, который в 1516 году реализовал указ о создании Ямского приказа. Отвечал новый приказ изначально за почтовые транзитные перевозки.
Отбирали в ямщики весьма строго - согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Преимущество имели те кандидаты, предки которых занимались ямщицкой работой ранее. В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Нелишним было и умение громко свистеть.
Награждали за работу соответственно строгости отбора - жили ямщики с семьями в специальных слободах, располагавшихся вдоль оживленных трактов.
Ямаши: ямщик, не гони лошадей!
Что такое ЯМЩИК? Человек, перевозящий почту и/или пассажиров на почтовых (станционных) лошадях (см. лошадь*).Слово ямщик образовано от существительного тюркского происхождения ям, имеющего значение ‘почтовая станция, на которой меняют лошадей’. Ямщик (устаревшее, от тат. ямчи — проводник) — человек, занимающийся грузовыми и/или пассажирскими перевозками на гужевом транспорте. Что такое ЯМЩИК? Человек, перевозящий почту и/или пассажиров на почтовых (станционных) лошадях (см. лошадь*).Слово ямщик образовано от существительного тюркского происхождения ям, имеющего значение ‘почтовая станция, на которой меняют лошадей’.
Значение слова «ямщик»
Многие считают, что ямщик – это человек, который управляет повозкой и занимается перевозкой людей. Смотреть что такое «Ямщик» в других словарях: Ямщик: особая каста среди русских. Сделано было такое распоряжение, чтобы ямщики были люди благонадежные из выборных и целовавших крест. Хотя слово «ямщик» считается устаревшим, оно не вышло из употребления благодаря целому пласту песенной культуры. Смотреть что такое «ямщики» в других словарях: ямщики — Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. а виноват смотритель.
Происхождение слова Ямщик
К 1713-му году, как видно из официальных документов, в Санкт-Петербургской губернии ямы стояли от Новгорода до Санкт-Петербурга, и было «на 3-х станах по 15, да в С. До 1714 г. На всех ямщиков выплачивалось «жалованья 11. Сложилась ситуация, когда из-за нехватки ямщиков, находившихся в постоянной работе в связи с большими расстояниями между станами, оказалось, что «почт и других подвод при С. Ими и стали ямщики, переселенные из центральных и окраинных губерний Руси. В указе 1712 года царь Петр распорядился для «братьи ямщиков» «дать… земли и всяких угодий под дворы, огороды, гумна и на пашню». Имея этот царский указ, вице-губернатор в 1713 году пытался выяснить, «откуда тех ямщиков и по сколько вытей селить», так как об этом в царском указе 1712 года ничего сказано не было.
Для того чтобы определиться, сколько и откуда вытей переводить, царь повелел со всех губерний собрать «ведение немедленно», «сколько в Московской и прочих губерниях по дорогах… ямов», и «на котором яму сколько вытей и дворов», а «в них людей», и «в каковы лета», и «что у котораго яму пашенной и выгонной земли», и «по чему на выть дается в год жалованья» [56] и т. Указы царя и запросы о ямщиках были разосланы по губерниям в конце ноября 1713 года. В нем, в частности, определялась плата за проезд и соотносились права, как проезжающих, так и ямщиков. Данный указ действовал в течение всего XVIII века, а выдержки из него включались в дорожные календари. Зато царь, накануне переселения ямщиков, отменяет им государственное жалование, рассчитывая, видно, что плата за проезд непосредственно ямщикам, сделает их материальное положение достаточно сносным. На практике отмена царского жалования больно ударила по ямщикам на этапе их переселения и обустройства на новом месте.
И все же на фоне всё большего закрепощения пахотного крестьянства, [59] происходившего в стране в петровское время ускоряющимися темпами, условия существования ямщиков, несмотря на все трудности их служения, были в среде податного русского народа привлекательными. Хотя свобода ямщиков тоже была относительной: в царствование Петра I они не имели права перехода в другие сословия за редким исключением. Судьбоносный указ История основания Тосненского Яма во всей своей полноте еще не изучена и не написана. Поэтому так дорог краеведам каждый факт, имеющий отношение к переселению ямщиков на реку Тосну. Это обязывает и автора данного исследования рассмотреть последовательность событий с переселением ямщиков на Тосну с возможной полнотой, максимально познакомив читателей с найденными материалами. Итак, в течение нескольких месяцев 1713-го — начала 1714-го гг.
Ведомости о ямщиках, присланные из губерний, включали данные о ямских слободах Москвы, Тулы, Калуги, Костромы, Киева, Воронежа, Казани, Мурома, Нижнего Новгорода и многих других городов. Меньшикову, чтобы он «в Канцелярию Сената прислал известие: для поселения ямщиков в С. На основании собранных из губерний сведений, 26 июня 1714 года «по вышеписанному великого государя имянному указу», «Сенат приговорили: для поселения ямщиков в С. Этот указ Сената от 26 июня 1714 года по старому стилю и является точкой отсчета в истории основания Тосненского Яма. По данному указу должны были переселиться: в Петербург 105 вытей из Московской 73 выти, из Ярославской 8, из Рижской 8, из Архангелогородской 16 ; [62] а «на половину до Волхова» должны были прибыть ямщики «из Казанской 42, из Киевской 13, и того 55» вытей; [63] на Волхове предполагалось поселить 38 вытей из Азовской губернии и 18 из Киевской. И те деньги, собранные в Сибирской губернии, надо было «к вышеписанным в подмогу отдать… по расписке».
Им вменялось иметь при себе собранную с ямщиков казну, а также «выбранных ямщиков с плотничими снастями и с лошадьми для воски на то строение припасов». Людей и лошадей надо было прислать «не мешкая не мало» в нужном количестве, чтобы «то дворовое строение было построено… нынешним летним временем». Сенат приговорил губернаторам ямщиков-переселенцев «на житье перевесть… по первому зимнему пути» 1714 года. Меньшиков места для поселения ямщиков должен был отводить «на выть пристойно, по его великого государя указу и по своему разсмотрению», и «где отведены будут присланным к ним из губерний, те места показать». Принимает Сенат и карательные меры. Таковы были дух и методы Петрова царствования.
В 1714 году к делу переселения ямщиков Сенат возвращался неоднократно. Так, 26 июля 1714 года выносится приговор, имевший большое значение для устройства будущего яма на реке Тосне. Дело в том, что в это время из состава Казанской губернии выделилась Нижегородская губерния с городами Нижний, Муром, Арзамас, Алатарь. До того, как главной дорогой России стал тракт Петербург-Москва, самой напряженной дорогой в нашем Отечестве был гужевой путь на восток, вошедший в историю страны под названием Большая Володимирская дорога или Владимирка. Именно на этом пути до переселения на Ям-Тосну несли государеву службу ямщики Казанской и Нижегородской губерний. В 1332 г.
Московские правители приобрели в Золотой Орде ярлык на Нижний Новгород, то есть Москва получила право собирать с Нижегородской земли дань для татарского хана. Дорога, идущая из Москвы через Владимир к Нижнему Новгороду, стала играть огромную роль в создании централизованного Русского государства. В 1395 году по самой «велицей дорозе Володимерьской» из Владимира на Москву прошла чудотворная Владимирская икона Божией Матери — величайшая святыня Руси. По Владимирскому тракту в 1552 году двигалось 150-тысячное войско Иоанна Грозного, чтобы покорить Казанское ханство. По этой дороге шли на Русь торговые караваны из Бухары, Китая, Индии… Вот почему на некоторых ямах находилась специальная военная охрана. По мере освоения и экономического развития этого края, разветвлялась и сеть дорог, где «гоняли ямщину» как предки будущих тосненских ямщиков, так, со временем, и они сами.
Основной маршрут дороги, вокруг которой вращалась жизнь ямщиков — тосненских переселенцев — обозначен такими пунктами: Москва — Владимир — Муром — Нижний Новгород — Козмодемьянск — Казань — Ижевск — Егоршино — река Чусовая — верховья реки Туры … Это был летний путь в Сибирь. Из Москвы в Нижний Новгород добирались через Муром. Вьезжали в Нижний с ополья — Муромско-Московской дороги — в том месте, где находились ямские слободы и государев постоялый двор. Многие ямские слободы и станы Казанской и Нижегородской губерний сложились преимущественно в результате миграции русского населения на юг и восток, что происходило по мере расширения границ Руси в связи с присоединением к ней территорий исчезнувшей с исторической арены Золотой Орды. На протяжении веков ямские станции на трактах являлись проводниками государевой воли Великих русских князей. Ямщики селились в новых краях, как правило, в одно время со стрельцами или сразу вслед за ними.
Так возникли, например, города Козмодемьянск, Алатырь и др. Окрестные жители поставляли на ямы корм для лошадей, подводы, нанимались в работники к ямщикам, так как тем за гоньбой было некогда обрабатывать свои земли. Ямскую службу в восточных районах России осуществляли православные русские люди, держась обособленно от местного населения других вероисповеданий и племен. Ямщики по городам даже среди русского населения жили в особых, так называемых «не тяглых» слободах, селились отдельно от посадских людей. В XIX веке, когда империя набрала силу, поменялась ситуация и с национальным составом ямщиков. Изъездивший всю Россию в исторической обстановке В.
Даль, пишет о том, что ям — это татарское селение, «коего крестьяне отправляют на месте почтовую гоньбу, и где для этого станция, стан, …станок». Подобные свидетельства о ямщиках местных национальностей можно встретить в путевых заметках и воспоминаниях многих русских знаменитостей этого времени, проезжавших по Чувашии, Мордовии, Башкирии… Но в начале XVIII века государевыми ямскими охотниками были только русские или перешедшие в Православную веру инородцы. Необходимо отметить, что после того, как Петр отказался использовать в своих военных целях татарскую конницу, привыкшие к лошадям татары взяли на себя Сенные рынки в Казани и Нижнем. Они пригоняли табуны лошадей и в Петербург, использовались на петербургских пастбищах для «сторожбы и паствы лошадей до их раздачи в полки» [79] , что подтверждается документами, в которых фигурируют татарские имена и фамилии. Татары прибывали в Петербург на определенное время, но насильно сюда не переселялись. Эта участь досталась в петровскую эпоху русским.
Выходцы из Казанской и Нижегородской губерний в списках ямщиков-переселенцев основавших Тосненский ям оказались лишь с православными именами, что говорит само за себя. В документах петровского времени на Тосненском Яму встречаются Константин Панов, Козма Вологженинов и другие подобные этим имена. Хотя нельзя не вспомнить, что в 1715 году царь Петр издал указ о насильственном переходе татар Казанской и Азовской губерний в Православие под угрозой лишения имений. Но трудно себе представить, чтобы мусульмане могли подчиниться этому указу в массовом порядке. Да и к этому времени, осенью 1714 г. Не исключено, что после их отъезда освободившиеся станции могли занять татарские, чувашские, мордовские и т.
Не лишним будет подчеркнуть, что с петровского времени по Владимирке погнали в Сибирь арестантов. Часто в исторической литературе встречается утверждение, что ссылка в Сибирь на каторгу или поселение началась при императрице Анне Иоанновне, когда знаменитый Владимирский тракт был переименован в Сибирский. На самом деле отправка преступников и пленных в Зауралье началась еще при Петре I. Глава Сибирского приказа Виниус посоветовал царю отправлять в Сибирь военнопленных и преступников. Царь и приказал использовать труд ссыльных на разных работах, в том числе и для доставки почты по рекам в дальние углы Сибири. Сосланных в этот суровый край сажали в лодки «для гребли в цепях, чтобы не разбежались и зла никакого не учиняли».
Так было до 1707 года, после чего каторжан и пленных стали использовать на вновь открытых рудниках. Да, западная цивилизация насаждалась в России окровавленными руками. Когда будет написана полная и объективная история царствования Петра Первого, не исключено, что и разбой вдоль русских дорог будет осмыслен исследователями как стихийное народное сопротивление царю, строившего Россию по чертежам исконных врагов нашего Отечества.
Стать ямщиком было много желающих — ямщики и их семьи получали освобождение от государственных податей, землю под постройку дома и жалование. Однако работа была не из легких — ямщику требовалась сила и выносливость, нужно было быть трезвым и ответственным. При вступлении в службу он обещал «на кабаке не пропиваться, никаким воровством не воровать, никуда не сбежать и ямской гоньбы жеребьев своих в пустоте не покинуть». Перевозить требовалось путников, депеши, грузы, также от каждого ямщика требовалось содержать не менее 3 лошадей и следить за их здоровьем. Вдоль по Тверской-Ямской «Тройка». Указ предъявлял строгие требования к работе ямщиков — особенно к перевозке корреспонденции, которую нужно было везти «бережно, в мешках, под пазухою, чтобы на дожде не замочить и в пьяном виде не обронить на дороге если подмочат или потеряют, то будут подвергнуты пытке ». В случае нарушения целости сургучных печатей на государственных письмах ямщика ждало предварительное заключение и доставка в Москву на допрос а значит, снова пытки.
А за каждый час опоздания ямщикам полагался один удар кнутом. В общем, служба была не из легких. Поэтому постепенно ямщики сформировались как отдельная каста — мастерству управления лошадьми и искусству упряжки, тонкостям службы и лихому ямщицкому свисту учили с ранних лет, и селились ямщики также компактно, отдельными ямскими слободами. Как в Москве, так и в Ярославле еще одном русском городе, знаменитом своими ямщиками , да и во многих других городах были и есть до сих пор Ямские улицы — там возницы и селились. В ямщицких семьях сильны были традиции. До конца XIX века безусловной главой ямщицкой семьи была бабушка — так как мужчины проводили большую часть времени в дороге, дом оставался на управление женщин. Ямщики были религиозны, особо почитая святых Флора и Лавра, считавшихся покровителями лошадей — например, главный московский лошадиный торг находился на Зацепе возле нынешнего Павелецкого вокзала , где и до сих пор стоит церковь Флора и Лавра. Подорожная от Москвы до Санкт-Петербурга подпоручику лейб-гвардии Егерского полка г. Пушкина Для обыкновенного путешественника ямщик работал таким образом.
Однако слово «ямщик» не исчезло из обихода. Перевозка людей и грузов по российским дорогам в те годы была небезопасна. Так, сбившись с пути холодной ночью, можно было замерзнуть насмерть. А еще приходилось опасаться набегов разбойников. Поэтому служба требовала от ямщиков терпения, отваги и большой силы. После появления в России первых железных дорог количество конных почтовых станций сильно сократилось. Тем не менее, ямщики в России выполняли свою нелепую службу до начала XX в. Служилые люди В допетровское время ямщики считались «служилыми людьми», точно так же, как и пушкари, стрельцы и городовые казаки. К середине XVI в.
III, 1659, также у Котошихина 124. Из тюрк. I, 315; Бернекер I, 444 , сближено вторично с образованиями на -ик. История слов Алмаз, алтын, ансырь, аркан, базар, басма, батман, башмак, булат, бурав, бязь, вьюк, деньги, зипун, каблук, казна, казначей, камыш, кинжал, колпак, колчан, кончар, сундук, сычуг, тамга, таможня, толмач, торба, чепрак, шатёр, ям, ямщик. Понятно, что вторжение татар в пределы русского племени не могло не отразиться отрицательно на развитии русской культуры и русского языка. Однако и тут сказалась глубокая самостоятельность русского народа. Он воспринял лишь определенные стороны материальной культуры татар.