Интерфакс: Руководитель думской фракции "Единая Россия" Владимир Васильев считает, что теракт в Crocus City Hall имеет некоторое сходство с тем, что произошло в театре на Дубровке в 2002 году, но российское общество сейчас другое. Здание Театрального центра на Дубровке было построено в 1974 году на улице Мельникова и называлось Дворцом культуры Первого государственного подшипникового завода.
Трагедия «Норд-Оста»: хронология и последствия теракта 2002 года на Дубровке
Ему ответить бы по всей строгости, а не хвастаться восстановлением, — говорят в Сети. Действительно, как рассказали те, кому удалось спастись от кровавой бойни и пожара, многие эвакуационные выходы были заперты, а часть проходов, вопреки всем пожарным нормам, была завалена мусором и коробками. Это подтверждают и пожарные: один из спасателей рассказал РБК, что часть эвакуационных выходов оказалась перекрыта, а системы пожаротушения сработали не в полной мере. Люди считают, что если бы владельцы «Крокуса» следили за соблюдением требований безопасности, жертв было бы намного меньше, ведь большая часть погибших элементарно задохнулись в дыму или оказались раздавлены рухнувшими многотонными конструкциями. Сам Араз Агаларов, президент «Крокус Интернешнл» и отец известного певца Эмина, поспешил заверить журналистов, что «сработало абсолютно всё». Он уверяет, что системы несколько часов удерживали конструкцию от обрушения, что дало зрителям время на спасение. Фото: t. Впрочем, вероятнее всего, никаких нарушений со стороны владельцев не обнаружат — ведь не нашли же ничего криминального в том, что ЧОПовцы, которые охраняли площадку в день концерта группы «Пикник», даже не были вооружены и не смогли противостоять террористам с автоматами. Как выяснилось, это обычная практика — считается, что в таких ситуациях необходимости в вооружённой охране нет. Если не ТЦ, то что?
В профессиональном сообществе пока нет единого мнения по поводу возможности, а главное, этичности восстановления торгового центра и концертного зала. Некоторые отмечают, что пока ещё слишком рано делать какие-либо выводы и строить планы. Места терактов и больших трагедий прошлых лет Тут уместно вспомнить о том, что сегодня стало с местами самых громких терактов и мест, где произошли чудовищные трагедии за последние годы. Кемеровчане не стали восстанавливать торговый центр — спустя пару лет после трагедии на этом месте разбили мемориальный сквер, получивший название «Сквер ангелов». Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв перед открытием сквера подчеркнул: — Наша задача была сделать не место скорби, а место памяти и место силы. Фото: wikipedia. Сегодня сквер на месте уничтоженной «Зимней вишни» — это красивая, тихая, полная зелени территория с фонтанами и детской площадкой, она занимает около 2 гектаров. Вместо мемориала в углу сквера построили небольшую часовню — внутри написаны имена всех погибших в том страшном пожаре. Школа в Беслане: всё осталось как было А вот на месте теракта в Беслане, который случился в уже далёком 2004 году, не стали ничего сносить и строить.
Там, где 20 лет назад погибли 333 человека, половина из которых — дети, всё осталось по-прежнему. Не тронули и спортивный зал, в котором террористы удерживали заложников — его стены лишь обнесли шатром, но ничего не сносили и не реконструировали.
После чудовищного террористического акта во время мюзикла "Норд Ост", с захватом в заложники зрителей, и последующего штурма, центр сильно пострадал. Но разрушения конструкций и интерьера здания легко устранимы - сейчас центр полностью отреставрирован и мюзикл "Норд-Ост" был возрожден. А вот в памяти людей центр на Дубровке на долгие годы будет связан с трагедией 2002-го года. Поэтому в репертуаре центра - регулярные вечера памяти, посвященные жертвам терроризма. Спустя 3 месяца после теракта, в конце января 2003 года здание было восстановлено также в нем располагаются несколько магазинов и школа танцев.
Театральный центр на Дубровке — это концертный зал со сложной и трагической судьбой, каждый театральный сезон на Дубровке теперь открывается вечерами памяти жертв международного терроризма.
RU для «чёрных» и «белых» промо-компаний, исключения грубости и некорректности, повышения информативности потока отзывов. Мы стараемся предоставить посетителям максимально качественную и достоверную информацию. Я ознакомлен а с Политикой конфиденциальности OSD. RU и добровольно предоставляю свои персональные данные, а также подтверждаю свое согласие на их хранение, обработку, использование и удаление.
Через 15 минут они выносят тело убитой Ольги Романовой [36]. Передав тело сотрудникам «скорой помощи», они возвращаются в здание Театрального центра. Террористы безуспешно стреляют им вслед из автоматов и дважды из подствольного гранатомёта [37] , легко ранив при этом прикрывавшего девушек бойца группы «Альфа» майора Константина Журавлёва. На показанной видеозаписи Мовсар Бараев, сидящий в квартире перед ноутбуком , заявляет, что его группа принадлежит к «диверсионно-разведывательной бригаде праведных шахидов» и требует вывода российских войск из Чечни. Также на видеозаписи засняты пять женщин, одетых в чёрные накидки « абайя » и чадру [38]. Они пребывают в здании около 40 минут, за которые им удаётся побеседовать с террористами и шестью заложницами [41]. Террористы расценивают это «как провокацию», однако официальный представитель штаба по освобождению заложников опровергает это предположение [43]. Директор ФСБ Николай Патрушев заявляет, что власти готовы сохранить террористам жизнь, если они освободят всех заложников [40]. Они доставляют заложникам воду и соки. Через Сергея Говорухина террористы передают, что отказываются от ведения дальнейших переговоров [40]. Террористы задерживают его и через некоторое время расстреливают [49]. Боевики открывают по нему огонь из автоматов, но промахиваются и попадают в двух других заложников — Тамару Старкову в живот и в Павла Захарова в голову. Террористы разрешают отнести раненых заложников на первый этаж и вызывают в здание сотрудников «скорой помощи» машина «скорой помощи» прибывает через 40 минут , которые забирают раненых в больницу. Позднее Павел Захаров скончался в больнице. Штурм 5:30. У здания ДК раздаются три взрыва и несколько автоматных очередей. После этого стрельба прекращается. Представители штаба сообщают, что за последние два часа террористы убили двух и ранили ещё двоих заложников. Раздаются ещё несколько взрывов, возобновляется стрельба.
Казино "Кристалл", "Арбат Престиж" и театральный центр на Дубровке - что стало с ними теперь
Театральный центр на Дубровке: работает как и прежде. Здание театрального центра на Дубровке вполне используется, в прошлом году его переименовали в театр на Мельникова. Ирина Фадеева, заложница театрального центра на Дубровке: «Мы с ним были вместе в зале. Все было элементарно просто: захватившие центр на Дубровке хотели, чтобы Россия немедленно вывела войска из Чечни. Захват заложников в Театральном центре на Дубровке стал уроком и для властей, и для спецслужб. Например, после теракта в 2002 году на территории Театрального центра на Дубровке, который сейчас продолжает функционировать, были возведены храм и мемориал.
Герои «Норд-Оста». Как переговорщики выводили людей из захваченного террористами театра на Дубровке
21 год со дня захвата заложников в театральном центре на Дубровке. Из Театрального центра на Дубровке взрывотехники изъяли в общей сложности 30 взрывных устройств, 16 гранат Ф-1 и 89 самодельных ручных гранат. Да, действительно, сейчас иногда даже русскую женщину можно бывает встретить в хиджабе.
Васильев сравнил трагедии в Crocus City Hall и на Дубровке в 2002 году
Одним из переговорщиков с террористами был артист Иосиф Кобзон. Так погибло по меньшей мере трое человек. Всё это время террористы практически не давали заложникам еды и воды, многих не выпускали в туалет. Устав ждать, пока их требования выполнят, боевики объявили, что утром 26 октября начнут убивать заложников. Тогда же силовики приняли ответное решение о спецоперации.
По ней пустили усыпляющий газ. Ближе к шести часам утра, когда газ начал действовать, несколько групп спецназа ворвались в зал со штурмом. Параллельно началась эвакуация. Спецназовцы выбивали в театре стекла, чтобы в здание попадал свежий воздух.
К восьми утра 26 октября 750 заложников оказались на свободе. Освобожденные из театра заложники — всего их оказалось 750. В материалах уголовного дела указано, что пятерых заложников застрелили боевики до начала штурма, шестерых — во время спецоперации. По данным следствия, газ не стал непосредственной причиной гибели людей.
Кроме того, в теракте погибли десять детей. Среди них были двое артистов из детской группы театра — Кристина Курбатова и Арсений Куриленко играли главных героев мюзикла в детстве. Из театра вынесли 30 взрывных устройств, 16 гранат Ф-1 и 89 самодельных ручных гранат — общий тротиловый эквивалент взрывчатки составил около 110—120 килограммов. Дела в отношении захватчиков театра прекратили, поскольку они уже были ликвидированы.
Getty 130 человек, по официальной версии, погибли в теракте на Дубровке. Ирина Хакамада, кандидат экономических наук. На момент теракта являлась депутатом Госдумы от фракции "Союз правых сил". Была в числе тех, кто заходил в Театральный центр на Дубровке для проведения переговоров с террористами. Переговоры с боевиками должны были вести профессионалы Я хорошо помню те страшные октябрьские дни. Я лично видела пятерых террористов и поняла, что они настроены решительно и что счёт идёт на минуты.
В сам зал к заложникам меня не пустили. Я попросила разрешения принести им воду и получила согласие. Когда я покинула здание, то в течение всех последующих часов люди меня спрашивали: а как там, а что там, а что боевики? Но я не могла никому, в том числе и спецслужбам, описать детальной картины происходящего, потому что просто не владела ею. Никто из зашедших в здание — ни я, ни Кобзон, ни Рошаль, ни Политковская — не могли вести переговоры с боевиками профессионально. Да, мы что-то подметили, что-то передали, но этого было явно недостаточно.
С террористами должны были разговаривать люди, которые умеют это делать. И они же обязаны были давать рекомендации тем, кто заходил в помещение по запросу боевиков. Ради того, чтобы выиграть время и грамотно подготовить штурм, чего в итоге сделано не было. Getty Ирина Хакамада в дни захвата театрального центра. Алексей Филатов, президент союза офицеров группы "Альфа", лично знал людей, которые штурмовали Театральный центр на Дубровке. Власть и люди поняли, что на безопасности страны экономить нельзя Захват заложников в Театральном центре на Дубровке стал уроком и для властей, и для спецслужб.
С тех пор многое изменилось. Усилились системы предупреждения и профилактики: вероятность даже попытки проведения подобных акций сведена к минимуму. После "Норд-Оста" все знали, что для террориста из подобной ситуации есть только два выхода: либо в тюрьму, либо на тот свет. Один этот факт, я уверен, предупредил не одну трагедию. И уже в Беслане, захватывая школу, преступники знали, что не уйдут. И готовились не к переговорам, а к "кровавому шоу".
Возможно, я скажу непопулярную вещь, но в 2002 году на Дубровке операция была проведена на высоком профессиональном уровне, и спецслужбы сработали очень грамотно. Могла бы быть лучше, например, налажена работа со СМИ. Они не должны были в прямом эфире транслировать ход подготовки к контртеррористической операции и фактически предупреждать террористов о действиях штаба.
Там они купили железнодорожные билеты до Назрани и уехали [16]. По другой версии, Эльмурзаев приказал Межиеву отвести девушек в людное место, чтобы они взорвали себя и тем отвлекли внимание правоохранительных органов от захвата ДК МШПЗ. Межиев посадил девушек в машину и начал кружить по городу, выбирая людное место для совершения теракта. Приняв решение высадить смертниц около кафе «Пирамида» на Пушкинской площади , Межиев узнал по радио о захвате центра на Дубровке и, испугавшись, вместе с девушками поехал домой. Межиев пояснил, что теракт организовать невозможно, так как на улицах слишком много милиции, и предложил отправить девушек домой. Исполнение После взрыва у « Макдоналдса » по причине активизации действий милиции и спецслужб было решено перенести дату захвата заложников с 7 ноября на 23 октября. В этот день в 19:00 состоялся общий сбор группы в полной боевой готовности рядом со стоянкой международных автобусов в Лужниках. Через час террористы погрузились в микроавтобусы и поехали в сторону центра на Дубровку. Хронология теракта Захват заложников В среду, 23 октября 2002 года в 21:05 по московскому времени к зданию Театрального центра на Дубровке по адресу: улица Мельникова , дом 7 ранее — Дворец культуры Государственного подшипникового завода подъехали три микроавтобуса, из которых выскочили вооружённые люди в камуфляже и вбежали в здание ДК. Обезвредив 4-5 охранников, вооружённых электрошокерами и газовыми пистолетами, основная часть группы ворвалась в концертный зал, где в это время заканчивалась первая сцена второго действия мюзикла « Норд-Ост » и находилось более 800 человек. Оставшаяся часть террористов начала проверять другие помещения театрального центра, сгоняя в основной зал сотрудников и актёров мюзикла, и других граждан, находившихся в здании Дома культуры, в том числе около 30 человек — учащихся Школы ирландского танца « Иридан », которые в одном из помещений проводили репетицию [17]. На сцену, где в это время находились восемь артистов, одетых в военно-лётную форму образца 1940-х годов, вышел вооружённый автоматом человек и приказал актёрам спуститься со сцены в зал. В подтверждение серьёзности своих слов он сделал несколько выстрелов вверх. Террористы объявили всех людей — зрителей и работников театра — заложниками, но не выдвинули своих требований. Они рассредоточились по залу и приступили к его минированию. Некоторым зрителям было разрешено позвонить по мобильным телефонам своим родным, сообщить о своём захвате в заложники и о том, что за каждого убитого или раненого боевика террористы будут расстреливать по 10 человек из числа заложников [18]. В первые минуты захвата некоторым актёрам и сотрудникам Театрального центра удалось запереться в помещениях или покинуть здание через окна и запасные выходы [19]. Собранные в зале заложники длительное время оставались без пищи и воды террористы приносили им лишь найденные в буфете минеральную воду и жевательную резинку [20]. О случившемся немедленно извещён Президент России Владимир Путин [21]. Поступает информация, что здание театра захватил отряд чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым, среди террористов есть женщины [22]. Захватчики называя себя «смертниками из 29-й дивизии» [23] объявляют, что не имеют претензий к иностранным гражданам, оказавшимся в заложниках около 75 человек из 14 стран, в том числе Австралии, Германии, Нидерландов, Украины, Грузии, Азербайджана, Великобритании и США , и обещают их освободить. Начинается проверка паспортов. Артистов мюзикла размещают на балконе. В центре зала и на балконе размещаются два металлических баллона — ресиверы от « КамАЗа ». Внутри каждого — 152-миллиметровый артиллерийский осколочно-фугасный снаряд, обложенный пластитом. Подполковник К. Васильев в военной форме, со служебным удостоверением прошёл через оцепление и, войдя в здание, вступил в переговоры с террористами, предлагая себя в обмен на свободу заложников-детей. Боевики не поверили, что он пришёл сам, чтобы предложить себя в качестве заложника за других, и расстреляли его. Террористы отпускают 15 детей [27] и ещё несколько десятков человек, среди которых женщины, иностранцы и мусульмане [28]. Её быстро допрашивают, уводят в коридор и убивают тремя выстрелами из автомата. Чуть позже выдвигаются дополнительные требования об обязательном участии в переговорах журналистки Анны Политковской , политиков Бориса Немцова , Ирины Хакамады и Григория Явлинского [36]. Спустя полчаса Иосиф Кобзон выводит из здания Любовь Корнилову и трёх детей: двух её дочерей и одного ребёнка, которого она назвала тоже своим [37] , вместе с ними выходит Марк Франкетти. Затем выходят и двое сотрудников «Красного креста», которые за руки выводят из здания пожилого мужчину — гражданина Великобритании [38]. Во время переговоров с ними террористы заявляют о готовности отпустить 50 заложников, если к ним прибудет глава администрации Чечни Ахмат Кадыров [40] [К 1]. Через полчаса переговорщики покидают здание ДК. Через 15 минут они выносят тело убитой Ольги Романовой [41]. Передав тело сотрудникам «скорой помощи», они возвращаются в здание Театрального центра [42]. Террористы безуспешно стреляют им вслед из автоматов и дважды из подствольного гранатомёта [43] , легко ранив при этом прикрывавшего девушек бойца группы «Альфа» майора Константина Журавлёва. На показанной видеозаписи Мовсар Бараев, сидящий в квартире перед ноутбуком , заявляет, что его группа принадлежит к «диверсионно-разведывательной бригаде праведных шахидов» и требует вывода российских войск из Чечни. Также на видеозаписи засняты пять женщин, одетых в чёрные накидки « абайя » и чадру [44]. Они пребывают в здании около 40 минут, за которые им удаётся побеседовать с террористами и шестью заложницами [47]. Террористы расценивают это «как провокацию», однако официальный представитель штаба по освобождению заложников опровергает это предположение [49]. Директор ФСБ Николай Патрушев заявляет, что власти готовы сохранить террористам жизнь, если они освободят всех заложников [46]. Они доставляют заложникам воду и соки. Через Сергея Говорухина террористы передают, что отказываются от ведения дальнейших переговоров [46]. Контакт с террористами также установила Алла Пугачёва [54]. Террористы задерживают его и через некоторое время расстреливают [56]. Боевики открывают по нему огонь из автоматов, но промахиваются и попадают в двух других заложников — Тамару Старкову в живот и в Павла Захарова в голову [59].
Некоторые пользователи уже готовы бунтовать против «стройки на крови», если таковая действительно начнётся. Какой там концертный зал, умные и думающие люди не пойдут туда на концерт, это будет подло, — заявляют россияне. Против идеи восстановления развлекательной площадки выступили и в Госдуме. По крайней мере, депутат парламента Татьяна Буцкая убеждена, что воссоздавать концертный зал на месте теракта недопустимо. Концерты, шоу, выступать комики. Не-воз-мож-но, — безапелляционно высказалась в своём телеграм-канале народная избранница. Она согласна с тем, что на месте гибели людей должен появиться мемориал. Часть россиян считают, что восстановленный ТЦ принесёт больше пользы, чем очередной мемориал. А что касается памяти, так после целого ряда терактов прошлых лет спустя время были вновь отстроены здания, и никто ничем не возмущается. Там тоже теракты были. И в Питер не ногой? А город весь стоит на костях, — парирует критикам Елена Семеренко. Тоже люди погибли, разрушено здание было, и что, разве забросили и перестали отстраивать? Нет, отстроили, потому что не место красит человека, а человек место, — убеждена Татьяна Каменских. И людей не в «Крокусе» похоронят. Так что надо восстанавливать, если есть возможность. И первый концерт, назло врагам, провести митинг-концерт и деньги первые от концерта на памятник у входа поставить, — считает женщина. Владельцев «Крокуса» призывают наказать по всей строгости А вот в чём большинство пользователей соцсетей сходятся, так это в том, что на владельцах «Крокуса» лежит как минимум часть вины за гибель людей. В адрес Араза Агаларова летят упрёки: — Лучше бы поддержал семьи погибших. Столько задохнулось людей из-за неработавшей системы пожаротушения. Ему ответить бы по всей строгости, а не хвастаться восстановлением, — говорят в Сети.
Васильев сравнил трагедии в Crocus City Hall и на Дубровке в 2002 году
Ничего, что происходило в течение 58 часов до больницы, я не помнила. Была прям вот беда. Когда вернулась домой, телевизор смотрела до рекламной паузы, а после уже не могла вспомнить, о чем шла речь. Книгу читала до того момента, пока ребенок не отвлекал, а когда возвращалась к ней, не могла не то что сюжет вспомнить, а сказать даже, что это было: детектив или фантастика. А потом разные люди задавали вопросы, я начинала по совету психолога на автомате отвечать, рассказывала то, что прежде никому не говорила.
Ответы, над которыми я даже не пыталась задумываться, помогали мне восстановить личные воспоминания. А они для меня были очень важны. С памятью проблемы сохранились, но они уже не такие острые, какими были первые годы после «Норд-Оста». Приспособилась к ним так, что они не влияют на мою жизнь.
Многие выжившие рассказывают о проблемах со здоровьем, вызванных им. Плюс пережитый стресс. Все это, конечно, на здоровье сказалось сосудистые проблемы появились почти сразу, проблемы с почками. Предполагаю, что это следствие и того, что в Москве я не долечилась, там все-таки возможности лучше, чем у нас в городе.
Если бы его похоронили без меня, наверное, никогда не простила бы ни себе, ни близким. И, может, никогда бы не поняла, что он умер. Он мне до сих пор снится, и каждый раз спрашиваю: «20 лет прошло, где ты был? Что-нибудь подобное у вас было?
А дальше все меры поддержки должны обеспечиваться региональными властями. Местные бюджеты сильно отличаются от московского, это несравнимые масштабы. Но знаете, я благодарна за помощь, которую получала — не только от представителей власти Калининградской области, но и от обычных людей, которые поддерживали меня даже по прошествии стольких лет. Когда появилась информация о чудовищном теракте в Красногорске, мне снова начали звонить, чтобы поддержать: «Смотрим новости, вспоминаем тебя, как это все страшно».
А я хочу сказать всем, кто оказался в «Крокус Сити Холле» 22 марта. Я знаю, как это ужасно, страшно и не поддается никаким объяснениям. Я хочу сказать всем им, что надо жить, воспитывать детей, помогать пожилым родителям, делать свое дело, творить, путешествовать, любить, помогать тем, кому это нужно еще больше! Сейчас вы даже не хотите об этом думать, ваша жизнь остановилась, и для кого-то, как вам кажется, потеряла смысл навсегда.
Но это не так. Вокруг много прекрасного, доброго, посмотрите, сколько простых людей пришли вам на помощь!
Я говорю: «Захватим». И он мне отдал еще пятого — англичанина», — вспоминал Кобзон. Ирина Хакамада «Каждый что смог, то сделал: и тянул время, не увеличивая жертвы, и переговоры шли непрерывно, поэтому тактика была правильная», — анализировала Ирина На самом деле на вышесказанном роль Иосифа Кобзона в тех событиях не закончилась, ведь он передал требования террористов оперативному штабу, обменялся с главарем преступников телефонами, а затем провел в здание Ирину Хакамаду.
И, конечно, меня пугала цифра заложников, я понимала, что это уже просто не мелкий террористический акт, это какая-то сумасшедшая политическая акция, которая может повлечь огромное количество жертв, и когда я решила туда идти, то у меня вообще все мысли о себе вылетели», — признавалась политик. Не пропустите Ирина понимала, что ее задача — тянуть время, ведя переговоры, и максимально облегчить положение заложников. До утра врач не мог сомкнуть глаз, поэтому чуть свет поехал на Дубровку: не намереваясь участвовать в переговорах, а осознавая, что заложникам может требоваться медицинская помощь. Оказалось, что террористы требовали двух докторов-иорданцев. Одного в Москве нашли, ну а за второго решил сойти Леонид Михайлович.
Рошаль сказал преступникам, что он врач, лечивший детей во время первой чеченской кампании. Бандиты встретили доктора неприветливо, однако как выяснилось, их человек ранен в руку, поэтому от помощи отказываться было глупо. Пока специалисты рассматривали повреждение, две девушки бросились с балкона, надеясь воспользоваться тем, что внимание террористов отвлечено, и сбежать. Обозленные мужчины открыли стрельбу и едва не решили, что Леонид Михайлович и его коллега намеренно устроили диверсию. Не пропустите «Детский доктор мира».
Бесценные подвиги Леонида Рошаля Однако потом боевики разрешили Рошалю вместе с одной из заложниц пройти на балкон и опросить пленников о самочувствии. Врач составил список необходимого и уже направился с коллегой к выходу, когда террористы задержали их. Спас ситуацию иностранный корреспондент Марк Франкетти, который попал в здание в 11 вечера и спросил, где же доктора. Они вообще следили за реакцией СМИ — смотрели новости, репортажи. Кто-то из боевиков махнул нам рукой: «Свободны!
Тот разрешил», — вспоминал Рошаль. Выйдя из здания впервые, доктор сообщил прессе, что в зале есть больные и голодные дети. Руководителю боевиков это не понравилось, однако вскоре восьмерых ребят и беременную женщину отпустили. Но мог ли тогда Рошаль представить, что снова окажется на переговорах с террористами?
С самого начала захвата театра произошло несколько случаев, повлиявших на дальнейший ход событий.
Прямо в режиме онлайн снимали передвижения спецназа и милиции. А у террористов тоже был телевизор, и они все это внимательно смотрели», — вспоминает Милицкий. В то же время всех обстоятельств боевики не учли, и нескольким актерам и сотрудникам центра удалось покинуть его через окна или запасные выходы. Он сразу позвонил на базу к своим и сказал о случившемся. Тогда собровцы сидели на 2-ом Колобовском переулке в центре города.
В полной готовности они прибыли к зданию театрального центра всего за 40 минут и были готовы немедленно начать штурмовать. В тот момент террористы еще не успели завершить минирование зала, так что шанс провести этот штурм успешно у спецназовцев был», — рассказал «Газете. Ru» глава профсоюза столичной полиции Михаил Пашкин. Вскоре после захвата центра телеканал «Аль-Джазира» транслировал записанное обращение главы террористической группы Бараева, который потребовал вывода российских войск из Чечни, а также переговоров между российскими властями и главой чеченских боевиков Асланом Масхадовым. В дальнейшем захватчики потребовали прибытия в здание главы администрации Чечни Ахмата Кадырова.
Они все время звонили куда-то за границу и консультировались с кем-то», — вспоминает бывший заложник Денисов. С начала захвата заложников 23 октября и до штурма здания в театр приходили разные люди и пытались договориться об освобождении части заложников. Так, в первый день теракта подполковник российской армии Константин Васильев со служебным удостоверением прошел через оцепление и предложил боевикам себя в качестве заложника, а взамен попросил освободить женщин и детей. Однако террористы решили, что его подослала ФСБ, и расстреляли офицера. Её быстро допросили, увели в коридор и убили тремя выстрелами из автомата.
А незадолго до штурма в задние прорвался москвич Геннадий Влах, который по ошибке решил, что среди заложников есть его сын. Террористы убили и его. Последнему удалось добиться освобождения нескольких женщин и детей. Пока заложники продолжали находиться в зале, перед театром проходили митинги с требованием к властями России вывести войска из Чечни. В этих выступлениях принимали участие в том числе и родственники заложников.
На третий день теракта, рано утром 26 октября бойцы «Альфы» пошли на штурм. Прорабатывались разные варианты, мы учитывали, что надо ни в коем случае не допустить взрыва, так как тогда погибли бы подавляющее большинство заложников. Прорабатывался вариант того, чтобы зайти через канализацию. В итоге остановились на том, чтобы применить специальный газ, который обладает паралитическим действием, подавляет волю человека к чему-либо.
На эти деньги были подготовлены чудесные декорации и костюмы. Афиши обещали, что на сцену сядет настоящий самолет — и он сел! Двигались по сцене огромные льдины, а из них появлялся нос старинной шхуны. Одну тогда еще маленькую актрису сейчас знают все, кто любит романсы, — это Катя Гусева, ныне ведущая передачи «Романтика романса» на канале «Культура». Вообще, в постановке пели, танцевали и исполняли главные и второстепенные роли как талантливые дети, так и взрослые артисты.
Все начиналось прекрасно. Премьера состоялась 19 октября 2001 года при полном зале. Звучали «долго не смолкающие аплодисменты». Спонсоры надеялись быстро вернуть вложенные в постановку деньги. Предполагалось, что спектакль будет идти в Москве не менее трёх лет. Но не зря же существует поговорка, «если хочешь насмешить Бога, расскажи о своих планах». Ровно через год ежедневного показа «Норд-Оста» спектакль и около тысячи его зрителей стали заложниками террористов. При освобождении пленников и погибли люди, о которых сказано в начале. Трагедия «Норд-Оста» стала связана с названием спектакля, а последующие постановки на прежнем месте — в ТЦ на Дубровке — оказались провальными.
Зрители больше не хотели посещать театр, где страдали и погибали люди. Начало трагедии 23 октября 2002 года, зал был полон как всегда — яблоку негде упасть. Публика — самая разнообразная. Особенно много детей разного возраста. Естественно, их сопровождали друзья, родители или бабушки. В других помещениях ДК шли репетиции танцевального коллектива театра и работали разные детские кружки. Шел к концу первый акт великолепного представления. На сцене 8 артистов в форме военных лётчиков 1940-х годов лихо били чечетку. Восхищенный зал аплодировал.
И вдруг … Из кулис выскочили странные вооруженные люди, совсем не похожие на юных артистов-авиаторов. Эти были с автоматами в руках, в камуфляже, на головах — черные маски — балаклавы. Вылитые бандиты из тогдашних боевиков! Позже свидетели уверяли, что они подумали: это режиссер придумал какой-то странный трюк. Однако в театр ворвались самые настоящие террористы и стали стрелять из автоматов в потолок. Они пинками согнали со сцены танцоров и объявили, что теперь все, кто находится в зале, — заложники. В первые минуты захвата некоторым актёрам и сотрудникам Театрального центра удалось запереться в помещениях или покинуть здание через окна и запасные выходы. Сбежавшие люди спасались как могли. Некоторые даже прыгали с верхних этажей и получали при этом тяжелые травмы, ломали себе ноги, но все-таки спасали свои жизни.
Людям, закрытым в зрительном зале, террористы разрешили позвонить домой и подробно сообщить родным и знакомым о захвате театра. Позже выяснилось, что так террористы стремились известить о захвате театра власти столицы и как можно больше людей, чтобы вызвать панику в городе. В подтверждение серьёзности своих слов довольно плюгавый «ведущий» сделал несколько выстрелов вверх. Посыпалась штукатурка… Террористы, хотя и объявили всех зрителей и работников театра заложниками, но не сразу выдвинули свои требования. Они рассредоточились по залу и приступили к его минированию. Довольно скоро весь зал был опутан проводами, а на театральных креслах расселись шахидки в «поясах смерти» и с пакетами со взрывчаткой. Страшная весть уже неслась по городу. У театра, кроме спецназа, стали быстро собираться представители разных СМИ, родственники заложников и просто зеваки, поначалу не понимавшие, чем может обернуться их любопытство. О случившемся был немедленно извещён Президент России Владимир Путин.
20 лет теракту на Дубровке. Как убивали мюзикл «Норд- Ост»
Театральный центр на Дубровке | Мовсар Бараев — руководитель группы из 40 боевиков, захвативших Театральный центр на Дубровке. |
После «Норд-Оста». Как живут люди, пережившие теракт на Дубровке | Здание Театрального центра на Дубровке было построено в 1974 году на улице Мельникова и называлось Дворцом культуры Первого государственного подшипникового завода. |
Театральный центр на Дубровке — Узнай Москву | В итоге выбор пал на Театральный центр на Дубровке — он находился недалеко от центра Москвы, у него вместительный зал и мало производственных помещений. |
Предпосылки теракта
- 58 часов кромешного ада под названием «Норд-Ост»
- «Я знала, что выйду из этого ада ради детей»
- Что будет на месте «Крокус Сити Холла» и нужно ли его восстанавливать
- «Людей не в „Крокусе“ похоронят»
- Россияне против восстановления «Крокуса»
KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов
Театральный центр на Дубровке, что там сейчас | Маньяк-путешественник | Дзен | Группа из 40 боевиков захватила заложников в здании Театрального центра на Дубровке (бывший Дворец культуры Первого государственного подшипникового завода). |
К Театральному центру на Дубровке несут цветы и свечи | Виталий Демидкин 20 лет назад освобождал от террористов Театральный центр на Дубровке Фото: Александр БОЙКО. |
58 часов кромешного ада под названием «Норд-Ост» | В пять утра 26 октября 2002-го начался штурм Театрального центра на Дубровке. |
Пляски на костях или дань памяти? Волны хейта вылились на Агаларовых из-за «Крокуса»
Группа боевиков удерживала 916 заложников в здании Театрального центра на Дубровке с 23 по 26 октября 2002-го. В Москве прошла акция памяти, приуроченная к 21-й годовщине теракта в Театральном центре на Дубровке. Мовсар Бараев — руководитель группы из 40 боевиков, захвативших Театральный центр на Дубровке.
Кто виноват в гибели людей в театральном центре на Дубровке
Полная картина случившегося на Дубровке, конечно, сложилась позже, после выяснения всех действий боевиков в здании Театрального центра. Когда здание театрального центра на Дубровке оказалось под угрозой взрыва, у силовых структур не осталось выбора. Потеряла потеряла в Театральном центре на Дубровке 13-летнюю дочь Сашу и своего жениха, американца Сэнди Букера, с которым собиралась строить новую жизнь. Цветы и свечи несли сегодня москвичи к Театральному центру на Дубровке в память о жертвах теракта, который произошел там 20 лет назад. Коллектив Театрального центра на Дубровке не поддается унынию и панике, которые бы означали признание силы вероломного террора.
Театральный центр на Дубровке
Накрыл их своим пальто — холодно ж было. Я говорю: «Захватим». И он мне отдал еще пятого — англичанина», — вспоминал Кобзон. Ирина Хакамада «Каждый что смог, то сделал: и тянул время, не увеличивая жертвы, и переговоры шли непрерывно, поэтому тактика была правильная», — анализировала Ирина На самом деле на вышесказанном роль Иосифа Кобзона в тех событиях не закончилась, ведь он передал требования террористов оперативному штабу, обменялся с главарем преступников телефонами, а затем провел в здание Ирину Хакамаду. И, конечно, меня пугала цифра заложников, я понимала, что это уже просто не мелкий террористический акт, это какая-то сумасшедшая политическая акция, которая может повлечь огромное количество жертв, и когда я решила туда идти, то у меня вообще все мысли о себе вылетели», — признавалась политик.
Не пропустите Ирина понимала, что ее задача — тянуть время, ведя переговоры, и максимально облегчить положение заложников. До утра врач не мог сомкнуть глаз, поэтому чуть свет поехал на Дубровку: не намереваясь участвовать в переговорах, а осознавая, что заложникам может требоваться медицинская помощь. Оказалось, что террористы требовали двух докторов-иорданцев. Одного в Москве нашли, ну а за второго решил сойти Леонид Михайлович.
Рошаль сказал преступникам, что он врач, лечивший детей во время первой чеченской кампании. Бандиты встретили доктора неприветливо, однако как выяснилось, их человек ранен в руку, поэтому от помощи отказываться было глупо. Пока специалисты рассматривали повреждение, две девушки бросились с балкона, надеясь воспользоваться тем, что внимание террористов отвлечено, и сбежать. Обозленные мужчины открыли стрельбу и едва не решили, что Леонид Михайлович и его коллега намеренно устроили диверсию.
Не пропустите «Детский доктор мира». Бесценные подвиги Леонида Рошаля Однако потом боевики разрешили Рошалю вместе с одной из заложниц пройти на балкон и опросить пленников о самочувствии. Врач составил список необходимого и уже направился с коллегой к выходу, когда террористы задержали их. Спас ситуацию иностранный корреспондент Марк Франкетти, который попал в здание в 11 вечера и спросил, где же доктора.
Они вообще следили за реакцией СМИ — смотрели новости, репортажи. Кто-то из боевиков махнул нам рукой: «Свободны! Тот разрешил», — вспоминал Рошаль. Выйдя из здания впервые, доктор сообщил прессе, что в зале есть больные и голодные дети.
Руководителю боевиков это не понравилось, однако вскоре восьмерых ребят и беременную женщину отпустили.
Она включает проверку на соответствие стандартам проекта, информативность, корректность, достоверность и т. По результатам проверки Ваш отзыв может быть опубликован «как есть», отредактирован грамматика, разбивка на абзацы, удаление некорректных, не соответствующих формату проекта, неинформативных, или не относящихся к теме частей, CAPSLOCK, и т. Данная проверка проводится с целью недопущения использования OSD. RU для «чёрных» и «белых» промо-компаний, исключения грубости и некорректности, повышения информативности потока отзывов.
По-человечески, учитывая трагедию, которая произошла, понять это пока сложно.
Может быть, адекватным, с точки зрения общественного мнения и владельца данного объекта, покажется вариант восстановления «Крокус Сити Холла», но с созданием там в том числе мемориального центра. Если подобный объект будет создан, а в случае восстановления он просто обязан быть создан, его нужно создать, то это будет необходимой данью памяти тех людей, которые там погибли. Естественно, этот вариант должен рассматриваться общественностью и решение тоже нужно принимать, исходя из того консенсуса, который сложится в обществе». Провести голосование можно на московской и подмосковной площадках «Активный гражданин» и «Добродел», отметил Семибратов.
Там, где 20 лет назад погибли 333 человека, половина из которых — дети, всё осталось по-прежнему.
Не тронули и спортивный зал, в котором террористы удерживали заложников — его стены лишь обнесли шатром, но ничего не сносили и не реконструировали. В здании до сих пор пахнет копотью от пожара, а выбитые окна, следы от пуль и пробоины в стенах, заложенные цветами, производят гораздо более сильное впечатление, чем любой мемориал. Впрочем, мемориал там тоже есть: в центре зала установлен большой деревянный крест, у подножия которого всегда лежат живые цветы. Приезжающие сюда люди подолгу стоят перед крестом, многие привозят игрушки и бутылочки с водой — бандиты несколько суток не давали детям пить. Все стены испещрены скорбными надписями: «Самара скорбит вместе с вами», «Помним, скорбим, Тамбов».
Неподалёку — новая церковь Новомучеников, где каждый желающий может поставить свечу за упокоение душ невинно убиенных. Несмотря на критику, звучавшую в первые годы после трагедии, оно не только не закрылось, но и продолжает функционировать — там проводятся концерты, спектакли, работают детские кружки. О теракте напоминает мемориальная доска, на которой высечено 130 имён погибших — она установлена на стене Театрального центра. В 2003 году был торжественно открыт памятник «Жертвам террора» — правда, скульптура, изображающая трёх журавлей, была создана ещё до трагедии, но тогдашние столичные власти решили, что памятник как нельзя лучше отражает идею скорби по погибшим. Кроме того, в 2011 году неподалёку был возведён Храм Мефодия и Кирилла на Дубровке.
Напомним, что 20 лет назад, 23 октября 2002 года, чеченские террористы во главе с Мовсаром Бараевым захватили Театральный центр на Дубровке, когда там шёл мюзикл «Норд-Ост» по роману Каверина «Два капитана». В ходе операции спецслужб все боевики были ликвидированы, но массовых жертв избежать не удалось — погибли 130 человек. Этот теракт до событий в «Крокусе» 22 марта считался самым крупным в современной истории Москвы. На возведение комплекса было потрачено порядка 70 млн долларов, на тот момент эта сумма была эквивалентна 1 млрд 750 млн рублей. Под его крышей размещался не только концертный зал, но и торговый комплекс, а также два экспоцентра.
Вся конструкция представляла из себя четыре отдельно стоящих здания, соединённые переходами. Концертный зал «Крокуса» считался площадкой поистине мирового уровня, он был оснащён самым лучшим и современным светозвуковым оборудованием, а сольник в нём неизменно был верхом мечтаний каждого российского артиста. Более того, в разные годы там выступали крупнейшие зарубежные звёзды, от Ванессы Мэй до Scorpions и Элтона Джона. Фото: vk. Остальные здания более или менее сохранились.