Новости лыкова агафья биография

Один из участников передачи — Юрий Юрченко, завотделением скорой помощи Таштагола на вопрос: рассказывала ли ему Агафья Лыкова о том, что с ней случилось, ответил. Последние новости о персоне Агафья Лыкова новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Пока человечество переживало Вторую мировую войну и запускало первые космические спутники, семья русских отшельников боролась за выживание в глухой тайге – Самые лучшие и интересные новости по теме: Агафья Лыкова, жизни, отшельники на развлекательном.

Отшельница Агафья Лыкова вновь отказалась переезжать в Москву

Знаменитая отшельница Агафья Лыкова к 77 годам словно сама стала частью тайги, как воздух или вода ее родной реки Еринат. Главные новости о персоне Агафья Лыкова на Будьте в курсе последних новостей: Республика Алтай, входящая в Сибирский федеральный округ, — одно из самых живописных мест России. Пожалуй, нигде в стране не найти такого разнообразия ландшафтов, живого мира. Знаменитая отшельница Агафья Лыкова к 77 годам словно сама стала частью тайги, как воздух или вода её родной реки Еринат. Биография Агафьи Лыковой. Агафья Лыкова появилась на свет 17 апреля 1944 года в Хакасской автономной области (Красноярский край). — Агафья Лыкова: последние новости — Феномен Агафьи Лыковой — Семья Лыковых. Пока человечество переживало Вторую мировую войну и запускало первые космические спутники, семья русских отшельников боролась за выживание в глухой тайге – Самые лучшие и интересные новости по теме: Агафья Лыкова, жизни, отшельники на развлекательном.

Пользуется термоментром и мясорубкой, но боится штрих-кода: Как живет отшельница Агафья Лыкова

сибирь, изоляция, одиночество, агафья лыкова, подкасты риа новости, аудио. Агафья Лыкова, фото. Знаменитая отшельница Агафья Лыкова к 77 годам словно сама стала частью тайги, как воздух или вода ее родной реки Еринат.

Как сейчас живет отшельница Агафья Лыкова, которую чуть не заразила ковидом питерская блогерша?

Некоторое время у нее жила женщина по имени Надежда, которая познакомилась с журналистом Сергеем, приехавшим делать репортаж об отшельнице. Их знакомство привело к созданию новой семьи, и они некоторое работали егерями в Алтайском заповеднике. Не только люди Однако, по словам Али, большой проблемой для Агафьи становится назойливость непрошеных гостей. Люди часто приезжают, чтобы поглазеть на необычную жизнь отшельницы, особенно в летнее время. Агафья рада, когда ее навещают, но это также беспокоит ее.

Потому что страшные времена они пережили, голод. Так что она ко всему живому относится ласково, любовно — по-русски. Агафья Карповна не жалуется, а радуется каждому дню. Поддерживаем всем миром - Лишь бы перезимовать, а там видно будет, - продолжает духовный отец Агафьи Лыковой в разговоре с корреспондентом «КП — Красноярск». Но могут быть и покрепче. А она все хлопочет по хозяйству. Правда, в этом году куры перемерли, да еще издох козел — по неизвестной причине. Ничего, курочек поставим ей ближе к маю. А стельную козу привезли уже сейчас. Кличка — Агафья. Даст Бог, окотится, и молочко будет. Конечно, отшельница не жалуется. Но сейчас без подмоги в тайге ей не выжить. Потому и откликаются многие. Слава Богу, подключился губернатор. Благотворитель Олег Дерипаска помог построить дом. Все финансировал. Очень поддерживает директор заповедника «Хакасский» Виктор Непомнящий. Кордон они там сделали, две избушечки. Периодически мы посылаем туда помощников. Без подспорья не остается. Помощник рядом, есть, с кем делить зиму. Агафья находится под нашим окормлением. Я оказываю ей духовную поддержку — с Божией помощью. Так что действуем одной командой. Дай Бог здоровья людям, что причастны, помогают. Потому что это величайшая молитвенница, труженица. Очень духовный человек — с уникальной памятью, совершенно невообразимым словарным запасом. И рядом с ней духовно радостно. Даже не знаю, кто из нас на кого влияет. Больше она на меня, чем я на нее. Я только Таины привожу, исповедую. Бог даст, планирую на недельку к ней приехать, чтобы побольше разговорить. Ой, она говорить как любит!

После того как семью обнаружили геологи, в доме Агафьи побывало множество путешественников, репортеров, писателей и представителей разных религиозных общин. У затворницы проживали добровольные помощники, которые помогали ей вести домашнее хозяйство. Кроме этого, она переписывалась с представителями местных властей и получала от них продовольственную и медицинскую помощь. Агафья Лыкова не прельщается никакими современными благами и передовыми технологиями, предпочитая им ежедневные богослужения и уединение с природой. Любопытно, что она отвергает многие культурные и бытовые нововведения, возникшие в России в эпоху Петра I и до наших дней. Недавно Лыковой подарили спутниковый телефон, чтобы она в любой момент могла попросить о помощи. Множество ее соотечественников не понимают того, зачем ей добровольно лишать себя разных благ и жить в одиночку в глухой тайге. Но для Агафьи, наоборот, до сих пор остается загадкой, как можно тихую жизнь променять на городскую суету. Личная жизнь Когда об Агафье Лыковой стало известно на всю страну, о существовании отшельницы узнали ее родственники, проживавшие на Кузбассе. Жители Килинска предлагали ей приехать к ним, но та наотрез отказалась. Лыкова так и не познала счастья семейной жизни и не родила детей. С возрастом ей стало все тяжелее вести хозяйство, поэтому она с радостью принимает любую помощь от доброжелателей и чиновников. На протяжении долгого времени соседом Агафьи был Ерофей Седов, умерший в 2015 г. В 2019 г. Агафье посвящено много статей, книг и репортажей. Сейчас ряд научных журналов считают ее одним из символов старообрядческого мира. Агафья Лыкова сегодня Осенью 2020 г. Лыкова обратилась к олигарху Олегу Дерипаске с просьбой о постройке для нее нового дома.

Ее отец Карп Осипович Лыков увел туда семью в 30-х годах, подальше от коллективизации. Агафья родилась в 1944 году. Она колет дрова, носит воду, запасает сено козам. Но всё-таки возраст уже дает о себе знать.

Агафья Лыкова: судьба отшельницы из «таежного тупика»

Они, привыкшие к суровым таежным условиям, старались делать запас на два года. Однако даже в самом хорошем погребе а такого у отшельников явно не было картофель столько не хранится. Именно поэтому его сушили на бересте в жаркие летние дни, а потом помещали в берестяные коробы, которыми была уставлена практически вся хижина. Ели картошку прямо с кожурой, объясняя это экономией пищи. На двух огородах ближе к реке у семьи был еще один возделываемый участок выращивали не только картошку. Вызревала еще репа, лук, конопля, рожь и горох. Правда, было всего этого так мало, что, например, из зерен ржи не делали хлеба — лишь по святым праздникам ее дробили в ступе и делали кашу.

Были у Лыковых и семена моркови. Но их однажды съели мыши, поэтому на долгие годы семья осталась без этого ценного продукта. Возможно, именно недостатком каротина оранжевый пигмент объясняется бледный цвет кожи этих отшельников. Позднее геологи все же снабдили Карпа и его семью семенами моркови, и те стали ее выращивать. Многие помогали семье Лыковых семенами, которые те могли выращивать на огороде Еще одним кормильцем была и сама тайга — ягоды, грибы, орехи, крапива, дикий лук. Все это собирали Лыковы.

Мясо тоже ели, но крайне редко. Во-первых — вера запрещала им употреблять в пищу животных, имеющих лапы, а не копыта. А во-вторых — семья Лыковых всегда обходилась без оружия. Конечно, со временем они научились пользоваться ружьем, которое приносили любопытные охотники, но все же предпочитали заманить дичь в ловушки. В общем, жили Лыковы почти впроголодь. Именно голод и убил мать Агафьи и жену Карпа.

Правда, подробно они об этом старались не распространяться. Выживание этих людей в диких условиях еще тогда, в 1980-х, казалось всем чудом. Да еще и с учетом сибирского климата, который запросто может сгубить абсолютно любой урожай — не говоря о самых физически крепких людях. Еще одним внезапным удивлением для исследователей стал тот факт, что Осип хоть и знал о спичках, но пользоваться ими отказывался, считая огонь, добытый таким образом, греховным. Пользовались Лыковы трутовиком гриб, который после тщательной процедуры высушивания может воспламениться от искры и кремнем, добытым на горе. Жилище свое освещали лучиной.

Осталась одна В 1981 году друг за другом стали умирать члены семьи Лыковых. Первым скончался Дмитрий — он умер от воспаления легких, поскольку его отец запретил брать лекарства, которые предложил врач. Спустя два месяца после него ушел из жизни брат Агафьи Савин, а через 10 дней не стало и Натальи. Таким образом до 1988 года Агафья жила вдвоем со своим отцом Карпом.

Несмотря на это, оставлять прежнюю жизнь Агафья не желает. Достижения цивилизации меркнут в сравнении с богослужениями и радостями молитвы, которой она начинает и заканчивает день. Историю семьи Лыковых не понаслышке знал экс-губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, побывавший на заимке Агафьи Карповны в 1997 году. С того времени чиновник поддерживал с отшельницей связь посредством переписки.

По его указу женщине оказывали любую помощь и поддержку. После трагической кончины родственников Лыковой медики запретили посещать заимку без специального разрешения. Чтобы стать гостем отшельницы, необходимо получить специальный пропуск. В числе помощников Агафьи члены семей старообрядцев. По их словам, женщина не отличается покладистым нравом, поэтому ужиться с ней непросто. Тем не менее, высокий уровень духовности Лыковой ни у кого не вызывает сомнений. Отсутствие жажды потребительства и самодостаточность существования женщины вызывают уважение. По свидетельству посетителей, бывших на заимке в 2018 году, женщина находится в добром уме и здравой памяти.

Она подкармливает зверей, выходящих из леса в голодные периоды, живет по обычаям предков и усиленно молится в соответствии с традициями, которых придерживаются староверы. Для поддержания связи с миром Агафье Карповне предоставили спутниковый телефон. С него 10 декабря 2018 года сотрудникам МЧС поступил звонок: отшельница просила о гуманитарной помощи. На следующий же день на заимку приехал новый губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. Вместе с Главой Таштагольского района Владимиром Макутой он доставил женщине продукты, сено и корм для домашней скотины, а также подарил щенка. Прибывший вместе с чиновниками врач осмотрел отшельницу, отметив, что поводов для оказания медицинской помощи пока нет.

Родня по переписке Агафья Карповна — последняя представительница семьи старообрядцев Лыковых, бежавших в тайгу, когда коммунисты начали особо жестокие гонения на веру. Это было еще в конце 30-х годов, но обнаружили их сибирские геологи только в 1978-м.

Лыковы обосновались у реки Еринат в Хакасии, соорудили несколько жилых и хозяйственных построек. Агафья, похоронившая тут мать, братьев, сестру и отца, не покидает родную землю. Она держит коз, которые у нее почему-то смирные и послушные, делит быт с несколькими дворнягами, а в жилой избе дает приют целому выводку любопытных пушистых котят. Будни отшельницы — это заботы по хозяйству, молитвы и написание писем, которые она передает с приезжающими. Те, уже вернувшись домой, складывают листы, густо исписанные аккуратным почерком, в почтовые конверты и отправляют адресатам — то в Кузбасс, то на Алтай, то в Хакасию. Антон — сотрудник пермского трамвайного депо, со своей родственницей познакомился как раз по переписке. Как-то, погрузившись в изучение истории своего рода, он понял, что и его предки, и предки знаменитой таежной отшельницы происходят из одного села — Лыково в Тюменской области. Старообрядцы, обосновавшиеся в горах Западной Сибири, ушли оттуда еще до революции — они и сегодня сохранили здесь крошечные уединенные поселения, жители которых не имеют даже паспортов.

В самом же Лыкове, по словам Антона, о "старой вере" уже почти никто не помнит. Поняв, что с таежной отшельницей его связывает кровное родство, Антон почти два года назад написал ей письмо, передал его старообрядческому священнику, который похлопотал, чтобы письмо доставили Агафье с очередной экспедицией, и вдруг получил ответ. Я еще подумал: кто бы мне мог написать? Письмо было с Алтая, на конверте моя фамилия — Лыкову Антону, а внутри — ее рукой написанное письмо", — вспоминает Антон. Отчего там не жить? Известная в России горнолыжными курортами Шория исторически — край суровых таежников, охотников и рыболовов. Климат здесь сложнее, чем в равнинных районах Кузбасса, зима наступает рано даже по сибирским меркам. Заметает дороги, перевалы у нас в снегу, — говорит Владимир Макута, возглавляющий Ташатогольский район уже 22 года.

Это Шория, она особая". Шорцами здесь называют не только представителей коренного народа, но и просто местных жителей, и от их национальности это совершенно не зависит. Особенно уважаемых именуют настоящими шорцами. Среди настоящих шорцев немало представителей рода Лыковых. В старообрядческом поселке Килинск всего 60 дворов — вдоль дороги сюда стоят высокие жерди, чтобы зимой под снегом было видно, где находится дорога.

Агафья родилась в 1944 году.

Она колет дрова, носит воду, запасает сено козам. Но всё-таки возраст уже дает о себе знать. Как прежде вести хозяйство и в то же время блюсти все молебны теперь трудно.

Последняя в своем роде: рассказываем, кто такая Агафья Лыкова

Агафья Лыкова — последняя представительница семьи таежных отшельников-староверов Лыковых, до сих пор живущая в тайге. Агафья Лыкова родилась в семье староверов часовенного согласия — Лыковых, бежавших в труднодоступные места сибирской тайги от гонений на веру. У Тулеева пообещали помогать Агафье Лыковой вопреки запрету главы Хакасии Ранее Виктор Зимин заявил, что запретил «соседям» присылать вертолеты к живущей на территории Хакасии отшельнице. Это вообще страшно, — так Агафья Лыкова отвечает на вопрос о том, не хочет ли она перебраться в город. Отшельницу Агафью Лыкову могут эвакуировать из-за пуска ракеты. Главные новости о персоне Агафья Лыкова на Будьте в курсе последних новостей: Республика Алтай, входящая в Сибирский федеральный округ, — одно из самых живописных мест России. Пожалуй, нигде в стране не найти такого разнообразия ландшафтов, живого мира.

Последние новости об Агафье Лыковой: что известно об отшельнице в 2020 году

Агафья Лыкова, последняя отшельница из Хакасии, вновь осталась одна на своей заимке в таежной глуши, которая расположена более чем в 200 километрах от первых наметок на цивилизацию. В семье Лыковых Агафья была самой молодой и самой умной. Отшельницу Агафью Лыкову могут эвакуировать из-за пуска ракеты. Агафья Лыкова не отмечает Новый год, так как считает, что это несоответствует христианским убеждениям, поскольку этот праздник был введен Петром. Агафья Карповна Лыкова — сибирская отшельница, крестьянка, из семьи старообрядцев-беспоповцев Лыковых, проживающая на заимке Лыковых в лесном массиве Абаканского. Именно здесь отшельница Агафья Лыкова, биография которой описана во многих научных журналах, и провела все свои сознательные годы жизни.

Отшельница Агафья Лыкова попросила Путина приехать к ней

Благо ей регулярно присылают помощников от староверской общины. А сотрудники заповедника «Хакасия», на территории которого расположена заимка Лыковой, каждый месяц приезжают с гостинцами. Часто бывать не получается — добраться до домика Агафьи можно только по воздуху или по реке. Посмотрите короткое видео про быт одной из самых известных отшельниц в мире, которой пишут письма со всего мира, но сама она этот мир пускает в свою жизнь лишь по большой необходимости.

Мать Агафьи скончалась еще в 1961 году. В 1981-м смерть настигла ее братьев и сестру.

До 1988-го Агафья Карповна жила с отцом. После кончины родителя женщина продолжила существование в одиночестве. Благодаря СМИ о ней узнали родственники, проживавшие на Кузбассе. Жители поселка Килинск приглашали Агафью перебраться к ним, жалея ее здоровье, но Лыкова отказалась от предложений. Считается, что именно контакт с внешним миром принес несчастье семье Лыковых.

Они легко переживали испытания непогодой и трудности самобытной жизни, но взаимодействие с участниками экспедиции, нашедшими их в лесу, оказалось губительным. Староверы заразились неизвестным им вирусом, к которому был не готов иммунитет таежных жителей. Агафья Лыкова, последние новости 2019 год, возраст: сегодня Агафья Карповна не приемлет достижений науки и техники, не воспринимает изменения, которыми сегодня изобилуют история и культура, но вместе с тем она избегает и некоторых запретов, продиктованных старообрядческой традицией. Например, в семье Лыковых было принято есть картофель, который настрого запрещалось употреблять староверам. Женщина признает церковную иерархию и не верит в духовного антихриста.

По ее мнению, без священнослужения жизнь бы прекратилась и все живое сгинуло бы. Жизнь Агафьи Карповны нельзя назвать легкой, ведь она живет в заброшенном месте в тайге, где ландшафт составляют крутые горы, леса и реки. Женщина питается грибами и ягодами, на зиму засаливает рыбу. Любопытно, что в отношении земледелия семья Лыковых располагала большими познаниями, и сейчас Агафья Карповна продолжает выращивать овощи по заветам родителей. Она умеет обрабатывать семена, знает, как сохранить урожай, может ориентироваться в биологических особенностях растений.

В семье было принято выращивать корнеплоды и зерновые.

Как барашков резали: старенький или маленький — шибко не разбирали. Я своих в горы успел увезти, на верхнее стойбище, а после зимовки, как всё поутихло, спустились в Балыкчу. Опустела деревня.

Те, кто остались, рассказали, что тут было. Так что, если узнает Политбюро, что вы тут, в Сильге спрятались, будет искать, а найдёт — худо будет, однако. Озадачил и напугал старик своим рассказом староверов. Шатуна встретишь зимой в тайге, и тот ласковей будет этого Политбюро, — так Ена персонифицировал коллективный орган новой власти.

О многом ещё переговорили путники. Долго горел в эту звёздную ночь, среди редкого кедрача, костёр. А когда чулышманский татарин, так алтайцев раньше называли кержаки, сказал, что «товарищи» стали пограну строить и патруль будет ходить по Чульче, аж до верховий Малого Абакана, поняли мужики — на Алтай дорога заказана. Когда укладывались спать, Степан подытожил события этого вечера: — Это Никола-угодник свёл нас тут, предостерёг, чтоб на Алтай не ходили.

Телецкое озеро Утром распрощались с новыми знакомыми и тронулись в обратный путь. Дорога домой была легче и быстрее по уже знакомой тропе, и всё больше под горку. За неделю дошли до Тишей. В пути все думали — куда переселяться?

Кроме Каира на ум ничего не приходило. Исай, как: человек военный понял — окружают. А братья лесовики-охотники нашли своё подходящее слово — обложили. И сколько ещё продлится их затворничество незамеченным, вот вопрос вопросов.

Когда путешественники вернулись в Тиши, оказалось, что на заимке в их отсутствие уже побывали представители Советской власти с охраной. Агитировали вступать в артель. Говорили, что военный коммунизм сменился новой экономической политикой и теперь их никто не тронет, а будут жить, как и жили до этого: рыбу ловить и охотиться, но только под контролем властей и сдавать добытое государству. За это обещали платить и помогать с продуктами.

Перспектива будущих взаимоотношений, при условии согласия общины организовать артель, вырисовывалась безоблачная. В случае же отказа — пеняйте на себя. Советская власть не потерпит на своей территории неучтённых и не вовлечённых в общее дело людей. Дали время подумать и уехали.

Таёжникам предстоял выбор между кнутом и пряником. Вот тут и стали ломаться копья в жарких спорах о будущем заимки и её обитателей. Кто-то призывал уходить дальше, кто-то предлагал остаться и создать артель, помня об обещанной агитаторами продуктовой помощи. Для большинства это было едва ли не самым важным.

Ведь после гражданской войны крупу и муку достать было очень сложно. Думали так: «Рыбы в Абакане ловить, не переловить. Какая разница? Вот, если в молении начнут ущемлять, тогда и подумаем».

Самыми активными противниками ухода были Золотаевы, Самойловы и Чепкасовы. Как-то в запале Осип Лыков высказал Софону: — Ну, куда тебе уходить от своих курочек? И перчик красный оставлять жалко — посохнет. Это правда, только Софон Чепкасов держал на заимке кур, а в окошке его избы красовался горшочек с красным перцем.

Но и намёк был в словах Осипа. Вся заимка знала, какая у Натальи Никитичны «головная боль» от мужа. Несмотря ни на возраст, ни на горб на спине не угомонился мужик — так и остался большим охотником до молодух. А те нередко отвечали ему взаимностью.

И отец Ефросин напрасно цитировал из Писания, увещевая безобразника. Поняв тщетность своих попыток — махнул рукой, руководствуясь евангельским наставлением не бросать жемчуга перед свиньями. Об отце Ефросине известно немного. До накрытия в Ашпанакском монастыре величался Епифанием Ефимовичем.

Родом был, как и Лыковы, из Тобольского уезда. Семейная жизнь не задалась: первая жена Лукерья рано умерла, а вторая сбежала. После этого Епифаний принял монашеский чин от игуменьи Елизаветы, настоятельницы Ашпанакского женского монастыря, что на Алтае. Итак, отринувших лукавые агитаторские посылы и готовых уходить дальше, оказалось всего три семьи: Лыковы, Саночкины и Русаковы, а также отец Ефросин и дедушка Назарий с сыном.

Долго обдумывали главы семейств маршрут предстоящей экспедиции. То, что с пересёлкой тянуть нельзя — всем было ясно. И надо постараться уже в этом году, ещё до наступления холодов построить, хотя бы, пару изб и подготовить пашни под посадку. А на следующий год, как только сойдёт большая вода, можно заводить скотину на новое жильё.

Поэтому молодёжь уходила строить и готовить место для переезда, а старшей пока оставались в Тишах. Недолго побыли Степан, Карп и Исай на заимке, опять приходилось идти на Каир. Степан взял с собой жену Зиновию. Успел истосковаться по супруге, а тут опять уходить.

Да и готовить для работников нужно было кому-то. Группу ещё усилили двумя старшими, мастеровыми и крепкими мужиками. Сват Галактион и отец Ефросин возглавили отряд. В середине июля отправились добровольные затворники осваивать устье реки Каирсу.

На этот раз пришлось завьючивать пилы, топоры, тесла и прочий плотницкий инструмент. Когда прибыли на место и старшие одобрили выбор, сделанный первой экспедицией, сразу же, без раскачки приступили к строительству. Времени до белых мух оставалось всего полтора-два месяца, а успеть надо было много. Помимо строительства двух изб и корчёвки леса под пашни, предстояло ещё чистить поляны под покосы в пойме Абакана и наловить на зиму рыбы.

В Тишах тоже не бездельничали. Привычный объём работы — покос и уборка — остались, а рабочих рук убыло. Старики Лыковы остались с младшим Евдокимом. У Саночкиных — супруга Галактиона Анна с дочерью Анастасией.

Русаковы на Каир не пошли, отложили до весны. Тем более, у Петра и Меланьи был всего один сын-подросток Устин. И старикам надо было помочь. В моральном плане оставшимся стало тоже непросто.

Раскол, произошедший в общине после прихода агитаторов, ещё больше обозначился… Вот так и получилось: вроде бы заимка ещё лыковская и сам дед Осип живёт в Тишах, не переехал пока на Каир, но его уже никто не слушает. Власть перешла в руки триумвирата Золотаевых, Самойловых и Чепкасовых. И ещё она проблема возникла в семье Лыковых — Евдоким без удержу стал наседать на родителей: «Поехали свататься к Казаниным в Ашпанак». Где он виделся с Аксиньей: то ли когда Казанины приезжали с дочерью в Тиши, или на Лебяде у Ивана Новикова пути молодых пересеклись — неизвестно.

Одно заладил: «После Успеньего поста надо ехать на Алтай, пока другие не просватали». Пытались вразумить младшего родители — нельзя, мол, вперёд Карпа, не по правилам. На что Евдоким отвечал: — Он может до старости за Пелагеей сохнуть будет, мне что, совсем тогда не светит? А на Каир уйдём — ещё тяжельше будет.

Давай, тятенька нынче это порешаем. Станут на своём — ничем не вразумишь! А Евдоким одним своим видом внушал непоколебимость в принятом им решении. К двадцати годам окреп и возмужал паря.

Не было равных ему на заимке ни в силе, ни в решительности. Не робел Евдоким ни перед человеком, ни перед зверем. Был такой случай, уже после гражданской, когда в тайге ещё прятались разрозненные отряды не то соловьёвцев, не то простых бандитов. На заимку пожаловали несколько истощённых, явно нездешних людей.

В главарях у них был черкес. Заспорили пришлые с Осипом Лыковым. Слово за слово — бандит начал дерзить старику. Тот его пытался осадить, на что горячий кавказец разразился площадной бранью и выхватил кинжал.

Тут встал скалой Евдоким на защиту отца. Защёлкали затворы. Но, увидев спешащих на выручку мужиков с винтовками наперевес, пришельцы быстро успокоились и запросили продуктов. Выпроводили непрошеных гостей, не стали грех на душу брать.

После этого случая Осип Ефимович по-особому стал относиться к меньшому. Их пятеро вооружённых, а он один с голыми руками встал и только твердит, набычась: «А ну, не тронь тятеньку! И вот теперь Евдоким запросил родителей о скорой свадьбе. Если Карп после истории с Пелагеей о девках и слышать не хочет, так хоть младший, может быть, внуками порадует.

У Дарьи пусто, и вообще непонятно, что сейчас там происходит. Степан вот уже пять лет живёт с Зиновией и никого. Пообещали родители перед уборкой выкроить дней десять и съездить в Ашпанак. К этому времени сват Галактион с Карпом должны с Каира приехать за продуктами.

Вот и побудет недельку на хозяйстве, если сам к супружеской жизни не стремится. А на Каире строительные работы близились к завершению. К концу августа одна изба была полностью готова, а на вторую возводили стропила под кровлю. Договорённость о том, что к новолетию Галактион с Карпом вернутся в Тиши за продуктами, была изначально.

А оставшиеся должны были заниматься подготовкой пашни и рыбалкой. В Тишах их возвращения ждали с нетерпением, и когда в первых числах сентября они прибыли на заимку, Осип Ефимович, не дожидаясь утра, под вечер пошёл к Саночкиным. Галактион после баньки, за накрытым столом принял гостя. Ангела за трапезой!

Милости просим отужинать с нами, — пригласила хозяйка. После ужина разговорились о предстоящей пересёлке. Как тебе место? По всему видно, что посуше и потеплее будет, чем в Тишах.

Я так думаю: рожь можно весной посеять, должна успеть вызреть. Я как: увидел ключик — сразу смекнул, что под водопадом струя сильная, можно водяную мельницу тут построить. На следующий год, Бог даст, соорудим подобную той, что была у меня в Шадрино. Ты должон помнить.

Это хорошо, если своя мука будет. А про мои новости, небось, уже слыхал? Настёнка первым делом сообщила, что Евдоким на Аксинью Казанину глаз положил. Ему что, местных мало?

Любая за такого героя пойдёт! И слушать не хочет! Аксинью ему подавай и всё тут! Тяжело сейчас её матери одной с семерыми.

Добре, что старшие уже взрослые. Говорят, в прорубь головой сунули. Так и неясно? Письма у него нашли, которые нёс на Лебядь к Новикову.

Видимо, спьяну не поняли голодранцы-грабодиры — что за письма — посчитали за лазутчика. У них уже было несколько пойманных мужиков. Вот его с ними заодно связанных в прорубь живыми и затолкали, упокой Господь души их. Вот ещё что, Галактион.

Завтра с утра мы едем в Ашпанак. Может, там будут спрашивать насчёт переселки. Если кто из них захочет на Каир перебраться — место там ещё есть? Семей десять с хозяйством найдут убежище.

Но, ты смотри, шибко посторонним не болтай. Если только Варваре или кому из родных, но так, чтобы лишние не знали. Понимаю с кем говорить, а с кем помолчать. Знайку к обрыву ведут, а незнайка на печке лежит.

Вот ещё, что хотел спросить у тебя, сват. Есть ли резон всю зиму молодым на Каире жить? Что-то тревожно тут на заимке стало. Золотаевы с Самойловыми искоса поглядывают.

Небрежение в молении стали проявлять. И речи богопротивные ведут. Видно, сильно на них повлияли эти агитаторы. Это сейчас так:, а что будет на заимке, когда артель антихристы организуют?!

Скорей бы весна, да на Каир перебраться! Мне Анна кое-что успела рассказать, что тут деется. Давай так сделаем. Если, даст Бог, у вас в Ашпанаке всё устроится, тогда на Каир отправим Евдокима с Аксиньей в помощь, а я их проведу и вернусь обратно с отцом Ефросином.

Всё-таки он ещё сможет одёрнуть отступников. А молодёжь пущай закончит со строительством. По всем приметам, осень нынче тёплая будет. И поохотиться мужики там хотели.

А перед Рожеством на лыжах вернутся в Тиши. Поживут на заимке пару месяцев, а затем в марте по Чарыму зайдут обратно на Каир, на посадку. Смысл зимовки на Каире был, как раз и связан с посадкой, которая приходилась на самую большую вешнюю воду. Поэтому с апреля, когда в тайге распута стоит и до конца июня, пока не сойдёт большая вода, на Каир попасть невозможно.

Тем более что будущее обиталище находилось на противоположном берегу Абакана. Степана с Зиновией можно и тут оставить. Помогут скотину загнать, а то нам старикам со всем стадом не управиться. А мы к этому времени, даст Бог, на Каире уже будем.

В Ашпанаке Лыковых уже ждали. Аксинья рассказала матери, что с Евдокимом условились на осень. Старика Осипа и бабку Раису на Алтае многие знали как «крепких христиан», а молва о Евдокимовых подвигах далеко разошлась по округе. Поэтому Варвара не возражала, что старшая замуж собралась.

Ещё четыре девки и два парня оставались у неё на руках. Потому, когда Лыковы с сыном и подарками пожаловали к Казаниным, со свадьбой медлить не стали. Значит и твоё время пришло. Я тоже за твоего тятеньку семнадцати лет вышла.

Жаль, не дожил он до этого дня. А за Евдокимом, как за каменной стеной будешь, — благословила на браге Варвара. Местный наставник дедушка Полиект провёл службу и обрачил молодых. Сыграв свадьбу и погостив несколько дней в Ашпанаке, Лыковы с молодой невесткой отправились в обратный путь.

Разгуливать было некогда, пришло время уборки. Осень 1926 года и правда выдалась тёплая и сухая. И как только выкопали картошку, стали собираться на Каир. Помимо продуктов нужно было завезти, пока тепло, и картошку для весенней посадки.

Так что молодым предстояло свой медовый месяц провести на новом месте. Удивил, конечно, Евдоким мужиков на Каире, когда привёл с собою молодую жену. Исай Назарович сказал, обращаясь к Карпу: — Ну, что? Утёр тебе нос меньшой!

Видишь, какую красавицу отхватил. Найдём и Карпу невесту, — вступился Степан за среднего брата. За те две недели, пока Галактион Ефимович с Карпом ездили в Тиши, мужики закончили вторую избу и начали строить баню… После того, как Галактион с отцом Ефросином отбыли обратно в Тиши, оставшийся народ заселился в построенные избы. До весны никаких ярких событий не произошло, разве что опять Карпа с Евдокимом медведь, вернее медведица, проверила на прочность.

В середине октября, после Покрова ушли братья с разведкой в верховья Каирсу. Хорошая речка, плавно выходит в гольцы, богата зверем. Один минус — на протяжении тридцати километров до самых истоков не поймать ни одного харюзка. Чуть выше устья, километра на два от слияния с Абаканом, Каирсу зажимают с двух сторон каменные щёки.

А на выходе из этого каньона образовалась ступенька, метров десять-пятнадцать — не больше, но рыбе этот водопад уже не преодолеть. Поэтому, кроме бычков с мизинец никакой другой рыбы нет. И вот, когда братья Лыковы по чернотропу дошли до предгольцевья, где кедры чуть выше человеческого роста чернели среди царства ракитника и карликовой берёзки, наткнулись на свежие следы медведицы с медвежонком. Такое близкое присутствие зверя совсем не обрадовало таёжников, да ещё ветер, как назло, встречный — относит запах в сторону, а горные ключики заглушают звук: шагов.

Не успели мужики всё это осмыслить, как вдруг из зарослей, метрах в пятидесяти от них, на тропу выскочил медвежонок. Евдоким, конечно, последовал его примеру и, уйдя с линии огня, приложил свою трёхлинейку к плечу. А любопытный малой ещё и засеменил в сторону братьев. Пошёл, дурак!

Медвежонок заверещал, испуганный незнакомыми звуками и тут же, рассекая плотную стену ракитника, прямо на них выскочила разъярённая медведица — только держись! Седьмая пуля сразила зверя. Вынуждены были братья убить хищницу, защищая свою жизнь. Не зря говорят, что лучше с тремя медведями встретиться, чем с одной медведицей, защищающей своё потомство.

Бессмысленным было это убийство ещё и потому, что не едят староверы медвежатину. Религиозный запрет распространяется на всех зверей имеющих лапу, а не копыто. Это многовековое табу нашло в наше время и научное обоснование: косолапый является носителем множества болезней опасных для человека. Поэтому медведей кержаки били исключительно в целях самообороны, или уж сильно обнаглевших, нападавших на скотину.

Рыбу на зиму наловили в Абакане. Ради экономии времени и результативности поставили заездок. Мне не раз приходилось на Еринате, помогая Агафье, возводить это гидротехническое сооружение. Попробую описать принцип его действия.

Трёхногими козлами, на мелководном плёсе перегораживается река. В зависимости от её ширины и силы течения, таковых готовится от десяти до тридцати штук. Затем, из толстых жердей и сплетённого из таловых прутьев частокола перегораживается Абакан.

Как прежде вести хозяйство и в то же время блюсти все молебны теперь трудно.

Благо ей регулярно присылают помощников от староверской общины. А сотрудники заповедника «Хакасия», на территории которого расположена заимка Лыковой, каждый месяц приезжают с гостинцами. Часто бывать не получается — добраться до домика Агафьи можно только по воздуху или по реке.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий