Мастерица плетет удивительной красоты кружева. Нина Николаевна хотела научиться вязать еще с детства. Конечно, такая работа требовала от кружевницы способностей, до сих пор помню самую талантливую мастерицу Матрёну Игнатову. полторы сотни рукодельниц со всех концов света, в том числе из Ирландии.
Кружевное панно мастериц из разных стран представили на фестивале в Вологде
Коклюшки в руках мастерицы звучат, как мелодия. Под нее, рассказывает кружевница Светлана Шувалова, в старину убаюкивали маленьких детей. Тетя потомственной кружевницы Веры Веселовой плела чулочки и зонтик для императрицы Александры Федоровны. У нашего клуба есть преимущество – профессиональная кружевница, которая закончила вологодское училище. Что такое "коклюшки" и как мастерица из Челябинска возрождает традиционное искусство?
"Кружевница-мастерица в гостях у детей детского сада"
Заметив ее усидчивость, увлеченность рукоделием, хозяйка принесла большую книгу. Хочу, сказала, передать в доб-рые руки. С той поры и увлек-лась рукодельница ажурной вязкой, а книгу чешского автора 1962 года издания хранит. Сейчас научиться вязанию не проблема, было бы желание. У Валентины много книг, журналов, освоила компьютер. Кстати, с помощью Интернета «побывала» в разных архивах, разыскивая сведения о своих предках... Она не считает возраст помехой для начинаний.
Недавно получила удостоверение водителя автомобиля и теперь самостоятельно ездит на дачу на своей машине. Чапа встречает хозяйку у порога квартиры заливистым лаем. Персидская кошка вытягивается на коврике для «причесона». После домашних хлопот Валентина, включив телевизор, берет в руки начатое вязание… Подобно зимнему узору на окне, воздушное кружево из сотен, тысяч петель завораживает взгляд.
Именно их звук во время работы напоминает легкий перезвон! Как рождается сказка Но не все так просто и романтично, как кажется. В любом ремесле есть свои нюансы и сложности. Как же происходит процесс плетения на коклюшках?
Канвой для плетения кружев является сколок — технический рабочий рисунок кружева на бумаге. Без специального образования нарисовать сколок самому реально, но очень сложно. Поэтому пока мастерицы берут за основу работ сколки вологодских кружевниц и немного их дорабатывают под определенный размер и свою художественную задумку. Узор на сколке напечатан точками, в которые в ходе работы втыкаются булавки для образования кружевного узора. Сначала на подушку-валик крепят картон, сверху на него булавками — сколок, который так держится крепче, не скользит и не рвется. В точках, обозначенных на сколке, по ходу плетения мастерицы размещают булавки, которые служат для закрепления нитей при формировании узора. Нить для кружева ровно и туго наматывают и закрепляют на коклюшках, которые всегда соединяются попарно: начало нити находится на одной коклюшке, а конец — на другой. При этом, когда на коклюшки намотана нить, делается хитрый узелок как его вяжут — я так и не поняла , не позволяющий нити разматываться и в то же время легко вытягивая ее, когда при плетении это необходимо!
Среднее количество пар коклюшек при плетении кружева в сцепной технике у мастериц обычно равно шести. А это значит, что плетут они как минимум двенадцатью палочками одновременно! Поначалу это сложно — нити путаются. Однако наши умелицы орудуют одновременно несколькими парами коклюшек весьма неплохо! Выплетаемый узор строго повторяет рисунок сколка. Когда кружево готово — вытаскивают булавки от центра изделия — к его краям. Здесь тоже нельзя торопиться: иголочку аккуратно берут у основания и осторожно вынимают, чтобы не потянуть нить. Все еще впереди!
В вологодском кружеве есть отличие от других техник плетения — деление на узор и фон. Благодаря этому получаются четкие и выразительные линии орнамента. В своих изделиях Елена использует природные мотивы, самый популярный из них — снежинка. Многие ее работы побывали на выставках в Казани, Москве, во Франции, где ее творчество было удостоено диплома третьей степени. Это были благодарности за сохранение и развитие традиций. К челнинке нередко обращаются со сложными заказами. Так, ей посчастливилось реставрировать шаль XVII века. Она единственная взялась за плетение дамского воротничка в стиле бельгийского кружева для восстановления ансамбля одежды прошлого века для исламского музея в Казанском Кремле. Два месяца работала и успела в срок. Оборудование кружевниц — нехитрое и за минувшие триста лет совсем не изменилось.
Плетут изделие на плотном валике в белом чехле и на деревянной подставке. К нему прикалывают склок — технический рисунок будущего узора на картоне.
И получаю тонкое шелковистое волокно, из которого пряду нитки». Кроме кружева, Евгения Николаевна делает из крапивы перчатки, стельки, тапочки, коврики, шали и специальные лечебные накладки - квадратики из крапивного волокна.
Крапива может его выравнивать, - говорит кружевница. Какие-то «крапивные» вещи мастерица дарит родным и друзьям, что-то у нее покупают деревенские жители и земляки в Северодвинске. Андрей Иванов.
Кружевница-мастерица
Обучение плетению вологодского кружева по видеоурокам. Секретики № 2 От Кружевницы-Мастерицы. Секретики № 2 От Кружевницы-Мастерицы.
Забытая мелодия для коклюшек
На аллее разместились 120 мастериц из России и 5 стран зарубежья и охотно делились опытом со всеми желающими. Вчера, 15:32 Волгоградская мастерица при помощи техники «тай-дай» обновила весенний гардероб. Кружевницы Рязани провели ряд творческих и просветительских встреч в честь Международного дня кружева. Кружевницы из местности Захожье, объединяющей несколько деревень Пчевской волости Киришского района, что в 160 километрах к юго-востоку от Петербурга, в XIX веке соперничали. 23:15 пользователем Любовь Проценко.
Акция «Весенняя неделя добра»
Дети к тому времени уже выросли, поэтому самое время было позаботиться о себе и воплотить в жизнь нереализованные мечты. Да и «Дом народного творчества», который в те времена располагался на улице Чкалова, оказался как раз под боком. Мастер показывала начальные приемы. В пятницу покажут, и целую неделю километрами плетешь плетешки, затем полотнянку, отрабатываешь технику. Вместе со мной пришли трое учениц, но осталась я одна. Просто люди, которые хотят получать с этого какие-то дивиденты, ничего не имеют, потому что это очень трудоемкий процесс, он требует больших временных затрат. И кто хотел делать на этом деньги, тот не выдержал, — говорит Людмила. И это далеко не про параметры, это про возраст участниц клуба. Сейчас в клубе 17 человек. В их небольшой комнатке в ДК «Выпмел» один день в неделю — по пятницам — всегда шумно и весело.
Кто-то поделится рецептом вкусного пирога, кто-то даст совет по выращиванию огурцов, кто-то расскажет о своих проблемах, зная, что его всегда выслушают. Но в тоже время рукодельницы не забывают и про творчество, ведь каждая из них — мастерица со стажем. Если у кого-то что не получается, то обязательно помогут дельным советом. У нашего клуба есть преимущество — профессиональная кружевница, которая закончила вологодское училище. У нее всегда можно проконсультироваться, — рассказывает мастерица.
Его плели пять месяцев четыре мастерицы. Кружева каждого региона отличаются стилистикой рисунка и сочетанием различных элементов. Современные мастерицы говорят, что хотят не просто сохранить традиции кружевоплетения, но и осовременить их, ведь кружева никогда не выйдут из моды. Из центра кружевного промысла на фестиваль привезли сразу две коллекции нарядов для детей и взрослых. В орнаменте елецкого кружева традиционно присутствуют цветочные мотивы. Художники украсили кружевами не только платья, но и игрушки. Юные модницы в восторге и мечтают о кружевных кедах.
Здесь можно увидеть, чем отличается вологодское, костромское, галичское, киришское кружево, а ещё — попробовать себя в этом старинном ремесле. На экспозиции в центре «Костромская слобода» побывала корреспондент «Вестей». Коклюшки в руках мастерицы звучат, как мелодия. Под нее, рассказывает кружевница Светлана Шувалова, в старину убаюкивали маленьких детей. Мастерство кружевоплетения передавалось из поколения в поколение.
Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Кружевная сказка для сочинской Олимпиады
Одна из женщин, находившихся на конкурсе, не поверила, что юная орловчанка могла справиться с такой работой. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Куревин Н. Электронная почта: info ogtrk. Телефон редакции: 8 4862 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на сайт обязательна.
Потратили целый год, и говорю я это не для красного словца. Это очень кропотливая и тонкая работа, которой мы очень довольны, — рассказывает заместитель руководителя самодеятельного сообщества «Звонкие коклюшки» Ирина Борисова. Несмотря на то, что панно могут создать только профессиональные кружевницы, местные любительницы сумели справиться с таким сложным произведением искусства.
Полюбоваться панно можно на выставке «Художники о Рыбинске», которая проходит в Мучном гостином дворе.
С таким багажом просто не было вариантов не победить в состязании, — улыбается Елена Русакова. Сейчас за её плечами — победы в областных и всероссийских конкурсах. Елена преподаёт кружевоплетение в кировском хобби-клубе «Фестон» и ведёт блог, в котором делится профессиональными секретами, полезными мастер-классами и рассказывает об истории кружева. Гордится тем, что принадлежит к кукарской школе кружевоплетения, поставлявшей изделия царской семье.
Даже в Кирове заказывают кружевные вещи для спецодежды сотрудников. В целом по стране кружевоплетение развивается. Этот вид рукоделия становится доступным, так как можно научиться ремеслу и через интернет. Нужно лишь специальное оборудование для кружевоплетения и желание узнать новый вид рукоделия, который не похож ни на один другой, — говорит Елена.
В этом вся суть процесса. В этой технике существует более шести популярных рисунков — мы выбрали «спираль». Ставим два пальчика, зажимаем между ними ткань и начинаем проворачивать.
Эти складки потом создадут очень красивый эффект, как будто чешуя», — говорит мастер Анастасия Петропавловская. Скручиваем ткань, линии должны быть четкими, чтобы получилась ровная спираль. Собираем материал и подворачиваем края. Далее с помощью бечевки ткань обматываем: сначала крест-накрест, затем делим каждый угол. Получаются секторы, которые нужно заполнить краской. Я их покупаю, это сухие красители. Когда я начинала, я просто размешивала акриловые краски для ткани с большим количеством воды и также их окрашивала с помощью каких-либо баночек.
Краски держались долго, но есть нюанс: одежда была не такая яркая, какой получается при помощи профессиональных красок.
"Радую себя и окружающих". Мастерица из Бреста представила работы на выставке "Ее рук дело"
Идея сплести картину пришла кружевницам весной прошлого года. До этого они никогда не делали больших совместных работ. Поэтому и опыт во всех отношениях оказался новый, но интересный. Потратили целый год, и говорю я это не для красного словца.
Пятиклассница взялась плести по эскизу для взрослых мастериц и триумфально справилась с работой.
Одна из женщин, находившихся на конкурсе, не поверила, что юная орловчанка могла справиться с такой работой. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Куревин Н. Электронная почта: info ogtrk.
Телефон редакции: 8 4862 76-14-06.
Напротив, укрепила результат. На первых порах начала вести кружок в ДК «Строитель», где набрала детский и взрослый коллективы. Переняв опыт, воспитанники и сами уже стали преподавать. В основном набирала 6-7 классы. Параллельно с кружевом я увлекалась и другим творчеством. Потом возобновила работу, вырастила Народного мастера. Какое-то время преподавала в Белгороде в областном Центре народной культуры. Там выпустила двухгодичную школу мастера, куда люди целенаправленно съезжались из разных районов», - вспоминает свой творческий путь Бобылёва.
С 2015 года она работает в ЦКР «Лебединец» художником-постановщиком детского театрального коллектива. Кружевоплетение совмещает с основной работой. Фото: фото из личного архива Елены Бобылевой На вес золота У кружевоплетения интересная и богатая история. Утонченный промысел славился еще в Петровские времена, когда в моду вошли европейские платья. Сначала кружевной декор делали по рисункам из Германии, Франции. Вскоре ремесло стало под силу и русским мастерицам, которые освоили его в совершенстве, внесли свой колорит, придумали национальные мотивы узоров и элементы, привнесли свою цветовую гамму. Кружево создавалось тремя способами: численным, парным и сцепным. Было время, когда талантливые рукодельницы плели из золотых и серебряных нитей. Однако подобную роскошь мог позволить далеко не каждый желающий, а лишь знатные люди.
Потому крестьянское кружево было значительно проще. В ход шли льняные нити. В итоге получались растительные узоры и геометрические, образы животных, фантастических существ. Многочисленные мастерские появились в городах и селах. В Вятской губернии даже открыли земскую школу мастериц. Вятское кружево, как и вологодское, весьма ценилось. Кружева поставляли царскому двору, торговали на ярмарках в российских городах, отправляли за границу.
Так что мне подставку муж делал.
А валик у меня вообще раритетный! Мы с девочками взяли для его основы подлокотник от старинного дивана. Поэтому мой валик гораздо больше, чем у остальных — можно плести крупные изделия, но в то же время тяжелее! Я тоже хочу «поклюшки»! Кружевные наряды издревле считались признаком высокого социального положения как у женщин, так и у мужчин. Да и сегодня ценники на кружево выглядят внушающе — 1200 рублей за 35 сантиметров мерного кружева в форме полоски, используемого для отделки рушников, полотенец ручной работы. Но не стоит думать, что наши кружевницы в масле катаются. Скорее, они рукодельничают в свое удовольствие: для себя, родных и близких.
Ведь плетение на коклюшках — многодневный и трудоемкий процесс. В месяц кружевница успевает сплести примерно одно маленькое изделие или часть большого. Бывают, конечно, исключения: свою «частичку души» интерьерное сердечко, диаметром около 15 сантиметров Светлана Бейсова сплела всего за три дня. Но сидеть за кружевом ей пришлось каждый день до трех-четырех ночи. Это он коклюшки так называет. А потом подошел и обрезал их ножницами! Пришлось перематывать все заново. Однако мастерицы строго своих чад не наказывают, а объясняют «для чего нужны эти штучки?
Да и сами стараются быть для детей добрым примером. Так, у бывшей выпускницы Минусинского колледжа культуры и искусства Татьяны Мальцевой две крохотные дочки — три и полтора года. Удивительно, как с такими малышками она не просто находит время для кружевоплетения, но и делает это по скорости быстрее остальных.
Новости Балахны, области, страны и мира
Все лежачие. Покажешь, ведь без наглядного примера ничему не научишь. Допоздна сидим с детьми, разговариваем. До отбоя. Женщины вместе ездили на ежегодные выставки народного творчества в Ярославль. Кружевницы после смотров собирались вместе, обменивались узорами, опытом… А вообще в выставках участвует седовласая мастерица с 950-летия Ярославля! Даже раньше. И не только областных, но и российских. В её копилке более 60 почётных грамот разного достоинства, благодарственных писем, 10 дипломов, медаль «За развитие народных промыслов и ремёсел», памятные знаки со всесоюзных фестивалей народного творчества и всесоюзных выставок самодеятельного искусства, российских выставок-ярмарок народных промыслов и ремёсел! Вот совсем свеженькая награда, полученная рукодельницей в ноябре прошлого года — диплом лауреата областного смотра-конкурса «Мастер земли Ярославской» в номинации «Кружевоплетение».
И работы её бережно хранятся не только в Ярославле, но и в одном из американских музеев прикладного искусства. Два года подряд приезжал к ней за уникальным рукоделием художник из США по имени Дэн. Фамилию старушка не помнит. У него собственный музей. Так специально для него по личной просьбе Нина Сергеевна сшила лоскутное одеяло, лоскутный объёмный коврик и полотенце с филейным плетением по кайме. Однажды кто-то из знакомых сказал Нине Сергеевне: «Ты бы лучше шила, чем кружева плести да вышивать, деньги бы зарабатывала! Люблю ещё на спицах платки тонкие, ажурные вязать. Мою невестку, когда сын служил в Германии, немки часто на улице останавливали, спрашивали: сколько в России такой платок стоит?
Все изделия включают кружевные элементы, созданные киришскими мастерицами в рамках проекта «Захожская социальная мануфактура». Планируются мастер-классы по созданию мелкосерийных партий по образцам Софьи. Женщины освоят приемы шитья и декорирования, которые использовались при создании мастер-моделей, научатся изготавливать украшения на металлической основе и познакомятся с традиционными изделиями, получившими новую актуальность. Кружево в архитектуре Традиционные элементы захожского кружева стали элементами городской среды в Киришах. В сквере «Семейный» шесть скамеек с изображением уникальных узоров захожского кружева. Рисунки буквально повторяют плетения бабушек и прабабушек жителей района. Занимаясь разработкой туристических маршрутов, в Киришах поняли, что только возможностью увидеть местное кружево привлечь постоянный поток туристов будет сложно. И тогда возникла идея внедрить узоры местных кружевниц в городскую среду. В рамках программы «Кружевной город» при содействии Комитета по туризму Ленинградской области в декабре 2020 года Центр поддержки семьи установил скамейки с кружевными узорами.
После Чехословакии три года супруг служил на Украине, там родилась наша дочь. Затем муж подал рапорт на увольнение, и мы переехали в Губкин». Волшебные коклюшки Здесь Елена Бобылёва не утратила привязанности к кружевоплетению. Напротив, укрепила результат. На первых порах начала вести кружок в ДК «Строитель», где набрала детский и взрослый коллективы. Переняв опыт, воспитанники и сами уже стали преподавать. В основном набирала 6-7 классы. Параллельно с кружевом я увлекалась и другим творчеством. Потом возобновила работу, вырастила Народного мастера. Какое-то время преподавала в Белгороде в областном Центре народной культуры. Там выпустила двухгодичную школу мастера, куда люди целенаправленно съезжались из разных районов», - вспоминает свой творческий путь Бобылёва. С 2015 года она работает в ЦКР «Лебединец» художником-постановщиком детского театрального коллектива. Кружевоплетение совмещает с основной работой. Фото: фото из личного архива Елены Бобылевой На вес золота У кружевоплетения интересная и богатая история. Утонченный промысел славился еще в Петровские времена, когда в моду вошли европейские платья. Сначала кружевной декор делали по рисункам из Германии, Франции. Вскоре ремесло стало под силу и русским мастерицам, которые освоили его в совершенстве, внесли свой колорит, придумали национальные мотивы узоров и элементы, привнесли свою цветовую гамму. Кружево создавалось тремя способами: численным, парным и сцепным. Было время, когда талантливые рукодельницы плели из золотых и серебряных нитей. Однако подобную роскошь мог позволить далеко не каждый желающий, а лишь знатные люди. Потому крестьянское кружево было значительно проще. В ход шли льняные нити. В итоге получались растительные узоры и геометрические, образы животных, фантастических существ. Многочисленные мастерские появились в городах и селах.
Также можно было сделать «домашнее задание», заявить его на конкурс и одновременно отправить на выставку проекта. В день проведения конкурса, 28 октября, дистанционные участницы выбирали сколок из предложенных организаторами и начинали плести изделие. Завершить его требовалось за три часа. Потом фотографии начала работы, процесса и завершения выкладывались в специальный альбом для голосования. Кружевницы очного этапа выполняли то же самое непосредственно в городе Кириши. Их работы жюри оценивало на месте. Работы участников оценивали киришские художники, проектировщики сколков, дизайнеры и педагоги.