Государственная дума и правительство России рассматривают инициативу введения наказания за ложные доносы на семейные отношения. За верный донос изветчику полагалась премия, иногда повышение в чине, в исключительных случаях, связанных с раскрытием важного государственного преступления, доносчик мог заполучить собственность преступника, его имущество, лавку или щедрые торговые льготы.
Сто лет назад. Вводится наказание за ложные доносы и провокацию
Выбираем и объясняем важные новости в Telegram-канале «Продолжение следует» — подписывайтесь первые полгода войны россияне на. При этом только в полицейской этике донос является актом гражданского долга, две другие этики относятся к стукачам и доносчикам крайне негативно. Выбираем и объясняем важные новости в Telegram-канале «Продолжение следует» — подписывайтесь первые полгода войны россияне на. Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков выразил уверенность, что доносы являются отвратительным явлением. Хочется верить, что не только Дмитрий Песков считает доносы отвратительными, ведь обычно он выражает позицию Кремля. В ней сказано о том, что новости о доносах в России стали новой нормой.
В РФ хотят ввести наказание за ложные доносы на семью
Депутаты Госдумы от "Новых людей" подготовят инициативу о введении ответственности "серийных доносчиков", в частности на артистов и блогеров, рассказал РИА Новости лидер партии Алексей Нечаев. «Доносительство у меня в крови»: В России появились сотни «профессиональных» доносчиков. Что такое доносы и кто их пишет. Доносы — это информация, передаваемая о чем-то подозрительном или незаконном лицам, которые могут преследовать или наказывать тех, кто нарушает закон. При этом только в полицейской этике донос является актом гражданского долга, две другие этики относятся к стукачам и доносчикам крайне негативно. У меня разнообразные доносы – например, мной неоднократно подавались обращение властям с просьбой признать «Дождь» нежелательной организацией.
В Госдуме предложили ввести наказание за ложные доносы на семью
Так правоохранительные органы отреагировали на письмо некой Анны Коробковой. С разрешения автора «АУ» публикует её ответ целиком — как документ эпохи. Уважаемая «Адвокатская улица»! Действительно, от меня было письмо адвокату Калою Ахильгову.
И действительно, я писала в Министерство юстиции Российской Федерации о том, что есть основания признать постоянного эксперта «Дождя» тогда СМИ-иноагента, ныне нежелательной организации Калоя Ахильгова иноагентом. Сразу скажу, к «Адвокатской улице» я отношусь с некоторой симпатией — иногда читаю у вас неплохие материалы. У меня есть друзья, которые донатят «Адвокатской улице» они не знают о моих доносах.
Конечно, чем дальше, тем меньше имеют значения вопросы права — российское законодательство за последние два года сильно упростилось, а в ряде случаев стало возможно не исполнять решение суда. Поэтому роль юристов у нас снижается. Теперь отвечу на вопросы «Адвокатской улицы».
Анна Коробкова — или человек под таким псевдонимом — стала известна в 2022 году, когда потребовала признать «иноагентами» нескольких учёных, в том числе антрополога Александру Архипову позже её действительно внесли в реестр. Та охотно ответила на вопросы. Коробкова пояснила, что хочет «создать атмосферу страха, при которой любой выступающий в СМИ-иноагенте начинает думать, не донесут ли на него его работодателю или властям».
Влюбом случае такая практика говорит онесправедливом законодательстве иовнутреннем конфликте, атакже потакании государства греховным, низменным инстинктам социума христианство роднит донос ипредательство— Иудин грех , указывает нанесоответствие законодательства интересам общества или части общества инаотсутствие такого элемента демократии, как учёт мнения меньшинства. Вканале «Кремлевский безбашенник» последовала продолжительная идостаточно бурная дискуссия отом, чтоже такое донос всовременном обществе. Было заметно, что большинство авторов стремятся расширить это понятие, относя кдоносам ианонимные сообщения всоциальных сетях, икампании черного пиара, икакбы журналистские расследования.
Ведь, посути, все перечисленные методы имеют своей целью одно— очернить оппонента перед правоохранительными либо контролирующими органами, перед коллегами или обществом вцелом. Некоторые издискутирующих относили кдоносам даже так называемые служебные записки. Посути, форма доноса, нотолько неанонимного, такой способ внутренней конкуренции «напроизводстве».
Или, например, такая точка зрения: «Что такое комментарий винтернете, всоциальных сетях, оставленный слевого или анонимного аккаунта, как ниформа навета или доноса»? Спорящие часто иневсегда точно цитировали Сергея Довлатова, е го знаменитые сл ова омиллионнах доносов. Полагаем для пользы дела надо привести эти слова.
Ивсеже яхочу спросить— кто написал четыре миллиона доносов? Абакумов сЯгодой? Ничего подобного.
Ихнаписали простые советские люди. Означаетли это, что русские— нация доносчиков истукачей? Нивкоем случае.
Просто сказались тенденции исторического момента ». Кстати, о«тенденциях исторического момента». Сразу после убийства Владлена Татарского быв ший президент ипрем ьер Дмитрий Медведев написа л следующее: «По ра осознать совсем очевидные вещи.
Если кто-то при вас сказал, что получает деньги или работу изукраинских источников— свысочайшей вероятностью этот кто-то стал напуть предательства. Иуже совершил уголовное преступление. Онвраг, ионем необходимо сообщить спецслужбам или правоохранительным органам».
Что это как непризыв кдоносительству? Всеже представляется правильным, что диверсантов иихпособников должны выявлять соответствующие органы, нетратя время наизучение доноса насоседа, укоторого громко лает собака, апотому он, наверное, шпион. Новернемся кнашей дискуссии.
Донос направляется непосредственно вправоохранительные органы или посредническую структуру, формируя основу для уголовного или административного дела, становясь процессуальной причиной преследования лица. Согласно действующему законодательству, донос как основа для возбуждения административного или уголовного дела неможет быть анонимным. Условно «нет заявителя— нет дела».
Заявитель обязан подписать форму заявления, быть уведомленным обответственности зазаведомо ложный донос. Отчасти отсутствие анонимной процедуры предотвращает массовое использование доносительства как инструмента нечестной конкуренции, как это было при СССР: внаше время доносительство является маргинальной практикой».
Донос в пореформенном русском праве Принципиальным отличием доноса от жалобы являлось то, что жалоба приносилась на ущерб, причиненный лично жалобщику, и была процессуально необходима для возбуждения обвинения; донос приносился на дела, лично доносчика не касающиеся.
Согласно судебным уставам 20 ноября 1864 , донос «объявлением частного лица» только тогда вызывал начатие следствия, когда доноситель был очевидцем преступного деяния; если же доноситель очевидцем не был, то объявление его составляло достаточный повод к начатию следствия лишь в том случае, когда в самом доносе представлены доказательства достоверности обвинения. По безымянным доносам следствие не производилось, но они могли в известных случаях служить поводом к полицейскому розыску или дознанию, могущему, в свою очередь, повести к следствию. Недонесение о преступлении каралось законом, как и ложный донос.
Эволюция понятия Первоначально слово «донос» было нейтральным, ложный же донос определялся термином «извет». Но в XIX веке, с развитием представлений о личной чести, уже всякий донос воспринимался как противоречащий нравственному кодексу «порядочного человека», который не должен подключать власть к общественной и частной сфере.
Вероятно, из этого времени пришло шуточное выражение: «В СССР скорость стука опережает скорость звука». Считается, что «эпидемия доносов» пошла на спад после смерти Сталина. Хотя и во время правления «вождя народов» власти периодически старались понизить степень всеобщей подозрительности и боролись с «клеветниками». После прихода к власти Хрущёва и начала оттепели в разговорной речи появилось негативное слово «стукач» — заимствованное, предположительно, из воровского сленга. Термин этот перекочевал из взрослой среды в детскую: до сих пор школьники считают зазорным жаловаться учителям и родителям, а «стукачей» стараются вычислить и проучить. Баумана Валерий Нехамкин в своём исследовании утверждает , что, помимо личной предрасположенности, для доносительства необходим соответствующий микроклимат в обществе, поощряющий такую модель поведения.
В СССР это реализовывалось через концепцию страны как осаждаемой врагами «крепости», которую надо защищать всеми доступными средствами, не считаясь даже с родственными связями, отмечает эксперт. При этом донос «должен оправдываться тем, что он предотвращает ещё большую беду». То есть осведомитель должен быть убеждён, что делает полезное дело для себя и своей семьи или для всего общества. Если донос пишут на знакомого человека, чаще всего осведомителем движут какие-то личные мотивы: алчность, соперничество, обида, месть, злость. На незнакомых доносят обычно из чувства гражданской ответственности. Доносы делятся: по наличию автора: на анонимные и подписанные; по виду подозрения: на криминальные, коррупционные, экологические и т. Семейные доносы отличаются от бытовых. Первые касаются одной семьи например, один родитель доносит на другого, чтобы получить единоличную опеку над детьми.
А бытовые могут совершать и не родственники, а соседи, знакомые, прохожие. Профессиональные доносы — те, что происходят на работе. То есть если работник нажаловался начальству на опоздание коллеги — это донос. Но регулярные опоздания сотрудника, из-за которых на других коллег ложится дополнительная работа, уже будет восприниматься как вынужденная мера, а не стукачество. Первые подразумевают какую-то выгоду для осведомителя освобождение от уголовной ответственности, денежное вознаграждение. Вторые делают это не ради чего-то для себя лично, а ради восстановления справедливости. У «бескорыстных» доносов есть нематериальная выгода: так осведомитель причисляет себя к определённой социальной группе, лояльной к власти, и чувствует себя в безопасности. Особенности современных доносов Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за укрывательство тяжких и особо тяжких преступлений — до двух лет лишения свободы, так что фактически обязывает граждан сообщать о подобных вещах.
Также, если человек проходит свидетелем или потерпевшим, отказ от дачи показаний сулит штраф или арест. Законодательство о противодействии коррупции обязывает россиян сообщать о фактах дачи взяток — иначе сами граждане могут предстать перед судом. Молчание о преступлении террористической направленности грозит наказанием вплоть до лишения свободы на год. Также не обязательно доносить об административных нарушениях, небольших и средних преступлениях. Сообщения по поводу нарушений, касающихся жизни и здоровья людей, обычно не воспринимаются как доносы с негативным подтекстом. Наоборот, общество обычно благосклонно к такой бдительности: например, соседи вызвали полицию по поводу шума и странных запахов из соседней квартиры, и оказалось, что там варили наркотики.
Жители России стали чаще писать доносы
Новости о доносах в России стали новой нормой. В правоохранительные органы и госведомства большим потоком сыплются просьбы простых россиян и профессиональных доносчиков проверить благонадежность политиков, артистов, популярных блогеров и даже. «Мой Донос — это мобильное приложение, которое помогает гражданам делать не анонимные или анонимные доносы о нарушениях и незаконных действиях. Как отличить доносительство от наветов, клеветы, анонимных жалоб и псевдо-расследований.
В России предлагают ввести ответственность за ложные доносы на семью
В инквизиционном процессе, наоборот, донос служил основанием для так называемой инквизиции (следствия-суда), весьма тягостной для обвиняемого. Пётр Толстой, вице-спикер Госдумы, рассказал, что в России может быть введена ответственность за ложные доносы. Если доносчик сам превращается в жертву доноса, что не редкость, — меняется его отношение к доносительству, наступает раскаяние? Причем, за ложный донос фискал практически не нес никакой ответственности, максимум, небольшой штраф. «Мой Донос — это мобильное приложение, которое помогает гражданам делать не анонимные или анонимные доносы о нарушениях и незаконных действиях. Такое заявление он сделал после того, как глава Лиги безопасного интернета попросила Минобороны призвать в армию блогера Даню Милохина.
Число доносов в России выросло в 182 раза. Скрепно.2023 год.
В рамках акции областные энергетические компании через СМИ призывают граждан, которым стало известно о случаях хищения электроэнергии, сообщить об этом по бесплатному номеру телефона. Департамент региональной безопасности города Москвы предлагает в обязательном порядке установить во всех школах «ящики доверия», в которые ученики и их родители могут опускать анонимные сообщения о поборах, конфликтах с педагогами и другими учениками. Как пояснили в департаменте, ящики нужно размещать в укромных местах — «с учетом того, чтобы подход к ним не компрометировал авторов писем». Такие ящики начали устанавливать в школах и других городов. Кстати, идея установки «ящиков доверия» стара как мир. Такая технология приема анонимных доносов от граждан действовала еще в Средние века в Венецианской республике. В 90-е годы «ящики доверия» в школах активно внедряли американцы, но потом отказались от них из-за слишком большого неуправляемого потока доносов учеников друг на друга и на учителей. Дети часто использовали «ящики доверия» как игру, чтобы мстить учителям и срывать учебный процесс. Как уже было сказано выше, от проекта воспитания доносчиков с юных лет отказался и царь-освободитель Александр II, который считал, что раннее приобщение детей к доносительству ни к чему хорошему не приведет. Опыт применения «ящиков доверия» в школах и детских садах показал, что такая форма не обеспечивает полной анонимности. Ящики, как правило, стоят в холлах возле охранников, и информаторы с неохотой опускают свои заявления на виду у зрителей.
Что же касается жалоб родителей на взятки и поборы учителей, то доносы из «ящиков доверия» все равно попадают к директорам школ, которые не заинтересованы в раздувании скандалов. Очевидно, что «ящики доверия» более эффективно может заменить «горячая линия» департамента образования, в том числе и в электронном виде. На сайтах большинства школ также предусмотрены формы обратной связи. Открытые в городах «горячие линии» вызвали рост доносов. Эксперты считают, что в последние пять лет доносов стало в два-три раза больше. Доносы или сигналы от граждан действительно помогают раскрывать преступления и нарушения законов, однако на телефоны «горячих линий» поступает много и ложных доносов. По словам специалистов, подтверждается лишь несколько процентов доносов, пишут «Новые известия». Люди часто жалуются на соседей, сдающих квартиру без оплаты налогов, не потому, что там живут два десятка гастарбайтеров или группа шумных студентов. Они просто завидуют, что у соседей есть дополнительный источник дохода. Как показала практика, телефоны «горячих линий» используются не только для информации о взяточниках, о лицах, сдающих жилье, и нарушителях правил дорожного движения.
Многочисленные жалобы поступают и на соседей, которые держат домашних животных, шумят в квартире или выходят курить на лестничную площадку. Так почему же продолжают стучать наши сограждане? Ведь нет ни грозных царей, ни монгол, ни татар, которые «приучили нас к лукавству». Нет и Ленина со Сталиным, которые морально разложили «простодушный и добрый» народ. Их давно уж нет, а доносчики остались и их число растет. Одной из причин роста числа доносов является то, что во многих случаях доносчикам стали платить за информацию. В июне 2010 года директор ФСБ России Александр Бортников подписал приказ о денежном вознаграждении лиц, оказывающих содействие в пресечении терактов. Граждан будут поощрять материально за сообщения о готовящихся терактах и за информацию о террористах, которая приведет к их задержанию. Сумма поощрения в приказе не указана, она будет определяться по степени личного участия осведомителей и ценности полученной от них информации. В 2012 году опубликован проект приказа МВД России «Об утверждении Правил объявления о назначении и выплаты вознаграждения гражданам за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших».
Документ содержит перечень должностных лиц, имеющих право назначать указанное вознаграждение, и размеры вознаграждений.
По сравнению с Кодексом канонического права CIC , изданным в 1917 г. Нормы о ложном Д. Определением Свящ. Синода РПЦ от 1 окт.
В той же нацистской Германии преследовались с подачи властей политические группы — коммунисты и социал-демократы; национальные — евреи и цыгане; представители сексуальных меньшинств. В США, когда у нас в 1948-1953 годах боролись с безродными космополитами, искали агентов Кремля и в итоге «находили» намного больше шпионов, чем их было на самом деле. Социальный климат имеет не последнее значение, но когда происходит государственное «стимулирование», граждане так же охотно откликаются на подобные инициативы и в наши дни. Скажем, власти Украины, вернувшие в июле 2014 года под контроль город Славянск, столкнулись с наличием там нелояльного населения и отсутствием системы спецслужб.
Как быстро выявить неблагонадежных? Очень просто. Установили специальные урны для доносов и призвали сообщать туда о поведении соседа, друга, родственника в период правления «сепаратистов». Такая инициатива вызвала целую волну бытовых доносов. Может быть, прямых указаний у нас сегодня нет — а как же намеки? По телевизору каждый день говорят о «пятой колонне», «нацпредателях» и прочих оппозиционерах. Что-то такое в воздухе витает, но отмашки на представителей данных групп доносчикам никто не давал. Поэтому нет и массового доносительства. К тому же в Уголовном кодексе есть статья, разрешающая не свидетельствовать против близких. Чтобы явление приняло массовый характер, людей за это нужно поощрять.
Про того же Павлика Морозова в СССР подробно рассказывали не просто так, а чтобы показать другим, как желательно действовать. Доносы в основном характерны для тоталитарных систем? В демократических государствах они тоже процветают, но там они легитимны, то есть встроены в государственную систему. В США даже превращаются в своеобразную форму бизнеса. В Америке существует особая программа «Крайм стопперс». Если донос подтверждается и предотвращается преступление, автор доноса в зависимости от тяжести предотвращенного деяния получает от 50 до 1000 долларов. Девиз данной системы — «Преступление не окупается, но мы платим за его раскрытие! За границей информаторов уважают за принципиальную гражданскую позицию? Это скорее миф.
Уже при Петре в 1711 году был создан особый институт фискалов, штатных доносчиков, которые занимались сбором информации для правителя. Именно с доносов начиналось абсолютное большинство политических дел. Доносы были и письменные, и устные. С устными доносами связано знаменитое выражение «Слово и дело государево». Так маркировалось публичное заявление неграмотного изветчика о государственном преступлении. Можно было обратиться к любому часовому, стоящему на посту, чтобы он вызвал офицера. Офицер арестовывал доносчика, и начиналось расследование. Другой способ был менее одобряем властями, но очень эффективен и эффектен. И на площади его не разглашали.