1. Почему в декабре 1825 года на российский престол вступил Николай I, а не его старший брат великий князь Константин Павлович? а) Константин не дожил до своей очереди престолонаследия. б) армия заставила законного наследника отказаться от престола.
Константин и хаос междуцарствия
Великий князь, отказавшийся от престола и вдохновивший декабристов. Сложилась двоякая ситуация царствования, когда Константина уговаривали взойти на престол, тогда как Николая также уговаривали подписать отказ от него. В завещании своем наследие престола он предоставил великому князю Николаю Павловичу; но великий князь отказался, объявив себя к тому не готовым, и первый присягнул императору Константину I. Ныне же получено известие, что и цесаревич решительно отказывается. отказался от престола. Старший брат принял отказ и манифестом 1823 г. назначил наследником престола следующего за Константином брата — Николая.
Император на 16 дней. Почему от Константина I сбежала жена-принцесса
По мнению историков, второе отречение он осуществил по той же причине, что и первое. Это позволило ему продолжить репрессии против бояр и провести реформы. В 1576 году царь вернулся к власти. Симеон стал одним из военачальников. Он пережил Ивана на 32 года. Результатом деятельности Ивана Грозного стало несколько проигранных военных компаний, а также Смутное время. Московия в начале XVII века находилась в бедственном положении.
Во-первых, не было государя, во вторых половина территории не контролировалась. В 1610 году войска Речи Посполитой грозились оккупировать столицу. Семь бояр, возглавлявших государство, после смещения Шуйского позвали поляка на царствование, выдвинув только одно требование — он должен принять православие. Отец иноземного королевича считал, что, наоборот, москвичи должны принять католичество. Бояре даже побоялись сообщить об этом московскому люду, могло случиться непредсказуемое. Тем не менее в конце лета 1610 года они келейно избирают Владислава царем.
На выбор поляка согласился даже патриарх Гермоген, лишь бы не Шуйский и не Семибоярщина, которую он терпеть не мог. Стали чеканить новые деньги. Проблема заключалась в том, что Владислав был малолетний, а регентом при нем планировал стать сам Сигизмунд. На это Семибоярщина пойти не могла. Чем дольше Сигизмунд давил на бояр, тем большее сопротивление стал вызывать у патриарха Гермогена. Для того, чтобы взбунтовавшийся патриарх не мешал переговорам, бояре отправили его под арест.
Оттуда он начал посылать письма с требованием сопротивляться иноземцам. В 1612 году их прогнали из Москвы, а в 1613 году Земский собор выбрал Михаила Романова. В 1616 году, через 4 года, Владислав еще раз постарался занять Первопрестольную, но не смог. Он долго пользовался титулом московского царя, но окончательно отступил от претензий на трон в 1634 году по условиям Поляновского мирного договора.
Зорин блестяще рассмотрел в своей знаменитой работе «Кормя двуглавого орла», посвящённой формированию государственной идеологии Российской империи. Греческий проект, как мы все знаем по тому, что Святая София находится в городе под названием Стамбул и все ещё не вернула себе статус православной святыни, не осуществился, Александр умер бездетным, Константин счастливо женился в Польше его жену звали не Иоанна Груздинская, а не Конституция, это важно!
Это были законы о детях. Повторяю, то, что нам это кажется чудовищным, это потому, что мы выросли, хочешь, не хочешь, в христианской цивилизации. Я не говорю про гладиаторские игры, когда людей убивали на потеху, и считалось воспитанием мужества смотреть, как одни люди убивают других. Сразу же после того, как церковь была легализована, началось постепенное изменение законов. Уже император Константин начал изменять законы. Интересно, что получалось какое-то противоречие. Одним из первых он, например, запретил использовать рабынь-христианок для проституции и запретил распродавать членов семей рабов в разные руки. При том, что официально у рабов не было семей. По закону они не могли жениться. Это показывает уже христианское понимание брака, что если рабы в церкви провозглашены мужем и женой, то каким-то образом государство это признаёт, хотя они даже не расписаны в муниципалитете, потому что форма брака - это роспись в муниципалитете. Далее, Константин запрещает клеймить лица преступников, потому что лицо отражает образ божий. Гомосексуалистов он приговаривает к гладиаторским играм, но потом гладиаторские игры тоже отменяют, и тогда вводят сожжения заживо за гомосексуализм, то, чего в римских законах не было. Меняются законы о браке. Супружеская неверность со стороны мужа признаётся также поводом для развода, признаётся, что это такое же нарушение, как и супружеская неверность со стороны жены, что для римлян было совершенно неслыханным. Более того, когда говорят о многих дарах Константина, о том, что церкви предоставлялась собственность, деньги, безусловно. Но церковь была первым во всей истории мира, если мы говорим о церкви как о земном институте, земным институтом, который целенаправленно, постоянно занимался социальной работой, то есть тем, что мы сегодня называется социальной работой, понятно, что тогда она так не называлась. Ещё даже когда у церкви не было возможности иметь собственность, всё равно она кормила неимущих. Когда папа Дамас приобрёл это кладбище, катакомбас, в конце 2 века, для того, чтобы хоронить неимущих. Похороны стоили денег. Это при том, что хоронили не только христиан, а вообще всех неимущих, кому удавалось помочь. Церковь открывала больницы и странноприимные дома, чего не было до этого. То есть были отдельные римские меценаты, которые время от времени какую-то больничку открывали, но он сегодня есть а завтра его нет. Такой институции, которая делала это постоянно, из поколения в поколение, и считала это своим долгом, тоже не было. Средства нужны были для этого. Естественно, были средства, были злоупотребления. Была критика епископов, которые вели роскошный образ жизни. Но все понимали, что это неправильно. Все понимали, что так не должно быть. И основное представление было, что деньги церкви - это сокровищница для бедных. Мы больше знаем из первых веков про римскую церковь, потому что то время наиболее документировано, и в то время, когда Рим был столицей империи, она была самой богатой, до основания Константинополя, когда Константин основал Константинополь, тоже было очень важное решение... Там доходы делились на 4 части: одна часть шла на содержание храмов, одна часть на содержание клириков, одна часть на социальную работу, и четверть шла епископу. Епископская четверть - это был такой резервный фонд. Потому что всегда нужно было иметь свободные средства. Скажем, рабыню-христианку куда-то продают, чтоб можно было её сразу выкупить. Или варвары набег устраивают, похищают каких-то людей, тоже заплатить выкуп. То есть епископская четверть - это был резервный фонд, который всегда необходимо было иметь на какие-то срочные расходы. Это было такое нормальное распределение. И, конечно, помощь государства в осуществлении миссии, то есть того главного поручения Христа: "Идите и крестите все народы, крестите их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Церковь получила новые возможности для осуществления этой миссии. Имела ли церковь право отказаться от этого дара и закрыться в самой себе? Я ещё раз повторяю, чем больше возможностей, тем, безусловно, больше почвы для злоупотребления. За всё, конечно, приходится платить. Но в конечном итоге всегда соотносишь возможность влиять на общество, влиять на законодательство. Да, церковь не была революционным институтом, она не проповедовала немедленную отмену рабства, или эмансипацию женщин, всеобщее равное тайное голосование и прочее. Для этого должно пройти время. Ну, и понятно, что рабство, никто не думал, что его можно отменить, потому что социальное неравенство заложено в обществе, оно всегда было, и мы видим, что когда рабство было отменено, 20 век принёс такие формы рабства, которые никаким Неронам и Калигулам не снились: те же самые концлагеря, убийства, газовые камеры. Поэтому сама по себе отмена рабства ничего не даёт. Но вот эта гуманизация отношения к людям, это, собственно, то, о чём пишет апостол Павел. Он возвращает беглого раба его хозяину, но пишет такое письмо, которое мы все знаем, что тот, очевидно, его отпустит сам. Чтобы каждый оставался в том звании, в котором призван. И в самой церкви нет ни раба, ни свободного, потому что разницы нет, нет ни скифа, ни грека, ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, потому что все и во всём - Христос, говорит апостол Павел. Действительно, если государственного брака для рабов не было, то в церкви они признавались мужем и женой. Точно так же, как и любой патриций, то есть люди приходили в церковь, провозглашали себя мужем и женой, получали благословение церкви, ещё, конечно, чина венчания ещё не было, и долго ещё не будет, но было церковное благословение, вместе причащались, и это был церковный брак. Таинство брака было с самого начала, если не было чина венчания, это не значит, что не было таинства брака, таинство брака было всегда. И вот эта возможность влиять на общество, изменять общество, эта возможность помогать бедным и обездоленным, эта возможность миссионерства, миссии, которая осуществлялась с помощью государства, я думаю, она была неоценима. Такой принципиальной перемены в доконстантиновской и послеконстантиновской церкви не было. Церковь оставалась та же самая, просто если она не воспользовалась этими возможностями, она не была бы церковью. Если перебросить мост в современный мир, то опять же часто говорят о сращении церкви и государства, и должна ли церковь сотрудничать с государственными органами не проще ли отказаться от всего этого. Но тогда церковь не будет иметь возможности приходить в больницы, чтобы причастить людей, которые, может быть, впервые получают возможность. Церковь не сможет приходить в армию, чтобы изменять атмосферу, а она действительно изменилась за последние годы, дедовщина ушла. У церкви не будет возможности проповедовать в тюрьмах, приходить в учебные заведения. Это та сегрегация, которая имела место в советское время, когда церковь имела право существовать только в четырёх стенах и ничем другим не заниматься. Есть ли смысл возвращаться к ней и оставлять людей без возможности в кризисный момент обратиться к церкви, встретиться со священником и получить помощь и ответы на свои вопросы? Это те самые темы, которые возникают из поколения в поколение и на которые нам нужно отвечать из поколения в поколение. И, опять же, возможность гуманизации, которая происходит при помощи церкви. Проект осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Константин Павлович всегда проявлял интерес к науке и культуре, и его открытый ум стремился к постижению новых знаний. Неудовлетворенность политической ситуацией в стране. В период правления его отца Павла Петровича происходили множественные политические кризисы и внутриполитические борьбы, что негативно сказывалось на стабильности и процветании России. Личная неподготовленность к правлению. Получение престола требовало от молодого Константина Павловича не только политических навыков, но и жесткой дисциплины, ответственности и высокой устойчивости к стрессу. Он осознавал свою неподготовленность и сомневался в своих способностях. Желание иметь свободу выбора и личную независимость. Константин Павлович предпочел отказаться от престола, чтобы не быть связанным королевскими обязанностями и иметь возможность самостоятельно определить свою жизнь и карьеру. Совокупность этих внутренних факторов привела к тому, что Константин Павлович решил отказаться от престола и посвятить свою жизнь науке и исследованиям. Основные причины отказа Константина Павловича от престола Отказ Константина Павловича от престола имел несколько веских основных причин. Во-первых, главной причиной являлось его нежелание прокладывать свой путь к власти с помощью насилия и кровопролития. Константин Павлович предпочел покориться совести и мирно отойти от борьбы за власть. Во-вторых, Константин Павлович испытывал отвращение к политическим интригам и интриганству. Он стремился к порядку и правде, а не к игре в политические игры. Отказ от престола был своего рода проявлением высоких моральных принципов и позиции. Еще одной причиной отказа было отсутствие желания и готовности Константина Павловича принимать на себя ответственность за судьбу страны в такой непростой и беспокойной эпохе. У него не было уверенности в своих способностях и навыках, чтобы успешно управлять государством в условиях политических потрясений и перемен. Также стоит отметить, что Константин Павлович был пронизан идеями свободы и равенства, что привело его к отказу от престола. Он не хотел быть символом неравенства и привилегий, а стремился к такому обществу, где каждый человек мог бы быть свободным и равным перед законом. Таким образом, отказ Константина Павловича от престола можно объяснить его принципиальным отношением к власти, нежеланием участвовать в политических интригах и неуверенностью в своих способностях. Это был акт мужества и самопожертвования во имя высоких моральных идеалов. Возрастные факторы Возрастное состояние Константина Павловича также стало одной из причин его отказа от престола. На момент его вступления на трон в 1825 году, ему уже было 46 лет.
Почему Константин отрекся от престола
Константин отказался от престола по нескольким причинам: 1. Религиозные мотивы: Константин стал первым римским императором, который принял христианство и стал его защитником. Много написано о том, почему Константин отказался от Российского престола в 1825 году. После отказа от престола Константин до конца жизни продолжал титуловаться цесаревичем (хотя из очереди престолонаследия был исключён: согласно манифесту 1826 г., после Николая и его сыновей престол наследовал четвёртый брат, Михаил Павлович). Отказ Константина Павловича от престола и его активное вступление в декабристское движение стали сигналом для других декабристов. После смерти Александра I, престол должен был унаследовать Константин Павлович, брат умершего царя, однако он отказался.
Почему Константин отказался от престола в пользу Николая — причины, решения и последствия
После повторного отказа Константина Павловича от престола Сенат в результате долгого ночного заседания 13—14 декабря 1825 года признал юридические права на престол Николая Павловича. В завещании своем наследие престола он предоставил великому князю Николаю Павловичу; но великий князь отказался, объявив себя к тому не готовым, и первый присягнул императору Константину I. Ныне же получено известие, что и цесаревич решительно отказывается. После повторного отказа Константина Павловича от престола Сенат в результате долгого ночного заседания 13—14 декабря 1825 года признал юридические права на престол Николая Павловича. Однако почему он отказался от престола? С формальной точки зрения именно он был наследником престола, поскольку у его старшего брата, императора Александра I, не было сыновей.
Основные причины отказа Константина Павловича от престола
- Политические изменения
- Почему Константин решил отказаться от престола в пользу Николая
- Ответы : Интересно, почему Константин Павлович отказался от престола?
- Семейная причина
- Греческий проект и великий князь Константин
Константин и хаос междуцарствия
Какого царя потеряла Россия в лице Константина Павловича или за что его ненавидел Петербург | Отказ Константина от престола в пользу Николая свидетельствует о его уверенности в способностях и лидерских качествах последнего. |
Почему Константин Отказался От Престола | Великий князь Константи́н Па́влович — российский цесаревич, второй сын Павла I и Марии Фёдоровны, считавшийся наследником русского престола после Александра Павловича. |
Почему Константин Павлович принял решение отказаться от престола | Вопрос о намерении Константина отказаться от престола начал обсуждаться еще в 1819 г. Константин уступал свое право на престол брату Николаю, сославшись на свой морганатический брак. |
Престол был отдан Николаю, так как Константин отказался от него.
Почему брат Николая I князь Константин отказался от трона Российской империи? После отказа от престола Константин до конца жизни продолжал титуловаться цесаревичем (хотя из очереди престолонаследия был исключён: согласно манифесту 1826 г., после Николая и его сыновей престол наследовал четвёртый брат, Михаил Павлович). Одной из основных причин отказа Константина от престола стал религиозный конфликт. 1. Почему в декабре 1825 года на российский престол вступил Николай I, а не его старший брат великий князь Константин Павлович? а) Константин не дожил до своей очереди престолонаследия. б) армия заставила законного наследника отказаться от престола. Великий князь, отказавшийся от престола и вдохновивший декабристов. Сложилась двоякая ситуация царствования, когда Константина уговаривали взойти на престол, тогда как Николая также уговаривали подписать отказ от него. Променял трон на польку: почему Константин Романов отказался от престола Фактически великий князь Константин Павлович пробыл русским царем чуть меньше.
Почему брат Николая I князь Константин отказался от трона Российской империи?
Согласно гипотезе М. Сафонова, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна стремилась сама занять престол, для чего пыталась создать ситуацию, в которой Николай Павлович присягнул бы тем самым отрекаясь от собственных прав уже формально отказавшемуся от престола Константину Сафонов. По другой версии, которую разделяют В. Брюханов и А.
Бондаренко, Николай знал о своих правах на престол, но считал Манифест 1823 г. Вследствие этого, опасаясь неполной легитимности своей власти, Николай хотел принять её из рук Константина Брюханов. В этой связи роль военного генерал-губернатора Санкт-Петербурга графа М.
Милорадовича в происходивших событиях также недостаточно ясна. По мемуарным свидетельствам ряда декабристов князя С. Трубецкого , барона В.
Штейнгейля , И. Якушкина и др.
В 1616 году, через 4 года, Владислав еще раз постарался занять Первопрестольную, но не смог. Он долго пользовался титулом московского царя, но окончательно отступил от претензий на трон в 1634 году по условиям Поляновского мирного договора. У него никогда не было желания управлять русским государством. Скорее больше он рассчитывал на шведский трон, на который права у него тоже были. Другая дочь Петра Елизавета 1709-19-762 была заинтересована в том, чтобы ее племянник занял русский трон.
Это означало, что власть должна была передаваться по линии прямых потомков реформатора, а не его брата Ивана. До Елизаветы власть недолго была в руках Анны Иоанновны. После кончины тетушки в 33 года он стал государем, но к власти был абсолютно не готов. Инфантильный и вспыльчивый молодой человек страдал от алкогольной зависимости и продолжал вырезать игрушечных солдат. Через полгода случился государственный переворот, возглавила который Екатерина. Петр отрекся и написал смиренное послание жене с мольбой о том, чтобы его отправили в Европу. Но это ему не пригодилось.
Через несколько дней он был убит. Этот представитель династии Романовых также не имел желания править, но был провозглашен государем на короткий период, во время которого находился в Польше. По установленным отцом правилам престолонаследования, Константин мог стать во главе государства в случае кончины старшего брата, если у того не было бы сыновей. Александр I ушел в мир иной в декабре 1825 года. И все взоры обратились на Константина. Некоторые полки даже принесли присягу. Но тот еще в 1823 году, при жизни брата уведомил о том, что никак не может быть императором.
Слишком бурную личную жизнь вел великий князь. В 1820 году он расторг брак с нелюбимой супругой Анной Федоровной и взял в жены симпатичную польскую дворянку Иоанну Грудзинскую. Та не относилась к августейшим фамилиям и не могла быть императрицей. Однако это не лишило Константина такого же права.
Но пользы от него было мало: Константин ввязывался в бестолковые стычки, теряя людей, за что получил выговор от главнокомандующего. Критику он воспринял конструктивно, и пыл свой поумерил.
Смерть Павла стала для Константина трагедией. Он даже запил с горя — и именно из-за пьянства оказался замешан в гнуснейшей истории, которую пересказал декабрист В. Началось все с того, что Константин влюбился в жену португальского ювелира Араужо. Дама долгое время отвергала его ухаживания, но великий князь был настойчив. Возможно, если бы он понял, что его возлюбленная верна своему мужу, Константин бы отступил — но ему сообщили, что у прекрасной португалки есть любовник, которого она посещала под видом визитов к подруге. И тогда то ли сам великий князь, то ли кто-то из его приятелей задумал похищение.
Как-то вечером летом 1803 года к дому Араужо подъехала карета, в точности похожая на ту, что обычно присылала за хозяйкой «подруга». Ничего не подозревающая португалка села в нее, но, вместо обычного адреса, ее отвезли в Мраморный дворец, где веселился Константин с приятелями. А надо добавить, что, по мнению современников, в тот момент его окружение состояло сплошь из людей безнравственных. Что было дальше, сказать сложно, но дело закончилось групповым изнасилованием. Впоследствии Константин утверждал, что сам был к этому времени настолько пьян, что не принимал участия в оргии, а собутыльники решили таким образом «отомстить» за него. Опомнились они только, когда заметили, что их жертва почти не дышит.
Ее поспешно отвезли домой, но на следующий день несчастная женщина умерла, успев перед этим рассказать, что случилось, и назвать насильников. Разразился грандиозный скандал! Отвратительное происшествие обсуждал весь Петербург, а Константин даже получил прозвище Покровитель разврата. Кто-то из насильников отправился в Шлиссельбург, кто-то — в отставку. Константин некоторое время пробыл под домашним арестом. К тому же отныне за ним прочно укрепилась репутация злодея: три года спустя, когда при невыясненных обстоятельствах погиб любовник императрицы Елизаветы Алексеевны Охотников, именно Константину молва приписала организацию его убийства.
Благодаря этому скандалу впервые встал вопрос: имеет ли право такой человек занимать российский престол? Сам Константин Павлович был убежден, что, случись ему быть императором, его задушат так же, как его отца. С тех пор он посвятил себя военной карьере: занимался формированием уланских полков, участвовал в войнах с Францией, причем за Аустерлиц был награжден орденом Святого Георгия 3-й степени. Во время Отечественной войны 1812 года снова проявил свой дурной нрав, перессорившись с главнокомандующим Барклаем-де-Толли. Помириться с женой ему не удалось, хотя великий князь специально ездил за этим в Кобург. Утешался он с актрисами: француженка Фредерикс родила ему сына Павла, крестным отцом которого стал император.
В честь него младенец получил фамилию Александров. Они воспитывались в доме князя Ивана Александровича Голицына и считались его приемными детьми. Из-за этого у них изменились отчества на «Ивановичи», а фамилия напоминала о настоящем отце — Константиновы. Впоследствии Константин Иванович Константинов стал видным военным инженером, артиллеристом. Так и текла жизнь великого князя Константина Павловича: он уже немолод, одинок, жена живет отдельно в Германии и требует развода; любовницы сменяют друг друга, дети воспитываются другими, сам он — не слишком желанный гость при дворе… Назначение наместником в Царство Польское напоминало почетную ссылку. И вдруг произошло чудо!
Он встретил ее — юную польскую пани Жанетту Грудзинскую. Тогда ей было двадцать лет, ему — тридцать шесть. Она была среднего роста, чуть курносая, голубоглазая, очень грациозная, изящная и элегантная. Жанетта не считалась красавицей, но была, по выражению Вяземского, «красивее всякой красавицы», так как от нее веяло необыкновенной «нравственной свежестью и чистотой». Константин влюбился. Но его репутация, национальность, вероисповедание, формальное положение женатого человека, даже титул великого князя — все было против него.
А Жанетта Антоновна была девушкой строгих правил и, несмотря на стесненное материальное положение, не собиралась становиться содержанкой. Пять лет добивался Константин ее взаимности. Он развелся с женой, подписал отречение от престола, выучил польский язык и стал даже «думать по-польски». Наконец Жанетта дала согласие, и свадьба была сыграна. Венчались дважды: сначала — в костеле, затем — в православной церкви. Молодожены поселились в Варшаве, в Бельведере — так назывался дворец наместника.
Жанетта получила титул княгини Лович. Жаннетта Грудзинская. Неизвестный художник XIX в. Десять лет прожили они вместе. Эти годы не были безоблачными: слишком тяжелым и непостоянным был нрав великого князя. Сложным было и положение Польши в Российской империи.
Жанетту, искренне любившую свою родину, многие соотечественники считали изменницей. Известно, что она даже страдала нервным расстройством. Да и детей у них не было. Впрочем, все это не мешало окружающим считать их примером нежной супружеской любви. Современники писали, что она совершенно приручила жестокого, вспыльчивого великого князя и водила его словно дракона на веревочке. Она часто сдерживала его горячность и всегда покоряла его своею кротостью.
С каждым днем он все более к ней привязывался. Они жили душа в душу и не могли бы существовать друг без друга. Княгиня доказала это, так как не смогла его пережить. Когда здоровье ее не было расстроено, она бывала в прелестном настроении, добра, любезна, даже весела, и обладая неотразимым очарованием, могла быть уверена, что нравится. Но в последнее время, измученная болезнями, она сделалась раздражительна. Состояние ее нервов часто портило ей настроение и даже черты лица.
Но привязанность Великого Князя никогда не изменялась. Он обожал ее и поклонялся ей. Он предпочел бы ее всем женщинам, он предпочел ее прекраснейшему на свете престолу». Подписав документ об отречении, он словно снял с себя всю ответственность за империю. Он не приехал в Петербург даже в декабре 1825 года, когда на Сенатской площади собрались войска. Явился Константин Павлович только на коронацию.
Неизвестно, теплым ли был прием, но на публике он и Николай являли пример братской любви. Впрочем, семейное отношение к непутевому великому князю хорошо демонстрирует следующий анекдот: «22 августа, в день коронования, стояла великолепная погода, но во время церемонии небо вдруг нахмурилось. Константин сказал Императору: — Видно, быть грозе. Крах Получив знак отличия за тридцать лет службы, великий князь принес его Жанетте со словами: «Вот, любезный друг, отдаю тебе 30 лет моей службы». Княгиня вдруг залилась слезами, словно предчувствовала недоброе… Шел 1830 год. Однажды княгиня прохаживалась по комнатам, по обыкновению одна.
Вдруг она услыхала ружейные выстрелы, подбежала к окну, и в ту минуту, как она раздвигала шторы, пуля пробила стекло и, пролетев над ее головою, ударилась в стену напротив. Испугавшись, Жанетта побежала в столовую, потом в переднюю и тут, желая открыть потайную дверь на лестницу, ведущую в кабинет великого князя, столкнулась со своим камердинером, греком по имени Дмитраки, который резко остановил ее и сказал, что подниматься нельзя. Она настаивала, но тот не пускал ее, уверяя, что великого князя нет в его покоях и что княгиня подвергает себя опасности. Великого князя спас его камердинер Фриц, выведя по лестнице, ведущей к генералу Куруте. Великий князь, оказавшись во флигеле генерала, тотчас вышел во двор, вскочил в седло и возглавил три полка кавалерии, стоявших в Аазенках и по первой же тревоге сумевших прибыть в Бельведер. Сама же княгиня чуть не стала жертвой убийц.
Дмитраки спрятал ее в комнате горничных, и тем самым спас ей жизнь. Князь Александр Голицын нашел ее там в состоянии, близком к обмороку. Увидев его, Жанетта сказала: «Стало быть, все кончено? С величайшим трудом Голицын убедил ее, что послан к ней великим князем. Жанетта подумала, что Константин убит! Так начиналось польское восстание.
Всем русским и Жанетте Лович пришлось спешно бежать из Варшавы. Многие не успели захватить даже личные вещи и отправились в путь без еды и теплой одежды. Княгиня взяла с собою лишь несколько червонцев, жемчужное ожерелье, подарок императора Александра, и молитвенник. Она, полька, вынуждена была бежать от своих же соотечественников в окружении людей, имевших теперь все основания ненавидеть ее родину. Один за другим изменяли люди, которые считались самыми преданными и самыми надежными. Даже адъютант великого князя Турно вдруг признался, что «чувствует себя истинным поляком, что неотразимое очарование мятежной родины зовет его и что он просит того, кто так рассчитывал на его помощь, отпустить его».
Константин отпустил его. Прощаясь с великим князем и княгинею, Турно снял султан с треуголки так как польские офицеры революционных войск не носили оных и отдал его великому князю, сказав при этом, «что он надеется вернуться за ним когда-нибудь». Впоследствии Турно был схвачен, предан суду и сослан в Пермскую губернию. Подавление восстания возглавил генерал Дибич, но и Константин Павлович был тоже вынужден участвовать, что его вовсе не радовало. Между тем в Польше началась эпидемия холеры. Доходили вести, что Константина с женой ждут в Петербурге, но он не спешил в столицу.
В Варшаве он был независим — в Петербурге бы сделался зависим от многих. В Варшаве были люди, преданные его особе, даже среди поляков, но в Петербурге его не любили, и он платил взаимностью. Кроме того, ему бы, вполне вероятно, поставили в вину то, что он не сумел ни предвидеть варшавский мятеж, ни принять меры против оного.
Этот брак не был признан законным в России, что могло создать проблемы при передаче власти наследнику.
Кроме того, Константин считал себя неспособным к государственному управлению, что также влияло на его решение отказаться от престола. Таким образом, в 1823 году Константин тайно отрёкся от престолонаследия, объясняя это своим морганатическим браком и неспособностью к государственному управлению.