Кто такие современные отходники, в каких сферах работают и есть ли угроза для государства в росте их количества?
Крестьяне-отходники — это определение, история и интересные факты
Мы их не видим, в отличие, например, от выходцев из Средней Азии, которые немного отличаются от нас социокультурными особенностями поведения. А мордовских мужиков мы не отличаем, хотя «вся Мордовия охраняет Москву». При этом мало кто из отходников хочет переехать сюда насовсем. У них дома качество жизни лучше, чем в нашей все же довольно грязной столице.
Кроме отходников, есть другая группа самодеятельных людей, которых мы нечаянно обнаружили. Это люди, работающие на рассеянных мануфактурах. Они существуют только в малых городах, потому что там есть какие-то уникальные ресурсы, на которых в советское время было создано предприятие.
Когда оно исчезло, население либо ушло в отход, либо стало выживать за счет кооперации для производства массовой продукции, на которую есть потребность: пуховых платков, носков, трусов, шапок и т. Например, в Ростове Великом есть рассеянная мануфактура ростовская финифть , и главный заказчик — РПЦ. В некоторых городах на рассеянных мануфактурах работает практически все трудоспособное население.
Третья категория — это гаражники, люди, которые в больших городах в гаражах создают все, вплоть до деталей космических кораблей. Это тоже самозанятость, которую не может контролировать государство. Все эти люди — гигантская часть населения России.
В фонде мы пытаемся их описать. Но кто эти «другие» люди? С моей точки зрения, эту большую группу населения можно назвать маргиналами, потому что они вне структуры, окармливаемой государством.
Чем они отличаются от нас? Это активное население, которое живет само по себе, без государства, но, по сути, является опорой и надежей государства, потому что это самодеятельное самозанятое население. Литература Plusnin J.
Wandering Workers. Жидкевич Н. Сборник материалов международных конференций молодых исследователей Сибири.
Иркутск: Центр независимых социальных исследований. Социальный портрет современного российского отходника. Кордонский С.
Г, Плюснин Ю. Местное самоуправление или муниципальная власть? Книга 1.
Муниципальная Россия: образ жизни и образ мыслей.
Есть теория — отчасти юмористическая, но весьма правдоподобная, — что шабашников назвали так по аналогии с шабесгоями. Дело в том, что ортодоксальным иудеям в шаббат нельзя делать вообще ничего, даже зажигать огонь.
Для срочных работ например, подоить коров в субботу нанимали иноверца. Советские шабашники тоже трудились, невзирая на выходные, часто в отпусках трудовых или за свой счет. Второй расцвет неформальной занятости случился после войны опять восстановление страны.
Вместо спада пошло развитие: в 1965 году только в Российской Федерации были уже десятки тысяч сезонных рабочих — по сути, шабашников. В 1970-х число шабашников возросло многократно, в основном не в городах, а в сельскохозяйственном строительстве в районах Крайнего Севера и Сибири. В некоторых регионах России и Казахстана они строили порядка половины всех объектов, а кое-где, особенно на Севере, их было большинство.
Цифры неточные, потому что система таких не вполне государственных заработков замалчивалась. Да и государственная регистрация таких сделок велась весьма вольно. В отчеты вместе с шабашниками попадали также студенческие стройотряды и другие подобные, но поддерживаемые государством бригады.
Кем были шабашники? Шабашником мог быть кто угодно, но практически всегда это был не местный житель: коровники в Саратовской области строили кавказцы, лес в Западной Сибири валили западные украинцы, стройкой в Подмосковье занимались младшие научные сотрудники столичных НИИ. Чаще всего шабашили народы Кавказа, Закавказья, Украины, особенно Западной о причинах чуть ниже.
Из Беларуси на заработки тоже ездили до последних советских лет. Шабашило множество работников умственного труда. Преподаватели тоже жаловались на зарплаты, зато имели длинный отпуск.
Всегда было много шабашников с поражением в правах формально и неформально , например бывших заключенных и вообще неугодных советской власти — их на другие работы просто не брали. А в чем причина? Причины иногда называли даже с высоких трибун, иногда передавали на уровне слухов.
Причина первая — избыток трудовых ресурсов в некоторых регионах. Например, по официальным данным, число жителей Чечено-Ингушетии с 1958 по 1976 год увеличилось почти вдвое — с 710,4 тыс. Но число рабочих мест росло гораздо медленнее.
В Грузии один из председателей райисполкома официально заявлял, что в его районе работа есть только для женщин, мужчинам работать негде. В 1966 году секретари Закарпатского и Чечено-Ингушского обкомов говорили: «Мы за то, чтобы часть колхозников занимались отходничеством, без него пока не обойтись». Практически то же было в Армении и Грузии.
Еще говорили, но тихо и без лишних свидетелей, что советская власть желала, чтобы население наименее советских регионов не жило компактно, а уезжало в поисках работы и растворялось в общесоюзной массе.
За весну и осень каждый год они перевозили сначала из мест жительства крестьян до города, а потом — в обратном направлении от 10 до 30 тысяч человек. Люди шли и ехали в Петербург поодиночке и артелями.
Затем, устроившись на работу в городе, временные работники создавали землячества. Их работа обеспечивала городскую жизнь. Они строили город и вывозили нечистоты, работали разносчиками и официантами, привозили в город масло и молочные продукты, доставляли скот и обеспечивали лавки свежим мясом, пекли и продавали хлеб.
Овощи и все «местные» фрукты тоже они выращивали в пригородах и привозили сюда. Почти весь провиант города на столах его жителей — результат их труда. Фото: Общественное достояние Жители Ярославля приезжали работать в основном по торговой части, а кроме этого работали в трактирах и занимались строительством.
Жители Санкт-Петербургской губернии зимой занимались извозом, а в летнее время шли в город на строительные работы. Женщины из этого региона в основном шли в услужение, спрос на кухарок и горничных в столице всегда был высок. Чухонцы из соседних с городом волостей занимались вывозом нечистот огромного города.
Членство в колхозе обеспечивало семью хлебом и картофелем если жена зарабатывала трудодни , а также приусадебным участком больших размеров, чем у дворов, в колхозе не состоящих. Он благополучно прибыл в селение Тохчар... Дагестанской республики, явился в правление колхоза им. Правление пошло гостю навстречу. На второй день этот "кустарь" нанимает 5 чел.
Все они имеют справки о том, что являются членами колхоза. Но так бывало не всегда. Порой отходник забирал всю семью в город. По закону он имел право сдать свой дом, но не участок даже если под «участком» подразумевался двор возле дома. Тем не менее, как говорилось в правительственном постановлении 1939 г.
Из всех крестьян наемные работники, особенно отходники, больше всего заботились об отстаивании своих прав. В целом из-за их двойственного статуса вопрос об их правах и обязанностях был сложным. Колхозы и местное руководство нередко игнорировали или неверно толковали закон, да и сами законы далеко не всегда были четко сформулированы и свободны от противоречий. Такой же вопрос задавал секретарь сельсовета из Татарской республики, у которого жена продолжала работать в колхозе. Колхоз не хотел давать справку, но вмешался секретарь райкома, по-видимому, потому, что на сахарозаводе не хватало рабочих, и эти двое получили и справки, и паспорта.
По мнению автора письма, вся история с сахарозаводом были ими затеяна «из-за паспортов и справок», чтобы обрести свободу передвижения54.
ДЕНЬ ВАХТОВИКА
Отношения отходников с крестьянским «миром» зависели, прежде всего, от исполнения ими фискальных обязательств перед общиной. Отходники в Петербурге появились в самом начале XVIII века — ведь город, по приказу Петра Первого, строили именно приезжие крестьяне, в основном из ближних губерний, а кроме этого — из Ярославской и Тверской. Кто такие отходники? Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места.
Отходничество в современной России
биржа труда крестьян-отходников на Каланчевской площади в Москве 1861 год – последние новости и актуальные статьи газеты «Солидарность». В историческом контексте понятие "отходник" имеет важное значение и относится к людям, которые отказываются от своей прежней верности или преданности. Итак, мы рассмотрели, кто такие отходники в истории. Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чём мечтают.
Что такое отходничество в истории кратко
Опрос более чел. Этот расчёт сделан ещё в начале 1880-х годов и обнимает слишком малое количество случаев, чтобы из него можно было сделать общий вывод; но и последующие расчёты приводили исследователей к сходным результатам. По данным г. Полтавские отходники зарабатывают за вычетом дорожных расходов 15-20 рублей, редко 30-40 рублей. Заработок, приносимый домой орловскими косарями, вычислен, в среднем, в 25 рублей, а прочими сельскохозяйственными рабочими, в 32 рублей; для определения чистого заработка из этих сумм надо вычесть деньги, взятые рабочими с собой из дома в отход — в среднем ок.
Отхожие из Воронежской губ. Приблизительная близость всех этих вычислений свидетельствует об очень дешёвой оплате труда земледельческих отходников промышленников, сравнительно с большим количеством времени, которое они затрачивают на заработки. Расстояния, которые приходится преодолеть рабочим, измеряются сотнями верст и превосходят иногда тысячу Воронеж — Владикавказ по железной дороге 1264 в. Передвижения их происходят не часто при помощи улучшенных путей сообщения железных дорог, пароходов , главным образом по отсутствию у рабочих средств на проезд.
Опрошенные на Курско-Харьковско-Азовской жел. Такое же исследование в Херсонской губернии 1894-95 показало, что из всего числа опрошенных 56,5 тыс. Масса времени тратится также рабочими и по причине безработицы, которая может происходить или от уменьшения спроса, или от скопления больших масс рабочих в одних местах. Эти скопления вызываются нередко ложными или преувеличенными слухами о размерах спроса на труд и о высоте урожаев в разных местностях и ведут, с другой стороны, к тому, что в иных пунктах чувствуется крупный недостаток в рабочих, влекущий за собой даже оставление нив несжатыми такие случаи наблюдались, напр.
Поэтому и плата летним рабочим часто колеблется весьма значительно напр. Все это в сильной степени сокращает выгодность земледельческих отхожих промыслов.
В указанный период отходы практически прекратились. Крестьянская миграция вновь началась с приходом НЭПа. Число отходников века XX растет, но дореволюционного уровня не достигает.
Возрождению трудовой миграции в советский период способствует земельное законодательство СССР, предоставлявшее крестьянам расширенные земельные права. Ушедший крестьянин сохранял за собой право на землю на протяжении двух лет. Если работник возвращался позднее, ему давали надел из «запасов». При отсутствии такового, крестьянин участвовал наравне с другими жителями в переделе земли. Советская трудовая миграция была, в основном, краткосрочной.
Излюбленными районами отходников были Центральнопромышленный, Центральночерноземный, Средневолжский и Ленинградско-Карельский. По причине отходничества уровень городской безработицы возрос. Высокий поток трудовой силы превышал потребности еще не до конца восстановленной промышленности. Правительство разрабатывало программы по расселению крестьян на незанятых землях. Но большинство отходников к этому времени уже утратило интерес к земледелию, поэтому государственная программа оказалась безуспешной.
В эпоху коллективизации государство рассматривало отходничество, как разновидность протеста образованию колхозов. Руководство вновь созданных колхозов препятствовало уходу сельчан, грозило санкциями, даже исключало их колхозов.
При этом обязательно график подстраивается под домашние нужды — чаще всего это время посадки и уборки картофеля, реже другие сельскохозяйственные работы.
Семьи отходников, в отличие от соседей-неотходников, не имеют большого хозяйства, многие из них продолжают держать огород и картофельное поле, а деревенские отходники ещё и активно участвуют в таких работах в качестве помощников родственникам. Специальности Отходники сейчас — уже в редком случае производители продукции, например, срубов, чаще - рабочие с необходимой квалификацией, и все чаще — предоставляют услуги как таксисты, дальнобойщики, и совсем неквалифицированные работники - охранники, вахтёры, сторожа, дворники, уборщики и т. В последней сфере часто работают женщины — отходники.
Интересно, что в северных городах — Каргополе, Никольске и других — исследователи не нашли ни одного охранника, там также нет женщин — отходников, что является определенной важной характеристикой распределения социальных ролей. В Каргопольском районе, например, есть целая группа людей, ездящих в Западную Сибирь, где они валят лес в местах нефтедобычи — обустраивают территорию перед постановкой скважин или прокладкой трубопроводных трасс. При этом очень много охранников и других неквалифицированных работников в областях, окружающих Москву.
Это связано с тем, что в столице высока потребность в этом виде неквалифицированного труда, а в ближней провинции много людей с плохим профессиональным образованием. Чухломские плотники Заработки Все, конечно, зависит от квалификации и вида деятельности. Плотники приносят домой за сезон 500 000 рублей.
Строители и водители — от 20 до 50 тысяч в месяц. Охранники — до 20 тысяч в месяц. При этом даже в нижнем пределе этот заработок выше того, что можно получить в своем городе — не больше 150 000 в год.
Количество отходников Доля неучтенного в экономике населения варьируется в зависимости от города от 15 до чуть ли не 50 процентов работоспособного населения. Такая разница возникает из-за того, что даже когда условия в городе несущественно улучшаются, отходничество резко идет на спад.
С другой стороны, рост капиталистических отношений давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в крупных городах России. Таким образом, единственной возможность заработка оставался город. Попытки ограничить отходничество К середине XIX века отходниками называли огромное число крестьян, выбравших городской образ жизни. В некоторых губерниях количество людей, предпочитавших отходничество, достигла четверти взрослого мужского населения. Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения. Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка. Но контролирующие меры принесли лишь частичный результат.
К примеру, после законодательных нововведений в 1901 году в Любимский район Ярославской губернии из 12715 человек отходников в деревню вернулось лишь 849 крестьян. Расслоение общества в среде отходников Экономический подъем Российского государства во второй половине XIX века запустил процесс имущественного расслоения всех социальных слоев населения. Наиболее богатые отходники — это собственники недвижимости, гостиниц и ресторанов, магазинов и оптовых складов. Наконец, около четверти от общего числа данной категории населения составляли наемные работники с земельными наделами. Такие крестьяне совмещали сезонные заработки с обработкой собственных земельных участков. Новая жизнь Вести о возможном заработке приносили в деревню отходники.
Кто такие отходники? Сколько их?
С развитием торговли и промышленности число отходников возрастало. К началу XX века среди отходников преобладали русские , имелись также финны из окрестностей Санкт-Петербурга и Финляндии , эстонцы , латыши , белорусы. В 1920-30-х гг. С завершением коллективизации колхозники лишились возможности заниматься отхожими промыслами, а на смену отходникам пришла практика оргнабора.
Народ им пользуется, а чиновники нет.
Когда мы с Артемием Позаненко, Натальей Жидкевич, Яной Заусаевой и другими учеными начали исследование отходников, их было 10—15 миллионов, потом их стало около 20 миллионов. Сейчас их намного больше, потому что в отход пошла Сибирь, раньше для нее это было нехарактерно. Сейчас в каждом селе и почти в каждой деревне до половины взрослого населения, в том числе женщины, в отходе — ездят на работу в промышленные города. В позапрошлом году наш мэр сказал, что в Москве шесть с половиной миллионов трудоспособного населения, но он забыл, что есть еще шесть миллионов отходников.
Мы их не видим, в отличие, например, от выходцев из Средней Азии, которые немного отличаются от нас социокультурными особенностями поведения. А мордовских мужиков мы не отличаем, хотя «вся Мордовия охраняет Москву». При этом мало кто из отходников хочет переехать сюда насовсем. У них дома качество жизни лучше, чем в нашей все же довольно грязной столице.
Кроме отходников, есть другая группа самодеятельных людей, которых мы нечаянно обнаружили. Это люди, работающие на рассеянных мануфактурах. Они существуют только в малых городах, потому что там есть какие-то уникальные ресурсы, на которых в советское время было создано предприятие. Когда оно исчезло, население либо ушло в отход, либо стало выживать за счет кооперации для производства массовой продукции, на которую есть потребность: пуховых платков, носков, трусов, шапок и т.
Например, в Ростове Великом есть рассеянная мануфактура ростовская финифть , и главный заказчик — РПЦ. В некоторых городах на рассеянных мануфактурах работает практически все трудоспособное население. Третья категория — это гаражники, люди, которые в больших городах в гаражах создают все, вплоть до деталей космических кораблей. Это тоже самозанятость, которую не может контролировать государство.
Все эти люди — гигантская часть населения России. В фонде мы пытаемся их описать. Но кто эти «другие» люди? С моей точки зрения, эту большую группу населения можно назвать маргиналами, потому что они вне структуры, окармливаемой государством.
Чем они отличаются от нас? Это активное население, которое живет само по себе, без государства, но, по сути, является опорой и надежей государства, потому что это самодеятельное самозанятое население. Литература Plusnin J. Wandering Workers.
Жидкевич Н. Сборник материалов международных конференций молодых исследователей Сибири. Иркутск: Центр независимых социальных исследований. Социальный портрет современного российского отходника.
При этом в отдаленных местах они принимали заказы для следующего привоза. О масштабах торговли владимирских офеней иконами в Болгарии в последней четверти XIX века говорит такой любопытный факт. В селе Горячеве Владимирской губернии , которое специализировалось на изготовлении разного рода экипажей, офени заказали весной 1881 года 120 телег особой конструкции, приспособленных специально для перевозки икон. Телеги предназначались для развоза палехских, холуйских и мстерских икон по Болгарии. Большую изобретательность в отхожих заработках в Москве проявили ярославские крестьяне. Они стали, в частности, инициаторами разбивки огородов на пустошах большого города. Дело в том, что Ярославская губерния имела богатый опыт в развитии огородничества. Особеннс славилось в этом отношении крестьянство Ростовского уезда.
Только по годовым паспортам из Ярославской губернии в 1853 году для огородничества ушло околс 7000 крестьян. Одни ростовские крестьяне имели в Москве собственные огороды на купленных или арендованных землях. Другие нанимались в работники к своим односельчанам. Они широко пользовались наймом своих земляков. Сдача участков в аренду крестьянам-огородникам приносила зна чительный доход московским владельцам земли. Если это были помещики они сдавали иногда свою московскую землю в аренду под огороды собст венным крепостным крестьянам. Нередко та кой166 участок арендатор, в свою очередь, сдавал мелкими частями в субаренду односельчанам. Ярославские крестьяне занимались в Москве не только огородни чеством.
Нередкими среди них были также профессии разносчика, сидель ца в лавке, парикмахера, портного и особенно трактирщика. Кокорев о Москве сороковых годов прошлого века. На специализацию в отхожих промыслах целых районов или от дельных селений заметное влияние оказывало их географическое положение. Так, в Рязанской губернии, в близких от Оки селениях, главным отхожим промыслом служило бурлачество. По рекам Оке и Проне занимались также хлебной торговлей. Более зажиточные крестьяне участвовали в поставке хлеба купцам, а крестьяне победнее в качестве мелких поверенных купцов шмыреи скупали небольшие запасы хлеба у мелкопоместны землевладельцев и крестьян. Другие зарабатывали извозным промыслом связанным с хлебной торговлей: доставляли зерно на пристани. Иные работали на пристанях на набивке кулей, нагрузке и выгрузке судов.
В степной части Рязанской губернии успешно развивался отхожий промысел шерстобитов. Традиции профессионального умения сложились здесь на основе местного овцеводства. Шерстобиты отправлялись на Дон, в Ставрополье, в Ростов, Новочеркасск и другие степные места. Больше всего шерстобитов было в селах Дурном, Семенске, Пронских слободах, Печерниках, Троицком, Федоровском и соседних с ним деревнях. Для битья шерсти и валянья бурок уезжали на юг на подводах. Некоторые шерстобиты оставляли родные места на год, но большинство отходничало в степных местах только после уборки хлеба и до следующей весны. В лесистых районах той же Рязанщины преобладали промыслы, связанные с деревом. Однако конкретный вид их зависел уже от местной традиции, создавшей свои приемы, свою школу мастерства.
Так, ряд сел Спасского уезда специализировался на бондарном ремесле. Крестьяне занимались им и на месте, и отправлялись по паспортам в южные, виноградарские районы России, где их мастерство пользовалось большим спросом. Основным центром бондарного промысла в Спасском уезде было село Ижевское. Ижевцы часть материала для изготовления бочек заготовляли дома. Как только вскрывалась река, грузились с этим материалом на большие лодки целыми партиями и отплывали в Казань. В Казани шла основная подготовка бочарных дощечек, после чего рязанские бондари двигались на юг. В Егорьевском уезде Рязанской губернии многие селения специализировались на выделке деревянных берд, гребней и веретен. Бердо принадлежность ткацкого станка, типа гребня.
Егорьевцы сбывали берды на сельских рынках Рязанской, Владимирской и Московской губерний. Туда их доставляли скупщики из егорьевских крестьян, которые из поколения в поколение специализировались на этом виде торговли. В понятиях жителей Дона и Кавказа занятие бердов-щика прочно связывалось с происхождением из егорьевцев. Товар у своих соседей скупщики-бердовщики забирали в кредит и отправлялись на подводах в степные края. На одной подводе вывозили примерно две с половиной тысячи берд, веретен и гребней. В местах вывоза товара, в станицах и других селениях, у егорьевских крестьян были знакомые и даже приятели. Эти отношения нередко передавались по наследству. Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей — с их товаром, гостинцами и рассказами новостей.
Уверенность в приветливом приеме, даровом содержании у знакомых, привольной пастьбе для усталых лошадей — все это подвигало егорьевских крестьян сохранять этот вид отходничества. Возвращались со значительным барышом. В образе жизни крестьян-отходников в больших городах складывались свои традиции. Этому способствовала определенная спаянность их, 167 связанная с выходом из одних и тех же мест, специализация на данном виде заработков на стороне. Например, некоторые селения Юхновско-го уезда Смоленской губернии регулярно поставляли в Москву водовозов. В Москве приехавшие на промысел смоленские крестьяне объединялись по 10, а то и 30 человек. Совместно нанимали квартиру и хозяйку матку , которая готовила им еду и присматривала за порядком в доме в отсутствие водовозов. Заметим попутно, что обслуживание в прошлом больших городов жителями деревень, приезжавшими туда на время и возвращающимися домой, к своим семьям, напоминает внешне тот самый «челночный» метод работы в сельской местности, о котором помышляют сейчас иные экономисты.
Отчасти он и реализуется сейчас не очень-то успешно во временных «откомандированиях» или коллективных выездах горожан в поле. А тогда он шел в обратном направлении. Большинство населения страны жило в здоровых условиях сельской местности. Часть сельского населения «челночно» обеспечивала рабочей силой промышленность практически все виды промышленности использовали труд отходников и, если использовать современный термин сферу обслуживания: извозчики, водовозы, горничные, няни, приказчики, трактирщики, сапожники, портные и пр. К этому следует добавить, что и из помещиков многие жили и служили в городе временно, затем возвращались в свои имения. Современники по-разному оценивали значение отходничества в крестьянской жизни. Часто отмечали дух самостоятельности, независимости у поработавших на стороне, особенно в больших городах, подчеркивали осведомленность отходников в самых разнообразных вопросах. Например, фольклорист П.
Якушкин, немало походивший по деревням, писал в 40-х годах XIX века о Ранненбургском уезде Рязанской губернии: «Народ в уезде более, нежели в других местах, образован, причина чего ясная -многие отсюда ходят на работы в Москву, на Низ то есть в уезды в низовьях Волги.
Одновременно жители из чухонских деревень, расположенных недалеко от Санкт-Петербурга, вели молочное хозяйство, поставляя в город молоко и масло. Помните у Пушкина: С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний скрипит. Все строительство столицы империи — дело их рук. Пусть архитектором был итальянец или француз, но каменные стены клали местные мастеровые, причем в основном из приезжих.
Штукатурили, белили — тоже они. Более того, и камень для строительства добывали отходники. Изображение скола пудостского камня фрагмент паркового сооружения «Амфитеатр». Видны включения раковин Фото: Артём Топчий, ru. Булыжные мостовые столицы выкладывали булыжником, привезенным ими.
А собирали тот камень по большей части на дне Ладожского озера. Долгое время и мостовые и каменные дома в столице строили в основном из пудожского камня.
Кто такие крестьяне отходники. Кустарные и отхожие промыслы крестьян
Republic - Кто такие отходники? Новое исследование внутренней трудовой миграции | Итак, отходники – это люди, уходившие на заработки в отдаленные районы. |
Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты | Тегиединственный сын отца сапожника плотник кем приходится сапожник плотнику, кто такие поденщики в средние века, поденщик это в истории. |
Republic - Кто такие отходники? Новое исследование внутренней трудовой миграции | — Отходники обязательно приезжали на побывку, принимали участие в домашних хозяйственных и полевых работах. |
Толковый словарь Ушакова
- Что такое отходники в истории: объяснение и примеры
- Отходники и другие наемные работники
- Навигация по записям
- Отходничество в пореформенной России
- Отходничество в россии - фотоподборка
Кто были такие отходники?
Отходники: определение. Крестьяне-отходники - это... | Значение крестьян-отходников для государства было огромно. |
Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест | тот, кто на время уезжает из семьи, чтобы кормить ее, зарабатывая на стороне, и возвращается как маятник - каждую неделю, через месяц, через полгода. |
ОТХО́ДНИЧЕСТВО | Таким образом, отходники способствовали формированию рынка рабочей силы, как составной части капитализма. |
Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты | Но большинство отходников оставляло семью и хозяйство лишь на ту часть года, когда нет полевых работ. |
Отходничество | Отхожий промысел — вре́менная, чаще всего — сезонная, работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить». |
Чем может быть интересна крестьянская родословная: отходничество
Сущность отходников заключается в том, что они не следуют установленным стандартам и отличаются от большинства своими взглядами, поведением или убеждениями. Они могут иметь отличающуюся политическую, религиозную, социальную или культурную позицию, что приводит к их отделению от общества. Отходники, как правило, образуют небольшие группы или сообщества, где они могут находить поддержку и согласие со своими своеобразными взглядами. Эти группы могут иметь свои собственные правила и законы, и отходники могут следовать им с убеждением. В общей истории существуют множество примеров отходников. Например, в России в XIX веке сформировалась группа русских интеллектуалов, известная как «отпадники».
Они отвергали традиционные ценности и считали, что истинное познание может быть достигнуто только через осмысление истории и критику имеющихся идей. Другой пример — группа хиппи, сформировавшаяся в США в 1960-е годы. Хиппи выступали против войны во Вьетнаме, были приверженцами мира, свободы выражения и протестов. Они отвергали потребительское общество и призывали к новому образу жизни, основанному на гармонии с природой и духовном развитии. Примеры отходников в разных исторических периодах: Отпадники в России в XIX веке Хиппи в США в 1960-е годы Панк-движение в 1970-е годы Маргиналы в современном обществе Отходники играют важную роль в социальном развитии, поскольку они могут вызывать общественный дискурс и изменять имеющийся порядок вещей.
С одной стороны, их взгляды вызывают критику и отторжение, а с другой стороны, они могут вносить новые идеи и вдохновлять изменения в обществе. Несмотря на то что отходники могут отличаться от общепринятых норм и ценностей, их существование и действия помогают поддерживать динамичность и разнообразие в обществе. Они представляют собой своего рода контрпримеры и альтернативу, вызывая вопросы и способствуя размышлению о существующем порядке вещей. Важность изучения отходников Изучение отходников имеет большое значение в истории, поскольку они представляют собой уникальный исторический источник. Отходники — это предметы, которые были выброшены, небрежно потеряны или оставлены людьми в прошлом.
Они могут включать в себя различные материалы, такие как фрагменты посуды, костей животных, металлические предметы и другие артефакты из прошлого. Изучение отходников позволяет исследователям понять, как люди жили, что ели, какую одежду носили и как совершали бытовые и производственные действия в прошлом. С помощью отходников можно изучать привычки, обычаи, технологии и социальную структуру различных культур и эпох. Отходники также могут предоставлять информацию о конкретных исторических событиях и людях. Например, археологические отходники могут содержать следы военных сражений, религиозных обрядов или миграций населения.
Также они могут свидетельствовать о повседневной жизни простых людей, их достижениях и проблемах. Изучение отходников помогает заполнить пробелы в официальной истории, которая часто концентрируется на политических и военных лидерах, архитектурных памятниках и письменных источниках. Отходники позволяют получить информацию о жизни обычных людей, их материальных условиях и повседневных заботах. Изучение отходников требует специальных знаний и навыков, таких как археология, антропология и методы датировки. Процесс раскопок и анализа отходников может быть трудоемким и времязатратным, но его результаты могут быть крайне ценными для расширения наших знаний о прошлом.
Примеры отходников в истории Отходники — это люди, которые покидают основную группу или организацию и создают свою собственную. История знает множество примеров отходников, которые оказывали значительное влияние на развитие общества и культуры. Некоторые из них: Протестанты — в XVI веке группа христиан реформаторов, отделившихся от католической церкви. Отходники от католицизма, они стремились отказаться от практик и учений, которые, по их мнению, не соответствовали Священному Писанию. Это привело к возникновению протестантизма, новой ветви христианства, которая оказала огромное влияние на политику и культуру Европы.
Переселенцы — это люди, которые добровольно или вынужденно покидали свою родину и оселялись в новом месте обитания.
Отходники готовы работать по месту проживания, если их заработок будет всего в два раза больше оплаты труда в бюджетной сфере или в 3-5 раз выше прожиточного минимума то есть составит 20-25 тысяч рублей. В реальности отходники зарабатывают в два раза больше желаемого заработка и в 3-4 раза больше, чем могли бы получить на месте своего проживания, выяснили исследователи. Заработки отходников дают им возможность чувствовать себя более состоятельными по сравнению со своими соседями.
При этом, подчеркивают авторы исследования, население малых городов и сел помимо отходников составляют бюджетники, дачники и маргиналы. Инициатива с Севера Классический тип отходника сформирован преимущественно в северных областях европейской России, на Урале, выяснили исследователи. Важным условием является наличие на территории проживания отходников природных ресурсов, которые население имеет возможность массово использовать и предлагать на рынок самостоятельно. К таким ресурсам относятся лес и водные объекты, переработка продукции которых возможна частным образом, но требует особых умений.
Именно в лесных регионах возможна самостоятельная переработка и предложение на рынке ресурсов леса. К этому классическому «северному» типу отходника примыкают вариации с неполным набором признаков, которые мы также относим к отходничеству — вахтовые работы с официальным трудоустройством и наём в сфере услуг и производства. Таких, отходников, отличных от классических северных, мы находим в центральных и южных областях России тип «южных» отходников. На севере европейской части России, Урале и в Сибири преобладают отходники-мужчины, многие из которых работают не по специальности, часто — охранниками, иногда занимаются мелким бизнесом.
В центральных и южных регионах страны преобладают отходники-женщины, которые обычно не обладают специальными навыками и на рынке труда неконкурентоспособны. Вне социума Большинство отходников не работают по полученным ими ранее специальностям. В силу неформальной занятости они не «зафиксированы» в экономике. Отходники нередко выпадают из государственных социальных программ и не пользуются, в силу занятости не по месту регистрации, обязательным комплексом государственных услуг, предоставляемых всем гражданам.
И совсем другая история — когда ты начинаешь в нем жить. Сложно было привыкнуть к тому, что зима здесь начинается в сентябре. Но это интересный опыт, гораздо более необычный, чем, например, стажировка в Европе. Я называю это «полярный ретрит».
В Москве молодой историк получал 30 тысяч рублей, а в Салехарде с северными надбавками и стипендией по программе у него выходит около 70 тысяч рублей, жилье тоже оплачивают организаторы. Чужая сторона прибавит ума? Кроме переезда за большей зарплатой, у современных отходников популярна схема переезда за должностью. По мнению социолога Артемия Позаненко, такая схема вполне вписывается в формат отходничества.
А из желающих «хакнуть статус» в Москву возвращаются, как правило, почти все. Кто-то может и последней рубашки лишиться в походе, — говорит психолог. В любом случае опыт становится компенсацией за все неудачи. И даже если это опыт о том, что дома с любимой кофеваркой в статусе местного лучше, чем на чужбине, то, считай, отходник свою «тарелку» все-таки выстрадал.
Плюснина, А. Позаненко, Н. Жидкевич «Отходничество как новый фактор общественной жизни». ИСТОРИЯ Отхожий промысел — временная, чаще всего сезонная, работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни.
Отхожие промыслы составляли на Руси один из значительных источников дохода крестьянского населения. В нечерноземных губерниях среди мужского крестьянского населения зимнее и весеннее отходничество было почти поголовным. Разрешение помещикам закладывать имения вместе с крестьянами стимулировало развитие отхода. А с манифестом об освобождении крестьян 1861 года процесс оформления отходничества как основной наряду с сельским хозяйством модели жизнеобеспечения крестьянства завершился.
В советское время колхозы и совхозы отправляли в лесопункты бригады работников, которые за зиму не только зарабатывали денег для семьи, но и заготавливали пиломатериал, остродефицитный на юге, для своего колхоза и односельчан. Нередко уже бывшие «вербованные», превратившиеся в командированных колхозом, участвовали в строительстве объектов в лесных поселках. Когда потребность в лесозаготовителях стала снижаться, появились самодеятельные бригады, которые стали ездить в уже знакомые места на заработки. Хотя земля там была неурожайной, хотя ее было немного, хотя хозяйство было довольно примитивным и непродуктивным, наш район был одним из самых культурных и зажиточных в России.
Причем это являлось следствием его бедности. Дело в том, что в наших краях было невозможно прокормиться за счет земледельческого труда, и мужчины испокон веков уходили на заработки в города — в Москву, Кострому, Ярославль, Иванов, Вологду. Там они становились мастеровыми... Они работали индивидуально или образовывали артели...
Так, отходники из Ярославской губернии занимались торговлей, строительством, огородничеством, работали в трактирах; отходники из Санкт-Петербургской губернии большей частью женщины нанимались в услужение, мужчины летом шли на строительные работы, зимой занимались извозом. С целью облегчения условий существования в чужом городе отходники создавали землячества. С развитием торговли и промышленности число отходников возрастало. К началу XX века среди отходников преобладали русские , имелись также финны из окрестностей Санкт-Петербурга и Финляндии , эстонцы , латыши , белорусы.
Кто были такие отходники?
Ответ на вопрос здесь, Количество ответов:2: Кто были такие отходники? Кто такие крестьяне отходники. Отходники при Петре 1 это. В 1897–98 в Алатыр., Буин., Курмыш., Козьмодемьян., Тетюш., Цивил., Чебоксар., Ядрин. уездах было соответственно 4022, 1622, 29, 2064, 975, 1639, 1365, 2213 отходников, что составляло 8,1% от трудоспособного муж. населения этих уездов. Основными направлениями О. были. В реальности отходники зарабатывают в два раза больше желаемого заработка и в 3-4 раза больше, чем могли бы получить на месте своего проживания, выяснили исследователи. Крестьян которые в целях заработка уходили на время или сезон называли «отходниками». Вышеуказанный вид заработка являлся значительным источником дохода крестьян. Значение слова отходник в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка.
Republic - Кто такие отходники? Новое исследование внутренней трудовой миграции
Никита Мкртчян: Ну, проблема такая есть. В принципе, она скорее, может быть, даже больше отраслевая, потому что строительство — оно в большей степени в такой «серой» зоне, чем другие отрасли, чем промышленность, например. Варвара Макаревич: А можно ли себя как-то обезопасить от таких ситуаций? Или это опять же невозможно, если это все неофициально? Никита Мкртчян: Ну, сложно сказать. Наверное, нужно иметь дело с проверенными… Не знаю, через друзей устраиваться, через бригадиров знакомых, как-то к работодателю, о котором уже имеешь представление какое-то. Варвара Макаревич: То есть передавать работодателей из рук в руки?
Никита Мкртчян: Ну да. Александр Кичаев: В Интернете есть очень много сайтов-отзовиков, где как раз работники пишут отзывы о той компании, где они работали. Варвара Макаревич: То есть стоит заранее подготовиться и провести какое-то исследование? Александр Кичаев: Конечно, промониторить, в Сети посмотреть. Ребята, никому не советую». И все.
Там пытаются зачищать. Есть специальные компании, которые убирают негатив. Но все равно правду не скроешь. Варвара Макаревич: Заговорили про трудовых мигрантов, которые приезжают в Россию. Денис, в связи с этим вопрос: там как-то рынок изменился? Ну смотрите: пандемия, закрытые границы, меньше трудовых мигрантов к нам въезжает.
Вот эти места заняли как раз те люди, которые из своих регионов готовы уезжать в более крупные города и работать? Денис Парфенов: Тут важно, что с чем мы будем сравнивать. Потому что если брать отрезок, допустим, три последних десятилетия, то тенденция была лишь на увеличение массы иностранной рабочей силы. В общем, они достаточно устойчиво заняли целый ряд ниш. В последнее время, да, когда была эта ситуация с пандемией, с закрытием части производств, с определенными проблемами въезда и выезда, да, их стало несколько меньше прибывать в нашу страну, гостей из-за рубежа. Но сказать, что это каким-то образом радикально повлияло опять же на экономическую ситуацию, совершенно не приходится.
Более того, у меня, если честно, даже немножко вызывает такую горькую улыбку стенания наших коммерсантов на предмет того: «Ах, как плохо, что мигранты уехали! Теперь-то рабочих рук не хватает, нанять некого». Сергей Бойко: Наших обманывать так легко нельзя. Денис Парфенов: Хотя вопрос-то в том, что надо просто платить людям нормальные зарплаты — и тогда, пожалуйста, люди из России с удовольствием будут устраиваться на работу прекрасно. Сергей Бойко: Конечно, конечно. Правоохранительные органы… Варвара Макаревич: Сейчас дам возможность сказать.
Денис Парфенов: То есть то, что бизнес, владельцы капитала сами недоплачивают людям и просто усиливают эксплуатацию над ними, получается, что теперь сыграло с ними своего рода злую шутку. Но в конечном итоге они все равно в выигрыше, потому что они просто не платят людям зарплату, которую следовало бы платить за этот труд. Варвара Макаревич: То есть российские граждане все-таки не готовы полностью заместить иностранных трудовых мигрантов, правильно? Денис Парфенов: Потому что не платят нормальные зарплаты. Варвара Макаревич: Поняла. Я просто хотела уточнить.
Никита Мкртчян: И моментально, например, увеличить число рабочих на стройках на миллионы нельзя, потому что эти рабочие… Условно, есть строители, строительные специальности, они работают. И откуда-то взять 2 или 3 миллиона, которые сейчас требуются под какие-то проекты, их невозможно взять. Варвара Макаревич: Так быстро просто не найдешь. Сергей, вы хотели добавить. Сергей Бойко: Доверия нет наших граждан к правоохранительной, следственной системе, вообще к системе юридической. Наконец-то, по-моему, неделю назад Мишустин, выступая в Государственной Думе, сказал, что жадность наших коммерсантов, наших предпринимателей — вот это.
Потому что с иностранным рабочим, у которого, может быть, и виза просрочена, или может быть, он не совсем легально приехал, с ним можно договориться. Варвара Макаревич: Рычаги давления есть. Сергей Бойко: Да, есть рычаги давления. А приходит наш специалист, даже с простой квалификацией простого рабочего — и с ним уже так не поступишь. Это проблема социальная. И еще одна проблема, на которую я хотел бы обратить внимание.
Мы затрагивали здесь точки роста и так далее. Москва и Санкт-Петербург — сколько лет назад построили скоростную дорогу? А вы попробуйте там найти место заправки, где перекусить. Гостиницы там есть? И это центр Европы, это центр между двумя столицами. Социальная ответственность государства — это вкладывание в инфраструктуру.
И тогда не нужно будет ехать на отхожий промысел. Потому что сфера услуг — самая трудоемкая. Вот и все. А от Москвы до Астрахани? Сергей, давайте тогда как раз расширим географию. Вы заговорили про инфраструктуру.
Вот смотрите — Соединенные Штаты Америки. Там мобильность населения выше в разы. Это нормально — несколько раз в течение жизни поменять место проживания. После колледжа… Вернее, так. Ты уезжаешь в колледж, в один город. Потом ты едешь на свою первую работу, потом — на вторую, третью и так далее.
И где-то ты оседаешь в какой-то момент, ближе к пенсии. Это как-то связано с экономическими причинами, как раз с инфраструктурой, с тем, что структура жилья другая, люди чаще снимают, чем в России? Может быть, какие-то другие причины? У меня было за мою профессиональную историю несколько командировок в Штаты, и у меня есть личные впечатления по этому поводу. Во-первых, у нас не такая климатическая зона. Во-вторых, у нас не такая социальная инфраструктура.
К сожалению, то, что не получилось в Советском Союзе, продолжается сейчас. У нас об этом уже говорил Александр разная степень заработной платы. Что было в Советском Союзе? Допустим, водитель троллейбуса в Москве и водитель троллейбуса в Саратове где-нибудь — это были разные зарплаты. Посмотрите, CNN находится в Атланте, и ничего. А вы покажите мне такого же уровня телевизионную компанию всесоюзную, которая… Варвара Макаревич: …которая была бы не в Москве.
Сергей Бойко: …которая была бы где-нибудь в Самаре. А это миллионный город. У нас неразвитая социальная инфраструктура. А это обязанность государства. Никита Мкртчян: По-моему, мы о федерализме сейчас говорим, скорее всего, про сверхконцентрацию всего в Москве. Сергей Бойко: Тут очень много вопросов.
Но сравнивать нас с Соединенными Штатами не совсем корректно. Другая история, другое развитие экономики. Варвара Макаревич: Я поэтому и спросила: можно ли как раз провести это сравнение или нет? Есть еще один вид такой внутренней миграции — маятниковый. Это когда люди ездят в соседний крупный город, который не так далеко. Они не уезжают уж совсем в другой регион и возвращаются домой.
Никита, получается, что все налоги остаются там, где они работают, правильно? Сергей Бойко: Джозеф Байден когда-то ездил на работу в Конгресс из какого-то другого города. Варвара Макаревич: Например. А те места, где они живут, где они физически ночуют и живут, получается, не получают этих денег и не развиваются. Как-то прокомментируете? Что с этим можно сделать?
Никита Мкртчян: Об этом очень часто говорят, но эта проблема, на мой взгляд, несколько преувеличена. Варвара Макаревич: Почему? Никита Мкртчян: Ведь люди зарабатывают деньги… Условно, он ездит из Московской области в Москву, а тратит он все равно их в Московской области. Сергей Бойко: Семье посылает. Вот эти большие деньги, которые человек зарабатывает, он по месту работы, если он приезжает туда только работать, он там не тратит. И местные бюджеты, местные власти должны быть заинтересованы, чтобы он приезжал, покупал там жилье, вкладывал в бизнес, условно, давал своей семье.
Удивительно, когда говорят об этом 13-процентном налоге: «Это такая важная вещь! Они же у нас не работают». А то, что деньги, которые появляются в каком-нибудь городе, например, они только с вахтовиками появляются, с бюджетниками немногочисленными и с пенсионерами. Больше в городе денег нет. Варвара Макаревич: То есть, условно, для малых городов или каких-то поселений, наоборот, это выгодно, если люди уезжают на сезонные работы? Никита Мкртчян: Это выгодно.
Что-то продается в магазине только тогда, когда вахтовики приезжают с вахты. Варвара Макаревич: Когда есть деньги. Варвара Макаревич: Тут все сходится. Денис Парфенов: Если исходить из того, как сейчас есть, то это выгодно. А если исходить из того, как должно быть, то, конечно… Александр Кичаев: Оброк был, барщина.
С помощью отходников можно изучать привычки, обычаи, технологии и социальную структуру различных культур и эпох. Отходники также могут предоставлять информацию о конкретных исторических событиях и людях. Например, археологические отходники могут содержать следы военных сражений, религиозных обрядов или миграций населения. Также они могут свидетельствовать о повседневной жизни простых людей, их достижениях и проблемах. Изучение отходников помогает заполнить пробелы в официальной истории, которая часто концентрируется на политических и военных лидерах, архитектурных памятниках и письменных источниках.
Отходники позволяют получить информацию о жизни обычных людей, их материальных условиях и повседневных заботах. Изучение отходников требует специальных знаний и навыков, таких как археология, антропология и методы датировки. Процесс раскопок и анализа отходников может быть трудоемким и времязатратным, но его результаты могут быть крайне ценными для расширения наших знаний о прошлом. Примеры отходников в истории Отходники — это люди, которые покидают основную группу или организацию и создают свою собственную. История знает множество примеров отходников, которые оказывали значительное влияние на развитие общества и культуры. Некоторые из них: Протестанты — в XVI веке группа христиан реформаторов, отделившихся от католической церкви. Отходники от католицизма, они стремились отказаться от практик и учений, которые, по их мнению, не соответствовали Священному Писанию. Это привело к возникновению протестантизма, новой ветви христианства, которая оказала огромное влияние на политику и культуру Европы. Переселенцы — это люди, которые добровольно или вынужденно покидали свою родину и оселялись в новом месте обитания. Они часто оставались под влиянием культуры и обычаев своей родины и вносили эти элементы в новое общество.
Например, переселенцы из Китая в США в XIX веке принесли с собой свою кухню, язык и традиции, которые со временем стали неотъемлемой частью американской культуры. Архитекторы — отходники, которые отвергли традиционные стили и подошли к архитектуре с новой философией. Например, Фрэнк Ллойд Райт, один из величайших архитекторов XX века, отверг классический стиль и разработал свой собственный органический подход к архитектуре, который вдохновил многих других архитекторов и оказал огромное влияние на современное зодчество. Художники — многие художники были отходниками от традиционного искусства и пришли к новым формам самовыражения. Например, Пабло Пикассо стал одним из самых влиятельных художников XX века, разработав свой стиль — кубизм, который полностью отклонялся от привычной перспективы и пропорции. Философы — многие философы в истории были отходниками от существующих систем знания и разработали свои философские учения. Например, Фридрих Ницше отверг моральные и религиозные нормы своего времени и разработал философию воли к власти и «сверхчеловека». Это только некоторые примеры отходников в истории, которые своими идеями и действиями повлияли на ход событий и формирование культуры. Отходники как источник исторической информации Отходники — это письма, записки и другие документы, которые содержат информацию о событиях прошлого, но не предназначены для общего обозрения. Такие документы могут быть неформальными, личными или внутренними, что делает их особенно ценными для историков.
Отходники являются важным источником исторической информации, потому что они отражают ежедневные события, мысли и отношения людей прошлого. В них могут быть сохранины неформальные разговоры, страхи, надежды и другие эмоции, которые не отражены в официальных документах. Они предоставляют историкам уникальную возможность понять прошлые эпохи через глаза обычных людей. Отходники также могут содержать сведения, которые не были зафиксированы в официальных источниках. Например, они могут раскрывать секретные сделки, конфликты или внутренние разногласия в правительствах или организациях. Это позволяет историкам получить более полную и объективную картину прошлого. Примерами отходников, которые стали важными источниками исторической информации, являются: Личные дневники и записные книжки, где люди описывали свои мысли, эмоции и события, которые они встречали в своей повседневной жизни.
Среди них преобладали выходцы из Ярославской, Тверской, Новгородской, С. Так, О.
С развитием торговли и промышленности число О. С целью облегчения условий существования в чужом городе О. К нач. В 1920-30-х гг. С завершением коллективизации колхозники лишились возможности заниматься отхожими промыслами, а на смену О. Примечания Лит. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга, вторая половина XIX - нач. Wikimedia Foundation. Смотреть что такое "Отходники" в других словарях: Отходники сезонные работники преимущественно крестьяне , приходившие на заработки в Санкт Петербург, из за чего в народе назывались «питерщиками».
Значительную часть заработка отходники отправляли родным в деревню, а скопив денег,… … Википедия - Zambia Республика Замбия Republic of Zambia , государство в Центральной Африке, расположенное в глубине материка, более чем в 1000 км от побережий Атлантического и Индийского океанов. Входит в состав британского Содружества. Гъумук Страна РоссияРоссия … Википедия Село Кумух Гъумучи Страна РоссияРоссия … Википедия Отхожий промысел временная, чаще всего сезонная работа крестьян вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни. Людей, уходивших на заработки называли «отходниками». Общие сведения К. Граничит на С. Входит в британское Содружество. Отходничеством называли временный уход крестьян с мест постоянного жительства на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства. Самих крестьян, уходивших на заработки, называли «отходниками».
Основной причиной отходничества было малоземелье. Наделы, выделенные крестьянам после реформы 1861 г. Отходничеством занимались, прежде всего, крестьяне Центральной России. В нечернозёмных губерниях например, Тверской и Новгородской отхожие промыслы были для многих семей основным способом заработка. Однако малые наделы крестьян Тульской, Воронежской и других губерний также способствовали уходу на заработки. По оценкам статистики того времени, на 1880-е гг. В разных губерниях число отходников составляло от 10 до 50 процентов. Деятельность отходников в городах была связана с несколькими направлениями. Во-первых, они могли быть фабрично-заводскими рабочими, которых насчитывалось среди отходников из разных губерний от 10 до 35 процентов.
Во-вторых, крестьяне могли заниматься различными работами в строительстве например, быть каменщиками, штукатурами, плотниками и т. В-третьих, отходники могли работать в качестве прислуги в трактирах или в основном женщины в услужении в домах. Наконец, большинство извозчиков в городах были выходцами из других губерний. Однако значительная часть отходников работала в сельском хозяйстве, нанимаясь в качестве батраков. Отходники имели обычно региональную специализацию. Например, трактирное дело в Петербурге было связано в основном с выходцами из Ярославской губернии, а в строительстве было много выходцев из Нижегородской губернии. Определить, чем могли заниматься ваши предки, поможет краеведческая литература. Уехать из своего места жительства человек мог, получив паспорт. Об истории паспортов в России я расскажу позже.
Здесь же отмечу, что по Уставу о паспортах 1895 г. Проследить по документам направления миграции достаточно сложно. Так, в исповедных ведомостях отсутствие мужчин могло и не фиксироваться, да и сам факт такой записи не позволяет установить, где именно работал человек. Наиболее подробные сведения в этом отношении дают материалы переписи 1897 г. Там может быть указано, что кто-то из членов семьи — горничная в Санкт-Петербурге или работает в трактире в Москве. Что касается поиска по документам того места, где работали крестьяне, то здесь тоже возможны какие-то поиски, хотя результат их весьма ограничен. Прежде всего, если переезжала вся семья, исследование может вестись по метрическим книгам. Поиск по местам работы обычно не даёт результатов. Однако в нашей практике был случай, когда удалось выявить личное дело дворника на железной дороге.
Таким образом, отходничество было широко распространено в сельской местности. Определить, чем занимались ваши предки, поможет исследование архивных документов и краеведческой литературы. Термин «отходники» появился задолго до того как данное массовое явление стало обычным на просторах Российской империи. Временная, чаще всего сезонная работа предоставляла крестьянам редкую возможность поправить свое финансовое положение и добиться большего для себя и своей семьи. Определение По сравнению с обычными крестьянами, жившими со своего земельного участка, отходниками называли лиц, занимавшихся ремесленным трудом или продававшими свою рабочую силу на стороне. Это отдельная социальная прослойка, возникшая уже в середине XVII века, быстро нарастила число своих членов, и к первой половине XIX века данное явление приобрело массовый характер. Крестьяне-отходники - это люди, которые уходили из деревень и сел и направлялись в города, где только начала развиваться промышленность и была возможность заработка в различных сферах экономики.
Невозможно было прокормиться на плотно заселенных уже к XVIII веку бедных нечерноземных территориях в центральной и северной России. Однако население, пожизненно прикрепленное к земле государством, общиной или помещиком, не могло без веской причины покидать места своего проживания.
Предположительно государство само дало первый сильный толчок населению к развитию отхожих промыслов, определенно существовавших и в XVI—XVII веках, массовым принудительным перемещением крестьян в начале XVIII века на петровские «великие стройки» Санкт-Петербург и многие другие новые города и на великие войны рекрутский набор [8]. Сельская община также с большей легкостью начинает отпускать на промыслы в города отдельных своих умельцев для денежных заработков, что позволяет ей легче платить государевы налоги. Помещики уже к началу XIX века, осознавая, что оброк выгоднее барщины, с каждым годом отпускают на промыслы все большее число крепостных, более того, способствуют их обучению ремеслам. Так постепенно развивается отходничество, захватывая центральные и северные губернии Российской империи. С середины XIX века начинается еще более бурное развитие отходничества, сначала стимулированное разрешением помещикам заклада имений, затем освобождением 1861 года [9] , а к 1890-м годам — промышленным бумом [10] , а также перенаселенностью. Последняя в немалой мере имела место по причине агрокультурной неразвитости, обусловленной сопротивлением новшествам со стороны крестьянской общины и незаинтересованностью самого крестьянина в повышении плодородия земли в условиях непрерывных земельных переделов [11]. К 10 — 20-м годам XX века отходничество достигло пика своего развития [12] , в немалой степени стимулированное кооперативным движением в провинции, которое имело гигантские темпы и приняло в России 20-х годов выдающиеся масштабы. Но затем довольно скоро отходничество вовсе сошло на нет вследствие начала индустриализации и коллективизации. Оба эти взаимосвязанных процесса социально-экономического развития страны не предполагали никаких свободных инициативных форм трудового поведения, а ведь именно в этом и состоит суть отходничества.
Каковы же его важнейшие признаки? Во-первых, это временный, сезонный, характер отъезда отхода человека из места его постоянного проживания с обязательным возвратом домой. Отходник, почти всегда мужчина, уходил в промысел после окончания полевых работ, осенью или зимой, и возвращался к началу весенних работ. Семья отходника, его жена, дети, родители, оставались дома и управлялись с немалым крестьянским хозяйством, где отходник по-прежнему исполнял роль хозяина и распорядителя дел [13]. Впрочем, немало отходников обычно из трудоизбыточных центральных губерний [14] работали и в летний сезон, нанимаясь в грузчики, бурлаки или поденщики. Однако это были преимущественно молодые бессемейные и безземельные мужчины-бобыли, которых ни сельские работы, ни семья не держали, хотя и контролировала община, платившая за них налоги. Точно такой же сезонный характер отъезда от семьи почти всегда отходника-мужчины мы видим и сегодня. Во-вторых, это вынужденность отхода, поскольку природные условия не позволяли на месте обеспечить крестьянскую семью продовольствием в необходимых объемах и произвести добавочный продукт на продажу, чтобы иметь деньги. Потому отходничество было наиболее распространено в нечерноземных губерниях средней полосы и севера Европейской России.
В черноземных губерниях, на юге и за Уралом оно практически не встречалось, за исключением указанного выше особого, но широко распространенного к середине XIX века на Русской равнине случая, когда плотность населения превышала «емкость угодий». Даже в пределах одной губернии интенсивность отхода могла сильно различаться от уезда к уезду сообразно плодородию почв [15]. Вынужденность современного отходничества в провинции обусловлена отсутствием или низким качеством рабочих мест — по сути той же нехваткой на месте необходимых для жизни ресурсов. Третьим отличительным признаком отходничества был его наемный и промышленный характер. Получение дополнительного заработка на стороне обеспечивалось путем промыслов — изготовления и продажи продукции разнообразных ремесел, от валяния валенок и шитья шуб до сплава леса и изготовления срубов домов, а также наймом на разнообразные работы в городах сторожа и дворники, домашняя прислуга или в богатых промышленных и южных сельскохозяйственных районах бурлаки, грузчики, поденщики и проч. Нынешние отходники — также нередко производители продукции тех же срубов или услуг извоз, в том числе таксисты и дальнобойщики на собственных транспортных средствах , непосредственно предлагающие их на рынке. Но сейчас гораздо больше среди них работников наемных, часто выполняющих неквалифицированные виды работ охранники, вахтеры, сторожа, дворники, уборщики и т. В-четвертых, наконец, важнейшим признаком отходничества являлся его инициативный и самодеятельный характер. Каждый человек, «выправив паспорт» или «получивши билет» [16] , мог покинуть место проживания на срок до года и предлагать услуги на рынке сообразно своим профессиональным умениям, нанимаясь на работы или предлагая продукцию своих кустарных промыслов.
Отходники нередко отправлялись на промыслы семейными артелями из нескольких человек, обычно братьев или отцов со взрослыми детьми. Артели эти были узкопрофессиональными, представлявшими одну отдельную «профессию» или вид деятельности, как, например, «каталы», валявшие валенки, шорники, шившие шубы или офени, российские самодеятельные «коммивояжеры», торгующие вразнос иконами, книгами и другой «интеллектуальной» продукцией [17]. Совокупность перечисленных признаков отходничества позволяет выделять этот вид трудовой миграции в особую форму, существенно отличающуюся от других способов перемещений на рынке труда. И именно в силу этих специфических особенностей отходничество не могло существовать в советское время. Невозможна была не только массовая самозанятость населения, но и массовые же сезонные перемещения людей по стране. Кустарный же характер промыслов уступил место индустриальному производству «товаров народного потребления», что уничтожило саму почву для отходничества. Формы трудовой миграции, возможные в советские годы, такие как, например, вахта и оргнабор «вербовка» и «вербованные» , распределение после института и свободное поселение после отсидки в лагерях и зонах «химия» , а также экзотические формы, такие как «шабашка» и «бичевание», не имели указанных выше признаков отходничества и не могли быть поставлены хоть в какую-то логическую связь с такой формой трудовой миграции. Напротив, в годы системного кризиса, когда экономика страны слишком быстро «перестраивалась» под «новые экономические уклады», стали развиваться и новые формы трудовой миграции. Произошла реновация отходничества как одной из самых эффективных, а теперь и самой массовой модели жизнеобеспечения.
Условием же такого возрождения отходничества выступила новая форма «закрепощения» населения — теперь это «квартирная крепость», отсутствие массового арендного жилья и доступной ипотеки, препятствующие семьям менять место жительства [18]. Считаю, что без этой формы «крепости» не возникло бы и современное отходничество. Что оно собой представляет? Представим абрис феномена, основываясь на результатах наших полевых исследований отходничества в 2009—2012 годах. Наши основные полевые исследования проводились в 2011 и 2012 годах при финансовой поддержке благотворительного фонда «Хамовники». Но эпизодические исследования отходничества велись нами и в 2009—2010 годах. Таким образом, в течение четырех последних лет группа молодых исследователей под моим руководством осуществляла систематический сбор материалов, имеющих отношение к современному отходничеству. Одновременно со сбором материалов отрабатывалась и методология исследования отходничества. В силу особенностей объекта мы не могли с пользой для дела применить рутинные социологические методики, основывающиеся на формальных анкетных опросах и количественных методах описания явления.
Акцент был сделан на качественных методах, на проведении наблюдений непосредственно в малых городах, где проживают отходники, и на интервью с ними, с членами их семей и соседями. Многие дополнительные материалы, как то статистические и отчетные данные местных властей, архивные источники, имели второстепенное значение. Приводимые ниже общие сведения о нынешнем российском отходничестве и об отходниках базируются именно на интервью и непосредственных наблюдениях в двух десятках малых городов европейской части России и некоторых сибирских районах [19]. Развитие современного отходничества, несмотря на непродолжительный срок — менее двадцати лет, — уже, по моему мнению, прошло два этапа. Первый характеризовал собственно возникновение и нарастание массового отхода в малых городах европейской части страны, второй этап — перемещение источников отхода на восток страны и «вглубь района», из малого города в деревни. Важнейшей особенностью первого этапа было быстрое возобновление восстановление отходничества в малых городах преимущественно в тех же областях, что и в имперские времена. Этот процесс в середине 1990-х был инициирован преимущественным действием двух факторов. Первый — это полное отсутствие рынка труда именно в малых городах вследствие «схлопывания» всякого производства в них, остановка и банкротство крупных и малых государственных предприятий в начале 1990-х годов. Внезапное отсутствие работы и, соответственно, средств к жизни сразу у многих семей в таких городах усугублялось неразвитостью или даже полным отсутствием подсобного хозяйства, которое, в свою очередь, позволяло сельским семьям много легче пережить развал колхозов и совхозов в те времена.
В начале 1990-х я бывал в поселках, где мне рассказывали про случаи голодных смертей. В те годы до половины и более всех детей-школьников питались в основном в школе, потому что дома было нечего есть. Этот факт имел широкие масштабы именно в малых городах и поселках, поэтому даже не рассматривался как общественная катастрофа. Именно это безысходное положение городских семей, оставшихся без работы и не имеющих хозяйства, заставило людей спешно искать новые источники жизнеобеспечения, среди которых отхожий промысел с каждым годом — по мере развития рынка труда в областных и столичных городах — становился все более массовым источником. Но если этот первый фактор явился движущей силой отхода, то второй — невозможность семье переселиться ближе к месту работы в силу общеизвестных особенностей нашей жилищной системы несмотря на, а скорее даже благодаря весьма условной приватизации жилья — явился как раз фактором, определившим специфику трудовой миграции в форме отходничества. Без «прикрепленности» к квартире, к дому, современное отходничество не приобрело бы нынешних масштабов [20]. Советские люди были достаточно подготовлены к смене местожительства: ведь, по оценкам специалистов, в 1990-е годы масштабы вынужденных переселений в первую половину десятилетия после развала Союза достигали 50 миллионов человек — каждая шестая семья была «поставлена на колеса». Но для большинства семей издержки переезда на новое постоянное место жительства оказались выше издержек, связанных с хоть и длительной, но временной отлучкой одного члена семьи. Второй этап развития современного отходничества складывается с начала 2000-х годов, протекает на наших глазах и характеризуется смещением его из районных центров малых городов и поселков в сельскую местность.
Вызвано это, по-моему, экономической стабилизацией и ростом, которые привели к тому, что в малых городах были восстановлены прежние предприятия и возникли многие новые. Помимо новых рабочих мест, вернувших бывших отходников домой, в структуре занятости населения произошли и другие интересные изменения, связанные, по словам Кордонского, с «достраиванием вертикали власти до уездного уровня», осуществленным в первые два срока президентства В. Путина, особенно начиная с марта 2004 года [21]. В результате в районных центрах — наших малых городах и поселках — значительно увеличилось число бюджетников, в том числе служащих регионального и федерального уровней государственной власти. Эти две причины — рост местного производства и развитие бюджетной сферы — худо-бедно, но стали способствовать снижению масштабов отходничества в малых городах. Но тропа-то уже была проторена, и «свято место пусто не бывает»: рабочие места, оставленные в столицах отходниками из городов, заместились отходниками из деревень. Если раньше безработные мужчины из деревни искали заработок в районном центре, то теперь все большее их число путями, указанными им их коллегами из райцентров, уезжают в город в область или в Подмосковье и там добывают средства для жизни. Несколько особняком стоит процесс сдвига отходничества на восток страны, который по времени совпадает со сдвигом отхода в сельскую местность на западе ее, но не обусловлен действием одних и тех же факторов. В имперские времена отходничество за исключением гужевого извоза на дальние расстояния было совершенно чуждо богатым селам и городам Сибири [23].
Население там не нуждалось в поиске дополнительных заработков, будучи немногочисленным, питаясь от плодородных земель и имея достаточные денежные средства от охоты, рыболовства, скотоводства, лесозаготовок, добычи драгоценных металлов и многих иных промыслов. Нынче же факты явного отходничества открываются в Сибири повсеместно. Насколько я могу судить, опираясь на пока эпизодические наблюдения этого явления, — структурно отходничество в Сибири отличается от европейского следующими существенными деталями. Во-первых, в нем не участвует сколь-нибудь массово население городов; в основном в отход идут жители небольших поселков и деревень. Во-вторых, отходничество здесь как бы смыкается с вахтовой формой трудовой миграции. Люди нанимаются на стройки и предприятия, прииски и рудники, откликаясь на официальные объявления.