Сражение под Доростолом в 971 г. Понимая, что в условиях голодной блокады борьба с превосходящими силами противника невозможна, Святослав заключил мир с Цимисхием. Кульминацией войны была осада Доростола на протяжении 3 месяцев. После трехмесячной осады Доростола и, особенно после последней битвы, он ее потерял.
«Слава не погибнет!» Героическая оборона Доростола
Святослав оказался в осаде в городе Доростол современная Силистра в Болгарии. Чтобы Иоанн Цимисхий сам предложил мир Святославу, нужно доказать, что русское войско еще сильно и что осада Доростола может затянуться до бесконечности. Оборона Доростола — сражения в апреле-июле 971 года между войском Святослава, князя Киевского, и армией Византийской империи у крепости Доростол. 22 июля 971 года у византийской крепости Доростол, расположенной на территории современной Болгарии, произошло сражение между войском великого князя Святослава.
100 великих битв Средневековой Руси
Походы князя Святослава. Осада Доростола: sergeytsvetkov — LiveJournal | Византийцам удалось взять Переяславец, а основные силы русских во главе с князем были заперты в осаде в крепости Доростол. |
Походы князя Святослава. Осада Доростола | На Доме работников дивизии установлена театральная польская поэзия осада крепости арифарна картинки. |
Acolon • Крещение Руси и участие болгар в нем | Чтобы Иоанн Цимисхий сам предложил мир Светославу, нужно доказать, что русское войско еще сильно и что осада Доростола может затянуться до бесконечности. |
ВАРЯГИ: О ВОЙНЕ С РУСЬЮ ИМПЕРАТОРОВ НИКИФОРА ФОКИ И ИОАННА ЦИМИСХИЯ | То, что русы не были готовы к войне, видно и из того, какой голод они испытывали в период осады Доростола. |
Битва при Доростоле и другие великие сражения в истории Руси которые забыли
Императору пришлось перейти к осаде. Утром 24 апреля он приказал строить напротив Доростола укрепленный лагерь, готовить осадные машины. Военная хроника последующих дней вместила боль драматических событий, чем иные недели или даже месяцы войны. Катафракты атаковали их, но успеха не имел. После равного боя противники разъехались. В этот день по Дунаю поднялся к Доростолу большой византийский флот, но русы сумели спасти свои легкие лад перенесли их к крепостным стенам под защиту лучников 26 апреля произошел второй большой бой. Русы снова в шли в пешем строю, и снова была равная битва. Они да не ушли вечером в город, а простояли на равнине всю ночь и утро, и катафракты не решились идти в бой.
Только к полудню 27 апреля, когда император выступил со все своими силами, русские воины неторопливо свернули свой стан и ушли в Доростол, оставив грекам лишь догорающие костры. Закрыть Как отключить рекламу? Многочисленные баллисты и катапульты [9] были поставлены возле византийского лагеря, мастера возились вокруг них, приводя в боевое состояние. Император хотел завтра же придвинуть осадную технику к стенам Доростола и начать обстрел. Но русы за одну ночь вырыли поодаль от стен глубокий и широкий ров, преградивши! Князь Святослав отыскал единственно возможное средство защиты от камнеметных машин, не применявшееся ранее полководцами. Весь день 29 апреля прошел в перестрелке русских и византийских лучников через ров, не причинившей ни той, ни другой стороне сколько-нибудь существенных потерь.
Ночью, воспользовавшись непогодой, русы на ладьях незаметно проплыли по мелководью между берегом и стоящими на якорях большими византийскими кораблям» и неожиданно напали на византийские обозы. Много византийцев погибло в ночной резне, были уничтожены запасы продовольствия и оружия. Осада явно затягивалась. Недели незаметно складывались в месяцы.
После этой битвы Святослав уходит обратно в Болгарию и о Константинополе и Фракии уже и речи нет. Ну а 971 году уже византийцы переваливают горы и вторгаются в Болгарию.
Причем передовой отряд в 5000 человек ведет лично император. Они с ходу берут столицу Болгарии Преславль и византийская армия двинулась дальше, навстречу основным силам Святослава. Решающая битва Они встретились в апреле 971 года, там же где все и начиналось - под Доростолом. Чаша весов клонилась то в одну, то в другую сторону. Поначалу инициатива была у русов. Святослав лично повел в атаку своих воинов и центр был прорван.
Казалось бы на этом все, остается только добить. Однако Иоанн Цимисхий тоже не подкачал и лично повел в контратаку свою гвардию, остановил наступление и отбросил славян назад. Теперь дрогнули русы. В общем битва длилась долго, но в итоге войска Святослава отступили за стены Доростола. Началась осада города. Ситуация зашла в тупик.
Греки не могли взять город, но и русы вынуждены были только обороняться. Здесь возник один интересный эпизод. В источниках пишут, что в какой-то момент Цимисхий предложил решить вопрос личным поединком со Святославом, но князь отказался сказав, что если император хочет смерти, то пусть ищет ее другим способом. Кто бы победил в такой драке сказать трудно, оба были прославленные бойцы. После двух месяцев осады Святослав предложил мир и согласился уйти из Болгарии. Император согласился и предоставил войскам Святослава свободный выход.
На этом все. Война закончилась. Можно сказать, что вничью, но с преимуществом Византии, они ведь выполнили свою задачу - восстановили контроль над Балканами и Болгарией. Однако ни уничтожить, ни заставить русскую армию капитулировать не получилось. А на обратном пути князя Святослава убили печенеги. Есть версия, что это Цимисхий заплатил им за это, но это натяжка.
Византийцам это было уже не надо и есть свидетельства, что наоборот - император отправил людей к печенегам с просьбой пропустить Святослава. Хотя никто ничего достоверно не знает и уже не узнает. Вот так встретились, пообщались, подрались и разошлись два великих правителя и полководца. Он подчинил княжество вятичей. В 964г. Пройдя через окско-волжские леса,землю вятичей,Святослав обрушился на Волжскую Булгарию.
Разгромив её Святослав подошёл к Хазарии.
Император осадил его [Князя Святослава в Доростоле]. В то же самое время подоспел и флот Греческий, который пресек свободное плавание Россиян по Дунаю. Великодушная Святославова бодрость возрастала с опасностями. Он заключил в оковы многих Болгаров, которые хотели изменить ему; окопал стены глубоким рвом, беспрестанными вылазками тревожил стан Греков.
Второй бой 26 апреля Второй бой начался 26 апреля и возобновился на следующий день. Византийцы сошлись с русами в открытом поле. Греки атаковали, но никто из противников не мог взять перевес. Тогда русы своевременно укрылись в городе. Ночью 29 апреля русы обнесли Доростол глубоким рвом и сделали первую вылазку за провиантом.
Возвращаясь с богатой добычей на ладьях, они увидели на берегу греческий обоз. Русы подплыли к берегу, обошли обоз лесом и, разбив, разграбили. Цимисхий был потрясен дерзостью врага, повелел перекопать все дороги вокруг города и оставить на них дозоры. За время осады византийцам удавалось разрушать городские стены и убивать русов. Святослав предпринял вторую вылазку, во время которой были уничтожены осадные машины греков. Третий бой 20 июля 20 июля русы вышли из Доростола, чтобы принять бой. Греки атаковали войско Святослава несколько раз без особого успеха. Но во время одной атаки был убит крупный военачальник русов, и они, закрыв свои спины щитами, отступили в город. На следующий день Святослав на военном совете выслушал разные мнения по поводу сложившейся обстановки. Одни советовали убежать незамеченными ночью, другие — заключить с греками перемирие.
Но Святослав убедил военачальников и дружину принять последний бой, так как русы никогда не спасались от врага бегством.
ПОХОДЫ РУССКОГО КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА 942—972 гг.
Героическая оборона Доростола Великий князь Святослав Храбрый. Осаду Доростола он не начинал, дожидаясь прихода флота. Более 30 тыс. человек эвакуируют из районов, которым угрожает огонь, разбушевавшийся в лесных массивах на греческом острове Родос. Об этом в субботу, 22 июля, сообщил глава.
Город, который не сдался
3.3 Осада Доростола. При поддержке Мономаха и половцев лже-Диогену удалось овладеть многими дунайскими городами, но в одном из них, Доростоле, самозванца настигли двое наёмных убийц. 22 июля 971 года у византийской крепости Доростол, расположенной на территории современной Болгарии, произошло сражение между войском великого князя Святослава. Причины, по которым Святослав упорно выдерживал осаду крепости Доростол, многообразны.
Битва при Доростоле и другие великие сражения в истории Руси которые забыли
Во время одной из вылазок был разбит византийский отряд, солдаты которого поили коней на Дунае. После этого эпизода греки перекопали все дороги, которые вели в осажденный город. В следующие три месяца византийцы успешно держали город в своих тисках. Продовольствие заканчивалось. Начался голод, после чего местные болгары небольшими группами начали переходить на сторону врага. Если бы Святослав не принял меры, то плохо бы закончилась оборона Доростола. Какая война не обходилась без репрессий?
Киевский князь устроил показательные казни сомневающихся болгар, благодаря чему восстановил дисциплину в городе. К июлю ситуация оставалась прежней. Цимисхий торопился закончить осаду как можно скорее, потому что в его отсутствии в Константинополе началось смутное время. Оборона Доростола продолжалась, и тогда император предложил Святославу закончить войну поединком тет-а-тет. Однако киевский князь отказался от этого, прислав Иоанну издевательский ответ. Византийцы потеряли бдительность, они не думали, что у осажденных хватит дерзости напасть на большой лагерь.
Но именно так и случилось. Святослав со своим отрядом разрушил осадные машины, оставив греков ни с чем. Славяне были воодушевлены своим успехом. На следующий день они вышли из города, чтобы дать еще одно сражение византийцам, которых уже утомила их северная война. Оборона Доростола была остановлена только после того, как славяне еще дважды сразились с армией императора 20 и 22 июля. Во время последнего боя грекам удалось разделить войско Святослава.
Князь понес большие потери. Стало ясно, что заканчивалась оборона Доростола. Дата 23 июля — это и есть окончание длительной осады, во время которой произошло четыре сражения. Военный совет Святослава Наконец Святослав предложил императору обсудить условия мирного договора. Стороны договорились прекратить войну.
Религия Христианская проповедь пришла в город не позднее конца III века. В городском захоронении начала IV века был найден золотой перстень с выгравированным христианским символом. В середине того века житель город, раб Емилиан , принял мученичество за сокрушение идолов.
Ко второй половине IV века относятся первые известия о местной епископской кафедре , город стал центром христианской жизни региона. В городе были возведены внушительные базилика и архиерейский двор, известные по раскопкам фундаментов. В период с конца VII по начало IX века о христианской жизни города известно мало, но христианская община здесь сохранилась. В конце IX -начале X века значение местной архиерейской кафедры было столь велико, что, согласно одной гипотезе, ставший первым Болгарским патриархом Дамиан был до этого здешним владыкой, что на время сделало город центром Болгарской Церкви. Около 1071 года местная кафедра была возведена в ранг митрополии. В 1870 - 2001 годах кафедра в городе была упразднена, и Силистра входила в состав епархии с центром в Русе. С 2001 года город - снова кафедральный центр Доростольской митрополии.
Об этом проинформировали в российском Минобороны. Уточняется, что на пораженных объектах находились иностранные наемники, а все намеченные цели были уничтожены. Разрушение Спасо-Преображенского собора Представители одесской администрации утверждают, что в результате обстрела погиб один человек, пострадали 18. Были зафиксированы разрушения портовой инфраструктуры, повреждены шесть жилых домов в том числе многоквартирных , пять детских садов, четыре школы и два внешкольных учебных учреждения, два памятника архитектуры, а также автомобили. Также власти сообщили, что крупнейший в Одессе Спасо-Преображенский кафедральный собор оказался «практически разрушен». При этом пострадали православные святыни, из-под завалов достали Касперовскую икону Божией Матери, которая считается покровительницей города. Спасо-Преображенский кафедральный собор Храм находится на Соборной площади Одессы.
Византийцы атаковали русов, после чего завязался упорный бой, в котором погиб воевода Сфенкел. На утро бой возобновился. К полудню Цимисхий направил в тыл русам отряд. Опасаясь оказаться отрезанной от города, дружина Святослава отступила за крепостные стены. Но его остановили византийцы. Битва продолжалась несколько часов, но в результате Святослав был вынужден отойти обратно в город. Генрих Семирадский. Лев Диакон писал: «Русские похоронили убитых по своему обряду и, желая умилостивить своих богов, принесли им языческие жертвы: «Они нагромоздили их [мертвых] перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом, по обычаю предков, много пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили [несколько] грудных младенцев и петухов, топя их вводах Истра». Спустя некоторое время в городе начался голод, болгары стали переходить на сторону византийцев. Святослав, понимая, что если все они перейдут на сторону Цимисхия, то дела его кончатся плохо, был вынужден начать репрессии — он казнил в Доростоле около 300 «знаменитых родом и богатством мисян», остальных же заключил в темницу. Иоанн Цимисхий не был заинтересован в длительной осаде, так как в его отсутствие в Константинополе уже случилась неудачная попытка переворота. Чтобы ускорить дело, он, по словам Скилицы, предложил Святославу решить войну поединком между ними. Иоанн Скилица в «Обозрение историй» писал: «Тот не принял вызова и добавил издевательские слова, что он, мол, лучше врага понимает свою пользу, а если император не желает более жить, то есть десятки тысяч других путей к смерти; пусть он и изберет, какой захочет». Видя, что ситуация ухудшается, 19 июля Святослав организовал большую вылазку с целью уничтожения осадных и стенобитных машин противника. Неожиданно, после обеда, когда византийцы не ждали атаки, отряд русов напал на противника и сжег все осадные сооружения, убив начальника осадных машин. Джорджио Альбертини. Сергей Дашков в книге «Императоры Византии» писал: «В пятницу 21 июля началось последнее сражение. Святослав, находившийся в гуще схватки, едва не погиб от руки бывшего среди ромеев Анемаса, сына последнего критского эмира. Великого князя спасли крепкая кольчуга и щит. Иоанн Цимисхий также бился среди своих катафрактов. Магистр Варда Склир обошел русских с тыла, они дрогнули, побежали, и началось избиение отступавших.
Война Святослава с Византией. Битва за Преслав и героическая оборона Доростола
На следующий день к грекам подтянули осадные орудия, и они пошли на приступ Преслава. По археологическим раскопкам высота стен крепости составляла около 3. Вскоре византийцы ворвались в город, а русы отступили в царский дворец с оградой. Был захвачен болгарский царь Борис, которого император Цимисхий принял с подобающим почётом. Потеряв при штурме царского дворца до 150 воинов, греки подожгли его, выкуривая засевших там русов числом до 7—8 тыс. Те вынуждены были выйти на открытое место, где греки окружили их и почти всех перекололи.
Однако воевода Сфенкел с немногим числом воинов сумел уйти к Святославу. По сообщению Диакона «в этой битве погибло также множество мисян [болгар], сражавшихся на стороне врагов против ромеев». После празднования Пасхи византийское войско двинулось на Доростол, опорный город Святослава в Болгарии. Осада Доростола. Апрель—июль 971 года.
Часть болгарских городов добровольно подчинилась грекам, другие отдавались на разграбление. Святослав, согласно византийским авторам, пытался подавить провизантийские настроения среди болгар террором: «Поняв по зрелом размышлении, что, если мисяне склонятся к ромеям, дела его закончатся плохо, он созвал около трехсот наиболее родовитых и влиятельных из их числа и с бесчеловечной дикостью расправился с ними — всех их он обезглавил, а многих других заключил в оковы и бросил в тюрьму. Силу Святослава Лев Диакон оценил в 60 тыс. Армии противников сошлись на поле в 12 км от Доростола. Сражение состоялось 23 апреля 971 года.
Диспозицию войск описал Диакон: «Тавроскифы плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы. Император выстроил против них ромеев, расположив одетых в панцири всадников по бокам, а лучников и пращников позади, и, приказав им безостановочно стрелять, повел фалангу в бой. На следующий день греки разбили укреплённый лагерь возле стен Доростола. Так началась осадная война, растянувшаяся на почти 3 месяца. Доростол представлял собой сильную крепость на правом берегу Дуная, которую греки не рисковали штурмовать, но только подвергали обстрелу из камнемётных орудий.
В ходе осады русы часто делали вылазки против греков, в стычках гибли как знатные византийские военачальники Иоанн Куркуас, отличившийся ещё при разгроме флота князя Игоря в 941 , так и вожди русов Икмор и Сфенкел. В 20-х числах июня 2 тыс. Скилица заметил, что «снимая доспехи с убитых варваров, ромеи находили между ними мёртвых женщин в мужской одежде, которые сражались вместе с мужчинами против ромеев. Чтобы ускорить дело, он, по словам Скилицы, предложил Святославу решить войну поединком между ними: «Тот не принял вызова и добавил издевательские слова, что он, мол, лучше врага понимает свою пользу, а если император не желает более жить, то есть десятки тысяч других путей к смерти; пусть он и изберет, какой захочет. Июль 971 года 21 июля 971 года произошло последнее сражение, которое окончилось безрезультатно, но склонило Святослава к заключению мира.
В бою Святослав был ранен, однако и греки выстояли по византийской официальной версии только благодаря помощи св. Диакон так представил результат сражения: «Говорят, что в этой битве полегло пятнадцать тысяч пятьсот скифов, [на поле сражения] подобрали двадцать тысяч щитов и очень много мечей. Среди ромеев убитых было триста пятьдесят. Условия, предложенные русским князем, заключались в следующем: русы уходят из Болгарии на родину, а греки обеспечивают им свободу выхода и снабжают хлебом на дальнюю дорогу. Кроме того, восстанавливаются торговые отношения с Византией.
Император принял все условия, после чего было заключено соглашение, текст которого сохранился в ПВЛ: «Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе русском, и при Свенельде, писано при Феофиле Синкеле к Иоанну, называемому Цимисхием, царю греческому, в Доростоле, месяца июля, 14 индикта, в год 6479. Я, Святослав, князь русский, как клялся, так и подтверждаю договором этим клятву мою: хочу вместе со всеми подданными мне русскими, с боярами и прочими иметь мир и истинную любовь со всеми великими царями греческими, с Василием и с Константином, и с боговдохновенными царями, и со всеми людьми вашими до конца мира. И никогда не буду замышлять на страну вашу, и не буду собирать на нее воинов, и не наведу иного народа на страну вашу, ни на ту, что находится под властью греческой, ни на Корсунскую страну и все города тамошние, ни на страну Болгарскую. И если иной кто замыслит против страны вашей, то я ему буду противником и буду воевать с ним. Как уже клялся я греческим царям, а со мною бояре и все русские, да соблюдем мы неизменным договор.
Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем, — в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем. Не сомневайтесь в правде того, что мы обещали вам ныне, и написали в хартии этой и скрепили своими печатями. Обращает на себя внимание близость этой цифры к тем 20 тыс.
Силы сторон[ править править код ] Лев Диакон утверждает [9] , что при переходе Балкан Цимисхий имел 15 тысяч гоплитов и 13 тысяч всадников, кроме того отборный отряд «бессмертных» и большой обоз с прочим войском, а у Святослава в походе в Болгарию было 60 тысяч человек.
По его мнению под Доростолом у русов по-прежнему было 60 тысяч воинов. По сообщению [10] Скилицы Цимисхий захватил перевалы с отрядом в 5 тыс. По мнению Н. Шефова [11] при Доростоле византийские войска составляли 40—45 тысяч человек, в том числе 15 тысяч конницы, а войска Святослава — около 20 тысяч человек.
Венгерские и печенежские союзники, по-видимому, к этому времени покинули Святослава [8] и не успевали прийти к нему на помощь [3]. Это подтверждает сообщение Скилицы о том, что Святослав в Доростоле не надеялся «ни на какую помощь», что «собственная их страна находилась очень далеко, а соседние варварские народы, боясь ромеев, не соглашались помочь им» [10] и повесть временных лет : «А Руска земля далеча, а печенези с нами ратьни, а кто ны поможеть? Они уничтожили этот отряд, но и сами погибли. Русы ожидали основные силы византийцев на ближних подступах к Доростолу, «сомкнув щиты и копья, наподобие стены» см.
Боевой порядок византийского войска состоял из двух линий: в первой линии в центре стояла пехота, а по флангам конные латники, составлявшие два крыла; во второй линии построились непрерывно стреляющие лучники и пращники. В упорном бою русы отразили 12 атак византийцев. Вечером Цимихсий, собрав всю свою конницу, бросил её против истощенных русов, что вынудило их укрыться за стенами Доростола. Святослав приказал вытащить свои ладьи на берег, чтобы их не сжег враг.
В тот же день Цимисхий подступил к городу, но русы не вышли в поле, а только со стен и из башен бросали в противника камни и метали стрелы. Вскоре византийцы возвратились в лагерь. К вечеру дружина Святослава в конном строю выступила из города [14] , но Цимисхий не решился атаковать дружину Святослава, и она возвратилась в Доростол. Второй бой 26 апреля [ править править код ] 26 апреля произошёл второй бой под Доростолом.
Войско Святослава вышло в поле и выстроилось в пешем строю в своих кольчужных бронях и шлемах, сомкнув длинные, до самых ног, щиты и выставив копья. Византийцы атаковали русов, после чего завязался упорный бой, в котором погиб воевода Сфенкел. По сообщению византийского историка Кедрина , русы сохранили за собой поле боя и оставались там всю ночь с 26 на 27 апреля. На утро бой возобновился.
К полудню Цимисхий направил в тыл русам отряд. Опасаясь оказаться отрезанной от города, дружина Святослава отступила за крепостные стены. Осада Доростола[ править править код ] В ночь на 29 апреля русы вырыли вокруг Доростола глубокий ров, чтобы осаждающие не могли близко подойти к крепостной стене и установить осадные машины. В ту же ночь, воспользовавшись темнотой, русы на ладьях провели первую большую вылазку за продовольствием.
Возвращаясь обратно с добычей, они заметили на берегу Дуная отряд византийцев, поивших в Дунае коней и собиравших на берегу дрова. Русы атаковали византийцев и разогнали их. В тот же день византийцы перекопали глубокими рвами все дороги в город и усилили дозоры. В течение последующих трёх месяцев русы не выходили из города, а византийцы с помощью стенобитных и метательных орудий разрушали крепостные стены и убивали его защитников [15].
В городе начался голод, болгары стали переходить на сторону византийцев.
В упорном сражении к полудню византийцы начали отступать под напором противника. Видя, с какой неистовой яростью бросался Святослав на греков и воодушевлет к бою ряды своих воинов, Анемас, который прославился накануне убиением Икмора, вырвался на коне вперед и опустив поводья, устремился на князя. Ударив меча пришелся по ключице, поверг Святослава на землю, но не убил — спасла кольчужная рубаха и щит. Анемас же был окружен, под ним убили коня, а затем и сам грек был сражен множеством копий. Тогда Цимисхий ввёл в бой свежий отряд всадников, атаку которых возглавил он лично. Это позволило передохнуть уставшим воинам греков из первых рядов.
В 969 году русские захватили город, но через два года, после осады в апреле-июле 971 года, был отдан ромеям. После битвы при Доростоле город был переименован в Феодорополь в честь царствующей императрицы? Болгарское правление было восстановлено в 976 году царём Самуилом. В 1001 году город возвратился в состав Ромейской империи и стал центром фемы Паристрион. В конце XI века ненадолго был захвачен печенегами , но в 1088 году отвоеван ромеями. В 1186 году город стал частью Второго Болгарского царства. В 1388 году город перешел под власть турок-османов. В начале XV века некоторое время находился под управлением валашского господаря Мирчи Старого , но в 1419 - 1420 году был вновь завоеван турками. В то же время город получил имя Силистрия или Силистра.
В 1595 году город был выжжен турками. Так, в июне 1773 года Румянцев овладел одним из передовых редутов Силистрии, но известие о приближении к крепости турецкой армии заставило его отступить.
Город, который не сдался
Знаменитая оборона Доростола – эпизод русско-византийской войны 970-971 гг. После серии сражений рядом с болгарской крепостью киевскому князю Святосла. Видео о Битва у Доростола, Осада Доростола, Age Of Empires Осада Доростола, Сражение под Аркадиополем 970 года: Византия vs Русь, Святослав Игоревич. С тяжелыми боями дружины Святослава отошли к крепости Доростол. 23 апреля 971 г. под стенами крепости они дали бой грекам, отбив за день 12 атак.
Осада Доростола
Героическая оборона Доростола Великий князь Святослав Храбрый. Вооруженные силы РФ нанесли ракетный удар в районе Одессы. Представители местной администрации сообщили, что пострадал крупнейший в городе православный храм. Осаду Доростола он не начинал, дожидаясь прихода флота. На Доме работников дивизии установлена театральная польская поэзия осада крепости арифарна картинки.
Ратный подвиг. Герой Византии — араб Анемас.
- Предыстория
- Осада Доростола в 971 году » Военные материалы
- Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году
- Siege of Dorostolon - Wikipedia
- ПОХОДЫ РУССКОГО КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА 942—972 гг.
Византийские императоры во времена жизни Святослава
- Оборона Доростола, русско-византийская война 970-971 годов: события, командующие
- Последние новости
- Доростольский мир
- Осада Доростола.
- Минобороны сообщило о поражении объектов в районе Одессы, где готовились теракты против РФ
- Походы князя Святослава. Осада Доростола: sergeytsvetkov — LiveJournal
Осада Доростола
Скилица сообщает, что Цимисхий, желая кончить дело без лишнего кровопролития, предложил Святославу поединок. По знаку своих полководцев ромеи и русы бросились друг на друга. В бою Святослав был тяжело ранен. Согласно Льву Диакону, это случилось так: «Вот уже завязалась битва, и скифы с силой напали на ромеев, пронзали их копьями, ранили стрелами коней и валили на землю всадников. Видя, с какой неистовой яростью бросался Сфендослав на ромеев и воодушевлял к бою ряды своих, Анемас, который прославился накануне убиением Икмора, вырвался на коне вперед делать это вошло у него в обычай, и таким путем он уже поразил множество скифов , опустив поводья, устремился на предводителя росов и, ударив его мечом по ключице[373], поверг вниз головою наземь, но не убил. Сфендослава спасла кольчужная рубаха и щит, которыми он вооружился, опасаясь ромейских копий. Анемас же был окружен рядами скифов, конь его пал, сраженный тучей копий; он перебил многих из них, но погиб и сам... Издав победный клич для ушей ромеев это были «дикие, пронзительные вопли» , они начали теснить дрогнувшую фалангу ромеев. Тогда Цимисхий, дабы спасти положение, «созвал приближенных к себе воинов, изо всех сил сжал копье и сам помчался на врагов...
Стыдясь того, что сам государь идет в бой, ромеи повернули лошадей и с силой устремились на скифов». Русы, по словам Скилицы, «достойно приняли» возглавленную самим императором атаку, и сражение продолжалось с равным успехом. Не имея возможности добыть победу силой, император решил прибегнуть к воинской хитрости. Как свидетельствует Лев Диакон, Иоанн заметил, что «место битвы очень тесно» и «что по этой причине скифы теснят ромеев. Приказание было исполнено, и росы, считая отступление ромеев настоящим бегством, с военным кличем устремились за ними, подбадривая друг друга. Но когда ромеи достигли назначенного места, они повернулись и отважно ринулись на врагов. Там завязалась жестокая битва, и случилось, что стратиг Феодор из Мисфии, конь которого был сражен пикой, упал на землю. В этом месте закипела упорная схватка, ибо росы порывались его убить, а ромеи старались защитить его.
Этот Феодор, свалившись с лошади, схватил какого-то скифа за пояс и, двигая его силой своих рук во все стороны как небольшой легкий щит, прикрывался им от летящих в него копий, а сам, обороняясь таким образом, понемногу отступал, приближаясь к ромеям, которые оттеснили наконец скифов и спасли этого мужа от опасности». По-видимому, русы совсем уж сильно прижали ромеев, ибо им срочно понадобилась помощь свыше. По церковному календарю это был день мучеников Феодора и Георгия.
Тот же византийский автор следом описывает заклание славянами пленных неприятелей, сотворённое ночью на погребальных кострах.
Более того, Диакон живописует принесение в жертву грудных младенцев, утопленных воинами Святослава в водах Дуная. Судя по всему, эти жестокие обряды действительно имели место. Безжалостная эпоха Средневековья не нуждается в лакировании. Русы и варяги под киевскими стягами были людьми своего времени и вдобавок язычниками.
Работы выдающегося отечественного историка Б. Рыбакова демонстрируют, что жертвоприношения детей бытовали на Руси в дохристианскую эпоху. Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году. Художник Г.
Созвав 21 июля военный совет, князь выслушал и предложения прорвать осаду с боем, и рекомендации начать с Цимисхием переговоры. Его окончательное решение выразилось в воодушевляющей речи, обращённой к соратникам. Известен ряд её формулировок, однако современный исследователь военной риторики С. Зверев отказывает в доверии пересказу автором «Повести временных лет».
Куда более аутентичной в данном случае считается версия того же Льва Диакона: Погибла слава, которая шествовала вслед за войском росов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями. Итак, проникнемся мужеством, [которое завещали] нам предки, вспомним о том, что мощь росов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточённо сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей! Утром следующего дня вся дружина Святослава вышла из Доростола, врата которого затворились — воинам было некуда отступать.
Яростная атака потеснила ромеев, но ввод в бой свежих кавалерийских сил позволил им удержаться. Цимисхий прибегнул к военной хитрости — сымитировав отступление части своих войск, он направил к тылам русов отряд военачальника Варды Склира. Наряду с этим разыгралась песчаная буря, слепившая княжескую рать. Отбиваясь от атак греков, воины Святослава были выдавлены обратно в крепость.
Византийская армия одержала победу, хотя исчисление Львом Диаконом павших русов 15 тысячами здесь явно преувеличено — достаточно вспомнить о предельной численности войска в Доростоле. Князь Святослав был ранен, однако одолел ромейского богатыря в поединке — Икмор был отмщён. Кульминация осады Доростола стала и её развязкой.
С суши Доростол был плотно обложен сухопутной армией ромеев, путь по Дунаю перекрывали огненосные дромоны Империи. Но Святослава это не остановило. Князь дождался темной и безлунной ночи, когда бушевала непогода, лил дождь, сыпался град, гремел гром и сверкали молнии, посадил на ладьи 2000 воинов и отправился на вылазку. Незаметно пройдя мимо византийских кораблей, русские высадились на берег и разошлись по окрестностям в поисках продовольствия. Дружинники наполнили ладьи зерном и направились обратно в Доростол. В это время обозники византийской армии пригнали к реке на выпас и водопой лошадей.
Разведчики доложили об этом Святославу, князь принял решение атаковать противника. Дружинники покинули ладьи, прошли через лес и внезапно напали на вражеских обозников. Множество ромеев было перебито, в том числе и те, кто отправился в лес за дровами. После этого русские погрузились на ладьи и быстро добрались до Доростола. Узнав об этой вылазке, Цимисхий страшно разгневался на начальника флота и пригрозил ему смертью, если подобное повторится. Охрана реки была усилена, все окрестные дороги перекопали рвами и перекрыли усиленными дозорами. По свидетельству Скилицы, произошло это на шестьдесят пятый день осады, когда Цимисхий отказался от атак на город и решил уморить вражеское войско голодом 7, 129. Метательные машины продолжали обстреливать укрепления Доростола, превращая в развалины городские стены и башни, но Святослав сыграл на опережение и ударил там, где его не ждали. После того, как ромеи позавтракали, городские ворота распахнулись и дружинники, в сопровождении лучников, атаковали позиции, где стояли метательные машины.
Нападение застало ромеев врасплох. Охраной метательных машин руководил магистр Иоанн Куркуас, родственник императора, но вместо того, чтобы добросовестно исполнять свои обязанности, военачальник спал в шатре после обильных возлияний за завтраком. Слуги растолкали магистра, Куркуас облачился в доспехи, выбежал из шатра, вскочил на коня и во главе телохранителей устремился к месту сражения. Неожиданно конь военачальника споткнулся и Куркуас оказался на земле. По богатству доспехов и конского снаряжения русские приняли магистра за императора, окружили Куркуаса и изрубили на куски мечами и боевыми топорами. Голову византийского военачальника воткнули на копье и выставили на одной из башен Доростола. Ромеи отстояли метательные машины, но успех достался им слишком высокой ценой. На следующий день, 20 июля, русская рать вновь вышла на равнину перед городом. На этот раз дружинников вел на битву воевода Икмор, «храбрый муж гигантского роста, [первый] после Сфендослава предводитель войска, которого [скифы] почитали по достоинству вторым среди них» 7, 78.
Не скупится на похвалы воеводе и Скилица. По его мнению, Икмор после гибели Сфенкела пользовался у русских «наивеличайшим почетом и был уважаем всеми за одну свою доблесть, а не за знатность единокровных сородичей или в силу благорасположения» 7, 129. Трудно сказать, почему Святослав не возглавил войска, хотя Скилица и упоминает о его участии в сражении. Возглавляемые Икмором воины пошли в атаку, потеснили ромеев и стали пробиваться к императору. Среди телохранителей Цимисхия был Анемас, сын Курупа, эмира Крита. Анемас пришпорил коня, налетел на Икмора и точным ударом отрубил воеводе голову вместе с правой рукой. Смерть военачальника остановила наступление русских, почему Святослав в этой ситуации не принял на себя командование, непонятно. Дружинники забросили за спину щиты и стали уходить к городу, отбиваясь от наседавшего противника. С наступлением ночи битва закончилась.
Как пишет Скилица, когда ромеи снимали доспехи с убитых вражеских воинов, то обнаружили среди них много женщин в мужской одежде. Ночью Святослав собрал военный совет, чтобы решить, как дальше вести войну. Лучшие воеводы погибли, войска понесли чудовищные потери, очень много раненых. Мнения высказывались разные, одни советовали попытаться ночью прорваться по Дунаю, другие высказывались за мир с ромеями.
Это единственный уцелевший фрагмент из трудов Сосила Лакедемонского, очевидца величайших войн античности и биографа карфагенского полководца Ганнибала. В конце строки можно прочитать имя Ганнибал в греческом написании. А полное название папируса: "О деяниях Ганнибала", — рассказал папиролог Хольгер Эсслер. По легенде, в 9-летнем возрасте Ганнибал поклялся быть вечным врагом Рима. В то время Карфаген и Римская республика вели ожесточенные Пунические войны за господство в Средиземноморье. В 218 году до нашей эры Ганнибал перебросил армию через Альпы и вторгся в Италию, что стало для римлян большим сюрпризом.
Вместе с конницей и пехотой на Апеннины пришли боевые слоны Карфагена, голодные и злые после горного похода. Взять столько провизии в горы Ганнибал не мог. А после трех-четырех дней голодовки слон становится очень злым", — отметил дрессировщик Сонни Франкелло. За счет мощной конницы и боевых слонов Ганнибал стремительно продвигался вглубь Италии. Он нанес римским легионам несколько чувствительных поражений. Слоны были грозным психологическим оружием", — заметил историк Педро Барцело. Решающий момент в войне наступил в 207 году до нашей эры, когда на воссоединение с полками Ганнибала отправилась вторая армия под командованием младшего брата полководца, Гасдрубала. В этих условиях Гасдрубал отправил шесть гонцов к Ганнибалу, чтобы договориться о месте и дате встречи", — рассказал доктор исторических наук, профессор РГГУ Иван Анфертьев. Если бы две армии Карфагена объединились, Рим был бы сокрушен. Однако легионерам Гая Клавдия Нерона удалось перехватить карфагенских гонцов.
Князь Святослав и император Цимисхий или битва при Доростоле, война двух великих
В тот же день византийцы перекопали глубокими рвами все дороги в город и усилили дозоры. В течение последующих трёх месяцев русы не выходили из города, а византийцы с помощью стенобитных и метательных орудий разрушали крепостные стены и убивали его защитников [15]. В городе начался голод, болгары стали переходить на сторону византийцев. Святослав, понимая, что если все они перейдут на сторону Цимисхия, то дела его кончатся плохо, был вынужден начать репрессии — он казнил в Доростоле около 300 «знаменитых родом и богатством мисян [16] », остальных же заключил в темницу [9].
Иоанн Цимисхий не был заинтересован в длительной осаде, так как в его отсутствие в Константинополе уже случилась неудачная попытка переворота. Чтобы ускорить дело, он, по словам Скилицы, предложил Святославу решить войну поединком между ними: «Тот не принял вызова и добавил издевательские слова, что он, мол, лучше врага понимает свою пользу, а если император не желает более жить, то есть десятки тысяч других путей к смерти; пусть он и изберет, какой захочет». Неожиданно, после обеда, когда византийцы не ждали атаки, отряд русов напал на противника и сжег все осадные сооружения, убив начальника осадных машин.
Третий бой 20 июля [ править править код ] Б. Византийцы выстроились «густой фалангой» [18]. Русы успешно отражали атаки византийцев, но во время одной из них русский воевода Икмор был обезглавлен Анемасом , телохранителем императора Иоанна Цимисхия, после чего дружина «закинула щиты за спину» и отступила к городу.
Среди тел оставленных на поле боя убитых воинов византийцы нашли тела женщин, вероятно, болгарских жительниц Доростола [19]. На собранном 21 июля Святославом военном совете коменте мнения разделились — часть предлагала в тёмную ночь на ладьях прорываться из города, другая часть советовала начать мирные переговоры. Тогда Святослав произнёс речь, приводимую Львом Диаконом: «Погибнет слава, сопутница русского оружия, без труда побеждавшего соседних народов и, без пролития крови, покорявшего целые страны, если мы теперь постыдно уступим римлянам.
И так с храбростью предков наших и с тою мыслью, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями или, совершившим знаменитые подвиги, умереть со славою» [20] Выслушав своего князя, дружина решила сражаться. Четвёртый бой 22 июля [ править править код ] Утром [21] 22 июля [22] русы вышли из Доростола и Святослав приказал запереть городские стены, чтобы ни у кого не возникло мысли об отступлении.
Бой начался с атаки русами византийских позиций [23]. В упорном бою к полудню византийцы начали отступать под напором русов. Тогда Цимисхий ввёл в бой свежий отряд всадников, атаку которых возглавил он лично.
Это позволило передохнуть уставшим византийцам. Они перешли в атаку, но были отбиты русами. Клавдий Лебедев.
Святослав встречается с Цимисхием Тогда Цимисхий разделил своё войско на две части. Один отряд, под командованием патрикия Романа и столоначальника Петра, вступив в бой, начал отступать, заманивая дружину русов на открытую равнину в стороне от города. В это время второй отряд под командованием Варды Склира атаковал русов с тыла.
Начавшаяся в это время буря понесла тучи песка в глаза русов. Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев, русские смогли прорваться в Доростол и укрыться за его стенами. Потери[ править править код ] Лев Диакон сообщает, что у русов в этом бою было 15 тысяч убитых, византийцы взяли 20 тысяч щитов и множество мечей, византийцы же имели якобы только 350 человек убитыми и «множество раненых».
Есть сомнения, что эти данные верны. Император охотно принял это предложение.
Но русы за одну ночь вырыли поодаль от стен глубокий и широкий ров, преградивши! Князь Святослав отыскал единственно возможное средство защиты от камнеметных машин, не применявшееся ранее полководцами. Весь день 29 апреля прошел в перестрелке русских и византийских лучников через ров, не причинившей ни той, ни другой стороне сколько-нибудь существенных потерь.
Ночью, воспользовавшись непогодой, русы на ладьях незаметно проплыли по мелководью между берегом и стоящими на якорях большими византийскими кораблям» и неожиданно напали на византийские обозы. Много византийцев погибло в ночной резне, были уничтожены запасы продовольствия и оружия. Осада явно затягивалась. Недели незаметно складывались в месяцы. Прошел июнь, на вторую половину покатился июль а над воротными башнями Доростола по-прежнему развевались русские стяги.
Император Иоанн Цимисхий не мог уйти от Доростола, это было равносильно поражению, которое могло стоить трона. А на что надеялся князь Святослав, креп ко запертый в дунайской крепости? С военной точки зрения его положение было безнадежным — византийцы явно сильнее, в кольце окружения не видно слабых мест. Если бы Святослав был только полководцем, он бы давно завязал переговоры с императором о почетной капитуляции. Но Святослав был не только полководцем, но и правителем огромной державы, вручившей ему свою судьбу и свое войско.
Общая картина войны просматривалась князем несколько по-иному, чем можно было ее представить с крепостной башни Доростола. У императора Иоанна Цимисхия был слабый тыл, каждый лишний день осады увеличивал опасность мятежа соперников императора, которых было не так уж мало в Византии. Святослав ждал, когда загорится земля под ногами императора, когда ему придется думать не о войне с русами, а о спасении собственного трона. Ждал — и дождался! Верный человек, тайком пробравшийся через византийские заставы, принес в Доростол весть о мятеже Льва Куропалата, брата убитого императора Никифора II Фоки.
Чтобы Иоанн Цимисхий сам предложил мир Святославу, нужно доказать, что русское войско еще сильно и что осада Доростола может затянуться до бесконечности.
В ночь на 23 июля Вооруженные силы РФ нанесли ракетный удар по Одессе. Об этом проинформировали в российском Минобороны. Уточняется, что на пораженных объектах находились иностранные наемники, а все намеченные цели были уничтожены. Разрушение Спасо-Преображенского собора Представители одесской администрации утверждают, что в результате обстрела погиб один человек, пострадали 18. Были зафиксированы разрушения портовой инфраструктуры, повреждены шесть жилых домов в том числе многоквартирных , пять детских садов, четыре школы и два внешкольных учебных учреждения, два памятника архитектуры, а также автомобили. Также власти сообщили, что крупнейший в Одессе Спасо-Преображенский кафедральный собор оказался «практически разрушен». При этом пострадали православные святыни, из-под завалов достали Касперовскую икону Божией Матери, которая считается покровительницей города.
Ведущую роль в повести играет присланный греками философ по имени Кирилл, который в пространной речи разъясняет веру греков, а напоследок показывает ему картину Страшного суда, объясняя ему, кто стоит на справа и кто слева. Все это произошло в 986 и 987 годах. Владимир выбрал лучшую из всех предложенных ему вер - греческую. В 988 году князь Владимир напал на Корсунь Херсон - греческий город на Азове и захватил его. Византийцы просили у Владимира мира, и он просил императора Василия II убийцу болгар отдать ему в жены свою сестру Анну. Император согласился при условии, что князь Владимир примет христианство. Тем временем князь Владимир заболел в Корсуни глазной болезнью и обещал креститься. Как только он крестился, случилось чудо: он выздоровел и с приставленными к нему многими греческими священниками вернулся в Киев, где приказал крестить всех своих подданных. Греческие священники совершали крещение в реке Почайне сегодня Днестр. Еще Василий Никитич Татищев - один из первых русских историков 1686-1750 выразил сомнение в том, что "Басня об испытании вер" в "Повести временных лет" не сочинена монахом Нестором. Согласно Татищеву, монах Нестор был подделан и вставлен автором, находящимся под сильным греческим влиянием. Так думали и Август Людвиг Шлетцер 1735-1808 , П. Новоструев, барон Розенкампф, Измаил Иванович Срезневский и другие. Михаил Петрович Погодин видит в Повести "много странного и невероятного"... Но чьего авторства является упомянутая «Повесть»? Само его содержание говорит нам, кто он такой. Болгарский автор справедливо отмечает, что две идеи пронизывают всю переработанную и интерполированную грекофильской или непосредственно греческой рукой «Повесть времен»: а для оправдания господства варягов над русскими славянами, и б для оправдания духовного господства византийцев над Русью. Аналогичного мнения, хотя и в несколько ином варианте, придерживается и академик Дмитрий Лихачев. Профессор Валерий Погорелов находит, что в Киевской Руси шла постоянная борьба между славянским и греческим духовенством. И обращение князя Владимира и его подданных упомянутым ранее образом является поистине «апофеозом греко-христианской византийской политики». Собственно говоря, Евгений Евсигнеевич Голубинский считает, что эта Повесть «есть чисто греческий вымысел», а автор ее «…не русский, а грек, то есть один из многих греков, живших на Руси в домонгольский период». Но профессор Евгений Голубинский не заметил в этой греческой беллетристике другого, а именно болгарофобии греческого автора и интерполятора "Повести временных лет"! Это справедливо отмечает наблюдательный болгарский автор Всеволод Николаев в своей работе «Участие славяно-болгарского фактора в преобразовании Киевской Руси» С. Действительно, в большинстве списков «Повести о времени» заметна странная тенденция — смешение дунайских болгар с волжскими болгарами. В Лаврентьевской летописи читаем: «Я пришел от Скуфа, сказал Козар, рекомии Булгары и пришли по Дунаю и жители словенской биши». Четкой классификации дунайских и волжских болгар не производится. Так и в тексте под 858, 898, 902, 915, 941, 942, 967, 971, 985 и так далее годами. Почему эту тенденцию подтолкнули? Чтобы обмануть читателей и слушателей «Повест временных лет», что болгары вообще исповедуют ненавистную, нечестивую веру: надо было вычеркнуть из сознания киевских русских людей, имевших не мало контактов с болгарскими славянами , всякая мысль о независимом славянском государстве типа дунайских болгар, о независимой от Византии славянской церкви, типа Преслава или Охрида, а также забыть и упомянуть о том, что христианство пришло в Киевскую Русь от некогда живых отношений между болгарами и русские, и много священнослужителей, и большая литература! Это единственное объяснение той необузданной удочки, с которой византийский интерполятор бросается на болгар в своем произведении. А если к этому добавить, что именно в этот период царь Симеон подверг Византию в лице ее императора и патриарха величайшему унижению и беспокойству, то традиционная византийская ненависть к болгарам станет несколько яснее, дойдя до того, что император Никифор Фока 963-969 называл гонцов царя Петра по Льву Диакону "посланцами беднейшего и грязнейшего скифского народа", а самого Петра называл "кожекусом, одетым в овечью шкуру"! Не буду описывать оскорбительного отношения Иоанна Цимишия к болгарскому царю Борису II, поведения Василия Болгароубийцы по отношению к воинам Самуила, или даже не напоминать Феофилакту высказывания Охридского о болгарах, что они «вонючие жабы», "обезглавленные трупы... На эту болгарофобию обратили внимание и русские историки Федор Иванович Успенский, Викентий Васильевич Макушев и другие. По словам интерполятора, у болгар такие гнусные и отвратительные обычаи, что даже князь Владимир, выслушав болгарских миссионеров, с отвращением плюнул: болгары представлены как почитатели «Бомиты» или «Бафомета», то есть божества- идол сатаны! Но этот термин «Бафомет» был неизвестен в 10, 11 и 12 веках и прославился инквизиционными процессами Запада против тамплиеров в 13 и 14 веках. А тут - и это доказательство позднего происхождения вставки в Повести. Однако интересно еще и то, что болгары всегда на первом месте: сначала они приходят к князю Владимиру, сначала князь Владимир отправляет к ним посольство для изучения их веры и так далее. А волжские болгары, которые были магометанами, по сравнению с дунайскими болгарами, были слишком далеко от Киева. Наоборот - киевские славяне в одной из своих частей, юго-западной части, так называемых угличах и тверцах, по выражению Бориса Александровича Рыбакова, были даже "политически зависимы от Болгарии"! Естественно предположить, что речь идет о посланниках дунайских болгар, но интерполятор смешивает их с волжскими, чтобы стереть и полностью уничтожить в памяти русского народа память о том, что христианская религия была принята Русские славяне через болгар. Греческий философ Кирилл, присланный из Константинополя для разъяснения им истинной и лучшей веры, сыграл большую роль у князя Владимира и киевских славян. Интерполятор, зная важность и авторитет св. Кирилла среди славян, использовал его имя в своих целях! Но св. Кирилл умер на целый век с четвертью раньше князя Владимира, и греческий впал в грубейший анахронизм. Кстати, академик Борис Дмитриевич Греков, говоря о «Повести времен», писал: «В источниках смешаны дунайские и волжские болгары». Крайне предвзятый и грубо тенденциозный византийский интерполятор говорит и о том, что, по его мнению, князь Владимир до своего обращения был типом крайне отрицательным. Он: прелюбодей, обжора, пьяница и развратник, у него пять законных жен и 800 наложниц — больше, чем у Соломона! Эти данные о "владимирских гаремах" не имеют ничего общего с истиной: и у норманнов, и у славян таких обычаев не было и нравы их были слишком строги. Иными словами, и болгары, и русские являются для византийского интерполятора «варварами», «скифами» и стоят на неизмеримо более низкой ступени, чем византийцы. В заключение этой части моей статьи указываю также, что князь Владимир напал на Корсунь, чтобы получить власть с христианскими священниками, то есть завоевать христианство для себя и своего народа.