Ямщик – это человек, занимающийся управлением лошадей во время передвижения транспортного средства, особенно в античной и средневековой эпохах. это гонец, посланник. С открытием в России первых железных дорог потребность в услугах ямщиков стала уменьшаться, по своему положению они стали все более приближаться к государственным крестьянам. В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня. ямщик, ямщики, ямщика, ямщиков, ямщику, ямщикам, ямщика, ямщиков, ямщиком, ямщиками, ямщике, ямщиках.
Ямаши: ямщик, не гони лошадей!
ямщик — ЯМЩИК, а, м Человек, профессия которого поездки на ямских лошадях, перевозка людей и грузов на любых лошадях. Сделано было такое распоряжение, чтобы ямщики были люди благонадежные из выборных и целовавших крест. Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу[1]. это гонец, посланник. согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным".
Как быстро гоняли ямщики в России
Ямщик – это… определение и история | Итак, ямщик – это не просто транспортный работник, это культурный и исторический символ, связующее звено между прошлым и настоящим. |
Ямщики на Руси | История События и Рассказ | Дзен | С открытием в России первых железных дорог потребность в услугах ямщиков стала уменьшаться, по своему положению они стали все более приближаться к государственным крестьянам. |
Ямщики на Руси | История События и Рассказ | Дзен | Сколько песен про ямщиков разлетелось по Руси, сколько жутких рассказов спешило вслед за отчаянными, бесстрашными, азартными ямцунами. |
Что такое ямщик: ответы тут | Разбираемся, что такое ямщик. В этом же значении понятие «ямщик» и ранее использовалось восточнее Томска. |
Слово Ямщик
Основу нового сформировали ямщики, обслуживающие коммуникации Московской, Тверской, Новгородской, Псковской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний, офицерский состав был набран из донских казаков. После интенсивной боевой подготовки полк был направлен на границу с Финляндией, чтобы обеспечивать прикрытие Санкт-Петербурга. Исследователь С. Балмасов пишет о службе ямщиков в Ямском казачьем полку: Каждому выплачивалось немалое ежемесячное жалование, было выдано оружие, обмундирование и провиант, но в бой ямщики шли, как и природные казаки, на своих конях. Казаки-ямщики, часто действуя вместе с донскими и оренбургскими казаками, отбили неоднократные попытки врага приблизиться по суше к Санкт-Петербургу и перешли к активным наступательным действиям. По окончании боевых действий Императрица Екатерина II оставила полк на службе, наградив казаков-ямщиков. Они были удостоены не только боевых наград, но и получили денежные компенсации за потерянных коней, пенсии увечным воинам. После того, как 19 декабря 1797 года Павел I расформировал полк, ямщики вернулись к своему привычному занятию. Тверской-ямской казачий полк в составе шести сотен был сформирован по указу императора Александра I от 10 сентября 1812 года для усиления отряда генерала Ф. Винцингероде в Волоколамске из ямщиков Тверской и Московской губерний.
Командир полка — майор Ф. В 1812 году полк действовал в отряде Винцингероде, в кампанию 1813 года сражался в отрядах генералов И.
Знаменитые ямщики Фидель Кастро — известный ямщик, который вел карету во время революции на Кубе. Он активно участвовал в битве и был хорошо известен своей отвагой и лидерскими качествами. Генрик Сенкевич — польский писатель и ямщик, который в своих произведениях описывал жизнь и приключения ямщиков. Он был известен своими детективными и историческими романами, в которых кареты и ямщики играли важную роль в сюжете. Георгий Жуков — ямщик советской армии во время Второй мировой войны. Он управлял каретой и показывал выдающиеся навыки стратегии и тактики. Бо Женшен — китайский ямщик, который путешествовал по всей стране, доставляя почту и новости.
Он стал героем множества китайских легенд, в которых он и его карета помогали решать различные проблемы и ситуации. Александр Пушкин — русский поэт, который также играл роль ямщика в своем произведении «Евгений Онегин». Хотя эта роль была маленькой, она оказала большое влияние на сюжет и настроение произведения. Ямщик в литературе Ямщики часто выступают в роли проводников поэтического героя через просторы России. Они бывают надежными спутниками на жизненном пути, лишенным всемирной мудрости, но обладающими непомерной силой и энергией. Они представляются в произведениях как настоящие богатыри, сумевшие преодолеть все преграды своего тяжелого и ответственного труда. Одним из самых известных произведений, где ямщик занимает важное место, является роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». В этом произведении ямщик Печорин выполняет роль проводника и наблюдателя мироздания, показывая герою пустоту его корыстных устремлений.
Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть. Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века. Профессия была настолько популярной, что оставила огромный культурный пласт в русском искусстве и литературе. Следует различать: ямщики — это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики — водители городских такси. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов.
А тут зима, замерзшему трупу ничего не будет. Однако умирающий не желает, чтобы его тело товарищ довез до ближайшей деревни или станицы. Чтобы покойника отпели и похоронили по-христиански на кладбище. Он так же не желает, чтобы власти убедились в том, что его смерть была не насильственной Как товарищ посреди степи в лютый мороз должен вырыть могилу? Как минимум у него должен быть лом и лопата. Не думаю, что ямщики все это возили, все-таки сани — не грузовик. Если бы дело было в лесу, товарищ мог бы повалить несколько деревьев, разжечь большой костер — и сам согрелся и землю под могилу разогрел. Но дело происходит в безлесой степи. Из песни можно сделать вывод, что умирающий ямщик просит доброго друга о последней услуге. Из текста стихотворения следует вопрос, заданный Остапом Бендером над могилой Паниковского: — Я часто был несправедлив к покойному. Но был ли покойный нравственным человеком? Нет, он не был нравственным человеком. Умирающий занимался буллингом товарища.
Кто такой ямщик
Чем занимался ямщик, происхождение слова Даже сегодня извоз остается одним из самых распространенных видов деятельности в нашей стране, уступая в этом отношении только торговле. Многие считают, что ямщик – это человек, который управляет повозкой и занимается перевозкой людей. Немецкий дипломат и путешественник штейн писал, что ямщик может доехать от Москвы до Новгорода всего за три дня. Изначально ямщик — житель яма (почтовой станции), обязанный на своем транспорте и своими силами доставлять в назначенное место казенные послания, грузы, должностных лиц. Ямщики оказались достаточно предприимчивыми, чтобы обзавестись целой системой хитростей и лайфхаков, способствовавших повышению стандартной оплаты их труда.
Происхождение слова Ямщик
Передай словцо ей прощальное Пусть о мне она не печалится — С тем, кто по сердцу, обвенчается! Голосит она, в степи стон стоит, Та же песня в ней ямщика звучит. В глухой степи замерзает ямщик. Лютый мороз, но он просит товарища похоронить его здесь. Допустим лето, жара, тушка разлагается, можно было еще понять. А тут зима, замерзшему трупу ничего не будет.
Однако умирающий не желает, чтобы его тело товарищ довез до ближайшей деревни или станицы. Чтобы покойника отпели и похоронили по-христиански на кладбище. Он так же не желает, чтобы власти убедились в том, что его смерть была не насильственной Как товарищ посреди степи в лютый мороз должен вырыть могилу? Как минимум у него должен быть лом и лопата. Не думаю, что ямщики все это возили, все-таки сани — не грузовик.
Если бы дело было в лесу, товарищ мог бы повалить несколько деревьев, разжечь большой костер — и сам согрелся и землю под могилу разогрел. Но дело происходит в безлесой степи.
Были также многоместные дилижансы, но их распространение в России оказалось небольшое. Проезд на короткое расстояние обходился в 5 копеек, от Гостиного двора в Новую Деревню — 15 копеек, в Лесное — 25 копеек, в село Александровское — 30 копеек. Для сравнения можно указать, что дневной заработок рабочего Путиловского завода составлял 30 копеек. Это было дорого, но всё-таки дешевле, чем брать извозчика, и потому общественные кареты имели успех. Зимой устраивалось маршрутное санное сообщение. В середине XIX в. Так, в Самаре в 1860-е гг. Революции в Симбирск совр.
Ульяновск и Оренбург. В Санкт-Петербурге даже посадочные станции для дилижансов закрыли крышами. Гонцы, почтари или фельдъегеря На небольшие расстояния почту возили ямщики. Однако, существовала более срочная почта, и для её доставки использовались почтари, которых также называли гонцы. Ямщик имел право загнать лошадь, перемещаясь сколь угодно быстро, и взять временно любую лошадь из любого дома или от человека, за исключением такого же царского гонца. Лошадь, отбившуюся по дороге, разыскивал смотритель яма. Он же возвращал хозяину взятую временно лошадь, оплачивая её прогон из расчёта длины пути. Стоимость 10-20 вёрст 10,66-21,32 км. Гонец имеет право выбирать коня, который ему покажется лучшим. На каждом яму лошадей меняли; в свежих не было недостатка.
Кто требовал 10 или 12, тому приводили 40 или 50. Усталых кидали по дороге и заменяли другими, которых брали в первом селе». Он признавал высокую эффективность царской ямской службы: «…на таких почтовых лошадях мой слуга проехал за семьдесят два часа из Новгорода в Москву, которые расположены друг от друга на расстоянии шестисот вёрст…И это тем более удивительно, что лошади их очень малы и уход за ними гораздо более небрежен, чем у нас, а труды они выносят весьма тяжёлые». Работа ямщиков была нелегкой и порой смертельно опасной. Слова из песни «…в той степи глухой замерзал ямщик» полностью соответствовали действительности. Царские же гонцы которых стали называть фельдъегерями сами ездили в экипажах ямщиков, производя одним своим видом и нередко зуботычинами сильное впечатление на окружающих: «…трехаршинный мужичина какой-нибудь, ручища у него, можете вообразить, самой натурой устроена для ямщиков, — словом, дантист эдакой». Вот, например, гоголевская картина ямщика: «…— Вот я тебя палашом!
Они были удостоены не только боевых наград, но и получили денежные компенсации за потерянных коней, пенсии увечным воинам. После того, как 19 декабря 1797 года Павел I расформировал полк, ямщики вернулись к своему привычному занятию. Тверской-ямской казачий полк в составе шести сотен был сформирован по указу Александра I от 10 сентября 1812 года для усиления отряда генерала Ф. Винцингероде в Волоколамске из ямщиков Тверской и Московской губерний. Командир полка — майор Ф. В другом источнике указано что по Высочайшему повелению, после занятия Большой армией Москвы граф П. Голенищев-Кутузов , собрал между Москвою и Вышним Волочком 3 747 ямщиков, из которых сформировал казачий Ямской полк и конную артиллерийскую полуроту [13]. В 1812 году полк действовал в отряде Винцингероде, в кампанию 1813 года сражался в отрядах генералов И. Дибича, В. Гарпе, М. Воронцова и И.
В общем, служба была не из легких. Поэтому постепенно ямщики сформировались как отдельная каста — мастерству управления лошадьми и искусству упряжки, тонкостям службы и лихому ямщицкому свисту учили с ранних лет, и селились ямщики также компактно, отдельными ямскими слободами. Как в Москве, так и в Ярославле еще одном русском городе, знаменитом своими ямщиками , да и во многих других городах были и есть до сих пор Ямские улицы — там возницы и селились. В ямщицких семьях сильны были традиции. До конца XIX века безусловной главой ямщицкой семьи была бабушка — так как мужчины проводили большую часть времени в дороге, дом оставался на управление женщин. Ямщики были религиозны, особо почитая святых Флора и Лавра, считавшихся покровителями лошадей — например, главный московский лошадиный торг находился на Зацепе возле нынешнего Павелецкого вокзала , где и до сих пор стоит церковь Флора и Лавра. Подорожная от Москвы до Санкт-Петербурга подпоручику лейб-гвардии Егерского полка г. Пушкина Для обыкновенного путешественника ямщик работал таким образом. Если были деньги, можно было путешествовать на казенных лошадях, предоставлявшихся почтовой станцией. Для этого нужно было получить подорожную — специальный документ на пользование казенными лошадями и повозкой. Предъявив ее на почтовой станции и оплатив «прогоны» — деньги за прохождение лошадью определенного расстояния — пассажир следовал до следующей станции с ямщиком, который затем возвращался на «свою» станцию. Конечно, ездить как на казенных, так и на «вольных» лошадях то есть, без подорожной, просто нанимая ямщиков было очень и очень дорого. Известная «кавалерист-девица» Надежда Дурова писала о своем путешествии в 1836 году: «С подорожной я заплатила бы от Казани до Петербурга не более трехсот рублей, без нее я издержала ровно шестьсот». Для сравнения: Александру Пушкину его Михайловское приносило порядка 3000 рублей в год, его жалование коллежского секретаря 10-й класс по Табели о рангах, эквивалент штабс-капитана в армии в 1822 составляло 700 рублей в год; на рубль можно было купить больше 3 килограммов говядины, а породистая лошадь, которую не стыдно было запрячь в свою карету богатому дворянину, стоила 200 рублей… В общем, поездки на ямщиках были по карману лишь элите. Зато уж за такие деньги ямщики неслись как угорелые. Аббат Жан-Франсуа Жоржель писал в своем «Путешествии в Петербург в царствование императора Павла I»: «Русские ямщики везут крайне быстро, почти все время лошади несутся вскачь...
Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск
Для возки почт предназначались ямщики; платеж им жалования был прекращен, но они были освобождены от податей и рекрутской повинности и получали за свою гоньбу прогоны. Чем занимался ямщик, происхождение слова Даже сегодня извоз остается одним из самых распространенных видов деятельности в нашей стране, уступая в этом отношении только торговле. Впоследствии на ямщиков была возложена обязанность поддержания почтовой связи (ямской гоньбы). Sitta europaea В настоящее же время отличают почти всегда как особый вид поползня-ямщика, живущего в Скандинавии и северной России. Главная» Новости» Что такое ямщик.
История о ямщиках и почтовых трактах
Русский ямщик – а вы знали, что… — Я так хочу! (Галина Пешехонова) — NewsLand | Итак, ямщик – это не просто транспортный работник, это культурный и исторический символ, связующее звено между прошлым и настоящим. |
Ямщик, не гони... | ЯМЩИК, а, м. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница. |
кто такой ямщик определение для детей | Ямщик представляет собой профессионала, который владеет навыками управления повозкой или каретой и занимается перевозкой грузов или пассажиров на лошадях. |
Ямщики на Руси | Впоследствии ямщиков перевели в сословие государственных крестьян, «государев ямщик», что обязывало иметь трех лошадей («держать ему на выти три мерена»). |
Лингвострановедческий словарь «Россия». Ямщик
Отсюда нынешнее село получило своё название». Нередким у проезжавших, указывал Н. Гоголь в «Мёртвых душах», было желание «…произвести где-нибудь порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков». Путник XIX в.
Транспортные средства Наиболее распространённым транспортным средством у ямщиков был возок, который зимой ставили на полозья, летом — на колёса. Возки для переездов на дальние расстояния, устраивали так, что путник мог и сидеть, и лежать: «Сверху и с боков возок был плотно закрыт и заделан так, что внутрь почти не попадало холодного воздуха. С обеих сторон в нём находились окна и два помещения, куда клали взятые с собой для времяпровождения книги и всё необходимое для жизни в пути.
Спереди над головой висел фонарь с восковыми свечами… Внизу возка помещались постели, на которых путешественники лежали днём и ночью. Чтобы согреть возок, у ног их ставили нагретые камни или оловянные сосуды с кипятком». Были также многоместные дилижансы, но их распространение в России оказалось небольшое.
Проезд на короткое расстояние обходился в 5 копеек, от Гостиного двора в Новую Деревню — 15 копеек, в Лесное — 25 копеек, в село Александровское — 30 копеек. Для сравнения можно указать, что дневной заработок рабочего Путиловского завода составлял 30 копеек. Это было дорого, но всё-таки дешевле, чем брать извозчика, и потому общественные кареты имели успех.
Зимой устраивалось маршрутное санное сообщение. В середине XIX в. Так, в Самаре в 1860-е гг.
Революции в Симбирск совр. Ульяновск и Оренбург. В Санкт-Петербурге даже посадочные станции для дилижансов закрыли крышами.
Гонцы, почтари или фельдъегеря На небольшие расстояния почту возили ямщики. Однако, существовала более срочная почта, и для её доставки использовались почтари, которых также называли гонцы. Ямщик имел право загнать лошадь, перемещаясь сколь угодно быстро, и взять временно любую лошадь из любого дома или от человека, за исключением такого же царского гонца.
Лошадь, отбившуюся по дороге, разыскивал смотритель яма. Он же возвращал хозяину взятую временно лошадь, оплачивая её прогон из расчёта длины пути. Стоимость 10-20 вёрст 10,66-21,32 км.
С ним было послано «в Санкт-Петербург ямщиков, которым быть на вечном житье, 62 человека без жен». В сознании ямщиков, оставивших на родине 81 дом на 17 вытей, не укладывалось, как они могут поместиться теперь в 17 небольших, хотя и двухэтажных домах. Ведь ямщиков, намеченных к переселению, только «мужеска пола» насчитывалось 272 человека, не считая женской половины! Русский народ, воспитанный в благочестии, в своей основной массе был застенчивым, понимал стыд и совесть, и «на людях» жить не умел. Семьи вели довольно замкнутый образ жизни, женщины с детьми появлялись в общественных местах лишь на церковных службах. А судя по вышеприведенному документу из Нижнего Новгорода на Тосну ехало 62 многодетные семьи ямщиков посылали «семьянистых».
Получается, что власть предполагала поселить в одном доме в среднем 3-4 семьи! В официальных документах появилось слово «квартира»: «фатеры», «квартеры» называли переселенческие дома в своих челобитных ямщики. Вот так при Петре Первом в России заводились предшественницы советских коммуналок. Конечно, такое плотное заселение семей в те годы, когда на Руси еще был широко распространен обычай жить мужской и женской половиной, чтобы чужой глаз не наблюдал за семейной жизнью людей, особенно женщин и детей, не могло не вызывать в ямщиках протеста. Однако с их представлениями о том, как должен быть устроен быт, со сложившимся за целые века образом жизни ямщиков, уже никто не считался: царь Петр строил империю не по русскому, а по иноземному образцу. Раздраженные бегством нижегородских ямщиков сенаторы, 6 июня 1716 года вынесли приговор: «…О сыску и о высылке беглых ямщиков послать в Нижегородскую губернию указ…» [103] Судя по всему, вернули на Тосненский Ям не многих.
Здесь через три года после прибытия ямщиков насчитывалось всего 30 домов. По «скаске» первого Тосненского священника Леонтия Титова в 1720 г. Как свидетельствуют архивные документы, бежавших с «прешпективной» дороги ямщиков разыскивали долго, а пойманных наказывали беспощадно. Всего на реке Тосне в общей сложности из Казанской и Нижегородской губерний поселилось несколько десятков человек. И это почти из полутора тысяч ямских охотников и членов их семей, сдвинутых «имянными» указами с коренных мест своего проживания на реку Тосну! Здесь, на Тосненском Яму, остались лишь те, кому некуда было деваться, кто вынужденно принял свою судьбу, покорившись переменам, кто был обременен больными родственниками или сам хворал.
Хотя, конечно, не исключено, что кому-то стала нравиться жизнь на петровский лад. Так была заселена дорога между Петербургом и Волховом — жизненное пространство тосненских ямщиков. Этнически ямская слобода Тосна была русским поселением и оставалась таковой в течение почти двух веков. Помимо Тосненского Яма в те годы в окрестностях Петербурга русскими переселенцами были устроены также ямщицкие слободы Московская, Смоленская, Вологодская, сёла Стрельна, Пулково, Красное, слобода Рыбацкая, деревня Купчино и ряд других. В дальнейших документах они обозначаются как «вновь привезенные». Итак, на основании вышеизложенного можно заключить, что переселение ямщиков на Тосненский ям было совершено из Казанской и Нижегородской губерний.
Протекало оно в тяжелейших условиях военного времени и перестройки русской жизни на новый лад, непонятный большинству населения страны. Переселявшиеся семьями ямщики заселялись в квартиры, к проживанию в которых не были привычны. Потеря не только прежнего места жительства, материального достатка, но и сложившегося за века уклада жизни вынуждали многих ямщиков к побегам. Поэтому на Тосненском Яму оказалось вместо полутора тысяч жителей всего шестьдесят человек, включая женщин и отроков без учета младенцев до семи лет. Остальные ямские охотники ушли в бега или погибли во время переселения. На тех, кто всё-таки закрепился здесь, выпала вся тяжесть обустройства на новом месте в условиях болотистой бесплодной земли и сурового климата.
На плечи поселившихся на реке Тосне ямщиков, по числу людей не более двух вытей, легло бремя несения ямской службы, которое должны были разделить ямские охотники сорока двух вытей по плану царя Петра и Сената. Но несмотря ни на что жизнь на Тосненском яму затеплилась, ямская служба наладилась, селение постепенно разрасталось, превратившись в середине XX века в город Тосно, датой основания которого, кстати сказать, уместно считать 1714 год по сложившейся в мире традиции датировки населенных пунктов по первому упоминанию в письменном источнике. В 1715 году здесь образовалась церковная община, пришел на Тосну первый священник, был построен храм во имя Пресвятыя Богородицы Казанския. Но это уже следующая страница в истории города Тосно и Православия в Тосненском крае. Список использованных источников и литературы Выскочков Л. Изд «Наука», 1989.
Главная дорога России Москва-Петербург. Голиков И. Деяния Петра Великаго, мудраго преобразователя России; собранныя из достоверных источников по годам. Часть II. Часть V. Даль В.
Толковый словарь живаго великорусскаго языка. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великаго, изданные Императорскою Академиею наук под ред. Дорожный календарь на 1767 год, с описанием почтовых станов в Российском государстве. Журнал или Поденная записка, блаженныя и вечнодостойныя памяти Государя императора Петра Великаго с 1698 года, даже до заключения Нейштатскаго мира. Напечатан с обретающихся в кабинетной архиве списков, правленых собственною рукою Его Императорскаго величества. Часть первая.
В Санктпетербурге при Императорской Академии Наук 1770 года. Кедров Н. Духовный Регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. Князьков С. Очерки из истории Петра Великаго и его времени. Коровин К.
Моя жизнь. Мемуарные записи. Электронная версия. Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Отдел 2.
Глава 15. Петр Великий. Краткое описание царствующаго града Санктпетербурга и его построения Богданова. Новгородский митрополит Иов. Жизнь его и переписка с разными лицами. Подготовил Илларион Чистович.
Свод Законов Российской империи. Туманский Ф. Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях Государя Императора Петра Великаго, изданное иждивением и трудами Федора Туманского. Часть четвертая. Шухов И. Оружие Западно-сибирских ямщиков.
Примечания [1] Туманский Ф. Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях Государя императора Петра Великаго, изданное иждивением и трудами Федора Туманского. Сенат видел «предел своей власти единственно в воле Государя, не знавшего границ своему ведомству» Кедров Н. По этому поводу Карамзин заметил: «Петр уничтожил достоинство бояр: ему надобны были министры, канцлеры, президенты».
Она охватывала область управления, денежное хозяйство, финансовую сферу тамга, таможня, деньги, ям, откуда позднейшее: ямщик, алтын, кабак, кабала и др. Но эти тюркизмы всасывались в русский язык веками. Академик В. Миллер писал о тюркизмах в составе древнерусского языка: «Быть может, и многие слова, которые считаются татарскими, еще раньше татар проникли в русский язык, ибо, если слово в письменных памятниках появляется в XIV-XV вв. Оно просто случайно могло не быть употреблено в дошедших до нас памятниках письменности. Такое сомнение может быть высказано относительно очень многих русских слов тюркского происхождения, которых хронология для нас не ясна. Можно, например, указать ряд русских слов, которых оригинал находится в половецком словаре, но нельзя при этом утверждать, что эти слова взяты нами у половцев, а не у татар, таковы: алтын, алмаз, аркан, казна, казначей, камыш, вьюк, торба, толмач, шатер, чепрак, сундук, сычуг, базар, башмак, бурав, булат и др.
Тогда, чтоб они не скользили, они подковывают их тонкими подковами с шипами и едут. Лошади в этой стране хорошо проходят 80 вёрст в день». За службу ямщики получали жалованье по 20-25 р. Правительство жаловало им свободную от налогов землю и освобождало от разных повинностей. Сравнивая Русь с птицей-тройкою, Гоголь связывал этот образ с ямщиком: «…не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чёрт знает на чём; а привстал, да замахнулся, да затянул песню, — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — и вон она понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух». В XVI в. При ямских почтовых станциях были устроены ямские избы для отдыха ямщиков. Дубовый умёт Волжского района Самарской области Семьи ямщиков и они сами во время болезни, отдыха или на пенсии жили в специальных поселениях, называемых Умёты. Жён ямщиков называли ямщичками. Впрочем, по другой версии умёты — поселения слободы вокруг крупных ямов. Вот как писали про историю Дубового умёта в 1854 г. Эти подворья на дороге в Уральск носили название умётов. Земляные избы были построены при овраге, а подле оврага был дубовый лесок. Отсюда нынешнее село получило своё название». Нередким у проезжавших, указывал Н. Гоголь в «Мёртвых душах», было желание «…произвести где-нибудь порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков». Путник XIX в. Транспортные средства Наиболее распространённым транспортным средством у ямщиков был возок, который зимой ставили на полозья, летом — на колёса. Возки для переездов на дальние расстояния, устраивали так, что путник мог и сидеть, и лежать: «Сверху и с боков возок был плотно закрыт и заделан так, что внутрь почти не попадало холодного воздуха. С обеих сторон в нём находились окна и два помещения, куда клали взятые с собой для времяпровождения книги и всё необходимое для жизни в пути. Спереди над головой висел фонарь с восковыми свечами… Внизу возка помещались постели, на которых путешественники лежали днём и ночью. Чтобы согреть возок, у ног их ставили нагретые камни или оловянные сосуды с кипятком». Были также многоместные дилижансы, но их распространение в России оказалось небольшое. Проезд на короткое расстояние обходился в 5 копеек, от Гостиного двора в Новую Деревню — 15 копеек, в Лесное — 25 копеек, в село Александровское — 30 копеек.