Новости церковный праздник масленица

Масленица в православной традиции рассматривается как замечательный семейный праздник, организованный часто именно на подворье храма. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья. Масленица – переходящий праздник, поэтому конкретной и закреплённой даты у него нет.

Масленица, Пасха и Родительский день: даты главных православных праздников и постов на 2023 год

Патриарх Адриан сократил празднование Масленицы с 14 до 7 дней и видоизменил ее традиции. Масленица: Истории и традиции Как принято отмечать масленицу? Как отмечали масленицу на Руси? Откуда пошли языческие символы? Как Евангелие подготавливает к Великому посту? Масленица становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, В последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре. В церковном календаре праздник называли Сырная седмица, а народных названий множество: Мясопуст, Обжорная неделя, Блинная неделя, Веселая Масленица. Стало быть, земное веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама масленица никак не становится временем чревоугодия.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Остальные дни масленичной недели (с четверга по воскресенье) — это Широкая Масленица, которая пройдет 14, 15, 16 и 17 марта. Если Масленичная неделя это действительно только неделя в марте, то Великий пост растянется до мая. Патриарх Адриан сократил празднование Масленицы с 14 до 7 дней и видоизменил ее традиции. Народный праздник Масленица до сих пор сохранил в себе языческие следы.

Что такое Масленица и почему ее празднуют православные

В религиозной традиции масленичную неделю называют Сырной седмицей – это последняя неделя перед наступлением Великого поста, который начинается на следующий день после празднования Масленицы и длится 48 дней. В последний день Масленичной недели принято устраивать застолье и праздники. Масленица — праздник, который является народной традицией. Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Верующие могут принять участие в празднованиях на Сырной (Масленичной) седмице, главное при этом помнить о том, чтобы все это послужило «назиданию и благу для.

Актуальный комментарий. Масленица: как православным христианам относиться к этому празднику

Несмотря на то, что Масленица — праздник переходящий, то есть его даты привязаны к церковному календарю, очередность дней на праздничной неделе строго регламетирована — каждый из них имеет свое название и традиции. Справки, Масленица, ВЦИОМ, Москва, Белоруссия, Празднование Масленицы, Праздник, Религиозные праздники, Религия. В 2024 году народный праздник Масленица начинается 11 марта, а завершается — 17 марта. 14 марта 2024: приметы, что нельзя и что можно делать, церковные православные праздники в России, четвёртый день Масленицы Разгуляй, Широкий четверг.

Священник о Масленице: "К православию это не имеет отношения, особенно сжигание чучела"

В связи с этим под Тамбовом существовал интересный обычай, который нашёл своё отражение в сказке "Морозко" — засидевшихся в невестах девиц ещё в понедельник тайком увозили в зимний лес и оставляли их там "у пенька". В этот момент мать его жены должна проявить особую доброжелательность и любезность по отношению к гостю, так как от этого зависят ее будущие отношения с дочерью. Четверг-Разгуляй Четверг-Разгуляй — это начало широкой Масленицы. С этого дня начинаются различные гуляния, в городах и деревнях проводятся праздничные шествия и ярмарки.

Одной из ярких традиций Разгуляя является участие в костюмированных карнавалах. Люди наряжаются в разнообразных персонажей, таких как животные, сказочные герои, исторические фигуры и другие интересные костюмы. Старики и дети катались с горок, а парни постарше устраивали на реках карусель — вмораживали в лёд бревно, к которому крепили колесо, за колесо цепляли санки и крутили его, катая по льду детей и девушек.

Традиционным развлечением были конные скачки. Крестьяне соревновались и верхом, и в санях, а в самых богатых уездах запрягали лошадей тройками, пятёрками или семёрками. В гривы коням вплетали яркие ленты.

На Масленицу молодёжи позволялось вести себя более вольно, чем в другие дни: девушки позволяли целовать себя в губы и катались с парнями с горок и на лошадях. Всё это требовало немалых средств, и в народе праздник характеризовали так: "Масленица-объедуха, деньгам приберуха! Сама жена зятя пекла блины к приходу своей матери.

А чтобы похвастаться перед своими подругами, за какого хорошего парня выдала свою дочь, она приводила их с собой. Именно поэтому пятница и называлась Тещины вечерки. Кустодиев "Масленица" Суббота была посвящена посиделкам и общению молодых невесток с их золовками - сестрами и родственницами мужа.

Девушки встречались, чтобы поесть, поговорить и поделиться сплетнями. На такие сборы приглашались не только золовки, но и подруги и родня. Если сестры мужа были замужем, то приглашались замужние подруги, а если нет, то свободные.

К тому же, хорошим тоном было делать всем гостям маленькие, но приятные подарки. Прощеное воскресенье В конце масленичной недели наступало Прощеное воскресенье. Люди просили прощения за все обиды, которые они причинили друг другу в течение года.

Интересно, что эта традиция дошла до наших дней. Также в последний день масленичной недели люди могли есть непостные продукты. Всё, что осталось после праздника, нужно было съесть или поделиться с бедными.

Если такой возможности не было, остатки сжигали, чтобы не дать еде испортиться.

Значение его огромно. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В эти дни считалось, что олицетворение солнца-мальчика Коляда становится солнцем-юношей Ярилой. Он въезжает в деревни на белом коне, являя собой весеннюю страсть и молодецкую удаль. Именно в его честь славяне пекли пресные лепёшки, а затем и блины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

Как-то так.

Вся непростая история нашей страны, ее сложный духовный путь нашли отражение в празднике Масленицы. Смешение культур и обрядов не только отразилось в нем, но и породило особую идентичность. В язычестве этот праздник означал проводы зимы, возрождение и оживление природы. Но после крещения Руси он потеряла свой исконно языческий смысл и «слился» с православием. Почти все этнические и культурные формы народного творчества прямо или косвенно связаны со сменой времен года: праздник урожая, начало Нового года, даже православный Яблочный Спас, когда освящают первый сбор плодов.

Вот и в традиционном праздничном обряде поедания масленичного блина уже нет ничего особенного, хотя это языческий символ солнца Ярилы.

Сегодня Масленицу нельзя назвать ни православным, ни языческим торжеством. В классификации праздников она относится к категории народно-христианских: то есть появилась Масленица в дохристианскую эпоху, а после Крещения Руси в 988 году постепенно была интегрирована в новую религию. В России Масленицу нередко называют православной Масленицей и почитают не меньше, чем другие исконно церковные праздники. Церковь терпимо относится к Масленице, однако сжигание чучела не поощряет, относя этот ритуал к языческим. Вообще начало весны у славян было особым временем: в марте праздновали Новый год и начинали подготовку к периоду активных земледельческих работ, так что исторически Масленица один из праздников аграрного цикла. Медведь также был связан с богом Велесом, которого чествовали во время Масленицы блины - как поминальное блюдо. Первые испеченные блины отдавали комам, то есть предкам, чтобы задобрить их перед земледельческим сезоном.

Чучело сжигали, чтобы обеспечить хороший урожай. Как именно называли Масленицу в дохристианской Руси доподлинно неизвестно.

Что такое Масленица и почему ее празднуют православные

Верующие могут принять участие в празднованиях на Сырной (Масленичной) седмице, главное при этом помнить о том, чтобы все это послужило «назиданию и благу для. "Подменные" христианские праздники, учрежденные церковью в замену запрещенных великих языческих солнечных праздников. Несмотря на то, что Масленица — праздник переходящий, то есть его даты привязаны к церковному календарю, очередность дней на праздничной неделе строго регламетирована — каждый из них имеет свое название и традиции. Считается, что праздник Масленицы возник как обряд поминания умершей Мораны (зимы-стужи). «В церковном понимании Масленица — это подготовка к Великому посту.

Масленица: смысл, история и традиции

Жизнь в пустыне была достаточно сложной, так что некоторые просто не возвращались назад, потому перед уходом просили прощения за те или иные обиды, так как возможно виделись в последний раз. В храмах в этот день проходят богослужения. Помимо того, что верующие просят друг у друга прощения, принято подавать милостыню и посильную помощь нуждающимся, посещать кладбища, просить прощения у умерших родственников, ходить в баню, чтобы очиститься перед постом. В первую очередь, в этот день стоит попросить прощения и простить своих обидчиков, примириться с теми, с кем у вас конфликт, ссора или просто плохие отношения. Члены семьи просят прощения друг у друга, чтобы отношения внутри семьи складывались хорошо или наладились, если есть какие-либо разногласия. Посещают могилы родственников, ставят свечи за упокой, оставляют на могиле масленичные блины в качестве угощения для душ предков. Просят прощения и у тех, кто уже покинул это мир. Попросить прощения стоит и у тех людей, с кем нет ссор, обид и недопониманий. Вполне возможно, что человек, хоть и не показывает этого, но недоволен вашими поступками, поведением, отношением и так далее. Очищение души при помощи прощения поможет как вам, так и тем, кому вы помогли избавиться от груза обиды.

Стоит помнить, что простить — это не значит оправдать человека, который мог причинить что-то очень плохое вам и вашей семье. Простить, это очистить своё сердце от злобы, желания мести, пожеланий человеку горя и бед, стремления причинить боль, которые отягощают душу, мешают истинной вере и праведной жизни. Не забывайте и про добрые поступки.

Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедельный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста. Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже — Сырной седмицы.

Существует версия, что Сырная седмица или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время. Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю эту неделю вкушали только хлеб и воду. Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям.

Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики. К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу. Так, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни на богослужении произносится молитва прп. Ефрема Сирина с коленопреклонением. Последняя подготовительная неделя перед началом поста заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что было следствием его грехопадения. Об этом поется и читается на вечерни и утрени воскресного дня.

В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам. Также этот день именуется Прощенным воскресением. В храмах совершается особый Чин прощения. По древней традиции в этот день православные христиане просят друг у друга прощения за все приключившиеся грехи и обиды, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом в храме для совместной молитвы.

После они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили весь пост в аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до Недели Ваий Вербного Воскресения. Пустыня — место весьма опасное и подвижники могли просто не вернуться оттуда, поэтому просили друг у друга прощения как перед смертью. Так и появился в Церкви этот благочестивый обычай. Таким образом, Сырная седмица весьма своеобразна — с одной стороны это еще не пост, но уже есть признаки приближающегося Великого поста, выраженные особым образом. Характер седмицы, если говорить об уставной его части, покаянный, а не праздничный.

Сырная седмица пришла на Русь из Византии вместе с церковным уставом. Здесь она получила свое осмысление, известное нам сейчас как Масленица. Рядом исследователей высказывается мнение, что Масленица — это традиционные народные гуляния перед началом Великого поста, подобные карнавалам в западных, католических странах. Стоит немного остановиться на карнавале. Это прямой отсыл к мясопусту. Основной мотив карнавала — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом.

Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы. Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света. Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут.

Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу. Но есть интересная особенность. По определению М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни.

Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела.

В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания.

В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела.

Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках.

Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства.

При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия — и девственности восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты , и материнства женщина-мать, женщина-хранительница , и мудрости женщина-старушка, женщина советчица. Доставалось «на орехи» и негативным качествам.

Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало! Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника. К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников.

Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый намек на вечность , теплый намек на земную радость , сделан из муки, воды и молока намек на жизнь. Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших.

Так и говорили: «Первый блин за упокой». К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои. Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом.

Жертвой было и сжигание чучела зимы — этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов — они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года. И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России например, в Архангельских краях при проводах Масленицы совершать такое действо: После объезда деревни распорядители праздника — «Масленица» и «Воевода» — раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл.

Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу… Вопросы о Масленице: как Церковь смотри на языческую сторону этой недели? Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели? Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу? Однозначно ответить вряд ли возможно, и вот почему.

С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время — линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников. Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов.

Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия. Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине особенно в традициях народов Украины и Беларуси , и почитание предков, и любовь к прошлому.

Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела.

Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного.

Впрочем, отход от язычества происходил не сам собой, это — результат большой работы пастырей Церкви, неустанно убеждавших людей в пагубности языческих суеверий. Например, после нескольких проповедей свт. Старые обычаи, правда, возобновились по уходе владыки с кафедры. Символ Масленицы Им обычно считается чучело из соломы, как правило, женское. Его изготавливали в первый день недели. Впрочем, обычаи разных местностей отличались: например, в Белоруссии это было чучело «деда», которое даже клали в гроб, чтобы в конце недели сжечь. Это символизировало уход зимнего времени, приход весны. Масленичная неделя Крестьянская традиция требовала проводить каждый из ее дней особым образом: понедельник считался «встречей» Масленицы: начинали печь блины, причем первый отдавался нищим ради поминовения усопших; вторник именовался «заигрыши»: это были «смотрины» невест; молодых парней приглашали покататься с гор, поесть блинов: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!

Стоит сказать, что церковная подготовка к Посту все это время шла своим чередом: например, среда и пятница были днями, когда не совершалась литургия, а за утренней службой впервые читалась великопостная молитва св. Ефрема, Сирийского подвижника IV в. Однако прихожан в эти дни в храмах бывало совсем мало — как, впрочем, сейчас. Последний день русской Масленицы Наконец, воскресный день был одновременно кульминацией Масленицы — и заговеньем на Великий Пост. Это, пожалуй, самое противоречивое сочетание двух традиций: с одной стороны, все домашние «прощались», то есть испрашивали прощения за причиненные обиды, вольные или невольные обычай восходит к такой же монашеской традиции ; особый Чин прощения совершался также в храмах; кроме того, тщательно мыли, скребли посуду, дабы там не осталось скоромной пищи; с другой стороны, кульминацией Масленицы было сожжение соломенного чучела, пепел от которого разбрасывали по полям ради плодородия; понятно что этот обряд был чисто языческим. Подобные «мероприятия» выглядели столь странно, что попросту сошли на нет сами собой. Еще одна попытка была сделана с 1960-х, когда, по указанию партийного руководства, были разработаны сценарии праздника «Проводы русской зимы», некоторым образом возрождавшие традиции прошлого в формате своего рода сказки. На праздновании можно было увидеть Деда Мороза, Снегурочку, скоморохов. Кроме того, разворачивалась торговля, иногда даже дефицитными товарами.

Странным образом праздник начинался с… митинга, на котором выступало местное руководство. А заканчивался по-язычески, сожжением чучела. Впоследствии вновь возвращается наименование «Масленица», разрабатываются типовые сценарии праздника, которые применяли различные учреждения культуры. В похожем формате праздник отмечается также сейчас, с той лишь разницей, что, например, современные музейные работники проводят большую научную работу по выявлению местных, исторически сложившихся обычаев празднования. Сейчас Масленица — по сути, историческая реконструкция уже ушедшей в прошлое крестьянской традиции, не имеющей корней в городской культуре, к которой принадлежит большинство населения. Однако, желание многих приобщиться к традициям и доход, приносимый подобными мероприятиями учреждениям культуры порождает такие странные явления, как проведение Масленичных программ до начала собственно Сырной Седмицы или даже во время Великого Поста. Смысл Масленицы для православного человека Воцерковленные православные больше рассматривают эту неделю, как время приготовления к Посту.

Актуальный комментарий. Масленица: как православным христианам относиться к этому празднику

Славянский Праздник Масленица Общие запреты по дням масленичной недели. Для русской культуры неделя Масленицы — один из самых значимых событий.
Широкая Масленица — 2023: история, традиции и приметы В церковном календаре масленичная неделя называется Сырной, которая в 2023-м выпадает на 20-26 февраля, а с 27 февраля начнется Великий пост.

Почему христиане празднуют Масленицу, если в церковном календаре ее нет?

Ученики Спасителя праздновали Пасху с самого момента Воскресения Христова. В первое время Пасху отмечали каждую неделю — в пятницу христиане постились и вспоминали страдания Спасителя на кресте, а в воскресенье — радовались Воскресению Христову. Особенно торжественно праздновали в период иудейской Пасхи, когда произошли распятие и Воскресение Христово. Иудеи праздновали ветхозаветную Пасху или Песах с XIII века до нашей эры как воспоминание об избавлении евреев от египетского рабства, то есть задолго до рождения Спасителя. Праздничная церковная пасхальная служба в Самеба Благодатный огонь в Грузии.

Многие отмечают Новый год по старому стилю. Навечерие Богоявления Господня или Крещенский сочельник. В этот день православные соблюдают пост, установленный церковью. На протяжении дня, не разрешается употреблять пищу, можно только пить воду.

В Навечерие Богоявления Господня в храмах проходят праздничные богослужения. В ночь на Крещение совершается Великое водоосвящение. Богоявление, или Крещение Господне. Это событие является самым древним праздником в христианском мире. Он опирается на священные писания, которые гласят о событии, произошедшем в период земной жизни Христа. Речь идет о крещении пророка Иоанна Предтечи в реке Иордан. С давних времен считается, что вода в эти сутки может исцелять и смывать все грехи. Именно поэтому делают иордани и погружаются в них, также набирают воду на будущий год.

Февраль 15 февраля. Сретение Господне. Этот праздник установлен в память принесения во храм Христа Спасителя в 40 день после рождения для совершения установленной жертвы. В этот день верующие освящают в храмах свечи и хранят их весь год, сжигая по очереди во время домашней молитвы. Вселенская родительская суббота. День, когда поминают усопших за всю историю человечества. Масленица, или Сырная седмица. Один самых ярких и любимых праздников в народе.

Народные гулянья на Масленицу напрямую связаны с поверьями, что в эту неделю веселиться нужно как можно больше - это принесет благополучие и изобилие в дом. В масленичную неделю традиционно пекут блины, устраивают народные гуляния и сжигают чучело. При этом каждый день праздничной недели со временем приобрел свое название и особые традиции. Прощеное воскресенье. Это последнее воскресенье перед началом Великого поста перед светлым праздником Пасхи. Сразу за ним начинается 40-дневный строгий пост. Церковь призывает верующих перед тем как вступить в Великий пост со всеми помириться и всех простить. Великий пост является самым длительным и строгим в церковном календаре.

Под полным запретом: мясо, молоко, яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, сдобный хлеб и выпечка и т. Март 11 и 18 марта. Вселенские родительские субботы 2-й и 3-й недели Великого поста. Дни, когда поминают усопших. В третье воскресенье Великого поста для поклонения верующим на середину храмов выносят Святой Крест.

Празднование её длится всю неделю, которая является подготовкой к Великому посту. Дата проведения Масленицы зависит от сроков Великого поста и Пасхи. В 2023г Масленица празднуется с конца февраля: начинается 20. У разных народов и регионов вариантов названий этого события великое множество. Сырной она названа потому, что в период празднования в пищу можно употреблять только молочные продукты и сыр. Поползуха — потому что число праздника постоянно сдвигается. Маслёна — просторечное название. Мясопуст — нельзя есть мясо. Блинной названа из-за традиционного праздничного блюда. Проводы зимы в 2023 году: 26 февраля в воскресенье. История и значение в православии Масленица является древним языческим праздником и справлялась ещё в далёкие дохристианские времена в день весеннего равноденствия. Тогда праздник назывался «Комоедица» и считался временем, когда поминали предков и поклонялись душам умерших. У язычников было принято заключать помолвки в день праздника. Никто до сих пор не может дать точного ответа, какое божество было главной центральной фигурой в этот день у язычников: Бог Ярило или Бог Велес. У славян праздник проходил 22 марта 24 апреля по старому стилю и был началом нового года. С приходом христианства в 998 году «Комоедица» стала называться «Сырная седмица», но праздник всё равно сохранил языческие обряды. Православная церковь какое-то время не признавала праздник, но и не давала явного запрета. А в 17 веке он окончательно вошел в число христианских праздников. Теперь Масленица стала означать не только начало весны, но и подготовку к Великому посту. Неизменным оставалось одно: праздник проходил весело и с размахом. При Екатерине Второй устраивались эффектные демонстрации костюмов, где принимали участие минимум 200 человек. Петр Первый ездил по улицам столицы на корабле, запряженный лошадьми. Масленица хороша тем, что каждый решает для себя сам, как её праздновать. Кто-то может провести дни с родными, близкими и друзьями. Кто-то пойдёт гулять и сжигать чучело. А кто-то решает посвятить себя добрым делам, помощи и поддержке нуждающимся. Есть и те, кто не принимает участия в народных гуляниях, а лишь наблюдает со стороны. Не противоречит ли такое празднество христианству?

Воскресная служба, предшествующая Масленице, была посвящена Страшному суду, напоминая о том, что все смертны, все предстанут перед Судом Божьим. Верующих призывали к духовному трезвлению, то есть к внимательности к своим мыслям и поступкам. Церковь именно напоминала о грядущем Страшном суде, а не пугала им: говоря о "муках вечных", об "огне вечном", она одновременно давала четкий критерий того, как надо жить, чтобы наследовать Царствие Божье. Ничего сверхъестественного - просто будь человеком: накорми голодного, напои жаждущего, приюти бездомного, протяни руку отверженному, облегчи участь больного, навести заключенного - будь милосердным! И вот после воскресного призыва "Возлюби ближнего! Пост, и особенно Великий пост, - период сосредоточенности: человек собирает все свои мысли и чувства, обращая их к Богу, отказываясь от развлечений, минимизируя отношения людьми, - в духовном напряжении поста нет места праздности. Но пост наступит только через неделю. А сейчас, на Масленицу, нам дано время для того, чтобы мы могли проявить себя как "человеки": кормили, поили, призывали под свой кров, сострадали, делились всем без сожаления и сами благодарно разделяли чужое. Дело ведь не в том, что на Масленицу мы не едим мясо, зато едим много блинов, ходим по гостям и зовем на угощенье к себе. Главное - Церковь тактично побуждает человека к любви и щедрости, дает время на то, чтобы мы ощутили радость от того, что щедры и умеем любить! Так воспитывается человек. Так пестуется душа народа. И уж точно не случайно Масленица неизбежно заканчивается Прощеным воскресеньем 26 февраля. Сблизившись, обновив отношения, ощутив свою общность с родными, близкими и даже самыми дальними - причем общность не только на бытовом уровне, но и в иной плоскости бытия, человек не может не почувствовать, что не всегда бывает правым, что, кроме его требовательного "Я", есть еще и другие люди.

Масленица 2023: как ее провести правильно, что надо сделать, а что делать не стоит

Её значению противоречит объедение и пьянство. На пороге тихих великопостных дней душа переживает радостный подъем, чтобы потом полнее испытать покаянное настроение. На сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В среду и пятницу не служится Литургия, в эти же дни нет поста. На Часах произносится молитва преп. Ефрема Сирина с преклонением колен. В воскресный день этой седмицы Церковь вспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание.

Вечером воскресного дня совершается чин прощения, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом для совместной молитвы.

В этом году Пасха будет отмечаться 5 мая, и соответственно Великий пост начнется 18 марта, за 47 дней. По сути, праздновать Масленицу начинали уже в Родительскую субботу — накануне Масленой недели. В 2024 году она выпадает на 11 марта. В этот день обязательно ходили в храмы, отстаивали службу, заказывали поминовение усопших, ставили свечи на канун — квадратную подставку, предназначенную для поминовения покойников. Особенно усердствовали те, кому накануне начинали сниться умершие родители. Сниться и жаловаться, что-де "ножки болят" да "поясницу ломит". В Родительскую субботу устраивали поминальный обед, на котором вспоминали всех умерших в семье и раздавали милостыню нищим и бедным соседям. Православные праздники в марте: Церковный календарь — 2024 Что можно делать Весна - время для радости и налаживания отношений с близкими.

Важно забыть прошлые обиды и недопонимания. В течение недели можно и даже нужно: Готовить традиционные масленичные блюда, такие как блины, пироги и вареники; Приглашать гостей и ходить в гости; Устраивать праздничные застолья; Наслаждаться катанием с горки и санках; Сжигать чучело Масленицы; Посещать церковь; Поминать ушедших. В воскресенье на Руси в последний раз перед Великим постом ели мясо. А с понедельника начиналась Масленица — пора, когда пекли хлеб, пироги, фигурки из теста и, конечно же, блины. Зерно, умирающее в земле и прорастающее новым урожаем, как и хлеб, который из него пекли, до Крещения Руси считались сакральными, соединяя в себе как бы три мира: подземный мир мёртвых, надземный мир живых и мир солнца и богов. Поэтому именно хлебом на Руси испокон веков поминали умерших. В этом смысле и масленичные блины, и чёрствая корка хлеба, положенная на стакан со спиртным на советских поминках, имеют одно происхождение. Даже грамотные люди часто в эти дни суеверно клали к иконам или фотографиям родителей блины и раздавали их и пироги нищим с пожеланиями помянуть их родителей. А на окраинах империи крестьяне и вовсе "кормили покойников", ставя горячие ещё блины на подоконники и приоткрывая форточки — чтобы покойники "наелись" паром, исходящим от блинов. Существовал и обычай делить один блин на всех членов семьи — живых и уже умерших.

А многие в первые оттепели повторяли поговорку предков: "Земле теплее и покойникам легче". Этнографы считают, что обычай рядиться размывал понятия "свой — чужой" и как бы позволял покойникам проникать из того мира в этот, смешиваясь с толпой. Именно поэтому хозяева были обязаны угощать ряженых блинами, да пожирнее, — вдруг под маской скрывается кто-то из близких им покойников. Ещё один обычай, который присущ Масленице на Руси, — это обильный стол всю неделю. Таким образом крестьяне как бы заклинали весь новый год быть сытным и урожайным. В последний день Масленицы — в Прощёное воскресенье , когда Церковь вспоминала изгнание Адама из рая, — было принято просить прощения у тех людей, кого вольно или невольно обидели в течение года. К такой родне или к друзьям приходили в гости с угощением и с повинной головой. А в первый понедельник Великого поста даже самые пропащие люди старались очиститься: мылись в бане, голодали, пили много воды.

В этот день было принято ходить в гости к родителям и к сватам.

В понедельник начинали выпекать блины, готовить начинки кроме мясных! Чучело насаживали на палку и ходили с ним по улицам или катали на санях. Какие блины можно приготовить в первый день Масленицы? На Встречу Масленицы предлагаем приготовить классические ажурные блинчики, начинка и топпинги для которых могут быть самыми разными. Второй день Масленицы. Как удачно выйти замуж и какие блины есть? Второй день масленичной недели назывался «Заигрыш». Заигрывали друг с другом молодые парни и девушки — для этого устраивали народные гулянья, водили хороводы, строили снежные крепости, катались с горы на санях или на упряжках с лошадьми, пели частушки и плясали. Перед Великим постом было важно найти себе пару, чтобы после пожениться на Красную горку, в первое воскресенье после Пасхи.

На Масленицу девушкам было важно проявить свой легкий характер Во второй день Масленицы могли познакомиться не только молодые, но и их родители. Без их согласия о свадьбе не могло идти и речи. Выходили друг к другу с закуской и рюмочкой чего покрепче, угощали пирогами и блинами. А вот грустить в этот день никак было нельзя — согласно народным поверьям те, кто не желал веселиться и оставался дома, должны были тосковать весь последующий год. Поэтому во второй день Масленица набирает обороты — во вторник градус веселья повышается, а блины становятся сытнее. Какие блины можно приготовить во второй день Масленицы? На «Заигрыш» предлагаем приготовить блины с сытной начинкой, которые точно понравятся мужчинам. Третий день Масленицы. Как правильно умаслить зятя?

Среду на Масленичной неделе называют Лакомка не просто так — в этот день было принято ходить друг в другу к гости с вкусным угощением. Особенно старались родители будущих невест — чем лучше тещины блины, тем скорее свадьба! Лакомка завершает Узкую Масленицу — первые три дня недели, в которые праздник набирает обороты, и дает старт Масленице Широкой, раздольной. Готовили на Лакомку много и разнообразно — пекли не только блины, но и пироги и оладьи, а в Сибири, например, и вовсе готовили хворост, еще на стол ставились сбитни и квасы, сыры и кисели. Тесто для блинов готовили перед сном, а рано утром их начинали выпекать в печи — именно выпекать, так как жарение на сковороде с переворачиванием для того времени не было характерно. От мастерства хозяек зависит их личное счастье Хозяйки, у которых были дочери, принимали гостей — замужние дочки приходили с мужьями, а к невестам на выданье приходили женихи. И от того, насколько богатым будет застолье и теплым прием, зависело будущее семьи, поэтому на столе появлялись удивительные кушанья. Одна из традиций была связана с блинами с начинками. Так как Масленичная неделя перед Великим Постом называлась "мясопустной", то есть была без мяса, начинки были, в основном, рыбными, грибными, творожными, фруктовыми, сладкими.

В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Читайте также — Как проводят Масленицу в семьях священников? От язычества к христианству, или Как провести Масленицу в 2024 году: Празднование Масленицы — древняя традиция на Руси, которая пришла из времен до Крещения Руси. Важным элементом этого празднования обычно является и языческая традиция — сжигание чучела зимы. К христианству этот обряд не имеет никакого отношения.

Сжигают чучело, чтобы отметить наступление весны, и это символизирует жертвоприношение. Но таких масленичных обрядов нет в христианстве, для верующих Масленица — это преддверие празднования Пасхи, которая в 2024 году выпадает на 5 мая. Сама же Сырная седмица праздником не является. Православные в дни Масленицы тоже могут печь блины, приглашать друг друга в гости, но веселые проводы зимы не сопровождаются сжиганием чучела, потому что христиане в эти дни готовятся к Великому посту. И, хотя во многих веселых народных традициях нет ничего плохого, древние славянские обычаи сжигания чучела не входят в их число.

По уставу Церкви в эти дни уже нельзя вкушать мясо, но еще можно молочные продукты и рыбу. Сырная седмица — это светлое предчувствие поста. Неделя завершается Прощеным Воскресеньем, когда мы просим прощения у Бога и у близких за свои грехи, ошибки и слабости. Впереди — Великий пост, время подготовиться к Пасхе и к победе над смертью. Войти в это время лучше без ропота, без душевных обид.

Как Православная Церковь относится сейчас и относилась раньше к празднованию Масленицы?

Возможность собраться с мыслями, с силами, с духом. Однако на самом деле здорово, что «не всё коту масленица». Потому что «время всякой вещи под солнцем… время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать» Еккл. Протоиерей Димитрий Моисеев кандидат богословия, преподаватель Калужской духовной семинарии : — На самом деле это не парадокс. Дело в том, что для христианина богослужебная жизнь — это основной элемент подготовки к Великому посту. Соответственно, православный христианин, конечно, должен посещать в эти дни богослужения. Тем более, что они носят особый характер. В то же время, перед Великим постом христианину дается послабление, что касается пищи, то есть утешение на трапезе.

При этом масленица — не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится. Устав трапезы на масленицу — это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту. Сжигание чучела масленицы, залезание на столб — это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют. Другой вопрос, что далеко не каждый способен сразу взять и перейти полностью на христианский образ жизни.

И если такой человек собирается Великим постом попоститься, то есть серьезнее обратить внимание на свою душу, то, конечно, можно проявить к нему снисхождение и не ругать за то, что он масленицу празднует. Опять же, празднование должно быть разумным: не в пьянстве нужно проводить время, не в объедении, а в каких-то достаточно безобидных развлечениях и увеселениях, потому что Великим постом все это будет вообще неприемлемо. Думаю, что по мере духовного роста каждый христианин будет постепенно отказываться от подобных чисто мирских, светских увеселений на масленицу и все более понимать духовный смысл этой подготовительной недели. Все-таки Сырная седмица масленица проходит между неделями воскресеньями о Страшном суде и воспоминанием Адамова изгнания. То есть два воскресенья, обрамляющие масленицу, говорят нам о достаточно серьезных событиях в истории человечества, не особо располагающих к веселью. Здесь невозможно подойти с одной меркой к каждому человеку, но вектор движения должен быть понятен. Стремиться нужно к тому, чтобы увеселения занимали все меньше и меньше внимания человека, а богослужения и серьезное отношение к молитве, к посту — все больше и больше.

На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идет о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному. Алексеевского монастыря, что в Красном Селе : Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя пред Великим постом. Готовясь к нему, христиане уже не употребляют на масленице мясной пищи, зато вкушают молочное в том числе, в среду и пятницу. Многие находят затруднительным совмещение веселых хлебосольных застолий масленицы с пронизывающей церковное богослужение этих дней мыслью о Страшном суде Господнем. Иным видятся в русской традиции печь блины чуть ли не рудименты языческого самосознания. Спешим развеять это мнимое противоречие. Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице.

Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию! Протоиерей Димитрий Мерцев председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол» : — Несмотря на то, что в наше время масленица — уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет. Проводить масленичную а, вернее, Сырную, или мясопустную неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде.

И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние допустим, балладу о Кудеяре — о двенадцати разбойниках. Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны. Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…». Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу».

В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь».

Масленица является исконно языческим праздником, отмечающимся задолго до христианства, поэтому Церковь не считает его церковным праздником, но отмечает Сырную седмицу, которая приходится на это же время и подразумевает поедание вкусностей перед Великим постом. В это время верующие могут подготовиться к Великому посту, встретиться с родными, показать свое гостеприимство и накормить нуждающихся. Полупостная трапеза на Масленицу напоминает христианам о скором посте и заставляет задуматься о духовной пище. Святитель Тихон Задонский сказал: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

Священник поясняет, что в сознании православного Масленица должна восприниматься как подготовительная неделя перед Великим постом. Организм постепенно должен входить в русло ограничений. Проводы зимы, как причина гуляний может приниматься только как элемент традиционной культуры и, конечно, без языческих камланий ред. Священнослужитель также пояснил значение поста для православного христианина. Пост — это время, когда душа должна становиться на страже, когда христианин вспоминает, что он солдат. Каждый из нас, независимо от возраста и от пола, — воин Христов. И каждому из нас вверена в защиту святыня небывалой ценности — это душа, которую мы призваны соблюдать в чистоте, чтобы в ней поселился Бог своей благодатью", - подытожил настоятель. Что можно есть во время поста Соленья и варенья, овощи, фрукты,, лук, морковь, капуста, свекла, бобовые, яблоки, апельсины, орехи, сухофрукты. Из морепродуктов можно употреблять кальмаров и креветки.

Наши предки считали, что мертвые, находясь в земле, могут оказывать влияние на плодородие почвы. Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево. У нас это чаще всего березка — как дерево, ранее других одевающееся в нарядную зелень. Воплощение силы, отделяемой от дерева, приобретает облик человеческого существа. Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья", — говорил он. Традиции, связанные с блинами Были и свои "блинные" традиции. Например, считалось, что "первый блин покойнику". Его не ели, а клали на подоконник, ведь он был поминальным. Часто первые блины отдавали нищим, чтобы они молились за усопших. Тонкий и красивый — к сытной богатой жизни. Блин комом нужно было съесть, пока его никто не увидел, иначе быть беде. С помощью блинов также привораживали.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий