Новости тайна смерти ленина

Споры о причинах смерти Владимира Ленина не утихают до сих пор.

Тайна Мавзолея оказалась страшной: почему Ленина никак не захоронят

«Официальной причиной смерти Ленина объявили кровоизлияние в мозг в результате развития атеросклероза сосудов головного мозга, — пояснил он. “к ужасу Гронского, начал рассказывать присутствующим о Ленине и об обстоятельствах его смерти”; “он бормотал что-то о том, что он один знает, как и от чего умер Ленин. В этом году исполняется сто лет с момента смерти Владимира Ильича Ленина, основателя Советского государства и лидера большевистской революции. Уже тогда у Ленина начались провалы в памяти, возникла неадекватность реакций на окружающие события. 30 марта Замоскворецкий районный суд Москвы начал рассматривать иск директора АНО «Научно-медицинский геронтологический центр», гериатра и невролога – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Ильич Ульянов (Ленин), интересное, истории на. Известно, что академик Бехтерев, знавший причину смерти Ленина, внезапно умер накануне отъезда за границу, где был интерес к его знаниям.

«Не было там никакого сифилиса»: эксперт Иллариошкин назвал истинную причина смерти Ленина

У Кремля в гранитном Мавзолее. 100 лет назад принято решение о сохранении тела Ленина В московском суде рассматривают дело о рассекречивании документов о смерти Ленина.
Смерть и похороны Владимира Ленина — Википедия Смотрите видео онлайн «Тайна болезни и смерти Ленина.
Ученые стали ближе к разгадке причины смерти Ленина - - 22.04.2024 «Официальной причиной смерти Ленина объявили кровоизлияние в мозг в результате развития атеросклероза сосудов головного мозга, — пояснил он.

Своей ли смертью умер Ленин?

Учёный Иллариошкин: Ленин умер от атеросклероза с кальцификацией сосудов «Официальной причиной смерти Ленина объявили кровоизлияние в мозг в результате развития атеросклероза сосудов головного мозга, — пояснил он.
Откуда взялись восемь разных заключений о странной смерти Ленина - Экспресс газета И люди, абсолютно не случайно окружавшие Ленина, тесно связаны общими судьбами и тайнами, мало кем узнанными.

Откуда взялись восемь разных заключений о странной смерти Ленина

Из досье «МК»: Ленин умер в 53 года от кровоизлияния в мозг, причиной которого была аневризма. Профессор и специалист по лечению сифилиса Денис Заславский выдвинул предположение по поводу вероятности причин смерти вождя пролетариата — Владимира Ленина. “к ужасу Гронского, начал рассказывать присутствующим о Ленине и об обстоятельствах его смерти”; “он бормотал что-то о том, что он один знает, как и от чего умер Ленин.

Российский ученый рассказал, от чего умер Ленин

Вычеркнуто из машинописного текста: «Но красиво одетых любил». Просил изолировать опилками стену «Очень любил слушать музыку. Но страшно уставал при этом». Вычеркнуто из рукописного текста: «Если слушал музыку, то на следующий день чувствовал себя плохо. Обычно уходил после 1-го действия»… Очень любил Вагнера». Но вот в квартире не любил шуму. Просил, например, изолировать опилками стену, отделяющую его комнату от комнаты Марии Ильиничны, где стоял рояль и иногда происходило пение и музыка». Вычеркнуто из рукописного текста: «Он очень любил читать беллетристику. Чтение отвлекало бы от мыслей и перебивало бы их». Считал конину вкусной «Довольно покорно ел все что дадут. Некоторое время ели каждый день конину.

Они с Иннокентием находили, что очень вкусно. В молодости и в тюрьме страдал катаром желудка и кишок. Часто потом спрашивал, перейдя на домашний стол, исправивший эти катары: «А мне можно это есть? Не мог есть земляники идиосинкразия. Припухали десны. С наслаждением ел простоквашу». Пальцем никогда не грозил «Обычное, преобладающее настроение — напряженная сосредоточенность… Излюбленные жесты и привычные движения — движения правой рукой во время речи вперед и вправо…Таких жестов, как битье кулаком по столу или грожение пальцем, никогда не было… Вообще был горячка. Зряшного риска — ради риска — нет. В воду бросался первый. Ни пугливости, ни боязливости.

Смел и отважен». Всегда возбужденный Вычеркнуто из рукописного текста: «Уже будучи больным, посмеивался над предписаниями врачей по рабочему режиму: «Ну вот они там придумывают… Они же не могут запретить мне думать». В этом же и беда была во время начала болезни. Когда врачи запретили чтение и вообще работу. Думаю, что это неправильно было. Утра вообще были плохие, трудные. Засыпал плохо — мешало обдумывание. Это не была бессонница в обычном смысле.

Также он отметил, что при вскрытии проводились токсические анализы, которые смогли бы выявить отравление. Официальная причина смерти вождя — диффузный атеросклероз, сопровождающийся преимущественным поражением сосудов мозга. Но его подписало лишь 8 из 27 медиков Кремля. По словам доктора Владимира Лернера, со ссылкой на сына одного из докторов, лечивших Ленина, только на основании вскрытия тела Ленина было составлено восемь заключений о причине его кончины. В том числе, было и одно о том, что он умер из-за застарелого сифилиса. В 2004 году были опубликованы результаты исследований, проведенных группой медиков из университета Бен-Гуриона в Израиле. Они утверждали, что причиной смерти Ленина стал сифилис головного мозга — последняя стадия бытового сифилиса.

Академик слыл очень упрямым и принципиальным человеком. Повлиять на него никто не мог. Бехтеров вечером внезапно заболел, а утром — умер. Клинические картина сильно напоминала отравление мышьяком. Тело академика быстро кремировали, укрепив слухи о политическом заказе. Все это выглядело очень странно. Акты о вскрытии тела вождя Акт о вскрытии тела Ленина был написан на следующий день после его смерти. Вскрытие происходило не в профессиональном учреждении, а в усадьбе в Горках. На медицинский консилиум собрали 11 человек. Из них трое были докторами, которые находились при вожде постоянно. Остальных сюда доставили после его смерти. Некоторые историки предполагают, что все это было сделано для соблюдения режима секретности. Его проконтролировать проще в лесной усадьбе, чем в столице. Тот факт, что вскрытие тела происходило в режиме секретности, не вызывает сомнений. На вскрытии присутствовал доктор Ф. Гетье, который наблюдал семью Ульяновых. Он один из всей комиссии не подписал заключение. Однако есть еще один документ с подписью Гетье. Разницах между бумагами состоит в диагнозах. Гетье не признал, что причиной смерти Ленина является атеросклероз на фоне раннего их изнашивания. Такой диагноз уже тогда был несостоятельным. Был ли у вождя сифилис Вскрытие тела длилось 3,5 часа. По мнению специалистов, обычно такая процедура занимала всего 2 часа. Возникает вопрос, что делали врачи еще 1,5 час. Существует предположение, что содержание акта о вскрытии по телефону согласовывали с Политбюро. Стоит отметить, что существует несколько вариантов документа, в каждом из которых указаны совершенно разные заболевания. Какой из них правдив, неизвестно.

Фундаментальный труд Б. Эннкера содержит значительный материал, который посвящен смерти В. Эту работу можно рассматривать как своеобразный итог исследования проблемы на современном этапе. Такой вывод был бы вполне закономерен, если не принимать во внимание значительный информационный массив, который содержится в региональных архивах и позволяет рассмотреть не только спектр оценочных суждений современников, но и процессы информационного обмена, практики официальных и неформальных коммуникаций в раннесоветском обществе, проанализировать феномен массового сознания на региональном материале. Несомненно, можно говорить о некотором объединении, основанном на вполне понятных и общечеловеческих морально-этических императивах - «о мертвом либо хорошо, либо ничего». Очевиден страх перед переменами, которые могут пойти по негативному, по мнению тех или иных социальных групп, сценарию. С другой стороны, это событие можно рассматривать как переход к нормальной жизни после периода Гражданской войны, для которой была характерна «рутинизация» смерти. Булдаков отмечает: «Годы Гражданской войны изменили взгляд на ценности жизни и смерти - ушло таинство, стали меняться представления о человеческом организме соответственно и "душе" »10. В послевоенное время реакция на смерть человека становится более естественной и вписывается в отечественную гуманистическую традицию. Эннкер пишет: «Все современники были поражены тем резонансом, который она [смерть Ленина. Как руководители Коммунистической партии, так и пропагандисты были потрясены и захвачены зрелищем участия масс в траурных событиях. Зиновьев следующим образом суммировал эти многократно повторяющиеся впечатления: "Простой народ, одухотворенный идеями Ленина, сымпровизировал эти похороны вместе с нами"»11. Валентинов Вольский , - пишет Б. Эннкер, - при всей своей враждебности к коммунистическому режиму вынужден был прийти к такого же рода выводам. Он сообщает, что большая часть населения в Москве, "без всякого сомнения, с печалью и с чувством какой-то значимой потери", отреагировала на смерть Ленина». Далее Валентинов отмечает, что это «чувство скорби превалирует в рабочей среде, но отмечено также среди мелких служащих и беспартийной интеллигенции»12. Булдаков обращает внимание на кумулятивный эффект, который был спровоцирован совпадением двух дат: «О смерти Ленина люди узнали 22 января - день был нерабочим в память о "Кровавом воскресенье" 9 января по старому стилю. Уже сложился обычай - по крайней мере на предприятиях - устраивать в связи с этой датой собрания, петь революционные песни в траурно оформленных помещениях. Получалось, что одна жертва рабочая масса символично наложилась на другую вождь , что оказывало дополнительное эмоцио- 13 нальное воздействие»13. В материалах периодической печати прослеживается стремление охватить трауром весь социальный спектр - от пионеров до пенсионеров, от пролетариев до нэпманов, от индустриальных рабочих до безработных, от Союза воинствующих безбожников до синода Русской православной церкви. Эннкер приводит данные о трауре среди детей14, которым совершенно не свойственно столь глубокое осознание конечности бытия и смерти. Формирование культа Ленина в Советском Союзе. Утопия, агрессия, власть... Формирование культа Ленина. Эннкер также отмечает некоторые аспекты конструирования траура: «Эти реальные чувства - скорбь и участие - превратились в руках большевиков в ту "бесхитростную народную почву", которую можно было обрабатывать и получать с нее плоды. В процессе организации "публичного траура" большевики последовательно занимали место, оставленное для трудящихся. Они делали это из осознания своей авангардной роли, которая не могла позволить обществу самостоятельно "носить траур"; наоборот, их цель состояла в том, чтобы траурные переживания перевести в "политику". Благодаря этому событие публичного траура по случаю смерти Ленина приобрело характер политического "плебисцита", в который были вовлечены сотни и миллионы людей. Подобное впечатление от политизированного траура могло сложиться не только у сторонних критически настроенных наблюдателей. Принудительному воздействию "плебисцита" оказались подвержены, прежде всего, сами его субъекты, то есть "трудящиеся"»15. Тенденции на дезинтеграцию, разделение, классовую дифференциацию, разобщенность, атомизацию общества, которые доминировали в годы Гражданской войны и были вызваны как идеологическими установками властей, так и повседневной борьбой граждан за свое существование, должны были смениться периодом единения и консолидации. Поводом или причиной для этого могли являться внешние или внутренние угрозы, события, которые осознавались большинством населения как судьбоносные: как правило, это были минорные, трагические обстоятельства - ситуации, при которых «горе объединяет». Таким событием была смерть В. Не абсолютизируя степень единения всех граждан СССР, можно утверждать, что это событие выполняло задачу консолидации общества. Несмотря на различные идеологические установки и отношение к советской власти, к этому периоду созрела потребность или появился спрос на общенациональное действо, символизирующее национальное единство как своего рода антитезу Гражданской войне, как зримый символ ее завершения. Смерть человека, которого воспринимали как первопричину изменений, могла быть такой точкой, означавшей завершение определенного этапа революции. Без такого рода контрастов и сопоставлений, без чередования периодов консолидации и размежевания ни тот ни другой механизм не мог быть эффективным и достигать заданной цели. Этот механизм описал еще Аристотель в «Политике»16. Миф о «великом Ленине» как инструмент стабилизации. Год 1924-й - время, когда в хозяйственную деятельность был возвращен здравый смысл, наметились очевидные признаки стабилизации системы в экономическом и политическом плане. Была проведена денежная реформа, которая воспринималась как материализованное проявление устойчивости большевистской системы. Именно эти обстоятельства являлись фоном, на котором формировался миф о Ленине. Смерть «первого лица государства» всегда является определенным рубежом, определяющим границы того или иного исторического периода. Уместно вспомнить отечественную традицию «нарезать» историческое полотно отечественной истории по периодам правления монархов, генеральных секретарей ЦК КПСС или президентов. Вождизм был значимой составной частью конструирования раннесоветского общества. Этому способствовала как дореволюционная практика, персонализирующая исторические процессы, так и милитаристская идеология Гражданской войны и образ СССР как осажденной крепости. Задача состояла в том, чтобы, сформировав у населения образ «великого Ленина», объяснить, как страна будет существовать без его руководства и что его смерть не приведет к анархии. Вопрос «Кто, если не Ленин? Излишняя драматизация события могла внушить гражданам чувство беспокойства и неуверенности, ослабить контроль со стороны государства. Формирование культа Ленина... Сочинения: в 4 т. Следует обратить внимание на тот факт, что естественная смерть лидера могла рассматриваться элитами как самый предпочтительный вариант для транзита власти. Стабильность режима обеспечивалась процедурой преемственности и формированием культа вождя, носителями и верными толкователями наследия которого являлись его соратники. В этой ситуации смерть В. Ленина была использована максимально эффективно для легитимации и сакрализации власти тех людей, которые «находились в тени» Ленина или «грелись в лучах» его популярности. Преемникам необходимо было по максимуму использовать авторитет ушедшего вождя в своих интересах, обеспечить устойчивость существующего режима и закрепление власти за господствующим социальным слоем. Несмотря на то, что целый ряд лидеров большевистского движения ушел из жизни до В. Ленина, устоявшегося канона, сценария церемонии прощания так и не сложилось. При этом существовало противоречие в идеологии траурных мероприятий. С одной стороны, ставилась цель поднять на наивысшую высоту умершего вождя, использовать его смерть для консолидации общества вокруг декларируемых ценностей и господствующей идеологии, с другой - потеря столь значительной исторической личности невольно наводила людей на мысли о неизбежных изменениях и невозможности продолжения прежней политики без его непосредственного участия. В условиях коллегиального управления эта проблема не столь остра, поскольку ротация и сменяемость в составе коллективного руководства является рутинной практикой. Официальный дискурс по своим целевым установкам был направлен именно на это, но форма его представления была весьма разнообразна и, на наш взгляд, противоречива. Помимо традиционных и ожидаемых, вполне устоявшихся формулировок, он включал тексты соратников Ленина, которые были полны искренних, интимных, неформальных выражений, откровенно экзальтированные по своей форме и не вписывающиеся в традиционные представления о некрологе. Напротив, сам факт смерти и описание ее причин, сообщения медицинского характера наполнены конкретикой, холодной, рассудочной констатацией фактов, физиологизмами и натурализмом. Мы связываем это с антирелигиозной кампанией, выработкой подчеркнуто материалистического отношения к смерти в рамках официальной идеологической доктрины. Эти фрагменты контрастируют с доверительной и камерной манерой изложения, характерной для соратников Ленина. Контраст мифологичности, образности и конкретики, натуралистичности обращает на себя внимание как на уровне официальной пропаганды, так и при описании событий и настроений населения в сводках ОГПУ. В своей работе Б. Эннкер цитирует немецкого философа и культуролога Эрнста Касси-рера, посвятившего ряд своих работ феномену мифа: «И только там, где не ограничиваются спокойным созерцанием божественного присутствия, но дают божественному развернуть свое наличное бытие и свою природу во времени, где совершен переход от образа божества к божественной истории, мы имеем дело с мифом в подлинном смысле слова». Кассирер поясняет, что «подлинный характер мифологического бытия раскрывается только там, где оно выступает как бытие причины, и исток присущего бытию священного начала следует видеть, в конечном счете, в его происхождении, а не выводить его из присущих мифу свойств и качеств. В силу этого мощь мифа - это мощь его истоков»17. Одним из истоков являлась жертвенная смерть вождя. Ленина приобретала сакральный характер, поскольку происходила экстраполяция культа жертвенной смерти Иисуса Христа на образ Ленина. Была очевидна востребованность данного культа, воспроизводимого с различными вариациями применительно к погибшим в Гражданскую войну. Слёзкин, рассматривая партию большевиков как милленаристскую секту, пишет: «Ленин стал основателем и вождем, потому что был 17 Эннкер Б. Булдаков отмечает: «Показательно, что партийное предписание вождю - "жить вечно" в забальзамированном виде - было встречено в народе без всякого изумле- 20 ния». Источники исследования. Оценка знаменательного исторического события является маркером лояльности граждан по отношению к существующей власти, поскольку В. Ленин воспринимался как создатель, демиург нового строя. В результате лояльность оценивалась не только через реакцию на саму смерть, но и стремление, желание участвовать в траурных мероприятиях, предпринимать конкретные шаги к увековечиванию памяти о Ленине коммеморативные практики. Общественное мнение воспроизводится нами не с опорой на первоисточник письма, дневники, воспоминания , а на основе данных официальных источников, как созданных для публикации периодические издания , так и не предназначенных для широкого круга лиц делопроизводственные и отчетные документы , в частности, сводки ОГПУ. Периодическая печать. В материалах периодической печати преобладают тексты, которые дублируют официальные документы, с включением более эмоционально окрашенных оценок. В газетах публиковались различные «народные инициативы», связанные с формами и способами увековечивания имени В. Номер «Уральского рабочего» от 25 января 1924 г. Помимо воззваний высших партийных органов, на страницах газеты опубликована статья Л. Троцкого, а также выдержки из резолюций различных организаций. Обращает на себя внимание консолидированная позиция социальных антиподов, например тех, кто охраняет, и тех, кого охраняют. С одной стороны: «Сотрудники ПП [полномочного представительства. Ленина, клянутся неустанно нести красное знамя борьбы рабочего класса все вперед и вперед до окончательной победы труда над капиталом». Сотрудники областной и окружной милиции: «Смерть нашего учителя сплотит еще сильнее наши ряды, и дружной боевой цепью пойдем мы в поход против капитала. Победа будет лучшим памятником тов. Достоверность данных источников вызывает сомнение в связи с невозможностью определить их авторство, поскольку тексты стандартизированы и тотальны в плане охвата организаций. Сводки ОГПУ. Анализ сводок ОГПУ как исторического источника является предметом специального исследования22. В данной работе мы сосредоточим свое внимание на палитре оценок смерти Ленина как со стороны социального состава респондентов, так и на основе сюжетной классификации, которые нашли отражение в сводках. Нами были рассмотрены информационные сводки 16 округов Уральской области и сводные информационные сводки по Уральской области за 1924 г. Дом правительства: сага о русской революции. В большинстве сводок, относящихся к периоду январь-март 1924 г. Ленина сюжеты, упомянуты связанные с этим событием мемориальные мероприятия. Эннкера, в частности как источник информации об оценках факта смерти В. Ленина представителями различных социальных групп. Основное внимание было сосредоточено на сводках столичных полномочных представительств, по этой причине могут представлять определенный интерес сводки региональных, провинциальных подразделений ОГПУ. Разумеется, в документах политической полиции смерть лидера должна была быть оценена «антисоветскими элементами» как праздник, как шанс на скорое свержение советской власти, что, в свою очередь, позволило обосновать необходимость существования, а также особую значимость в текущей ситуации органов политического сыска. Можно критически оценивать степень достоверности приведенных фраз и выражений, которыми описывалась сложившаяся ситуация, но даже если допустить, что эти тексты отчасти являлись плодом воображения самих сотрудников информационных отделов ОГПУ, они не утрачивают исторической ценности и не умаляют ценность этого исторического источника, поскольку дают представление о процессе конструирования социальных образов как «чужих», так и «своих» - лояльных сторонников советской власти, а также проясняют содержание самой категории «лояльность». Степень достоверности данных повышается в случае персонификации источника информации, когда те или иные высказывания приписываются конкретному человеку указаны фамилия, имя и отчество респондента, место его работы или жительства. Сводки ОГПУ являются, с одной стороны, альтернативным каналом сбора и передачи информации в сопоставлении с данными общественных организаций и государственных органов как воспринимают их некоторые исследователи , соответственно содержащих информацию более высокой степени достоверности, с другой - это документы, которые являются отчетными и служат цели продемонстрировать эффективность деятельности политической полиции. Вторая задача предопределяет, во-первых, необходимость обосновать широкое поле деятельности для политического сыска, значительное число контрреволюционных элементов, с которыми необходимо бороться, и, во-вторых, показать, что ситуация находится под контролем и ОГПУ «не дремлет». Этим, возможно, и предопределяется значительная доля негативных и провокационных отзывов на смерть Ленина, которые содержатся в сводках ОГПУ. Эннкер отмечает: «Сводки ГПУ о настроениях среди народа, ежедневно присылаемые агентами ГПУ из различных районов и предприятий Москвы с момента смерти Ленина, с лихвой подтверждают впечатления Валентинова [об общей скорби. И напротив, враждебные настроения, о которых также регулярно обязаны были сообщать, регистрировались довольно редко»24. Соотношение «правильных» и «неправильных» реакций на смерть В. Ленина можно определить как 3:1. Эннкер, - если смерть Ленина и сопровождалась какими-то политическими комментариями со стороны рабочих, то они ограничивались домыслами относительно предстоящего или совершившегося вследствие смерти Ленина переворота. Людей волновал вопрос о персональных альтернативах среди его наследников, интерес к которым подогревался слухами о вспыхивавших в политическом руководстве конфликтах. Эти материалы представляют типичный пример "раздвоенного рабочего сознания", того сознания, которое после шести лет опыта жизни при большевистском режиме и вопреки нарисованной в вышеприведенных манифестах картине основывается на убеждении в непреодолимом разделении общества на "верхи" и "низы". Оно не видит для себя никакой возможности для вмешательства в политическую жизнь, для участия в ней или принятия на себя политической ответственности»25. Материалы информационных сводок ОГПУ по Уральской области подтверждают вывод о том, что в раннесоветском обществе значительная часть «класса гегемона» не воспринимала себя в качестве актора политических процессов, была лишена политической субъектности. Это обстоятельство позволяет говорить о тотальной маргинализации ранне-советского общества, поскольку «деклассированными» ощущали себя не только пролетарии, но и иные социальные группы, в особенности непривилегированные и дискриминируемые. Спектр оценок и индикаторы лояльности к советской власти. Особо ценна информация об отношении к факту смерти В. Ленина со стороны антагонистов существующего строя.

Специальный репортаж

Диагноз, приведший к смерти вождя мирового пролетариата, окутан тайной, разгадать которую пытаются современные исследователи. Дневники врачей Ленина говорят о том, что основатель СССР умер от вызванного нейросифилисом кровоизлияния в мозг, рассказал исследователь Валерий Новоселов. Главная» Новости» Тайна о ленине которая откроется в этом 2024 году. После смерти Ленин, как того требуют наши традиции, был предан земле. Весть о смерти Ленина воодушевила многих противников советской власти.

Кто в очереди за властью?

  • Еще о "Тайне смерти Ленина"
  • «Не было там никакого сифилиса»: эксперт Иллариошкин назвал истинную причина смерти Ленина
  • Отношение большевистской власти к религиозным мощам и церкви
  • Другие статьи в литературном дневнике:

Специальный репортаж

Збарский вспоминал, что как-то появились черные пятна, с которыми они до этого не сталкивались. Понимая, что это неведомый грибок, и могут быть последствия, они тайно послали в лабораторию на анализ кусочек ткани. Им пришел ответ, что это грибок, и его можно уничтожить серной кислотой или огнем. Збарские все же нашли метод, как избавиться от грибка и сохранить тело. В годы войны они были вынуждены отправиться в Тюмень, где тайно следили за сохранностью тела вождя. Но однажды им потребовалась дистиллированная вода, которой не было в этом месте, а самолет опаздывал с ее доставкой. Збарский вспоминает, что в то время, когда на фронте гибли тысячи, школу, в которой находился Ленин, охраняло постоянно 40 солдат.

Судьба людей, обслуживающих Ленина, не очень радужная. Илья Збарский вместе с отцом трудились над сохранением тела, постоянно экспериментируя с растворами, которые позволяли бы лучше сохранять тело вождя. Илье ничего не оставалось, как уйти из Мавзолея. Он стал работать в лаборатории института им. Профессор Воробьев умер еще в 1937 году после операции на почках, которые его не беспокоили. Как с помощью тела Ленина внедрялась новая религия — ленинизм Сталина Ленин как культ личности.

Еще до смерти Ленина его стали прославлять и идеализировать. Открывались институты ленинизма, печатались его сочинения, везде использовались цитаты, вырванные из текста. Так понемногу внедрялся культ, который должен был отвлечь от религии, но способный держать людей в одном направлении. Сталин учился в духовной семинарии и знал, что личность, которой можно поклоняться, очень важна для человека. Поэтому и продвигал свою идею возвеличивания Ленина, выстраивая на этом новую религию — ленинизм. Леонид Красин писал, что Мавзолей превзойдет Мекку и Иерусалим.

И в этом он, видимо, оказался прав, потому что в СССР не было более почетного места, к которому бы не стремился советский человек. Но все меняется. Молодежь XXI века не стремится попасть к вождю, а с 1993 года не стоит почетный караул у входа в Мавзолей. При жизни на Ленина было совершенно покушение — в него стреляли. Но и после смерти его тело не оставили в покое, потому что было совершенно несколько посягательств, чтобы разрушить его саркофаг. Чего же добивались люди, которые разбивали гробницу или даже стреляли из оружия?

В советские годы специальная комиссия, состоящая из партийных руководителей, медиков и биологов, периодически проверяла состояние ленинского тела. Они изучали пятна и морщины на его поверхности, водный баланс внутренних тканей, эластичность кожных покровов, химический состав жидкостей, сгибаемость суставов. Ткани обрабатывались, жидкости заменялись на новые, морщины разглаживались, содержание кальция в костях восполнялось. С точки зрения этих комиссий, состояние тела Ленина даже постепенно улучшалось. Но обычные посетители всегда видели его неподвижным, застывшим на века, в стеклянном саркофаге, одетым в темный костюм. Из открытых участков посетители видят только руки и голову. Никто, кроме партийного руководства и небольшой группы ученых, не видел других частей ленинского тела, никогда не слышал об их состоянии или научных процедурах, которым тело подвергалось. Оно существует как бы в двух режимах видения. Политическое руководство и приближенные специалисты всегда видели одно тело, а обычные граждане — другое.

Политическая роль, которую тело играло в советской истории, возможно, выходит далеко за рамки простого пропагандистского символа, который нужен был якобы для того, чтобы мобилизовать народные массы на поддержку партии и правительства. Ленин и ленинизм Мне кажется, с годами тело Ленина стало выполнять и другую политическую задачу. Для того чтобы в этом разобраться, вернемся в начало 1920-х годов. Весной 1922 года Ленин почувствовал себя больным и утомленным; по настоянию руководства партии он уехал на несколько месяцев в подмосковные Горки. Но в мае 1922 года у него случился удар, в результате которого он временно потерял способность говорить, читать и писать. Руководство партии установило строгий контроль над информацией о политической ситуации в стране, которая могла доходить до Ленина. Новые правила отражали не только реальную заботу о здоровье вождя, но и желание нейтрализовать сильного политического соперника. В июне 1922 года секретарь ЦК Леонид Серебряков жаловался в письме другу, что Дзержинский и Смидович «охраняют Ленина как два бульдога», не позволяя никому подойти к нему близко или даже войти в дом, где он живет. В следующие полтора года состояние Ленина ухудшалось, ненадолго улучшалось и снова ухудшалось.

Весной 1923 года, после третьего удара, он практически полностью потерял способность общаться с окружающими. Тем временем политическое соперничество в руководстве партии резко возросло. В этом контексте вождь не исчез с политической арены страны, его образ поменялся, приобретя совершенно новый оттенок. Реальный Ленин, который продолжал жить в Горках и писать тексты, был изолирован от политической жизни. Одновременно в политическом языке был создан новый канонический образ. Большинство мифологических образов Ленина, которые нам хорошо знакомы по советскому времени, были созданы именно в тот период его болезни, за несколько лет до смерти. В начале 1923 года в публичный язык страны был введен термин «ленинизм». Вскоре в партийной практике появились ритуалы присяги на верность ленинизму. В марте 1923 года в Москве был учрежден Институт ленинизма.

В 1924 году известный немецкий невролог Оскар Фогт написал письмо советскому правительству с просьбой допустить его до мозга Ленина. Фогт — хардкорный социалист и мировое научное светило. Настолько крупное, что после прихода нацистов к власти его лично взял под опеку Крупп.

В 1938 году нацистский магнат построил для Фогта клинику, в которой тот пережил крах рейха. Оскар Фогт Просьбу Фогта большевики удовлетворили — так в 1925 году в СССР на свет появился Институт мозга, в котором до 1930 года немецкий учёный изучал около 30 тысяч сверхтонких отрезов слайсов мозга Ленина. Изучал не один, а с кучей ассистентов.

И опять никто не нашёл следов сифилиса. Итого, картина пока выглядела так. В стране с эпидемией сифилиса логично в первую очередь было предполагать, что у человека сифилис, тем более что непонятно, чем ещё объяснить его симптомы.

И неважно, что этот человек — глава государства. Прецеденты ведь уже были, — тот же Иван Грозный. Это, так сказать, стартовая версия.

Но при дальнейшем наблюдении врачи — в том числе западные и в том числе специалисты по сифилису — не подтвердили наличие сифилиса у вождя и склонились к другому диагнозу. Плохая наследственность? В отчёте о посмертном вскрытии тела Ленина говорится об уплотнении артерий, о том, что просвета в них не видно.

Левая внутренняя сонная артерия в её внутричерепной части просвета не имеет и на разрезе представляется в виде сплошного, плотного, белесоватого тяжа», — написал в отчёте известный патологоанатом Абрикосов прим. Присутствовавшие при вскрытии врачи утверждали, что артерии Ленина настолько затвердели, что при постукивании звучали как каменные.

Для того чтобы в этом разобраться, вернемся в начало 1920-х годов. Весной 1922 года Ленин почувствовал себя больным и утомленным; по настоянию руководства партии он уехал на несколько месяцев в подмосковные Горки.

Но в мае 1922 года у него случился удар, в результате которого он временно потерял способность говорить, читать и писать. Руководство партии установило строгий контроль над информацией о политической ситуации в стране, которая могла доходить до Ленина. Новые правила отражали не только реальную заботу о здоровье вождя, но и желание нейтрализовать сильного политического соперника. В июне 1922 года секретарь ЦК Леонид Серебряков жаловался в письме другу, что Дзержинский и Смидович «охраняют Ленина как два бульдога», не позволяя никому подойти к нему близко или даже войти в дом, где он живет.

В следующие полтора года состояние Ленина ухудшалось, ненадолго улучшалось и снова ухудшалось. Весной 1923 года, после третьего удара, он практически полностью потерял способность общаться с окружающими. Тем временем политическое соперничество в руководстве партии резко возросло. В этом контексте вождь не исчез с политической арены страны, его образ поменялся, приобретя совершенно новый оттенок.

Реальный Ленин, который продолжал жить в Горках и писать тексты, был изолирован от политической жизни. Одновременно в политическом языке был создан новый канонический образ. Большинство мифологических образов Ленина, которые нам хорошо знакомы по советскому времени, были созданы именно в тот период его болезни, за несколько лет до смерти. В начале 1923 года в публичный язык страны был введен термин «ленинизм».

Вскоре в партийной практике появились ритуалы присяги на верность ленинизму. В марте 1923 года в Москве был учрежден Институт ленинизма. Весной 1923 года «Правда» призывала сдавать любой кусочек бумаги, на котором было что-то написано ленинской рукой, в это учреждение. Одновременно то, что вождь думал, говорил и писал в действительности в 1922-1923 годах, было полностью отделено от его канонического образа.

Ленин как политическая фигура в последние годы жизни оказался расчленен надвое: одна его часть была исключена из политической жизни страны, а вторая часть — канонизирована. Именно в результате этих двух процессов исключения и канонизации в начале 1920-х годов была создана новая доктрина ленинизма. С тех пор каждый советский руководитель, от Сталина до Горбачева, занимался корректировкой этой доктрины, придумывая собственную версию, вводя в оборот ранее неизвестные ленинские работы и выводя другие, давая новую трактовку известным материалам, цитируя Ленина в отрыве от изначального контекста, меняя смысл его высказываний и фактов жизни. В 1990-м году, менее чем за год до обвала советского государства, ЦК КПСС признал, что все предыдущие версии ленинизма содержали в себе искажение реальной ленинской мысли.

В декабре того же года профессор кафедры марксизма-ленинизма писал в газете «Рабочая трибуна»: «Наша трагедия заключается в том, что мы не знаем Ленина. Мы никогда не читали его работ в прошлом и не делаем этого сейчас. На протяжении десятилетий мы воспринимали Ленина через посредников, толкователей, популяризаторов и иных исказителей». Историк жаловался, что Институт марксизма-ленинизма, главный авторитет в области ленинского наследия, на протяжении 70 лет выполнял особенную функцию, давая добро на публикацию тех ленинских текстов, которые соответствовали принятым на данный момент канонам, независимо от того, насколько они были далеки от реальных слов вождя, меняя или сокращая другие тексты, которые не соответствовали этим канонам.

В своей речи по случаю 120-летия со дня рождения Ленина в апреле 1990 года Горбачев заявил: «Ленин остается с нами как величайший мыслитель XX века».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий