Новости сколько татар проживает в россии

Напомним, согласно официальным результатам переписи, в России проживают 4,7 млн татар, это на 600 тыс. меньше, чем по данным 2010 года. В России их проживает 5,31 миллион человек. Однако число татар по сравнению с результатами переписи 2002 года сократилось. Судя по ней, татар в России 5,31 миллиона, 3,87% общей численности населения. Наибольшее число татар проживает в Татарстане (около 40%), в Башкортостане (около 20%), Тюменской области (4,5%) и Челябинской области (3,5%). Там проживают десятки тысяч татар, которые не имеют возможности изучать свой язык, им сложно найти пару своей национальности, найти себя в обществе. И все же главная проблема для татар не в том, сколько мишарей или астраханских татар записали в татары.

Численность татар в россии на 2023

«Вояж по зарубежным странам и регионам России»: какое количество татар проживает в мире – видео В Татарстане проживает около 36 % всех татар, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России.
Сколько татар в России? | «ДУСЛЫК» А какое количество татар проживает в мире?
Сколько татар проживает в России в процентах Есть сомнения, что в связи с ростом русского самосознания в России белорусы и украинцы, долго живущие в нашей стране, теперь иначе указывают свою национальность.
Ответы относительно результатов переписи Население России в 2023 году: какие народы живут в стране, их состав и численность Сколько человек живет в России и как это число меняется Население.
5 регионов России, кроме Татарстана, где живет больше всего татар Судя по ней, татар в России 5,31 миллиона, 3,87% общей численности населения.

Численность народа татары в россии

Одно из ключевых падений зарегистрировано в Москве. Численность татар в столице составила 84 373 человек, что на 64 тыс меньше по сравнению с 2010 г. Как такое может быть? Это результат того, что не учитывают в национальной политике православный татарский фактор. По нашему наблюдению в Москве православных татар значительно больше, чем татар мусульман от общего числа татар. Эти татары не вовлечены в жизнь московской татарской общины, в силу того, что жизнь этих организаций, в подавляющем большинстве, не ориентирована на православную часть татарского народа. В частности, в подавляющем большинстве случаев, членов Союза православных татар не приглашают на общетатарские мероприятия. А на мероприятия, которые проводят православные татары, не приходят татары мусульмане не смотря на то, что мы их всегда приглашаем.

Приятным исключением являются члены Национального конгресса татар и тюркских народов во главе с его президентом Ямалеевым Рустэмом Файзовичем, который объявил о создании землячеств кряшен и православных татар по всей России. Ранее в этом вопросе был активен Фарисов Фарит Фарисович, за что мы ему благодарны. Были и другие известные представители татар мусульман на наших мероприятиях, но, это скорее исключение, чем правило. Они действовали вопреки тем установкам, которые им дали региональные чиновники, ответственные за национальную и религиозную политику. Эти установки оторваны от действительности. Они ориентированы лишь на поддержку татар мусульман. Ситуация такова, что когда приходит православный татарин в татарскую организацию, там уделяется значительное внимание исламским обычаям, традициям, проблематике, но он не чувствует себя своим, он понимает, что эти мероприятия не для него.

Так, в этих условиях, ему проще не афишировать, что он татарин, ему проще знать, что он татарин и жить в обычном московском ритме. Православные татары не видят, что в татарских организациях Москвы для них есть место. Приведем пример: московский Сабантуй. Мы ежегодно посещаем это мероприятие. Мы видим, что большинство посещающих Сабантуй татар с крестами. Они надевают тюбетейки и на них виден крест, который они не скрывают. Им не хочется, что бы их ассоциировали с мусульманами, потому что они не мусульмане.

Каждый год на этом мероприятии стоят несколько мусульманских палаток с агитацией, представляющих официальные исламские религиозные структуры. Встречаются даже кришнаитские палатки, а для православных татар с 2019 года ничего нет, несмотря на то, что мы настойчиво просили. Что бы хоть как-то сгладить перекос, раньше общественные организации православных татар даже не религиозные, как у мусульман ставили палатку на Сабантуе с научными текстами о православных татарах, православной литературой на татарском языке, с православными татарскими шамаилями и иконами , с национальными костюмами и тд. Всегда палатка вызывала неподдельный живой интерес и было много народа. Но православный татарский фактор перестали учитывать, православным татарам нет места в Москве на общетатарских площадках. Православные татары, которых в Москве большинство, и татары мусульмане московского региона, живут в параллельных мирах. Почему так происходит?

Потому что татарстанские чиновники, ответственные за национальное и религиозное развитие татар, особенно за пределами республики Татарстан, «выросли» и «закостенели» в реалиях Татарстана 90-х годов при «параде суверенитетов». Они привыкли, что в условиях Татарстана проще быть татарином. Они не привыкли к тому, что татарину за пределами Татарстана, не так легко быть татарином.

Дошло до того, что систему образования начали встраивать в мечетях. Наблюдается нехватка учителей по татарскому языку, а самое ужасное, что такая ситуация прослеживается и внутри Татарстана. И все потому, чтопединституты республик подчинены федеральному центру. Не выстроена система воспитания и в младшем звене — детских садах и яслях. У педагогов там часто возникает вопрос — на каком языке работать? Можно создавать национальные группы, но пока они единичны. В последние годы в республике благодаря волевому решению Минтимера Шаймиева появились полилингвальные школы «Адымнар», которые должны стать частью новой системы нацобразования, но их мало и они опять превращаются в элитные. То есть такие национальные школы можно построить, но они не станут массовыми без общего решения вопроса о нацобразовании. Повлияли на статистику и межэтнические браки. Само по себе создание крепкой ячейки общества двух представителей разных наций — замечательно. Но печально, что в таких семьях теряются национальные традиции, дети забывают о корнях, а родным языком становится общегосударственный. В регионах этот процесс еще более интенсивный. Там проживают десятки тысяч татар, которые не имеют возможности изучать свой язык, им сложно найти пару своей национальности, найти себя в обществе. И все же главная проблема для татар не в том, сколько мишарей или астраханских татар записали в татары. Ведь даже без результатов переписи понятно, что у нации теряется сначала языковая, потом культурная идентичность. Перепись учитывает то, как человек сам себя ощущает и с какой этнической группой идентифицирует. Человек может не знать языка, но если он ощущает себя татарином, он и переписчику назовется татарином. Что делать? Президент Национального конгресса татар Рустэм Ямалеевсчитает, что такой провал в результатах переписи — не повод опускать руки. Скорее наоборот — это только придаст ускорение деятельности общественников, которая направлена на сохранение татарской культуры, языка, традиций. За плечами штаба татар ежедневная монотонная, но многогранная и плодотворная работа на протяжении 25 лет, и ее невозможно перечеркнуть сомнительной статистикой Росстата. Ямалеев уверен: нужно методично работать, создавая современную татарскую информационную среду, включающую в себя такие интеллектуальные сферы жизни, которые определяют будущее цивилизации и к которым тянется образованная молодежь, вплоть до исследований космоса, робототехники, медицины, психологии, технологических новаций. Необходимо шире использовать современные исследования в области информационных и социальных систем для развития интереса и к татарскому языку и к современным направлениям жизни. Конечно, и традиционные сферы социальной, культурной и экономической деятельности требуют внимания и активного участия. Все это в совокупности позволит и нации, и языку сохраняться и развиваться вместе с мировой цивилизацией. И тогда ни ассимиляция, ни смешанные браки не нанесут урона татарскому миру.

В 2010-м их численность равнялась 5 310 649. Отдельной категорией были учтены крымские татары - 257 592, астраханские татары — 29 человек, кряшены - 29 978, мишари - 787 и сибирские татары - 6 297. Численность башкир составила 1 571 879 человек, уменьшившись за десять лет на 12 675 человек.

У педагогов там часто возникает вопрос — на каком языке работать? Можно создавать национальные группы, но пока они единичны. В последние годы в республике благодаря волевому решению Минтимера Шаймиева появились полилингвальные школы «Адымнар», которые должны стать частью новой системы нацобразования, но их мало и они опять превращаются в элитные. То есть такие национальные школы можно построить, но они не станут массовыми без общего решения вопроса о нацобразовании. Повлияли на статистику и межэтнические браки. Само по себе создание крепкой ячейки общества двух представителей разных наций — замечательно. Но печально, что в таких семьях теряются национальные традиции, дети забывают о корнях, а родным языком становится общегосударственный. В регионах этот процесс еще более интенсивный. Там проживают десятки тысяч татар, которые не имеют возможности изучать свой язык, им сложно найти пару своей национальности, найти себя в обществе. И все же главная проблема для татар не в том, сколько мишарей или астраханских татар записали в татары. Ведь даже без результатов переписи понятно, что у нации теряется сначала языковая, потом культурная идентичность. Перепись учитывает то, как человек сам себя ощущает и с какой этнической группой идентифицирует. Человек может не знать языка, но если он ощущает себя татарином, он и переписчику назовется татарином. Что делать? Президент Национального конгресса татар Рустэм Ямалеевсчитает, что такой провал в результатах переписи — не повод опускать руки. Скорее наоборот — это только придаст ускорение деятельности общественников, которая направлена на сохранение татарской культуры, языка, традиций. За плечами штаба татар ежедневная монотонная, но многогранная и плодотворная работа на протяжении 25 лет, и ее невозможно перечеркнуть сомнительной статистикой Росстата. Ямалеев уверен: нужно методично работать, создавая современную татарскую информационную среду, включающую в себя такие интеллектуальные сферы жизни, которые определяют будущее цивилизации и к которым тянется образованная молодежь, вплоть до исследований космоса, робототехники, медицины, психологии, технологических новаций. Необходимо шире использовать современные исследования в области информационных и социальных систем для развития интереса и к татарскому языку и к современным направлениям жизни. Конечно, и традиционные сферы социальной, культурной и экономической деятельности требуют внимания и активного участия. Все это в совокупности позволит и нации, и языку сохраняться и развиваться вместе с мировой цивилизацией. И тогда ни ассимиляция, ни смешанные браки не нанесут урона татарскому миру. Тем более, что интеллектуальный ,творческий и духовный потенциал у татар мощнейший, надо ему только придать татарскую языковую окраску. В Штабе татар считают, что основной вектор в развитии выбран верно — это работа с молодежью, которой мягко и ненавязчиво пытаются объяснить, что татарский язык и культура важны и нужны ради будущего. Первокурсники-второкурсники из татар и башкир, уехавших в Москву, — каждое воскресенье собираются на площадке Штаба татар. К общению и мероприятиям активно привлекают аксакалов штаба, чтобы сохранялась преемственность, а потомкам передавались правильные ценности, верные ориентиры и амбициозные цели.

Процент татар

Сколько татар живет в России. Численность народа татары. Татары также проживают в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и Казахстане, на Кавказе и Украине, в прибалтийских государствах — всего около 7 млн. человек. Там проживают десятки тысяч татар, которые не имеют возможности изучать свой язык, им сложно найти пару своей национальности, найти себя в обществе. И все же главная проблема для татар не в том, сколько мишарей или астраханских татар записали в татары.

Татары в переписях: как росло население Волго-Уральского региона и Западной Сибири

ТАТАРЫ (самоназвания – татар, татарлар), тюркоязычный народ, второй по численности народ России. Главная» Новости» Религиозный состав рф по переписи 2023. ТАТАРЫ (самоназвания – татар, татарлар), тюркоязычный народ, второй по численности народ России. Тегисколько татар в россии по последней переписи, сколько татаров в россии.

Численность татар в России увеличилась до 5,5 млн человек

Согласно данным Росстата, численность татар в России по итогам переписи населения 2021 года составила 4,71 млн человек. Большинство крымских татар, ныне проживающих в Румынии и Болгарии, после аннексии Крыма Российской империей уехали с Крымского полуострова в Добруджу. Татар» подсчитал, сколько татар проживает в России на самом деле. Население России в 2023 году: какие народы живут в стране, их состав и численность Сколько человек живет в России и как это число меняется Население. В России за 11 лет количество татар снизилось на 11,24%, или на 596 980 человек. Об этом свидетельствуют данные российской переписи населения 2021 года. В стране проживает 257 592 представителя крымских татар — в 2010-м их число было на уровне 2 449 человек.

В каких регионах больше всего проживает татар, спрашивают зеленодольцы

Численность татар в россии 2. Согласно прогнозу, разработанному на основе метода передвижки возрастов, численность татар, проживающих в России в 2025 году, может изменяться по трем сценариям их динамики: максимальный, средний и минимальный.
Население России в 2023 году: какие народы живут в стране, их состав и численность В Москве количество татар внезапно сократилось на 65 тысяч — до 84 тысяч.
Исследование: россияне стали больше читать на татарском языке - Новости - Официальный портал Казани В области татары компактно проживают в Асекеевском и Абдулинском районах, где их доля составляет от трети до половины населения.

В Пермском крае выяснили, куда из региона исчезло 23 тысячи татар

Татары также проживают в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и Казахстане, на Кавказе и Украине, в прибалтийских государствах — всего около 7 млн. человек. В России территорией преимущественного расселения татар является Волго-Уральский регион, в котором проживает более 4 млн, или 80 % татар [56]. Население России в 2023 году: какие народы живут в стране, их состав и численность Сколько человек живет в России и как это число меняется Население.

Население России в 2023 году: какие народы живут в стране, их состав и численность

Из регионов Поволжья в Башкортостане населения прибавилось на 19 131 человека. В Татарстане жителей стало больше на 218 321 человека. В целом же население в Приволжском федеральном округе убавилось почти на 1 млн человек. Помимо Кировской, Оренбургской областей сильное сокращение численности населения наблюдается в Нижегородской, Пензенской, Ульяновской областях. Убыль происходит и в республиках Марий Эл, Удмуртия, Чувашия.

Татар стало меньше на 600 тысяч В период между двумя последними переписями в России численность татар сократилась на 596 980 человек. Предыдущий показатель 2002-2010 годы — минус 240 тыс. Если в 2010 году во время переписи татарами себя указали 5 310 649 человек, то в 2020-м — 4 713 669. В ходе переписи продвигалась политика разделения татар на субэтнические группы.

Но по итогам переписи можно сказать, что она не дала результатов. Число тех, кто указал свою национальность как «мишар», увеличилось лишь на одного человека: в 2010 году — 786, в 2020-м — 787. Число лиц, указавших свою национальность как «сибирские татары», стало меньше — с 6779 2010 год до 6297 2020 год. Субэтническая группа «астраханские татары», хоть и выросла в три раза, в абсолютных цифрах это немного — 7 2010 и 29 2020.

Численность кряшен сократилась — 34 822 человека в 2010 году и 29 978 — по результатам последней переписи. Прирост и убыль населения среди национальностей в России Башкир в России стало немного меньше — их численность сократилась с 1 584 554 человек в 2010 году до 1 571 879 человек по результатам переписи 2020 года. За десять лет представители башкирского народа сократились на 12 665 человек. Убыль происходит и у других народов Поволжья: мари — с 547 605 до 423 803; мордва — с 744 237 до 484 450; чуваши — с 1 435 872 до 1 067 139; удмурты — с 552 299 до 386 465.

Численность русского населения в стране сократилась более чем на 5 млн человек — с 111 016 896, по данным на 2010 год, до 105 579 179 2020. В России продолжается рост численности кавказских и среднеазиатских народов. Чеченцев к 2010 году было 1 431 360 человек, к 2020 году их число увеличилось до 1 674 854 человек. Ингуши — 444 тыс.

В деревнях на севере Удмуртии сохранилась традиция водить хороводы, причем участвуют в них как небольшие группы, например, влюбленные пары, так и чуть ли не все жители деревни. В последнем случае хороводы выходили просто гигантские. Их водили на свежем воздухе, в поле. Иногда, когда жителей деревни оказывается слишком много, хороводных кругов может быть несколько сразу, что, конечно, делает зрелище по-настоящему гипнотическим.

Особое купание младенцев у ногайцев и карагашей В основах культур народов России — забота о детях с самого их рождения. Интересная традиция, связанная с первыми сорока днями жизни ребенка, образовалась на Северном Кавказе. Там было принято купать новорожденного в чуть подсоленной воде. Так местные жители делали ребенка крепче.

После сорока дней, считалось, у детей начинается совсем другая жизнь, за это время нужно было совершить целый ряд ритуалов. Помимо дарования имени, необходимо было полностью состричь первые волосы и с особыми ритуалами подобрать младенцу первую одежду и кроватку.

Национальный состав населения России. Расселение татар в России карта 2020. Карта расселения сибирских татар. Численность русского народа.

Крымские татары численность по годам. Численность в процентах татар в Крыму. Перепись населения 2010 таблица. Перепись населения таблица по годам. Перепись населения в России по годам. Переписи населения в России таблица.

Численность башкир по годам. Численность башкир в России в 2020 году. Численность Башкиров в мире. Численность населения Башкиров в России. Диаграмма народов России. Народы Татарстана диаграмма.

Население Урала диаграмма. Татарский язык факты. Интересные факты о татарском языке. Татарский язык в Татарстане. Карта плотности населения Республики Татарстан. Леса Татарстана карта.

Географическая карта Татарстана. Карта Татарстана по районам. Крымские татары в Крыму карта. Расселение крымских татар по Крыму карта. Крымские татары карта расселения. Расселение крымских татар в Крыму на карте 2020.

Татары расселение по России. Республика Татарстан субъект Российской. Татары на карте России. Национальный состав Крыма. Население Крыма национальный состав. Численность населения Крыма по годам.

Крымские татары население в Крыму численность. Казань национальный состав населения 2021. Национальный состав Казани 2021. Население Казани на 2021. Татары перепись населения 2021. Перепись населения татарами.

Этнический состав Крыма 2020. Этнический состав Крыма 2021. Численность башкир в России. Русские татары украинцы башкиры. Русский украинец татарин. Русские татары украинцы башкиры чуваши чеченцы армяне.

Гаплогруппы казахов. ДНК гаплогруппы татар. Татары Мишари гаплогруппа. ДНК гаплогруппы казахов. Верования Татаров. Татары религия.

Религия Татаров в России. Состав национальностей в России. Сибирские татары на карте России. Карта проживания татар в России. Сибирские татары на карте. Карта народов Татарстана.

Этнографическая карта Республики Татарстан. Народы Республики Татарстан для детей. Народы живущие в Татарстане.

В Татарстане представителей титульной национальности 2,013 млн, в Башкортостане — 1,009 млн татар. Далее, по убывающей, Оренбургская 151,5 тыс. Меньше всего татар в Кировской области 36,5 тыс. В Сибирском ФО 191,6 тыс. В Уральском ФО 581,7 тыс. Относительно мало татар только в Курганской области — 17,0 тыс. На Дальнем Востоке 52,2 тыс. В Москве проживают 149,0 тыс. В остальных регионах ЦФО 267,2 тыс. В СЗФО 69,3 тыс. Но на втором месте не Ленинградская область с ее 8,7 тыс. В Ненецком автономном округе всего 209 татар.

Народы России. Татары

В этих регионах татары составляют значительную долю населения и являются одной из основных этнических групп. Кроме того, татары проживают в других регионах России, включая Московскую область, Санкт-Петербург, Казань, Красноярск, Екатеринбург и многие другие. Географическое распределение татар в России также обусловлено миграционными процессами и экономическими условиями, что часто связано с промышленностью и торговлей. Однако процентное соотношение татар может различаться в зависимости от конкретного региона и города. Историческая связь татар с территорией России Татары имеют длительную историческую связь с территорией России.

Исторические данные говорят о том, что татары были одним из народов, населяющих эти земли еще задолго до появления Российского государства. В XIII веке, во времена разгара золотой орды, татары формировали могущественное государство, которое стремилось проникнуть далеко на запад и включить в свои границы как можно больше территорий. Благодаря своей воинственности и дипломатическому мастерству, татары смогли завоевать и управлять значительными территориями, включая большую часть современной России. Некоторые известные татарские ханы, такие как Батыр, Мамай и Тамерлан, оказывали значительное влияние на политическую картину Российского государства в средние века.

Татарские княжества и ханства существовали на территории России до XVI века, когда они стали подчиняться Московскому княжеству. С течением времени, татары и русские находили общий язык и начали взаимное сосуществование и сотрудничество. Многие татарские народные герои и культурные личности вносили важный вклад в историю и культуру России. Сегодня, татары в России представляют значительную этническую группу, занимающую важное место в многонациональном обществе страны.

Они сохраняют свою уникальную культуру и традиции, вносят свой вклад в развитие России.

Раис считает, что объяснить такое явление компетентны ученые и специалисты, изучающие этнос. Руководство Татарстана в свою очередь сделает все для предотвращения такой тенденции, сообщает « Интерфакс ». Но их стало меньше в других регионах.

Вытеснение православных татар из татарской жизни Москвы и других регионов, приводит к сокращению численности татар. Татары сами «выписывают» татар из татар. Поэтому не надо искать здесь каких-то козней со стороны. Вы раньше говорили, что в Москве много татар исповедует православие. Да, я говорила и говорю о том, что больше половины московских татар исповедуют Православие.

Члены Союза православных татар — это те православные татары, которые занимают активную позицию и они записались татарами. Тем более, что была принята Стратегия татарского народа, в которой была признана двухконфессиональность татарского народа, а Православие признано традиционной религией татар наряду с исламом ханафитской обрядово-правовой школы. Это способствовало тому, что больше православных татар записались татарами. Не все проживающие в Москве татары являются членами нашей организаци. Когда мы говорим про членов нашей общины, то мы можем быть убеждены в том, что они записали себя татарами. А с остальными православными татарами сложилась ситуация, о которой мы уже говорили, что при переписи населения им проще записываться, не указывая свою национальную принадлежность. Особенно это касается людей, состоящих или рожденных в смешанных браках. И виноваты в этом те татары мусульмане, которые выдавливают православный татарский фактор из татарской общественной жизни, в данном случае города Москвы, а вообще во всех крупных городах. Везде, где проживают татары, всегда есть какой-то процент православных татар, даже в этнически однородных или почти однородных районах таких как Азнакаевский и Актанышский районы Республики Татарстан.

Поэтому чем больше татары мусульмане выдавливают православных татар из общественной жизни, тем меньше будет татар при переписи. Как Вы считаете, сколько татар проживает сегодня в Москве и сколько среди них православных татар? Настоящая численность татар, проживающих в Москве намного выше, чем те цифры, которые мы имеем в переписи. На один из Сабантуев, к примеру, собралось около 350 тысяч человек. Понятно, что не все из них были татарами, но, как минимум имели какое-то отношение к татарскому народу. Теперь представьте себе, если на один Сабантуй собирается 350 тысяч человек, то, естественно проживающих в Москве татар намного больше. Мы считаем, что в Москве проживает количество татар, сопоставимое с количеством татар, проживающих в Татарстане. Это наше наблюдение. Разница в том, что в Москве подавляющее большинство татар является православными татарами, а не мусульманами.

В Татарстане, если брать из всего числа татар, там большинство считают себя мусульманами, хотя практикующих мусульман процент незначительный. В Москве наоборот, меньшая часть от общего числа татар — мусульмане. Именно эту меньшую часть татар в Москве видят общественники, потому что только на нее ориентированы и не видят «под носом» православное татарское большинство. Имеются ввиду те общественники мусульмане, которые выдавливают православный татарский фактор из общественной жизни татар. Но есть редкие исключения, например Ямалеев Рустэм Файзович, и некоторые другие. В процентном соотношении численность татар от общего числа населения Москвы сократилась в два раза. Как и на сколько это может повлиять на общественно-политическую роль татар в Москве? Сложно ответить на этот вопрос, потому что общественно-политическая роль татар в Москве не всегда зависит от их численности, тем более, что реальная численность татар вряд ли изменилась, изменились только результаты переписи. Этот факт, конечно, теоретически, может быть использован, как аргумент разными общественно-политическая силами.

Нельзя поставить знак равенства между этнической, профессиональной или территориальной идентичностью. Но это все же очень близкие категории. В любой профессии так или иначе, раньше или позже формируется своя микро- или субкультура.

Например, у футболистов с их суевериями или, скажем, у машинистов Московского метрополитена. Постепенно формируются особенности использования тех или иных слов, появляется свой арго, что-то связанное с особенностью ношения одежды, какие-то представления о том, что можно делать, а что — нет, так сказать, правила социальной жизни в этом коллективе. Я не хочу сказать, что это то же самое, что этническая культура с вышивкой, орнаментами, песнями и танцами, но одни себя проявляют так, а другие — иначе, стремясь обозначить свою особость.

Не пытаюсь умалить этническую идентичность, она безумно важна. От нее пытались отказаться, но она живучая и в ряде случаев, применительно к некоторым группам, может проявлять себя тысячелетиями. Это нормальное свойство человека, у всех приматов это существует.

Что касается категорий в переписи, то это остатки того научного аппарата, который мы использовали, когда был этнос, а внутри какие-то группы, которые, как мы считаем, должны относиться к этому народу, хотя на самом деле они все немного другие. В подкатегории обозначены также астраханские, сибирские, кряшены, мишари. Есть целый ряд территориальных групп, имеющих общее самоназвание «татары».

Для кого-то это первый и единственный этноним, для кого-то — часть сложной многоступенчатой идентификации. В последнем случае если для кого-то будет важна территориальная или прежняя родовая идентичность кажущийся нам основным этноним в каких-то ситуациях может отступить на второй план. Это разве не та же категория татар?

Почему они включены в отдельную таблицу с иными вариантами ответов? На мой взгляд, сам факт фиксации этого термина является поводом для организации серьезных и постоянных этнографических исследований в регионе. Южная Сибирь, например, полна этнонимов, которые восходят к древним государствам, гигантским племенным образованиям, среди которых есть чоросы, найманы, меркиты и прочие.

В свое время Чингисхан, как утверждает история, вырезал всех меркитов. На территории Бурятии, Монголии находятся остатки средневековых крепостей, которые принадлежали или, по крайней мере, приписываются меркитам. Сейчас меркиты как родовое подразделение существуют в составе нескольких народов.

А кто это? Потомки тех самых? Но если «те» были уничтожены, то, значит, это кто-то другой?

Есть престиж имени. Если ваши или даже не ваши далекие предки входили в состав чего-то знаменитого, например Найманского каганата, то почему бы кому-то не назвать себя этим именем? То же самое в отношении меркитов или упомянутых мной чоросов.

Это одно. Второе — прямое политическое творчество. Так в начале XX века появился народ под общим именем хакасы.

Это не значит, что людей, которые приняли это имя, не было. Конечно же, были, и у них была многовековая и славная история. Но тем не менее старики еще долго, в течение почти всего века, с трудом выговаривали слово «хакасы», всячески коверкая его.

Фактически это было имя хягасов, создавших древнекыргызское государство более тысячи лет тому назад. А кто-то из национальной интеллигенции в самом начале социалистического строительства в этом регионе решил, что следует взять именно это имя. Постепенно к нему привыкли.

Но вот что интересно: до сих пор люди на своем языке называют себя «тадар-кижи» и говорят на «тадарском» языке. Скорее всего, это один из следов существования общности людей, которую в китайских хрониках называли дешт-и-тадар. Самоназвание «тадар» на своем языке и по сей день подчеркивает некую общность с такими же, как ты.

Сейчас оно существует у хакасов, телеутов, шорцев, кумандинцев — все эти народы на своем языке называют себя «тадар». Они говорят на тюркских языках, которые входят в разные группы, с точки зрения лингвистов. Впрочем, если у человека какой-то из этих языков родной и с годами у него было много контактов с людьми, которые говорят на разных языках, то где-то годам к 40 он обязательно поймет, что разницы никакой нет, и будет без труда переходить с одного языка на другой.

Не раз сталкивался в своей работе с тем, что молодежь, у которой было мало контактов, порой может сказать даже о тех, кто живет буквально в 30—40 километрах от их деревни: «Ну нет, у этих вообще непонятный язык! Значит, живущие в ней люди — россияне. Не вижу здесь, в этом термине, ущемления чьих-либо прав на сохранение и декларацию своей этнической идентичности» «В смысле определения своей государственной идентичности мы все россияне, все 147 миллионов человек» — В новом издании «Список языков Российской Федерации и статусы их витальности», которым занимается Институт языкознания РАН, в качестве отдельного рассматривается язык сибирских татар, который традиционно считается диалектом литературного татарского языка.

В Татарстане это расценили как шаг к отделению сибирских татар от татарской нации. В переписи сибирские татары пока фигурируют как подкатегория татар. Как вы думаете, оправданы ли опасения татарстанских ученых и общественности?

Они отражают представления лингвистов о том, как выглядит языковое родство. Почему и зачем надо связывать результаты научных исследований с какими-то далеко идущими опасениями национальных активистов, мне неизвестно. Это просто научный термин.

Точно так же, как термины «племя», «народность», «нация». В этой последовательности они восходят к известной сталинской модели, которая, как полагал вождь народов, отражает этапы социально-экономического развития народа этноса, если хотите. На самом деле это чрезвычайно упрощенная модель, которую было удобно использовать в советской системе представлений о развитии общества.

Впрочем, какие-то термины вполне закрепились в научной литературе. Скажем, термин «нация» применяется почти исключительно к тем этническим группам, которые образуют некое государство. Я обратила внимание, что в 2010 году в переписи россиянами себя назвали 13 357, а теперь уже 1 миллион 151 тысяча человек.

Это, скорее всего, общий фон того, что происходит в стране. Это не хорошо и не плохо. Это не значит, что исчезает та этническая идентичность, к которой мы привыкли, типа не будет русских, удмуртов, эвенков, а все станут россиянами.

Просто появляется еще один дополнительный уровень, который определяет нашу идентичность. Необязательно считать ее этнической. В любом случае я бы не боялся этого процесса, его нельзя ни запретить, ни отменить.

Вы говорите, что ожидали еще больше. А сколько? О другом немного скажу.

Мы все продолжаем оставаться гражданами Российской Федерации. И в этом смысле не знаю, как вы я точно россиянин. Полагаю, что в смысле определения своей государственной идентичности мы все россияне, все 147 миллионов человек.

Страна называется Россия, или Российская Федерация. Не вижу здесь, в этом термине, ущемления чьих-либо прав на сохранение и декларацию своей этнической идентичности. Однако татары были огорчены, что их стало меньше почти на 600 тысяч, при этом башкиры сократились незначительно, на 0,8 процента, а чеченцы, напротив, выросли.

Престижнее быть чеченцем? Коль скоро вы заговорили о престижности, то я скажу особо об этом. Полагаю, что есть смысл обратиться к губернаторам с предложением поразмыслить вот над чем: если на вашей территории людям стыдно говорить о своей этнической идентичности, если эта идентичность считается не самой престижной, то задайте себе вопрос: «В чем я недоработал, чтобы людям было комфортно?

И это, безусловно, отразится на самочувствии людей, изменив его в лучшую сторону. В Москве количество татар внезапно сократилось на 65 тысяч — до 84 тысяч. Получается, в некоторых регионах невыгодно записываться татарами?

Татары | Крупнейшее национальное меньшинство

Согласно данным Росстата, численность татар в России по итогам переписи населения 2021 года составила 4,71 млн человек. В Татарстане проживает около 36 % всех татар, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России. Более всего татар проживает в Татарстане (около 38 %) и Башкортостане (19 %) всех татар, живущих в России, остальные рассредоточены по всей России[52]. Мы считаем, что в Москве проживает количество татар, сопоставимое с количеством татар, проживающих в Татарстане. Сколько татар живет в России. Численность народа татары. Татары – тюркский народ России, второй по численности после русских.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий