При этом нужно учитывать, что этот общий для всех устав поста (по Типикону) формировался в общежительных монастырях и ориентировался на страны с жарким климатом. В 49 главе Типикона, посвященной богослужению Великого поста и подготовительных недель к нему говориться об этой седмице: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Подробнее о том, что разрешается есть во время Великого поста, — в инфографике ТАСС. Великий пост, предшествующий празднику Светлого Христова Воскресения — Пасхе — в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая. Сергиевой Лаврой в 1992 году.
Правила постов
Во вторник же, в среду и в четверток, ясти подобает по единой литре [1] хлеба, и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом [2] … В среду же по совершении преждеосвященных [даров], трапеза поставляется, и ядим хлеб тепл, и от снедей овощных теплых, дается же и укроп теплая вода с медом [3]. В пятницу вечером — вино и вареная растительная пища без елея, в честь наступившего церковного дня памяти великомученика Феодора Тирона И входим в трапезу, вкушаем же вина и елеа, ради святаго. Сие прияхом в лавре преподобнаго отца нашего Саввы, и киновии преподобнаго великаго Евфимиа: но не творим сего ныне за честность дне, обаче ядим варение с сливами без елеа… [4]. В субботы и воскресенья всего поста — растительная пища с елеем и вино. В остальные дни недели — сухоядение, кроме указанных ниже исключений. Рыба разрешается только на праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим. Если навечерие праздника Благовещения случится прежде Лазаревой субботы, то в этот вечер разрешается елей и вино В субботы же и недели разрешаем на елей точию, и вино. В прочих же седмицах постимся, до вечера 5 дней, и ядим сухоядение, кроме суббот и недель: рыбы же во всю святую четыредесятницу никакоже дерзнем ясти, кроме праздника благовещения пресвятыя Богородицы, и недели цветоносныя [5]... В навечерие же праздника благовещения, прежде субботы святаго праведнаго Лазаря, разрешаем на елей и вино [6].
Если Благовещение случается до Вербного воскресения, разрешается вкушать рыбу и вино в будни один раз, а в субботу и воскресенье два раза. Если Благовещение выпадает на Страстную седмицу до Великого Четверга, то разрешается только елей и вино, а в Великую Пятницу вкушается только вино Благовещение же, в кой убо день будет святаго поста до недели цветоносныя, разрешаем на рыбу и вино, ядим же единою днем, кроме субботы, и недели. В великую же неделю, аще случится до великаго четвертка, разрешаем на елей и вино. В великий же пяток, на вино точию [7]. Растительная пища с елеем и вином разрешается в день обретения главы Иоанна Предтечи 9 марта , в день памяти 40 мучеников Севастийских 22 марта , в среду Крестопоклонную, вечером в среду пятой седмицы и в четверг пятой седмицы поста В среду 5-я седмицы вечера… на трапезе разрешаем на елей, и вина причащаемся труда ради бденнаго, хотящаго быти: Внимающии же спастися, воздержанию прилежат: Множайшии же посту нелицемерну… В четверток пятыя недели святых постов… на трапезе же ядим елей, и вино пием, труда ради бывшаго [8]. Нецыи же уставы разрешати точию на вино попущают, на елей же не оставляют. Во святыя же горы типице разсуждает: На святых мученк 40, на Предтечевы главы обретение, в среду крестопоклонную, … ясти два варения со елеем, и испивати по две чаши вина [9]. В Лазареву субботу — елей, рыбная икра и вино суббота святаго и праведнаго Лазаря… на трапезе учреждаемся варение со елеем.
Аще же и икру имамы да дастся коемуждо брату по три онгии [10] : и вино пием [11].
Однако на самом деле суть заключается в очищении тела и души от всего, что может помешать приблизиться к духовному началу. В IV-V веках тех, кто не соблюдал Великий пост, отлучали от церкви на некоторое время Вероучение говорит, что видеть свои грехи — это не обыкновенная способность человека, а дар Божий. И в пост люди становятся способными к восприятию дара.
Пост для верующего — время, когда можно ослабить тело воздержанием и сделать душу более восприимчивой к общению с Богом. В эту неделю православные чтят победу в иконоборчестве. Особое почтение воздают византийской императрице Феодоре Константинопольской, которая восстановила почитание икон в церкви после их запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы.
Он объяснил связь между Богом и миром. Церковь почитает этого святого за его учение и победу в богословских спорах. Третья неделя — Крестопоклонная. В это время поклоняются кресту.
Четвертая неделя — преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой — пример постнической и духовной жизни. Пятая неделя — преподобной Марии Египетской. Святую почитают за ее избавление от развратной жизни с помощью усиленного поста.
Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим. Неделя Ваий — иное название Вербного воскресенья, происходящее от слова «вайи», пальмовых ветвей, которыми устилали путь Христа перед въездом в Иерусалим. В славянских странах альтернативой пальмовых ветвей являются ветки вербы. Седьмая неделя — Страстная седмица.
В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. Как подготовить организм к посту Во время Великого поста православные ограничивают привычный рацион. Поэтому перед постом нужно создать запас белков, чтобы организм не испытывал в них недостатка. Например, как советуют специалисты Роспотребнадзора , ежедневно съедать по яйцу и 150-200 граммов рыбы.
Когда начнется пост, и от того, и от другого придется надолго отказаться. За время подготовки к посту нужно дать организму привыкнуть к большому количеству клетчатки в рационе. За две недели до поста а лучше еще раньше нужно постепенно сокращать количество продуктов животного происхождения и увеличивать долю пищи растительного происхождения в рационе. Также в этот период необходимо употреблять как можно больше кисломолочных продуктов: кефира, йогуртов, простокваши, ряженки.
Однако за неделю до поста следует от них постепенно отказываться. В первые дни поста нужно увеличить порции и количество приемов пищи, так как постные блюда менее калорийные К Великому посту нужно быть готовыми не только физически, но и морально.
Аще кто хощет от мирян и всегда в том посте единою днем ясти кроме суботы и недели достойно добре творит, аще лиже кто пакы и сия выше реченыа презрит еже удржати себе во уставленом правиле на рассуждение тех да есть и отц духовнаго, обаче преобретаются неции от мирян им благопроизволение имуще и усердни к пощению и чистоте и всякое добродетели и таковыии убо в святую Сорокадесятницу рыбы не вкушают от неделю , токмо на праздник Благовещения ….
Состав овощей и фруктов, свежие они употребляются или засушенные, — варьируется в зависимости от времени года. Как мы видим, вся эта пища довольно питательна и полезна, что очень важно. Я посчитал, насколько калорийна такая пища. Если принять «малую питьевую чашечку» как стограммовую, то получается всего около 1150 калорий, без учета хлеба и питья. Суточная норма потребления человека — 2000—2500 калорий, в зависимости от физической нагрузки. То есть норма Типикона — половина обычного рациона. В наших широтах самая доступная пища в пост — картошка, каша, квашеная капуста, соленые огурцы, грибы. Начнем с того, что почти вся эта пища проходит термическую обработку — и по-другому у нас не получается. Дальше, даже если съесть по полкило вареной картошки, квашеной капусты, соленых или маринованных огурцов и вареных грибов — получится на 4 кг еды всего 725 калорий — энергии в полтора раза меньше монашеской нормы. Причем наша пища совершенно не так питательна и полезна, как палестинская. Еще следует учесть, что в наших более северных широтах организм человека больше энергии расходует на согревание. Инжир Какой же выход? Быть рассудительным во всем. Сейчас пользуются популярностью настенные календари, в которых размечено в соответствии с Уставом, в какие дни положено сухоядение, в какие пища без масла, в какие — с маслом. Однако недостаток масла в Палестине с лихвой восполняется употреблением в пищу маслин. Конечно, я не призываю нарушать уставные предписания, а лишь относиться с пониманием к тому, в каких условиях создавался Типикон и в каких условиях мы с вами живем. В пост нужно и испытывать чувство голода, и вставать из-за стола с бодростью, и пережить слова пророка «колени мои изнемогли от поста» Пс. Без этого пост — не пост. Однако не нужно забывать о том, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» Еф. А поэтому нельзя, чтобы тело изнемогало до бессилия. Мне кажется, боговдохновенность составителей Устава проявилась и в выборе рациона для периода воздержания. Ведь могли бы быть одни каши да бобовые, которые Устав, кстати, тоже упоминает. Или капуста, которую Типикон не считает даже за овощ, презрительно называя ее «зелием» С. Но включено в рацион изрядное количество инжира, про который говорят, что это самый полезный плод на планете. Поэтому и нам можно и нужно включать в свой рацион сухофрукты и орехи, пить квас, сладкий чай, компот — для поддержания сил телесных. Как говорят святые отцы, телу нужно давать ровно столько пищи, чтобы оно было в состоянии нести постовые подвиги — молитвы, поклоны, да и наши повседневные труды. Поэтому нужно знать свою собственную меру — чтобы не насыщаться во время трапезы, вставать из-за стола чуть голодным, но чтобы в то же время не подрывать организм неумеренным пощением. Уклонение в ту или другую сторону одинаково вредно. Итак, братья и сестры, важно не только иметь знание, но и уметь рассудительно им пользоваться. Этому да научит нас всех Христос Бог через молитву, которая есть матерь всем добродетелям. Священник Сергий Бегиян 5 марта 2014 г. Цитаты и ссылки приводятся по изданию: Типикон, сиесть Устав. Потом — расход на отдых или на послушания С. Снова собираются в храм в 9 утра и служат часы третий и шестой — и снова расходятся С. Далее собираются в церковь в 15 часов и служат все остальное. Впрочем, Устав позволяет еще раз расходиться после изобразительных.
«Неправильно проведенный пост приведет к надрывно встреченной Пасхе»
И в пост люди становятся способными к восприятию дара. Пост для верующего — время, когда можно ослабить тело воздержанием и сделать душу более восприимчивой к общению с Богом. В эту неделю православные чтят победу в иконоборчестве. Особое почтение воздают византийской императрице Феодоре Константинопольской, которая восстановила почитание икон в церкви после их запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы.
Он объяснил связь между Богом и миром. Церковь почитает этого святого за его учение и победу в богословских спорах. Третья неделя — Крестопоклонная. В это время поклоняются кресту.
Четвертая неделя — преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой — пример постнической и духовной жизни. Пятая неделя — преподобной Марии Египетской. Святую почитают за ее избавление от развратной жизни с помощью усиленного поста.
Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим. Неделя Ваий — иное название Вербного воскресенья, происходящее от слова «вайи», пальмовых ветвей, которыми устилали путь Христа перед въездом в Иерусалим. В славянских странах альтернативой пальмовых ветвей являются ветки вербы. Седьмая неделя — Страстная седмица.
В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. Как подготовить организм к посту Во время Великого поста православные ограничивают привычный рацион. Поэтому перед постом нужно создать запас белков, чтобы организм не испытывал в них недостатка. Например, как советуют специалисты Роспотребнадзора , ежедневно съедать по яйцу и 150-200 граммов рыбы.
Когда начнется пост, и от того, и от другого придется надолго отказаться. За время подготовки к посту нужно дать организму привыкнуть к большому количеству клетчатки в рационе. За две недели до поста а лучше еще раньше нужно постепенно сокращать количество продуктов животного происхождения и увеличивать долю пищи растительного происхождения в рационе. Также в этот период необходимо употреблять как можно больше кисломолочных продуктов: кефира, йогуртов, простокваши, ряженки.
Однако за неделю до поста следует от них постепенно отказываться. В первые дни поста нужно увеличить порции и количество приемов пищи, так как постные блюда менее калорийные К Великому посту нужно быть готовыми не только физически, но и морально. Священнослужители советуют оценить свои силы и не воспринимать пост как подвиг. Перед собой нужно ставить посильные для духа и тела цели.
Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Указания Устава говорит нам о том, что отмена поста в эту неделю была вызвана полемическими целями борьбы иномудрствующими, то есть еретиками, строго постящимися в эту седмицу. В начале был… пост Арцивуриев — это слово является греческой транскрипцией армянского слова «арачаворк», которое, в свою очередь, значит «первый, предваряющий». Данный пост имеет древнее установление и его связывают с именем святого Григория, просветителя Армении. Зеноб Глак, который называет себя учеником святителя Григория и написавший «Историю Тарона», в которой описывается распространение христианской веры в Таронской области у озера Ван, говорит об этом посте следующее: «царь Тирдат, приказал бросить Григория в ров, где он находился в течение 15 лет, а в продолжение этого времени царь, одержимый злыми духами, жил в стаде кабанов, но по повелению Божию, Григорий был изъят из рва царскими вельможами. Затем Григорий наложил пятидневный пост, на хлебе и воде, по окончании которого он крестил царя, воевод, все войско и весь остальной народ».
И до сих пор в армянской церкви этот пост существует. Пост ниневитян У этого поста есть еще одно название — пост ниневитян.
Должни есмы в сей 40-це сохраняти в коейждо седмице три дни, постящеся от елеа и вина, понедельник, среду и пяток. Точию аще случится великий святый, в того бо память разрешаем, и творим за любовь святаго праздника его ради, еже есть сего месяца 16, 25, 30. В те бо дни, аще если во вторник и в четверток, ядим рыбу. В понедельник же, в среду и в пяток, разрешаем точию на елей и вино, рыбы же не ядим, кроме храма. Аще ли единому от сих во обители храм, разрешаем на рыбу и вино.
Введение же Богородицы в кийлибо день случится, аще в среду, или пяток разрешаем и на рыбы. Нецыи же уставы от 9-го числа декемвриа повелевают поститися, и на рыбы не разрешати, кроме суббот, и недель, и храма святаго. От 20-го же числа, даже до 25, аще и суббота и неделя случится, не разрешаем на рыбы [17]. Послабление дается только в навечерие Рождества Христова рождественский сочельник. В этот день пища хотя и принимается один раз вечером, но зато, независимо от дня недели, с елеем и вином И входим в трапезу, и ядим варение со елеем, рыбы же не ядим. Вино же пием, благодаряще Бога [18]. Если навечерие Рождества Христова приходится на субботу или воскресение пища, вкушается 2 раза в день Аще случится навечерие Христова Рождества в субботу или неделю, пост не бывает… В субботу же и неделю литургия бывает во свое время Златоустаго.
По отпущении же снедаем по уломку хлеба, и от вина вкушаем мало, и отходим в келлии своя… По отпусте же… входим в трапезу и ядим совершенно: рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутию с медом: испиваем же и вина в славу божию: в неимущих же странах пием пиво [19]. Успенский пост В понедельник, среду и пятницу — сухоядение. Во вторник и четверг — вареная растительная пища без елея. В субботу и воскресенье — с елеем. Рыба разрешается только в праздник Преображения Господня, независимо от того, на какой день недели он выпадает. Если праздник Успения Пресвятой Богородицы приходится на среду и пятницу, то разрешается только рыба и вино В пост святыя владычицы нашея Богородицы успения, 15 дней кроме Преображения Христова, постимся до 9-го часа дне: понедельник, среду и пяток, сухо ясти: и творим коленопреклонение, даже до причащения.
Четверток Великого канона 17. На этой утрене полностью прочитываются Великий покаянный канон и житие прп. Марии Египетской. Житие разделено на две части: первая читается после кафизмы; вторая — после 3 песни. Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского — главная особенность данной утрени. Эта практика появилась примерно в IX веке, ее предыстория такова.
Что такое Типикон, в чем суть и зачем он нужен современному мирянину
Как поститься в Великий пост? | ↑ Типикон, гл. 32 «О велицей четыредесятнице» и «Начало святаго и великаго поста», гл. 49. |
Великий пост 2024 - правила и календарь питания | Первый, второй и четвертый день Великого поста по Типикону держат строгий пост. |
Посты 4 времен | Понедельник седмицы пятой Великого поста. |
Великий пост в 2024: когда начинается и заканчивается, календарь питания
С читателями ТИА беседует отец Леонид Водолазский, директор Тверской епархиальной православной общеобразовательной школы им. Тихона Задонского. Зачем поститься и почему 49 дней Великий пост или Великая Четыредесятница установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней. Поэтому длительность поста так или иначе связана с числом 40. Фактически же пост длится 49 дней. Дело в том, что Великий пост заканчивается Лазаревой субботой 31 марта , а со следующего дня — праздника Входа Господня в Иерусалим Вербного воскресенья — начинается особая, Страстная неделя, по смыслу самая важная и строгая для верующих. В эти дни христиане вспоминают Тайную Вечерю, предание на суд, распятие и погребение Иисуса Христа. Поэтому с точки зрения воздержания от пищи и развлечений период с 19 февраля по 8 апреля можно рассматривать как единый. Впрочем, религиозные служители поясняют, что Типикон служит ориентиром для постящихся мирян, а не строжайшим законом. Главное в Великом посте — не диета, а самоограничение и духовное очищение.
Диета и пост «Пост начнется — вот и сяду на диету», - такую фразу можно часто услышать в обжористую масленичную неделю.
Во вторник и четверг положена вареная пища с елеем и вином. Относительно количества трапез прямо не говориться, но по общей логике текста из противопоставления понедельнику, среде и пятнице можно заключить о вкушении двух трапез. Это же подтверждается и тем, что в следующей главе, посвященной Успенскому посту, необходимость поститься до 9-го часа дня то есть до 15. В субботу и воскресный день разрешается рыба.
В первые шесть недель на выходных разрешается есть пищу с растительным маслом, по будням — без масла. По понедельникам, средам и четвергам следует употреблять растительную пищу, не обработанную термически сухоядение , а по вторникам и четвергам разрешены приготовленные блюда. Исключения возможны в дни православных праздников. Можно есть рыбу Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим — 28 апреля Можно есть икру Можно есть пищу с растительным маслом День памяти сорока Севастийских мучеников — 22 марта Крестопоклонная среда середина Четыредесятницы — 10 апреля Четверток Великого канона Стояние Марии Египетской — 18 апреля Канун Похвалы Богородицы — 19 апреля Чистый четверг день Тайной вечери — 2 мая Подробнее о том, что разрешается есть во время Великого поста, — в инфографике ТАСС.
Цель поста — духовное очищение перед встречей с Богом в Пасху. Перестройка рациона — лишь вспомогательный элемент. Гораздо важнее перемены в сознании, отношениях с окружающими, поступках. В пост важно: не завидовать, не мыслить высокомерно или эгоистично; заботиться о близких; быть добрым с окружающими, помогать, заниматься благотворительностью; не обманывать, не поучать, не осуждать и не конфликтовать; от чистого сердца благодарить и говорить приятные слова близким; отказаться от вредных привычек. Также с началом Великого поста люди чаще ходят в церковь вообще и на богослужения, молятся, читают Писание, каются. Без этого пост теряет всякий смысл. Если походы в церковь не состыковать с графиком — не беда. Молитесь в пост дома наедине с собой Кстати, когда начинается Великий пост, в монастырях и во многих приходских храмах крупных городов богослужения проводят ежедневно утром и вечером. Что желательно посетить: Великий канон святого Андрея, читается по частям в первые четыре дня первой седмицы недели — 18—21 марта, а также целиком на утренней службе в четверг пятой недели 18 апреля вместе с житием преподобной Марии Египетской — Мариино стояние; Акафист Пресвятой Богородице, читаемый в пятую субботу 20 апреля ; Литургию Преждеосвященных Даров, которая проходит по средам и пятницам. По уставу ее нужно совершать вечером, но на практике она чаще переносится на утро; Литургию Василия Великого в любое воскресенье четыредесятницы первые 40 дней поста или 24 и 31 марта, а также 7, 14 и 21 апреля ; богослужение Вербного воскресенья и другие.
цитата дня
- Благовещение Пресвятой Богородицы | Типикон
- Прихожанин - В пост главное не еда
- Правила постов
- Типикон и инжир
Великий пост — как правильно поститься?
Подробнее об этом мы рассказываем по чуть ниже для перехода к пояснениям нажмите на эту ссылку или просто читайте дальше. Сырная седмица - неделя перед Великим постом подготовительная Чтобы подготовиться к строгому режиму Великого поста, церковный устав предлагает постепенный отказ от привычного ритма и рациона питания - в течение недели, которая предшествует Великому посту. Церковное название этой недели - Сырная седмица, народное - Масленица в этом году масленичная неделя будет длиться с 11 по 17 марта - приглашаем на Блины и блинчики. Обращаем ваше внимание на то, что Сырная неделя которая совпадает Масленицей - это не про веселье, весну и костры, а про подготовку пищеварительной системы человека к длительному посту.
Освященное коливо благословляется и раздается прихожанам как поддержка на их пути соблюдения поста. Что можно есть в первую седмицу? Церковные правила в отношении питания в Великий пост достаточно строги, особенно в первую седмицу: в понедельник есть запрещено во вторник и четверг можно есть вареную пищу, приготовленную без масла среда и пятница - дни сухоядения, то есть употреблять можно только те продукты, которые не подверглись термической обработке в субботу разрешается употреблять в пищу постное растительное масло. Обычные люди миряне зачастую не отказываются от растительного масла, а также фактически не практикуют сухоядение. Если кратко, в пост можно есть все, кроме: мяса и мясных продуктов сосиски, например, или колбаса рыбы кроме дней Благовещения и Вербного Воскресенья яиц молока. Если вы решили держать пост с соблюдением этих правил, следует также обращать внимание на состав продуктов, которую вы покупаете: нередко в готовых продуктах, даже которые кажутся на первый взгляд постными, содержатся животные жиры. ВАЖНО: Богословы, священнослужители и врачи не рекомендуют усердствовать с соблюдением поста тем, для кого он может быть опасен с медицинской точки зрения. Начинать пост в первую седмицу нужно с осторожностью, чтобы не навредить организму. Для этого следует придерживаться простых правил: распланируйте приемы пищи и заранее составьте меню пейте побольше воды, чтобы избежать обезвоживания снизьте физическую нагрузку, если чувствуете, что вам не хватает энергии.
Ввиду такого значения этого поста, а он обладал большой нравственной силой, его соблюдение вызвало ответную реакцию Православной Церкви. Но, тем не менее, многие православные авторы, такие как Николай Грамматик, Никон Черногорец пытались ослабить полемический настрой этой недели, без нарушения строгости церковных правил, разрешением поста в среду и пятницу только в тех местностях, где жили армяне, чтобы избежать подозрения в солидарности с ними. Появившись вероятно в Малой Азии и Палестине, эта практика разрешения поста проникла в Иерусалимский устав. А отсюда она распространилась на всем православном Востоке, сделавшись общецерковной традицией. Но до сих пор канонического постановления или авторизированного соборного определения нет, а потому Никон Черногорец был прав, написавши: «о посте его постят Армении арциурия ради, во святых соборе ничтоже о сих воспомянует». Николай Грамматик в своем отзыве об этом посте идет дальше и осуждает самовольно разрешающих себя от поста в среду и пятницу. Если они, говорит Николай, происхождения армянского, то хорошо делают, разрешая себя от поста, уничтожая этим всякое подозрение, а если же происходят от православных предков, то предлог для разрешения поста не имеет силы. Причины забыты Сейчас причины установления сплошной семдицы фактически забыты, но сам пост остался, и остался он как вызов Армянской церкви православной Византии.
Особое же благословение нужно брать не на сам пост, а на то чтобы его нарушить по тем или иным объективным причинам, например по болезни. И потому те, кто не может поститься в полной мере, в Прощеное Воскресенье испрашивают у духовенства благословения на послабление поста. Когда больному человеку разрешается не соблюдать постБольные иногда могут быть освобождены от поста: "Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не поститься во святую Четыредесятицу перед Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен" Апостольские правила. Правило 69. При этом ни виды болезни, ни степень ее тяжести не указываются. Решение этого вопроса надо предоставить духовнику. Если его нет, тогда — своей христианской совести. Является ли грехом супружеская близость в дни Поста 2023Библейское понимание поста подразумевает для людей, находящихся в браке, и воздержание от физической близости. Это — одна из характеристик поста, но с оговоркой, которую не я, но Дух Святой через апостола Павла в Послании говорит: это воздержание должно быть при трех условиях. Первое: обоюдное согласие. Именно, чтобы оба выразили согласие, а не одна сторона. Второе: воздержание должно быть для цели поста и молитвы. То есть не воздержание само по себе ценно, а воздержание, чтобы усилить пост. И третье: время воздержания должно быть оговорено обоими супругами. Великий пост долгий. Весь Пост — о воздержании, а моя вторая половина говорит — "нет". Значит — нет. Сколько мы будем с тобой воздерживаться? Вторая половина говорит: "С тобой? Ровно полтора суток". Ну, и, слава Богу, что так мало, вот и хорошо — не мучиться. Сильный должен дать возможность слабому назначить время.
Первая седмица Великого поста 2024: что нужно делать, как называется в народе и в чем ее важность?
В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом. Нарушившим Великий Пост хотя бы вкушением рыбы, кроме положенных двух Праздников, Типикон возбраняет Причастие в Святую Пасху и предписывает еще две недели покаяния. Разъяснение правил Типикона (церковного устава) о Великом Посте.
Великий пост в 2024 году
О мирянах Типикон вспоминает лишь в указании о полной отмене поста в сам день Рождества Христова. Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. В первый день Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает полностью воздерживаться от пищи.
Первая седмица Великого поста 2024: что нужно делать, как называется в народе и в чем ее важность?
Великий Пост – важнейший покаянный период христианского календаря, предназначенный для подготовки верующих к празднованию Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Правила трапезы для христиан в Великий пост предписывает Церковный Устав или Типикон. Первое воскресенье Великого поста – один из немногих дней в году, когда он брал в руки толстенный фолиант, глубокомысленно его раскрывал на известной странице и торжественно зачитывал настоятелю. Здесь есть и «месяцеслов» — аналог нашего современного календаря, — и правила служения служб Великого Поста и Пасхального периода, а также главы, посвященные всему спектру возможных вариантов соединения служб. Древние монахи, установившие Типикон, в пост занимались только молитвой. Великий пост делится на две основные части – Четыредесятница (40 дней) и Страстная седмица.
Будьте с нами:
- архимандрит Савва (Мажуко) о типиконе, посте и не только: sauserful — LiveJournal
- Великий пост — как правильно поститься?
- Особенности поминовения Великим постом
- Четверток Великого канона
Что разрешается есть в Великий пост
Великий пост Великий пост начинается на Сырной седмице Маслянице. Устав предполагает с Сырного мясопустного понедельника воздержание от мяса, прочая же пища вся дозволяется. Причем эта седмица — сплошная. Это означает, что молочные продукты и яйца можно употреблять также в среду и пятницу. В отношении количества трапез во все дни, кроме среды и пятка положено две трапезы. В среду и пяток положена одна трапеза вечером «в 9-й час» глава 35 , то есть около 15. В Неделю сыропустную Прощеное Воскресение совершается заговенье. Положено две трапезы и «по вечерни же в трапезе бывает утешение братии» лист 407, стр. Первая седмица Великого поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы. Устав предлагает два варианта поста на этой седмице — основной палестинский и афонский. Первый чин предполагает следующий порядок трапезы: 1.
Понедельник и вторник — полное воздержание от пищи и пития. Лист 415, стр. В среду одна трапеза после Вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров. В четверг — полное воздержание от пищи и пития. В пятницу однажды в день вкушается вареная пища без масла. Произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду» лист 424об, стр. Также Типикон указывает на традицию монастыря св. Саввы Освященного вкушать в сей день ради памяти св. Феодора Тирона вино и елей. Однако эта традиция обозначается как отвергнутая: «но не творим сего ныне за честность дне» там же.
В специальной главе Типикона, посвященной Великому посту глава 32 , приводится первый чин Палестинского монастыря св. Саввы Освященного , но чуть подробнее относительно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни то есть после 9-го часом дня по Византийскому времяисчислению, что примерно соответствует с 14. Второй чин Афонский предполагает следующее: 1. Понедельник — полное воздержание от пищи. В пятницу — отдельного указания нет, следовательно так же, как предписывает палестинский устав см. В субботу Первой седмицы количество трапез в Типиконе специально не оговорено. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы. Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой.
Такой принцип «действия по умолчанию» в принципе характерен для Типикона. В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. В Неделю первую Великого поста, то есть в Воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином — по две чаши. Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого поста. В прочих седмицах Типикон глава 32 предписывает в будние дни с понедельника по пятницу воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, то есть около 15. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говориться, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза. Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час. В Праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи, случившийся в Великий пост, положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином.
Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется. В предпраздненство Благовещения накануне праздника , если оно приходится до Лазаревой субботы, разрешается вареная пища с вином и елеем. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна. В сам Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случиться Благовещение, дозволяется вино и елей трапеза полагается одна. Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино. В четверг пятой седмицы Великого поста Стояние преп. Марии Египетской положена одна трапеза в 9-й час около 15.
Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается там же. В пятницу той же седмицы перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» стр. Трапеза же полагается одна в 9-й час. Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи причем безотносительно дня недели , но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду на преполовение поста , в четверг и пятницу пятой седмицы на Стояние преп. Марии Египетской и на Похвалу Богородицы. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей.
Праздники Месяцеслова, приуроченные к воскресным дням. В том числе — Неделя Всех святых, в земле Российстей просиявших. В песнопениях Недели всех святых Церковь напоминает нам о подражании подвигам и добродетелям святых. Неделей воскресеньем всех святых оканчивается Цветная Триодь и начинается ежедневное пение Октоиха. Богослужебная книга Октоиха употребляется с понедельника после Недели всех святых до пятой недели воскресенья Великого поста включительно.
Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется. В предпраздненство Благовещения накануне праздника , если оно приходится до Лазаревой субботы, разрешается вареная пища с вином и елеем. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна. В сам Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случиться Благовещение, дозволяется вино и елей трапеза полагается одна. Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино. В четверг пятой седмицы Великого Поста Стояние преп. Марии Египетской положена одна трапеза в 9-й час около 15. Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается там же В пятницу той же седмицы перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» стр. Трапеза же полагается одна в 9-й час.
Саввы Освященного , но чуть подробнее относительно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни то есть после 9-го часом дня по Византийскому времяисчислению, что примерно соответствует с 14. В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп то есть горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов с медом». Второй чин Афонский предполагает следующее: Понедельник — полное воздержание от пищи. Во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре хлеба и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом» лист 415, стр. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы. Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой. Такой принцип «действия по умолчанию» в принципе характерен для Типикона. В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение т. Вина же испиваем по чаше» лист 425 об, стр. В Неделю первую Великого Поста, то есть в Воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином — по две чаши. Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста. В прочих седмицах Типикон глава 32 предписывает в будние дни с понедельника по пятницу воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, то есть около 15. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говорится, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза. Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час. В Праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи, случившийся в Великий Пост, положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется. В предпраздненство Благовещения накануне праздника , если оно приходится до Лазаревой субботы, разрешается вареная пища с вином и елеем. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна. В сам Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случится Благовещение, дозволяется вино и елей трапеза полагается одна. Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино. В четверг пятой седмицы Великого Поста Стояние преп. Марии Египетской положена одна трапеза в 9-й час около 15. Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается там же В пятницу той же седмицы перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» стр. Трапеза же полагается одна в 9-й час. Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи причем безотносительно дня недели , но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду на преполовение Поста , в четверг и пятницу пятой седмицы на Стояние преп. Марии Египетской и на Похвалу Богородицы. В Лазареву субботу помимо вареной пищи с елеем и вином разрешается рыбная икра «аще имамы», то есть если есть возможность, по три онгии то есть по 100 гр.
Великий пост в 2024 году
Пост, яблоки и Типикон - Игумен Силуан (Туманов) | Правила поста регулирует Типикон — церковный устав, который изначально был составлен для монастырей. |
Посты 4 времен. Толковый Типикон. Часть I | В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает полностью воздерживаться от пищи. |
Пятая седмица Великого поста | Рождественский и Петров посты они решили упразднить, а Великий Пост сделать на пару недель короче – поскольку народ все равно не постится. |
Питание в Великий пост 2024 г. - разрешенные продукты | В специальной главе Типикона, посвященной Великому Посту (глава 32), приводится первый чин (Палестинского монастыря Освященного), но чуть подробнее относительно первых трех дней. |