Память святых мучениц и исповедниц: боярыни Феодосии, во иночестве Феодоры, и сестры ее княгини Евдокии, Иустины и Марии, во граде Боровске пострадавших за Правоверие в ХVII. Пузовские мученицы – блаженная Евдокия и три ее келейницы Дарья, Дарья, Мария – до конца пронесли свой крест в короткой, но нелёгкой земной жизни. Евдокия Илиопольская — раннехристианская святая, почитаемая как преподобномученица. Память в православной церкви совершается 1 (14) марта, в католической церкви — 1 марта. Когда начал инок свое псалмопение, Евдокия тотчас же проснулась и, лежа на постели, слушала все до самого конца чтения.
Преподобномученица Евдокия
Предвидела свою мученическую кончину. После доноса об укрывательстве дезертира и агитации против Красной Армии ворвавшиеся в келью Евдокии солдаты издевались над ней, избивали ее, выкидывали и топтали ногами иконы. На площадь согнали народ, и командир отряда устроил судилище, потребовав проголосовать за казнь. Утром 18 августа к Евдокии разрешили прийти священнику Василию Радугину, который приобщил ее Святых Таин вместе с келейницами Дарией Улыбиной, Дарией Тимагиной и Марией, решившими разделить участь наставницы. Когда Евдокию Шейкову везли на телеге к месту расстрела на сельское кладбище, келейницы прикрывали ее от ударов своими телами.
Но на накануне свадьбы ей было видение: так и остаться на роду венчанной девой… С самого начала XX века, около 80 лет, она несла свой Крест — Христа ради юродивой. У нее не было ни кола, ни двора, ни семьи, ни угла. Родители ее, Иоанн и Агафья, погибли, когда Дуняша была совсем маленькой. В смутные времена неверия и богоборчества Евдокию признавали «психически не здоровой, запрятывая ее в «психушку». Но слава о ней, как о необыкновенной прозорливице, молитвеннице и целительнице, распространялась из уст в уста.
Сами врачи в лечебнице приходили к ней с поклоном за помощью. Никому Матушка не отказывала. Многие, после излечения, обретали Веру. Нo не любила Евдокия людей льстивых, старалась отойти от них. Говорила: «Бойтесь людей, хвалящих Вас». Тех же кто ругал и бранил ее, наоборот, ласково привечала. Особенно памятны события начала ВОВ. Известна история о том, что Евдокия Ивановна заверила руководство Тулы: «Немец не войдет, я ключи спрятала». Действительно, немцы не смогли прорвать оборону Тулы.
Иногда смысл сказанного, становился понятен только спустя некоторое время. В тяжелые времена ВОВ к ней шли со своими вопросами и опасениями люди, чтобы узнать о судьбах отца и сына, брата или мужа, от которых не было никаких вестей, ища в ней последнюю надежду… В Заречье, где Дуняша жила на улице Галкина, одна мать давным-давно не получала писем от сына — танкиста. За иконкой была спрятана чернильница. Мать написала письмо на фронт и получила вскоре ответ от командира части, который писал, что её сын жив, но ранен и лежит в госпитале.
Вскоре ушла Евдокия Урусова. И дома, сидя за обеденным столом, князь Петр Урусов рассказал жене о совете царском, а завершил рассказ словами Господними из Евангелия: «Не убойтеся от убивающих тело и по том не могущих лишше что сотворити». Евдокия услышала эти слова с радостью и отпросилась у мужа вернуться в дом Феодоры и, придя к Феодоре, уже не отлучалась от нее. Когда в дом пришли посланные царем, Феодоре и Евдокии велено было, для начала, перейти из верхних комнат боярского дома в подклетный этаж дома прислуги.
Сын Иван спускался с матерью по лестнице, затем, провожая ее и выйдя во двор, поклонился ей и вернулся в терем. С этого эпизода начинается заточение святых страдалиц, окончившееся только с отшествием мучениц к Вечному Покою — Христу. Вскоре принесли их так и не желающих ходить «путем нечестивых» в палату собраний Чудова монастыря, где их ждал митрополит Крутицкий Павел — рьяный сторонник реформ и один из организаторов утвердившего эти реформы собора 1666-1667 года, а с ним и другие «официальные лица», — и стали их опять «истязать» о вере — сначала инокиню, затем княгиню. Митрополит увещевал Феодору, совестил её юным сыном. Но и он услышал от инокини Феодоры: «Христу живу аз, а не сыну». Затем приведена была княгиня — и тут не преуспел митрополит. После этого «истязания» возложены были на страдалиц длинные цепи, на одном конце имеющие «огорлие» ошейник , на другом же — тяжелые полена — колоды. Увидев цепи, мать Феодора осенила себя Крестным знамением и поцеловала ошейник, славя Бога за то, что сподобил её «Павловых уз».
В узах, с колодами, посадили ее на дровни и повезли в «следственный отдел» на подворье Псково-Печерского монастыря в Белом городе район нынешней Смоленской площади Москвы , как повествует «Сказание», через ворота под «царские переходы»; полагаем, речь идет о называвшихся на тот момент Иверскими позже и доныне — Воскресенскими воротах в Китайгородской крепостной стене. Зная, что царь наблюдает с галереи ворот за «перевозкой заключенной», Феодора сложила десницу в двоеперстие и «высоце вознося, Крестом ся часто ограждала, чепию же такожде часто звяцала», — и видел царь, что не только не стыдится боярыня Морозова своего «упорства», но наоборот, «зело услаждается любовию Христовою и радуется о юзах». Кстати, этот момент взят был за основу русским художником Василием Суриковым при написании им знаменитой картины «Боярыня Морозова». Воскресенские, или Иверские, ворота. XVI в. Надстроены в конце XVII в. Современный вид Княгиню же Урусову, подобным же образом обложив цепями с колодами, свезли в стародевичий Алексеевский монастырь в Чертолье «под крепкий начал», где пытались насильно «водити в церковь», чему страдалица противилась, переставая ходить и укладываясь на землю, раздражая монахинь, нередко побивавших ее за это. Еще одна из обитавших в боярском доме Морозовых, Мария Герасимовна Данилова, жена стрелецкого головы Иоакинфа Ивановича Данилова, когда сгустились тучи над этой домашней церковью, бежала на Дон, но была задержана там по некоему доносу и привезена обратно в Москву; и точно так же, будучи вопрошена о догматах веры, похвалила веру православную, а нововведения патриарха и царя не приняла, за что была так же закована в цепи.
Тем временем власти усиливают надзор за ближним окружением боярыни Морозовой; так, сына боярыни, Ивана Глебовича приказано было блюсти с особой заботой. Трудно сказать, насколько бережной и положительной была эта забота, но отрок, проводив мать, разболелся и слег. Призваны были лекари, да так залечили парня, сообщает «Сказание», что тот скончался. Сообщил матери о смерти сына присланный поп-никонианин, который бессовестно применил к ней слова псалма 108: «Да будет дом его пуст, и в жилище его да не будет живущаго; да будут чада его в пагубу», и прочее — якобы за непослушание ее «истине» несет она проклятие от Бога. Страдалица не слушала «буести» попа, а упала перед образом Спасителя и рыдала о сыне, «воспущающе надгробные песни», возможно, «плачи», и трудно было тому, кто слышал ее, не плакать вместе с нею. Инокиня Феодора боярыня Морозова на допросе. Художник Б. Кисельников В тот год сподобилась мать Феодора, будучи «в юзах и за крепкою стражею», Причастия Святых и Божественных Таин через руку преподобного Иова Льговского, на виду у стражи, благоговейно пропустившей старца-священноинока, явившегося к страдалице и затем также спокойно ушедшего.
Смерть Ивана Глебовича развязала руки царю; с матерью бесчадною легче расправиться. Имение Морозовых было всё роздано боярам и распродано. Саму же инокиню Феодору возили еще раз в Чудов монастырь, где по указу царскому с нею беседовал патриарх Питирим после Никона и Иоакима II патриарх московский и вся Руси , говорил ласково и пытался ее причастить, но исповедница отвечала отказом; тогда он пытался сделать это силой и натолкнулся на еще большее сопротивление. Кончилось тем, что патриарх, «ревыи аки медведь», приказывал волочить «каторжницу» по лестнице вниз, обратно на Печерское подворье, что и было сделано.
После была переведена в павильон смотрителем зала. Когда началась Великая Отечественная Война, матушке Евдокии было 23 года, в Институте лекарственных трав в качестве лаборанта она изготавливала травы и лекарства для фронта, усердно работала на трудовом фронте: заготавливала лес для отопления, копала заграждение против танков врага.
За свою жизнь матушка удостоилась пяти медалей, две из которых: «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. После войны матушка вернулась в 1956 году в Москву, где устроилась гардеробщицей в МГУ.
Использованные материалы
- День святой Евдокии: праздничные обряды и традиции, образ Евдокии у славян
- День святой Евдокии Илиопольской: что можно и нельзя делать, приметы
- Житие и страдание святой преподобной мученицы Евдокии. Жития Святых — месяц март
- Восемь строгих запретов в праздник Огуречницы и день почитания мученицы Евдокии
День святой Евдокии: что нельзя делать 17 августа
Печать 25 мая празднуется день памяти рождения мученицы Евдокии Мартишкиной. Через год после Октябрьской революции советская власть расстреляет ее мужа, а через 10 лет настанет и ее очередь. В 1937-ом году Евдокию Мартишкину арестуют, обвинив в абсурдных, на взгляд современного человека, «преступлениях»: была церковницей, членом повстанческой организации, вела пораженческую агитацию… Евдокия Петровна Мартишкина родилась 1 марта 1880 года в селе Габлицы Гиблицы Касимовского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Муж Евдокии Петровны был расстрелян в 1918 году как участник крестьянского восстания в Касимовском уезде.
Как целебны сухарики из чугунка преподобного Серафима , так и Дунюшкины сухарики часто приносили людям исцеление и облегчение болезней. Дуня некоторым за голову подержится, и боль проходит.
Ходили и спрашивали Дунюшку и о бытовых делах: у кого лошадь пропадет или корова. Все поля обошли! Бегите, она у ворот стоит». Идут, а лошадь у ворот стоит. Вот чудо!
Воистину и горы могут переставлять такие святые люди, как Дунюшка. Изгоняла она и бесов, как в простонародье говорят — лечила порченых. Приходили к Дунюшке со всех сторон со слезами, от нее никто не уходил не утешенным. Поучения и наставления Много открывал Господь Дунюшке. И поэтому она помогала людям наставлениями, необходимыми для их спасения.
Это та мудрость, которой не обучают в светских учебных заведениях. Как и апостол Павел говорит: «Проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы» 1 Кор. Великое дело помогать больным и страждущим, поэтому доктор — очень хорошая профессия. Дунюшка говорила: кто больного жалеет, крест должен нести, то есть служить для его нужд и днем и ночью, отвергшись себя. Но все же Дуня не велела никому обращаться к врачам: идите в монастырь, примите Святые Дары причастие , воду святую пейте.
Велела мазаться освященным маслом и сама никогда к врачам не ходила: «Разве Бог не исцелит? Бог что раньше, что теперь — одинаково». Нам же, маловерам, необходимой бывает, конечно, и врачебная помощь. Но если кто непоколебимо тверд, то терпение болезни и благодарение за неё Богу вменяется в подвиг. Велела Дунюшка творить милостыню: «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут» Мф.
Кто имеет корову — велела подавать молоко: «Хоть стакан, а подай». Говорила: «Когда жнешь — «Богородицу» читай, а когда пояс ткёшь — читай «Отче наш». Заповедь — «не укради» — Дунюшка объясняла на разных примерах: кто пашет, не трогай чужого, не переноси межу, лучше пусть твоё останется, а то целый год милостыню за другого будешь давать; кто торгует — не обвешивай, а лучше немного завесь не в свою пользу; кто сдает квартиру — не бери дорого, а по силам, а то будешь вор; если дешево с обманом купишь что, тоже говорила — вор. Строго запрещала она чужое у себя утаивать и от них милостыню не принимала. Не любила Дуня нотное и быстрое пение, когда пропускали слова: разве святые отцы писали здесь, чтобы слова-то оставлять?
Отец Софроний — новый Дунюшкин духовный наставник — не велел на клиросе петь мужчинам и девушкам, говорил: «Сено с огнем не лежит; не принято Богом это богослужение». Дуня говорила: есть пост не в пост, и молитва не в молитву, и послушание не в послушание; если постишься, то и мягкий ржаной хлеб не ешь, и досыта не вкушай. Если ты постишься и один день не ешь, а на другой приготовишь себе хорошую пищу, такой пост Бог не примет. Если ты молишься для людей, чтобы тебя видели, а на душе у тебя этого нет, это не молитва: «Ты же когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. А послушание, если ты исполняешь его так, что тебе легко, это не послушание, а то послушание принято у Господа, которым Бог благословит.
За непослушание Господь попускает болезни. Говорила Дуня: человек спасения ищет, а спасение — человека. Друг к другу идут, и друг друга не найдут. Потому что милостивый Господь постоянно ставит нас в такие условия, чтобы мы сотворили добро, но человек всегда легче склоняется ко злу. Очень велела охраняться от тайноядения.
Она говорила: от него корень злобы вырастает, человек все равно, что змею глотает. Сам Господь в Евангелии запрещал разводиться с женами, кроме вины прелюбодеяния: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» Мк. И Дуня строго наказывала исполнять эти слова. Особенно Дунюшка любила монастырских людей и духовенство. Я, говорит, их считаю как ангелов.
И поэтому велела им особенно строго к себе относиться: монахиням девство хранить, а если кто падет, то лучше до трех раз пасть, а не выходить замуж. Лучше покаяться, и опять Богу служить. Тело свое не велела показывать и в баню не благословляла со всеми ходить, а холодной водой мыться. В пище советовала воздерживаться. Женщинам руку не позволяла никому давать, кроме как под благословение подходить.
На мужчин возбраняла смотреть, а смотреть вниз. По кельям она тоже не разрешала ходить. Монах выйдет из кельи — в келью войдет не такой. Вот и Дуня велела чтить начальников монастырским людям. К службе наказывала ходить неопустительно.
Женщинам в нечистоте к службе не позволяла ходить до шести дней. Плакала Дунюшка, если кто волосы стрижет из монашествующих. За трапезой не разрешала говорить ни слова, и все везде и всегда ограждать крестным знамением. И одеваться, и обуваться, и спать ложиться — ограждать и окна, и двери — это и мирским — и скотину ограждать вечером и утром. Не разрешала часто посещать женские монастыри монахам и наоборот.
Человек, приходя в монастырь, отвергается всего ради Господа, поэтому Дунюшка велела терпеть все скорби, как бы трудно ни было, но из монастыря в монастырь не переходить — какой Бог крест послал — терпи: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Предвидение смерти Господь заранее открыл Дуне, какой смертью она умрет. И она очень переживала. Ведь сам Сын Божий прежде своих страданий, когда молился в Гефсиманском саду, сказал: «Душа моя скорбит смертельно» Мк. И, зная о своих крестных страданиях, Дунюшка добровольно идет на смерть за Христа.
Но тем светлее мученический венец. Когда звонили в колокол, Дунюшка лежала недвижно: «Глас Господень, чтобы о рабах молились. Господи, какие люди счастливые! Помрут — звонят, а меня как скотину в яму свалят! Если враг греховные страсти побежден, он будет действовать через других людей».
Не смог лукавый победить Пузовских подвижниц, и тогда воздвиг на них нечестивых людей. В Глухове жил некий Илья. Вначале он много ночами молился, постился. Поставил часовню. Затем уехал на Афон.
Принял схиму. Через два года вернулся и привез с собой много всякой святыни. Гордость и тщеславие — то, из-за чего пал первый ангел денница, и стал гнусный диавол. И здесь подстерегало Илью то же искушение. Стали его почитать за святого, спрашивать у него совета.
Ведь, действительно, подвизаясь на Афоне, он стяжал дары Духа Святаго. И не смог устоять — возгордилось сердце Ильюшино. Сделался он игрушкой в руках нечистых духов. Как сейчас говорят — впал в прелесть. Сребролюбие довершило дело.
Уехал Ильюша в Москву, все продал и завел торговлю. Через три года вернулся он обратно в село Пуза и стал развратно жить. Люди думали, что он просто блажит. Затем его взяли на военную службу.
Читать все поздравления 3 Что подарить на именины Набор подушек. Набор подушек в виде букв имени станет оригинальным и уместным подарком к этому празднику.
Выбирайте цветовую гамму и текстуру подушек в соответствии с дизайном гостиной или спальни. Держатель для сумки. Держатель для сумки станет полезным предметом, который позволит удобно расположить личные вещи в кафе или на рабочем месте.
Николай, со святыми на полях» кон. XII - нач. XIII в. В правой руке святая держит крест, левая перед грудью раскрыта в молении ладонью вовне. В паре с Е. Щукина 2-я пол. XVI в. Образ Е. Троицы в с. Троица-Бор ныне пос. Борисоглебский Борисоглебского р-на Ярославской обл. XVIII в. В рус.
Евдокия. Что можно и нельзя делать по народным приметам 14 марта
Святая Евдокия за свои монашеские подвиги, за добрые дела и за мученическую смерть заслужила венец в Царствии Небесном. Суворовские мученицы блаженная Евдокия (Авдотья или Дуня) и три ее келейницы — Дарья Тимагина, Дарья Улыбина и Мария до конца пронесли свой крест. Тропарь мученицам Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной. 14 марта 2023 года отмечается день Евдокии Свистуньи, православная церковь вспоминает святую Евдокию Илиопольскую, раннехристианскую мученицу. На третьем фото крест преподобной мученицы Евдокии из общей могилы святых Пузовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии.
Арзамасский Николаевский женский монастырь
Святая мученица Евдокия Семеновна Назина родилась в 1902 году в селе Бурминка Новодеревенского района Рязанской области, в крестьянской семье. Преподобная мученица Евдокия со дня своего крещения прожила 56 лет и приняла мученическую кончину чрез усечение главы в первый день марта при правителе Викентии. Главная» Новости» 14 марта праздник евдокия. 18 августа Церковь чтит память святых мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии, подвизавшихся в конце XIX – начале XX веков в селе Страхово Пузо (ныне – Суворово). 18 августа Церковь чтит память святых мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии, подвизавшихся в конце XIX – начале XX веков в селе Страхово Пузо (ныне – Суворово).
Где находятся мощи святой
- Новомученики_ день за днем. Мученица Евдокия Мартишкина. Рассказывает митр. Анто
- Дария Улыбина
- 18 августа – день памяти Пузовских мучениц
- Жизнь до покаяния
3 марта на 106-м году жизни отошла ко Господу схимонахиня Евдокия (Микула)
Мученица Мария до того, как прийти к Евдокии, была замужем. Мученица Евдокия Александровна Шейкова родилась 11 февраля 1856 года в селе Пуза Ардатовского уезда Нижегородской губернии (ныне село Суворово Дивеевского района) в. Святая Евдокия, бывшая самарянкой из города Илиополь Финикии Ливанской, изначально была далека не только от христианства, но и вообще от любых добродетелей.
Церковь вспоминает преподобномученицу Евдокию
В детстве посещала с паломниками Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую пустынь, Серафимово- Дивеевский и Серафимо-Понетаевский монастыри. В 20 лет после тяжелой болезни девушка осталась парализованной. Когда стало ясно, что ходить Дуня больше не сможет, родные сделали в избе ее родителей лежанку из досок, постелили на нее портянки, а под голову девушке положили зипун. За расслабленной стали ухаживать молодые крестьянки. Вместе с послушницами-келейницами Евдокия создала подобие иноческой общины. Она несла подвиг юродства, вела строгую молитвенную жизнь. Основную часть времени Евдокия с келейницами их в селе называли хожалками посвящала молитве. Молились с пяти утра до двенадцати дня, с отдыхом по двадцать минут. Девицы пели тропари и кондаки Царице Небесной и святым, читали Псалтырь, Святое Евангелие, каноны и акафисты. Во время молитвы все обязательно клали поклоны. Вечером, с восьми часов и до полуночи, снова творили молитву.
Очень любила Евдокия церковные песнопения. Из-за своей немощи Дуня не могла посещать храм, поэтому местные священники протоиерей Василий Радугин служил в Успенском храме с 1877 по 1923 год и иерей Иоанн Рыбаков служил с 1904 по 1916 год в праздники приходили к девушкам со Святыми Дарами и причащали их на дому.
После смерти родителей воспитывалась в семье дяди - церковного старосты.
В детстве посещала с паломниками Саровскую Успенскую мужскую пустынь , Серафимо-Дивеевский и Серафимо-Понетаевский женские монастыри. В 20 лет после тяжелой болезни осталась парализованной. Вместе с послушницами-келейницами создала подобие иноческой общины.
Вела строгую молитвенную жизнь, несла подвиг юродства. Очень любила церковные песнопения. Стала известна подвижничеством, даром целительной силы и провидения.
Предвидела свою мученическую кончину. Около Дуни составилась духовная коммуна из нескольких девушек.
С тех пор он никогда не забывал милости Божией, явленной ему, и стал на путь покаяния. Прошло немного времени, как последовало другое испытание. Жители Илиополя донесли правителю Аврелиану, что, приняв христианство, Евдокия якобы скрыла в монастыре свои богатства.
Аврелиан послал отряд воинов, чтобы изъять эти мнимые сокровища. Однако в течение трех дней воины тщетно пытались приблизиться к стенам обители: невидимая сила Божия охраняла ее. Аврелиан снова послал воинов к монастырю, на этот раз под водительством своего сына. Но в первый же день пути сын Аврелиана сильно повредил себе ногу и вскоре умер. Тогда Филострат посоветовал Аврелиану написать преподобной Евдокии, моля ее оживить юношу.
И Господь по Своей бесконечной милости молитвами святой Евдокии вернул юношу к жизни. Став свидетелями великого чуда, Аврелиан и его ближние уверовали во Христа и крестились. Когда усилились гонения на христиан, преподобную Евдокию схватили и привели на мучения к правителю Диогену. Истязавший ее военачальник Диодор получил известие о внезапной смерти своей жены Фирмины. В отчаянии он бросился к святой Евдокии с просьбой помолиться об умершей.
Преподобномученица, исполненная великой веры, обратилась к Богу с молитвой и испросила у Него возвращение Фирмины к жизни. Воочию убедившись в силе и благости Господа, Диодор и Диоген уверовали во Христа и через некоторое время крестились со своими семьями. Преподобная Евдокия некоторое время жила в доме Диодора и просвещала новообращенных христиан. Однажды единственный сын некоей вдовы, работая в саду, был ужален змеей и умер.
Монахиням не разрешали пользоваться водой с водокачки, и им приходилось ходить пешком на реку. Но в самой обители сестры по-прежнему жили обычным монастырским укладом, храмы еще не были закрыты, богослужения продолжались. В 1920 году святые мощи преподобного Серафима Саровского были публично вскрыты и через несколько лет переданы в музей атеизма на поругание. Так сам батюшка своей плотью разделил страдание со всей Церковью. Открылось значение предсказания старца: «Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота, как горох, посыплются» В 1927 году открылось значение известного предсказания старца Серафима: «Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота, как горох, посыплются» — на праздник Рождества Богородицы безбожная власть начала разгон монашествующих, и в недельный срок монастырь был закрыт. В праздничной проповеди на ранней Литургии епископ Дмитровский Серафим Звездинский сказал сестрам: «Монастырь закрывается, но монашества с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена Чаша — и кто как ее выпьет, насколько достойно? До сих пор вы горели одной общей свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь». Поселились они в основном в окрестных деревнях и в самом Дивееве, игумения после освобождения с некоторыми сестрами — в Муроме. Для большинства из них начался крестный путь исповедничества, многих ждали аресты, ссылки, каторжные работы… Среди святых, прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Дивееве особо почитаются шестеро угодников Божиих из числа сестер и духовенства монастыря, а также два архипастыря, чья жизнь Промыслом Божиим оказалась неразрывно связана с обителью, и мученицы, пострадавшие в селе Суворово, что недалеко от Дивеева. Семья святителя принадлежала к одному из самых знаменитых дворянских родов Костромской губернии. После встречи со святым праведным Иоанном Кронштадтским в 1878 году все важнейшие жизненные решения будущий митрополит принимал только с его благословения. Вскоре после рукоположения 28 февраля 1893 года молодой священник Леонид Чичагов захотел посетить Саровскую пустынь — место подвигов преподобного Серафима, тогда еще не прославленного. Он провел там несколько дней в молитве и побывал везде, где подвизался старец Серафим. Старица передала ему повеление преподобного Серафима: составить «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» После Сарова отец Леонид прибыл в Дивеево, где посетил блаженную старицу Пашу Саровскую, которая неожиданно для него передала ему повеление преподобного Серафима на составление «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». С верой в помощь батюшки Серафима отец Леонид решился издать этот труд, дающий полную картину жизни и подвигов преподобного и значения его для религиозной жизни народа, и поднести императору, чем и будет исполнена воля святого старца. Священномученик Серафим Чичагов После смерти супруги, оставив четырех дочерей на попечение доверенных лиц, летом 1898 года отец Леонид принял монашеский постриг с именем Серафим. Он часто бывал в Дивееве. Постоянно ощущавший духовную поддержку преподобного, архимандрит Серафим выступил в Святейшем Синоде с предложением о канонизации Саровского чудотворца. По настоянию государя в августе 1902 года комиссией, куда входил и архимандрит Серафим, было осуществлено предварительное освидетельствование мощей преподобного. Отцу Серафиму была поручена большая часть организационно-хозяйственных мероприятий, связанных с канонизацией. Торжества состоялись в Сарове 17—19 июля 1903 года. Промыслом Божиим архимандриту Серафиму уготовано было новое церковное служение. С этого времени и до конца его дней архиерейское служение оказывалось для святителя Серафима неразрывно связанным с мужественным стоянием за чистоту православной веры и единство Русской Церкви. Его архипастырскому попечению поручали епархии, где требовались особые труды. С 1906 года он занимал Орловскую кафедру, с 1908-го — Кишеневскую, с 1912-го — Тверскую. В мартовские дни 1917 года владыка Серафим не стал скрывать свое отрицательное отношение к происшедшим в России переменам. Святейший Патриарх Тихон назначил владыку на Варшавскую и Привисленскую кафедру, находившуюся на территории свободной от власти большевиков Польши, но гражданская и начавшаяся вскоре советско-польская война сделали отъезд невозможным. ГПУ вменило в вину святителю Серафиму… организацию прославления преподобного Серафима Саровского 21 сентября 1921 года архиепископ Серафим был арестован и помещен в Таганскую тюрьму. Через несколько месяцев его выслали в Архангельск. Проведя около года в ссылке, святитель Серафим вернулся в Москву. В апреле 1924 года он был вновь арестован ГПУ, вменившему ему в вину организацию прославления преподобного Серафима Саровского. В мае, по ходатайству Святейшего Патриарха Тихона, владыку освободили, но потребовали выехать из Москвы. Три года он провел в Воскресенском Феодоровском монастыре около Шуи. Священномученик Серафим Чичагов В конце 1927 года святитель покинул обитель, чтобы принять участие в деятельности Временного Патриаршего Священного Синода. К разрешению одной из важнейших задач своего епархиального служения — преодолению «иосифлянского» раскола — митрополит Серафим приступал постепенно, разъясняя в проповедях опасность разделения для канонического единства гонимой Русской Православной Церкви и вступая в переговоры с ведущими представителями «иосифлянского» духовенства. В 1933 году 78-летний митрополит был уволен на покой. Последние годы жизни он провел в двух комнатах загородной дачи недалеко от станции Удельная Казанской железной дороги, продолжая труды над богословскими и аскетическими сочинениями, проводя время в молитвах и приуготовляя себя к встрече со Христом. В ноябре 1937 года тяжело больного святителя вынесли из дома на носилках и доставили в Таганскую тюрьму. В 1902 году он неизлечимо заболел, но чудесным образом исцелился по молитве перед образом еще не прославленного старца Серафима Саровского. Этот образ сопровождал владыку Серафима почти всю его жизнь. По окончании Московской духовной академии трудился в подмосковных духовных школах. Затем получил назначение настоятелем Чудова монастыря. В 1918 году, когда представители новой власти закрыли Кремль, епископ Арсений Жадановский и архимандрит Серафим покинули Чудов монастырь. На полтора года они нашли приют в киновии в лесу близ Серафимо-Знаменского скита, которую устроила для них схиигумения Фамарь, духовная дочь владыки Серафима. Архипастырское служение стало претворением в жизнь его любви ко Христу и ближним. Святитель и в Бутырке совершал Божественную Литургию, исповедовал тех, кто никогда не был на исповеди 12 декабря 1922 года последовал первый арест. После окончания допросов владыку перевели с Лубянки в Бутырскую тюрьму. Епископ Серафим утешал отчаявшихся, поддерживал молитвой. Он и здесь совершал Божественную Литургию, исповедовал тех, кто никогда не был на исповеди, причащал, ободрял. По приговору отбывал два года ссылки в Зырянском крае, где совершал Литургию ежедневно. По окончании срока ссылки он временно поселился сначала в московском Даниловском монастыре, а затем в Борисоглебской Аносиной пустыни.
Келья о двух окошках
- Содержание
- День святой Евдокии: праздничные обряды и традиции, образ Евдокии у славян
- 14 марта — память преподобномученицы Евдокии
- Remembrance day of the martyrs of Puzo
- Святые мученицы Феодора, Евдокия, Мария и Иустина боровские — Русская вера