своеобразный персонаж, и его по-разному трактуют, но что он от лукавого - однозначно. Выберите перевод Библии или комментарий для От Луки 1 глава.
Великие Луки
Кто такой Лука (Войно-Ясенецкий)? - смотреть бесплатно | Также она не исключила повышение ключевой ставки, которая уже составляет 16%., если надоели такие новости. |
«Динамо» подписало нового Пирло. Кто такой Лука Гагнидзе | Лука заявил, что скоро уйдёт «в хохлы», где, по слухам, открыли новую веру: «кто крепко хочет — найдёт», надо только помогать людям и уважать их. |
[31.10.2021] Евангелист Лука. Кто он?
Лука Пачоли: кто это такой, что основал, краткая биография, учение, влияние на бухгалтерский учет | Лука Дончич 18 летний паренёк который уже в столь раннем возрасте может на равных играть с лучшими игроками Европы, а после его успеха на Евробаскете его величают главным открытием сезона Евролиги. |
Лука Иванушец - последние новости на сегодня в 2024 году | в Соборе апостолов от 70), автор Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов. |
Лука Модрич – последние новости на сегодня – | Святитель Лука учил, что сердце священника должно стать огнем, излучающим свет Евангелия и любви ко Кресту. |
Великие Луки | Кто такая Шани Лук. |
Луковые новости (2008)
Автором третьего по хронологии написания канонического Евангелия стал апостол от 70-ти Лука. [31.10.2021] Евангелист Лука. Кто он? Главная. Новости. Когда Лука присоединился к апостолу Павлу и сделался его спутником и сотрудником, достоверно неизвестно. Лука Гагнидзе – 18-летний воспитанник тбилисского «Динамо», он с 13 лет развивался в системе столичного клуба.
Lenta.Ru в соцсетях
Кто такой Лука Каттани / Важно, что теперь "Спартак" будет работать единым итальянским блоком. Древнее предание, восходящее, в частности, к святителю Епифанию Кипрскому, говорит, что евангелист Лука был апостолом из числа семидесяти. Пианист Лука Затравкин, сын известного художника Сафронова, заявил, что на него обрушилась волна негатива после инцидента в самолете. ЛУКА (Λουϰᾶς), евангелист, автор Евангелия от Луки и кн. Деяния апостолов, в христианской традиции почитается в числе 70 апостолов. Лука не делит людей на "хороших" и "плохих" для него все равны.
Забытый апостол. Евангелист Лука — репортёр, художник и врач
Верно — какая тут правда? И без нее — дышать нечем…" Клещ о Луке "... Он врал… но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я — знаю! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…" Сатин о Луке Лука нравится многим обитателям ночлежки за то, что он не говорит им жестокую правду об их жизни: "Хороший был старичок!.. А вы… не люди… вы — ржавчина! Он — умница!..
Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Услышав это, Актеру бросает пить и начинает копить деньги на дорогу в этот город. На самом деле Лука выдумал это, чтобы помочь Актеру бросить пить: "Лука. Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница — тоже человек… и даже — рады, когда он лечиться желает!
Его лики есть в каждом храме. Его жития, письма и проповеди — основа Православия в его настоящем виде. Однако о его спутнике, благодаря которому наследие Павла сохранилось, о Луке, написавшем четвертое, самое художественное Евангелие, а так же его продолжение, «Деяния Апостолов», мы не знаем почти ничего. А ведь этот человек — единственный, кто мог унять мучительные головные боли, которые мучили Павла после избиения. Единственный, кто оставался с ним в темнице и первый, кто написал лик Богородицы, общаясь с ней лично. Информацию о нём надо собирать по крохам второстепенных упоминаний, а икон, где он изображен с мольбертом, нет ни в одной церковной лавке.. Пути Господни неисповедимы Знакомая из Архангельска обратилась ко мне с необычной просьбой: заказать в иконописной мастерской Воронежской семинарии список иконы одного из авторов четырёх канонизированных Евангелий — Луки. Я удивилась: уж чего-чего, а икон в церковных лавках множество, неужели в Архангельске не нашлось лика одного из основоположников православия? И тогда она поведала мне удивительное: оказывается, иконы этого человека, написавшего самое художественное из четырёх Евангелий, положившего начало иконописи, создавшего апокриф «Апостол», к тому же профессионального врача и друга великого проповедника Павла, народом не востребованы. Даже в такой твердыне русского православия, как Оптина пустынь, монах в лавке только развёл руками: икон, на которых был бы изображён святой евангелист Лука с мольбертом, в монастыре не было, хотя его тёзка и тоже врач Лука Воино-Ясенецкий представлен в пяти видах.
И если в Москве еще можно где-то в дорогих магазинах найти список его доски с Евангелием, то икон с изображениями мольберта и медицинских принадлежностей в продаже просто нет, хотя их сюжет уникален и более никогда не повторялся в привязке к другим святым. Меня поразил этот факт, я стала разбираться, и с этого момента Лука вошёл в мою жизнь как покровитель и духовный ориентир.
Провинившийся игрок явно не понимал, почему было принято такое решение, но эмоций на споры у его команды уже не было.
Банти же совершил всего одну помарку, когда не назначил пенальти за фол на Шатове. Но с учетом того, что встреча закончилась разгромной победой гостей, об этом эпизоде после финального свистка никто и не вспоминал. Лига чемпионов.
Первый матч 26. Полоз с пенальти , 60. Тилеманс, 52.
При этом дебют российского клуба не задался с самого начала — нынешний спартаковец Ханни уже на 3-й минуте реализовал подачу с углового. Хозяева быстро отыгрались, но во втором тайме вновь оказались в роли догоняющих усилиями юного Тилеманса, который теперь играет в «Монако» с Головиным. Встреча была скорее ничейной, хотя «Ростову» никак не удавалось реализовать неплохие моменты — тут-то в дело и вмешался Банти.
На исходе часа игры итальянец назначил не самый однозначный пенальти за снос Гацкана, который в момент контакта с защитником уже заваливался на газон. Другое дело, что в ответной встрече «Ростов» победил 2:0, так что и без помощи арбитра прошел бы дальше. Групповой этап.
Эта история даёт нам сразу много уроков, раскрывается разными своими гранями в зависимости от того, как мы посмотрим на неё. А ещё Лука — мастер художественной детали. Вот он описывает, как Иисус исцелил десять прокажённых и они пошли в Храм, чтобы отныне жить среди прочих людей, здоровыми и счастливыми.
Только один возвращается поблагодарить Целителя… «И это был самарянин». Презираемый иноплеменник, чужак! Может быть, остальные девять терпели его лишь пока все они были прокажёнными изгоями, а теперь они идут в Храм, куда самарянину хода нет, и ему ничего не остаётся, как отделиться от них?
А может быть, он вспомнил о простой человеческой благодарности именно потому, что ему невозможно было исполнить обряд? И как вообще так получилось, что самый дальний, самарянин, вдруг стал самым ближним, как и в другой притче, говорившей о милосердии? Есть над чем задуматься.
Или рассказ о том, как после Тайной Вечери Иуда торопится совершить предательство. Лука завершает этот рассказ всего тремя словами: «Была же ночь». Казалось бы, излишнее напоминание, и так мы уже знаем из всего повествования, что время позднее… и только тут мы понимаем, что речь идёт не просто о времени суток, но о тьме, которая сгустилась над городом Иерусалимом, вошла в душу Иуды и надеется теперь взять верх и над Иисусом.
Он и горстка учеников, слабых и непонятливых, — вот единственный свет в этой ночи, но она обязательно сменится рассветом. Чтобы этот рассвет увидели люди из разных стран и народов, Лука и отправился с Павлом в одно из его миссионерских путешествий, которое он подробно описал в Деяниях, постоянно используя местоимение «мы» и ничего при этом не говоря лично о себе. Тоже яркая черта характера!
Насколько детально изображён Павел, его неизменный учитель и спутник с момента их совместного выхода на проповедь, настолько неприметен в этой книге сам автор. В этих землях он проповедовал Евангелие, основывал христианские общины и исцелял людей, уже не только как врач, но и как апостол. Он принял мученическую кончину в старости, в греческом городе Фивы, где его распяли на растущей маслине за неимением готового креста.
Там же было похоронено его тело, а позднее, в IV веке, оно было перенесено в Константинополь. Там мощи оставались вплоть до турецкого завоевания, после которого они, как и многие другие святыни, попали в руки венецианцев. Сегодня они хранятся в итальянском городе Падуя, а частица этих мощей была в 1990-е годы возвращена в Фивы.
Память апостола отмечается 22 апреля и 18 октября по старому стилю. Выше было сказано, что в Евангелиях о самом Луке не говорится ничего. Это так, но всё же есть одна зацепка… В самом конце своего Евангелия Лука упоминает некоего безымянного ученика Иисуса, который вместе с другим учеником, Клеопой, вскоре после Воскресения о котором они ещё ничего не знали шли из Иерусалима в селение под названием Эммаус.
По дороге они беседовали обо всех произошедших в Иерусалиме событиях: их надежды на то, что Иисус установит Своё Царство здесь и сейчас, не оправдались.
фильмография
- Лига Европы. 2-й квалификационный раунд. Ответный матч
- Темы исследований
- ' + title + '
- Вино, трюфели и техно-музыка
В сети отыскали убийцу Шани Лук, татуировщицы с израильского фестиваля
Новости египетского СВО. русский священнослужитель, хирург, писатель, доктор медицинских наук, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии. Лука Дончич — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/спорт. Лука Гагнидзе – 18-летний воспитанник тбилисского «Динамо», он с 13 лет развивался в системе столичного клуба.
Кто такой Лука Лукич?
Забытый апостол. Евангелист Лука — репортёр, художник и врач | Появление праведника разделяет жителей ночлежки на два лагеря – тех, кто верит в проповеди Луки и тех, кто относится к ним с предубеждением, скептически. |
Лента новостей | Младший сержант с позывным «Лука» пришёл войска формально по мобилизации, а фактически — по зову сердца. |
Забытый апостол. Евангелист Лука — репортёр, художник и врач | Святой Лука присутствовал и при мученической кончине апостола Павла. |
Аресты и ссылки архиепископа Луки | Обучонок | Кто такой Лука Каттани – спортивный директор «Спартака»: вылетал с Дибалой, поднялся в «Челси» и «ПСЖ». |
Икона Луки Крымского: значение, в чем помогает образ
Они представляют две правды, две точки зрения на судьбу. Правда странника Луки заключается в словах утешения, которое он умеет найти для каждого. Он считает, что иногда нужно прибегать ко лжи во спасение. Но эта ложь не помогает, так как не настраивает на действия. Лука лишь сеет иллюзии, в которые верят слабые безвольные люди, но с исчезновением странника обитатели ночлежки теряют и надежды на спасение.
Сатин является идейным антиподом Луки. Он считает, что ложь калечит человека, и поэтому ее нельзя назвать гуманной. Ложь в понимании Сатина — это крайняя степень неуважения к человеку, это «религия рабов и хозяев», закрывающая путь к светлой жизни. Но несмотря на то, что Сатин является антиподом Луки, он единственный из обитателей ночлежки, который не считает старика проходимцем и шарлатаном.
Сатин понимает, что Лука утешает отчаявшихся из сострадания, ведь спасти их уже невозможно. Спорщиков сближает их вера в то, что человек достоин лучшей жизни, но в спорах Сатина и Луки истина так и не рождается. Ложь Луки и высокопарные слова Сатина лишь создают иллюзию самоценности, которая не способная повлиять на жизнь жителей ночлежки. Философские взгляды Луки и Сатина — это категории одного порядка, не влияющие на сознание людей, морально разложившихся и обреченных на прозябание.
Анна Ланская являла собой образец милосердия и юной прелести, перед которой начинающий хирург не мог устоять. Несмотря на то, что Анна дала обет безбрачия, она была покорена пылкой настойчивостью Валентина. Молодой врач постигал основы мастерства на практике. Он побывал на Русско-Японской войне, оперировал тяжелораненых в полевых условиях, простаивая у хирургического стола долгие часы. Анна Васильевна стала верной спутницей и соратницей восходящего светила медицины. Она помогала ему в ведении амбулаторных карт и приеме больных, ассистировала при операциях. Молодого врача перебрасывали из уезда в уезд: он работал в амбулаториях и больницах Симбирска, сел Курской губернии, Золотоноши, Переславля-Залесского… Перечислять можно долго! С начала практической деятельности Валентин Феликсович занимался исследованиями. Он читал много медицинской литературы в том числе, и иностранной и примерял полученные из нее сведения к собственному опыту. Уже тогда он задумался о состоянии российской медицины, которое в то время было достаточно плачевным.
Валентин Феликсович написал множество медицинских статей и выпустил несколько монографий, посвященных хирургии. Наибольший интерес у него вызывала местная анестезиология и гнойная хирургия. По сути, он стал основоположником этих направлений в отечественной медицине. Революция застала семейство Войно-Ясенецких к тому времени пополнившееся четырьмя детьми в Средней Азии. Супруги переехали туда из-за страшного диагноза, поставленного Анне Васильевне: она заболела туберкулезом. Валентин Феликсович возглавил больницу Ташкента. И надо же такому случиться, что к нему попал казачий есаул, раненый во время антибольшевистского волнения. Исполняя клятву Гиппократа, врач тайно лечил белогвардейца у себя дома, что не могли не заметить «бдительные» коллеги. Войно-Ясенецкого и его коллегу немедленно арестовали. Однако об этом узнал один из местных большевистских бонз и поспособствовал освобождению врача.
Иначе как чудом это не объяснишь, ведь в то время расстреливали на месте за гораздо меньшие «прегрешения». Однако арест супруга и связанные с ним волнения убийственно сказались на состоянии тяжело больной Анны Васильевны. Она умерла в 1919 году, оставив четверых малолетних детей, старшему из которых едва минуло 12 лет. Впоследствии заботу о них взяла на себя медсестра ташкентской больницы. Кончина любимой супруги оказала огромное влияние на мировоззрение Валентина Феликсовича. Он не оставил врачебную практику и преподавательскую деятельность в учрежденной при его содействии Высшей медицинской школе, но всеми фибрами души устремился к Богу. В конце 1920 года Войно-Ясенецкий стал священнослужителем. Он быстро прошел путь от чтеца до иерея.
В 62 году Павел был заключен под стражу и отправлен на суд кесаря в Рим. Для составления этой книги он тщательно изучил все источники, в том числе евангелия от Матфея и Марка, и расспросил очевидцев.
Среди «самовидцев» жизни Спасителя, расспрошенных евангелистом, была Богородица. Так в Евангелии от Луки появился подробный рассказ о Благовещении и эпизод из детства Спасителя. После мученической кончины своего наставника, первоверховного апостола Павла, евангелист Лука продолжил его труды, проповедуя Евангелие в Италии, Ливии, Египте и Греции.
Что сделал Лука в пьесе На дне? Лука пытается понять их беды, утешает, принимает часть их боли, как им кажется, на себя.
Каждому жителю ночлежки Лука чем-то помог. Он терпеливо выслушивает жалобы Анны, успокаивает рассказами о загробной жизни за все её муки на земле. Кто такой Лука в пьесе На дне? Лука — один из главных действующих лиц в пьесе Максима Горького «На дне», неоднозначный персонаж, пожилой странник, неожиданно появившийся в ночлежке. У него богатый жизненный опыт и его миссия утешать разочарованных людей.
Почти все люди в ночлежке по разным причинам разочарованы и оказались на дне жизни. Что обещает лука героям пьесы? Лука только обещает изменить жизнь Насти, Наташи, Актера, Пепла. Чем занимается в ночлежке Лука? Лука утешает людей, пытается каждому дать надежду.
Поэтому герой прибегает к спасительной лжи. Благодаря своей житейской мудрости, он удивительно точно затрагивает в душе каждого нужные струнки, говорит единственно верные слова. Никто другой не заботился о несчастной, умирающей Анне так, как Лука. Читайте также В каком положении транспортируют пострадавшего с травмой грудной клетки?
Лука в пьесе "На дне" Горького: образ, характеристика, описание, биография, история жизни
В составе команды стал серебряным призером первенства Хорватии. В 2005-2008 годах Лука Модрич выступал за основной состав «Динамо», стал трехкратным чемпионом Хорватии и двукратным обладателем Кубка страны, также выиграл национальный Суперкубок. В 2008 году Модрич перешел в лондонский «Тоттенхэм», а через четыре года стал игроком мадридского «Реала». С 2004 года Лука Модрич выступает за сборную Хорватии. Сначала он играл в молодежном составе, а в 2006-м перешел в основной.
Но основной проблемой являлось то, что в большинстве случаев слова были лживыми. На протяжении всего произведения даже сам автор меняет свое отношение к этому яркому персонажу. Если изначально странник преподносится в радостном цвете, то ближе к окончанию читатель понимает, что все его увещевания так и не принесли желанного результата. Ни один герой так и не смог выбраться со дна общества. Даже более того, Актер, лишенный духовной поддержки и понявший, что ему не суждено бесплатно излечиться от зависимости, покончил с собой.
Возможно, если бы слова проповедника не разбередили ему раны и не дали ложную надежду, мужчина не решился бы на столь отчаянный поступок. Ложь во спасение — именно так можно трактовать намерения сердобольного странника. Философский вопрос пьесы заключается в определении, что же для человека лучше, утешительная ложь или истина. Несмотря на то, что Лука был единственным человеком, который искренне проявлял интерес к обитателям ночлежки, принес ли он пользу своими несбыточными утешениями? Сатин, к примеру, считал, что всех можно поделить на две категории: люди; «человеки». Люди, по его мнению, всегда будут нуждаться в чьей-то поддержке и одобрении своих действий, а «человеки» и без того наделены силой духа. Нетрудно с первого взгляда определить, каким образом действует Лука на всех жителей ночлежки. Всем своим видом и поведением старец призывает окружающих к христианскому смирению и участию к ближнему. Когда ему задали вопрос о том, существует ли Бог, странник ответил, что если в него верить — существует, а если не верить — не существует.
У старца свое индивидуальное понятие о правде как таковой. Автор пьесы собственное отношение к Луке не скрывает, не оправдывает своего героя и не осуждает. Горький считал, что спасение человечества — в правильном понимании значимости сострадания и истине. Максим Горький даже в финале пьесы не позволяет судить поступки и поведение Луки жителям бедного дома. Эту участь он оставляет читателю. Полезное видео: роль Луки в драме М. Это старик лет 60. Весь его облик соответствует бродяжническому образу жизни. У него имеется котомка и палка, а на поясе прикреплен чайник и котелок.
Голова его лысая, а нрав ласковый и мягкий. Ему довелось много побродить по свету и набраться житейского опыта. О себе он говорит: «…Мяли много, оттого и мягок…» Такая цитатная форма произведения позволяет метко и точно характеризовать персонажей. Исходя из других его высказываний, можно предположить, что когда-то он сбежал с каторги или поселения в Сибири. Отсюда уверенность в том, что тюрьма не может в лучшую сторону исправить человеческую натуру. С женским полом отношения не задались, хотя и знал очень многих. Считает, что и лысым он стал от самых разных баб, которые встречались на его пути. Также стало известно, что как-то служил сторожем и охранял инженерскую дачу. Именно там ему довелось встретиться с беглыми каторжниками, которые влезли на дачу, желая поживиться чужим добром, и остались немного пожить.
Не слишком уважал старик правду. Возможно, оттого, что для простого человека она слишком горькая. Так Клещ так выразился о Луке и его желании все приукрасить: «Верно — какая тут, правда? И без нее — дышать нечем…» Когда в ночлежке произошла драка и погиб хозяин Костылев, странник счел нужным исчезнуть. Ранее Лука говорил о желании отправиться «в хохлы» на Украину, чтобы поглядеть на новую веру. Кратко изложить последующие события, произошедшие с обитателями ночлежки, можно так: Пепел попадает в тюрьму в результате драки и последующей смерти Костылева; избитая сестрой Василисой Наталья пропадает из дома; Актер, снова напившись, совершает суицид; Анна умирает от чахотки; Клещ пропивает все деньги, и ему не на что хоронить жену. Беря во внимание все положительные качества Луки, его образ неоднозначен и сложен. Даже к людям, относящимся ко дну общества, он проявляет доброту, участие и отзывчивость. В его желании приукрасить действительность нет желания материальной выгоды.
По мнению странника, человек, создан для лучшего, и чтобы это лучшее с ним произошло, нужно укрепить его веру, надежду и позволить мечтать. Хотя сам автор не раз называл Луку пройдохой и жуликом, образ старца не назовешь негативным и отталкивающим. Максим Горький свое отношение к старцу высказывал устами Сатина, который в конце повествования пресек все негативные отзывы о Луке. Песни, притчи и цитаты старика призваны отвлечь обитателей трущобы от их безрадостной жизни. Человечность в пьесе «На дне» стоит на первом месте личностных качеств Луки, его сострадание доносит до ночлежников то, что они в первую очередь люди, а не воры, алкоголики и проститутки.
Возможно, именно из-за этого он теперь пересмотрел свои взгляды на жизнь. Лука считает, что каждый заслуживает уважения, поэтому со всеми общается с теплотой и лаской. Лука проповедует идеи светлого будущего, которые могут вселить надежду и вернуть людей к нормальной жизни.
Он придерживается учения Христа, который всех жалел. Он очень хороший психолог, умеет подобрать ключик к каждому. Лука обладает исключительными ораторскими способностями. Он считает, что самое главное качество — сострадание к ближнему. Он знает, что все местные жители были со сломанными судьбами. Возможно, в прошлом у них и было все хорошо, но сейчас настоящее их плачевно. Лука пытается хоть немного, но воодушевить этих бездомных и неизлечимо больных. Умирающей Анне он пообещал покой, Пеплу рассказывал о Сибири, а Актеру рассказал, что есть лечебница, помогающая избавиться от алкогольной зависимости.
Однако все надежды рушатся, стоит Луке исчезнуть. Герои понимают, что рассказы старика были ложью, для того чтобы поддержать их. Люди, снова начавшие верить во что-то, оказались обмануты. Теперь они вряд ли когда-нибудь еще смогут на кого-то понадеяться, их мечты разрушены. И выходит, что Лука наоборот подтолкнул всех еще дальше ко дну. Он хотел сделать как лучше, вселял надежду. Однако после крушения надежд, они совсем потеряли веру, поняли, что ничего уже не будет лучше. Они снова потерпели поражение в борьбе за новую жизнь.
Автор пытается убедить читателя, что Лука делает все из добрых побуждений, он совсем не хочет причинить никому зла. Вывод Образ Луки близок толстовскому Платону Каратаеву неустанным стремлением улучшать мир вокруг. Странник верит, что любого можно исправить взаимовыручкой, пониманием и поддержкой. Именно так он поступает, когда на охраняемую им дачу залезли грабители, и тем самым спас чью-то жизнь. Человек, по мысли Луки, живёт для лучшего. Самый приниженный и забитый способен послужить будущему, следовательно, каждый достоин уважения. Люди должны с надеждой смотреть в завтрашний день, сохранять в душе идеал, к которому нужно стремиться. Лука помогает потерявшим себя людям обрести веру в свои силы, в возможность счастья.
Настя после исчезновения Луки говорит, что он был хорошим старичком, Клещ отмечает его жалостливость, даже Сатин, не принимающий позицию сострадания, утверждает, что старик врал единственно из любви к людям. Мнения литературных критиков также разделилось. Одни сравнивали его с искусителем. Имя Лука схоже по звучанию с именем Сатаны — Лукавый.
Обвиняли старика, прежде всего, в нежелании противостоять действительности. Другие исследователи соотносили его имя с образом евангельского апостола Луки, ассоциируя тем самым с мудростью и библейскими заповедями. Интересен еще и тот факт, что ложью во спасение Лука нарушает одну из заповедей — не лги. Но мне кажется, что он просто не мыслит этими категориями, для него неважно, где правда, где ложь.
Главное для праведника — сделать добро человеку. Наверное, для него ближе заповедь — не навреди. Отношение автора Отношение автора к Луке неоднозначно. Порой он осуждает его, порой образ его становится настолько силен, что выходит за рамки замысла Горького.
Читатели сами должны решить, принимать ли ложь во спасение, или же разделить утверждения Сатина о приоритете правды. На мой взгляд, истина находится где-то посередине их позиций. Лука - самый сложный образ в пьесе М. Горького «На дне».
Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? В целом, «мечтатели» мучаются, они зависимы, жаждут сострадательной доброты, но не находят сочувствия у сторонников «правды факта». Такое сочувствие они найдут у странника Луки.
Этот человек прежде всего добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки - его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную «изюминку» кстати, странничество и интерес к «чудинке» - общие черты Луки и героя-повествователя ранних горьков-ских рассказов. Лука вовсе не навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жизненным опытом с первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум. Вот почему он не пытается «обратить в свою веру» Бубнова и Барона - им он попросту не нужен, а «навязываться» - не в его характере.
Нужен же он «страдальцам»: это им необходимо утешение и ободрение - своеобразная анестезия от жизненных бед и стимулятор интереса к жизни. Подобно опытному психоаналитику, Лука умеет внимательно слушать «пациента». Интересна тактика его духовного «врачевания»: чтобы утешить собеседника, он не придумывает никаких собственных рецептов, но лишь умело поддерживает сложившуюся у каждого из них мечту повторим еще раз девиз Луки: «Во что веришь, то и есть». В этом отношении особенно интересны его рекомендации Актеру.
Актер - герой веры, а не правды факта, и утрата способности верить окажется для него смертельной это случится после ухода Луки из ночлежки. Впрочем, до вынужденного ухода Луки самочувствие ночлежников заметно улучшается: у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше, кое-кто уже делает первые шаги на пути к обретению человеческого достоинства. Лука сумел вдохнуть в них веру и надежду, согрел их души своим сочувствием. Обезоруживающее действие не просветленной добром «правды» Бубнова и Барона на время нейтрализовано.
Несколько смягчается по отношению к товарищам по несчастью даже сам Бубнов в последнем действии он пригласит «сожителей» разделить с ним немудреную трапезу ; лишь Барон, пожалуй, остается неисправимым циником и мизантропом. Именно Барон - наименее симпатичный из ночлежников - пытается разоблачить Луку как «шарлатана» и обманщика в последнем действии пьесы. Здесь важно заметить, что с момента исчезновения Луки до времени последнего действия проходит немало времени судя по «метеорологическим» ремаркам, около полугода. Выясняется, что пробужденные в душах ночлежников надежды оказались непрочными и уже почти угасли.
Возвращение к прозаической реальности тяжело переживается вчерашними «мечтателями» особенноболезненно реагирует на новую ситуацию Актер. Виновником своего тяжелого отрезвления некоторые ночлежники склонны считать Луку. Казалось бы, Барона должен был поддержать в его обличениях вчерашний противник Луки Сатин. Но происходит неожиданное: Сатин вступается за Луку и произносит гневную отповедь Барону: «Молчать!
Вы все скоты! Ты, Барон, всех хуже!.. Ты - ничего не понимаешь... Старик- не шарлатан!
Что такое - правда? Человек - вот правда!