Новости восстановление ленинграда после войны

На нем – восстановление Ленинграда после войны и блокады. Дворцовые пригороды Ленинграда в канун войны и в первые послевоенные годы. Особенностью послевоенного восстановления памятников стало то, что многие подлинные объекты не получили в 1940-х гг. музейного статуса: больше внимания уделялось разрушенным дворцам и павильонам.

Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев

В первую очередь восстанавливали малоповреждённые дома, затем отстраивали здания на главных магистралях, площадях и набережных Ленинграда. По всему городу были развешаны плакаты, которые вдохновляли строителей. Интенсивно шли восстановительные работы на Невском проспекте, где были воссозданы ряд домов на Гостином дворе. Но кое-что осталось на фасаде дома номер 14.

А Пионерскую площадь и вовсе не видела с прошлого века. На месте сада ТЮЗа в то время стояли казармы, а за ними, где сейчас океанариум, был ипподром. Нина Георгиевна была рабочим связи на телефонной станции.

Ведь по образованию могла бы стать электромехаником, но учебу в институте киноинженеров сейчас кино и телевидения после двух лет прервала война. Вуз эвакуировали, а Нина Георгиевна осталась. Из блокадного времени вспоминает спасительный символ Ленинграда — черный репродуктор. А после войны особенно впечатлял Елисеевский магазин. Редкие места остались неизменными с тех пор. Разве что любимый Ниной Георгиевной Екатерининский сквер всё так же свеж.

А вот 49-й школы в доме 2 по улице Полозова уже нет.

Первый — восстановление в городе промышленных предприятий. Второй — размещение людей. Многие из тех, кто возвращался в город, не могли вернуться в собственные квартиры, говорит Никита Ломагин. Это была пора поистине великой тесноты. Во многих корпусах не было туалетов, водопровода. Причина в том, что город потерял много жителей. Третьим важнейшим вопросом, который требовал немедленного решения, было восстановление исторического образа города и инфраструктуры, подчеркивают историки. А с 1 мая 1945 года стали светлыми квартиры — была повышена норма электроэнергии, с 5 до 15 гВт-ч в сутки».

К восстановлению города привлекались все трудоспособные жители. Эта помощь от непрофессионалов была довольно существенной: например, за 1944 год в Московском районе Ленинграда обычные жители выполнили до трети всех работ», — рассказывает историк. Восстанавливать Ленинград помогали и немецкие военнопленные — ими были построены почти 33 тысячи квадратных метров жилья, 14 школ, 8 больниц, 3 дома отдыха, 4 музея, 1 стадион. Большой лагерь был в самом центре Ленинграда — в помещениях бывшего Конюшенного двора на Конюшенной площади. Также важнейшей проблемой Ленинграда до и после снятия блокады оставались крысы. Поскольку кошек и собак съели за период блокады, то эти грызуны массово размножились, подчеркивает Дмитрий Асташкин. В городе не работала канализация, оставались неубранными останки, большое количество вырытых в земле укреплений оказались заброшены после перемещения фронта.

Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него.

Татьяна освоила эту специальность. Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него. После смены 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать. После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот. Так все страшные годы войны она проработала на заводе за двоих. Героизм подростка, тушившего бомбы на крыше. Для тушения зажигательных бомб на крышах зданий блокадного Ленинграда работали дежурные. При падении бомбы дежурный быстро хватал ее железными щипцами и бросал в специальную бочку с водой, засыпал песком.

А иногда взрывные устройства бросали на землю и обезвреживали уже там. Среди дежурных был подросток Павел Ловыгин. Однажды в его смену на крышу попали сразу две зажигательные бомбы, прожгли кровлю и упали на чердак. Мальчик схватил их за стабилизаторы и бросил в бочку. Однако от осколков перекрытия чердака оказались охвачены огнем. Паша бросился тушить их, но на крышу упали еще две бомбы. Получивший сильные ожоги мальчик все равно встал на ноги и потушил все бомбы. Награды за освобождение Ленинграда В декабре 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда".

Ею награждены полтора миллиона человек, среди которых жители города и участники боев за его освобождение. Свыше 350 тысяч солдат и офицеров Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Всего на северо-западном направлении Ленинградский, Волховский и Карельский фронты звания Героя Советского Союза удостоены 486 человек из них восемь человек — дважды. Факты о блокадном Ленинграде Вот еще несколько фактов о блокаде города-героя. В блокадном Ленинграде были открыты три храма: Князь-Владимирский собор, Спасо-Преображенский собор и Никольский собор. Почти полностью отсутствовали водопровод, канализация и отопление, но это не привело к крупным эпидемиям. В декабре 1941-го в Ленинграде умерли 53 тысячи человек, в январе, феврале и марте 1942-го — больше 100 тысяч, в мае — 50 тысяч, в июле — 25 тысяч, в сентябре — 7 тысяч. В мирное время смертность в городе составляла около 3 тысяч человек в месяц.

Тяжелейшие бои в 1941—1942 годах происходили на "Невском пятачке" — узкой полосе земли на левом берегу Невы шириной по фронту 2—4 км и глубиной всего 500—800 метров. Этот плацдарм, который советское командование намеревалось использовать для прорыва блокады, части Красной армии удерживали около 400 дней. Он был в одно время чуть ли не единственной надеждой на спасение города и стал одним из символов героизма советских воинов, отстоявших Ленинград. Бои за "Невский пятачок" унесли, по некоторым данным, жизни 50 000 советских воинов. Мероприятия в день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады В день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в Петербурге по традиции проводятся памятные мероприятия. Вспоминать о прошлом Северная столица начинает задолго до главного праздника, и мероприятия блокадной тематики проходят в течение всего января. Так, по данным "Известий ", ожидаются следующие мероприятия. Это театрализованный рассказ о страницах жизни блокадного Ленинграда.

Всего запланировано восемь вечеров цикла концертов, откроется он 18 января. Афишу можно посмотреть по этой ссылке. Во имя жизни". В качестве почетных гостей — защитники и жители блокадного Ленинграда, ветераны Великой Отечественной войны. Петербургские музеи также приготовили свои мероприятия. Так, Мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда к юбилейной дате модернизировал свою экспозицию. Сотрудники предлагают групповые тематические экскурсии. Мероприятия в Москве Прикоснуться к истории блокадного Ленинграда в эти памятные даты можно и в Москве.

Ленинград, миграция, часть 3-я: послевоенный период

Главная» Новости» Блокада ленинграда юбилей 2024. Государственный комитет обороны Советского Союза 29 марта 1944 года принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году». Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период. Генеральный план 1948 года, прежде все-го, был направлен на восстановление народ-ного хозяйства и города после войны.

Культурное наследие страны советов 1922–1991 гг.

  • Подписаться на новости
  • Восстановление Александровского дворца после Великой Отечественной войны. Утраты и приобретения.
  • Послевоенное восстановление
  • Кривая преступности
  • Город Ленинград восстанавливали после Блокады еще 30 лет.: sandra_rimskaya — LiveJournal
  • Восстановление Ленинграда

Tg: СОЛОВЬЕВ

На период, когда Белехов руководил Отделом по охране памятников, пришлись Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, послевоенное восстановление. После войны восстановление города продолжалось, причем строители города старались не разрушать искореженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам. Генеральный план 1948 года, прежде все-го, был направлен на восстановление народ-ного хозяйства и города после войны.

Другие сюжеты

  • Подпишитесь на нашу рассылку
  • Город Ленинград восстанавливали после Блокады еще 30 лет.
  • Возвращение Невского проспекта. Взлет и гибель идеи «русской России» при Сталине | 360°
  • Похожие записи
  • Лекция Восстановление Ленинграда после Великой Отечественной войны
  • Уменьшение жилищного фонда

Принято Постановление о мероприятиях по восстановлению Ленинграда

Да, такое элитное место». Все это сейчас скрывается за фасадом, выполненном в стиле сталинского ампира, а до разрушения это была эклектика. И тогда набережная выглядела совершенно по-другому. Андрей Федоров, корреспондент: «"Фашистские поджигатели сбрасывают сотни зажигательных бомб.

Но город не горит, а отдельные пожары быстро ликвидируются. Город словно сделан из особого огнестойкого материала". Так писала Ленинградская правда 14 сентября.

Последняя фраза в этой заметке, скорее всего, метафора, но лишь отчасти». Ленинград горел. Но не так сильно, как рассчитывали фашисты.

Отпор давала система ПВО. Памятники укрепляли или закапывали в землю. Золотые купола маскировали сеткой и зеленой краской.

На крышах жилых домов дежурили группы самозащиты. Владимир Бараков, экскурсовод: «Эти бомбы попадали сюда, прошивая железо насквозь, у них ударной силы хватало. И они должны были в считанные секунды схватить щипцами эти бомбы и поместить их в чан с водой или песком.

Но от воды потом пришлось отказаться, потому что она моментально выкипала. Бомба разогревалась до 300 градусов по Цельсию». Гораздо сложнее было уберечь здания от больших фугасных бомб.

Они буквально изрешетили центр города. Согласно официальным отчетам, к сентябрю 1942 года 200 из 300 городских памятников имели повреждения. Большинству после войны вернули прежний облик.

Но были и исключения. Например, набережная Фонтанки 32.

Трудились все: опытные специалисты и мастера, студенты и школьники, и даже токари, пекари и профессора после работы становились строителями. В первую очередь восстанавливали малоповреждённые дома, затем отстраивали здания на главных магистралях, площадях и набережных Ленинграда. По всему городу были развешаны плакаты, которые вдохновляли строителей. Интенсивно шли восстановительные работы на Невском проспекте, где были воссозданы ряд домов на Гостином дворе.

Главным символическим акцентом зала о возрождении города является художественная инсталляция "Разрушенный и восстанавливаемый дом". Руины здания соседствуют с вновь возведенными стенами, разбросанные игрушки, посуда и предметы быта с одной стороны и восстанавливаемая квартира с сервированным для мирного чаепития столом - с другой. Уже в первые дни после окончания блокады в городе приступили к демаскировке и восстановлению зданий, реставрации памятников. Об этом периоде говорят плакаты, листовки 1944 года с призывами к ленинградцам восстанавливать город: "Мы отстояли Ленинград, мы восстановим его! Отдадим все силы на восстановление родного города! Фотографии Давида Трахтенберга, Сигизмунда Кропивницкого, Бориса Уткина , Бориса Лосина и многих неизвестных фотографов, художественные произведения Алексея Пахомова, Якова Рубанчика, Юрия Непринцева, Николая Кочергина и других художников демонстрируют, как снимают укрытия с "Медного всадника" и памятника Владимиру Ленину, реставрируют Исаакиевский собор, Театр оперы и балета имени Кирова, Пулковскую обсерваторию, отстраивают заново разрушенные дома, восстанавливают электросети, водопроводные магистрали, трамвайные пути и разбитые набережные.

Стоял вчера дом и нет его". Кстати, в этом же материале говорится, что здание-близнец возведут в ближайшее время, но что-то пошло не так». На этих кадрах хроники самые масштабные разрушения во время блокады. Петергоф и Царское село были уничтожены полностью. Немцы оставили лишь скелеты зданий. На восстановление шедевров искусства потребовалось несколько десятилетий. Раиса Слепушина — одна из тех, кто посвятил этому всю жизнь. Она восстанавливала потолки, двери и печи, но самая главная работа — Китайская гостиная. Уникальную живопись на шелке воссоздала по собственной технологии. Раиса Слепушкина, художник-реставратор: «Да простая, примитивная даже. Все гениальное просто. На весу, как на пяльцах растягиваешь и делаешь. Краской берешь и растаскиваешь. Так получилась вода». Многочисленные китайские туристы качество проделанной работы оценили. От оригинала полотна не отличить. А ведь сразу после войны дворец предлагали не восстанавливать и оставить как памятник. Наталья Кудрявцева, заместитель директора музея-заповедника «Царское село» по реставрации: «Рассматривался и такой вариант. Но от него отказались сразу. Ведь это не какая-то древняя Греция, которая отстает от нас на 2000 лет. А это наша живая история. Это был бы памятник нашему поражению, мы бы не смогли говорить, что мы победили, если бы мы оставили в том виде, в котором нам досталось». Все мы помним о героизме во время блокады. Но восстановление после войны — это не меньший подвиг, с которым справились архитекторы и реставраторы.

Петергоф: послевоенное возрождение

Послевоенная жизнь жителей Ленинграда Образ жизни ленинградцев. Победа была великим событием и в жизни страны, и в жизни каждой семьи, и каждого. История восстановления послевоенного Ленинграда символична — это поучительный пример, показывающий способность России к экономической и социокультурной регенерации после пережитых потрясений, считает политолог. Главная» Новости» 80 лет снятия блокады ленинграда 2024. Разумеется, после освобождения Ленинграда от блокады среди первоочередных задач было восстановление разрушенного города. Аннотация: статья посвящена аспектам разработки и реализации Генерального плана восстановления и развития Ленинграда в годы войны и блокады.

Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры

Восстановление Ленинграда после вражеской осады потребовало от ленинградцев много сил и времени. Статья посвящена истории возрождения музейной жизни в пригородных дворцово-парковых комплексах Ленинграда после Великой Отечественной Войны. Особенностью послевоенного восстановления памятников стало то, что многие подлинные объекты не получили в 1940-х гг. музейного статуса: больше внимания уделялось разрушенным дворцам и павильонам. После снятия блокады Ленинграда, жители города освобождают памятник Петру l от защитных укрытий.

Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады

Восстановление Ленинграда (1943—1945). Во время Великой Отечественной войны, в период блокады города, фашисты полностью разрушили 840 зданий промышленных предприятий, нанесли серьёзный материальный ущерб свыше 3 тыс. зданий. Сразу же после полного снятия блокады Ленинграда, освобождения Мурманской области и Карелии широко развернулись восстановительные работы на всех электростанциях, подстанциях и линиях электропередач, разрушенных во время войны. После блокады Ленинграда и вместе с восстановлением города особое внимание уделялось озеленению Ленинграда[38]. Конечно, и пафос восстановления, и опора на героический подвиг советского народа в годы войны в конструировании послевоенного общественного сознания — характерная черта всей послевоенной советской пропаганды. Так, после снятия блокады Ленинграда обострился жилищный вопрос, так как началась путаница с жильем и квартир просто не хватало для всех. Уже в первые дни после окончания блокады в городе приступили к демаскировке и восстановлению зданий, реставрации памятников.

Отопление, водоснабжение, канализация

  • Жилищный вопрос после блокады Ленинграда: путаница с жильем и нехватка квартир
  • Прорыв блокады Ленинграда
  • Подписаться на новости
  • ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДОМОВ
  • Восстановление города после войны
  • Послевоенное восстановление

Финансовая служба Ленинграда в первые послевоенные годы

Впрочем, в Ленинград ехали не только из деревень: до трети переселенцев было из других городов страны. Сюда приезжали не только работать, но и завершать образование. Большинство поступивших в институты из городов и деревень оставались тут жить. В Ленинграде процесс массового переселения отразился в принятии нового генплана развития, который предполагал строительство грандиозных «спальных» районов - Купчино, Дачное, Сосновая Поляна, Юго-запад и др. Люди, жившие в городе в те времена, наверное, неплохо помнят сложившееся некоторое противостояние «старых Ленинградцев» как мы видели, этот образ - не более чем миф: революции, войны изрядно перемешали население нашей страны и новых, приезжих. Впрочем, кажется, оно не имело такого резкого характера, как это было, например, в Москве. Само по себе наличие новой волны приезжих позволило «старым» в большей мере почувствовать себя ленинградцами. В Ленинграде процесс массового переселения отразился в принятии нового генплана развития, который предполагал строительство грандиозных «спальных» районов Но если посмотреть на детей из следующих поколений, то, конечно, можно отметить очень быструю нивелировку существовавших различий между приезжими и условно-коренными горожанами. И уж точно не играл существенной роли здесь национальный и цивилизационный факторы.

Ленинград хоть и был многонациональным, но всегда оставался преимущественно русским городом, куда переселялись в основном такие же граждане русской национальности.

Уничтожено и повреждено 187 из 300 находившихся под государственной охраной исторических зданий и сооружений. На месте всемирно известных дворцовых ансамблей ленинградских пригородов остались руины. Весной 1942 архитекторы приступили к разработке проекта Генерального плана восстановления и развития Ленинграда, тогда же началось частичное восстановление производства на некоторых законсервированных заводах и фабриках. В январе 1943 после прорыва блокады Ленинграда 15 крупнейших ленинградских предприятий Невский машиностроительный завод имени В. Ленина, Ижорский, «Большевик» и др. Строительные тресты начали восстановительные работы на Кировском заводе, «Электросиле» имени С.

Кирова, Адмиралтейском заводе и др. Всего в 1943 частично возобновлено производство на 85 предприятиях Ленинграда, освоено свыше 200 новых видов военной продукции. Возобновилось также производство оборудования для электростанций и других гражданских объектов.

В Ленинграде остро не хватало жилья. Здания разрушили не только обстрелы. Деревянные дома в блокадные зимы разбирали на дрова. А народ уже начал возвращаться в город на Неве. В 1944-м в Ленинград вернулись 423 тысячи человек, в 1945-м — 556 тысяч. Это при том, что НКВД строго контролировал реэвакуацию. Без проблем могли вернуться только ленинградцы, сохранившие свое жилье, и специалисты, которых вызвали на предприятия.

В городе преобладало печное отопление. В апреле 1946 года первые семь тысяч квартир ленинградцев получили газ. Газеты писали: «В домах, где в тяжкую годину едва теплилось пламя в печах, зажгутся газовые плиты, появятся нагревательные печи, ванные колонки… И ленинградская женщина, дежурившая под обстрелами на крыше и отстоявшая свой город, сможет сбросить с плеч немалую часть домашних забот». В городе начали разбирать амбразуры. Их насчитывалось не менее 15 тысяч. И теперь одна из центральных улицы приобрела мирный вид. А в Кировском районе разбирают 15 баррикад…», - писали газеты 29 апреля 1946 года. Но это все цифры. Важно, что менялось отношение людей. Все знали, что в восстановлении города участвуют пленные.

Среди них был кочегар-язвенник.

Ленинград за 900 дней блокады, обстрелов и бомбежек подвергся колоссальным разрушениям. И сегодня нам хотелось бы вспомнить о героическом труде строителей, которые не только вернули городу классическую красоту имперской столицы, но и гармонично вписали в его чеканный облик новые черты. В послевоенные годы Ленинграду предстояло решать большие и сложные задачи. Возвращение жителей из эвакуации и возрождение промышленности опережали темпы восстановления городского хозяйства. Только в течение 1945 года в город прибыло около 600 тыс. К сентябрю население Ленинграда составляло 1 млн. Особенно остро стояла жилищная проблема.

Городской транспорт не справлялся с перевозкой быстро растущего населения. Длинные очереди стали возникать около парикмахерских, магазинов, кинотеатров. Город возвращался к нормальной жизни, соответственно возникла потребность в объектах социальной инфраструктуры. Почти все здания Ленинграда в той или иной степени нуждались в ремонте. В 1945 году основным видом работ стало капитальное восстановление — сложное, трудоемкое, требовавшее больших капиталовложений и квалифицированных кадров строителей. В 1946—1950 годах впервые сложилось понятие «комплексный капитальный ремонт». В процессе комплексного капитального ремонта в минимальном объеме заменялись все изношенные конструкции дома или его части, включая перекрытия. Основные работы по капитальному ремонту жилищного фонда выполнялись силами ремонтно-строительных контор райжилуправлений.

Об эффективности работы этой системы свидетельствует тот факт, что к 1947 году весь жилой фонд города был практически восстановлен. С конца 1944 года в Ленинграде стали проводиться работы по перепланировке и улучшению магистралей, площадей и набережных. Назрела необходимость координировать строительство с принятым до войны генеральным планом реконструкции города. Летом 1945 года Управление по делам архитектуры Ленсовета подготовило проект корректировки генерального плана Ленинграда. Предусматривалась прокладка новых магистральных улиц, разбивка парков и скверов. Намечалась реконструкция районов Финляндского вокзала, Большеохтинского моста, Суворовского проспекта, Большого проспекта Васильевского острова и других. В октябре 1945 года были заложены Московский и Приморский парки Победы. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах созданы мемориальные ансамбли.

Новый Генеральный план восстановления и развития Ленинграда, разработанный под руководством Н. Баранова и А. Наумова, был утвержден в 1948 году. В нем была развита идея концентрического радиально-лучевого развития по всем направлениям с сохранением исторического центра города. Предусматривалось развитие морского фасада Ленинграда от Стрельны до Автово и далее на север, широкомасштабное озеленение всего города. Генеральный план включал также развитие и реконструкцию архитектурных ансамблей Пушкина, Павловска, Петродворца. Строительство новых жилых домов в первые послевоенные годы было малоэтажным, к началу 1950-х годов начали возводить 5—6-этажные каменные дома. Это так называемый «сталинский ампир», который и сегодня высоко ценится на рынке жилья.

Красивые, комфортные дома с лифтами, мусоропроводами, горячим водоснабжением. Однако обеспеченность горожан жильем оставалась низкой. В середине 1950-х годов начался переход к индустриальному строительству. К концу 1950-х годов в Ленинграде была создана мощная отрасль по производству сборного железобетона, которая максимально отвечала задачам ускорения и расширения массового жилищного строительства. Одновременно было налажено массовое производство прогрессивных по тому времени индустриальных отделочных материалов: линолеума, сухой штукатурки, пленок, плиток, обоев. Сразу после войны перед специалистами нового многопрофильного проектного института «Ленгипроинжпроект» была поставлена задача газификации Ленинграда. В 1947—1948 годах в Ленинский, Фрунзенский, Куйбышевский и частично Московский районы была начата подача газа. Газификация жилищного фонда осуществлялась быстрыми темпами.

С 1949 года к числу газифицированных районов добавились Октябрьский, Смольнинский, Дзержинский. Газоснабжение осуществлялось на базе коксогазового завода, восстановленного в январе 1946 года, и сланцев Эстонской ССР и Ленинградской области г. Сланцы , откуда были проложены магистральные газопроводы протяженностью около 250 км. Зв годы войны в Ленинграде было уничтожено и повреждено 187 из 300 находившихся под государственной охраной исторических зданий и сооружений. На месте всемирно известных дворцовых ансамблей ленинградских пригородов остались руины. С воссозданием величайшего архитектурного наследия в Ленинграде сформировалась уникальная школа реставрации, заслужившая признание и авторитет у профессионалов реставрационной отрасли Европы и мира. Еще до окончания войны началось восстановление Адмиралтейства, Смольного монастыря, Театра оперы и балета им. Кирова, Елагина дворца и других зданий.

Послевоенные годы

Возрождение", рассказывающая о жизни города после освобождения от фашистской блокады. Как сообщает пресс-служба Музея истории Петербурга, в экспозиции представлено около 500 музейных предметов: произведения живописи и графики, плакаты, листовки, документы, фотографии, книги, открытки, предметы военного и блокадного быта. Первый зал выставки посвящен битве за Ленинград - самого длительного за все время Великой Отечественной войны сражения, продолжавшегося с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года. В этом разделе можно увидеть ордена и медали, знаки отличия, оружие, знамена, личные вещи воинов Красной Армии. Центральное место в экспозиции занимает медаль "За оборону Ленинграда", выпущенная на Ленинградском Монетном дворе. Эта награда была учреждена указом президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года, до конца войны медалью были награждены около 600 тысяч человек.

Так, если например, в стандартной двушке в 42-45 квадратов проживала семья из 4 человек, то к ним вполне могли подселить еще одну семью. Хотя уже даже в это время Ленинград считался городом коммуналок и в нем и без того наблюдался дефицит жилья. Коммуналки были едва ли не символом Ленинграда, города, который в одночасье стал местом притяжения огромного количества людей. Элегантность творческого Петербурга уживалась с веяниями социалистической революции.

До сих пор существует масса коммуналок, созданных в элегантных домах и огромных квартирах дворянства, у которых коммунисты отняли жилье и приспособили его для нужд рабочего класса. Такое сочетание несочетаемого, когда в здании классической архитектуры с огромными потолками и изящными окнами ютились десятки чужих друг другу людей, стало привычным. В людях жила надежда и это было главнее всего. Потому ситуация, возникшая в городе после снятия блокады, с жильем, когда семьи жили в коммуналках, никого особо не удивила, скорее это было в духе времени и особенно города.

Ведь сразу после свержения царя в Петербурге остро встал жилищный вопрос, селяне стремились в города, туда ехала молодежь для новых перспектив и строительства социализма. К тому же, после всеобщей коллективизации, в деревнях уровень жизни заметно снизился. Переименование города в Ленинград лишь усилило его привлекательность в глазах внутренних мигрантов, которые видели в нем очаг социалистической революции и строить социализм ехали именно туда. Некогда большие квартиры дворян становились коммуналками, чаще всего в одной комнате проживала одна семья, а общее количество комнат в квартире было от трех до десяти.

Общесоветская проблема Коммуналки стали символом Ленинграда еще в 30-е. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. Потому можно утверждать, что существенно положение дел не изменилось. Скорее это была путаница в имущественных вопросах, которую удавалось относительно безболезненно решить.

К тому же, в послереволюционное время острая нехватка жилья была практически во всех городах. Сразу после революции население хлынуло в города. Так, за десять с небольшим лет, начиная с 1926 года в города уехало 18,5 млн жителей сел и деревень. В ту пору и был введен термин «самоуплотнение», говоря проще жилье было менее комфортным, зато для всех.

Впрочем, большими и просторными квартирами могли «наградить» особенно старательных коммунистов. В том же Ленинграде, после 1935 года освободилось много добротных квартир, чьи прежние хозяева были репрессированы, практически вся их жилплощадь была роздана сотрудникам НКВД. Этот диссонанс встречается до сих пор. Вполне вероятно, что в стране Советов планировали решать этот вопрос, но война изменила планы.

Жизнь страны в буквальном смысле разделилась на до и после, изменились миграционные потоки, сократилось количество населения - люди погибли на войне. Но предприятия нуждались в рабочих руках, потому города снова заселялись настолько плотно, насколько это было возможным. Безусловно, городское население пополнялось за счет сельского, ведь для правительства промышленность была куда важнее сельского хозяйства. Сильнее всего это было заметно в Ленинграде, после окончания блокады город испытывал голод в специалистах и кадрах, которых решили набрать со всей страны: 30 тысяч производственников и 18 тысяч сельской молодежи приехали поднимать промышленность Ленинграда.

Прорыв блокады Ленинграда. Приехавшие специалисты селились в пустующие дома а куда еще? Все они обнаруживали, что лучшие квартиры уже заняты приезжими рабочими, которые, конечно же, воспользовавшись случаем, подобрали для себя лучшие варианты. Те, кто вернулся с эвакуации и не обнаружил своего дома, вставали в очередь на получение жилья, таких семей было тысячи.

Однако ленинградцы усиленно строили новые и восстанавливали разрушенные дома. Это давало свои плоды. Если к концу войны в городе было 1,2 млн населения, то к 1959 году вернулось к довоенным 2,9 млн.

Фацелия на даче: двойная польза — летом цветёт, осенью служит сидератом Итоги блокады После того как официально было объявлено об окончании войны, в Ленинграде прошла комиссия, целью которой было определение нанесенного ущерба и разработка плана работ на будущее. Проверка показала, что водопроводные и отопительные сети из-за длительного неиспользования пришли в негодность. Без крова остались сотни тысяч людей. Но изменить что-либо комиссия не могла, так как коммунальная служба не работала.

Поэтому вскоре по городу стали развешивать плакаты, которые призывали подготовиться самостоятельно к зиме, а это означало, что нужно было сложить печь из кирпичей, которые также надо где-то найти. Нужно было трубы обернуть бумагой и заделать щели. Ленинградские коммуналки После каждого обстрела в городе постоянно старались быстро заделать поврежденную кровлю. Но делали это не квалифицированные рабочие, а женщины и дети.

Комнаты освобождены от убранства…. Совсем иную картину увидели сотрудники музея 31 января 1944 г. Даже маленькие павильоны на концах галерей кажутся совсем целыми…». Однако Монплезир оказался «поврежден гораздо серьезнее, чем это казалось с первого взгляда.

Боковые галереи лишились не только рам своих больших окон-дверей, но и части подпорных столбов. Вопреки стихиям и невзгодам Монплезир опять выстоял, уцелел. Из его подвалов саперы вынули пять мин замедленного действия. На морской террасе фашисты построили дзот, а рядом установили орудие. В Монплезирском саду расположили несколько блиндажей. Парадный зал дворца использовали в качестве прохода между террасой и садом, а жилые комнаты — в качестве караульного помещения: здесь соорудили двухъярусные нары, для отопления установили печки-времянки, их трубы вывели в дымоходы через изящную лепку каминов. Сначала показалось, что росписи сильно пострадали, но уже в процессе реставрационных работ обнаружилось, что повреждения некоторых плафонов незначительны. Удалось установить, по каким причинам они возникли: протечки, конденсат, перепады температур, механические повреждения, в том числе от взрывной волны, осколочных попаданий и вандализма оккупантов.

Самые значительные утраты произошли из-за протечек кровли: были повреждены известковый намет и гипсовый грунт, в некоторых местах было ослаблено их сцепление с дранкой, и появились осыпания вместе с красочным слоем. В некоторых местах, наоборот, известковый намет и гипсовый грунт с красочным слоем оставались целыми, а дранка была поражена гнилью и жучком-точильщиком. В этом случае поздние поновления росписей масляными красками отрицательно сказались на их сохранности. При кратковременных протечках отсутствие утепления чердака дает возможность известковому намету и гипсовому грунту просохнуть самостоятельно. Кроме того, свойство темперных красок позволяет испаряться влаге с их поверхности. Масляный красочный слой, наоборот, задерживает испарение, и, если протечка не устранена, сначала разрушаются гипсовый грунт и известковый намет, а потом гниет древесина, на которой они держатся. В Монплезире от протечек пострадали кессонированные потолочные перекрытия и три падуги в Парадном зале, значительная часть плафона в Спальне Петра I, северо-западный медальон в Секретарской, а также росписи в галереях и люстгаузах. Плафон Буфетной до реставрации.

Северо-западный угол дворца разрушился от взрывной волны, и часть росписи в Морском кабинете Петра I погибла. Провалилась крыша восточного люстгауза. Фигура Аполлона в куполе центрального зала была изрешечена пулями. Поскольку потолочные перекрытия достаточно тонкие, на чердаке можно передвигаться исключительно по балкам. Хождение по дощатой подшивке неизменно приводило к образованию трещин на живописи и даже к осыпанию красочного слоя, что и произошло во время войны. На состоянии росписей негативно сказалось использование печек-времянок, размещенных фашистами в Спальне и Кабинете Петра I, Секретарской, Лаковом кабинете. При нагревании помещений разогревались росписи, гипсовый грунт, известковый намет, а со стороны чердака, наоборот, происходило сильное охлаждение. Все это способствовало появлению конденсата.

Длительный срок такого состояния ослабил грунт, и он начал отслаиваться вместе с росписями в виде небольших чешуек. Кроме того, плафоны в указанных интерьерах покрылись копотью и потемнели. Жар, исходивший от печек, отрицательно повлиял и на живопись Парадного зала, хотя он не отапливался. Дело в том, что теплый и влажный воздух вырывался из теплых помещений и, соприкасаясь с холодными потолками в зале, конденсировался. При низкой температуре эта влага намерзала на росписях, ослабляя красочный слой. Летом 1945 г. К сожалению, имена многих реставраторов остались неизвестными для потомков, сведения о других ограничены только фамилией и инициалами. Поскольку самые большие повреждения случились из-за протечек, в первую очередь на крыше промазали все щели.

Параллельно архитекторы четвертой мастерской Ленпроекта Л. Гольдвассер и Б. Кикин составили проект реставрации Парадного зала, галерей и люстгаузов21. В следующем году отремонтировали перекрытия, соорудили временную кровлю, после чего произвели консервацию дворца, а в восточной галерее поставили поддерживающую конструкцию перекрытий, чтобы избежать их обвала вместе с росписями. В 1947 г. Казанская и А. Гессен начали работу над проектом пяти жилых комнат и кухни. В восточной галерее была проведена консервация живописи.

Научные сотрудники Петергофа Н. Архипов, М. Андреева, Н. Удаленков, М. Тихомирова собирали необходимые для реставрации рисунки, чертежи и фотографии по архивам, музеям и библиотекам. Без этих данных выполнять реставрационные работы было невозможно. Все это требовало времени, но живопись не могла ждать, она могла погибнуть. Поэтому первоочередной задачей специалисты считали «не удаление поздних записей, которые можно удалить в любое время, а сохранение и консервацию разрушающегося красочного слоя росписей такими, какими они сохранились на сегодняшний день».

Эти работы были проведены в 1950 г. Слева Плафон Морского кабинета Петра I до реставрации. Конец 1940-х. Какие цели теперь преследовали реставраторы? С 25 июля до 23 октября 1951 г. С наступлением холодной погоды все работы пришлось приостановить. Следующий период начался только через четыре года и продолжался шесть лет 1955—1961. Перед реставраторами стояла задача не только укрепить живопись, но и расчистить ее от поздних записей.

Здесь возникает довольно деликатный вопрос о том, насколько правомерны подобные методы. Дело в том, что в прошлом некоторые ученые доказывали «недопустимость удаления позднейших наслоений для возвращения первоначального вида сооружению» и призывали «сохранять изменения, которые объект претерпел на протяжении веков». Подобной точки зрения до сих пор придерживаются отдельные специалисты. Нередко это оправдано. Однако, как можно убедиться на примере росписей сей Монплезира, расчистки от старых ремесленных записей бывают необходимы для того, чтобы сохранить и не утратить бесценный памятник. Новый этап реставрации начался с обстоятельного осмотра и фиксации росписей. Специалисты выполнили подробное фотографирование и копирование на кальки. В основном тогда подновили фоновые части, покрыв их масляными красками, выполнили обводку фигур, орнамента, элементов пейзажа; часть облетевшей или поблекшей позолоты покрасили бронзовой краской.

Самые значительные изменения претерпели плафоны в галереях и люстгаузах, где местами были переписаны орнамент и некоторые композиции. Менее всего во время войны пострадали росписи в Лаковом кабинете, Буфетной и купольной части Парадного зала: незначительные выпады и шелушение красочного слоя, мелкие кракелюры, волосяные трещины по штукатурке. В юго-восточном клейме отставала гипсовая накрывка, а вставка северо-западного угла сильно повредилась от протечек: дранка и подшивка сгнили, штукатурка разрушилась и не имела прочности, красочный слой отставал и шелушился. Серьезные вопросы возникли в связи с сильно испорченными из-за протечек плафоном в Спальне и тремя падугами центрального зала. Западная падуга погибла полностью, превратившись в «расплывшееся грязно-серое пятно». Вызывало тревогу и состояние Морского кабинета: треть плафона была целиком потеряна от взрывной волны. Следует особо отметить реставрацию потолочных перекрытий в галереях и люстгаузах. При первых визуальных осмотрах казалось, что «из всех помещений Монплезира, состояние росписей наиболее благополучно в восточной и западной галереях, которые не отапливались и меньше имели протечек, хорошо проветривались и одновременно с наружной температурой нагревались и охлаждались».

Однако именно здесь дранка и подшивка в местах протечек не только сгнили и превратились в труху, но и были поражены жучком-точильщиком, в этих местах штукатурка и грунт оказались полностью утрачены. Эти скрытые серьезные разрушения потребовали локальной замены подшивки и дранки. Почему в центральной части дворца не было подобных повреждений? Дело в том, что в галереях и люстгаузах пространство между крышей и потолочными перекрытиями невелико, доступ туда невозможен или затруднен. Соответственно, в холодное время года конденсат образуется в большем количестве, и дощатая подшивка при протечках в этих местах сохнет хуже, чем над другими залами. В западной галерее Р. Саусен обнаружил разницу в манере живописи француза Пильмана и русских мастеров и, опасаясь потерять при дальнейшем прописывании своеобразие «почерка кисти» последних, решил отказаться от «прикосновения кистью» в композиции с изображением Флоры после расчисток. Насколько обоснованно воссоздание пропавших фрагментов подлинной живописи?

Какие варианты рассматривались в случае с Монплезиром? Этим было бы восстановлено общее значение единства. А к большему можно было бы и не стремиться. Однако именно здесь, в Монплезире, который не просто консервировался, но именно воссоздавался во всей целостности его художественного замысла, этот в принципе грамотный и допустимый подход представлялся неприменимым. Монплезир должен был вернуться к своему характерному облику историко-художественного памятника, который не может где-то производить лишь «общее» впечатление, но должен читаться в деталях, как книга. И содержанием его никак нельзя пренебречь«31. Утраченную отделку стен воссоздавали полностью, должны были вернуться эвакуированные во время войны экспонаты, и окраска утраченных мест живописи нейтральным тоном исказила бы восприятие интерьеров петровского дворца. Кроме того, собранный иконографический материал позволял достаточно обоснованно воссоздать эти произведения.

Такие суждения научных сотрудников разделяли реставраторы: «…воссоздание всех утраченных мест композиций должно быть произведено полностью, но с непременным условием совершенно ясного, но не бросающегося в глаза, отделения вновь написанного от подлинного. Особое внимание следует обратить на недопустимость подхода новой живописи впритык к подлинной, так как в этом случае неизбежна запись последней у контуров». Хранители и реставраторы пришли к единому мнению: утраченные фрагменты росписи были воссозданы, а при соприкосновении с подлинной живописью, оставлены еле заметные линии. Что помогло реставраторам воссоздать утраченное? Хотя в архивах Петергофа не нашлось четких фотографий сильно пострадавших плафонов, удалось разыскать нужные материалы в других музеях. В негатеке Государственного Русского музея найдены фотографии А. Хотеновского, выполненные в 1921 г. Никаких изобразительных материалов Филиппа Пильмана не сохранилось, но в отделе эстампов Эрмитажа хранятся альбомы его учителя Клода Жилло, которому он во многом подражал.

Создавая образы четырех стихий, Пильман обращался к традиционным аллегориям, поэтому при реставрации западной падуги зала использовались гравюры, выполненные по рисункам Шарля Лебрена для Королевской гобеленовой мануфактуры. Реставрация плафонной живописи Монплезира в 1950-х гг. С тех пор работы с росписью проводились довольно редко и носили избирательный характер. Спустя более десяти лет, в 1972, 1977 и 1978 гг. Летом 1987 г. В июле—августе 1999 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий