Новости почему масленица празднуется в разное время

Историк церкви рассказал, почему когда-то соблюдать Великий пост считалось предосудительным и для чего церковь использовала масленичные гуляния. В прошлом году мы праздновали Масленицу с 12 по 18 февраля! Главной причиной, почему россияне отмечают Масленицу, респонденты называют дань традиции, оставшейся от предков (62%). Традиция праздновать Масленицу пришла к нам еще с языческих времен. Почему праздник Пасхи каждый год празднуется в разное время?

Масленица — не безобидный праздник

  • Языческие корни Масленицы
  • В 2024 году Славянский Праздник Масленица приходится на 18 марта
  • Масленица: история, традиции, обряды, даты праздника
  • Почему Масленица бывает в разное время?

Как правильно встречать Масленицу

Масленица: почему сегодня в России её празднуют неправильно Так как Масленица длится целую неделю, на каждый день проводится специальный обряд.
Почему после Масленицы не приходит весна? Масленичная неделя в этом году пройдет с 8 по 14 марта.
Как правильно встречать Масленицу Масленица — мировой праздник Масленица празднуется не только в России, Украине и Белоруссии.
Интересные факты о Масленице в России — 13.03.2024 — Статьи на РЕН ТВ У Масленицы «плавающие» даты — каждый год она празднуется в разные дни.
Масленица - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики» Масленица празднуется в разное время каждый год, потому что её дата зависит от даты Пасхи и определяется по церковному календарю.

Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки

Праздник Масленица — Комоедица традиционно всегда отмечается 22 марта. Почему Масленицу назвали масленицей: значение слова. Так как Масленица длится целую неделю, на каждый день проводится специальный обряд. Масленичная неделя — время гуляний, веселья и дружного времяпровождения, поэтому особых ограничений в этот период нет.

Как называются дни масленичной недели и что принято делать в каждый из них?

Почему раньше масленица праздновалась с 19-25 февраля, в другие года. Масленичная неделя в этом году пройдет с 8 по 14 марта. О том, что славянская Масленица была приурочена к дню Весеннего Равноденствия, указывал в своё время ещё академик Рыбаков. Масленицу празднуют каждый год в разные числа потому, что этот праздник всегда предшествует пасхальному посту.

Масленица по дням недели

Пожалуй, только лишь это, как бы мы сказали теперь, файер-шоу да повсеместное обжорство и веселье и можно признать поистине универсальными признаками Масленицы. Другие известные элементы этого праздника были распространены хотя и широко, но всё же не повсеместно. Примечательно, что фольклористам почти не известно каких-то чисто масленичных песен, что также плохо вяжется с мнением о древнем ритуальном характере праздника. Вероятно, преувеличено и значение традиции непременно угощаться на Масленицу блинами. Да, блины были распространённым блюдом, но не везде. Где-то пекли пироги разной формы и с разной начинкой, где-то пекли хворост, но вообще на Масленицу ели всё, что было запасено на этот случай. Главным было как следует наесться перед долгим и строгим постом. Не будем забывать и о том, что эта неделя называется сырной или масленой, но не блинной.

Масленица, 1889 Почему же наши представления о Масленице сейчас так схематичны, если не сказать примитивны? Чучело да блины… Чтобы понять, в чём тут дело, надо немного рассказать о новейшей истории этого праздника. В советское время его разгульный характер плохо вязался с культурными идеалами новой эпохи. По мере роста уровня образованности населения, внедрения в народную жизнь новых культурных практик, перетекания населения из деревни в города старые обычаи закономерно уходили из народного быта. Кулачный бой на Москва-реке, 1897 Полностью уйти из нашей жизни Масленице помешала… всё та же советская власть! В 60—70-е годы в рамках мер по атеистическому воспитанию в народный быт внедрялись безрелигиозные праздники. В рамках этой деятельности родилась идея проведения праздника "Проводы русской зимы", за основу которого и были взяты некоторые элементы русской Масленицы.

Разрабатывались сценарии проведения этого праздника, они брались на вооружение работниками домов культуры, и вот постепенно соломенные чучела стали гореть в честь прихода весны даже там, где раньше о таком обряде никогда и не слышали. Мнение о языческой подоплёке Масленицы — это наследие учёных XIX в. Многие из них имели склонность любые явления народной жизни возводить к древней мифологии это соответствовало передовым на тот момент научным теориям. Тем не менее привычка видеть в народных обычаях отголоски "преданий старины глубокой" укоренилась в науке не только XIX в. Например, если мы заглянем в книгу В. Соколовой "Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов" М. Подобный взгляд на Масленицу никак не обосновывается, а напротив, выступает в качестве аксиомы.

Стол ломится от угощений: блинов, пирогов, медовых пряников, сбитней и др. Начиняют блины исходя из своего достатка: от икры до картофеля с луковым припеком. Напомню, что мясо уже кушать нельзя.

По средам народ начинает соревноваться в ловкости, силе. На улице под небольшими навесами продают сбитни, напитки из меда, пряностей и воды, пряники, каленые орехи. Часто во дворах стоят самовары, где кипятится вода для того, что приготовить и раздать горячий чай прохожим людям и нуждающимся.

В среду начинают открываться ярмарки, начинают работать карусели. Молодежь запрягает лошадей и катается на тройках с бубенцами. Широкий четверг Широкий разгульный четверг или разгуляй — начало широкой Масленицы.

Этот день один из самых захватывающих среди прочих. Все домашние дела должны быть прекращены. Народ собирается для торжественных проводов зимы, встречи весны.

Игнорировать массовые гулянья — к горестям, неудачам. Люди проводят самые разнообразные игры: от обычных игр в снежки до кулачных боев, перетягивания каната. Занятие хозяйством в четверг Масленичной недели считают дурной приметой.

Люди должны отпустить обиды, урегулировать спорные вопросы, а то старое не уступит дорогу новому счастью. Отсюда и традиция прыгать через костер. Она означает душевное очищение.

Четверг называют еще и чистым четвергом. В этот день принято посещать баню для телесного очищения. В четверг начинают ходить по домам ряженые.

Названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в святцах как «церковные». Это объясняется ритуальными корнями смех — магический способ «победить» Смерть [4]. Обряды и традиции Семён Кожин. Проводы зимы.

Россия, XVII век. Связь блинов с похоронным культом отмечают многие исследователи [2]. Bannock day, Pancake day и др. Блины появились в масленичном меню потому, что весенние праздники включали и культ предков.

Возможно, сыграло роль и то, что Масленицу хоронили и, следовательно, нужно было помянуть её [5]. В Моравском Словацке был обычай жарить особые «колобки для кротов». Их относили в поле в конце масленицы, «чтобы поле не разрывал крот». Некоторые исследователи видят в этом пережиток жертвоприношения умершим [6].

Но стоп! Можем ли мы быть уверены в том, что это древний обычай? Если не полагаться на современные СМИ и почитать этнографическую литературу самостоятельно, то мы не без удивления обнаружим, что, во-первых, чучело вовсе не обязательно было женским — встречается такой термин, как "соломенный мужик"; во-вторых, чучело могли не сжигать, а просто рвать на части, топить в реке, закапывать в снег или в землю или просто выкидывать а, скажем, в Томске в XIX в. Например, в некоторых районах Нижегородской области зафиксирован обычай в конце Масленой недели водить "кобылу" или "коня". Для этого несколько мужчин брали лестницу, клали её себе на плечи, приделывали голову из глины, соломы или тряпок, хвост из мочала, накрывали всю эту конструкцию покрывалами и так ходили по деревне. Потом "коня" ломали. Показательно, что известный фольклорист И.

Снегирёв, описывая в своём труде 1838 г. Он лишь пишет, что в Нерехте Костромская область вечером в воскресенье жгли снопы соломы. Вспоминая в этой связи о соломенных чучелах, которые сжигались или бросались в воду, автор приводит такие примеры из обычаев немецких славян или поляков, но не русских. Некоторые другие авторы XIX в. Современный историк М. Васильев, перепроверив данные по Новгородскому региону, пришёл к выводу , что там такого обычая также не существовало. Примечателен и другой вывод учёного: нередко этнографы заранее представляют себе те результаты, что хотят найти, и подгоняют ответы своих информантов под шаблонные представления о Масленице.

Взятие снежного городка, 1891 Но, хотя мы видим, что сожжение чучела не было непременным атрибутом праздника, без забав с огнём обычно не обходилось. Чаще всего — и это действительно делалось повсеместно на территории России — в последний день Масленицы просто разводились костры. Но и тут наблюдалось большое разнообразие: костры могли жечь за околицей деревни, либо на перекрёстке дорог, либо просто на дороге, костры могли жечь в центре села или где-то на близлежащей возвышенности, костры могли быть передвижными, когда их разводили прямо в санях, либо в санях могли возить бочку, в которой горели дрова, либо могли привязывать к саням ворох горящей соломы и волочить её по селу. Костры могли быть разной формы и величины, иной раз топливом обкладывали дерево или большой куст и сжигали всё вместе. Пожалуй, только лишь это, как бы мы сказали теперь, файер-шоу да повсеместное обжорство и веселье и можно признать поистине универсальными признаками Масленицы. Другие известные элементы этого праздника были распространены хотя и широко, но всё же не повсеместно. Примечательно, что фольклористам почти не известно каких-то чисто масленичных песен, что также плохо вяжется с мнением о древнем ритуальном характере праздника.

Вероятно, преувеличено и значение традиции непременно угощаться на Масленицу блинами.

Ошибка — следовать суевериям

  • История Масленицы
  • Масленичная неделя 2024 по дням: когда начинается, какие есть традиции, как называется
  • История праздника Масленицы
  • Почему Масленица бывает в разное время?
  • Масленица – праздник из языческих времён. В чём его суть?

Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео

Многие задаются вопросом: почему Масленица случается в разное время каждый год. Во время Узкой Масленицы дух праздника был еще не так силен, и можно было заниматься сельхозработами и делами по дому, а начиная с четверга, Разгуляя, наступало время только отдыхать, веселиться и угощаться традиционными масленичными блюдами. Масленица празднуется на протяжении целой недели.

Откуда пошло название «Масленица»

  • Масленица: что мы празднуем НА САМОМ ДЕЛЕ
  • Как называются дни масленичной недели и что принято делать в каждый из них?
  • Почему христиане празднуют Масленицу, если в церковном календаре ее нет?
  • Праздник Масленица — гулянья и обряды
  • Почему Масленица празднуется в разное время

Новости страны Северной

Дата и месяц Масленицы определяется церковными служителями и объявляется народу. Но в принципе каждый сам может посчитать, ведь масленичная неделя наступает за 8 недель до Пасхи. В этом году масленичная неделя началась в понедельник 24 февраля, а закончилась в воскресенье 1 марта. Соответственно обряд прощания с зимой совпал с первым календарным днем весны. В это время многие регионы России ощутили отступление зимы и приход теплых деньков. Многие считают, что такое совпадение — послание свыше. На основании изложенных данных можно сразу определить, когда будет Масленица в 2021 году.

Праздничная неделя наступит в понедельник 8 марта и закончится в воскресенье 14 марта. Сколько дней длится и как эти дни называются? Вся праздничная неделя Масленицы называется по-разному, например, «честная» «веселая» или «госпожа Масленица». При этом каждый день имеет индивидуальное значение и предполагает совершение определенных действий. В воскресенье, перед началом праздничной недели, согласно традициям ходят в гости и принимают в своем доме посетителей. Стол должен быть наполнен мясными блюдами, так как всю следующую неделю мясо есть нельзя.

Как говорилось ранее, масленичная неделя делится на 2 этапа. Понедельник — встреча. Народ начинал подготавливать горки для катаний, детвора набивала чучело соломой, одевала его в бабий наряд и все вместе носили его по улочкам. Для детей ставили качели, в домах накрывали сладкие столы. Вторник — заигрыш. Ранним утром начиналось все веселье, катания с горок, игры, забавы.

Девицы-красавицы выбирали себе суженых, а добры молодцы невест. Однако свадебные обряды проводились только после Пасхи. Среда — лакомка. Столы в каждом доме наполнялись вкусными угощениями, а главным яством, конечно же, были блины. На этом Узкая Масленица заканчивается и начинается 2-ой этап праздничной недели — Широкая Масленица. Четверг — разгуляй.

С рассвета начинались катания на лошадях вокруг села. Этот обряд характеризовался, как помощь солнцу прогнать холод. Пятница — тещин вечер. Зятья отправлялись к тещам на блины. Что интересно, эта традиция имеет широкую популярность даже сегодня. Суббота — золовкины посиделки.

День походов к родне. Воскресенье — прощеный день. То самое время, когда следует просить прощенья у всех родственников, друзей, родных и близких, а после, под веселый хоровод и пляски, сжигают соломенное чучело. Когда символ зимы сгорал, молодежь отправлялась прыгать через костер. Окончание масленичной недели, а точнее последний этап прощанья проходил в первый день поста. Этот понедельник считается днем очищения.

Обязателен поход в баню, чтобы смыть с себя все плохое. Женщинам требовалось перемыть всю посуду и очистить от жира молочные продукты, используя водяную баню. Сегодня Масленицу отмечают в несколько иных масштабах. Городские условия не позволяют устроить подобные гулянья. А вот в деревнях и селах стараются придерживаться традиций давних времен. Сервировка стола Столы на Масленицу всегда должны ломиться от угощений.

И каждый день все блюда должны быть свежими, ведь в любой момент могут прийти гости. Однако не только угощенья являются фишкой праздничного стола, но и его правильная сервировка. Оформляя стол в русском стиле, следует использовать глиняную и деревянную посуду. Салфетки и скатерть должны быть выполнены из натурального материала, например, хлопок или лен. Шикарно будет смотреться текстильная продукция из грубой ткани или изделия с ручной вышивкой. По славянским традициям блины на Масленицу едят руками, соответственно столовые приборы не понадобятся.

А чтобы гости не попали в неудобную ситуацию, блины должны заранее раскладывать порционным методом. А вот в вопросе оформления приготовленных блюд каких-либо границ не существует. Пустые блинчики можно свернуть треугольником, а заполненные начинкой сложить в форме мешочка, подушечки и не только. Салатики на столе так же украшаются блинами. Золотистые круги выкладываются на дно и по краям емкости, а внутрь выкладываются нашинкованные овощи. Благодаря возможностям нашего времени можно сделать блинчики разноцветными.

Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Общее правило для расчёта даты Пасхи: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние — первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия.

Основной мотив карнавала — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом.

Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы. Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света. Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер.

Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу. Но есть интересная особенность. По определению М.

Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик.

На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе.

В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы.

Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела.

Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси.

Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи».

В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется.

Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями.

Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится.

И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится.

Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам.

Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств».

Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества.

Но каждый раз это вызывало народные недовольства, поэтому праздник и дожил до наших дней. Достоверно известен факт того, что патриарх Московский и всея Руси Адриан 1637-1700 называл Масленицу «бесовским праздником» и хотел запретить его. К счастью, этого сделать ему не удалось, а замечательный народный праздник и сегодня отмечают в нашей стране. Интересно, что в католическом мире существует праздник, являющийся аналогом Масленицы. Знаменитые карнавалы, которые проводятся перед Великим постом в Италии, Франции, Германии, Бразилии и во многих других странах, имеют тот же смысл. Театрализованные шествия, массовые гулянья, обилие угощений, веселье и смех являются неизменными атрибутами карнавалов.

Материал является авторским, при копировании ссылка на статью или сайт travelask.

Почему масленица отмечается в разное время, история праздника

В 2026 году Масленица празднуется 16 февраля. Масленичная неделя: с 16. В 2027 году Масленица празднуется 8 марта. В 2028 году Масленица празднуется 21 февраля. Масленичная неделя: с 21. В 2029 году Масленица празднуется 12 февраля.

Масленичная неделя: с 12. В 2030 году Масленица празднуется 4 марта. Масленичная неделя: с 4. Приметы на Масленицу С Масленицей связано много примет и люди в старину этим приметам верили. Считается, что на Масленицу нужно печь столько блинов, сколько хочется счастья и благополучия.

Вот и я, как поступил в монастырь-то, матушка, на клиросе тоже был и какой веселый-то был, радость моя, бывало, как ни приду на клирос-то, братья устанут, ну и уныние нападает на них, и поют-то уж не так, а иные и вовсе не придут. Все соберутся, я и веселю их, они и усталости не чувствуют. Ведь дурное что говорить ли, делать ли нехорошо и в храме Божием не подобает, а сказать слово ласковое, приветливое да веселое, чтобы у всех перед лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был, — вовсе не грешно, матушка…» Впоследствии традицию «мягкого» вхождения в Великий Пост переняли миряне, хорошо понимавшие, что переход к строгости воздержания должен быть не резким. Так возникла подготовительная к Четыредесятнице седмица. Как относится к празднику Церковь Ап. Павел говорил, что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах…» Рим. Церковь, отвергая язычество, никогда не отвергала людей, тех, кто, по мере сил своих, ищет Бога, пусть ошибается, как человек. Оттого она не столько уничтожала обычаи, сколько «переплавляла» их, давая новое, христианское содержание.

Касалось это и Масленицы — собственно языческого действа «встречи весны», в котором, однако: проявлялось характерное для славян, как народа земледельческого, острое ощущение связи человека с природой, радость о ее пробуждении после зимы; здесь вполне применимы слова Апостола, сказавшего, что для язычников Бог, «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» Рим. Таковы основания возникновения «сплава» христианской веры с некоторыми языческими традициями. Что, конечно, не означает, что православие приняло языческую Масленицу, но — лишь то, что оно не отвергает в ней то, что «по природе законно», соответствует Божиим установлением, но совершенно не приемлет суеверия, языческие обряды магического характера, и конечно, «веселие», переходящее разумные границы, становящееся разгулом. Народные традиции и обычаи празднования на Руси Языческое содержание обычаев недели постепенно уходило с христианизацией Руси , оставляя лишь «веселость», соответствующую древней традиции подготовки к Великому Посту. Впрочем, отход от язычества происходил не сам собой, это — результат большой работы пастырей Церкви, неустанно убеждавших людей в пагубности языческих суеверий. Например, после нескольких проповедей свт. Старые обычаи, правда, возобновились по уходе владыки с кафедры. Символ Масленицы Им обычно считается чучело из соломы, как правило, женское.

Его изготавливали в первый день недели. Впрочем, обычаи разных местностей отличались: например, в Белоруссии это было чучело «деда», которое даже клали в гроб, чтобы в конце недели сжечь. Это символизировало уход зимнего времени, приход весны. Масленичная неделя Крестьянская традиция требовала проводить каждый из ее дней особым образом: понедельник считался «встречей» Масленицы: начинали печь блины, причем первый отдавался нищим ради поминовения усопших; вторник именовался «заигрыши»: это были «смотрины» невест; молодых парней приглашали покататься с гор, поесть блинов: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать! Стоит сказать, что церковная подготовка к Посту все это время шла своим чередом: например, среда и пятница были днями, когда не совершалась литургия, а за утренней службой впервые читалась великопостная молитва св. Ефрема, Сирийского подвижника IV в. Однако прихожан в эти дни в храмах бывало совсем мало — как, впрочем, сейчас. Последний день русской Масленицы Наконец, воскресный день был одновременно кульминацией Масленицы — и заговеньем на Великий Пост.

Масленица — это не просто дни, когда пекут блины. Многие люди сегодня и не подозревают, насколько глубока символика и семиотика этого праздника. Масленица — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Однако с принятием на Руси христианства все изменилось. Наши предки почитали Солнце, как божество, дающее Жизнь, и их праздники основывались на солнечном календаре, по которому Комоедица ныне - Масленица наступала в день Весеннего равноденствия, в 2015 году — это 20-21 марта. А потому логично встречать астрономическое начало весны именно в этот период, а не месяцем ранее, отталкиваясь от периода православного поста. Славяне не только прощались с Зимой и сжигали чучело Марены Зимы , именно в этот праздник славяне встречали новую жизнь, радовались новому солнцу, дню, когда земля оживает, и снег сходит с полей. Никто не заметил подмены? Ныне Масленица сырная седмица — это один из четырех праздников Русской православной Церкви, введенных христианами взамен прежних языческих великих солнечных праздников.

Масленица была «сдвинута» во времени, чтобы она, во-первых, не совпадала с языческим празднованием и, во-вторых, не попадала на христианский пост, когда праздновать запрещено. Так как День весеннего равноденствия попадает на христианский Великий пост, Масленица сдвинута церковниками на последнюю неделю перед Великим постом и, по сути, утратила связь с космосом, природой, утратила свой древний смысл торжественной встречи астрономической весны.

Но удалось ли церкви искоренить дух языческой Масленицы? Когда славяне начали праздновать Масленицу не знает никто. Весенние торжества, длившиеся неделю до равноденствия и неделю после, были неразрывно связаны с поклонением Велесу, богу скотоводов, пасечников, торговцев, счастья и влюбленных. Праздник почитался у наших предков так же как у нас Новый год — природа пробуждалась и начинала новый отсчет и начинался новый жизненный цикл, продолжительностью год. Велеса изображали в виде старца с рогами, которого повсюду сопровождали комы медведи У Масленицы было много названий, но наиболее распространенным было Комоедица. В древней Руси комом называли медведя и этот зверь у наших предков олицетворял бога Велеса.

Примерно в это время «хозяин леса» пробуждается от спячки и выходит из берлоги. Чтобы отдать почести Велесу, мужчины танцевали особые «медвежьи» танцы, используя для этого специально изготовленные костюмы. Женщинам нельзя было участвовать в ритуальном действе, но у них была другая задача — они пекли комы — особые круглые хлебцы из разных сортов муки. Комы ставили на праздничный стол, но главное их назначение было культовым. Выпечку приносили в дар Велесу, для чего относили их в леса. Там на больших пнях накрывали столы, чтобы олицетворение божества — медведь, мог выйти из леса и полакомиться. Считалось, что если звери благосклонно примут дары, то весь год не будут губить скотину и разрушать пасеки. Хорошо всем известная поговорка: «Первый блин — комом» связана именно с этим ритуалом.

Правда выглядела она раньше как «Первый блин — комам», то есть медведям. Пока угощение не будет отнесено в лес, никто не приступал к поеданию блинов — это означало бы грубое оскорбление «хозяина». Но перед этим, на самой заре первого дня Масленицы, славяне шли с песнями на перекрестки дорог и возвышенности, чтобы рассыпать там зерно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий