Выставка, вдохновленная творчеством всемирно известного художника Николая Рериха, позволит зрителю полностью погрузиться в мир его картин и оказаться за тысячи километров от культурной столицы, в горах Индии и Алтая на высоте 3000 метров. В Третьяковской галерее открылась выставка под названием "Николай Рерих", приуроченная к 150-летию со дня рождения художника, сообщает РИА Новости со ссылкой на заместителя генерального директора галереи по научной работе Татьяну Карпову. В Третьяковской галерее открылась масштабная выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения знаменитого художника, археолога, мыслителя и путешественника Николая Рериха.
Выставка "Николай Рерих" в Москве
После революции 1917 года Финляндия провозгласила свою независимость и закрыла границы с Россией. И Рерих не мог вернуться в Петроград. Художник продолжил заниматься искусством уже в Европе и Америке. Открывшаяся в 1920 году передвижная выставка живописца за два с лишним года объехала более десятка городов США. В 1921 году Николай Константинович, заручившись помощью американских инвесторов, открыл «Мастер-Институт объединенных искусств». Основная цель учебного заведения — примирить человечество с помощью любви к культуре. В это же время в США активно создавались рериховские движения. В них вошли последователи и поклонники художника, разделяющие его взгляды на культуру как всеобъемлющую и объединяющую силу. Пакт Рериха — первый международный договор, предусматривающий защиту исторических памятников и объектов культуры как в мирное, так и в военное время. Создание пакта было инициировано самим Рерихом, впечатленным войнами и революциями XX века. Подписание документа состоялась в Вашингтоне в присутствии президента Рузвельта в 1935 году.
Последователи Рериха считают , что к созданию пакта привели философские размышления художника о Живой Этике — философском учении, связанном с восточной эзотерикой и пониманием культуры как приоритетной части жизни любого человека. На выставке в Третьяковской галерее впервые будет представлен театральный задник, созданный Рерихом для балета «Русских сезонов» «Половецкие пляски» в 1908 году.
Крупнейшему собранию русского искусства положил начало купец-благотворитель Снегурочка и богатыри Полюбовавшись «Половецким станом» в обоих вариантах, зрителю стоит познакомиться и с другими театральными работами Рериха. Некоторые их них хорошо известны — это, например, эскизы для «Весны священной» Стравинского. Другие же могут стать сюрпризом даже для меломанов-знатоков: знали ли вы, что в 1910-х Николай Константинович собирался оформлять «Тристана и Изольду» Вагнера? Спектакль не состоялся, но рисунки углем и темперой сохранились. Но не все помнят, что у живописца было несколько подступов к теме. В экспозиции есть и акварель 1908 года «Лес в снегу» ее он делал для парижской «Опера-комик», однако в итоге спектакль шел без этой декорации , и холст 1919-го «Песнь Леля», созданный, вероятно, для отмененной лондонской постановки, но затем использованный в чикагском спектакле. Наиболее интересна гуашь «Лес» 1912 года — уже не для оперного, а для драматического воплощения сказки Островского в Москве. Стволы деревьев сливаются в почти что абстрактную композицию, а камни, напоминающие глаза чудищ, создают совершенно сюрреалистический образ.
Какими произведениями пополнилось собрание музея за последние 20 лет Одна из главных идей новой ретроспективы — представить Рериха не как интернационального мистика, увлеченного восточными учениями и завороженного красотой Гималаев, а как глубинно-русского художника, творчество которого уходит корнями в язычество и православие, а также в сказки и былины. Театральные работы как раз удачно вписываются в эту линию. Но еще более показателен блок ранних произведений, датированных первым десятилетием XX века. Бажанова в Петербурге. В так называемый «Богатырский фриз» входят холсты по мотивам былин «Илья Муромец», «Микула Селянинович» и т. Для цикла в зале Третьяковки специально выстроили подобие комнаты, где произведения располагаются именно так, как замышлял автор. Правда, окон и дверей в этом «доме» нет — а потому зрительский взгляд неизбежно падает на другую рериховскую серию, еще более неожиданную в контексте его поздних увлечений. Первую ретроспективу пейзажиста составили более 150 работ От викингов до Шамбалы Впервые в Москве показывается иконостас для пермского собора Казанской иконы Божией Матери. Но как минимум общий замысел принадлежал ему, и руководил всем проектом тоже он. Сегодня этот цикл принадлежит Пермской художественной галерее, за исключением иконы Архангела Гавриила, которая в 1935-м была передана в Свердловск Екатеринбург.
На выставке работы воссоединились. И при первом взгляде можно подумать, что перед нами действительно пример аутентичного церковного письма.
Считается, что одна из былин, связанных с его именем, была записана супругой Николая Константиновича — Еленой Ивановной, а потом переработана Рерихом «в былинном строе». На выставке в «Доме России» гости смогут более подробно познакомиться с этой малоизвестной историей, а также посетить восточную область мира Рериха — Гималаи, такие же узнаваемые и неповторимые, как стиль живописи Рериха. Картины, представленные на выставке, малоизвестны, они нечасто экспонируются, а в Торжке эти работы Рериха окажутся впервые.
Рерих из таких. Юрист с дипломной работой «Правовое положение художников в Древней Руси», ученик Куинджи, человек, увлеченный археологией и духовностью всех мастей, общественный деятель и организатор всевозможных обществ, который по итогам знаменитой и вызывающей скандальные споры Центральноазиатской экспедиции 1924—1928 годов основал в Индии Гималайский институт научных исследований «Урусвати», а основную часть собранного и написанного отправил в свой именной нью-йоркский музей, учрежденный в 1923-м. И, разумеется, он еще разработчик Пакта Рериха, посвященного международной защите культурных ценностей. Рериху посвящено неимоверное количество музеев, его имя овеяно мистическим ореолом, в его биографии и возможных политических амбициях не все разъяснено.
Вопрос о Центральноазиатской экспедиции и о том, был ли Рерих связан с ОГПУ, то подтверждают, то опровергают, но музей на этот счет не высказывается. Впрочем, первая работа в музейной коллекции, принесшая Рериху звание художника и купленная еще Третьяковым, — «Гонец. Восстал род на род» 1897-го из серии «Начало Руси. Славяне», в релизе отмечена отдельно. Обходя неудобные вопросы что не ново: когда 10 лет назад в ГТГ рассказывали о Михаиле Нестерове, о его вступлении в черносотенный «Союз русского народа» промолчали — см. Рерих по темпераменту — декоративист, и его лучшие вещи — ранние.
В Третьяковской галерее открывается выставка Рериха. Что нужно знать о живописце
Выставку будут сопровождать короткометражные фильмы из цикла «Рерих и театр», созданные сотрудниками Московского отделения Сибирского Рериховского Общества Еленой и Александром Кочергиными. Полотна на выставке в Третьяковской галерее. Николай Константинович Рерих оставил богатое художественное наследие – около пяти тысяч работ по оценке специалистов ГТГ. Посетительница фотографирует картину "Святой Сергий", представленную на выставке "Николай Рерих" в Новой Третьяковке на Крымском валу в Москве. ©Сергей Пятаков РИА Новости. Пресс-конференция в преддверии открытия в Новой Третьяковке выставки Николая Рериха, которое состоится 10 октября. Открытие выставки «Николай Рерих и Древняя Русь» в Учебном театре Екатеринбурга.
В Петербурге в музее Рерихов открылась выставка
Открытие выставки «Николай Рерих и Древняя Русь» в Учебном театре Екатеринбурга. Новая Третьяковка в Москве готовит к открытию выставку в честь 150-летия со дня рождения русского художника, мыслителя, путешественника Николая Константиновича Рериха. В краевой столице открылась выставка подлинников Николая Рериха и его сына Святослава «Ковчег будущего». С 10 апреля 2018 года по 28 февраля 2019 года в Музее Рерихов работает выставка «Николай Рерих.
Русский музей отправил произведения Рериха в Москву
В октябре 2023 г. в Третьяковской галерее откроется глобальная экспозиция «Николай Рерих», приуроченная к 150-летию со дня рождения великого русского живописца. В Москве открылась выставка к 150-летию художника Николая Рериха. Об этом сообщает РИА Новости. Сейчас в ГТГ – выставка картин Николая Рериха, приуроченная к его юбилейному году – в 2024 будут отмечать 150-летие художника.
«Держава Света»: более 150 картин Рериха показывают на выставке в Петербурге
Мировую известность художнику принесла работа над сценографией и либретто балета Вацлава Нижинского «Весна священная» 1913 года. Премьера вызвала бурную реакцию у публики, во многом из-за авангардной музыки, костюмов — грубых полотняных рубах — и вызывающе резких движений танцоров. За рубежом Николай Рерих стал известен еще во время гастролей «Русских сезонов» Дягилева. В 1918 году художник вынужденно оказался за пределами России.
Дело в том, что еще в 1916 году из-за болезни легких он по настоянию врачей вместе с семьей переехал в Финляндию. После революции 1917 года Финляндия провозгласила свою независимость и закрыла границы с Россией. И Рерих не мог вернуться в Петроград.
Художник продолжил заниматься искусством уже в Европе и Америке. Открывшаяся в 1920 году передвижная выставка живописца за два с лишним года объехала более десятка городов США. В 1921 году Николай Константинович, заручившись помощью американских инвесторов, открыл «Мастер-Институт объединенных искусств».
Основная цель учебного заведения — примирить человечество с помощью любви к культуре. В это же время в США активно создавались рериховские движения. В них вошли последователи и поклонники художника, разделяющие его взгляды на культуру как всеобъемлющую и объединяющую силу.
Последняя картина из перечисленных тематически связана с работой «Грозный или Ангел Последний» — ключевым экспонатом выставки. У нас на выставке находится последний вариант — 1942 года», — поделилась куратор выставки Юлия Будникова. В музее также впервые представят множество гималайских этюдов Рериха — 51 работу. Это необыкновенное воздействие — как будто сам попадаешь куда-то высоко в горы», — поделилась Юлия Будникова.
Мы специально снабдили наиболее интересные предметы фотографиями, чтобы было видно, какие тяжелые повреждения были у предметов, которым 100 лет и больше и какая нужна искусность, чтобы это привести в прекрасный экспозиционный вид», — отметила заместитель директора по музейно-выставочной работе Государственного музея-института семьи Рерихов Юлия Будникова.
Реставрация предметов культурного наследия специфична и базируется на научном исследовании. Тонкая экспертная работа, особые технологии и строгое соблюдение принципа «не навреди». Нужно было, прежде всего, детально изучить, познакомиться с предметом, узнать, на какой основе он выполнен, свойства материалов. Здесь мы видим и бумагу, и картон, и холст, и ткани», — подчеркнула секретарь реставрационного совета Государственного музея-института семьи Рерихов Светлана Севастьянова. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» Самым известным владельцем дома, где сейчас расположен музей, был художник и коллекционер Михаил Боткин.
Ему и истории особняка посвящена центральная часть экспозиции. На стенах и в витринах — живопись, графика, фотографии и личные вещи. Здесь же — недавние находки реставраторов.
Она будет посвящена творческим и духовным поискам великого художника.
Посетители смогут увидеть как ранние произведения Николая Рериха, созданные в петербургский период, так и наиболее поздние работы. По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, Рерих для Эрмитажа — великий петербуржец, образец того открытого мира петербуржца, петербургской культуры, петербургского воспитания. Рерих для нас — диалог культур, и Эрмитаж — место диалога культур», — подчеркнул Михаил Пиотровский.
В Доме России готовится к открытию выставка картин Николая Рериха
Зрители увидят свыше сотни картин и графических листов — от знаменитых шедевров раннего творчества «Гонец» и «Заморские гости» до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрази». Автор представлен не только как «мастер гор», создававший станковые произведения, но и как художник, успешно реализовавший свой талант в театре и архитектуре. Сенсацией выставки станет первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева». Размер грандиозного полотна 10х23 метра. Этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи.
Сергей Маковский писал: «До Рериха никем почти не сознавалось сказочное обаяние нашей... Позднее серию продали за границу, а в середине 1970-х часть ее была подарена Музею народов Востока в Москве. Николай Рерих. Заморские гости. Фото: Государственная Третьяковская галерея В этом же разделе представлены эскизы к росписям и мозаикам для церквей. В 1900-е Рерих сделал иконостас для фамильной усыпальницы члена Государственного совета Ивана Каменского в Успенском женском монастыре в Перми.
Это многочастное произведение прислала на выставку Пермская художественная галерея. Самый же свой знаменитый церковный проект — оформление храма Святого Духа в Талашкине — Рерих выполнил по заказу княгини Марии Тенишевой. На выставке проект представлен тремя уникальными эскизами. Нижегородский художественный музей предоставил серию картин «Майтрейя» 1925. Согласно дальневосточному буддизму, бодхисатва Майтрейя — будда грядущей эпохи процветания.
Пять лет он отдал большой научно-художественной экспедиции в Центральную Азию, где прошел тридцать пять высочайших горных перевалов, пересек пустыни Монголии и Китая. Николай Рерих составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей, основал несколько международных культурных движений. Напомним, креативная студия «Р-Арт» из Ростова-на-Дону — создатель целого цикла мультимедийных показов «Великие русские живописцы». В основе таких выставок — оцифрованные и анимированные картины художников, собранные в полноценный фильм, который озвучен профессиональными актерами.
Фильм одновременно транслируется на 12 широкоформатных экранах.
Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. Рерих оформлял спектакли для знаменитой антрепризы Сергея Дягилева в Париже.
Декорации имели невероятный успех у зрителей, критиков и прессы. Подлинными шедеврами мировой сценографии признаны декорации и костюмы к постановкам драмы Генриха Ибсена «Пер Гюнт» 1912, Московский художественный театр и балету Игоря Стравинского «Весна священная» 1913. Выставка продлится до 10 марта 2024 года.
Воскресенский монстырь в Угличе. Дерево, масло. Мельница в горах.
Третьяковская галерея показывает Николая Рериха почти без мистики
13 образов-стилизаций под русскую иконопись Рерих и подмастерья выполнили в 1907 году, причем мы до сих пор не знаем степень вовлеченности самого Николая Константиновича в работу. Искусствоведы считают, что Николай Рерих сам стал своеобразным мостом между этими двумя цивилизациями. Николай Рерих — художник, писатель, философ, археолог, общественный деятель — одна из уникальных и универсальных фигур в российской культуре первой половины ХХ века.