Новости есть ли у христиан пост

Можно ли в пост есть раков, пить вино и т.п? Великий пост предваряет одно из главных событий года для христиан всего мира Пасху. Гонения на христиан. Старообрядчество. Главные новости.

О христианском посте

Как шутят семинаристы, уж лучше я поспешу к Богу сам, чем меня к Нему приведут болезни и горе. Получается, мы выходим навстречу Христу и идем долгой дорогой Великого поста из страха? И уж точно не ради моды, и не для того, чтобы, высокомерно глядя на непостящихся, ощущать свою святость. Пост - не пищевые ограничения, и даже не способ самоусовершенствования. Пост - наш подвиг любви к своему Творцу. И если кому-то последняя фраза покажется напыщенной, пусть вспомнит, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви.

Логика поста проста. Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и - важно! Сегодня наша очередь принести нашу жертву Ему, начать наш путь навстречу Христу. Да, это безмерно трудно. Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или от развлечений, ограничивая себя не до степени, вот все, дальше уже невозможность жить, дальше смерть, а лишь доходя до границы, за которой начинаем чувствовать дискомфорт.

Причем жертвовать нужно не по принципу "на тебе, Боже, что мне негоже", жертвовать надо тем, что тебе дорого, что важно для твоего тела. Бог не нуждается в том, чтобы мы отказывались от куска мяса и тем более колбасы, Он совершил Свою жертву из любви к нам, людям, и Он нуждается в нашей любви. С чего нужно начать Великий пост Будем честны с собою, нам даже незначительные пищевые жертвы даются с трудом. И они могут оказаться не в подъем. А значит, начинать Великий пост надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите?

Итак, какие есть варианты воздержания? Что же в Великий пост мы не едим? Что можно и что нельзя: варианты ограничений Высшая планка ограничения - монастырский устав, когда большую часть недели рекомендуется еда без растительного масла, не горячая. Чтобы не вводить никого в соблазн, даже не буду этот устав расписывать.

Великий вторник, 30 апреля: в этот день, согласно преданиям, Иисус Христос рассказал ученикам о Страшном суде и о Втором Пришествии, а также ещё две притчи, которые вспоминают на Евангельских чтениях, — о десяти девах и о талантах. Притча о десяти девах рассказывает о том, как готовились к встрече жениха разные группы девушек: пять мудрых дев запаслись маслом для светильников на случай, если жених задержится и прибудет ночью, а пять неразумных этого не сделали. Когда жених действительно явился ночью, неразумные просили у мудрых масла для светильников, но те отослали их к продавцам, и пока те ходили, жених вместе с мудрыми девами вошёл в дом и затворил двери. Он же сказал им в ответ: истинно, говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придёт Сын Человеческий» Лк. Эта притча говорит о том, что никто не знает своего часа, поэтому к нему нужно быть всё время готовым — то есть не грешить и вести праведную жизнь. Тот, кому дали пять талантов, вложил их в дело и выручил ещё пять талантов, тот, кому дали два, сделал то же и выручил ещё два, а тот, у кого был один, закопал его в землю, чтобы не потерять. Вернувшись, господин похвалил первых двух рабов и рассердился на третьего. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Эта притча говорит о том, что никому Бог не даёт больше, чем он может унести, и нельзя разбрасываться дарами Бога — нужно, чтобы они приносили плоды, потому что рано или поздно за это придётся держать ответ. Великая среда, 1 мая: в этот день вспоминают предательство Иуды Искариота и то, как одна женщина-грешница помазала Христа миром. Согласно Евангелию от Матфея, будучи в Вифании, в доме Симона прокажённого, Иисус повстречал женщину, которая принесла ему сосуд драгоценного мира и возлила его на голову Спасителю. Ученики Христа рассердились из-за такого расточительства, ведь миро можно было продать и отдать деньги нищим. Фото: kurganvera. С того времени Иуда искал возможности совершить своё предательство, и вскоре она представилась — после Тайной вечери в Гефсиманском саду, которая произойдёт на следующий день. Великий четверг, 2 мая: этот день — кульминация всей Страстной седмицы и страданий Христа. Именно в этот день вспоминают Тайную вечерю, во время которой Спаситель установил важные обряды — таинство Святого Причастия Евхаристии и обряд омовения ног. Кроме того, вспоминают также Его молитву в Гефсиманском саду, суд и предание Христа на смертные муки. Во время Тайной вечери Христос сначала омыл ноги ученикам в знак смирения, а затем разделил с ними свою трапезу — хлеб и вино. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» Мф. В память об обряде омовения ног в церкви и сегодня есть такая традиция: архиерей омывает ноги двенадцати священникам на богослужении Великого четверга.

Это время преодоления обольщений, очищения помыслов, ибо... В 2024 году эта дата - 1 июля. Петров и Павлов Апостольский пост раньше называли постом Пятидесятницы. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радова... В 2024 году эта дата - 22 июля. Летом в Таиланде традиционно проходит праздник, посвященный началу буддийского поста Buddhist Lent Day и трехмесячного сезона дождей.

Мы даём его в строгом варианте и в более упрощённом — для мирян. Строгий вариант поста 6 степеней используют монахи и глубоко воцерковленные люди, для мирян чаще всего допускаются некоторые послабления 3 степени. Православный пост в январе 2023 Год начинается с Рождественского поста, который продлится до 6 января 2023 года включительно. Нестрогий вариант поста для мирян 3 степени 4, 6 и 18 числа 2023 года можно только растительную пищу. Но можно рыбу. Строгий вариант поста 6 степеней Что разрешено принимать в пищу в дни Рождественского поста: 1 января - можно употреблять рыбу и морепродукты 2 января - строгий пост, «хлеб и вода и сим подобная» 3 января - горячая пища без масла 4 января - строгий пост, «хлеб и вода и сим подобная» 5 января - горячая пища без масла 6 января - Рождественский Сочельник, строгий пост, рекомендовано сухоядение Крещенский Сочельник 18 января 2023 года Крещенский Сочельник. В этот день православные соблюдают строгий пост. До заката солнца рекомендуется только пить воду, после заката — «голодная кутья» на воде с сухофруктами. Однодневные посты 20 января 2023 года, пятница 25 января 2023 года, среда 27 января 2023 года, пятница В однодневные посты можно употреблять рыбу. Православный пост в феврале 2023 Нестрогий вариант поста для мирян 3 степени 28 февраля 2023 года можно употреблять только растительную пищу. Строгий вариант поста 6 степеней Что разрешено принимать в пищу: С 20 по 26 февраля 2023 года запрещается употреблять только мясо; можно кушать растительную пищу, молочную продукцию, яйца, рыбу. Начинаются строгие ограничения. Полное воздержание от пищи — высшая степень строгости поста, отказ от употребления пищи. Что можно в Великий Пост 27 февраля - первый день Великого Поста — строгий пост. Рекомендуется совсем воздержаться от трапезы, пить только воду 28 февраля - строгий пост, «хлеб и вода и сим подобная» Однодневные посты 1 февраля 2023 года, среда 3 февраля 2023 года, пятница 15 февраля - Сретение Господне, среда 17 февраля 2023 года, пятница В однодневные посты можно употреблять рыбу. Православный пост в марте 2023 Продолжает Великий Пост. Нас ждёт 3 Великих православных праздника в этом месяце — Благовещение 7 апреля, Лазарева суббота 8 апреля и Вербное Воскресенье 9-го.

Мы приближаемся к Кресту и Воскресению, которые являются нашими

А на следующий день — еще один большой праздник — Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Последние шесть дней Великого поста, предшествующие пасхальному воскресенью, именуются Страстной седмицей. Принято вспоминать последние дни земной жизни Иисуса и его распятие. Каждая неделя Святой Четыредесятницы имеет свое название и символическое значение: верующие вспоминают какое-либо важное событие или подвиг святого человека. Церковь вспоминает византийскую императрицу Феодору Константинопольскую.

Название она получила от особенностей службы: в воскресенье третьей недели священнослужители выносят из алтаря украшенный цветами крест для поклонений. Он находится посреди храма до пятницы четвертой недели Великого поста.

Есть можно только раз в день, вечером. Но по субботам и воскресеньям разрешается употребление пищи два раза в день, в обед и вечером. В понедельник, среду и пятницу нужно употреблять еду в холодном виде, без растительного масла.

По вторникам и пятницам разрешается горячая пища без масла. По субботам и воскресеньям разрешается добавлять растительное масло в пищу, также разрешается употреблять виноградное вино кроме субботы Страстной седмицы. В страстную Пятницу это последняя пятница Великого поста рекомендуется не есть вообще. В субботу многие соблюдающие пост тоже воздерживаются от пищи до наступления Великой Пасхи. Продукты, которые можно есть во время Великого поста: хлеб черный, злаковые хлебцы; крупы овсяная, гречневая, рисовая, кукурузная, пшеничная, ячневая ; соленые и маринованные овощи, варенье из ягод и фруктов; грибы различного приготовления;.

В церковный праздник Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье за 7 дней до Пасхи можно кушать рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем допускается употребление в пищу рыбной икры. Согласно монастырскому Уставу вышеперечисленные правила обязательны для соблюдения среди монахов. Мирянам не обязательно придерживаться строгости поста.

Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма. В статье приведен календарь монастырского Устава, который дает представление о степени строгости поста по дням. Каждый человек в индивидуальном порядке вместе с духовником определяет меру строгости своего поста. Кому разрешается не соблюдать пост По физиологическим, медицинским и возрастным причинам от вхождения в пост лучше отказаться детям, пожилым, беременным и кормящим женщинам, людям с нарушенным обменом веществ, больным диабетом, людям с пищеварительными заболеваниями, онкобольным, страдающим от дисфункции почек, проходящим послеоперационную реабилитацию, людям с хроническими заболеваниями и острыми респираторными инфекциями.

Как подготовиться и планово войти в пост Подготовку к посту лучше начать за пару недель. Необходимо постепенно снижать в рационе содержание продуктов животного происхождения и увеличивать количество растительной пищи. В последнюю неделю перед постом необходимо создать белковое депо, чтобы организм не испытывал недостатка. Диетологи рекомендуют ежедневно съедать по яйцу и 150-200 граммов рыбы.

Мясо животных лучше исключить, так как оно хуже усваивается организмом. Необходимо приучить организм к клетчатке. Основной рацион постной пищи — овощи и фрукты, которые в большом количестве содержат клетчатку. Добавляйте каждый день в рацион свежие салаты и перекусы из овощей и фруктов.

Помочь в этом может масляничная неделя, если добавлять в тесто для выпекания блинов отруби или муку грубого помола. Восстановите микрофлору кишечника. Чтобы не испытывать дискомфорта после перемены рациона питания, необходимо позаботиться кишечнике — заселить его полезными бактериями. Для этого за неделю до поста ежедневно рекомендовано употреблять кисломолочные продукты: йогурт, кефир, простоквашу.

Эти продукты можно приготовить самостоятельно на основе закваски из бифидобактерий. В первые дни поста рекомендовано увеличить порции и количество приемов пищи. Постные блюда менее калорийные. Это позволит не испытывать чувство голода.

Делайте овощные и фруктовые перекусы, что будет поддерживать чувство сытости на протяжении всего дня. Календарь питания по дням для 6 степеней строгости поста 18 мартаПн Сухоядение — потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. Можно ли есть рыбу Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. В субботу перед Вербным воскресеньем можно полакомиться рыбной икрой.

Можно ли пить вино Употребление вина в умеренных количествах допускается по субботам и воскресениям и в Благовещение Пресвятой Богородицы. Питьевой режим Во время поста необходимо тщательно следить за питьевым режимом. В сутки рекомендуется выпивать 1,5-2 литра чистой воды. Мозг человека часто ошибочно воспринимает чувство жажды, как голод.

При желании отправиться на перекус, рекомендовано выпивать стакан воды. Это предотвратить переедание. Что делать если угощают непостной пищей? В дни Великого застолья может произойти ситуация, когда в гостях или на застолье угощают непостными блюдами, от которых нельзя отказаться, чтобы не обидеть хозяйку.

В таком случае можно позволить себе употребление запрещенных продуктов. Однако после этого следует возложить на себя более строгие обязательства поста. Разрешенные продукты во время Великого поста Овощи и фрукты.

В пост христиане должны отказаться от продуктов животного происхождения, поэтому из рациона убирают мясо, яйца, молоко, рыбу и многие сладости. Но делать это нужно грамотно. Нельзя резко отказываться от таких продуктов, так как организм, привыкший к мясу, будет испытывать серьезный стресс. Специалисты нашли метод, который поможет облегчить воздержание от еды. Врачи советуют за неделю до начала поста каждый день сокращать порцию белка. Сначала отказаться от яиц на завтрак, потом меньше добавлять мяса в блюдо.

Что хотите найти?

Люди были поражены чудом с Лазарем и оказывали Спасителю невероятные почести. В 2024 году главный праздник православных христиан в России приходится на 5 мая, а Великий пост будет длиться с 18 марта по 4 мая. С IV века, когда прекратились гонения на христиан и скрывать свои христианские убеждения уже не было нужды, пост становится общеобязательным, то есть обязательным для всех, кто принял Крещение. И если православные христиане отказываются от животной пищи не навсегда, а лишь на время, то, может быть, их пост менее угоден Богу, может, стоит поститься как-то более радикально, например, по-кришнаитски? Если у вас есть сомнения, может ли навредить вашему здоровью пост, то обязательно проконсультируйтесь с врачом. «» рассказывает о том, как правильно выдержать пост без вреда для здоровья, что можно и что нельзя есть в этот период.

Православный календарь на 2024 год

Раньше было принято на вечерней службе в Великую субботу, перед литургией, когда в храм приходили христиане, готовившиеся к Пасхе, читать 15 паремий. Главный многодневный пост у православных христиан установили в память о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Пост христианский есть телесное и духовное воздержание не только от запрещенного, но и от того, что человеку позволено. Интересно, что практика постов существует в самых разных религиях, но суть схожа — торжество духовного над физическим. Однако у Апостольского поста есть и более практичное объяснение: к началу лета в закромах были только остатки прошлогоднего урожая, а до нового еще нужно было потрудиться. В 2024 году главный праздник православных христиан в России приходится на 5 мая, а Великий пост будет длиться с 18 марта по 4 мая.

Страстная седмица 2024: Как не согрешить накануне Пасхи 5 мая в самую строгую неделю Великого поста

Великий пост появился как воспоминание о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне, где он ничего не ел, много молился и подвергался искушениям дьявола. Пост – это сакральный период времени, когда христиане воздерживаются от пищи и других удовольствий, чтобы сосредоточиться на Боге. Перед Пасхой, которую православные христиане в 2024 году отметят 5 мая, Страстная неделя считается чуть ли не важнейшим периодом для всех верующих. Великий пост 2024: что категорически нельзя делать. Великий пост считается самым сложным из четырех христианских постов.

История Рождественского поста

  • Что нельзя делать во время Великого поста?
  • Как подготовиться к посту
  • Когда начинается Великий пост
  • Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста
  • Великий пост - что можно есть постящимся, основные правила соблюдения

Великий пост в 2024: когда начинается и заканчивается, календарь питания

Православный календарь постов на 2023 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц. «Христианский пост отличается от всех остальных постов этого мира», – говорит Джон Пайпер. –. Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - Главный многодневный пост у православных христиан установили в память о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Православные посты есть как зимой, так и летом, самые короткие длятся один день, самый длинный пост идет 48 дней. Этот пост — самый длинный период воздержания в христианстве от определенной пищи и вредных привычек.

Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням

После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье — пища с маслом. В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы в 2024 году Седмица — неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.

Сплошных седмиц пять: Святки — с 7 по 18 января, Мытаря и фарисея — за 2 недели до Великого поста Сырная масленица — неделя перед Великим постом без мяса Пасхальная Светлая — неделя после Пасхи Троицкая — неделя после Троицы. Пост в среду и пятницу Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу — в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла.

Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, — рыба. Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается. Однодневные посты Крещенский сочельник — 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.

Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна. Воздвижение Креста Господня — 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого.

Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.

В четверг можно принимать горячую пищу растительного происхождения с растительным же маслом. В Страстную пятницу рекомендуется вообще воздержаться от пищи. Но строгие ограничения могут не соблюдать дети, беременные и кормящие женщины, а также люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом и страдающие различными заболеваниями.

В Великую субботу, 15 апреля, разрешено сухоядение - горячая пища без масла.

От чрезмерной аскезы душа благостнее не станет, а здоровье точно пострадает. Воздержание в пище — лишь часть духовной работы, без остальных составляющих она не имеет смысла, как не имеет смысла заправка для салата без самого салата. Каждый человек знает свою меру. И, безусловно, даже малое ограничение даст свой плод. Если мы хотим большего плода, естественно, наши ограничения должны быть больше. Но, опять-таки, всё это должно быть сообразно нашему общему духовному состоянию. Если человек просто ограничит себя в еде, а в остальной его жизни ничего не изменится, наверное, особого смысла такой пост не имеет.

Пост, в символическом плане, связан с ветхозаветным повествованием о жизни до грехопадения. В земном раю люди не употребляли мясо зверей, ведь первозданная природа не знала самоуничтожения. В этом смысле отказ от пищи животного происхождения очищает нас и возвышает человеческую природу. Смысл поста — отнюдь не в том, чтобы себя заморить физически; пост — не самоцель, а средство духовного очищения. Раньше пост казался людям столь естественным явлением, что в Москве в постные дни закрывались все мясные лавки. Но это не значит, что наступали голодные времена. Если почитать литературу о старой Москве — Гиляровского или Шмелёва — мы поймём, что пост отнюдь не означает гастрономического однообразия. В ход шли соленья, варенья, разные заготовки, сытные овощные блюда — ведь растительная пища очень разнообразна!

При этом, вино — продукт растительный, поэтому относится к постным продуктам. Но, в то же время, оно опьяняет, а опьянение несовместимо с другими постными действиями, не способствует духовному сосредоточению, созерцанию, покаянию и молитве. Поэтому регулярно употреблять вино во время поста нежелательно.

В остальные дни разрешается растительная пища овощи, крупы и т. В будние дни есть можно лишь раз в день, в субботу и воскресенье — два раза в сутки. При этом пища должна быть простой, употребление изысканно приготовленных постных блюд церковью осуждается. От воздержания в еде освобождаются беременные и кормящие женщины, больные, путники, воины, а также те, кто занят тяжелым физическим трудом. Однако им предписано покаяние за нарушение поста. Послабление в этот период сделано для трех дней: Благовещения 7 апреля , Лазаревой субботы и Вербного воскресенья последние дни шестой недели поста.

На Благовещение, если оно приходится на Четыредесятницу, и в Вербное воскресенье разрешено включать в рацион рыбные блюда. Если Благовещение выпадает на Страстную неделю — растительное масло. Накануне Вербного воскресенья — в Лазареву субботу — рыбу есть нельзя, но можно икру. Растительное масло позволено употреблять также в дни особо чтимых мучеников и святых, таких, например, как сорок Севастийских мучеников. В деревнях в этот день пекли из теста особые изделия, по форме напоминающие жаворонков, как символ скорого прихода весны.

Великий пост начался у православных христиан

В Армянской церкви издревле существовал и существует до сих пор пятидневный пост, приходящийся на третью седмицу перед Великим постом как раз седмица после Недели о мытаре и фарисее. Точных сведений о причинах и времени происхождения этого поста нет: армянская традиция возводит установление поста в IV веке к деятельности святителя Григория Великого , просветителя Армении, а несториане которые также соблюдали этот пост говорили, что пост был введен во 2-й половине VI века вследствие эпидемии чумы как средство для умилостивления Бога. У армян пост получил название «араджаворац», что значит «передовой», то есть первый пост в календарном году. Этот пост соблюдается до сих пор. Сам «передовой» пост не имел догматической окраски. Однако из-за того, что армяне не приняли IV Вселенский Собор, византийцы с течением времени пост «араджаворац» стали воспринимать как еретическую особенность. Греческие церковные писатели резко осуждали эту практику поста, в результате чего появилось противоположное предписание — проводить всю седмицу после Недели о мытаре и фарисее как сплошную, не постясь в среду и пятницу. Впервые об этом обычае упоминает Никон Черногорец, писатель XI века. Скорее всего, изначально запрет поститься в среду и пятницу данной седмицы был адресован прежде всего тем христианам, которые жили в Палестине и Малой Азии поэтому это предписание вошло в Иерусалимский Устав , то есть на территориях, близких к Армении и где жило много армян. Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных.

Вследствие распространения Иерусалимского Устава на всем Востоке и становится практика отмены поста в 3-ю седмицу перед Великим постом становится общецерковной. В нашем Типиконе описанная выше историческая причина кратко выражена в следующих словах: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Неделя о блудном сыне Появилась по тем же причинам, что и Неделя о мытаре и фарисее — как закрепление рядового чтения из Евангелия от Луки по причине его соответствия идее приготовления к Великому посту. Неделя о блудном сыне была добавлена в IX веке; некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви IX в. Это означает, что на ранней стадии эта Неделя еще не имела своего привычного современного названия. Недели мясопустная и сыропустная Появляются уже в VI веке; в это время в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу. В древней иерусалимской традиции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария.

Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции. Неделя 1-я Великого поста — Торжество Православия В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон. При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия. По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста. Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия. Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания.

В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см. Лишь на заключительном этапе развития Триоди память о торжестве иконопочитания была расширена к прославлению торжества Церкви над всеми лжеучениями. Так, во 2-й стихире на стиховне малой вечерни упоминаются ересиархи прежних времен: «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный». Второстепенной памятью Недели 1-й поста в нынешнем Уставе является память всех святых пророков. До середины IX века как минимум в Константинополе именно память пророков совершали в 1-й воскресный день Великого поста. В современной службе только пророкам посвящены следующие молитвословия: 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах…» великой вечерни, «славник» на литии, литургийные чтения и канон на повечерии в Неделю вечером.. Совершение Торжества Православия в Неделю 1-ю поста не сразу вытеснило более древнюю память пророков. Решающее влияние в утверждении праздника Торжества Православия оказал Студийский Устав, во всех редакциях которого данная память уже присутствует. И эта связь закономерна: как Студийский монастырь был оплотом иконопочитания в период гонений императоров-иконоборцев, так он же способствовал распространению и возвышению праздника в честь восстановления почитания икон.

Через некоторое время пришёл тот, кто отдал свою вещь и, не нашедши уже девицы, приступил к отцу — частью с обвинением, частью с просьбою. Старец, который утрату хозяина украшения почитал собственным несчастьем, пошёл на могилу дочери и молил Бога, чтобы Он прежде времени показал обетованное воскресение. Надежда его не обманула: девица тотчас явилась отцу живою и, означив место, где спрятала украшение, опять скрылась. Такие-то мужи сияли в Церквах во времена царя Константина. Это я и сам слышал от многих жителей Кипра, и читал в латинском сочинении одного пресвитера Руфина». Видя, что путник очень утомлён, святой Спиридон сказал дочери: «Обмой ноги этому человеку, да предложи ему поесть». Но, ввиду поста, не было сделано нужных запасов, ибо святитель «вкушал пищу только в определённый день, а в прочие оставался без пищи». Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе солёное свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, — святой Спиридон прибавил: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие говорит: «Для чистого — всё чисто» Послание ап.

Павла к Титу 1:15 ». Это свидетельство о человеколюбивом поступке истинного христианина, каким был святой Спиридон, не нуждается в комментариях. Можно лишь задаться вопросом: многие ли из наших «усердных постников» поступили бы так же, как он, не убоявшись «оскоромиться» и «порушить» свои гастрономические «заслуги» пред Богом? Икона святителя Спиридона Тримифунтского в нижнем храме Феодоровского собора. Иконописец Илья Иванкин Последние публикации.

Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение. Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние. Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5-й седмице Великого поста в четверг. Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя. О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава. Однако уже в X—XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях после XII в. Торжество Иерусалимского Устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородице за указанным днем. Однако до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований, и даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, то есть 25 марта, и в Субботу Акафиста. Можно думать, что раньше всего праздник возник в Иерусалимской Церкви, то есть там, где и происходили сами воспоминаемые события. Паломница Эгерия описывает, что уже в IV веке в Иерусалиме отличительным моментом богослужения в этот день было шествие с горы Елеонской то есть тем путем, которым шел Господь в Иерусалим, во время которого люди держали пальмовые ветви, а епископ ехал на осле. Однако большинство восточных и западных Церквей воспринимает этот праздник позднее. Именно к этому времени относятся два свидетельства о празднике: Антиохийский Патриарх-монофизит Севир говорит, что на Востоке праздник Входа Господня стали праздновать около 500 года, а епископ Эдесский Петр, согласно одной из хроник, лично в это время ввел этот праздник в своей епархии. Интересно отметить, что в средние века в Константинополе существенной особенностью праздничного богослужения было шествие, в процессе которого Патриарх восседал на жеребце. На Руси также практиковался чин «хождения на осляти». Возник он сначала в Новгороде, где перед литургией совершали торжественный крестный ход, во время которого архиепископ ехал на «осляти» коне, который был обряжен в осла , держа в левой руке Евангелие, а в правой — святой крест. С 1558 года этот чин стали совершать в Москве, где на осляти восседал Московский митрополит впоследствии — Патриарх , символически изображавший Христа, а коня вели царь, «государев боярин» и «патриарший дворецкий». Богослужение седмичных дней поста: особенности В период Великого поста богослужения по особому чину называемому великопостным совершаются только в седмичные дни; в субботние и воскресные дни совершаются обычные службы. Какие службы совершаются в седмичные дни поста? На 1-й седмице в течение пяти дней утром совершается весьма продолжительное богослужение, состоящее из утрени с 1-м часом, 3-го, 6-го, 9-го часов, изобразительных и вечерни в среду и пятницу — литургия Преждеосвященных Даров. По вечерам с понедельника по четверг служится великое повечерие с Великим каноном преподобного Андрея Критского. На остальных седмицах вечером совершается великое повечерие и утреня с 1-м часом, а утром — 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня иногда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров. Накануне суббот во все седмицы в том числе и в 1-ю субботу поста, совершаются великое повечерие в 5-ю субботу поста повечерие не служится и утреня с 1-м часом, в сами субботы — 3-й и 6-й час и литургия святителя Иоанна Златоуста. Какие отличительные особенности имеет утреня? Канон совершается с пением великопостных библейских песней; тропари — только из Минеи и Триоди трипеснец. Есть примечательная особенность: 3-я песнь кроме среды и 6-я песнь всегда совершается без ирмоса так как ирмос Минеи «уходит» на катавасию. По 6-й песни канона в случае отсутствия кондака в Минее читается мученичен Октоиха По 9-й песни поются великопостные светильны гласа. Трисвятое по «Отче наш…». Возглас священника «Яко Твое есть Царство и сила и слава…». Возглас: «Сый благословен Христос Бог наш…». Священник произносит молитву преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» с 16-ю поклонами. И сразу 1-й час.

Для привлечения силы, здоровья и достатка легонько хлестают по спине вербными прутьями членов семьи. Хозяйки готовят праздничные обеды или ужины. Вербное воскресенье выпадает на Великий пост. В этот день запрещается кушать мясо, яйца, молочную продукцию, но разрешается употреблять в пищу рыбу и немного красного вина. Вербному воскресенью предшествует праздник Лазарева суббота. В этот день Иисус Христос совершил великое чудо — воскресил праведного Лазаря. После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — неделя перед Пасхой, которая посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Традиции и обряды С Вербным воскресеньем связано множество традиций и обрядов. Они направлены на привлечение здоровья, богатства, благополучия, удачное замужество, счастливое материнство. Народные целители заготавливают в этот день почки ивы. Они верят, что настои из них помогают мужчинам сохранять силу, а женщинам — зачать ребенка. Хозяйки пекли из вербных почек пироги. Считалось, что они помогают уберечь домочадцев от болезней. Молодые девушки в этот день делали привороты на будущих мужей. Они ломали несколько веток на вербе, перевязывали их красной нитью, загадывали на суженого и хранили за иконами. Выбрасывать связку нельзя, так как можно сломать жизнь молодого человека и собственную. В некоторых регионах осталась древняя традиция устраивать в этот праздник вербные базары или ярмарки. На них проводятся гуляния с колоритными угощениями и развлечениями для взрослых и детей. Народные мастера продают ремесленнические изделия и херувимы — ветки вербы, украшенные фигурками ангелов. Женщины, у которых были маленькие дети, в Вербное воскресенье купали их в воде с вербными почками. Они верили, что такой ритуал способен избавить младенцев от недугов и дать растущему организму здоровье и силы. Родственники немощных и больных людей били их вербными прутиками по телу и при этом приговаривали: «Святой Дух, через вербу входи — болезнь уводи.

История и смысл Великого поста

Цель его заключается в покаянии и подготовке верующих к Светлому воскресенью. Предусматривает воздержание в пище, отказ от развлечений, очищение души от грехов. Продолжительность 1 Великий пост начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней, вплоть до Пасхи Светлое воскресение. Согласно православным канонам, делится на шесть недель, называемых Четыредесятница, и Страстную неделю седмицу. Четыредесятница установлена в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в пустыне в посте и молитвах, а Страстная неделя посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни, смерти и погребении Христа. Подготовка 2 Великому посту предшествует четырехнедельный подготовительный период. В его первые две недели запрета на употребление тех или иных продуктов нет. Во время третьей недели верующим не разрешается есть мясо по средам и пятницам, а во время четвертой, на которую приходится Масленица, полностью запрещается употребление всех мясных продуктов.

Последнее воскресенье перед Великим постом Прощеное воскресенье в христианской традиции является кульминацией подготовительного периода. В этот день принято каяться и просить друг у друга прощения за нанесенные за год обиды, чтобы очиститься от грехов и сосредоточиться на духовной жизни. В храмах на вечернем богослужении совершается особый чин: после чтения молитвы настоятель просит прощения у присутствующих на службе, то же самое делают и прихожане.

Этот пастырь обладал такой святостью, что удостоился пасти и людей. Получив епископство над одним из городов Кипра, по имени Тримифунт, он в епископском сане, по великому смирению, не переставал пасти и овец. О нём сохранилось много рассказов, но, чтобы не удалиться от предположенного предмета, я припомню один или два.

Однажды в полночь воры вошли потихоньку в овчарню и старались похитить овец. Но Бог, хранящий пастыря, сохранил и овец его, — воры невидимою силою очутились привязанными к овчарне. Между тем настало утро, и пастырь пошёл к стаду; когда же увидел он, что у хищников руки связаны назад, тотчас узнал, что случилось, и, помолившись, развязал их и долго усовещивал, внушая им доставить себе пропитание законными трудами, а не брать чужого беззаконно. Потом, подарив им овна и отпуская их, ласково сказал: «Пусть же не напрасно бодрствовали вы». Это — одно из чудес Спиридона, а другое было таково. Была у него дочь девица, наследовавшая набожность своего отца, по имени Ирина.

Кто-то знакомый отдал ей для хранения драгоценное украшение, но она, признав безопаснейшим хранилищем землю, спрятала взятую вещь в земле и вскоре потом умерла. Через некоторое время пришёл тот, кто отдал свою вещь и, не нашедши уже девицы, приступил к отцу — частью с обвинением, частью с просьбою. Старец, который утрату хозяина украшения почитал собственным несчастьем, пошёл на могилу дочери и молил Бога, чтобы Он прежде времени показал обетованное воскресение. Надежда его не обманула: девица тотчас явилась отцу живою и, означив место, где спрятала украшение, опять скрылась. Такие-то мужи сияли в Церквах во времена царя Константина. Это я и сам слышал от многих жителей Кипра, и читал в латинском сочинении одного пресвитера Руфина».

Логика поста проста. Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и - важно! Сегодня наша очередь принести нашу жертву Ему, начать наш путь навстречу Христу. Да, это безмерно трудно. Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или от развлечений, ограничивая себя не до степени, вот все, дальше уже невозможность жить, дальше смерть, а лишь доходя до границы, за которой начинаем чувствовать дискомфорт.

Причем жертвовать нужно не по принципу "на тебе, Боже, что мне негоже", жертвовать надо тем, что тебе дорого, что важно для твоего тела. Бог не нуждается в том, чтобы мы отказывались от куска мяса и тем более колбасы, Он совершил Свою жертву из любви к нам, людям, и Он нуждается в нашей любви. С чего нужно начать Великий пост Будем честны с собою, нам даже незначительные пищевые жертвы даются с трудом. И они могут оказаться не в подъем. А значит, начинать Великий пост надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите?

Итак, какие есть варианты воздержания? Что же в Великий пост мы не едим? Что можно и что нельзя: варианты ограничений Высшая планка ограничения - монастырский устав, когда большую часть недели рекомендуется еда без растительного масла, не горячая. Чтобы не вводить никого в соблазн, даже не буду этот устав расписывать. Так поститься не следует, потому что неизбежно надорветесь.

Пост должен быть разумным. Граница самоограничения в пище задается с учетом пола, возраста, состояния здоровья, физических и умственных нагрузок. Самый распространенный вариант пищевого ограничения для мирян - отказ от мясной и молочной пищи, от алкоголя. Минимальное внимание этой стороне жизни своего тела - самый правильный путь. Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность.

Пост начинается 28 ноября и заканчивается 6 января. В общей сложности он длится 40 дней. Что можно и нельзя есть с 1 по 6 января 2024 года На буднях разрешена только сухая пища. В выходные можно добавить масло. Его отмечают всегда перед праздником Крещения Господня. Что можно и нельзя есть? Можно есть горячую еду и добавлять масло.

Март — Великий пост Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и имеет плавающую дату. В 2024 году Пост начнется 18 марта и закончится 4 мая. В общей сложности Великий пост продлится 48 дней. Что можно есть и нельзя на первую неделю поста Понедельник — полный отказ от пищи. В оставшиеся дни разрешен мед, орешки, сырые фрукты и хлеб. Выходные можно вкусить пищу с маслом. Что можно есть и нельзя во вторую-шестую неделю Вторник и четверг — горячие блюда без добавления масла.

Выходные — дни, когда пищу можно сдабривать маслом. В оставшиеся дни — только сухая пища. Что можно есть и нельзя в Страстную седмицу В последнюю неделю поста верующие едят только сухие продукты. У праздника плавающая дата.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий