В купеческой среде бытовало мнение, что стремиться нужно к удовлетворению жизненных потребностей. Купцы занимались торговлей, а также промысловой деятельностью. В зависимости от размера капитала дохода купцы причислялись к третьей гильдии (от 500 руб. до тысячи), второй (от тысячи до десяти тысяч) и первой (десять тысяч и более). В этой статье поговорим про такое понятие как купцы. Также узнаем классификацию купечества в разные промежутки времени и особенности разных классов. Особо приезжих купцов привлекала Сагайская порода лошадей, которую позже стали называть Кузнецкой.
Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси
Никитников постоянно участвовал в несении государственных выборных служб, представительствовал на земских Соборах, участвовал в составлении челобитных царю от гостей и купцов, искавших защиты интересов русской торговли и ограничения привилегий иностранных купцов. Он был смел и уверен в себе, бережлив и аккуратен в платежах, не любил должать, но и не любил давать в долг, хотя в долг приходилось давать довольно часто, даже самому царю, который жаловал его в награду серебряными ковшами и дорогой камкой. Исследователь жизни Григория Никитникова свидетельствует о нем как «о человеке деловом и практичном, глубокого проницательного ума, твердой памяти и воли, с крутым решительным характером и большим жизненным опытом. Через все его наставления неизменно проходит требование сохранения семейного и хозяйственного порядка таким, каким он был при нем. Такой же деловой тон звучит в наказах о поддержании благолепия в выстроенных им церквах и в распоряжении об аккуратных взносах пошлин в казну за соляные варницы». Весь свой капитал Никитников завещал не дробить, а передал в совместное и нераздельное владение двум внукам: «…и внуку моему Борису, и внуку моему Григорию жить в совете и промышлять вместе, а буде который из них станет жить неистова и деньги и иные пожитки станет сородичам своим раздавать и сторонним людям, один без совету брата своего, и он благословения моего и приказу лишен, до дому моево и до пожитков ему дела нет». Умирая в 1651 , купец Никитников завещает: «…и церковь Божию украсить всякими лепотами, и ладан, и свечи, и вино церковное, и ругу священнику и иным церковникам давать вместе, чтоб церковь Божия без пения не была и не за чем не стала, как было при мне, Георгии». Кроме своей московской церкви он просил заботиться и о храмах, построенных им в Соли Камской и Ярославле.
Одним из характерных предпринимателей XVII в. Свою торговую деятельность Никитин начинал в качестве приказчика гостя О. В 1679 он стал членом гостиной сотни Москвы, а в 1681 получил звание гостя. После смерти братьев Никитин сосредоточивает в своих руках большую торговлю, ведет дела с Сибирью и Китаем, его капитал в 1697 составлял огромную по тем временам сумму — 20 тыс. Как и другие купцы, Никитин строит свою церковь. Это — Никола Большой Крест, воздвигнутая в 1680 архангельскими гостями Филатьевыми. Церковь была одна из красивейших в Москве, да и во всей России.
Ее взорвали в 1930-х. Русские купцы, торговавшие с зарубежными странами, предлагали им не только сырье, но и продукцию высокой по тем временам технологии, в частности металлические устройства. Так, в инвентаре одного из чешских монастырей под 1394 документально зарегистрированы «три железных замка, в просторечии называемые русскими». В Богемии было, конечно, немало и своих прославленных мастеров по металлу из богатейших Рудных гор и Судетов. Но, очевидно, изделия русской промышленности были не хуже, если они пользовались известностью и успехом так далеко за рубежом. Это известие XIV в. Так, из «Памяти, как продать товар русской в Немцах», известной по тексту «Торговой книги» 1570—1610, видно, что продажа русского «уклада» и других металлических изделий «в Немцах» была обычным делом и в XVI—XVII вв.
Торговали и оружием. Рассказывая о знаменитых русских купцах XVII в. Босовы вели торговлю с Архангельском и Ярославлем, скупали товары и на местных рынках Приморья, покупали также деревни в расчете на получение большого количества хлеба для продажи, занимались ростовщичеством, но основой их предприятия являлась сибирская торговля. Босовы отправляли в Сибирь обозы в 50—70 лошадей, груженых как иноземными товарами, так и русским сермяжным сукном, холстом, железными изделиями. Вывозили они из Сибири пушнину. Так, в 1649—50 было вывезено 169 сороков и 7 шт. На службе у Босовых было 25 приказчиков.
Они ор-ганизовывали в Сибири собственные ватаги, т. Высокую прибыль давала также продажа в Сибири иноземных и русских изделий. Богатейшие купцы несли казенную службу по финансам в качестве гостей, что давало им ряд преимуществ и предоставляло широкие возможности дальнейшего обогащения. Характер «первоначального накопления» имели также методы создания предприятий Надея Светешникова и Гурьева. Светешников вышел из ярославских посадских людей. Заслуги перед новой династией Романовых принесли ему пожалование в гости. Он вел крупные операции по торговле пушниной, владел деревнями с крестьянами, но также вкладывал свои средства в солепромышленность.
Его богатство оценивалось в сер. Это пример крупного торгового капитала и перерастания его в промышленный. Важнейшее значение для обогащения Светешникова и развития его предприятий имели земельные пожалования. В 1631 ему были отданы громадные земельные владения по обоим берегам Волги и по р. Усу до позднейшего Ставрополя. Здесь Светешников поставил 10 варниц. К 1660 в Надеином Усолье было 112 крестьянских дворов.
Наряду с наемными людьми он применял труд крепостных. Светешников построил крепость для защиты от кочевников, завел кирпичный завод. Из богатой верхушки ярославского посада вышли также Гурьевы. В 1640 они завели рыбные промыслы в устье р. Яика, поставили здесь деревянный острог, затем заменили его каменной крепостью г. Развитие предпринимательства в России носило в значительной степени преемственный характер. Проведенное исследователем А.
Три четверти купеческих родов, насчитывавших менее 100 лет, возникли в сер. XVIII в. Все эти фамилии перешли в XIX в. Купеческая семья В 1785 российские купцы получают от Екатерины II особую жалованную грамоту, которая сильно возвысила их положение. Согласно этой грамоте, все купцы были разделены на три гильдии. К первой гильдии относились купцы, владевшие капиталом не менее 10 тыс. Они получали право оптовой торговли в России и за границей, а также право заводить фабрики и заводы.
Ко второй гильдии принадлежали купцы с капиталом от 5 до 10 тыс. Они получали право оптовой и розничной торговли в России. Третью гильдию составляли купцы с капиталом от 1 до 5 тыс. Эта категория купцов имела право только на розничную торговлю. Кроме купцов разных гильдий вводилось понятие «именитые граждане». По статусу они были выше купца первой гильдии, ибо должны были обладать капиталом не менее чем 100 тыс. Именитые граждане получали право иметь загородные дачи, сады, заводы и фабрики.
Кроме того, даже при дележе однокомнатной квартиры возникают отчаянные споры, что уж говорить об имуществе на которое могут претендовать десятки наследников? Это тот ящик Пандоры, считает Френкель, который можно только открыть, но пользы для общества от этого точно не будет. Для того чтобы сменить имидж? В духе времени, но сомнительно, ведь на взаимоотношение власти, общества и бизнеса это никак не повлияет. Чтобы купец, коммерсант, бизнесмен стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные. А это настолько большой клубок проблем, который даже не начали распутывать и даже скорее наоборот, — отметила эксперт. В свою очередь шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв заявил, что однозначно положительного отношения к купеческому сословию не было никогда и в дореволюционной России. Люди из простого народа в большинстве своём завидовали богачам, и эти чувства лишь в какой-то степени сдерживала вера в Бога. Но, как мы знаем теперь, работало это только до поры до времени.
Потомственные же дворяне воспринимали купцов как поднявшихся из грязи в князи, кичащихся своими деньгами. Купцы же не только строили железные дороги и фабрики, но и доходные дома, где студенты и другой небогатый люд мог снять вполне добротную комнатку.
В годы Первой мировой войны в Надеждинском поселке действовал Попечительский совет о солдатских детях. Совет оказывал материальную помощь семьям воинов, погибших на фронте.
Руководил деятельностью совета священник Африкан Богомолов. В состав входили полицейский-надзиратель Н. Соловьев и купцы А. Шадрин, Ф.
Шведов, Н. Соловьев, Ф. Коробейников, П. Горшенин, А.
Мельников, С. Савинцев, Я. Велись переговоры. Африкан Богомолов, как настоятель собора, обращался именно к Александру Ивановичу Шадрину.
Шла речь о сумме, о том, кто это будет делать... Когда человек дает деньги, он должен знать всю подноготную. Но, пока суть да дело, политическая система в стране изменилась. Поэтому храм остался нерасписанным, — рассказывает Игорь Фомичев.
Частная и заводская торговля В 1910 году в Надеждинске работали 130 торговых лавок, два винных погреба и семь пивных. Пивной склад был у Гребеньковой Марии Ивановны. Были ювелирный и часовой магазины, которыми владел Иосиф Исаакович Вейхман. В 1915 году работали несколько булочных — Беспалова, Салтыкова, Сонова.
В лавке Волукаса продавались детские игрушки и посуда. Иван Сафронов содержал кондитерскую, там же продавал фруктовые и минеральные воды. Кондитерская Сафронова располагалась между Дворцом культуры металлургов и зданием цирка — возле сквера ДКМ, со стороны улицы Зеленой. Помимо частной торговли были свои провиантские магазины.
В Надеждинском поселке было организовано свое Общество потребителей. По определенным правилам при заводе должна быть школа, магазин и другие учреждения. Магазин должен был быть для того, чтобы дать возможность рабочим завода покупать товары по немного меньшим ценам, чем были в открытой торговле, — говорит Игорь Фомичев. Но Общество не все могло закупить.
Когда нужно было что-то перевезти, первым делом вагоны предоставляли тем, кто может заплатить — опять же Шадриным. Они закупали огромные объемы. В поселке у Общества был провиантский склад, несколько лавок, торговавших продуктами питания. Магазины Общества посещали, в основном, простые рабочие.
Более богатые жители поселка предпочитали купеческие лавки. При задержке зарплаты рабочие могли в долг получить товар в магазинах Общества. Весь доход от продажи поступал в заводоуправление. Произошло это 1 января 1923 года.
В Старом поселке, в районе улиц Кузьмина, Розы Люксембург, Красноармейской, располагался городской рынок. На нем была мелко-розничная торговля. Но купцы, в частности Шадрины, там не торговали, им хватало своих магазинов. Рынок работал на этом месте до 90-х годов XX века.
Эпоха купечества закончилась с приходом революции. На месте частных магазинов работали государственные.
Во многих купеческих семьях был обычай: по окончании каждого года, если он был в финансовом смысле благоприятным, определять сумму на дела благотворительности. О поколении купечества конца XIX в. Это были не только профессионалы, но и люди, получившие прекрасное образование, часто за границей, знавшие иностранные языки, разбиравшиеся в науках и искусстве. В своих воспоминаниях «Купечество московское» В. Рябушинский пишет о том, что для движения наверх у потомков отцов — основателей видных купеческих фамилий нужно было наличие двух последовательных талантливых поколений отца и сыновей и, конечно, Божие благословение теперь сказали бы — удача или выгодная конъюнктура. Отцы же наши говорили: «Если не Господь дом созидает, то зря трудится созидающий». Рябушкинский дает глубоко христианское понимание сути Божиего расположения к людям: «Не нужно думать, что благоволение Божие только в богатстве: когда в богатстве, а иногда в бедности.
Многих из нас когда-то Господь благословил богатством, а сейчас бедностью или даже нищетою. В начале XX в. Рябушинский, возник и другой «чисто русский» тип предпринимателя, пытавшегося восстановить патриархальный стиль управления хозяйством, основываясь на традициях и особенностях российской экономической жизни. Последнему не суждено было осуществиться из-за революции 1917 года. Заключение: духовные истоки. В завершение обратимся к главному — к духовным истокам отечественного предпринимательства. Основой формирования российского и западноевропейского типа хозяйственного поведения и мышления было христианство. Христианское понимание человека как личности, обладающей свободой выбора и воли, привело к зарождению нового типа экономического человека с новой хозяйственной мотивацией. Булгакова, — есть та духовно-хозяйственная сила, которая утверждает фундамент всей европейской культуры» Булгаков, 1991: 202.
В широком смысле хозяйство — это деятельность, совершаемая хозяйствующим субъектом, который является конкретным духовным типом с многообразием и сложностью психологических мотиваций. Поэтому религиозное мировоззрение определяло особенности поведения «человека экономического». Купцы большей частью происходили из крестьян, унаследовав от них глубокую религиозность, они строили свои деловые отношения в соответствии с православной этикой. Хозяйственная жизнь регулировалась нормами, сложившимися по обычаям предков, осмысленными в духе христианского учения. Смыслом жизни мирянина, согласно православному мировоззрению, считалось спасение души через стяжание Св. Духа в таинстве Евхаристии и исполнении заповеди — любви к Богу и к ближнему как к самому себе. На этой основе сформировался вполне определенный тип православного хозяйственного поведения в России. Изучение этого типа как базовой структуры личности показывает большое влияние социальных архетипов, то есть изначальных наиболее фундаментальных элементов психики людей, составляющих данное общество. Оставаясь неизменными в поколениях, архетипы определяют формы и направленность развития менталитета личности Румянцев, 2005:40 , то есть восприятие общезначимых норм социального и хозяйственного поведения.
В отечественной традиции наиболее значимыми архетипами являются добродетели терпения и самоограничения. Они связаны с отношением к страданию как к способу формирования личности. Другим важнейшим архетипом является «хранение совести». В понятие совести входит: взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, вера, трудолюбие и уважение к старшим, а также обычай просить прощение друг у друга. Национальной особенностью российского купечества было его стремление к церковной общности соборности , тогда как политическая деятельность привлекала купцов сравнительно мало.
Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси
Смысловое содержание слов "купец" и "купечество" в России с течением времени претерпевало принципиальные изменения. Чтобы купец, коммерсант, бизнесмен стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные. Богатейшие купцы несли казенную службу по финансам в качестве гостей, что давало им ряд преимуществ и предоставляло широкие возможности дальнейшего обогащения. Принадлежность к одной из них определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодно гильдейский взнос в размере 1 % от общего капитала.
Зачем в России возрождать купечество
Разные подходы повлияли на масштаб бизнеса — «Купец» в лучшие времена открыл 40 магазинов, у «Монетки» в 2023 году их будет больше двух тысяч. Рассказываем про первые купеческие магазины, торговые лавки и рынок Надеждинска. Упоминания об отдельных купеческих корпорациях также датируются XII веком, однако в это время купцы еще не сформировали отдельного сословия.
Значение слова «купец»
Чтобы купец, коммерсант, бизнесмен стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные. Купец, что стрелец: попал, так с полем; а не попал, так заряд пропал! Настоящие купцы были настроены на основательное обустройство дела, а не на одномоментное получение прибыли. Сегодня купцы продолжают играть важную роль в мировой экономике, занимаясь торговлей как традиционными товарами, так и современными технологиями, услугами и финансами.
Купец – это кто? Русский купец
В результате насильственного изменения привычного социально-экономического уклада многие богатые провинциальные купеческие роды были не в состоянии восстановить свое былое значение. Во время правления Ивана Грозного торговые люди часто становились жертвами опричного произвола, их имущество пополняло казну и состояния ближайших слуг царя. С созданием единого Русского государства купцы слились с другими слоями городского населения в одно сословие посадских людей, которое было обязано выполнять в отношении государства две главные повинности — отбывать казенную службу и платить подати. В конце XVI в. Важнейшими привилегиями гостей были право на ведение внешнеторговых операций и приобретение земли, освобождение от пошлин, податей и служб, которые несло «тяглое» население. За эти льготы в их обязанности входило выполнение финансово-хозяйственных «казенных» поручений — отправление различных должностей при сборах таможенных и «кружечных» денег, доходов с соляных продаж и др. Одна часть гостей при этом наживалась, другая — разорялась, так как за исправность казенных служб купцы отвечали своим имуществом. С ростом численности и значения населения городов в XVII в.
Торговый устав 1653 заменил множество существовавших ранее торговых сборов на единую пошлину и отменил привилегии и льготы купцов-иностранцев. Новоторговый устав 1667 стеснил их; он также передал заведование делами торговых людей в Приказ большого прихода, который следил за тем, чтобы не допускалось превышение налогов, взимаемых с купцов. Подобные меры со стороны государства преследовали вполне определенную цель — пополнить казну, не разоряя при этом до конца плательщиков налога. Реформы Петра. I, его долгие изнурительные войны потребовали колоссального количества денег, которых у казны не было. Тогда Петр в 1705, 1713, 1717 гг.
Другой венецианец, Амвросий Контарини, также свидетельствует о том, что Москва «изобилует всякого рода хлебом» и «жизненные припасы в ней дешевы». Контарини рассказывает, что каждый год в конце октября, когда р.
Москва покрывается крепким льдом, купцы ставят на этот лед «лавки свои с разными товарами и, устроив таким образом целый рынок, прекращают почти совсем торговлю свою в городе». На рынок, расположенный на Москве-реке, купцы и крестьяне «ежедневно, в продолжение всей зимы привозят хлеб, мясо, свиней, дрова, сено и прочие нужные припасы». В конце ноября обычно «все окрестные жители убивают своих коров и свиней и вывозят их в город на продажу… Любо смотреть на это огромное количество мерзлой скотины, совершенно уже ободранной и стоящей на льду на задних ногах». Ремесленными изделиями торговали в лавках, на рынках и в мастерских. Уже в глубокой древности ряд дешевых массовых товаров, изготавливаемых городскими ремесленниками бусы, стеклянные браслеты, крестики, пряслица , распространялись купцами-коробейниками по всей стране. Русские купцы вели большую торговлю с другими странами. Предметом торговли были не только сырье и продукция добывающих промыслов, вывозившаяся из Руси пушнина, лес, воск , но также изделия русских ремесленников юфти, однорядки, шубы, холсты, седла, стрелы, саадаки, ножи, посуда и др. Крымские царевичи и князья обращались в Москву с просьбой о присылке панцирей и других доспехов.
Позднее, в XVII в. Масштабы русской торговли поражали иностранцев, посещавших нашу страну. Другие кожи, крашенные в красный цвет, лен, пеньку, всякого рода веревки, кавиар, т. Что касается хлеба, то, хотя его очень много, они не рискуют вывозить его из страны в сторону Ливонии. Сверх того, у них много поташа, льняного семени, пряжи и прочих товаров, которые они обменивают или продают, не покупая чужеземного на наличные деньги, и даже император… приказывает платить хлебом или воском». В XVII в. Самое высшее и почетное место принадлежало гостям их в XV в. Звание гостя получали самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тыс.
Все они были приближены к царю, свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины. Члены гостиной и суконной сотен в XVII в. Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. Низший разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом продавали. Этот разряд, условно говоря, непрофессиональных торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, т. В крупных городах посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших. Сфера деятельности русских купцов XVII в.
Беломорский Вологодский путь шел через Вологду по Сухоне и Северной Двине в Архангельск ранее к Холмогорам и на Белое море, а оттуда в зарубежные страны. К этому пути тяготели знаменитые центры русского предпринимательства: Великий Устюг, Тотьма, Сольчевыгодск, Яренск, Усть-Сысольск, давшие России тысячи купцов. В сер. XVI в. Русские везли в Англию меха, лен, пеньку, говяжье сало, юфть, ворвань, смолу, деготь, а получали ткани, сахар, бумагу, предметы роскоши. Важнейшим перевалочным центром на этом пути была Вологда, куда всю зиму свозились товары из Москвы, Ярославля, Костромы и других городов, а затем по воде направлялись в Архангельск, откуда, в свою очередь, осенью приходили товары для отправки в Москву санным путем. Этим путем в Германию шли русский лен, пенька, сало, кожи и красная юфть. Главным предпринимательским центром на этом пути был Н.
Новгород с располагающейся рядом с ним Макарьевской ярмаркой. Путь от Н. Новгорода до Астрахани преодолевался русскими купцами примерно за месяц. Шли караванами из 500 и более судов с большой охраной. И даже на такие караваны время от времени совершались разбойные нападения. Купцы плыли и останавливались в местных предпринимательских центрах — Чебоксарах, Свияжске, Казани, Самаре, Саратове. Торговля с Хивой и Бухарой проводилась в Караганском пристанище, куда из Астрахани под охраной приходили купеческие суда, а на встречу с ними приезжали местные купцы со своими товарами. Торговля велась ок.
После этого часть русских судов возвращалась в Астрахань, а другая шла в Дербент и Баку, откуда купцы уже посуху добирались до Шемахи и торговали с персами. Сибирский путь шел водой из Москвы до Н. Новгорода и до Соликамска. От Соликамска купцы волоком двигались до Верхотурья, где был большой торг с вогулами, а затем снова водой до Тобольска, через Туринск и Тюмень. Далее дорога шла на Енисейск мимо Сургута, Нарыма. В Енисейске был устроен большой гостиный двор. От Енисейска путь пролегал в сторону Илимского острога по Тунгуске и Илиму. Часть купцов следовала и дальше, достигая Якутска и Охотска, проникая даже на Амур.
Главным предпринимательским центром Руси по торговле с Китаем был Нерчинск, где был построен специальный гостиный двор. Основными товарами, которые покупали или выменивали на этом пути, были меха и звериные шкуры, из Центральной России в Сибирь везли железо, оружие, ткани. Смоленский Литовский путь шел из Москвы через Смоленск в Польшу, но из-за постоянных войн этот путь для широкой торговли использовался сравнительно мало. Более того, в Москве очень неохотно привечали польских и еврейских купцов, имевших плохую репутацию, а русские купцы избегали отношений с торговцами местечковой Польши. Степной Малороссийский Крымский путь пролегал через рязанские, тамбовские, воронежские края, выходил к донским степям, а оттуда в Крым. Широкий размах основных путей торгово-предпринимательской деятельности наглядно свидетельствовал о гигантских усилиях, вложенных в экономическое освоение огромной территории России. В Древней Руси эта деятельность была связана и с путевыми трудностями. Осуществляя торговлю теми или иными товарами, русские купцы нередко принимали участие в организации их производства, особенно это касалось выработки воска, сала, смолы, дегтя, соли, юфти, кож, а также добычи и выплавки металлов и производства различной продукции из них.
Но основу его богатства составила торговля сибирской пушниной. Строил он ладьи и суда, перевозившие разные товары, хлеб и соль. В 1614 он получает звание гостя. С 1632 Никитников вкладывает капиталы в солеваренную промышленность. Никитников держит целый ряд для продажи соли в разных городах, располагавшихся по течению Волги и Оки и связанных с ними рек: в Вологде, Ярославле, Казани, Н. Новгороде, Коломне, Москве и Астрахани.
Они пользовались выгодными условиями для торговли и имели право на свободу передвижения по стране. Недаром купцы были называли гражданами вселенской торговли. Купец — это не только профессия, но и своеобразный образ жизни. Купцы были известны своей предприимчивостью, смелостью и находчивостью. Они путешествовали по всей стране и за границу и вели торговлю самыми разными товарами, от хлеба до шелка.
Один народ дает то, чем он особенно богат и в чем ему уже нет особенной нужды, и получает взамен от другого народа его богатства, которых он сам не имеет. Мы видели уже раньше, что одни народы преимущественно занимались скотоводством, другие земледелием, охотой, рыбной ловлей и различными другими промыслами, смотря по местности. Особенно широко было распространено скотоводство, и потому мы находим, что в различных местах эти пастушеские народы вступали в обмен со своими соседями. Так как им постоянно приходилось менять свой скот на продукты других народов, то они уже очень скоро начали мерять цену покупаемого на количество данного в обмен скота. Скот стал служить, таким образом, деньгами. У многих народов деньги и скот называются одним именем. Стали говорить, что, например, такая то вещь стоит 20 волов и т. Грабеж все еще продолжал существовать, но уже завязывались более мирные отношения. Купцы Так как невозможно было каждому народу доставать все необходимое прямо обменом с другими народами, потому что тогда ему пришлось бы добывать одни вещи у одного народа, а другие у другого, что было довольно хлопотливо, то вскоре появились на свет купцы, которые тем только и занимались, что перевозили товары одного народа к другому, там их выменивали на другие товары и опять везли эти новые товары к третьему или к тому же народу. Эти купцы должны были проводить всю свою жизнь в странствованиях, переходя от одного народа к другому. Всюду они были людьми чужими; но им всюду были рады, потому что всюду была нужда в том или другом товаре.
Значение слова «купец»
Основными правовыми привилегиями гостей было то, что их освобождали от тягловых повинностей, а также им разрешался свободный проезд за границу для торговли, и они получали право приобретать в собственность земельные владения — вотчины. Кроме этого, гости не могли быть судимы никаким судом, кроме личного царского. Гости имели право выбирать своих представителей для участия в Земских соборах — высшем органе власти в государстве. Они могли исполнять и государственные обязанности, так из числа гостей выбирались начальники таможен в Москве и Архангельске, бургомистры и Головы внутренних таможен, оценщики мехов в Сибирском приказе. Гости также собирали чрезвычайные налоги, заведовали казенными предприятиями, торговали казенными товарами вино, соль и т. В случае недобора в казну денег гости несли материальную ответственность. И была у гостей еще одна обязанность перед государством: правительство использовало гостей для сбора информации за границей. Следующими по правовому положению после гостей следовали «торговые люди гостиной сотни». Они тоже имели существенные привилегии и широкие права. Но в отличие от гостей они не имели право свободного выезда за границу и не могли приобретать в собственность вотчины. В остальном их права были почти такими же, что и у гостей.
Члены «гостиной сотни» не несли тягловой повинности и освобождались от суда воевод и дьяков, их могли судить только в определенном приказе; при Алексее Михайловиче это был Приказ Большой казны. Они также могли исполнять различные государственные обязанности и повышаться по службе. За усердную службу люди гостиной сотни жаловались «гостиным именем» — то есть получали жалованную грамоту и переходили в гости. В Новгороде члены «гостиной сотни» назывались «именитыми людьми» и также как в республиканский период имели высокий правовой статус. В частности, именно их обычно и избирали в различные советы и назначали на высокие должности. Интересны, скажем, такие особые права членов «гостиной сотни»: они могли беспошлинно приобретать «съестных товаров» на 60 рублей на человека и имели право «безвыемочно» и «безявочно» держать в доме «питье».
В Российской империи купцы были выделены в отдельное сословие см. Купечество , со своим статусом и податями.
Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию. Источник: Wipedia. Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю. Лицо, принадлежащее к купеческому сословию дореволюц. Гончаров был из купцов.
Иркутский художественный музей им. Сукачёва Купец. Музей камнерезного и ювелирного искусства, Екатеринбург Портрет купца И. Вторая половина XX века.
Впервые этот термин упоминается в источниках, датированных 1719 годом. В 1721 году по Уставу Главного магистрата городское население разделили на «регулярных граждан» и «подлых людей». Регулярные граждане могли входить в первую или вторую купеческую гильдию — в зависимости от уровня дохода и вида торговли. Подлыми людьми называли чернорабочих и поденщиков, которые занимались временными и сезонными работами. В 1742 году «подлые люди» стали «наемными людьми» и сформировали третью купеческую гильдию. Но следующие тридцать с лишним лет их можно было считать купцами только номинально. В 1775 году манифест Екатерины II поделил население на мещан, имевших капитал менее 500 рублей, и купцов, чьи средства превышали эту сумму. Купцов, в свою очередь, разделили на три гильдии. Для каждой из них государство назначило минимальный объявленный капитал.
Для третьей, самой низшей гильдии он составил 500 рублей, для второй — 1000, для первой — 10 тысяч рублей. Все эти суммы постепенно росли. В 1807 году объявленные капиталы составляли уже 50, 20 и 8 тысяч для первой, второй и третьей гильдии соответственно. Оплата сбора и принадлежность к одной из гильдий позволяла не платить подушную подать и давала льготы. Главной привилегией купцов первой гильдии стала торговля с другими государствами. Внутри страны они свободно ездили по особой паспортной льготе. Кроме того, государство разрешало им покупать морские суда. Купцы второй гильдии получили разрешение на покупку речных судов. Как и представители первой гильдии, для собственного производства они могли выкупить завод или фабрику.
Особые указы освобождали и тех и других от воинской повинности и телесных наказаний. Купцы третьей гильдии занимались ремеслами и розничной торговлей в селах, уездах и городах. Они же держали лавки, бани, постоялые дворы или трактиры. На последнее накладывались ограничения: нельзя было содержать больше трех торговых точек и 30 работников. Кроме того, до 1863 года купцы третьей гильдии не были освобождены от телесных наказаний. В 1881 году основные положения собрал и опубликовал в брошюре «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом» литератор Иван Зегимель. Этого можете достичь разными путями, а главное — честностью и добросовестностью. Иван Зегимель, «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом» 14 Большинство купцов были верующими: молились, соблюдали церковные праздники, чтили заповеди.
То же самое можно сказать о совсем немалом числе русских предпринимателей. В этом особый менталитет отечественного торговца. Русский купец — это в большинстве случаев благодетель и покровитель. Фамилии крупнейших купцов-меценатов, память, оставленная ими, в российской истории занимают особое место. Кто не знает купца Третьякова, основателя художественной галереи его имени. Каждому, кто хоть немного знаком с историей России, известны имена и деяния лучших представителей этого сословия — Мамонтовы и Морозовы легендарный Савва Морозов , Найденовы и Боткины, Щукины и Прохоровы. Большое количество больниц, домов призрения, театров и библиотек России были построены на средства купцов. Образы положительные и отрицательные Однако в русской литературе образ торговца скорее негативный. Во многих пьесах Островского высмеивается купеческая среда, а сам купец — это скорее хитрый прощелыга, чем образованный щедрый человек. Кустодиевские купцы и купчихи олицетворяют то, что с насмешкой называют «купеческим вкусом». К отрицательному образу добавляют черты и отзывы иностранцев. В этой связи хочется отметить, что русских, о которых иностранцы отзываются хорошо, вообще крайне мало. Их мнение не должно быть приговором. Многие известные писатели над купцами подсмеивались.
Значение слова КУПЕЦ в Большом современном толковом словаре русского языка
КУПЕ́ЧЕСТВО | Это были все школьные новости, до встречи в эфире! |
ИСТОРИЯ РУССКОГО КУПЕЧЕСТВА | Несмотря на древность происхождения этого предпринимательского слоя населения, понятие "купец" приобрело свое устоявшееся смысловое значение не сразу. |
Купечество на службе у государства: по деньгам и чин | А вот пользоваться купеческими правами, имея звание купца, мог только плательщик гильдейских сборов. |
Что такое купец | Несмотря на древность происхождения этого предпринимательского слоя населения, понятие "купец" приобрело свое устоявшееся смысловое значение не сразу. |
Купец – это кто? Русский купец | купец, купца, муж. 1. Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю. |
Предложения в которых упоминается "купец"
- Купец и Купечество
- КУПЕ́ЧЕСТВО
- Купечество в России
- Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
- Купечество в средние века
- Купечество на службе у государства: по деньгам и чин
На какие ухищрения шли до революции купцы, чтобы открыть свое дело
Купцы кто такие? | Родовым понятием, объединяющим всех профессиональных торговцев, занимавшихся закупкой, доставкой, перепродажей партий товаров и принадлежащих к купеческому сословию является термин «купец». |
КУПЕЧЕСТВО — История России до 1917 года | Что такое купеческие гильдии, кто мог в них вступить, и какие бонусы купцы гильдий получали от государства. |
Купечество в России | Это были все школьные новости, до встречи в эфире! |
Как искать купцов. Что такое купечество? | Например, в начале 19 века к первой гильдии относились купцы с капиталом в размере 50 тысяч рублей и больше, ко второй — 20 тысяч. |
Купечество в России — Юнциклопедия | Ключевые слова: купеческие гильдии, купцы-старообрядцы, купеческие династии, социальные архетипы, христианские ценности. |
Купечество
Когда сейчас идут разговоры о возрождении купечества, тут же возникают вопрос «а зачем? А ведь оно сейчас кому-то принадлежит. Кроме того, даже при дележе однокомнатной квартиры возникают отчаянные споры, что уж говорить об имуществе на которое могут претендовать десятки наследников? Это тот ящик Пандоры, считает Френкель, который можно только открыть, но пользы для общества от этого точно не будет.
Для того чтобы сменить имидж? В духе времени, но сомнительно, ведь на взаимоотношение власти, общества и бизнеса это никак не повлияет. Чтобы купец, коммерсант, бизнесмен стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные.
А это настолько большой клубок проблем, который даже не начали распутывать и даже скорее наоборот, — отметила эксперт. В свою очередь шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв заявил, что однозначно положительного отношения к купеческому сословию не было никогда и в дореволюционной России. Люди из простого народа в большинстве своём завидовали богачам, и эти чувства лишь в какой-то степени сдерживала вера в Бога.
Но, как мы знаем теперь, работало это только до поры до времени.
Кафтырев построил новое здание на месте старого, которое не сохранилось. Вот как писал о Гостином дворе один из первых исследователей Казани — Петр Рычков в 1767 году: «Гостиный двор каменный, на котором в верху таможня каменная ж; внутри однаго двора ряды: Суконной, 2 Мелочной, 3 Сибирской железной. К сему ж гостиному двору приделаны деревянные ряды». В Гостином дворе размещались также каземат, гарнизонная канцелярия, а над ней — трактир. Это было центральное место городской торговли. В конце века Казань насчитывала 676 русских и 595 татарских купцов. В конце 50-х годов ХIХ века казанское купечество составляло около трех процентов всего городского населения.
Наиболее состоятельные из них входили в «гостиную сотню», они-то и имели самые лучшие лавки в Гостином дворе. Во время взятия Казани Емельяном Пугачевым в 1774 году, а потом — во время пожара 1797 года Гостиный двор серьезно пострадал. Пожар уничтожил здание практически полностью. В 1798 году Павел I издал указ о восстановлении Гостиного двора и даровал Казани беспроцентную ссуду на 10 лет из губернских доходов в размере 200 тысяч рублей — для сооружения нового Гостиного двора. В 1800 году, 25 июня, началось возведение третьего по счету сооружения Гостиного двора. Автором проекта стал архитектор Ф. Парадный вход в Гостиный двор. Колоннада разрушена после одного из пожаров Гостиный двор был открыт в 1815 году.
Это было двухэтажное строение, возведенное на кремлевском холме. Здание в виде эллипсоидного кольца, построенное из кирпича большая редкость по тем временам занимало по периметру весь квартал по соседству с кремлем и одним из фасадов выходило на нижнюю часть города ныне на улицу Профсоюзную. Оно было выполнено в скромных формах русского классицизма. Колоннада ионического ордера, завершенная фронтоном, выделяла главный вход в здание с улицы Воскресенской, гармонируя с классическими фасадами близлежащих домов. Кстати, часть улицы Кремлевской — от Спасской башни до Пассажа —сохранила свой первозданный облик, и мы можем судить, каким красивым был наш город в XIX веке. Правда, такая красота была лишь в его центральной части, в других районах преобладали деревянные дома. Появление Гостиного двора в Казани не было случайным. Казань издавна славилась широким развитием торговли.
Когда в 1817 году по Каме и в 1820 году по Волге пошли буксирные и пассажирские суда, дела у местных купцов и торговцев пошли еще лучше. Побывавший в Казани в 1801 году драматург Александр Коцебу писал: «Гостиный двор величиной и множеством товаров не уступает московскому и петербургскому». В истории этого здания будет еще один пожар — в 1842 году. Гостиный двор вновь пострадал. Здание лишилось величественных колонн, придававших ему сходство с университетом, исчезли галереи, были утрачены рустовка стен и пилястры. Гостиный двор открылся после капитального ремонта, по сути — реконструкции, лишь в 1847 году архитекторы Ф. Крамп и И. Следующей реконструкции здание подверглось в конце XIX века.
В начале 90-х годов в помещениях бывшего гостинодворческого трактира расположился городской ломбард. В 1894 году северо-восточный угол двора был отдан под помещение городского научно-промышленного музея. Здание с учетом нужд музея перестраивал архитектор И. Были увеличены окна, над центральным входом появился красивый шатер в стиле эклектика. Один из залов Андрея Лихачева музее, который берет свое начало с коллекций известного казанского краеведа Андрея Лихачева, лучше рассказать особо и в другой раз. Предмет нашего интереса — судьба самого здания. История создания и становления музея тесным образом связана с историей Казани. Как свидетельствует автор статьи в каталоге выставки «Древняя Казань» Г.
Милашевский, своим рождением музей обязан инициативе профессоров Казанского университета, которые еще в 1879 году на общем собрании членов Общества археологии, истории и этнографии поставили вопрос о необходимости открытия городского общедоступного музея. В движении идеи к воплощению в реальность сыграли важную роль несколько событий того времени. Прежде всего две научно-промышленные выставки. Губернская работала в 1890 году, она стала крупным событием в истории Казани. Для нее специально были построены павильоны, и, как отмечали местные газеты, выставка превосходила все предшествующие экспозиции по размерам, количеству разделов и по числу посетителей. Затем в 1896 году была Нижегородская выставка, в которое активное участие приняли казанские промышленники и купцы. Фонды музея после этой ярмарки значительно увеличились.
Политика конфиденциальности и соглашение Что такое купец Купец — это предприниматель, занимающийся куплей-продажей товаров. В России купчими назывались представители торговых мещанских сословий, которые вели разнообразную торговую деятельность. Слово купец происходит от древнегреческого emporos, что означает торговец. Купцы имели высокий социальный статус и часто занимались не только торговлей, но и финансовыми операциями, ссудами и даже дипломатическими делами. Купеческое сословие играло важную роль в экономической и социальной жизни России.
А это настолько большой клубок проблем, который даже не начали распутывать и даже скорее наоборот, — отметила эксперт. В свою очередь шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв заявил, что однозначно положительного отношения к купеческому сословию не было никогда и в дореволюционной России. Люди из простого народа в большинстве своём завидовали богачам, и эти чувства лишь в какой-то степени сдерживала вера в Бога. Но, как мы знаем теперь, работало это только до поры до времени. Потомственные же дворяне воспринимали купцов как поднявшихся из грязи в князи, кичащихся своими деньгами. Купцы же не только строили железные дороги и фабрики, но и доходные дома, где студенты и другой небогатый люд мог снять вполне добротную комнатку. Возводились и часто отличные по тем временам рабочие казармы для приезжавших на заработки из деревень и городов поменьше. В других оставшихся казармах — поныне лофт-территории с уютнейшими классными апартаментами для гостей столицы, офисами — взгляните только на такие территории, как «Арма», «Красный октябрь», «Флакон», или на бывшую чаеразвесочную фабрику на Красносельской, где ныне KleinHouse и московский «Манхэттен». Теперь это любимые места досуга для многих москвичей. Базой для всех этих зданий служили именно заводы, фабрики и казармы, возведённые на деньги московских купцов. А ведь владельцы предприятий не только платили работникам не такую и плохую по тем временам зарплату, но и строили школы для их детей.
Сегодня о купечестве
На какие ухищрения шли до революции купцы, чтобы открыть свое дело | Как только замерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы собирались в дорогу и на всю зиму отправлялись в глубь страны. |
Купечество как предприниматели и элита местного общества | купец, купца, муж. 1. Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю. |
Купец — Википедия | Значение слова Купец на это купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи. |
Купеческие семьи: как это было в Российской империи? - Дети | Рассказываем про первые купеческие магазины, торговые лавки и рынок Надеждинска. |