Новости что называется партесным пением

Это делает партесное пение уникальной формой исполнительского искусства, которая отличается от соло исполнения или хорового пения.

Партесное пение в музыке — краткое описание и примеры

В конце XVIII века партесное пение постепенно вытесняется новым «итальянским» классицистским стилем, рассадником которого стала Придворная певческая капелла. Для стиля партесного пения характерно использование западноевропейской музыкальной гармонии и чередование полного хора и хоровых групп солистов, которое называется «переменным многоголосием» термин В. Значение партесное пение, что означает «партесное пение» в словарях: Словарь музыкальных терминов, Энциклопедический словарь, Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.

Что такое партесное пение?

➡️​ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ. 🎼 Парте‌сное пе‌ние (лат. partes – голоса) – тип… | БОГ и ЧЕЛОВЕК | Дзен Особенности партесного пения Партесное пение — это музыкальная техника, при которой каждый участник ансамбля или хора исполняет свою независимую мелодическую линию, называемую партитурой.
Партесное пение — Что такое Партесное пение Знаменный распев был запрещен патриархом Никоном и введено партесное пение Родина партесного пения католическая Италия.

Развитие русского партесного пения

Мнение об этом пении исчерпывающе выразил святой Патриарх Гермоген, говоря Салтыкову: «вижу попрание истинной веры отъ еретиков и отъ вас, изменниковъ, и разорение святых Бо-жиихъ церквей; и не могу более слышать пения латинского въ Москве». Противодействия вызывали и первоначальные попытки введения партесного пения. Так, известно, что Никон, еще будучи в Новгороде, вводил там киевское многоголосное пение, немало удивлявшее новгородцев, и что патриарх Иосиф 1642—1652 , услышав о таком пении, был против него и запрещал Никону употреблять его за богослужением. Однако, вступив на патриарший престол в 1652 г. Именно царь Алексей Михайлович в самом начале 1652 г. Для вербовки мастеров партесного пения царем и патриархом снаряжались целые экспедиции в Киев и на Украину вообще. Такие поездки и вызовы продолжались и в последующие годы. Приезжие певцы получали места в хоре государевых певчих дьяков, где им поручалось руководство и обучение партесному пению. После освобождения Белоруссии в 1655 г. Белорусские иноки, принесшие с собой элементы западнорусского просвещения, принесли сюда и традиции партесного пения. Одним из центров партесного пения стал и Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, в котором находилась личная резиденция Патриарха Никона.

Таким образом, благодаря усилиям царя и патриарха партесное пение постепенно усиливало свои позиции. Легко заметить, что распространение партесного пения в Московском государстве осуществлялось путем сильного давления сверху, при содействии украинского и белорусского национального притока, а также при почти полном бездействии или даже враждебности со стороны московитов, что еще раз доказывает привнесенный характер партесного пения и некоторую искусственность его насаждения. Энергичные протесты ревнителей благочестия против партесного пения продолжались как до, так и после ухода Никона с патриаршего престола: «киевское партесное пение начать въ церковь вводити согласно мирским гласоломательным пением, от своего служения, а не отъ святыхъ преданное, латинское и римское партесное вискание, святыми отцы отлученное... В этом отрывке подмечены и обличены самые уязвимыё моменты партесного пения, а именно: его мирской характер и связь с «мирским гласоломательным пением»; его обусловленность католической музыкой или «римским партесным висканием», отлученным святыми отцами; его самочинное введение, то есть введение волюнтаристским актом Никона, а «не от святых преданное». Судя по данному отрывку, сильные протесты вызывали и телодвижения регента при управлении хором, поющим партесные песнопения, ибо движения-эти составляли самый неприятный контраст спокойному и благоговейному поведению певчих при исполнении древнерусского традиционного пения. Хотя вопрос о допустимости или недопустимости партесного пения при богослужении стоял весьма остро, Собор 1666—1667 гг. Пытаясь внести какую-то ясность, группа сторонников партесного пения, состоящая из прихожан храма святого Апостола Иоанна Богослова в Москве, полностью разделяющая все нововведения киевлян, обратилась за благословением этих нововведений к находившимся в то время в Москве патриархам Макарию Антиохийскому и Паисию Александрийскому. На этой грамоте, составленной, в 1668 г. Однако правовая действительность этой грамоты может быть подвержена сомнению. Так, И.

Сочинения же в стиле «постоянного» многоголосия копиисты называют «непартесными»3; сохранилась непартесная Херувимская с указанием «без руки»4, что говорит о ее нерегулярной метрике. Наконец, в позднейшем монументальном своде 12-голосного певческого репертуара некоторые сочинения обозначены как «партесные» либо «простые»5. Это противопоставление в XIX веке трансформировалось в оппозицию «нотное — простое». Если судить по числу сохранившихся нотных источников, простое многоголосие в эпоху барокко было распространено чуть более широко, нежели партесное. Лишь изредка «наряду с обработками старинных мелодий разных распевов встречаются произведения собственного композиторского творчества» [17, 20]. Отсюда — нерегулярность ритма, отсутствие знаков мензуры и, как следствие, пение «без руки», то есть без тактирования. Напротив, в партесе, не основанном на распевах, всегда присутствует мензура. Соотношения длительностей в различных размерах и правила дирижирования раскрыты в недавно обнаруженном и опубликованном анонимном трактате [13, 41—42]. В простом многоголосии, за редчайшими исключениями, отсутствуют паузы.

Голоса не вступают в диалог, имитационная техника не применяется. Поэтому при письме на восемь или 16 голосов не возникает противопоставления двух и более хоров, и при составлении партитур естественно следовать принятому в практике тесситурному принципу сначала все дисканты, затем все альты и так далее. Напротив, партесная музыка на восемь и более голосов является подлинно многохорной. Уже в рукописях XVII века встречаются указания «первого хору альт», «второго хору бас» и подобные им. Вообще, партитурная запись для музыки русского барокко крайне нехарактерна. Образцы простого многоголосия в виде партитур хоть в небольшом числе, но существуют [17, 13]. Из всего же партесного репертуара в виде партитуры записаны лишь два фрагмента: уже упомянутый из трактата Дилецкого и столь же краткий отрывок из концерта Василия Титова «Богоотец убо Давид»6 — с произвольным расположением партий. Простое многоголосие является хоровым: для него характерно исполнение одной партии несколькими певцами. Напротив, в партесных комплектах всегда имеется лишь по одной партии на каждый голос.

Многочисленные маргиналии певчих «пел сего голоса имярек » также говорят о практике исполнения каждой партии одним человеком. Партесная музыка не знает приема divisi, равно как и указаний solo и tutti, которые появляются только в эпоху классицизма, — применялись лишь термины «тихо» и «голосно». Об ансамблевом по преимуществу характере этой музыки свидетельствует изумительная виртуозность всех партий, примером чему могут служить два концерта Ивана Хоржевского7. По этой причине при увеличении числа певцов росло и число партий. Если простое многоголосие в своем развитии ограничилось 16 голосами, то в партесе их количество достигло 48. Столь пространное вступление потребовалось, поскольку в разные периоды эпохи барокко два вида русского многоголосия занимали различные жанровые области. Обратимся теперь к хронологическим рамкам партесного пения. Знакомство с ним русских музыкантов датируется серединой XVII века. В 1657 году в Москву приехал один из первых авторов музыки в новом стиле — Ян Календа.

В наиболее ранней из посвященных ему словарных статей говорится: «Коленда8, Ян, поляк, регент царского певческ[ого] хора в Москве, в конце XVII в[ека,] сочинитель концертов 38-ми, 12 и 24-хголосных» [1, 419]. Скорее всего, имелись в виду трех- и восьмиголосные концерты9. О том, что Календа действительно владел техникой многохорного письма, свидетельствует его «Литоргия Божия на двенадцать и на шестнадцать голосов Треумфальная»10. Слова «на двенадцать и на шестнадцать», по-видимому, указывают на возможность исполнения службы разными составами. Так, «Шестнадцатая» то есть 16-голосная служба Василия Титова в одном из списков названа «Службой Божией на 8, на 12 и на 16 голосов»11, и она действительно дошла до нас в нескольких переложениях. Наиболее ранняя среди сохранившихся рукописей, в которых записан многохорный партес, — сборник четырехголосных сочинений из Суздаля, созданный на рубеже 1660—1670-х годов12. Здесь помещены три партии анонимного концерта на восемь голосов «Воскликните Господеви». Сочинение партесной музыки продолжалось вплоть до 1770-х годов. Копирование партеса продолжалось вплоть до 1794 года, когда был завершен последний из монументальных сводов барочного репертуара14.

Непрерывная традиция исполнения этой музыки в большинстве певческих центров России ушла в прошлое — в период между концом XVIII и серединой XIX века — и только на Урале жила гораздо дольше. Одна из рукописей, в XIX веке принадлежавшая Пермскому архиерейскому дому, несет на себе следующую маргиналию: «Пел сего голоса Михаил Соболев 1849 года ноября 24 число»15. Однако на этом пение на Урале старинных партесных сочинений не завершилось. Она начала петь в правом хоре Преображенского собора в 1923 году, в 12 лет. Пропела всю жизнь в Невьянске, а с 1990 по 1994 год в Верхнейвинске. Я спрашивал о нем Александру Ивановну. Пели в 1920—1930-х годах». Много ли в мире известно других случаев, когда непрерывная традиция исполнения барочной музыки дожила бы до 1930-х годов? На протяжении полутора столетий жанровая система партеса прошла четыре стадии развития.

Каждый период характерен также предпочтением того или иного числа голосов в многохорной музыке — от восьми до 48. В 1670—1690-е годы в этой сфере наблюдается взрыв творческой активности. Создается огромное количество сочинений, партес захватывает едва ли не все литургические и паралитургические жанры. Лучше всего их система как целое представлена в монументальном своде восьмиголосных сочинений, от которого до нас дошло пять партий19, каждая — объемом более 250 листов, то есть более 500 страниц. Таким образом, в полном виде сборник заключал более 4 000 страниц музыки. В нем 89 сочинений — от циклов до кратких песнопений, многие из которых встречаются также в других рукописях, благодаря чему можно составить их партитуры.

Всё это привело к формированию итальянского стиля в церковной хоровой музыке. Дмитрий Бортнянский.

Александр Кастальский. Догматик — краткое песнопение догматического содержания, посвященное Богородице. Связано это с интересом к истории церковной культуры и певческой традиции в частности, который был утерян в годы СССР. Гид по православному искусству.

Данная хоральная структура лишь изредка сменялась элементами имитационной полифонии. Расцвет партесного пения. Наивысшего расцвета Партесное пение достигает в новом жанре - партесном концерте. Концерт был рожден в недрах стиля барокко с его склонностью к пышности, помпезности, динамичности и праздничной орнаментальности. Музыка концертов создавалась в расчете на профессиональное исполнение большим хором до 48 голосов или двумя хорами. Нормой считались композиции на 8-12 голосов.

Исполнялись концерты в храме после Литургии отсюда их название «запричастные» без сопровождения каких- либо инструментов. Партесный концерт a capella возник на Руси, минуя общую для европейской музыки стадию развития ренессансного многоголосия. В их концертах откристаллизовался «роскошный стиль» барочной композиции, где важное место занимали колористические эффекты. В дальнейшем хоровой концерт получил широкое развитие у славянских народов, в частности - в творчестве мастеров польской школы. Влияние этой музыки было особенно ощутимо на ранней стадии становления концертного многоголосия в русских храмах. На создателей польских хоровых композиций ссылается в своей «Мусикийской грамматике» Дилецкий при обобщении основных принципов сочинения партесных концертов. Главным среди изложенных правил следует считать требование строгого соотнесения музыки и поэзии. Дилецкий рекомендует композиторам внимательно относиться к тексту, определяющему, по его мнению, музыкальную форму. Он придает большое значение так называемой «диспозиции»- расположение частей произведения в соответствии с содержанием литературной основы. Именно поэтому в партесных концертах редко встречается реприза и лишь в тех случаях, если есть повторы текста.

Не менее важным считал Дилецкий концертный принцип организации музыкального материала путем сопоставления полного звучания хора и выделенной ансаблевой группой. В истории культуры имя Дилецкого долгое время оставалось забытым, а его музыка - неизвестной. Лишь сравнительнонедавно рукописи композитора привлекли внимание исследователей. Основная масса сочинений Дилецкого написана для восьмиголосного хора, трактуемого как два хоровых состава по четыре голоса в каждом. Крупнейшим его произведением является Воскресенский канон, где композитор продемонстрировал мастерское владениеразличными приемами партесного многоголосия. Воскресный канон. В отличие от внеличностного содержания знаменных распевов, партесные композиции воплощали разнообразные человеческие переживания. Спектр этих образов был чрезвычайно широк - от выразительной лирики до масштабных народных ликований. Большая часть русских концертов отмечена чертами торжественности и праздности. Композиторы в партесном пении.

В процессе развития Партесное многоголосие постепенно менялось: усложнялись полифоническая техника и интонационный строй композиций. С введением партесного пения храмовая музыка приобрела авторство. Талантливыми творцами партесных концертов были такие композиторы, как Федор Редриков, Николай Калашников и др. Самой же большой популярностью пользовались сочинения «государева певчего дьяка» Василия Поликарповича Титова, в творчестве которого партесный концерт достигает наивысшего развития. Биография Титова известна лишь по отрывочным данным. Впервые его имя упоминается среди певчих дьяков в 1682 г.

20. Партесное пение

Партесное пение – это особый вид хорального пения, который появился в Европе в XVII веке. Партесное пение требует от исполнителей особых навыков в области слуха, музыкальной техники и ощущения ритма. муз. церковное хоровое, многоголосное пение, в отличие от обиходного, одноголосного пения Далее, при содействии юго-западных монахов он ввёл на место древнего московского унисонного пения новое киевское партесное. Партесное пение – это один из важных элементов музыкальной практики, который активно применяется в хоровом исполнительстве и научной музыкологии. Важнейший жанр партесного пения — партесный концерт. Старинный духовный стих назывался словом (существительным женского рода) псальма — по названию псалмов, входивших в состав Псалтири.

Развитие русского партесного пения

Партесные композиции записывались на пятилинейном стане нотами квадратной формы, получившими название киевского письма («киевское знамя»). Партесное пение – это один из важных элементов музыкальной практики, который активно применяется в хоровом исполнительстве и научной музыкологии. Это делает партесное пение уникальной формой исполнительского искусства, которая отличается от соло исполнения или хорового пения.

3. Партесный концерт и в.П. Титов

это традиция, которая появилась на Руси на рубеже XVI - XVII веков. В случае партесного пения часто создаётся романтическое настроение, в результате чего ум рассеивается, блуждает тут и там, нигде не находя удовлетворения. Партесное пение – стиль многоголосного пения и название, объединяющее совокупность жанров русско-украинской хоровой церковной музыки, возникшей в семнадцатом, восемнадцатом веках. Для стиля партесного пения характерно использование западноевропейской музыкальной гармонии и чередование полного хора и хоровых групп (солистов), которое называется «переменным многоголосием» (термин В.В. Протопопова). ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от позднелат. partes - голоса), стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки 17-18 вв. Особенности партесного пения Партесное пение — это музыкальная техника, при которой каждый участник ансамбля или хора исполняет свою независимую мелодическую линию, называемую партитурой.

Литература

  • Что называется партесным пением
  • Комментировать
  • ➡️​ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ. 🎼 Парте‌сное пе‌ние (лат. partes – голоса) – тип… | БОГ и ЧЕЛОВЕК | Дзен
  • Партесное пение — Википедия
  • Партесное пение

Партесный концерт

Вот почему понимание русского партесного пения немыслимо вне знания его западных истоков, а также путей его проникновения в Московское государство. Бавыкин, Стефан Беляев, Василий Виноградов, Ян Коленда и множество других композиторов, количество которых уже само по себе свидетельствует о триумфе партесного пения. Вот почему в момент раскола в Церкви начинает звучать мирское, то есть партесное, пение. Не может быть ангелоподобности там, где нет единения и мира, и именно поэтому в России середины XVII в. Здесь мы снова сталкиваемся с действием той истины, что пение есть продолжение жизни и что состояние богослужебного пения обусловливается состоянием христианской жизни. Вот почему подлинные причины успешного распространения партесного пения на Руси следует искать не в какой-то тяге к Западу, не в желании поиска и создания каких-то новых форм, но в глубоком внутреннем духовном разладе, проявившемся в расколе, унесшем миллионы русских жизней и отлучившем от жизни Церкви огромный творческий потенциал талантливейших людей, ушедших в раскол.

Господь наш Иисус Христос призывает: «Не возноситеся» Лк. Но красота мелодии не завладевает умом, обращая его лишь на эстетическое наслаждение. Эта музыка не допускает парения ума. Наоборот, она помогает собрать ум от блуждания по внешним предметам, заключить его в сердце с тем, чтобы затем обратить все его силы к Богу.

Эпоха «партесного столетия» выдвинула ряд русских мастеров, поражающих необычной творческой плодвитостью и профессионализмом, богатством фантазии и высоко развитой техникой хорового письма. Среди создателей партесных концертов известны Н. Бавыкин с его двенадцатиголосным концертом «Небеса убо достойно да веселится», Н.

Калашников, автор более двадцати концертов, Ф. Редриков, С. Яковлев, М. Сифов, В. Дьяковский, С. Беляев и другие. Их произведения были широко популярны и удержались в певческой практике вплоть до середины XVIII века. Но особенно уверенным владением техникой многоголосного хорового письма отличался выдающийся мастер русского партесного стиля дьяк В.

Титов ок. Своими сочинениями, остававшимися актуальными до последней четверти XVIII века, Титов как бы устанавливал преемственную связь между концертом партесным и последующим этапом развития жанра хоровой музыки a cappella — концертом духовным. Другой разновидностью партесной музыки, распространившейся в быту с конца XVII века, стали псальмы и канты. Они сыграли важную роль как в процессе жанрового расслоения русской хоровой музыки этого периода, так и в ускорении развития ее светских тенденций. Благодаря содержанию, уже не связанному непосредственно с культом, они служили своеобразным переходом от церковной тематики к светской. Их источником стала библейская «Книга псалмов», составленная Симеоном Полоцким на русском языке и положенная на музыку В. Сохранился рукописный экземпляр, преподнесенный Титовым царю Федору Алексеевичу и датированный 1680 годом. Одним из источников канта музыковеды считают паралитургические русские песни, так называемые псальмы.

Духовный кант как особый музыкально-поэтический жанр сложился на Украине и в Белоруссии. В нем синтезировались мелодические обороты польского, украинского, белорусского, а затем и русского происхождения. Близость к народному складу, к народным традициям способствовала быстрому распространению канта и прочному внедрению его в быт, о чем свидетельствуют многочисленные рукописные сборники конца XVII — начала XVIII века. Вместе с тем важную особенность стиля духовных кантов составляет сочетание мелодии старинного типа иногда варьирование знаменной попевки с новой организацией формы и мажорно-минорной основой. В ранних рукописях нередко встречаются одно-, двух-, четырехголосные канты, но ближе к XVIII веку окончательно устанавливается трехголосная фактура. При этом голоса не равноправны. Два верхних движутся параллельно, а нижний образует фигурированный гармонический фундамент, иногда встречаются приемы имитации. В первой четверти XVIII века, рядом с духовными кантами, возникает новый тип светской бытовой лирики — лирический кант.

На всем протяжении XVIII века, распространяясь исключительно рукописным путем, этот весьма популярный вид «книжной песни»[10] стал основной формой поэтического творчества. Будучи схожими с духовными по характеру мелодической интонации и сохраняя общие с ними стилистические признаки, лирические канты отличались светской тематикой: любовной «Во печали его великой» , морской «Буря море роздымает» , застольным, иногда сатирическим содержанием. Новая функция особенно полно проявилась в жанрах торжественной музыки, одним из типичных выразителей которой был панегирический кант. Сохранив черты стиля духовного и лирического кантов типичные приемы голосоведения, особенности музыкально-поэтической структуры, трехголосная фактура , панегирический кант приобрел характерные интонации, выражавшиеся в активных маршевых ритмах, в фанфарных сигналах. Панегирические канты создавались по случаю крупных побед русского оружия и были непременным элементом оформления празднеств. Так возник один из ранних кантов, воспевающих славу русского оружия, — «На взятие Шлиссельбурга» 1702. В торжествах по случаю овладения Азовом, как пишет историк, исполнялись «Похвальные песни», в частности адмиралу и командору А. Шеину, также и всему воинству[11], а после падения Нарвы Петр «с хором своих певчих, воспевавших избранные из псалмов песни, прошел все улицы»[12].

Довольно полное представление о кантах и псальмах дает рукописный сборник «Псальмы душеполезные» первой половины XVIII века из собрания Ф. Содержание сборника более двухсот примеров представляет значительный и очень разнообразный репертуар духовных и светских, торжественных и интимных русских хоровых произведений указанного периода, при этом «почти совершенно отступающих от современной им церковно-певческой литературы»[13]. По жанровому многообразию сборник представляет чрезвычайный интерес. Он состоит из нескольких частей. Название рукопись получила по одной из них, содержащей значительное количество духовных «душеполезных» псальм. В остальных разделах сборника — канты лирические, по тексту не имеющие ничего общего с библейскими псалмами, канты торжественные и приветственные «виваты» , поздравительные, застольные, любовные и т. Все они за исключением двух двухголосных и одного четырехголосного. Мотивы бренности земного существования, подготовки к переходу в мир иной, сердечного раскаянияи умиления звучат в большинстве этих песнопений.

В своих истоках покаянные стихи связаны с богослужебными песнопениями Великопостного периода, но отличаются от них более ярким и непосредственным выражением личного, индивидуального начала. Отдельные образцы таких песен встречаются уже в XVI веке, но широкое развитие этот жанр получает в XVII столетии, когда он становится одним из любимых видов домашнего пения. Покаянные стихи начинают записываться в отдельных сборниках, которые получают широкое распространение. Стилистической основой покаянных стихов остается знаменный распев, вместе с тем мелодика их испытывает частичное воздействие народной песни и жанров светской бытовой музыки, прививающихся в это время на русской почве. В некоторых образцах духовного стиха формируется варьированная повторность куплетного типа. Для школьных драм использовались библейские сюжеты, а впоследствии исторические явления и факты. Школьная драма имела стихотворную форму, строгую композицию, она состояла из 3-5 актов, после каждого выступал хор, который развлекал зрителей. Драма включала пролог и эпилог.

Спектакли проходили до Рождества и Пасхи. Феофана Прокоповича.

Музыка ведет родословную от Иувала сына Ламеха потомок Каина , а богослужебное пение от Еноса сына Сифа, когда «начали призывать имя Господа» Бытие, 4. Музыка призвана умилять и развлекать, создавать настроение. Дилецкий: «Музыка — это то, что своим пением или игрой настраивает человеческие сердца на веселие, или сокрушение, или плач»[6]. Страстность, эмоциональность, чувственность церковного пения всегда осуждалась отцами церкви. Дилецкий также вводит понятия мажора и минора — веселое и жалостное пение. Новая музыкальная философия, изложенная Кореневым и Дилецким, прямо советует: если хочешь быть «мусикии строителем» композитором , то имей прилежание, научись играть на «органех» инструментах.

Европейская мажорно-минорная теория мелодии открывает творческую дорогу сочинительству. И потому она может с одинаковым слуховым успехом «без тексту игранною бывати». Ясно, что при таком положении партесное пение, вносимое в богослужение, перестает быть элементом назидания и одной из форм богослужения… Перенесение центра тяжести с текста и богослужебного значения песнопения на только музыкальную форму, … вызвало небрежное отношение композиторов к тексту»[2]. По словам Б. Кутузова, партесное пение является «трехмерным», вещественным, материальным, более ощутимым, чувственным, земным. Благодаря идейному перевороту в понимании певческой культуры в русской православной церкви мелодическая составляющая песнопений уже не базируется на осмогласном попевочном принципе, освященном многовековой церковной практикой, а полностью зависит от своеволия композитора. Да что мелодия!? Сам текст теперь легко «подгоняется» под задумки творца музыки.

Почему крюки? Итак: многоголосное пение — это не богослужебное пение. Это привнесенный из мира гордыней человека лишний элемент в храме. А знаменный распев — это необходимая составляющая общественной молитвы. Но при чем тут ноты? Какая разница, каким способом записана мелодия, крюками или линейной нотацией? Разница огромная. Вот как эту разницу хорошо показывает В.

Мартынов: «В теории небесного ангельского пения, образом которого являлось православное пение, невозможно допустить мышления и оперирования вещественными, земными параметрами, каковыми являются высота и продолжительность звука, ибо ангельское пение, будучи невещественным по своей природе, не могло быть и описано откровенно вещественным способом. В результате древнерусская теория пения не оперировала отдельными точками-звуками, из которых складывалась картина интонационного процесса… Различные знамена и их модификации обозначают не ступени звукоряда, но ступания по ступеням. Это заложено уже в самих определениях высотных уровней, выражающих не предметность, но действенность и отвечающих не на вопрос «что? Трезвоны, на крюковых нотах. Текст истинноречный. Нотация знаменная, с пометами и признаками. Если мы еще раз заглянем в историю и посмотрим, как появилась знаменная нотация, то увидим, что знамена «выросли» на богослужебном тексте за несколько сот лет. Сравнив сохранившиеся рукописи разных веков, можно заметить, как крюки появились, «росли», «расправляли плечи», и занимали свое место над текстом, с которым они неразрывно связаны по происхождению.

Продукт чьего творчества знаменная нотация? Это соборное многовековое творчество русской православной Церкви. Кто придумал нотный стан? На линейном стане ноты совершенно «безразличны» по отношению к той мелодии, которую они составляют. Их роль — фиксировать высоту и длительность. Крюки же, напротив, имеют каждый свой характер и тонко подчеркивают смысл текста, который они озвучивают. В ряде древнерусских певческих азбук содержится символическое толкование знамен, что нам подсказывает их богословскую направленность и различную манеру исполнения каждого. Заключение «Мелодии знаменного пения в том виде, как они изложены в рукописях середины и второй половины XVII века, отражают последний и высший этап древнерусского певческого искусства, итог его многовекового развития»[4].

Насчет «последнего» согласиться не могу, а вот что «высший», очень может быть, потому, как худа без добра не бывает. Именно благодаря тому, что в самый расцвет богослужебного пения в русской Православной Церкви происходит разделение на тех, кто сохранит веру своих отцов и тех, кто верит в то, во что прикажет «барин», знаменное пение смогло выжить и обособиться от влияний моды светской музыки. Например, вместе с появлением «киевских певчих» в Московском государстве стали появляться рукописи с так называемыми греческим, киевским и болгарским распевами, которые, как правило, были записаны «киевским знаменем». Эти распевы вполне могли бы прижиться в богослужебной практике, если бы не введение партеса, так как они вполне легко записывались и крюками. Но эти распевы сейчас почти выродились, потому, что уже несли в себе тяготение к мажорно-минорной тональности западной культуры.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий