Новости свадебные обычаи и традиции в россии

Традиции, обычаи и люди изменились, неизменным осталось только одно – торжественность свадебной церемонии, которая навсегда запомнится любящей паре.

Русские свадебные традиции и обычаи

Одни обычаи наполняют момент трогательными эмоциями, другие способны поднять настроение молодожёнам и гостям. Важно понимать, что каждый свадебная традиция на Руси несла свой урок и наставление, которые с трепетом сохранялись для следующих поколений. Отнеситесь серьёзно к посланию предков! Лучшие свадебные обычаи на Руси История свадебных обычаях в России очень интересна и красочна.

Не справедливо, что некоторые обряды были забыты и остались только на бумаге. Предлагаем вспомнить интересные обряды предков: Сватовство. После неожиданного приезда жениха и его родни, жизнь девушки резко менялась.

Ей запрещалось делать домашнюю работу, выходить из дома в одиночестве. Исключением было ходить по соседям и родственникам и приглашать на свадьбу, но обязательно в кругу подружек. Таким образом, как считалось на Руси, происходило перерождение незамужней девицы в семейного человека; Смотрины.

Парень и девушка клали свои кольца в эту посуду. Затем отец невесты три раза передвигал эти предметы. Таким образом, перед парнем оказывалась посуда с кольцом девушки, а перед девушкой — посуда с кольцом парня.

Жених и невеста надевали их. Есть версия, что само слово «обручение» происходит от одного из названий колец — «обручей». На будущих супругов иногда надевали один на двоих меховой тулуп либо плащ , покрывая их с головой.

Его приносил жених. Обычно это трактуют как символ покровительства, которое с этой поры обязан обеспечивать девушке её суженый. После помолвки невеста называлась «сговоренка».

Будущих супругов могли называть «помолвленные». То же значение и у слова «наречённые». Дарили ли на Руси кольца?

Только что мы говорили об обычае обмена кольцами, часто проводившемся на помолвке, теперь рассмотрим происхождение этой традиции. Дело увенчалось успехом, и папа начал заочное венчание. Однако все были удивлены, что русский государь не передал с послами своё кольцо для обряда.

На этот вопрос присутствующий уполномоченный Иван Фрязин ответил, что такого обычая на Руси нет. Из данного сообщения некоторыми делается неправильный вывод, будто на Руси не было обручения вообще, и только после приезда Софьи Палеолог оно получило распространение в нашей стране. На самом деле на Руси в то время не было обычая обмена кольцами на венчании, тогда как обручение перед свадьбой было широко распространено.

Видный историк М. Никольский показал, что обмен кольцами возник на Руси задолго до введения христианства. В Переяславльско-Суздальской летописи отмечено: выбор суженого совершался на языческих праздниках в полях путём «пръест ручных показана, и от пръстней даралагания на пръеста чюжия»; также использование перстней в качестве атрибутов супружества указывается в «Слове об идолах» как дохристианский славянский обряд.

На сохранившемся до наших дней памятнике славянского язычества, Збручском идоле, найденном на территории нынешней Украины и датируемым X веком, есть изображение богини с кольцом в руке. Считается, что это покровительница брака Лада. Таким образом, изначально на Руси обмен кольцами происходил дома и за несколько недель до свадьбы.

Но всё переменилось в 1702 году. Петр I издал указ, согласно которому не нужно было обручаться заранее, это разрешалось делать только в церкви перед венчанием, да и то было необязательно. По замыслу Петра I, указ должен был уничтожить юридическую силу обручения.

Однако простые люди закон восприняли не в полной мере, и многие крестьяне всё равно продолжали проводить обмен кольцами в честь помолвки. В итоге, во многих деревнях обручение стали проводить дважды: первый раз — дома во время предсвадебного цикла, и второй раз — в церкви перед венчанием. Церковное обручение не сразу пришло к тому виду, который знаком современным россиянам.

Одним из промежуточных вариантов в его развитии из домашнего обряда был такой: супругам кольца надевал священник золотое — мужу, серебряное — жене , после чего поддружье три раза менял их на пальцах новобрачных. Таким образом, исконно русский помолвочный обычай — это обмен кольцами. Но были случаи, когда не два, а только одно кольцо было свадебным предложением.

В 1647 г. В России в XIX веке уже был распространён аналогичный обычай: в день помолвки жених должен был наряду с предметами одежды подарить невесте кольцо. Со стороны невесты отвечать тем же не предполагалось.

Однако передачу этого ювелирного изделия нельзя назвать приглашением выйти замуж, это дополняющий обычай, а не основной как бывает у героев голливудских фильмов. Достоверно неизвестно, когда в России появилось поверье о том, что гладкие обручальные кольца будут способствовать мирной семейной жизни. Интересно, что к концу XIX века повсеместно в России распространилось аналогичное поверье относительно свадебных нарядов: люди стали считать, что они должны быть однотонными, чтобы супружество было спокойным хотя на протяжении всей истории русские свадебные костюмы пестрели вышивкой, орнаментами и тесьмой.

Вероятно, именно тогда вошли в моду и гладкие обручальные кольца. Глава 3. Подготовка торжества Когда достигнуты договорённости о свадьбе, жених и невеста помолвлены, начиналась основная пора подготовки свадебного торжества.

Значительная часть организационных забот ложилась на плечи старших членов семейств жениха и невесты. Подготовка велась в соответствии с многочисленными правилами и поверьями. Затраты перед свадьбой На Руси невеста дарила жениху комплект свадебной одежды, сделанный своими руками: шапку, пояс, рубаху, штаны.

Жених присылал невесте в подарок туфли и аксессуары, которыми она должна дополнить свой свадебный костюм, а также косметику и предметы рукоделия. Сторона жениха должна была обеспечить формирование свадебного поезда и приготовление угощения для основного пира. Члены семьи невесты брали на себя заботы по подготовке свадебного костюма и приданого невесты, состоящего из её личных вещей и хозяйственных принадлежностей.

Важно было передать большое количество постельного белья, подушек, перины. В том числе сторона невесты готовила и бельё для брачного ложа молодых. Они же устраивали праздничный стол для помолвки, встречи жениха после выкупа.

Кто шил свадебное платье? Сразу после принятия решения о свадьбе вся женская половина семьи невесты спешила помочь ей закончить свадебный наряд. В русской традиции считалось нормальным шить самой себе свадебное платье.

Более того, именно собственноручно сделанный наряд лучше всего привлекал удачу. Особое значение придавалось нижнему платью рубахе, сорочке , которое изготавливалось в особые дни: в причитаниях невесты говорится, что «тонку-белу сорочечку» по три ноченьки вышивала, «в перьву ноченьку Христовськую, во другую во Иваньиньскую, в третью ноченьку Петровськую». После свадьбы эту же обережную рубаху невеста надевала по праздникам.

Другие детали наряда девушка тоже могла сшить сама, но часто ей помогали родственницы и подруги. Они делали это очень охотно, ведь считалось, «кто шьёт для невесты — молодеет». Рушники На русской свадьбе использовалось большое количество рушников: вы увидите это, читая книгу.

Из них самые важные: Рушники, на которые клали хлеба и которыми наряжали иконы для благословения молодожёнов; «Союзные рушники» 2 — для связывания молодых. Зачастую во время обрядов молодые стояли на так называемом подножнике, который мог быть рушником, просто куском ткани или мехом. Также рушники часто повязывали на себя как отличительные знаки друзья жениха и дружко, реже — сами жених и невеста.

В старину рушниками обвязывали дуги над повозками свадебного поезда, клали вдоль спин лошадей. Свадебный рушник шили из цельного материала.

Первым надевает кольцо муж жене, затем жена - мужу. Первой молодоженов поздравляет ведущая, затем родители, если ониприсутствуют на церемонии, близкие родственники и друзья. Выйдя из ЗАГСа, молодожены садятся в первую машину кортежа. Гости, присутствовавшие на церемонии бракосочетания, размещаются в последующих машинах свадебного кортежа. Маршрут поездки обычно планируется заранее. Можно просто совершить автомобильную поездку по городу.

Часто молодожены возлагают цветы кпамятникам. Если позволяет время и погода, неплохо бы выехать за город, а уже потомтправиться к дому родителей как правило, к дому родителейжениха , где их уже ждут и встречают упорога. Мать мужа - хлебом-солью, держа на вышитом полотенце традиционный свадебный каравай - символ домашнего благосостояния. Молодожены отламывают или откусывают от края по кусочку, обмакивают кусочки в соль и съедают их. Собравшиеся около дома соседимогут потребовать, чтобы муж «выкупил» дорогу. Это так называемое куничное. Следует помнить об этоми заранее запастись конфетами, цветами и вином. Затем молодожены проходят в комнату, где накрыт стол с шампанским, конфетами и фруктами.

Собравшиеся поднимают тост за молодую пару. Если праздничное мероприятие планируется в банкетном зале, молодые и гости отправляются на праздник. Обручальные кольца Обручальное кольцо носят на пальце как символ супружеской верности и брачных уз - «у кольца нет конца». О кольцах должен позаботиться жених. На внутренней стороне кольца можно сделать надпись имени или инициалов и даты регистрации брака. На кольце невесты - имя жениха, на кольце жениха -имя невесты. Многие носят обручальные кольца в знак помолвки на безымянном пальце левой руки. Кольцо с левой руки надевают на правую после регистрации брака.

В день бракосочетания кольца надевает на руки молодым тот, кто регистрирует брак или же сначала жених - невесте, затем невеста - жениху. Вдовые носят свое кольцо и кольцо покойного супруга супруги на левой руке, разведенные тоже на левой руке, но только своё. Если родители молодых разведенные или вдовые, встречать жениха с невестой должны либо крестные родители, либо посаженные - специально выбранная из числа родственников счастливая семейная пара, подходящая по возрасту. Мама жениха свекровь подает молодым каравай с солью на подносе, покрытом нарядным расписным рушником, и просит отведать «хлеба мира и соли земли». Мама невесты теща благословляет молодых семейной иконой. Это может быть образ Богородицы, Николая Чудотворца либо святого - покровителя семьи. Отец невесты тесть держит поднос с двумя бокалами, а отецжениха свекор оржественно вручает невесте грамоту о том, что она с радостью принята в семью. Молодые откусывают от одного каравая, чтобы было у них в семье единение, совет и любовь.

А когда входят в дом, их обсыпают дождемиз зерна и хмеля, чтобы жили богато. Возможно, корни этой приметы лежат в крестьянском веровании русского народа-земледельца, ведь дождь несет в себе саму жизнь. Современный «дождь» может состоять из риса, пшена, гречки - чтобы в семье было много ребятишек как в колоске зерен; мелких конфет подойдет драже - чтобы жизнь была сладкой; монеток мелких и легких - чтобы был достаток в семье; лепестков и конфетти - чтобы жизнь молодых была красивой и романтичной. Праздничный стол Та часть стола, за которым будут сидеть молодые, должна быть сориентирована на восток. Место для молодых нужно выбрать так, чтобы они не оказались за разными столами, чтобы между ними не было никаких разрывов или стыков. Желательно, чтобы и сидели молодые не на отдельных стульях, а на общей скамейке. Если скамейку найти невозможно, то хотя бы настулья положите общее покрывало, алучше вывернутый наизнанку кожух. Если молодых супругов посадить за столом на мохнатую шубу - жизнь у них будет богатая и привольная.

Наиболее оптимальной является Г-образная форма свадебного стола. При этом молодых следует посадитьна угол но ни в коем случае через угол стола , а рядом с каждым из них рассаживаются представители их родов. Рядом с невестой садится ее дружка свидетельница, шаферка , а рядом с женихом - его друг свидетель, шафер. Вслед за свидетелями садятся крестные родители невесты и жениха. Гостей рассаживают в соответствии с возрастом: в красном углу рядом с молодыми - молодежь, а чем дальше от красного угла, тем старше и старше. Самые пожилые люди должны сидеть в противоположном от молодых конце стола. Свадебные подарки Не принято дарить на свадьбу вилки, ложки и ножи. Такой подарок считается плохой приметой.

Для подарка не годятся вещи, которые ассоциируются с болезнью грелка, медицинские банки и т. Если виновники торжества — люди слишкомпечатлительные, лучше отказаться от носовых платков, которые якобы располагают к слезам и ссоре. Подарок всегда дарят в завернутом виде. Если вы решили подарить молодоженам деньги, то это должна быть солидная сумма. Деньги дарят в конверте, поозможности в крупных купюрах, сопровождая их словами «на жизненный путь». Оригинально будет, если подарить букет зелени, где вместо цветов будут привязаны деньги. Любой праздник, а тем более свадьба нуждается в непринужденной обстановке и в различных розыгрышах. Будет необычно и ве- село молодоженам наряду с большими традиционными подарками получить шутливые подарочки и сувениры.

Несколько вариантов таких необычных шутливых подарков для свадьбы: Длинный рубль Сумма, которую вы хотите подарить, разменивается мелкими купю- рами и склеивается скотчем в длинную ленту. Скалка для невесты Чтобы жених не думал, что жена будет слабой и беззащитной. А на скалке надпись: «Только лаской изаботой ты встречай его с работы». Пылесос с траншей а гарантия - веник Вместо фотографий в альбом вложить купюры. Носки мужские и шейные дамскиеплаточки Жениху - носки. Вот тебе носочки, чтоб у вас родились сыночки! Невесте - платочки. Вот тебе платочки, чтобы родились и дочки!

Морковь - для невесты Вот тебе морковь - чтоб любила ты свекровь. Чтобы держать своего мужа в «ежовых» рукавицах. Сделать эти рукавицы очень просто: взять большие варежки для технических работ, пришить к ним кнопки иголками вверх. Фото- и видеосъёмка на свадьбе, советы профессионального свадебного фотографа Серьезные съемки обычно проводят двумя аппаратами. Хорошо на одном иметь широкоугольный зум 20-35 , а на другом — телезум 70- 200. Последним обычно приходится пользоваться чаще. Однако для нормальной работы двумя аппаратами нужна тренировка. Вспышка фотографу на свадьбе нужна обязательно.

В том числе и на улице — времени для поворачивания жениха с невестой в сторону солнца или ожидания, когда солнце закроется легким облачком, не будет! Стоит попросить жениха с невестой и свидетелей при подписании не наклоняться слишком низко. Если не успел нажать на спуск — стоит попросить сделать дубль. Обычно никто никогда не отказывал. Начинать съемку надо не с приезда или отъезда, а намного раньше! С момента одевания невесты. Это же целый спектакль с изрядной импровизацией! Все остальное достаточно жестко запланировано и однообразно.

В загсе порой бывают лестницы. Их стоит использовать — вся группа спускается с лестницы после росписи. Или уже после того, как все спустились, а фотограф остался наверху — окликнуть всех. Обязательно стоит заглянуть в комнаты жениха и невесты до росписи. Там обычно есть зеркала. Это дополнительная возможность для фотографа поимпровизировать. В процессе процедуры росписи новобрачных в загсе для съемки очень мало вариантов: Все вошли, стоят и слушают, что им рассказывает сотрудница загса. Приглашают молодых и свидетелей поставить подписи.

Молодые одевают друг другу кольца. Родители и гости поздравляют молодых. Все выходят сначала из зала, а затем из загса. Рассаживаются в машины. Нормальные снимки последнего действа получить достаточно сложно. Хотя, может, это и не надо… Общее правило — фотограф всегда впереди. Он первым входит в зал, где расписываются, и первым из него выходит. Конечно, это не значит, что надо всем мешать.

Стоит повнимательнее посмотреть, как работают профи в загсе. У них обычно и места «пристрелянные» там есть. Не грех ими воспользоваться. Желательно использовать любую возможность для получения хоть сколько-нибудь нестандартных снимков. Например, однажды у молодожёнов после регистрации застряла машина, и ее все выталкивали. Этот момент не был упущен. После загса нужно попасть на первое сиденье машины, в которой поедут молодожены. Хотя бы ненадолго.

Есть шанс получить запоминающуюся серию снимков невесты с букетом. Стоит попросить молодых вместе посмотреть, что им написали в свидетельстве о заключении брака. Им и самим будет интересно, и снимок может интересный получиться. В машине обязательна вспышка! И, конечно, широкоугольный объектив. Желательно зум. Второй день свадьбы В старину на следующий день после свадебного торжества традицион о приглашали только близких родственников. В этот день молодая одаривала своих новых родственников.

С подноса, который держал новобрачный, она брала подарки и поочередно подносила их сначала свекру и свекрови, затем золовкам и деверям, а потом и всем остальным. На второй день свадьбы начинались шутки над молодой: ее заставляли носить воду, переворачивая при этом ведра или закрывая колодец, насыпали мусор и просили мести пол и т. В этот же день молодой с дружками шли приглашать в гости тестя и тещу.

Не обязательно вести речь о фамильных бриллиантах, вполне допустимо использовать какую-то деталь материнского свадебного наряда. Эта вещь будет символизировать связь между поколениями, ту частицу родительского тепла, которую они вложили в свою дочь и которую она принесет в свою собственную семью. Она будет означать, что рядом с молодой семьей всегда будут друзья и близкие люди, всегда готовые помочь и поддержать. Голубой же цвет в наряде является символом мира и гармонии в будущей семье. Он может использоваться в макияже невесты, отделке платья и аксессуарах.

Часто надевается голубая подвязка. Кольца Свадебные традиции в России, как и в других странах, не обходятся без обмена кольцами. Молодые люди, собирающиеся пожениться, сегодня выбирают украшения из драгоценных металлов — золота, серебра, платины, гладкие или с камнями, украшенные резьбой и гравировкой. И все же традиционные обручальные кольца — гладкие, без вставок и украшений. Почему же так? Кольцо — бесконечная прямая, без начала и конца. Оно символизирует долгую будущую семейную жизнь. Каждый камешек или неровность, по народным поверьям, означают какое-то несчастье на пути молодой семьи, так как кольцо замкнутое, неприятности будут повторяться раз за разом, по кругу.

Вот и выбирают чаще всего гладкие ободочки. Благословение Обсуждая традиции свадьбы в России, нельзя забыть о важном обычае получения родительского благословения. Именно оно дает счастливую путевку в семейную жизнь. Отсутствие же родительского одобрения до сих пор может считаться весомой причиной для того, чтобы свадьба не состоялась. Каждого из молодоженов утром в день торжества должны благословить матери или крестные. Выкуп Как и много лет назад, современная традиционная свадьба в России не обходится без обряда выкупа невесты. Этот обычай испокон веков существует в нашей стране. Он символизирует переход девушки из родительского гнезда в семью мужа.

Сакральный смысл этого обряда практически утерян, сейчас выкуп превратился в веселое действо, рассчитанное на развлечение гостей. Жениху приходится проявлять недюжинную смекалку, чтобы справиться со всеми заданиями, которые приготовили ему подруги невесты. Часто они помогают продемонстрировать, как хорошо будущий муж знает любимую и какую райскую жизнь он ей обещает. Если задание не выполнено, приходится откупаться деньгами или конфетами — от самых маленьких участниц. Подмогой жениху выступают его друзья. Порой им удается прорваться, пропустив часть заданий.

Несколько идей для свадьбы в традициях славянской культуры

Снятие фаты Тоже старая традиция, которая использовалась на свадьбах. Во которой свекровь заменяет фату на платок, обозначая переход статуса девушки от невесты к жене. Смените фату изящной вуалеткой, стильной повязкой или кружевной шапочкой с цветами из ткани и перьями. Голову украсьте трессуаром или необычной заколкой, либо вообще не пользуйтесь украшениями. Устраивать мальчишник и девичник По традиции молодожены организуют отдельные вечеринки перед свадебной церемонией.

Но мы хотим предложить ознакомиться с интересным трендом, который популярен за рубежом и начинает приобретать популярность в России. Мальчишник и девичник — два в одном! Часто у молодоженов общие друзья: они могут быть в одной компании или их друзья знакомы друг с другом. Это позволяет участникам вечеринки чувствовать себя комфортно, а для новобрачных это возможность устроить один большой праздник, а не два отдельных и скромных.

Что делать, если друзья не знакомы? Мальчишник, объединенный с девичником, становится своеобразной репетицией свадебного банкета, где гости познакомятся друг с другом в непринужденной, веселой обстановке. Молодые не должны видеться до церемонии росписи Эту традицию также смело отправляйте в архив! Лучше использовать промежуток перед церемонией для фотосессии, чтобы потом не тратить больше времени, когда все гости нагуляют аппетит и устанут.

Роспись происходит в ЗАГСе под марш Мендельсона Сейчас есть возможность расписаться где захочется: на красивой лесной поляне, на берегу моря, в гостинице, в галерее, на смотровой крыше или дома. Возможности ЗАГСов сужены, а организация выездной регистрации наделяет свободой делать так, как хотите. Это будет незабываемо. Выберите мелодию для регистрации, от традиционного марша, до ремикса на любимую песню.

Или пригласите музыкальный коллектив — он исполнит композицию, которая вам действительно нравится. Саксофонист, скрипач или диджей с интересными аранжировками известных композиций. Современные свадебные традиции Утро невесты и жениха Это возможность насладиться началом новой жизни, проводив старую. Его можно провести с мамой или подругами, позвать фотографа или записать утро на видео, чтобы сохранить волшебные моменты.

Либо позавтракать с будущим супругом. Свадебная клятва Одним из самых милых, трогательных моментов на свадьбе является произнесение клятв новобрачными. Необходимо заранее подготовить речь, отрепетировать ее и четко произнести в день свадьбы. Клятва может быть самостоятельно придуманной или заказанной в интернете, в прозе или в красивых стихах, главное — искренность.

Необходимо серьезно подойти к этому. Слова останутся на видео, их запомнят все участники банкета, а также любимый человек.

Львов, 1912 год Благословение родителей Родители должны благословить молодых иконой ещё до того, как они поедут регистрировать брак.

Но в жизни так происходит редко. Если семья нерелигиозная, благословение принимает форму обычного напутствия. Благословение дают родители невесты в своём доме, когда сторона жениха уже уладила все вопросы с выкупом.

А свёкр и свекровь благословляют молодых, встречая пару уже на пороге своего дома. Конечно, в наше время они чаще всего приезжают куда-нибудь в ресторан, но традиция преподносить молодоженам «хлеб-соль» от этого не отменяется. Она существует только у славянских народов и очень прочно в наши традиции вросла.

Смысл — определить по размеру укуса, кто в семье будет главный. Кусок непременно круто солится, им жених и невеста угощают друг друга. Считается, что это последнее огорчение, доставленное супругу.

Кстати, традиция кричать на свадьбе «Горько! На самом деле это требование гостей торжества «подсластить» им напитки и побудить новобрачных к продуцирующим действиям — детей в семье, полагали наши предки, должно быть много и нечего с этим тянуть! Ради многочисленного потомства Старая славянская традиция обсыпания молодожёнов пшеницей, рожью или овсом придумана с той же целью — её соблюдение сулило многодетность.

Деньги, рис, лепестки роз — эти атрибуты вошли в обиход, как вы понимаете, много позже. Но если вам нравится кидать лепестки — пусть будут лепестки. В старину на свадьбу непременно приглашали беременных женщин — они должны были передать эстафету новобрачной.

Как по мне, так подобные «жирные» намёки немного обидны и для девушки, которая только вступает в брак, и для женщины, в качестве намёка выступающей. Зовите всех, кого считаете нужным. И зовите просто так, чтобы делили с вами удовольствие и радость!

А взамен мы посоветуем осуществить довольно молодой свадебный обряд, но очень красивый — посадите плодовое дерево.

Одним из промежуточных вариантов в его развитии из домашнего обряда был такой: супругам кольца надевал священник золотое — мужу, серебряное — жене , после чего поддружье три раза менял их на пальцах новобрачных. Таким образом, исконно русский помолвочный обычай — это обмен кольцами. Но были случаи, когда не два, а только одно кольцо было свадебным предложением.

В 1647 г. В России в XIX веке уже был распространён аналогичный обычай: в день помолвки жених должен был наряду с предметами одежды подарить невесте кольцо. Со стороны невесты отвечать тем же не предполагалось. Однако передачу этого ювелирного изделия нельзя назвать приглашением выйти замуж, это дополняющий обычай, а не основной как бывает у героев голливудских фильмов.

Достоверно неизвестно, когда в России появилось поверье о том, что гладкие обручальные кольца будут способствовать мирной семейной жизни. Интересно, что к концу XIX века повсеместно в России распространилось аналогичное поверье относительно свадебных нарядов: люди стали считать, что они должны быть однотонными, чтобы супружество было спокойным хотя на протяжении всей истории русские свадебные костюмы пестрели вышивкой, орнаментами и тесьмой. Вероятно, именно тогда вошли в моду и гладкие обручальные кольца. Глава 3.

Подготовка торжества Когда достигнуты договорённости о свадьбе, жених и невеста помолвлены, начиналась основная пора подготовки свадебного торжества. Значительная часть организационных забот ложилась на плечи старших членов семейств жениха и невесты. Подготовка велась в соответствии с многочисленными правилами и поверьями. Затраты перед свадьбой На Руси невеста дарила жениху комплект свадебной одежды, сделанный своими руками: шапку, пояс, рубаху, штаны.

Жених присылал невесте в подарок туфли и аксессуары, которыми она должна дополнить свой свадебный костюм, а также косметику и предметы рукоделия. Сторона жениха должна была обеспечить формирование свадебного поезда и приготовление угощения для основного пира. Члены семьи невесты брали на себя заботы по подготовке свадебного костюма и приданого невесты, состоящего из её личных вещей и хозяйственных принадлежностей. Важно было передать большое количество постельного белья, подушек, перины.

В том числе сторона невесты готовила и бельё для брачного ложа молодых. Они же устраивали праздничный стол для помолвки, встречи жениха после выкупа. Кто шил свадебное платье? Сразу после принятия решения о свадьбе вся женская половина семьи невесты спешила помочь ей закончить свадебный наряд.

В русской традиции считалось нормальным шить самой себе свадебное платье. Более того, именно собственноручно сделанный наряд лучше всего привлекал удачу. Особое значение придавалось нижнему платью рубахе, сорочке , которое изготавливалось в особые дни: в причитаниях невесты говорится, что «тонку-белу сорочечку» по три ноченьки вышивала, «в перьву ноченьку Христовськую, во другую во Иваньиньскую, в третью ноченьку Петровськую». После свадьбы эту же обережную рубаху невеста надевала по праздникам.

Другие детали наряда девушка тоже могла сшить сама, но часто ей помогали родственницы и подруги. Они делали это очень охотно, ведь считалось, «кто шьёт для невесты — молодеет». Рушники На русской свадьбе использовалось большое количество рушников: вы увидите это, читая книгу. Из них самые важные: Рушники, на которые клали хлеба и которыми наряжали иконы для благословения молодожёнов; «Союзные рушники» 2 — для связывания молодых.

Зачастую во время обрядов молодые стояли на так называемом подножнике, который мог быть рушником, просто куском ткани или мехом. Также рушники часто повязывали на себя как отличительные знаки друзья жениха и дружко, реже — сами жених и невеста. В старину рушниками обвязывали дуги над повозками свадебного поезда, клали вдоль спин лошадей. Свадебный рушник шили из цельного материала.

Центр рушника обычно оставляли свободным от вышивки «божье место». Преобладающим или единственным цветом вышивки чаще всего был красный. Что изображали на свадебных рушниках? Прежде чем ответить, уточню, что традиционными изображениями любых русских рушников являются схематичные рисунки с геометрическими орнаментами.

Розы и другие подобные цветы с мелкими деталями, с эффектом объёма, которые мы обычно видим на праздниках в русском стиле — это позднее веяние, дань тогдашней моде. Древо жизни — старинный традиционный образ. На русских рушниках оно часто принимало вид цветущего куста, который растёт в вазоне. Впечатляющим традиционным образом рушников было изображение женщины в высоком головном уборе, с воздетыми к небу руками, на которых растут цветы.

Её окружали светила, деревья, птицы особенно связанные с любовной тематикой — лебеди , кони, олени. Учёные называют этот образ «Великой Богиней» или «Великой Матерью». Это обожествлённая прародительница — подательница жизни. Другой традиционный мотив — пара птиц, символизирующих любовь.

Часто это жаворонки, голуби, соколы. Не вышивали кукушек птица-вестник потустороннего мира и соловьёв символ холостых парней. Зачастую свадебные рушники делали с двумя разными концами — один для жены, другой для мужа. Концы свадебного рушника.

XIX век. Сокольский район Вологодской обл. Конечно же, встречались на рушниках схематичные изображения солнца. Распространённым был ромбический орнамент.

Ромб с диагональными линиями внутри или ростками снаружи — это символы плодородного поля. Это заклинание изобилия и процветания для молодой семьи, а также пожелание плодовитости новобрачным. Конец свадебного рушника. Тарногский район Вологодской обл.

Образы Великой Матери и Древа жизни обычно использовались в обрядах благословения, в то время как остальные знаки встречаются на «союзных» рушниках. На подножнике не изображали: праматерь, птиц и солярные знаки, чтобы «не затоптать». Выбирали ромбические орнаменты, символизирующие плодородную землю, иногда Древо жизни. Бабушкинский район Вологодской обл.

Крупным планом изображены модные в то время цветы. Традиционные мотивы показаны мелко: это поле с ростками — символ плодородия «Великая Мать» и птицы Благоприятные даты для свадьбы Выбор удачного времени для заключения брака — вопрос запутанный.

Если же семья не имела возможности выделить богатое приданое, то чаще всего в него входили «женские» инструменты для работы, например, прялка. Считалось нормой, чтобы к приданому полагалась опись хорошо, что не акт приема-передачи. Впрочем, договорные отношения никого не смущали, ведь брачная сделка осуществлялась на основании описи приданого и перехода права собственности. Приданое навсегда оставалось имуществом женщины и ее супруг, и его родители не могли распоряжаться им без ее согласия. Если приданое приносило доход, то он делился равномерно между супругами, причем доходы жены или ее приданое, в случае банкротства мужа, не могли быть списаны в счет долгов. Пора и за свадебку! Свадьба в деревне была большим событием.

После того как были улажены все финансовые вопросы, приступали непосредственно к свадьбе. С этого времени жених уже мог навещать дом невесты по поводу и без, правда, приходить с пустыми руками были не принято, обычно он приносил цветы, сладости. Дворянская свадьба. Приглашения гостям рассылались от имени родителей за 7-10 дней до торжества. Жених готовил специальную шкатулку со свечами, кольцами и гребнем. Кроме того, жених приезжал в церковь раньше и оттуда оповещал невесту о том, что прибыл букетом белых цветов — их передавал через дружка. Пока подарки не прибыли, невеста собираться не начинала, это означало, что жених передумал жениться. В русской культуре много картин со схожим сюжетом, когда невеста у окна дожидается не жениха, а шафера. Если же речь идет о крестьянах, то они должны были получить разрешение не только родителей, но и помещика, и священника.

Кстати, именно на последнего возлагалась ответственность по сбору данных на жениха: не состоит ли он в браке, не обещал ли жениться на ком-либо другом, не является ли он родственником невесте. Первая брачная ночь Уединение было весьма условным. Несмотря на то, что некоторые феодалы оставляли за собой право первой брачной ночи, церковь это не приветствовала и нельзя сказать, что это было нормой. Церковь возвышала брак, заключенный по ее канонам и наделяла его таинством, а брачное ложе священством. Дата проведения свадьбы тщательно выбиралась, поскольку церковь запрещала брачные отношения в определенные дни, например во время поста или религиозных праздников, поэтому любая дата не подходила. Невесте предстояло выслушать массу наставлений. Из числа свах выбирались женщины-постельщицы, которые должны были приготовить ложе для новобрачных. Постель была из приданого невесты, а территория — жениха. Территория — это потому что в доме воссоединение молодых не происходило, ну неужели прерывать празднование ради первой брачной ночи и покидать хозяйский дом?

Поэтому молодым стелили абы где.

Больше не «Горько!»: как проводит свадьбы молодежь и почему банкеты больше не в моде

Они вели свадьбу «по обычаю», занимали и развлекали гостей, следили за порядком. Современные свадебные ритуалы в России сохранили множество традиций дворян и купцов XIX века, несмотря на то что минуло два столетия. Свадебные обычаи и православные традиции в России не рекомендуют связывать себя узами брака в период постов. Свадебные традиции бракосочетания в России являются смесью из старинных русских обрядов, традиций советского периода и западных веяний.

«Если нет одежды в сундуке, девок замуж не берут». К открытию готовится выставка «Русская свадьба»

В тонкостях свадебных традиций народов России разбиралась «». О свадебных обычаях, бок о бок идущих с церковным таинством венчания, узнаем из описания русского этнографа М. Забылина. Среди свадебных обычаев и традиций в России особым для молодоженов считается родительское благословение. И поговорим сейчас, конечно же, о свадьбе, а точнее – о необычных русских свадебных традициях, некоторые живы до сих пор. Свадебные обычаи даже в дореволюционной России нельзя назвать дикими и неприемлемыми для современных людей. Среди свадебных обычаев и традиций в России особым для молодоженов считается родительское благословение.

Исторический музей знакомит жителей Тулы с истоками русского свадебного обряда

Свадебные обычаи в России 5. Такие ритуалы, как прощание с печкой и плач на могиле родни безвозвратно утеряны вместе с печками. Из данной статьи вы узнаете о свадебных традициях и обычаях в России, особенности церемоний и обрядов на свадьбе. Идея проекта «Играем свадьбу» — посмотреть на свадьбу как событие в культурно-историческом контексте, показать, какие формы проведения свадебного торжества и почему выбирают наши современники и как свадебные традиции и обычаи народов. Современная русская свадьба сохранила в себе традиции древнерусской свадьбы и включила в себя обычаи других народов.

Свадебные традиции

Он передаёт своё сокровище - мужу. Таким образом, это последнее единение отца и дочери. Свадебная традиция - семейный очаг Родители молодых зажигают свечи и передают их жениху и невесте вместе со своей житейской мудростью, любовью и семейным теплом. Свадебная традиция - разрезание свадебного торта Ранее подобная традиция трактовалось как символ хозяйственности невесты, которая угощала гостей. Сейчас это торжественный момент, когда все гости смотрят, как молодые будут разрезать торт на свадьбу. Свадебная традиция - букет невесты Девушке, поймавшей букет, сулят скорую свадьбу. Прообразом кидания букета в толпу девушек на церемонии служит старый обряд передачи венка с головы невесты близкой подруге. Свадебная традиция - снятие фаты Одним из важных ритуалов на торжестве является снятие фаты. В конце первого свадебного дня, свекровь снимает с головы невесты фату. Этот ритуал символизирует переход от статуса невесты к новому статусу жены.

На столах обязательно должны присутствовать следующие блюда: Мясные и рыбные блюда. Праздничный торт. Сегодня же застолье переносится в банкетные залы, где собираются гости.

И готовят этот стол не родители и даже не новобрачные, а работники ресторана, которые получают за это деньги. Девичник и мальчишник Кто-то считает, что девичник и мальчишник — это современная традиция, однако нет, проводились подобные посиделки еще на Руси. Невеста в доме у себя собирала подружек, они плели косы, ходили в баню, а невеста слушала от замужних подружек, каково это — быть в браке.

Как правило, все истории были грустными и печальными, подружки тем самым готовили невесту к предстоящим хлопотам. Именно поэтому девичник еще назывался плаканьем. Но таким образом можно было защитить девушку от сглаза и темных сил.

Что касается мальчишника, то он появился не так давно. Молодой жених раньше должен был перед свадьбой хорошо попариться в бане, но в одиночку. Подобные мероприятия проводятся для того, чтобы молодожены смогли проститься с холостой жизнью и погулять на славу.

Ночь перед свадьбой они должны провести по отдельности. Традиции при входе в дом Празднование русской свадьбы имеет за собой многие традиции. Множество обрядов связаны именно с вхождением новобрачных в дом, где они будут жить.

Муж должен перенести невесту через порог их общего дома, тем самым защитив ее от болезней и сглаза. Исконно русский свадебный обряд — это поедание хлеба. При входе в дом молодых должны встретить родители жениха с праздничным караваем.

На нем могли быть изображены следующие символы счастья и богатства: Птицы. Хлеб — это символ благополучия, а соль — защитник от любых неприятностей и злых сил. Есть даже такая примета: кто из молодоженов откусит больший кусок от каравая, тот и будет хозяином дома.

Хотя на Руси такая примета не имела никакого смысла, ведь главным в семье всегда был мужчина. Чтобы в доме водились деньги, на порог нужно расстелить шубу мехом кверху. Кто из молодоженов первым упадет на колени, тот и хозяин дома.

Посуда бьется на счастье О традиции разбивания посуды знают многие люди. Ранее бились глиняные горшки, и если они разбивались полностью, то это говорило лишь о том, что невеста чиста и невинна. А если горшки оставались целы и на них не появлялось даже трещинок, то на невесту могли наговаривать окружающие.

Вообще, чем больше осколков появлялось на посуде, тем счастливее должен был быть союз молодых. Традиции застолья Раньше на русских свадьбах кричали слово «горько», когда гости выпивали водку и отдавали что-то молодым. Сегодня же это слово означает совсем иное, и после него молодожены должны целоваться.

Многие люди сегодня придерживаются такой традиции. Свидетели на свадьбе подготавливают молодым две бутылки шампанского, первую из них пара откроет на годовщину своей свадьбы, а вторую — после рождения ребенка. Но, пожалуй, один из обычаев удалось сохранить без изменений — это танец молодых по завершении всего торжества.

Изначально танец исполняют супруги, но потом к ним присоединяются и гости, пришедшие на празднование. Танец молодых в русском стиле — видео Брачная ночь В завершении русской свадьбы должна быть соблюдена главная традиция — первая брачная ночь молодоженов. Для девушки это очень важное событие, супруг должен пронести невесту до кровати на руках, чтобы защитить ее от демонов.

Часто первая брачная ночь проводилась в необычном месте, чтобы духи не могли найти молодоженов. Молодые отправлялись на сеновал, в сарай. Сегодня же эта традиция сохранилась, и многие молодожены проводят брачную ночь вне дома: в отеле, загородном доме, съемной квартире.

Второй день свадьбы Если вспомнить, то русские свадьбы праздновались целыми деревнями и порой неделями. Сегодня принято проводить свадьбу в два дня, но не все молодожены соглашаются на эту традицию, кому-то достаточно и одного. Некоторые люди отказываются праздновать второй день свадьбы из-за ограниченного бюджета.

На второй день свадьбы молодые должны собирать только близких друзей и родственников у себя дома за богатым столом. В это время хозяйка должна показать свои навыки и проявить себя как заботливая супруга. Некоторые гости даже мешали молодой жене: то мусор раскидывали, то воду проливали, то пачкались.

Но таким образом можно было защитить девушку от сглаза и темных сил. Что касается мальчишника, то он появился не так давно. Молодой жених раньше должен был перед свадьбой хорошо попариться в бане, но в одиночку. Подобные мероприятия проводятся для того, чтобы молодожены смогли проститься с холостой жизнью и погулять на славу. Ночь перед свадьбой они должны провести по отдельности. Традиции при входе в дом Празднование русской свадьбы имеет за собой многие традиции. Множество обрядов связаны именно с вхождением новобрачных в дом, где они будут жить. Муж должен перенести невесту через порог их общего дома, тем самым защитив ее от болезней и сглаза.

Исконно русский свадебный обряд — это поедание хлеба. При входе в дом молодых должны встретить родители жениха с праздничным караваем. На нем могли быть изображены следующие символы счастья и богатства: Птицы. Хлеб — это символ благополучия, а соль — защитник от любых неприятностей и злых сил. Есть даже такая примета: кто из молодоженов откусит больший кусок от каравая, тот и будет хозяином дома. Хотя на Руси такая примета не имела никакого смысла, ведь главным в семье всегда был мужчина. Чтобы в доме водились деньги, на порог нужно расстелить шубу мехом кверху. Кто из молодоженов первым упадет на колени, тот и хозяин дома.

Посуда бьется на счастье О традиции разбивания посуды знают многие люди. Ранее бились глиняные горшки, и если они разбивались полностью, то это говорило лишь о том, что невеста чиста и невинна. А если горшки оставались целы и на них не появлялось даже трещинок, то на невесту могли наговаривать окружающие. Вообще, чем больше осколков появлялось на посуде, тем счастливее должен был быть союз молодых. Традиции застолья Раньше на русских свадьбах кричали слово «горько», когда гости выпивали водку и отдавали что-то молодым. Сегодня же это слово означает совсем иное, и после него молодожены должны целоваться. Многие люди сегодня придерживаются такой традиции. Свидетели на свадьбе подготавливают молодым две бутылки шампанского, первую из них пара откроет на годовщину своей свадьбы, а вторую — после рождения ребенка.

Но, пожалуй, один из обычаев удалось сохранить без изменений — это танец молодых по завершении всего торжества. Изначально танец исполняют супруги, но потом к ним присоединяются и гости, пришедшие на празднование. Танец молодых в русском стиле — видео Брачная ночь В завершении русской свадьбы должна быть соблюдена главная традиция — первая брачная ночь молодоженов. Для девушки это очень важное событие, супруг должен пронести невесту до кровати на руках, чтобы защитить ее от демонов. Часто первая брачная ночь проводилась в необычном месте, чтобы духи не могли найти молодоженов. Молодые отправлялись на сеновал, в сарай. Сегодня же эта традиция сохранилась, и многие молодожены проводят брачную ночь вне дома: в отеле, загородном доме, съемной квартире. Второй день свадьбы Если вспомнить, то русские свадьбы праздновались целыми деревнями и порой неделями.

Сегодня принято проводить свадьбу в два дня, но не все молодожены соглашаются на эту традицию, кому-то достаточно и одного. Некоторые люди отказываются праздновать второй день свадьбы из-за ограниченного бюджета. На второй день свадьбы молодые должны собирать только близких друзей и родственников у себя дома за богатым столом. В это время хозяйка должна показать свои навыки и проявить себя как заботливая супруга. Некоторые гости даже мешали молодой жене: то мусор раскидывали, то воду проливали, то пачкались. Все это делалось специально для того, чтобы оценить, на что она горазда. По традиции, гостей нужно было угощать блинами. Первый блин должен быть с уксусом или углем.

А гость, который его съел, не должен был никак себя выдать, наоборот он пуще всех должен был расхваливать хозяйку, какая она молодец и как вкусно готовит. Также за старания гость должен был дать хозяюшке денег. На второй день люди наряжались и ходили по дворам с песнями и плясками. Нужно было проявлять дружелюбие и щедрость. Всех гостей на улице нужно было угощать водкой.

На Руси ни одна свадьба не могла обойтись без таинства венчания: жених приезжал за невестой и они вместе с гостями отправлялись в храм.

В тот транспорт обычно повозка , на котором передвигались жених и невеста, клали шкуры пушных животных: верили, что эти шкуры отгоняют нечистые силы. Очень часто было так, что жених первый прибывал на место венчания и ожидал свою суженую. Невесте сообщали, что жених ее ждет и она сама отправлялась в церковь. Таким образом невесты страховались от возможного клейма брошенной невесты. В теплые времена года весна, лето, осень дорога от дома до церкви была устлана цветами, а на свадьбах богатых людей вместо цветов была ковровая дорожка, которая стелилась до самого алтаря. По окончании ритуала венчания молодые обедали каждый в своем родительском доме, а жениху разрешалось забрать невесту только после того, как он получит благословение родителей.

И именно на этом этапе свадебного дня с жениха требовали выкуп за красавицу невесту.

Исторический музей знакомит жителей Тулы с истоками русского свадебного обряда

Свадебные традиции бракосочетания в России являются смесью из старинных русских обрядов, традиций советского периода и западных веяний. Мы составили список свадебных традиций, рассмотрели, какие свадебные обряды можно забыть, а какие стоит использовать на бракосочетании в текущем 2024 году. 8926-591-29-27 Мой контакт: инстаграм: fb: #свадебный_ведущий Обычаи и традиции на свадьбе часто, словно краеугольный камень, приносят споры и замешательства. О том, как проходили свадебные обряды у малых народов России – в материале «МИР 24».

Исторический музей знакомит жителей Тулы с истоками русского свадебного обряда

Старинный обряд, в разных регионах России он проводится по-разному, как и многие другие традиции и обряды. Свадебный портал для молодожёнов расскажет, какие традиции на свадьбе в России всё больше становятся популярны, а какие свадебные обряды отходят на второй план. Важно помнить и чтить обряды и традиции своей страны, поэтому мы подготовили в помощь молодоженам серию статей. С этой традицией я столкнулась на цыганской свадьбе в конце 90-х, на которой работала в качестве певицы. Эти традиции могут напугать кого угодно: как на Руси проходили свадебные гуляния и какие ритуалы предстояло пройти новобрачным.

Традиции русской народной свадьбы

После регистрации молодожёнов осыпают конфетами, монетками, рисом. Новой традицией стал запуск в небо пары белых голубей, а разбивание бокалов осталось из старинной русской традиции. Новым стало проведение после регистрации свадебной фотосессии и подвешивания именных замков на перила у мостиков. Затем все собираются в ресторане. Приглашённые гости уже ждут молодых. Родители встречают жениха и невесту с хлебом и солью.

По старинной традиции молодым дают разломить каравай и определить, кто в доме будет хозяином и покормить друг друга. Во время пира в отличие от старинного обычая, жених и невеста уже не сидят за столом голодными, а кушают вместе со всеми.

Будь супругою нашего князя Мала. Ольга с ласкою ответствовала: Мне приятна речь ваша.

Уже не могу воскресить супруга! Завтра окажу вам всю должную честь. Теперь возвратитесь в ладию свою, и когда люди мои придут за вами, велите им нести себя на руках. Несмотря на то, что в случае с княгиней Ольгой , сватов ждала смерть, вообще на Руси сваты всегда пользовались большим уважением.

Они одаривались подарками, в случае если сватовство прошло удачно, им отводились почетные места на свадебном пиру. О таком отношении свидетельствует, в частности, описание свадьбы дочери князя Всеволода III Верхуславы с сыном Рюрика Ростиславом: «князь Рюрик сыграл сыну своему Ростиславу свадьбу богатую, какой не бывало на Руси» и что «Якова — свата и бояр отпустил к Всеволоду в Суздаль с великою честию, одаривши их богато». Поиск хороших сватов считался залогом удачного сватовства, а потому этот поиск требовал значительных усилий. Сваты и свахи обязательно должны были быть женатыми и замужними — это свидетельствовало об их опыте в подобных делах и серьезности намерений.

Они обязательно должны были уметь красиво говорить, быть обходительными, располагать к себе людей. Приход свахи в дом сопровождался большим количеством обрядовых действий. Зайдя в дом, она проходила к печи и грела руки у огня — это, по представлению русского народа, служило залогом успешного сватовства. Перед сватовством практиковались гадания с участием свахи.

Зайдя в дом к невесте, сваха садилась на лавку таким образом, чтобы половица из-под ее ног направлялась прямо к двери — это свидетельствовало о том, что невесте предстояло оставить родительский дом и выйти замуж. Сваха играла видную роль и в свадебных церемониях. Она подносила новобрачным жареную курицу, причесывала новобрачных, осыпала их в спальне и церкви хмелем и житом в знак благополучия и плодородия. Пимоненко Н.

Краснодарский краевой художественный музей им. Коваленко Окружалось обрядами и приданное. Готовить приданное родители девочки начинали задолго до замужества, иногда прямо со дня ее рождения. С первой половины XVI века существовали так называемые «рядные записи», посредством которых совершалось назначение приданного.

Типовая структура традиционной русской свадьбы Русская свадьба была строго регламентирована, начиная с утра подготовки к бракосочетанию и заканчивая вторым днем свадьбы. Подруги невесты ночевали в ее доме накануне свадьбы. Утро невесты начиналось с плача. Она, не зажигая свечи и накрывшись платком, как только ударяли колокола к заутрени, обращалась к матери.

Затем, также с плачем обращалась к крестному отцу, тоже ночевавшему в доме невесты. Затем все вместе отправлялись на утреннюю службу в церковь. Даже поход в церковь был регламентирован. Впереди шел крестный отец, за ним шла невеста, а за нею — подруги.

После службы, выйдя из церкви, невеста снова обращалась с плачем к крестному отцу, после чего шла домой. Отец с матерью, увидев, что дочь приближается к дому, открывали ворота, после чего невеста входила во двор, оборачивалась к подругам и обращалась с плачем к ним. Затем она кланялась подругам и проходила в избу. Все шли за ней следом.

Войдя в избу, невеста молилась, а затем снова плакала. После этого ритуального плача подруги невесты расходились по домам, чтобы переодеться в праздничные наряды и снова вернуться в дом невесты. С их приходом начинался обряд выкупа невесты. В это время жених, получив от родителей благословение иконой и хлебом-солью, выезжал за невестой.

Вместе с ним ехали его родственники, которых на Руси называли «поезжане». В это время невеста просила благословения умыться и одеться у родителей, кланяясь им в ноги, а затем шла одеваться. Она умывалась с мылом, надевала чистую рубашку, китайник — женскую горничную одежду типа сарафана из синего холста, на плечи накидывала шаль, а на голову повязывала ленту, на которую надевала фату. На ноги невеста надевала чулки и коты — особые женские ботинки.

Во время процедуры одевания совершался еще один обряд — голое тело опоясывалось лыком, что символизировало защиту от колдунов, под правую руку ложилось немного льна, шерсти и мыла, что символизировало желание невесты одеваться чисто и богато, на грудь ложилось три кренделя для того, чтобы у мужа никогда не переводился хлеб, и три пряника, символизирующих сытую жизнь. Помогали невесте одеваться ее подруги. После процедуры одевания, они выходили к родителям невесты с песней пожелания здоровья невесте с женихом, ее родителям, а также будущим детям. После песни молились у всех икон, а затем садились на лавки и пели.

Пока подруги пели песни, невеста плакала. После песни подруги расплетали невесте косу, что также сопровождалось пением специальной песни - «кому оставить свою руссу косу и девью красоту? Выкуп невесты. Когда жених подъезжал к дому невесты, то первым в дом входил дружка — главный персонаж в свите жениха.

Он обращался к подругам невесты, чтобы они вышли из-за стола, но те не обращали на него внимания, продолжая петь. Затем, они говорили, что не уступят даром свое место и хотят, чтобы дружка прислал кого-то помоложе себя и с выкупом. После этого входил жених, а за ним вносили пряники. Жених, подойдя к столу, говорил: «ну, красные девицы, нельзя ли уступить нам это место», потом перед каждой клал по прянику или по два.

Подруги невесты продолжали петь, не обращая на него внимания. Затем к девушкам подходил крестный отец жениха со словами: «Красные девицы послушайтесь хоть того, кто постарше вас, а я вам за место заплачу». После этого он клал перед любимой подругой невесты деньги. Если подругам дар нравился, то они прощались с невестой, выходили из-за стола, а на столе оставляли елку.

Елка символизировала красоту. Невеста брала эту елку и выходила из-за стола, елку относила матери, а мать ставила елку в угол. Крестный отец невесты брал ее за руку и сажал на шубу за стол рядом с женихом, рядом садилась сваха, после чего невеста начинала плакать в последний раз. Во время песни сваха расплетала невесте косу, подруги пели свите жениха песни и давали деньги, гости получали угощение.

Маковский К. Под венец. Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов Затем все вместе отправлялись на венчание. Выводил невесту брат или дядя после молитвы и благословения родителей.

Выводящий получал благословение, брал от иконы свечку и шел в куть — задний женский угол в избе, где девушки от лица невесты пели каждому члену семейства песню о том, что она отказывается выйти без отца или матери без благословения. Невесту выводили за конец платка, который она держала в руках. Выводящий подводил ее к столу, вместе с ней молился, обводил вокруг стола, ставил возле жениха и предавал ему конец платка, приговаривая: «У меня невеста была послушна и почетна, держи ее так, чтобы она и тебя слушала и у тебя была честна». В это время женихова сваха заходила в куть куть — угол в избе против устья русской печки и с поднятыми руками вверх говорила три раза: «Обманули — провели!

Девушки просили у дружки рыбный пирог, который он отдавал с головы, вставши на стул так, что девушки вынуждены подпрыгивать. Затем они пел песню. Когда жених получал невесту, крестный жениха угощал всех вином и первую рюмку подносил выводящему невесту, потом подносил по рюмке отцу и матери, затем всем остальным подносилось вино. После этого угощения гости садились за стол, и подавалась закуска, состоящие из трех блюд: рыбного пирога, похлебки и челпана — каравая хлеба.

Угощение подавалось под деревянными блюдами, что также было обусловлено обрядовым действом — крестный отец жениха снимал блюдо с каждого угощения, после чего мать невесты приносила челпан в знак того, что пора заканчивать закуску. Жених со свитой привозили с собой пиво, которым угощали родственников невесты и ее подруг. После закуски подруги пели песни для жениха, свахи и гостей, затем целовали гостей, а те дарили им деньги. После этого гости становились посередине избы, а на места невесты с женихом садились родители невесты.

Посидев немного, они выходили из-за стола. Жениха и невесту благословляли хлебом и иконой, которые затем передавались свахе невесты. С собой в церковь брали пиво, чтобы угостить гостей после венчания. Но на этом действо не заканчивалось.

Подруги невесты садились на подушку или шубу, на которой за столом сидела невеста, и требовали выкуп. Выкуп уплачивал крестный отец жениха. Только после этого все выходили из избы. Выход жениха и невесты из избы обставлялся как театрализованное действо.

В разных регионах России существовали разные традиции выхода жениха и невесты. Например, в Пермской губернии происходил отъезд к венцу молодых следующим образом: на дворе жених брал в охапку невесту и сам усаживал ее в сани вместе со свахой, а сам верхом ехал вместе с тысяцким тысяцкий - должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси, первоначально военный руководитель городского ополчения. Гости выходили во двор и усаживались. Их нужно было угостить; в это время девушки пели трогательные песни, окружив жениха и невесту.

Между тем колдун или знахарь обходил кругом все сани, телеги, верховых лошадей, экипажи и все остальное, чтобы удостовериться, что нигде нет колдовства. Наконец брат или дядя невесты отворяли ворота, и свадебный поезд отправлялся в церковь. При выезде из двора, дружки крестообразно хлестали нагайкой ворота невесты и ближайший угол дома. После этого девушки в сопровождении вытницы — женщины, причитавшей на свадьбе — возвращались в избу и усевшись на то место, где только что сидела невеста, закусывали пирогом и расходились по домам.

Когда свадебный поезд останавливался у церкви, свахи ставили жениха и невесту рядом и давали им держаться руками за концы ширинки и в этом положении вели их в церковь. Кузин С. К свету Божьему. После венчания молодые в сопровождении гостей отправлялись в дом жениха.

Свадебный поезд встречали родители жениха и его родственники. Отец выносил икону, а мать — хлеб-соль. Братья и сестры жениха, если таковые имелись, выходили навстречу поезду с брагой и пивом. Иногда, в северных регионах России, мать жениха выходила навстречу молодоженам грязной, одетой в лохмотья.

За каравайниками, свечниками и фонарщиками невесты шел дружка и нес осыпало, то была большая серебряная миса или просто металлическая. В ней лежали на трех углах: хмель, собольи и беличьи меха, платки, шитые золотом, червонцы и деньги. Двое по сторонам предшествовали княгине, или невесте, и держали путь, чтобы кто-нибудь не перешел дороги. За ними две свахи вели невесту в венце под покрывалом. За невестой следовали сидячие боярыни, составлявшие ее свадебный чин; две из них держали по мисе или по блюду. На одном лежала кика — головной убор замужней женщины с принадлежностями, как то: подубрусником или волосником, гребешком и чаркою с медом, разведенным в воде или в вине. На другом лежали убрусы, назначенные для раздачи гостям.

Блюдо с осыпалом и с убрусами ставилось на столе перед главным местом, где лежала перепеча с сыром. По бокам становились каравайники, свечники и фонарщики. Невесту сажали на место, а возле нее сажали какое-нибудь лицо, чаще всего брата или родственника, иногда мальчика возрастом. Все, составлявшие чин невесты, садились по своим местам, каждый по своему чину. Когда все занимали свои места, то как отец, так и мать невесты, как действительные, так по недостатку их нареченные, посылали дружку к жениху. Приходя, он извещал, что время ему идти за невестой. Брачный поезд Священник первый вставал с места и провозглашал: «Достойно есть!

Жених кланялся им в ноги, целовал им ноги, целовал образ и получал родительское благословение. Потом поезд отправлялся; в таком торжественном шествии впереди шли каравайники с караваями, свечники и фонарщики со своими принадлежностями, потом шел священник с крестом, потом бояре, а за ними жених, которого вел под руку тысяцкий, за ним поезжане, то есть все те лица, которые составляли чин жениха. Они садились на лошадей или в сани. Таким образом, смотря по времени года, церемониальным шествием жених достигал двора невесты. Родители невесты выходили навстречу поезду жениха и встречали его. Жених и поезжане входили в покой, где находилась невеста. Жених молился, ограждая себя крестом, и кланялся на все четыре стороны находящимся по углам образам.

Потом вместе с дружком подходил к своему месту; но место это занималось мужчиною или мальчиком из родственников невесты, который занимал место жениха. Непременно требовалось жениху дать занимавшему его место рядом с невестой откуп, то есть несколько монет, и тот уступал свое место, а жених садился рядом с невестою и притом на одну подушку с нею. Свадебный поезд Когда, таким образом, усаживались, начинали разносить кушанья и ставить их на столы. По словам Котошихина, гости ели, но с умеренностью и только для того, чтобы совершить чин, другими словами — оказать вежливость, внимание хозяину. Едва ставили на стол все блюда первого кушанья, как священник прочитывал «Отче наш», потом молитву «покровения». По окончании последней молитвы сваха подходила к отцу и к матери невесты и просила благословения невесту чесать и крутить. Зажигались свадебные свечи богоявленскими свечами; свечники, поставив свои свечи, держали протянутый между женихом и невестою большой кусок тафты с нашитым крестом так, что жених и его поезжане, которые сидели на одной с ним стороне, не могли видеть невесты.

Окручивание невесты Сваха снимала с невесты покрывало, потом венок; другая женщина подносила мису с кикой и гребнем. Сваха омочала гребень и чарку с медом и расчесывала невесту, потом свивала или скручивала ей волосы и надевала волосник, кику и подзатыльник и наконец закрывала иногда тем же покровом, который разделял ее от жениха. Венок отдавался на сохранение, на память о девичестве. После того подносили свахе мису с осыпалом; она осыпала невесту и жениха и опахивала сорока соболями, которые держал, как выше сказано, один из свадебных чинов, называемый держальником. У посадских людей во время расчесывания был такой обычай: когда жених и невеста сидели, отделенные друг от друга покровом, им приказывали приложить щеки к покрову. Перед ним держали зеркальце, и жених мог увидеть в зеркало лицо будущей своей жены и дружелюбно ей улыбнуться; в то же время один из гостей подходил к ним в вывороченной шубе вверх шерстью и желал невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. Во все продолжение обряда окручивания невесты сидячие боярыни и девицы пели свадебные песни; а дружка, взяв нож, подходил к отцу и матери невесты и говорил: — Благословите резать перепечи и сыр?

Дружка резал перепечу и сыр на мелкие куски, клал на большое блюдо, накладывал туда же множество ширинок и отдавал поддружему или меньшому дружке; сам получал от невесты вышитый ее руками убрус и подносил его жениху; а меньшой дружка разносил и раздавал всем гостям куски перепечи и ширинки, также посылал отцу и матери жениха, оставшимся в своем доме. В то же время сваха осыпала свадебных бояр и гостей, то есть бросала в толпу их гостями все, что было на осыпале, — серебряные деньги, хмель, куски материй и прочее, и всяк налету хватал, что успевал схватить. Между тем подавали другое яство, за нею подавали третье; как только оно появлялось на столе, сваха подходила к родителям невесты и просила благословения — везти молодых к венцу. Церемония до ухода в церковь в брачном доме. Миниатюра «Благослови Бог! Все вставали. Родители брали по образу, обыкновенно в окладах с драгоценными украшениями.

Подле них становился священник. Новобрачные кланялись и принимали благословение. Отец и мать разменивали их кольцами и, взяв дочь за руку, отдавали ее жениху, взаимно кланяясь друг другу. Наконец, отец брал плеть и ударял ею свою дочь, говоря: «По этим ударам ты, дочь, знаешь своего отца; теперь эта власть переходит в другие руки; вместо меня за ослушание тебя будет бить твой муж! В продолжение этого обряда каравайщики и свечники выходили. За ними выступали свадебные гости. Устилался путь кусками материй, и новобрачные шли по этим кускам к дверям.

Женихова и невестина свахи вели невесту за руки, все еще закрытую. Тысяцкий устраивал порядок шествия. Между тем те, которые держали сорок соболей, взятых с места, где сидели новобрачные, клали их на то же место, а скатерть, на которой резали перепечи и сыр, складывали и отдавали ключнику. Венчание На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей и колымаг или каптанов. Когда свадьба происходила у бояр, близких особ царя, то им на этот торжественный день давались царские лошади и экипажи. Сани невесты убирались до того нарядно, как только допускал это достаток; описывают, что она поволакивалась атласом, а на седалище клалась бархатная подушка; богатый ковер спускался со спинки; под дугой привешивались лисьи и волчьи хвосты. К таким саням подводилась невеста, в санях сидело другое лицо: его следовало свести, точно так, как сводится сидевший подле невесты, вместо жениха.

Невеста садилась вместе с двумя свахами. Над нею держали соболей. Этот обряд соблюдался также и относительно жениха. У крыльца стоял его аргамак, а на аргамаке сидел другой; когда являлся жених, то этот другой вставал и шел пешком, а жених садился на аргамак и ехал к венчанию. Если же, по причине непогоды, нельзя было ехать верхом, то жених садился с тысяцким в сани или в коляску, а тот, кто прежде сидел в экипаже, шел пешком. Жених должен был ехать с своим поездом вперед и прибыть ранее невесты. В самых простых свадьбах новобрачные ездили, а не ходили пешком.

В простонародных свадьбах впереди поезда пели свадебные песни и забавники отпускали шутки. Это не одобрялось Церковью, и духовные особы свадебные песни называли нелепым криком и козлогласованием. Когда молодые входили в церковь, то ясельничий со своим двумя помощниками стерег коня и сани, чтоб кто-нибудь не перешел дороги между верховым конем жениха и санями невесты и чтоб вообще лихие люди не наделали чего-либо дурного колдовством, в которое тогда сильно верили.

Сегодня рушник используется на сватовстве в качестве блюда под каравай. После сватовства — хранится до торжественного дня. Существовали определенные даты и даже дни, когда исход сватовства мог закончиться наиболее удачно. К таким числам относились 3, 5, 7 и 9 число каждого месяца, а также 14 октября. Особенно значима была последняя дата, так как на нее приходился праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Нельзя было свататься 13 числа любого месяца. Среди дней недели для сватовства лучше всего подходили выходные, вторник и четверг. Сваты, попав в дом будущей невесты, никогда открыто не заявляли о цели своего посещения. Они разговаривали с хозяевами дома на отвлеченные темы, а затем издали подходили к сути. Родители невесты принимали гостей радушно, угощали напитками их подавала будущая невеста. В это время сваты присматривались к девушке, начинали выспрашивать о ней и нахваливать жениха. Если жених получал отказ, то, как правило, это был очень лаконичный ответ: «Не налилось еще наше яблочко», «Не продается наш товар», «Приданного еще достаточного не скопили» и другие. Если итоги сватовства были положительными, то после обсуждения организационных вопросов, невеста давала суженому залог — носовой платок. Кусочек каравая заворачивали в платок, и сват нес его, подняв вверх, дабы все видели, что сватовство прошло удачно и скоро состоится свадьба. Сегодня решение о свадьбе влюбленные принимают сами. Только после этого родители и другие родственники узнают о грядущем событии. Конечно, сватовство во многих семьях проводится и по сей день как определенная дань уважения к старинным традициям, родителям. Именно во время этого предсвадебного обряда родители невесты могут получше разглядеть и узнать жениха. Сегодня сватовство проводится в упрощенной форме. Сваты не устраивают театрализованных сценок, мало поют и не говорят прибауток. Жених, зайдя в дом невесты, одаривает всех присутствующих женщин цветами. Сваты приносят фрукты, алкогольные напитки, сладости. Невеста получает от жениха и будущих свекра и свекрови ценный подарок. Чаще всего это ювелирное изделие, но может быть и старинная семейная реликвия. Родителям невесты преподносится недорогой подарок, но со смыслом: подкова оберег для жилья , красивая свеча для уюта и тепла в доме , фотоальбом для хороших воспоминаний и другие. Как только произошел обмен подарками и взаимные приветствия, все присутствующие приглашаются к столу, где происходит обсуждение деталей будущей свадьбы. Чтобы сватовство не превратилось в скучный вечер, нужно правильно выбрать сватов. Самый подходящий вариант — разговорчивые натуры, которые не обременены стеснением, комплексами, которые могут увлечь всех за собой. Жених, пришедший вместе со сватами, должен хранить молчание. Красноречием должны блистать именно сваты. Поприветствовав всех присутствующих и сообщив о цели визита, сваты могут придумать для невесты целый калейдоскоп шуточных испытаний и каверзных вопросов. Такие же задания, заботливо подготовленные родней невесты, ждут и жениха. Особняком посреди сватовства с характерными шутками-прибаутками стоит момент предложения руки и сердца. В этот миг и жених, и родители невесты должны быть очень серьезными, но искренними.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий