• Таинство соборования прощает забытые грехи и восполняет таинство покаяния. • В молитвах соборования есть слова о прощении грехов и исцелении души и тела. •.
Простите меня грешного, если обидел делом, словом или мыслями
Бог простит и я всех прощаю. И вы меня простите, грешного за обиды причиненные вольная или не вольныя. Cветочка, прости меня грешную. Бог простит.и я тебя прощаю. Замечательно описала всю свою жизнь. Помогай тебе Господи во всех делах.И ХРАНИ ГОСПОДИ ВСЕХ ВАШИХ С ВАСИЛЬКОМ ДЕТОК. Бесплатный сервис для хранения и публикации мультимедийных файлов на интернет-сайтах, форумах, в блогах и дневниках.
О прощении грехов, – епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор на радио «ВЕРА»
Начало поста предваряет Прощёное воскресенье. Что это за день такой? В материале Лайфа собраны ответы на самые популярные вопросы о финальном дне Сырной седмицы. Что означает праздник Прощёное воскресенье? Прощёное воскресенье становится первым шагом на пути к очищению через пост.
В этот день принято отпускать все обиды, поделился священник Николай Савченко. Смысл Прощёного воскресенья в том, чтобы перестать дуться самим и суметь искренне попросить прощения у тех, кого вы могли ненароком обидеть. Когда Прощёное воскресенье в 2024 году? Прощёное воскресенье — крайний день перед Великим постом, последний день Масленицы.
В 2024 году Прощёное воскресенье выпало на 17 марта, соответственно, строжайший пост православные верующие начнут держать 18 марта. Что надо делать в Прощёное воскресенье? В Прощёное воскресенье следует не только попросить прощения и простить тех, кто обидел вас, но и совершить какое-нибудь доброе дело.
Только вера не в золоте. Тяжелые золотые цепи на шеях, золотые перстни на пальцах, счета в банках и навороченные автомобили не спасают от болезней и смерти — разве что помогают их отсрочить. Я не видел еще ни одного богатого человека, который бы на тот свет забрал с собой хотя бы иголку, чтобы попытаться после смерти через ее ушко пролезть в рай. А спасенных Господом от верной смерти, исцеленных Им, видел. Поэтому чистосердечно верую в Бога, хотя грехов у самого не меряно. Мной не меряно. Светло на душе в полумраке православного храма.
И ощущение, что ты наконец-то пришел домой неподдельно чистое. Я сегодня не собирался в него заходить, но как-то так получилось, что оказался поблизости. И ставлю в подсвечник желтенькую зажженную свечечку. Крестников у меня четверо. А еще близкие мне люди. Так что каждому - по свечечке. Не потому, что это модно, а, потому, что в очередной раз верую, что моя молитва в храме не останется без внимания. Бог помогал уже не однажды. Не мне — я грешник, другим, когда я за них молился. Жизнь - нелегкая штука.
Мало в ней светлого и радостного, больше испытаний на прочность.
Возрастает от многоспания и беспорядочного вкушения пищи. Достигает зрелости и начинает порабощать человека от пьянства, греховных развлечений, самоуверенности; от всё большего отдаления от храма, молитвы, чистой исповеди, поста, христианской жизни. И наоборот, блуд побеждается молитвой, ослабляется постом, очищается частой исповедью, исцеляется смирением, отгоняется хранением чувств, воздержанием и памятованием о смерти. Разрушительное действие этого греха легко понять по его последствиям, столь ужасным, встречающимся на каждом шагу.
Самое обычное последствие блуда — это, несомненно, страдание: болезнь тела, ослабление ума, помрачение и даже смерть совести. А самое тяжелое и последнее последствие — полное забвение Бога и отчаяние. Воздержный человек хорошо развит телесно и здоров, лицо у него светлое, глаза чистые, слово сладкое, а блудник всегда болезнен, лицо у него бледное, глаза красные и неспокойные, слово жестокое или соблазнительное; тело зачастую дрожит, спит он плохо, во сне видит много видений. Блудник очень боится смерти, и ему даже хотелось бы, чтобы Бога не существовало Воздержный человек мирен, спокоен во всех неприятностях, мыслит глубоко, любит пост, храм, молитву, исповедь и с великой радостью принимает Святые Тайны. А оскверненный, наоборот, всегда беспокоен на вид, готов к ссоре, мысли его рассеянны, ум утомлен и смятен, чувства нечисты.
Поста он совершенно избегает, говоря, что от него ослабевают; в церковь не ходит, потому что не находит для этого времени; не молится, потому что стыдится людей; не исповедуется, потому что стыдится священника; не бросает греха, ведь, говорит он, ему уже нет спасения. Блудник очень боится смерти, и ему даже хотелось бы, чтобы Бога не существовало, ни смерти, ни Суда, чтобы грехи его не открылись. В семье воздержного христианина царит мир, дети веселы и здоровы, жена покорна и милосердна, во всем благочиние, а дом валяющегося в этом грехе всегда сотрясается ссорами, сквернословием, оргиями и пьянством, неизлечимыми болезнями, разводами и судами. Жена его не радуется детям, колыбель пуста, двор безжизнен, всё перевернуто вверх дном. Архимандрит Иоанникий Бэлан Как мучительна и достойна слез судьба человека блудного и снедаемого червем отчаяния!
Возлюбленные верующие, но последуем дальше за нитью Евангелия. Блудный человек в какое-то время, насытившись грехов, оставленный детьми, женой, друзьями, людьми, собственной совестью и отдалившийся от благодати Божией, во многих случаях приходит в чувство. Так, вспоминая о невинном своем детстве, о любви матери, растившей его с таким трудом, и о милости Божией, он приходит в себя, как евангельский блудный сын, и его охватывает тоска по отчему дому. Всё более обличаемый совестью, подстегиваемый болезнями и напуганный приближающимся часом смерти, он поднимается из своего падения, печально смотрит вдаль, начинает слезить, жалеет о том, что сделал, ему становится отвратительной эта чужбина, и затем он начинает горько плакать. Он поворачивается, таким образом, к душе своей, к совести, к Отцу своему, вопия: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши?
Я осквернил землю грехами своими, растратил годы свои, здоровье бесценное, молодость, имущество; я не послушал Тебя, убежал из дома Твоего, лишил себя радости нахождения в храме Твоем, осквернил тело свое, ложе, дом свой; умертвил плод тела моего, бил жену, ввел в соблазн столько людей грехами своими! А теперь я не могу больше терпеть, я голоден, одежды мои новые изорвались, денег больше нет, болезни одолевают, никто меня не принимает, никто не лечит, никто меня больше не знает!.. Прими меня к Себе, Боже мой! Я согрешил на небо и пред Тобою, но сделай меня последним батраком Твоим!.. А Благий Бог, будучи всегда милостив, выходит на дорогу навстречу ему О, как редкостно и драгоценно покаяние блудника!
А Благий Бог, будучи всегда милостив, выходит на дорогу навстречу ему, ждет его, лобзает, выслушивает его исповедание, прощает ошибки и затем одевает в новые одежды покаяния, дает перстень на руку, вводит в дом Свой и здесь, в великом веселии, закалывает для него откормленного теленка. Возвращение блудника совершается только через великое сокрушение сердца, через чистое исповедание, исполнение епитимии, данной священником. Только так он бывает одет в драгоценную одежду надежды спасения, получает золотой перстень, то есть знак прощения грехов и нового обручения со Христом. Затем он ведется в Святую Церковь, где о его возвращении радуются ангелы, и здесь питается Пречистыми Тайнами Иисус Христовыми и возвращается в первую честь. Возлюбленные верующие!
Велик грех блуда, но больше него милость Божия! Это верно, что весь мир кажется домом беззакония, но Бог еще терпит. Грех этот тем труднее теперь простить, что он совершается открыто, безо всякого стыда и смущения. Но у Бога еще есть терпение. Он еще выходит нам навстречу, ищет нас, стучится в дверь сердца нашего перстом Своего милосердия; если мы не отвечаем Ему, Он встречает нас болезнями, искушениями, нищетой — может, мы хоть так пробудимся к покаянию.
В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей. Портал работает под эгидой Российского союза писателей.
Оптина пустынь
Святые Отцы нашей Церкви премудро составили годовой круг богослужений, поместив Введение во Храм прежде праздника Рождества Христова. Как говорил преподобный Паисий Святогорец: «Дети мои, нужно, чтобы вы научились непрерывно возделывать добрые помыслы». И работать над этим нужно каждый день… Однажды я спросил преподобного Иакова Эвбейского: «Геронда, что ты делаешь, когда просыпаешься утром? Преподобный Иаков был очень простым, бесхитростным человеком и всегда открывал свое сердце, если доверял тебе. Он сказал мне в ответ: «Когда я просыпаюсь, то сажусь на кровати и трижды повторяю: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
И эти слова повторяю три раза. После я иду в храм, где буду служить Божественную Литургию и причащаться Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, победившего грех и смерть, одержавшего победу над диаволом, поэтому я должен подготовить свой ум и наполнить молитвой душу мою, поэтому я повторяю много-много раз молитву «Богородице Дево, радуйся! Эту молитву вы неоднократно слышали на службе, мы поем ее на каждой вечерне на благословении хлебов: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». На фото: преподобный Иаков Эвбейский И он продолжил: «Эту молитву я произношу шёпотом.
А вечером, когда я читаю Псалтырь, совершаю молитву по четкам и делаю земные поклоны, мое сердце жаждет молитвы и, как рыбка, когда ее начинают кормить, хватает корм, так и сердце мое старается ухватить каждое слово молитвы. А когда я оканчиваю свое правило, в моем сердце непрестанно, неведомым образом движется молитва к Матери Божией: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою! Облачаюсь в рясу, чтобы отправиться в храм: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою! До тех пор, пока я не зайду в храм, я непрестанно молюсь к Богородице и произношу это ангельское приветствие, молитву Архангела Гавриила, в сердце своем».
Точно так же следует начинать день и нам с вами. Всем нам нужна не только пища для тела, но нужна и пища для души. А пища для души — это Святое Причастие, покаяние и молитва. Поэтому я прошу вас, для вашего блага и для блага ваших семей, начинайте свой день с призывания Святой Троицы: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
А затем, в течение дня, много раз молитесь Божией Матери. У нашей Церкви есть и другие, более краткие молитвы к Богородице, которые могут показаться кому-то удобнее для частого произношения, например, «Пресвятая Богородица, спаси нас! Но я предпочитаю читать молитву «Богородице Дево, радуйся» полностью, хотя эта молитва и немного длиннее. Знаете, почему?
Эту молитву произнес Ей Архангел Гавриил. И мне кажется, что она больше нравится Пречистой, вы почувствуете это сами. Попытайтесь и вы начинать таким образом ваше «введение» в новый день. И таким образом обретем блаженную вечность, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».
Теперь я присяду, так как у меня болит нога. Удивительно, но пока я беседовал с вами, я забыл о боли, а сейчас она снова вернулась, поэтому я сяду, а вы можете подходить за благословением и прикладываться к иконе, а затем выходите через северную дверь.
Первосвященником в ту пору был святой пророк Захария, отец святого Иоанна Крестителя.
На иконе сегодняшнего праздника мы видим, как он встречает с распростертыми объятиями Пресвятую Деву Марию. Она не была первой девой, которую привели в храм: по традиции еврейского народа, при храме должно было жить 12 дев. Их приводили туда в раннем возрасте, и они могли оставаться в храме до своего взросления, после чего им на смену приходили другие.
В храме Соломона было специальное место, где жили эти девы; место это было подобно монастырю. Там о них заботились, но для чего? После замужества у одной из них мог родиться Мессия, вот почему эти девы должны были оставаться невинны и чисты — и душою, и телом.
Бог открыл святому пророку Захарии, что дочь престарелых Иоакима и Анны — не такая, как все остальные девы. Дух Святой возвестил в сердце его, что Ее надлежит ввести во Святая Святых — туда, куда первосвященник входил только один раз в году. Здесь на меня производит особое впечатление то, что с этим согласились и другие евреи.
Как говорится в одном из псалмов, род сей — «мятежный», но здесь и они принимают Ее. Она не вкушала пищу, которой обычно питались другие девы. И всем было интересно, чем же она питается.
А питал ее Архангел Гавриил — тот, которого называют «Ангелом Богородицы». Ангел по-гречески означает «вестник». Кто принес Богородице благую весть о том, что Она родит Сына Божия?
Конечно же Гавриил. Кто привел с Востока в Вифлеем волхвов к Спасителю, направляя их светом звезды? Той, звезды, которую по сей день ищут астрономы и астрологи современные волхвы.
А звездой этой был сам Архангел Гавриил, принявший облик звезды. Так вот, Архангел Гавриил приносил с Небес хлеб, которым питалась Пречистая. Пресвятая Богородица не совершила никакого греха ни словом, ни делом, ни помышлением.
Пребывая в храме, Она научилась вниманию, а точнее — хранению ума греч. По учению Святых Отцов, ум есть око нашей души. Он служит для души тем, чем глаза служат для тела.
В нашей душе есть еще и другие составляющие. Одна из них — это воображение греч.
Летом в церковном дворике хорошо.
Десятки голубей слетаются с окрестных крыш к тому, кто придет их покормить, и садятся на руки: цепкие коготки, тверды клювы, трепет крыльев у лица — необычно. Бабушки, входящие в церковный двор, обязательно крестятся на храм - они в нем часто бывают - молятся за отпущение грехов, за родных и близких, которым некогда самим помолиться за себя. Бабушки ближе к Богу, чем молодежь и по возрасту, и по вере.
За оградой церковного двора - суетной и вечно спешащий мир. Там пыль улиц, гарь автомобильных выхлопов, одним словом «суета сует». В ограде мир иной — неспешный, размеренный, ведь церковь живет по иному, чем мы, календарю.
Купола на храме не золотые — синие. И кресты простые - белые. А в самом храме — резной иконостас темного дерева, строгие лики икон, мерцающие огоньки лампад и трепещущее пламя восковых свечечек.
В церквях особый запах. Его не спутаешь ни с чем. Он умиротворяет.
Заходя под своды храма, невольно отрешаешься от всего внешнего, и остаешься сам на сам с Богом. А он везде. В преломленных солнечных лучах, падающих вниз через небольшие оконца в куполе.
В неспешном течении времени. В иконах, выполненных в стиле греческого письма.
Социологи выделяют 6 типов демотиваторов интересно, зачем это им : Оригинальные, или классические «Чисто шуточные» «Социально-рекламные» — ориентированы на ценности, которые ставятся в центр социальной рекламы. Для них характерен критический взгляд на несоответствие идеала и реальной жизни. Демотивация воздействует на внетрудовое поведение личности Саморепрезентационные «Философские». Спасибки википедии. На сайте demotions.
Анекдот №591489
0:10 Ширли-мырли — Прости меня, Васенька, дуру грешную! Простите меня, верные друзья, Моя родня, любимый муж и дети. В грехах моих мне только Бог судья, Но и от вас их не держу в секрете. Была порой я гордой, горьких слёз Не проливала на груди судьбинской. И угораздило же Колпакова попросить прощение у жены.
Простите нам грехи: ведомые и неведомые!
Макарию и о. Агапит Беловидов , архим. Изд-ние Введенской Оптиной Пустыни, 1994. Преподобный старец Иларион, по воспоминаниям его келейника о. Порфирия Севрюгина , как-то преподал братии следующий урок о прощении обид. Старец по примеру о. Макария обыкновенно не допускал таких личных объяснений, так как опытом дознано, что они не ведут к прочному миру, к которому ведет не самооправдание, а только самоукорение. По просьбе братий старец на этот раз допустил им объясниться в своем присутствии. Выслушав их, старец сказал: Преподобный Иларион — Из слов ваших выходит, что вы оба правы, но ни один не хочет сознавать себя виновным. Далее старец объяснил каждому из них, что было причиною их смущения, в чем они и сознались.
Одному старец назначил в келье прочесть 10-е поучение Аввы Дорофея о том, как проходить путь Божий, где, между прочим, говорится о том, как должно принимать оскорбления, если сам подал к ним повод, что должно почитать находящие на нас скорби и искушения за наши собственные. Потом старец сказал им, что оба они не правы, и чтобы покончить ссору и примириться, должны один у другого испросить прощение с земным поклоном. Братья поклониться один другому не захотели. Видя их непреклонность к примирению, старец вздохнул и со скорбию сказал им: — Ну, не ожидал я от вас таких плодов! Горе вам! Вот как трудно сказать «Прости Бога ради». При этом старец, к изумлению их, смиренно поклонился им в землю, сказав: — Простите Бога ради! Таким неожиданным поклоном своего наставника братия были глубоко тронуты.
И пусть наш Господь, воистину добрый, Грехи все отпустит мои и простит: Забуду обиды любые и гордость, И верю Господь меня вознаградит. Сегодня сердечно всех поздравляю, Вам мирного неба и счастья желаю, И пусть сам Господь окропит этот стих!
Сложно простить того, кто, как кажется, действительно виноват. Но возможно ли вообще взять и попросить прощения самому у человека, который нанес боль? А ведь именно этому учит нас наш Божественный Учитель. Вспомним, как Он молился перед тем, как умереть от непостижимых мук на Кресте, о тех, кто Его распинал и над Ним издевался. Ведь именно об этом мы должны думать в первую очередь, если считаем себя Его учениками. Мы сейчас попросим друг у друга прощения, и это будет легко. Потому что, хотя, конечно, мы друг друга и могли задеть и обидеть, мы всё же не являемся друг другу такими людьми, которых простить тяжело. Мы одна христианская семья, одна община, и уже это диктует определенную модель взаимоотношений. Но давайте сегодня подумаем о тех, кого мы постарались изгладить из памяти в прощеный день.
Для них характерен критический взгляд на несоответствие идеала и реальной жизни. Демотивация воздействует на внетрудовое поведение личности Саморепрезентационные «Философские». Спасибки википедии. На сайте demotions. На сайте вы можете найти и Gif-демотиваторы.
75 открыток с прощеным воскресеньем
Бог простит и я всех прощаю. И вы меня простите, грешного за обиды причиненные вольная или не вольныя. 0:10 Ширли-мырли — Прости меня, Васенька, дуру грешную! — Простите меня грешного, отец наместник! О расхожих стереотипах — в материале РИА оттепель не навредила"Чин прощения", пожалуй, — самая трогательная из православных традиций. О расхожих стереотипах — в материале РИА оттепель не навредила"Чин прощения", пожалуй, — самая трогательная из православных традиций. В большинстве случаев чувство, которое мы испытываем к Богу, такое и есть, а именно: «Я совершил несколько грехов, но и Ты не таи на меня злобу из-за того, что я их совершил», – и я хочу что-нибудь сделать, успокоить Его, чтобы у Него это прошло, и убедить простить меня!
Обычно рекомендуют начинать исповедь со слов
Молитвы о детях | Патриарх Кирилл заявил о «прощении грехов» всем погибшим в зоне СВО. |
«Нечаянная Радость»: почему Господь простил грешника, который не исправился? - | Какой Знак прощения Грехов? Силуан АфонскийПоддержать канал кто имеет возможность: Карта Сбербанка 4276673430335847Карта Тинькофф 4377727802209101ЮMon. |
Простите меня грешного... | Просмотрите доску «Прощёное воскременье» пользователя Леонида Шестаковская в Pinterest. Посмотрите больше идей на темы «прощение, воскресенье, прощение цитаты». |
Просить ли прощения в соцсетях | И угораздило же Колпакова попросить прощение у жены. |
Прощенное воскресение: за что извиняются звезды
Я за жизнь борюсь, а вы — за смерть, что ли?! Перегородки между палатами в больнице были стеклянными, и мамочки деток, находящихся в других боксах, со страхом наблюдали за всем происходящим, а женщина, лежавшая с нами в одной палате, так испугалась, что забрала свою девочку под расписку и ушла из больницы. Вечером нас пришли навестить муж и дочка. На улице стояла жара, и окно в палату было открыто. Саша взял Наталью на руки, она заглянула в комнату, посмотрела на малыша и спросила: «Мама, а где наш Павлик?! Муж все понял без слов и молча стоял у окна, мы с ним почти не разговаривали, каждый из нас боялся, что вместо слов прорвутся рыдания… Состояние ребенка становилось все хуже, я не ела, не спала, а только сидела возле кроватки и не сводила глаз с моего мальчика. Мне казалось, что если только я усну хоть на мгновение или отведу взгляд от его личика, он сразу умрет! Я смотрела на сыночка и вдруг взмолилась всем своим существом: «Господи! Если Ты только есть, помоги мне, спаси моего ребенка!
Я всегда буду верить в Тебя и сына крещу, только оставь мне его, Господи! Прости мои грехи, глупость, безверие, помоги мне, Господи! Я готова отдать полжизни, только сохрани моего мальчика, Господи! Он заполнил собой все пространство и напряженно думал, как поступить! Я с ужасом поняла, что недостойна Его милости и если малыша не станет, то я это заслужила всей своей жизнью, в которой умудрилась нарушить все заповеди Божьи. Казалось, я превратилась в маленькую точку, а рядом присутствует Судия честный и справедливый, Который находится везде и сразу одновременно и знает все и сразу не только обо мне, но вообще знает все и обо всем! Не знаю, сколько прошло времени, может, всего одно мгновение, но мне казалось, что суд Божий длился очень долго, я не смела пошевелиться и ждала ЕГО решения. Вдруг я заметила на личике сына просветление, словно солнечный луч осветил моего мальчика, только свет шел изнутри, как будто душа его встрепенулась и ожила, хотя в палате стоял полумрак, и я поняла, что Господь дал мне шанс!
Он поверил в меня, и малыш, мой Павлик, будет жить! Потрясение было так велико, что я не могла пить, есть и спать три дня. Через три недели, 19 июля, нас выписали.
Господи, даруй и мне, недостойной и грешной рабе Твоей, родительское благословение на чадо мое в наступающие утра, дни, вечера и ночи, имени Твоего ради, ибо Царствие Твое вечно, всесильно и всемогуще.
Господи, помилуй. Святой великомученице Варваре Святая славная и всехвальная великомученице Христова Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественнем людие и раце мощей твоих покланяющиися и с любовию целующии, страдания же твоя мученическая и в их Самаго страстоположника Христа, давшаго тебе, не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну, и всем на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии, требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здравии пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно и во веки веков. Предстоя Престолу великаго Царя и Бога нашего Иисуса Христа, велие дерзновение имаши к Нему, во объятиих твоих нашего ради спасения носитися изволившему.
К тебе убо, яко многомощному предстателю и крепкому о нас молитвеннику, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Моли Благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, праведно по делом нашим на ны движимый, и презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих утвердит нас. Огради молитвами твоими в мире живот наш, и во всем благом благое поспешение испроси, вся яже к животу и благочестию потребная нам даруя.
Был немилосердный должник — стал милосердным, простил врага — и враг подобрел. На самом деле это невозможно, так как это находится не в нашей власти. Мы получаем прощение грехов не за какие-то, может быть, наши духовные заслуги или звания, а исключительно действием милости Божией. Прощение — это акт Божией воли, событие, которое реально происходит. Когда мы пребываем под осуждением, каемся, исповедуем свои грехи, реально становимся прощены Богом. Это означает, что Господь не будет взыскивать с нас за наши грехи, мы не будем за них осуждены и не пойдем в ад.
Кроме того, к нему приходили за советом, и рассказывали, что ему удалось помирить многих людей и семьи, состоявшие в долгой вражде. Я не забуду, как у себя дома он читал молитвы перед каждым застольем, преломлял и раздавал первый хлеб. И говорил всегда один тост: «За всех добрых людей! В старости его ремесло было — изготовлять колыбели по сванскому обычаю, у каждого младенца должна была быть своя колыбель. Когда я гостила в их доме, проснувшись, я видела во дворе Ардевана, который уже давно мастерил чью-то колыбель. Не вспомнить другого плотника, Иосифа Обручника, было невозможно. Ардеван прощал всех, кто с ним дурно поступил. Вика рассказывала, что люди часто над ним за это смеялись, и она девочкой готова была присоединиться к общему мнению. Все же смеются. И вот что он вспоминал перед смертью как свой тяжелый грех.