В первое «подготовительное» воскресение Церковь вспоминает притчу о Мытаре и Фарисее. Думала, что притча о мытаре и фарисее – притча о гордости и об уничижении гордящегося. Этому нас учит и Господь наш Иисус Христос притчею о мытаре и фарисее в сегодняшнем Евангельском чтении. Четвертое: Фарисей в своей молитве сравнивает себя с рядом стоящим мытарем, и, видя явное свое превосходство, благодарит Бога что он лучше, и, тем самым, унижает его.
Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 10-14
Много раз уже старался я, по мере разумения моего, влагать в сердца и умы ваши толкование этой великой Христовой притчи. Но вот и в нынешний год пришла мне мысль от Бога, что не все еще нужное сказал я вам. Итак, вникнем еще раз в благодатное научение нас Господом Иисусом Христом тому, какие молитвы наши угодны Ему и какие тяготят Его. Итак, опять напомню вам благодатную притчу о мытаре и фарисее. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Угодна ли Богу такая молитва?
А бросаться в яростную битву с сорной травой, одолевшей участок, до которого месяц не доходили руки? Согласитесь, без подготовки рассчитывать на победу сложно. Огородник запасётся садовым инструментом, плотными перчатками и термосом с чаем.
Борец с дурными склонностями попытается наметить план действий и изолировать возможные соблазны. Боксёр удвоит усилия на тренировках… А как же пост? Это тоже битва, причём одна из сложнейших в жизни человека — битва с самим собой!
Вступать в неё неподготовленным неразумно. Особенно когда речь идёт о строгом и длительном Великом посте! Всё так.
Оттого-то православной Церковью и установлен чётко обозначенный период подготовки к предстоящему испытанию: четыре недели, первой из которых является неделя о мытаре и фарисее. Тех самых, из притчи, однажды рассказанной Иисусом Христом народу. Вспомним её?..
Библейский сюжет не устаревает со временем В некий храм вошли два человека: облачённый властью, учёными знаниями и уважением людей фарисей и презренный мытарь, сборщик податей. И первый, стоя с гордо поднятой головой — ибо стыдиться ему было нечего — благодарил Господа за то, что он, фарисей, не создан грешником. Постится положенное время, жертвует часть доходов на храм, ведёт жизнь чистую и праведную.
Не то что этот мытарь!..
Мытари были лишены гражданских прав: не могли занимать никаких выборных должностей и выступать в суде в качестве свидетелей. Покаяние для мытарей считалось фактически невозможным, ведь для них покаяние включает в себя не только отказ от профессии, но, как у воров, еще возмещение ущерба нанесенный ущерб плюс одна пятая часть. А как могли они знать обо всех, кого обманули? Бытовало мнение, что их греховное, богопротивное занятие отвращает благоволение Божие от Израиля, препятствуя пришествию Мессии.
Кто же шел в мытари? Неужели находились люди, готовые стать объектом всеобщего презрения, подвергаться остракизму со стороны общества, наконец, пожертвовать своим вечным спасением? Как ни странно, таковых было не мало, так как профессия мытаря предполагала быстрое и гарантированное обогащение. Должность мытаря можно было получить только на конкурсной основе: выигрывал тот, кто обещал римским властям максимальную сумму собранных налогов. Заслуги и страх Божий И вот два столь разных человека приходят в Храм помолиться.
В контексте данной притчи придти в Храм означает предстать пред лицом Суда Божия. Фарисей, по всей видимости, встал у самой перегородки, отделявшей двор мужчин от двора священников. И дело здесь не только в его самодовольстве. Фарисеи ощущали себя новым народом Божиим, спасаемым в конце времен, новым священством. Не случайно перед обычным вкушением пищи фарисеи, будучи мирянами, исполняли все те ритуалы омовения, что и храмовые священники перед вкушением жертвенной доли в Храме.
Начало молитвы фарисея вполне благопристойно: «Боже! Благодарю Тебя…». Но далее последовали «безумные глаголы»: «… я не таков, как прочие люди — корыстолюбцы, беззаконники, прелюбодеи, или хотя бы как вот этот мытарь; нет, я соблюдаю пост дважды в неделю и жертвую десятую часть всего моего прибытка! В этом монологе поражает не только надменность фарисея все «прочие люди» относятся в его понимании к разряду безнадежных грешников , но и полное отсутствие видения греха в себе. Хотя уже в ветхозаветном иудаизме выработалось глубокое живое осознание греха!
В Священном Писании, знатоками которого себя почитали фарисеи, говорится о личной ответственности каждого человека за грехи и неоднократно подчеркивается, что свят только Бог, человек же немощен и слаб перед лицом искушений. Но, как показывает печальный опыт, самую возвышенную религиозную идею можно нивелировать и опошлить, вокруг самого высокого учения Библии можно проложить обходную тропу. Так случилось и с фарисеями. В их среде сложилось достаточно двусмысленное учение о заслугах: праведные поступки в нем представляются как противовес греху. Заслуги компенсируют грех.
Есть множество заслуг, на которые может сослаться любой набожный человек. Поэтому притчевый фарисей подчеркивает, что он постится два раза в неделю и жертвует десятину! Заслуга подобна капиталу, который накапливается на небесах и лежит там наготове для набожных. Дело только в том, чтобы на последнем суде заслуги перевесили прегрешения.
Её простота вводит в иллюзию понимания, но там всё гораздо сложнее. Притча о мытаре и фарисее изрядно вынесла мозги тогдашним слушателям, поскольку Бог смотрит на человека и на его дары не так, как смотрим мы. В притче все стереотипы и представления, которые были тогда у евреев, ниспровергаются одним махом.
Да и для нас, я думаю, не так уж всё в ней просто. Поэтому, придётся разобрать. С внешней стороны притча о «мытаре и фарисее» выглядит очень простой. Когда мы с прихожанами начинаем её обсуждать, то обычно высказываются шаблонные понятия: «гордость», «смирение», «покаяние», «осуждение» и т. Но когда мы берёмся копать глубже, проводить аналогии, вживаться в героев притчи, то смысл её оказывается затуманен, а выводы непонятными. И все слушатели встают на сторону фарисея. Попробуем произвести психологический разбор личностей из притчи.
Одна из основных проблем заключается в том, чтобы правильно понять, кто такие «фарисей» и «мытарь». Давая неправильное объяснение, мы в итоге неправильно понимаем эту притчу и делаем неправильные выводы. Фарисеи с еврейского «отделённые» — это группа людей внутри иудаизма, желающих более ревностно служить Богу. Религиозную жизнь они поставили в центр своей жизни. Непрестанное поучение в Священном Писании и изучение Предания ставилось во главу угла их интеллектуальной деятельности. Помимо тех канонов, заповедей и предписаний, которые должен исполнять всякий благочестивый еврей, они больше молились, постились и давали милостыню. К тому же каждый из них обладал мирской профессией.
Их религиозный и благочестивый настрой, любовь к своей родине сделали их самыми авторитетными людьми в Иудее. С точки зрения отношения к религиозной жизни лучший аналог фарисеев сегодняшнего дня — это монахи. Разница в том, что фарисеи могли иметь семью, в отличие от монахов. Жизнь фарисеев была настолько безупречна, что народ именно их слушал и почитал более всех. Мытари — это люди, поступившие на службу Римской Империи, оккупировавшей в то время Иудею. Их главная задача состояла в том, чтобы собирать налоги с евреев в пользу римских оккупантов. Эта работа, на которой пышным цветом цвела коррупция и мошенничество.
Туда для того и шли, чтобы набить свои карманы за счёт своих одноплеменников. Самый лучший аналог мытарей понятный нам это не налоговый работник, а полицай во время Великой Отечественной Войны. Разница в том, что полицаи следили за порядком, а мытари за финансами. В полицаи иногда шли, чтобы сохранить себе жизнь, а в мытари шли добровольно. Поэтому евангельский мытарь — это всегда мразь, подонок и предатель, не имеющий оправдания. И Христос подтверждает это, говоря: «… если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь«. Вот здесь у нас уже включается и чувство и оценка происходящего, дающая определённое эмоциональное понимание ситуации.
24 февраля. Притча о мытаре и фарисей
А если совершает таинства Бог, то есть ли право у священника и Церкви назначать цену и требовать деньги за их совершения? И если Христос сказал апостолам: «Туне приясте, туне и дадите», — могут ли преемники апостолов назначать цены за требы? Да, многие у нас говорят: «Само таинство у нас бесплатно, но вот сопутствующие моменты…» Вы обязаны купить столько-то свечей, пожертвовать столько-то денег на необходимые вещи и так далее…» Но чем это отличается от назначения цены? И назвать это иначе чем торговлей благодатию Святого Духа трудно. И если в таком важном деле некоторые наши приходы позволяют себе вольности, то как мы можем говорить о соблюдении правил, о дораскольном благочестии, об истинном православии? И если мы говорим о том, что соблюдаем дораскольное православное благочестие, свято и строго храним древние уставы и правила, то чем мы отличаемся от фарисеев? Давайте вспомним, чья наша вера. Она наша или чья-то? Апостол Павел говорит: И сие не от нас. Божии дар!
И даже если мы что-то делаем правильно, то всё равно мы рабы неключимые, ничего же более от повеленного нам сотворшии. Мы сосуды скудельныя, несущие в себе сокровище веры Божией только Божиим попущением, и нельзя это забывать, а уж тем более гордиться этим! Наша вера — не от нас!
Но фарисей безымянный стал сравнивать себя со всеми, каких он видел там, за стенами этого святилища: как блудники, воры, прелюбодеи. Вы знаете, что если в глубину смотреть с рассуждением, то мы все — блудники. Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». А ведь любим мир-то; редко, кто не любит. Не надо думать, что если ты забился в монастырь, то ты не любишь этот мир. Еще так можно тосковать об этом мире, как Мария Египетская говорит: сколько лет в пустыне, и запах вина ощущала, ароматы вдыхала; какие уж у нее там ароматы — это всё было живо только в уме.
Пригрезится иногда ночью ярче, чем наяву, увидишь такие искушения. Значит, верить в Бога со всею крепостью, силою, на этой ступеньке надо закрепиться. Фарисей мог бы в мытаре увидеть своего брата сейчас и протянуть ему руку, поднять его, и возблагодарить Бога едиными устами с ним за то, что Бог тебя и его привёл в храм. Но, выходя отсюда, ты ведь, негодник, опять же за то же примешься! Нет, ты их верни эти миллиарды народу, обобранным вдовам, учителям, кому зарплат и пенсий не выдавали. А теперь такого мытаря и душегубца вроде бы арестуют, возьмут, подержат его и опять под новую амнистию, потому что главный преступник их амнистирует всех. Эта притча сколько нам даёт! Фарисей бы мог сказать: «Господи, благодарю Тебя, что этот мытарь пришёл». После смерти мытарства, и там истязают души грешных нечистые духи.
Эти мытари истязали граждан своей страны: «А ты платил налоги? Ах, ты не заплатил; тогда предлежит опись имущества, тогда детей твоих продать в рабство или для гаремов их кастрировать». И обман здесь на каждом шагу был. Сегодня компьютерная система, всё вносится и всё отмечается; все думают, как бы не обманули; а всё равно обманывают, залазят, как-то снимают со счёта. Что угодно делают компьютерные воры, и каких их только нет. Сегодня компьютерный киллер на каждом шагу. Обстановка была тогда до накала доведена. И он заботился о том, чтобы не стать таким, как мытарь, только не таким. А оказался, что они нисколько не выше мытаря.
Потому что в глубину не проник. Я не таков, и начал перечислять грехи, а в каждом грехе он должен был себя увидеть виновным. Ты не блудник? Легко докажу, что ты и есть самый настоящий блудник. Не убийца? Да убийца ведь. Ты в храме уже убиваешь, с тебя кровь течёт. Брат мытарь уже согбенный бьёт себя в грудь, а ты без милосердия его добиваешь своими словами. Эти слова не мог же фарисей только сейчас придумать — они в нём давно вызрели и ещё пойдут с ним из храма и он пронесёт этого мытаря не раз и не в одном месте.
Было же и с нами когда-то, хотя бы раз, что мы не добра кому-то желали, было же, когда подумал или внутренне порадовался: «Ну, погоди, я же тебе не раз говорил, как воспитывать детей, не слушал? Это цветочки, ягодки ещё впереди». Как правило, начинаем думать ещё: «Вот у меня такие дети, потому что у хорошего отца и дети такие же». Я как помню, пришли родители наши, а мне было лет шесть, с какого-то совещания в деревне, за что-то в колхозе разбирали детей. И мой дядя, умница, работяга, имел неосторожность сказать: «У хороших отцов этого не бывает». Это все себе заметили. И буквально через день кого-то, где-то обижали, и его сын в этом был участник. А мои родители пришли и несколько раз повторили: «Вот, у хороших отцов этого не бывает, ты примерный отец». Я маленький был вовсе, но мне эта фраза запомнилась.
Потом я её здесь увидел, когда стал ходить в храм. Вы, если хотите полностью узнать сегодняшнюю притчу, дома прочитайте 72-ой псалом. Давид, просвещённый Духом Святым, оказался между этими ступеньками, где-то завис и стал смотреть. Посмотрит вниз: «Эх, как устроились эти люди? И как хорошо, заметь. Ложился спать бедный, а встал — богатый; эти окаянные ваучеры какие-то придумали, обобрали народ. Утром встал и он уже миллиардер. Теперь его не могут взять, из-за границы не вытащить; сначала его выпустили, а теперь начинают якобы преследовать. Никого не могут найти, — разыгрывается спектакль в стране».
Я смотрел и увидел, что Пс. Руки без мозолей, кряжья не ворочают нигде; прокуратура выпускает их отсюда, и они все уходят, не могут их из Англии, из Испании вытащить. Чтоб на них рана сплошная была. Но было трудно в глазах моих, «доколе не вошёл я во святилище Божие и не уразумел конца их».
А потому и бормочет он: «Боже! Нечем похвастаться. Нет ни заслуг, ни добродетелей. Состояние полного фиаско. Мытарь всем своим существом перестает ощущать в себе опору. Он словно висит в пустоте над бездной. Только одна теперь надежда — Бог. Только на Его милость осталось уповать. И он молится с такой силой, будто только эта молитва и держит его над пропастью. Из глубины всего своего существа. А Богу, оказывается, только этого и нужно. Молитва фарисея тоже была услышана. И он тоже ушел оправданным. Но не так, как мытарь. Ведь фарисею еще было на что надеяться. Порядочность, уважение, почет. Была глубокая внутренняя уверенность в своей правоте. Ни капли сомнения в своей чистоте перед законом, людьми и Богом. И ведь действительно хорош. Под ногами у ревнителя закона был прочный фундамент. Твердая почва. Земля не качалась. А потому и молитва его была молитвой сытого человека. Слишком много было в ней довольства собой и уверенности в своей непотопляемости. Так Христос указывает нам на один из фундаментальных духовных законов. Бог откликается не столько на наши слова, сколько на наше сердечное состояние.
Одним словом — фискал и доносчик. Итак, перед нами парадокс. Христос приводит своим слушателям в пример не многословную молитву почтенного и всеми искренне уважаемого хранителя традиций и общественных устоев. Господь указывает на особую энергию именно безыскусных бормотаний и подавленных стонов «полицая». Именно они приятны Богу. В чем же источник их силы? Все очень просто. В сердце мытаря живет глубокое осознание того, что он проиграл. Это конец. Ненавидят люди. Презирают собственные дети. Да и сам он себя ненавидит и презирает. Он никому не нужен. Он словно испорченная деталь. Ненужный элемент. Ему нет места в этой жизни. И вся его стабильность держится лишь на милости работодателей-оккупантов, для которых он просто прихвостень и холуй и которые больше уважают тех, кто с ними сражается, чем такое ничтожества, как он. Все идеи, как что-то изменить в своей жизни, как выйти из этой круговой поруки, давно закончились. А потому и бормочет он: «Боже! Нечем похвастаться. Нет ни заслуг, ни добродетелей. Состояние полного фиаско. Мытарь всем своим существом перестает ощущать в себе опору. Он словно висит в пустоте над бездной. Только одна теперь надежда — Бог. Только на Его милость осталось уповать.
Евангельская притча о мытаре и фарисее
Большая или маленькая? И тогда люди стали платить две дани; их называют староверы-двоеданцы. Вот поэтому налоговиков всегда ненавидели, их приравнивали только к грешникам; они шли в одну строку с ними. И поэтому фарисей на него смотрел естественно, как здравый гражданин должен смотреть. А вот тут-то он со своими мерками осуждения оказался вполне не прав.
Ты знал его, того, который был за порогом. Вот если бы ты там о нём говорил так, было бы всё справедливо. Но грабитель, этот народный депутат, уже перед Богом стоит, он уже не тот, какого ты знал по его досье. Господь говорит: Пс.
Когда ты говорил, эти слова уже до Бога дошли — ты судил другого человека. Ты судил вчерашнего, а он стоит сегодняшний, поэтому суд твой оказался неправедный. И Богу это неугодно. И мы сегодня читали: 2Тим.
Он это забыл. Правильное мышление у того, кто приходит в храм. Богу нельзя задавать вопросы, потому что слово Его уже вышло из Его уст. Сказал Бог: «Да будет свет», а потом: «Да произрастет трава», а потом — светила на четвертый день, а свет в первый день.
Тысячи лет люди спрашивают: «Откуда свет был, когда светил не было? Можно было по-другому сделать? Нельзя; раз в Библии записано, мы должны только шагать в след и это изъяснять. Почему то двенадцать Апостолов, то почему-то семьдесят?
Никаких «почему» - Бог сказал и на этом всё. Теперь только из этого бери, что тебе, но только из этой цифры уже не выходи. Бог так сделал. А почему в другом месте написано, что молиться можно и одному?
Храм для того, чтобы собрать двоих, троих, двадцать, тридцать, двести, триста. Вот для того, чтобы нас объединить, ибо мы — виноградинки одной кисти. Для этого храм и нужен. Мы научаемся друг от друга, смотрим друг на друга, чистые или пасмурные глаза.
Видим, что кто-то отсутствует, почему-то его нет. Мы многому научаемся, когда мы собираемся вместе. Бог так установил. И они пришли, мытарь и фарисей.
Не язычник стоял на низшей ступени — это тоже был еврей. Они сделали правильно, что в храм пришли. И вот здесь наступило разделение, хотя водораздел у них произошёл раньше. Я хочу сказать несколько слов в похвалу этому фарисею.
Его все ругают. А ведь у него столько хорошего. Посмотрите: Лук. А если еврей не будет поститься, то его отлучат.
Мытарь о себе не мог этого сказать. Мытарь мог поучиться у фарисея этому? Конечно, вот учитель твой стоит выше, подними глаза, посмотри на него, ведь он людей не обирает? Фарисеем не был бы, если бы людей не грабил.
У него родители грабили, ему в наследство досталось». То есть началась бы пикировка; это могло быть, как и у нас, у русских; храм это не место для зависти, подсматривания, кто какую шапку надел, лисью или соболью, а чтобы посмотреть внутрь себя; в храме, чтобы мы друг от друга поучались и смотрели, как виденное в другом лучшее моего себе перенять в смирении. Да ты и должен давать, этим хвалиться и не надо, ты обязан отдать её. Не будешь давать, ты из числа сынов израилевых уже выпадаешь, ты не получишь благословение с неба.
Это тоже хорошо, что честно отдаёшь даже и по мелочи. Но фарисей безымянный стал сравнивать себя со всеми, каких он видел там, за стенами этого святилища: как блудники, воры, прелюбодеи. Вы знаете, что если в глубину смотреть с рассуждением, то мы все — блудники. Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу».
А ведь любим мир-то; редко, кто не любит. Не надо думать, что если ты забился в монастырь, то ты не любишь этот мир.
Иисус Христос всегда уличал их лицемерие и ругал за неправильное толкование слова Божьего, за что они считали это за угрозу их духовного авторитета. Но несмотря на своё заблуждение, в числе фарисеев были и те, кто искренне старались угодить Господу. Именно поэтому открывал Спаситель их души, чтобы спасти тех, кто преследовал благую цель своими неправильными деяниями. Мытари были слугами римлян, которые захватили землю Израиля. В ряды мытарей нанимались местные иудеи, чтобы они собирали налог со своих земляков. Помимо налогов, предатели добывали собственную прибыль. Они могли спокойно отобрать последнее у бедных или оставить мать на руках с ребёнком без гроша.
Находившиеся на службе у римлян считались врагами народа, ненавистными изгоями, с которыми брезговали даже заговорить. Но люди слишком боялись их, чтобы сопротивляться. Но Иисус никогда не делил людей на добрых и злых. Мытари, наравне с другими, имели право покаяться перед Богом. За свою искренность, многим нередко прощались их грехи. Притча о мытаре и фарисее: «Те, кто возвышают себя, будут унижены» Притчи — это одна из главных отличительных черт в Евангелие. Через них Иисус общался с народом о гордости, о конфликтах и о примирении. Несмотря на то что эти короткие рассказы были озвучены более чем две тысячи лет назад, они до сих пор находят отклик в сердцах современных людей, будоражат их нутро. Краткое содержание притчи, которая читается во время праздничной недели на литургии: Христос говорит: «Два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Милостив буди мне грешному! Говорю вам, — заканчивает Христос эту притчу, — что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, кто возвышает себя тот унижен будет, а унижающий себя возвышен будет». Толкование смысл притчи Короткий рассказ обращен к людям, пытающимся возвысить себя, принижая других.
Вот об этом-то и забыл фарисей! И все те, кто фарисействуют. Самое главное забыли: Бог есть Любовь 1 Ин.
Как часто мы, дорогие братья и сёстры, входя в храм, не испытываем этой любви. Но что ещё страшнее, мы уходим из храма, вновь не осознав необходимости подвига в своём сердце, преодоления себя, жертвы собою по любви к другому человеку. И обратите внимание, нет любви в человеке, нет благодати — и он уже превозносится по факту всего, что он делает... Разве может человек быть довольным собою? Неужели пост, молитва и другие аскетические упражнения могут нас приблизить ко Христу? Преподобный Серафим Саровский чётко разъяснил: пост, молитва и вообще всякая даже добродетель — всего лишь средства, но отнюдь не цель. Что же происходит с христианами, с нами, коли мы становимся фарисеями? Когда кончается любовь, начинается нелюбовь. И я тогда уже полагаю, что главное — исполнить, ведь Сам Бог, как я тогда ошибочно уверяюсь, всего этого от меня требует.
Бог меня ни к чему не обязывает — ни к молитве, ни к посту: Сыне, даждь Мне твое сердце Притч. Всего лишь! Всё, что нам надобно — преодолеть себя. Здесь, в нашем храме святого Романа Сладкопевца, упокоен святитель Пётр Екатериновский. Он написал книгу «Указание пути к спасению. Опыт аскетики». В ней есть одна фраза, которая выстрадана им самим: «Спасение человека совершается в постоянном преодолении себя, в постоянном напряжении воли». Вот если этого напряжения воли нет, отсутствует подвиг любви, — то есть преодоления себя и жертвы по любви к Богу и другому человеку, — то, дорогие мои, мы не живые люди, мы мёртвые. Гюстав Доре "Мытарь и фарисей" Мытарь и фарисей — это ещё период ветхозаветного общения человека с Богом, но мы-то с вами живём уже в совсем другое время, когда за весь род человеческий Христом принесена Жертва.
Бог показал, насколько Он нас любит, и говорит: «А теперь покажи, насколько ты Меня любишь, насколько ты можешь пожертвовать собой. Ведь путь преодоления себя и путь обретения любви Бога к человеку Я тебе показал — это восхождение на Крест. Только через Крест — Воскресение, только через Крест — Пасха, только через Крест — возвращение человеческого достоинства, только через Крест — восстановление и формирование человеческой личности». Так вот, дорогие братья и сёстры, обратим внимание: когда человек оскудевает от благодати, он не только доволен собой, но и не скупится на оценки других людей: «Этот не такой, тот совсем никуда не годится, — насколько же я лучше других! С каким же благоговением мы должны взирать на любого человека. Мы же посягаем на то, чтобы все были похожи на нас! И если я вижу в другом человеке, что он не такой, как я, я его уже осуждаю.
Приятно ли Ему слушать гордые слова и самохвальство человека, хотя и старающегося быть непорочным по правде законной, но относящего свою праведность к своим собственным заслугам, а не к благодати Божией? Отвратим глаза свои от высоко и самодовольно поднятых к небу рук его, обратим их на стоящего с низко опущенной головой и бьющего себя в грудь мытаря, неправедно требующего в свою пользу лишние деньги при собирании установленных законом податей и за это всеми ненавидимого. Эта всеобщая ненависть давила и мучила мытаря, и совесть тяжело укоряла его. Все мы, слабые люди, подвержены в большей или меньшей степени телесным или духовным страстям: чревоугодию и блуду, сребролюбию, самомнению и гордости, унынию и гневу. Этим страстям научает и покоряет нас враг нашего спасения — диавол. Страсть сребролюбия и любостяжания св. Но милосердный Бог не оставляет нас в плену страстей, и голосом совести, которым тихо говорит нам наш Ангел Хранитель, помогает нам бороться с внушаемыми нам диаволом страстями и каяться в них.
Толкование притчи о фарисее и мытаре
Притча о мытаре и фарисее рассказывает о важности искреннего покаяния и образно выражает ту духовную истину, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. Предлагаем вашему вниманию толкование притчи о мытаре и фарисее. Неделя о мытаре и фарисее Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в неделю о мытаре и фарисее, собор новомучеников и исповедников Российских 08 февраля, 2017. Притча о мытаре и фарисее Молитва же мытаря была воплем души, в смирении взиравшей на свои грехи и в дерзновении веры призывавшей милосердие Божие уврачевать страдания немощи.
Толкования на Лк. 18:10
В конце притчи сказано, что мытарь пошёл домой более оправданным, чем фарисей, ибо сердце его было наполнено сокрушением о грехах, а не бахвальством. Толкование притчи о мытаре и фарисее. В притче о мытаре и фарисее (Лк 18:9-14) Христос ставит готового к покаянию мытаря выше исполняющего все предписания Закона и высокомерного фарисея. Какое отношение имеет прочитанный отрывок Второго послания Апостола Павла к Тимофею к Неделе о мытаре и фарисее, когда этот отрывок читается перед соответствующей дню притчей из Евангелия от Луки?
Что хотел донести Иисус Христос в этой притче?
- 13 февраля Православная Церковь вспоминает притчу о мытаре и фарисее
- Календарные тонкости
- Притча о фарисее и мытаре. Краткое толкование притч Иисуса Христа
- Мытарь и фарисей. Суть притчи (Павел Луков 2) / Проза.ру
- Притча о мытаре и фарисее: важность смирения
- Предыдущие выпуски
Как нас касается притча о мытаре и фарисее?
Однажды, повествует притча, некий фарисей пришел в Храм и заметил там мытаря, человека презренной профессии. Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости. Так, 13 февраля Церковь вспоминает притчу о мытаре и фарисее.
Первая подготовительная седмица к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее
Это единственная притча Иисуса, в которой фарисей выступает в качестве действующего лица. Адресатом притчи являются фарисеи: именно они считали себя праведниками и ставили свои добродетели себе в заслугу. Фарисеи любили молиться, но делали это напоказ, за что Иисус жестко критиковал их в Нагорной проповеди. Там же Он дал совет ученикам, как они должны молиться: не напоказ, а втайне, и не уподобляясь язычникам в многословии Мф. Притча о мытаре и фарисее может служить иллюстрацией к этим словам. Контраст между двумя персонажами притчи подчеркивается выразительными подробностями.
Только через Крест — Воскресение, только через Крест — Пасха, только через Крест — возвращение человеческого достоинства, только через Крест — восстановление и формирование человеческой личности». Так вот, дорогие братья и сёстры, обратим внимание: когда человек оскудевает от благодати, он не только доволен собой, но и не скупится на оценки других людей: «Этот не такой, тот совсем никуда не годится, — насколько же я лучше других! С каким же благоговением мы должны взирать на любого человека. Мы же посягаем на то, чтобы все были похожи на нас! И если я вижу в другом человеке, что он не такой, как я, я его уже осуждаю.
Если я замечаю, что он совершает небольшой проступок, так это же я вижу сучец в его глазе, а бревна в своём глазу не замечаю см. Почему я постоянно всех оцениваю? Да это же я всегда хочу, чтобы кто-нибудь, но был хуже меня. Вот эта оценка и осуждение, дорогие, от неправильного устроения, от неверной христианской жизни. Дело в том, что мы с вами, братья и сёстры, призваны полюбить всякого человека. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою Ин. И если я кого-то не люблю, то это моё преступление, мой грех. Виновен не тот, кого я не люблю, а виновен я, потому что во мне нет любви. Я должен иметь такую любовь, чтобы полюбить даже врага Мф. И обратите также внимание, дорогие братья и сёстры, когда Господь предлагает любить человека?
Он нам показал: ни в тиши, ни в кельях, ни в спокойной обстановке, но — с Креста. Необходимо заставить себя оправдать другого человека, что бы ни происходило. Да, он причиняет мне боль. Но именно с креста я его прощаю. Мы же даже своих родственников, ближайших нам людей, не любим. Мы не можем преодолеть себя, «свои немощи», как мы их извинительно называем. И если мы любим, то любим за что-то. Мы никогда не любим так, как любит Христос — в о п р е к и человеческой логике. Мы всегда ищем справедливости. Но давайте, дорогие братья и сёстры, зададимся вопросом: мы согрешили, Христос на Кресте, — где справедливость?
Она — на Кресте. Где правда? Не утруждай себя вопросом, человек: для чего?
Молитва его — предельно кратка, потому что страх и стыд не позволяли ему сказать больше.
Ибо нечист пред Господом всякий высокородный, и Господь гордым противится, а смиренным даёт благодать Притч. Так Господь напомнил Своим слушателям, что в противоположность внешним человеческим проявлениям праведности смиренный дух — более приятен Богу, а гордость умаляет высоту любого подвига. Интересно[ править править код ] Хотя эту историю называют «притчей», однако никаких аналогий здесь нет. Это, скорее, описание различных характеров и высказываний тех, кто гордо оправдывает себя и тех, кто смиренно осуждает себя, а также их различных положений перед Богом.
Это факты из повседневной жизни. Толкование Мэтью Генри Молящийся мытарь Целью притчи, несомненно, было несколько понизить сознание собственного достоинства среди учеников Христа «избранные» - стих 7 и научить их смирению. К фарисеям же Христос не мог обратиться с притчей, в которой прямо выводится фарисей. Притом фарисей, выведенный в притче, вовсе не показался бы фарисеям заслужившим осуждение от Бога, его молитва должна была им казаться совершенно правильной.
Толковая Библия Лопухина Два человека вошли в храм помолиться... Это не был час общей молитвы; они пришли в храм для личного поклонения Богу, как обычно поступали благочестивые люди в то время, когда храм был не только местом, но и средством совершения богослужения. Бог обещал в ответ на просьбу Соломона, что всякая молитва, совершенная в храме, или в сторону храма будет скорее услышана. Христос — наш храм, обращаясь к Богу, мы должны взирать на Него.
Церковь говорит, что раскаяние и желание измениться, стать лучше — и есть путь к спасению и вечной жизни. Господь не говорит, что фарисей осуждён. Невозможно помиловать того, кто не считает, что он в этом нуждается. Как невозможно накормить того, кто не голоден. Притча призывает верующих подойти к посту с покаянием и без гордыни. Кто такой мытарь в Библии? Мытарь — сборщик податей. В новозаветные времена Иудея была одной из провинций Римской империи. Налоги и пошлины собирало не государство, а арендаторы отдельных областей. Для этого нанимались особые чиновники — мытари.
Бог гордым противится…
- Мытарь и фарисей. Суть притчи (Павел Луков 2) / Проза.ру
- Притча о мытаре и фарисее - Православный портал о Христе и христианстве «Иисус».
- 13 февраля Православная Церковь вспоминает притчу о мытаре и фарисее
- Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Неделя о мытаре и фарисее