При написании картины «Возвращение блудного сына» художник передает, помимо основных смыслов, свое личное горе.
Возвращение блудного сына
Возвращение блудного сына: «Я художник, а не чистильщик сапог!» - Блог Игорь Попов | Возвращение блудного сына Рембрандта и другие картины и иконы (фото). |
Возвращение блудного сына | Отметим, картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», которую он создал за несколько месяцев до смерти, является одной из самых известных в творчестве художника. |
Картина «Возвращение блудного сына» | «Возвращение блудного сына» — знаменитая картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне. |
Рембрандт «Возвращение блудного сына» картина около 1668 г. | «Возвращение блудного сына» — знаменитая картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне. |
Рембрандт «Возвращение блудного сына» картина около 1668 г.
«Возвращение блудного сына»: история последней картины Рембрандта | Рембрандт взял за основу сюжета евангельскую притчу о блудном сыне — это рассказ о юноше, который покинул дом и растратил наследство. |
Войти на сайт | Именно это возвращение Блудного сына домой и изображено на картине Рембрандта. |
Возвращение блудного сына. Библия Рембрандта
Конечно, наиболее популярный контекст — духовный. Это совершенно справедливо, потому что, наверное, действительно нет второй такой картины, показывающей так глубоко, с такой эмоциональной наполненностью Божественное милосердие, любовь и прощение. Можно долго анализировать эту картину как гениальный образец позднего стиля живописи Рембрандта. Здесь он показал все свои находки, в частности, интерес к приему нон-финито, когда он не просто сознательно не завершал какие-то участки живописи, а нередко дописывал произведение до конца, давал краскам высохнуть, а потом по высохшей готовой картине начинал делать новую, как будто бы переделывая и изменяя законченное в незаконченное. Реставраторские рентгеновские исследования показали несколько таких примеров. Здесь мы тоже видим если не переделанные, то откровенно незаконченные участки живописи.
В частности, справа от фигур отца и сына есть очень неопределенный кусок, не прописанный до конца, где сидит человек в черной шляпе. Можно разбирать композицию и, конечно, световую систему: как, на кого, почему тот или иной характер света направлен. Тут все можно разобрать. Я лично предлагаю посмотреть на эту картину и вообще на тему блудного сына в творчестве Рембрандта в контексте контактов с караваджизмом и караваджистским наследием. Для Рембрандта блудный сын — это главный персонаж его творчества, в каком-то смысле альтер эго.
В начале 1630-х годов, Рембрандт уехал из Лейдена в Амстердам. Он уехал из родного дома, где оставались пожилая мать, братья, сестры, одна из которых, судя по документам, была чем-то тяжело больна. В Лейдене у Рембрандта была мастерская, заказы. Он уже практически встал на ноги, получал заказы даже из других городов и мог совершенно спокойно и безбедно жить там со своими родными, которые в этот момент, судя по каким-то обрывочным, косвенным свидетельствам, нуждались в его и материальной, и психологической поддержке. Но он бросил родительский дом и уехал в Амстердам по целому комплексу причин, говорить о которых — это создавать отдельную историю.
Этот момент ухода из дома, куда он больше, в отличие от блудного сына, не вернулся, в его биографии был и как-то, наверное, осмысливался, поскольку Рембрандт — человек верующий. Вопреки мнению ряда специалистов, я все-таки считаю, что это так. Кроме того, это человек протестантской культуры, а значит, человек Библии. Соответственно, рассмотреть свою жизнь в контексте притчи о блудном сыне для Рембрандта, я думаю, не так уж и трудно. Помимо того, что он человек явно верующий, может, не ахти какой благочестивый, но человек глубокой веры, он к тому же и человек мыслящий, что очень хорошо видно по его картинам.
В рисунках, большая часть которых, скорее всего, рассматривалась им как рабочий материал и не переводилась в гравюры, он проиллюстрировал всю историю блудного сына начиная от отъезда его из родительского дома. Там облик блудного сына в шляпе с большим пером отчасти напоминает облик его собственный на автопортрете с женой Саскией из Дрезденской галереи. Потом поэтапно идут все дальнейшие события: как блудный сын пустился во все тяжкие, как он обнищал — все вплоть до возвращения. Однако из вот этого корпуса рисунков Рембрандт перевел в графику и живопись только «Возвращение блудного сына». У Рембрандта есть офорт, есть очень выразительный рисунок пером 1642 года, по которому он не сделал офорта, и есть всем вам известная картина, которая, по одним данным, написана в начале 1660-х годов, а по другим — чуть ли не в последний год его жизни.
И большинство исследователей считают, что в последний год жизни, уже практически забытый, он написал две грандиозных духовных вещи. Это «Возвращение блудного сына» и «Сретение», когда старец Симеон держит на руках Младенца Христа, произнося: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка», как бы последнее слово художника в буквальном смысле. Вот офорт. Многое из него потом пойдет в композицию будущей картины. Мизансцена: отец обнимает коленопреклоненного сына.
Присутствуют посторонних персонажей, которые на офорте выглядят как люди, действительно чуждые всему происходящему, любопытствующие, может быть, даже не члены семьи соседи, прислуга, кто-нибудь. Но обращаю ваше внимание вот на что. В подавляющем большинстве произведений XVII века на тему возвращения блудного сына блудный сын выглядит как хороший мальчик, который уже все понял и осознал. Это человек с весьма симпатичной благонравной внешностью, который, конечно, может проливать искренние покаянные слезы на коленях перед отцом, но при этом такое ощущение, что вот этот хэппи-энд уже давно произошел, что блудный сын уже получил прощение отца, и все хорошо, и он стал таким, каким был раньше.
Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке» [1]. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Второстепенные персонажи [ править править код ] Женщина в левом верхнем углу Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие — остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена. Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена 1541 год , на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни написано «Бог». Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры. Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя — на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена самая дальняя и почти исчезающая в темноте , которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери блудного сына. Второстепенные персонажи в правой части картины Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре судя по всему, женская, возможно — служанка или ещё одна персонифицированная аллегория; и мужская , труднее поддаются отгадке.
Наступает время потерь — дом и коллекция картин проданы за долги, уходят из жизни самые дорогие люди — вторая жена Хендрикье и сын Титус. Боль потерь, нищета обрушились на стареющего Рембрандта. Жизнь в нем поддерживала живопись, он продолжал и продолжал творить. Считается, что свои лучшие картины художник создал именно в этот самый трудный период своей жизни. Картина «Возвращение блудного сына» была написана Рембрандтом в год его смерти и стала его последним гениальным произведением. Почему сюжет притчи о блудном сыне лег в основу многих произведений культуры? Множество других произведений искусства основано на библейской притче о блудном сыне. Композитор Прокофьев написал балет, Бриттен — оперу. Сюжет притчи послужил основой для многих литературных произведений. Так в повести Пушкина «Станционный смотритель» героями являются обедневший отец и живущая в достатке дочь. О притче читателю напоминает описание картины «Блудный сын», которая висит на стене в доме отца. Роспись «Возвращение блудного сына» можно увидеть во многих храмах, например, в Москве, в церкви Троицы Живоначальной в Никитниках метро "Китай-город" , в городе Старый Оскол в храме Покрова Богородицы, на южной стене церкви Входа Господня в Иерусалим в Суздале. Согласитесь, картина Рембрандта и рассказанная по ней история нашла отклик и в нашем сердце. Дело в том, что в каждом из нас есть что-то от блудного сына, что-то от гордеца старшего сына и что-то от всепрощающего отца. Вспомните младшего сына, который захотел немедленно получить часть состояния отца. Кто из нас, увидев какую-то вещь, не испытывал желания заполучить ее сейчас и немедленно? Вынужденный отказ или препятствие выводили нас из себя и лишали покоя. Вспомним, как ребенок требует от родителей купить что-то и как обижается на их отказ. Вот он — младший сын, который живет в нас. Это он заставляет терять рассудок, совершать глупости, и творить плохие поступки. Но бывает в душе червоточина, которую не сразу и заметишь. Появляется она даже в человеке правильном, который не совершает ошибок, который слушается старших и все у него хорошо получается в жизни. Это гордыня, самовосхваление. Старший сын по всему хороший, слушается отца, но почему он требует за это какого-то особого отношения? Почему он ожидает благодарности? Нет в его сердце добра и любви, а лишь гордыня, оттого и ждет такого человека разочарование и гложет зависть. Он думает: «Как это так, я такой хороший, а мне — ничего, а этому плохому — почему-то достается лучшее? Вероятно, да, ведь слова отца звучат последними. Через образ отца в рассказе отражается то хорошее, что есть в каждом человеке. Это частица добра, умение любить всех людей. Не забывайте об этом, и пусть в вашем сердце живет любовь!
До Титуса у пары было ещё трое детей, которые умерли в младенчестве. В 10-месячном возрасте сам Титус потерял мать, и его растил любящий отец. Пережил Рембрандт и Хендрикье, няню сына и служанку, ставшую ему невенчанной женой, а сыну матерью. Вслед за Титусом не стало невестки Рембрандта, которая прожила с мужем только полгода… Титус был заботливым сыном, преданно верившим в гений отца. Когда кредиторы лишили Рембрандта дома и великолепной коллекции в которой были даже рисунки Леонардо да Винчи , художник перебрался на окраину города. Титус взялся продавать работы отца, но их редко удавалось сбыть выгодно, тогда он брал для реализации картины других художников. С единственной целью — обеспечить отцу спокойную работу в мастерской. Теперь же старый, больной Рембрандт лишился самого родного человека, сына, который умер от чахотки. От безумия живописца могла избавить только работа. Блудный сын — вот тот образ, который спасёт, а Рембрандт в образе нежного отца вновь сможет прикоснуться к сыну и обнять его. Немощный художник тогда уже едва мог держать кисть и привязывал её к руке, чтобы писать. Плохо видел — смотрел через лупу. Но свой шедевр, непревзойдённый по передаче эмоций отца, всё же главного героя произведения, закончил. Искусствоведы считают, что основные персонажи отец и два сына символизируют самого Рембрандта в разные периоды жизни, полной страстей, исканий и страданий. Расхождения с Притчей несущественны В картине мастер несколько отошёл от классического текста. Несоответствия сводятся к следующему: У Рембрандта старший брат — свидетель встречи. В классическом тексте он появляется, когда отец дал уже распоряжения о пиршестве в честь младшего. До этого старший работал в поле; У Рембрандта сын пал на колени перед отцом, тихо положившим ему на плечи ладони, тогда как в оригинале отец бежит навстречу блудному сыну, падает ему на шею и целует. Но противоречий нет. Видимо, Рембрандт, отец и грандиозный мастер художественного изображения душевных переживаний, чувствовал так, как с болью воплотил в картине. Ведь все горестные, несбыточные мечты величайшего художника на закате жизни были связаны только с потерей сына: «…был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». Смотрите также:.
История картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
На примере картины «Возвращение блудного сына» рассказываем, из чего складывается стиль голландского мастера. Смерть настигла Рембрандта в состоянии нищеты и одиночества, но, судя по картине "Возвращение блудного сына", он успел найти дорогу домой и вернуться в объятия любящего Отца. Сюжет картины взят из Библии (Евангелия от Луки), изображает сцену из притчи, которую рассказывает Иисус Христос о возвращении блудного сына в бедственном положении, его расскаянии и прощении отца. Новости культуры Инсталляция, посвященная картине Рембрандта "Возвращение блудного сына".
Картины осуждённых по мотивам «Возвращения блудного сына» выставили в Эрмитаже
«Возвращение блудного сына» стало самым большим полотном Рембрандта на религиозную тему. Речь идет о знаменитом полотне великого Рембрандта «Возвращение блудного сына», которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие западноевропейской живописи и вообще — всей мировой культуры. «Возвращение блудного сына» Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта.
«Возвращение блудного сына»: живописное полотно Рембрандта
- Картина «Возвращение блудного сына» Рембрант Ван Рей: описание, фото, анализ, история создания
- Вечный сюжет
- Омский заключенный сделал копию бесценной картины Рембрандта
- Возвращение блудного сына описание картины
- Please wait while your request is being verified...
Картины осуждённых по мотивам «Возвращения блудного сына» выставили в Эрмитаже
Одной из последних его работ стало монументальное полотно «Возвращение блудного сына». «Возвращение блудного сына» — картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне, экспонирующаяся в Эрмитаже. Основой сюжета картины Рембрандта стала притча о милосердии и прощении. Сюжет картины взят из Библии (Евангелия от Луки), изображает сцену из притчи, которую рассказывает Иисус Христос о возвращении блудного сына в бедственном положении, его расскаянии и прощении отца. Именно это возвращение Блудного сына домой и изображено на картине Рембрандта.
Рембрандт «Возвращение блудного сына» картина около 1668 г.
Там он начал обучаться живописи у местного художника Якоба ван Сваненбурга и даже получил первые заказы. Но успеха в провинциальном городе Рембрандту было мало. Он переехал в Амстердам. Это было идеальное место для художника — коммерческий центр мира с живописными пейзажами. Нидерланды в 17 веке были республикой, в отличие от других крупных государств Европы. Еще в 16 веке голландцы захотели выйти из-под власти испанских Габсбургов — правители присваивали всю торговую прибыль провинций. Так началась первая в Европе революция. В 1579 году северная часть Нидерландов, а в 1700 году — и южная обрели независимость от Испании. Монархов в независимых Нидерландах не было, а местная Протестантская церковь стремилась к аскетизму. Поэтому главными заказчиками произведений искусства в Амстердаме выступали муниципалитеты, купеческие гильдии и зажиточные горожане. Исторический жанр был у них модным и востребованным.
Рембрандт понял желания заказчиков и обучился у Питера Ластмана — живописца, который специализировался на мифологических и библейских сюжетах. Это помогло Рембрандту быстро прославиться и разбогатеть. Заказов поступало все больше, а молодые художники становились в очередь, чтобы стать его учениками. К периоду успеха Рембрандта в Амстердаме относится картина «Жертвоприношение Авраама». В ее основе библейский сюжет: Авраам, чтобы доказать преданность Богу, должен был принести в жертву единственного сына Исаака, но Бог, увидев истинность веры Авраама, даровал Исааку жизнь. Небесный ангел отвел руку Авраама, и жертвоприношение не состоялось. Рембрандт изобразил момент падения ножа из руки Авраама. Полотно еще молодого, 29-летнего художника отражает характерные черты его творчества: монументальность, драматизм, движение света и тени. Рембрандт постоянно экспериментировал. Даже этот популярный сюжет он трактовал иначе.
В библейском рассказе произошла подмена жертвы: вместо Исаака в дар Богу принесли барана.
Так, глазам зрителей открываются персонажи картин Рембрандта, которые соседствуют с мозаикой сюжетов, связанных с современными войнами. По замыслу автора, инсталляция несет с собой предупреждение об опасности, которую может принести вернувшийся с войны человек. Тяжелое, драматичное, трагичное проживание, оно не бесследно, и оно опасно, надо к этим людям относиться с любовью, но с очень большой осторожностью. С чем ты пришел? Надолго ли пришел сюда?
Она была написана в последнее десятилетие жизни мастера, когда он был уже немощным, старым и нищенствовал, ведя полуголодное существование. До этого Рембрандт 1606-1669 неоднократно обращался к сюжету «блудного сына» в своих графических работах. Живописная поверхность полотна буквально излучает тепло рембрандтовской палитры, мерцающая светотень подчеркивает фигуры главных героев.
Вместе с тем обнаружение «новых картин» всем известных художников нередко связано с подделкой. В апреле 2021 года сообщалось, что самая дорогая картина в мире «Спаситель мира» кисти Леонардо да Винчи может быть подделкой. В 2019-м он хотел одолжить картину Лувру для выставки, приуроченной к 500-летию со дня смерти художника, но эксперты музея провели серию исследований, после чего во Франции вышел документальный фильм.
Вечный сюжет
- Характеристики:
- Возвращение блудного сына: «Я художник, а не чистильщик сапог!» - Блог Игорь Попов
- Рембрандт и его "Возвращение блудного сына" - Литература, искусство - Статьи - Клин православный
- «Возвращение блудного сына»: живописное полотно Рембрандта
- «Возвращение блудного сына» Рембрандта: разбор картины
- Из Википедии — свободной энциклопедии