Новости из деревни в деревню

«Назад в деревню» — тезис, когда-то озвученный Основателем ЛДПР, сегодня становится «основой фундаментальной плиты» в политике партии», — заявил лидер ЛДПР. Переехав в деревню, мой муж начал создавать коровью ферму. Вот три истории переезда из города в деревню, которые это подтверждают.

Из города в деревню: как бросить мегаполис, построить дом в деревне и стать счастливым

Но не каждый здесь выжить сможет, чтобы без денег, без зарплаты. И мы не жалеем, что бросили город и «свалили» сюда, в деревню, нам нравится это всё. На природу можно выехать, в лес, на озеро. Раньше жили на МЖК, там в паре километров несколько озер было. Приходишь туда купаться, а местные машины моют здесь же. А в нашей деревне все машины моют в своих оградках, а на озеро приезжают, чтобы в чистом купаться, рыбку ловить. В деревне здесь тихо-спокойно, мало народа, приятный воздух, хорошие соседи, здесь кайфово. Люди добрые и отзывчивые, нет агрессии, никто не гонится за копеечкой.

Если тебе нужна помощь, тебе всегда помогут, за бесплатно и «за спасибо». И ты со временем тоже поможешь чем-нибудь. А в городе, что в городе? Суета, паника, все гонятся, пытаются заработать себе больше денег, люди агрессивные, какие-то злые постоянно. А ведь на самом деле большая часть продуктов, которые вы едите, идет с деревень — пшеница, мясо. Одно дело, когда голимую «химозу» за 160—200 рублей в магазинах покупают, а другое дело, когда чистое мясо из деревни. Не будет деревень, в городах все загнутся.

В какой среде предпочитаете жить вы? Расскажите ее нам — куда переехали и как обустраивались? Нам всё интересно! Звоните круглосуточно.

Например, Федеральная целевая программа «Комплексное развитие сельских территорий» подразумевает, что до 2025 года в российских деревнях построят дороги, проложат газопроводы и водопроводы, обеспечат людей доступом к Интернету и фельдшерскими пунктами в радиусе до 6 км, решат проблему занятости, обеспечат людей новым жильём. Только вот на всю страну за 5 лет должны появиться лишь 2,58 тысячи километров дорог с твердым покрытием, которые проложат только к «общественно значимым объектам» и различным производствам. За это время реализуют только 20 проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку. В масштабах страны это капля в море.

Но даже, если человека не остановит все вышеперечисленное, то есть проблема с сельской ипотекой. Есть несколько моментов, которые ставят крест на этой затее. Во-первых, льготную ипотеку на строительство частного дома взять можно только в том случае, если заявитель заключает договор подряда с лицензированной строительной компанией гарантия качества, к сожалению, не прилагается. Во-вторых, у заявителя есть обязательство прописаться в новом доме в течение 6 месяцев после оформления права собственности, иначе ипотека перестаёт быть льготной. Все это не интересно тем, кто не хочет терять свою прописку, дающую доступ к медпомощи, соцобеспечению, высоким пенсиям. Так кто же поднимет русское село? По мнению доцента Института демографии им. Но это не значит, что какой-нибудь айтишник или менеджер по продажам начнет работать в сельском хозяйстве — он продолжит работать там, где он и работал в крупном городе, максимум, что он будет делать — покупать продукты в местном магазине, он даже налоги там платить не будет. Я не ставил бы на релокантов как на тех, кто поднимет сельское хозяйство».

Доктор географических наук Института географии РАН Татьяна Нефёдова добавляет, что география распространения таких «релокантов» очень скудная. Россию ими не заселить.

А пункт выдачи онлайн-заказов наверняка есть в соседнем поселке городского типа. Почему жизнь в городе для некоторых теряет смысл? Как переехать в село и не стать врагом местных жителей? И чем вообще живет российская деревня? Специально для АЧБД Анна Поваго поговорила с бывшими жителями мегаполисов — энтузиастами, меценатами, сегодняшними людьми «из деревни». Спастись от полыни 2020 год, самый разгар пандемии. Именно в такой момент Анастасия Грозная и ее семья наконец-то въехали в свой собственный дом в деревне Горчаково Ленинградской области. Этому предшествовал путь длиной в пару лет и в две с половиной тысячи километров — раньше семья жила в уральском городе Ирбит.

Анастасия с мужем и тремя на тот момент детьми спасались не от ковида. Сняться с места их заставила полынь: «У дочери на нее страшная аллергия. Чуть что — сразу сильнейшие отеки. А в Свердловской области полынь — повсюду». Поиски нового места привели в Ленобласть. Здесь дочери стало намного лучше. Анастасия с мужем долго не думали — собрали вещи и переехали. Анастасия Грозная Деревня ГорчаковоЛенинградская область «Мы хотели купить дом в деревне, но первое время жили в поселке городского типа, снимали жилье, — вспоминает Анастасия. Она-то родилась и выросла в городе, а муж — родом из деревни. Если она и не представляла каких-то тонкостей сельского быта, то он знал об этом все.

Пробовали и по деревням ездить, с местными разговаривать. Но часто натыкались на запертые двери и глухие заборы. Нашли в итоге в интернете» Дом требовал ремонта, но Анастасию с мужем пугало другое — весь участок рядом был захвачен борщевиком. Бой с ним продолжается до сих пор, но от былых зарослей осталось процентов десять. А вообще все решило место. Высокий берег реки, до воды — 50 метров, рядом — лес, кругом — свежий воздух. Так мы всю пандемию здесь и пересидели. Никто в нашем доме ни разу не заболел» Сразу после переезда семья завела пару коз, после чего хозяйство только расширялось. Стала больше и сама семья. Пока шел ремонт, на свет появился четвертый ребенок, а через некоторое время — и пятый.

Тимирязева и президента Ассоциации «Самые красивые деревни и городки России» Александра Мерзлова, большинство уехавших можно разделить на три категории: идейные люди, поклонники эстетики и прагматики. Они хотят быть частью всего этого. Поклонники эстетики скорее ценят рекреационные потенциалы сельских территорий, близость города, транспортную доступность. Им важно иметь возможность быстро перемещаться между городом и деревней. Прагматики видят в сельских поселениях возможности для бизнеса или просто осознают, что в деревне стоимость жизни значительно ниже». При этом Александр подчеркивает: эти причины чаще всего взаимосвязаны, каждая в той или иной степени влияет на решение переехать в свой домик в деревне. Друзья говорили: «Ты чего, бабка что ли? Ее мечта сбылась — она поступила в один из петербургских университетов. Хочешь танцевать? Хочешь выпить в баре?

Что тебя останавливает? Вокруг — куча людей. Я была голодной до всего этого. Казалось: наконец-то дорвалась, зажила» Лет десять Надежда практически не выезжала из Санкт-Петербурга: «А потом будто что-то перещелкнуло в голове. Стало интересно, а что же сейчас там, за городом? Как там живут люди? Начала публиковать в соцсетях фотографии с коровами, сельскими домиками и огородами — скорее шутки ради. Бабка, что ли? К земле тянет? И народ стал подписываться.

Тема пошла» Несколько лет назад Надежда переехала жить за город. К тому моменту она четко понимала: это именно то, что ей нужно. При этом дважды ей удалось организовать флешмоб по уборке леса рядом с деревней. Говорит, сама предположить не могла настоящих масштабов бедствия: «Откликнулись многие мои городские друзья, творческие люди, модные ребята, а нам там подгузники пятилетней давности собирать пришлось. Некоторых людей прямо на месте выворачивало. Я думала, во второй раз не то что никто не приедет, а общаться со мной после такого не будут. Но вышло наоборот. Более того, знаю, что после субботников многие пересмотрели свое отношение к мусору». Надежда приглашала преподавателей из города, чтобы проводить мастер-классы для деревенских детей, помогла местным жителям собрать средства для перезапуска существовавшего здесь раньше ягодного производства. А сама работала в консалтинговой сфере — помогала принимать решения о благоустройстве маленьких городов.

Но длилось все это недолго: дом, который Надежде не принадлежал, пришлось оставить, а потом пришел ковид, и работа закончилась. Пришлось возвращаться на работу по найму — Надежда заняла пост директора по развитию образовательного направления в одной из крупнейших IT-компаний России. Но деревни не оставила. Два года назад она приехала на Валдай и поняла: вот оно, ее место. Взяла ипотеку и купила наконец свой собственный дом на берегу озера Боровно в Валдайском национальном парке. Сколько людей живет в деревне По данным Росстата , на начало февраля 2023 года в российских сельских поселениях проживало 36 789 914 человек. Для сравнения: городское население — 109,6 млн человек. При этом дачники, имеющие постоянную прописку в городе, но фактически живущие за городом, не учитываются. В период пандемии неоднократно появлялись сообщения об увеличении потока людей, покидающих большие города. Тимирязева Александр Мерзлов.

Я сам рурбанизировался на фоне ковида и теперь живу в подмосковной деревне под названием Чепчиха». По словам Мерзлова, ковид обнажил множество рисков, связанных с плотностью городского населения, что поспособствовало увеличению потока переселенцев в несколько раз. Если сельские жители исчезнут, большие территории фактически окажутся ничейными. Это особенно опасно в приграничных районах, а граница у нас очень длинная». Приезжайте, Я построил вам дом Камиль Хайруллин, миллионер и в недавнем прошлом владелец преуспевающей телекоммуникационной компании, вырос в маленькой деревне Султаново в Челябинской области. Получать высшее образование он поехал в Санкт-Петербург, где и остался. Но пять лет назад Камиль решил: нужно помочь родной деревне, иначе она окажется одной из тысяч и тысяч, исчезнувших с карты России. У нас вообще в год умирает по тысяче деревень. Можете себе представить? И я решил: приеду, соберу народ, помогу.

Но оказалось, что желающих участвовать в возрождении не так много, как я надеялся» В Султаново Камиля Хайруллина встретили жители примерно его возраста — около и старше 60 лет. Молодежи и детей практически не было. Все молодые, активные и дееспособные уехали туда на заработки. Я понял: привлечения фермеров со стороны не избежать. И нужны были семьи с детьми.

Рассказ мой будет посвящен ребятам, продавшим мне дом. С продажи дома прошло больше трех лет. На тот момент мужу было 39, жене 37. Ребятишкам 16 и 12 лет. В момент проведения сделки купли-продажи они мне очень оживленно рассказывали о своих открывшихся перспективах.

Из далекого Алтайского края переезжают поближе к Москве, в небольшой городок. Зато расстояние до Столицы всего 60 километров. Квартиру купим за два года. Начнем жить, как городские. Разговоры, мечты… Итак, прошло больше трех лет. Какие мечты исполнились, а какие нет? Квартиру купить не удалось, взять ипотеку не получилось. На протяжении всего времени живут в съемной квартире. Несколько раз сменили работу. Старший сын в городе окончил школу и в этом году уже успел отслужить в армии.

Зарплата в основном уходит на оплату квартиры, приобретение одежды и продукты питания. Накопить денег не получается. Очень часто общаются через Skype со своими деревенскими родственниками и жалуются, какое дорогое мясо в городе, а цены на чеснок и помидоры просто зашкаливают. В этом году заготовок на зиму не сделали. Стали сильно набирать вес, полнеют. О переезде в город жалеют. В деревне, говорят, жили намного лучше. На душе неприятно, грустно и очень неспокойно. Как же деревня сможет подняться и возродиться, если ее оставляют здоровые и работоспособные люди, знающие и умеющие с детства работать на земле? Покидают эти края их дети.

Где преемственность поколений?

О нас, переезд из города в деревню

А на улице было светло и безопасно и для взрослого, и для ребенка. Гузель: Отток людей из деревень — общемировая проблема, и российские реалии ей соответствуют. При этом я наблюдаю и обратную тенденцию: многим людям, которые родились в селах, становится сложно жить в городе на небольшую зарплату и конкурировать за рабочие места с горожанами, поэтому они возвращаются в деревни. Среда, подходящая для переезда, уже есть, но нужна минимальная инфраструктура: электричество и дороги. А дальше все упирается в вопрос «что делать? В деревне должна быть работа для населения, тогда она сможет развиваться и людям не придется переезжать в город за комфортными условиями.

Поэтому в вопросах развития я бы ориентировалась на тех, кто уже живет в деревнях. В последнее время есть тренд на переезд в небольшие населенные пункты, но у городских планка «куда переехать» гораздо выше, чем у людей, которые уже живут на этих территориях. Всегда есть ощущение, что город и деревня — два разных мира. Горожане живут в одном темпе, деревенские — в другом. И проблемы у них тоже разные.

Почему нельзя навязывать местным изменения Гузель: Развитие территорий — сложный многосоставный процесс, и заниматься им, сидя в городе, невозможно и нечестно по отношению к деревне. Мы придумываем проекты по развитию Малого Турыша совместно с местными и исходя из их запросов. Очень много активистов считают: «Сейчас я сделаю концепцию развития территории, и она полетит». Но если просто так приехать в татарскую деревню и начать строить лавочки, местные покрутят пальцем у виска и не будут участвовать в процессе. Неимоверно важно иметь связь и корни с местом, которое вы хотите развивать.

Иначе можно стать варягом, которому никто не поверит. Выстраивание доверия — сложный процесс: люди давно живут в безверии и с ощущением, что все пытаются их обмануть. Надежда: Важная вещь, которую хочется донести, — только местные жители могут привлечь людей к развитию села своим живым интересом. Нет внешнего специалиста, который приедет и сделает их жизнь раем, спасет деревню, село или городок. Развитие же начнется, когда тетя Галя скажет: «Ребята, сколько можно так жить?

А после нее придет тетя Люба с подобным запросом, они объединятся, приедет специалист из города, у которого родня жила в этом селе, — и все это станет общим делом. Роль специалиста из столицы заключается в том, чтобы корректно услышать этих людей и помочь решить запрос инструментарием, который селу пока недоступен, но имеется в городе. А если нужно чему-то обучать людей на месте — то делать и это. Гораздо ценнее специалисты с актуальными навыками на месте, чем столичные, кочующие в село. Бывает, что ты приезжаешь развивать село «с улицы» и сразу сталкиваешься с барьером и недоверием.

Я часто слышу фразу: «Мы же давно так живем, что вы нам начинаете рассказывать? Жили и жили, все нормально у нас. Езжайте в свой Петербург обратно ». Но мне кажется, что это защитная реакция, с которой можно работать. Нужно показать, что мы не говорим «вы живете плохо», и объяснить: «Мы можем быть полезны, если вам этого хочется.

Например, обновим детские площадки или торговую площадь». Важно показать свою пользу и принимать любую реакцию от жителей такой, как она есть.

И почитают ее за должное. Как живут бывшие деревенские жители в городе? И в самом конце хочу рассказать одну историю о том, как живут бывшие деревенские, а теперь настоящие городские жители. Рассказ мой будет посвящен ребятам, продавшим мне дом. С продажи дома прошло больше трех лет. На тот момент мужу было 39, жене 37. Ребятишкам 16 и 12 лет.

В момент проведения сделки купли-продажи они мне очень оживленно рассказывали о своих открывшихся перспективах. Из далекого Алтайского края переезжают поближе к Москве, в небольшой городок. Зато расстояние до Столицы всего 60 километров. Квартиру купим за два года. Начнем жить, как городские. Разговоры, мечты… Итак, прошло больше трех лет. Какие мечты исполнились, а какие нет? Квартиру купить не удалось, взять ипотеку не получилось. На протяжении всего времени живут в съемной квартире.

Несколько раз сменили работу. Старший сын в городе окончил школу и в этом году уже успел отслужить в армии. Зарплата в основном уходит на оплату квартиры, приобретение одежды и продукты питания. Накопить денег не получается. Очень часто общаются через Skype со своими деревенскими родственниками и жалуются, какое дорогое мясо в городе, а цены на чеснок и помидоры просто зашкаливают. В этом году заготовок на зиму не сделали. Стали сильно набирать вес, полнеют. О переезде в город жалеют. В деревне, говорят, жили намного лучше.

На душе неприятно, грустно и очень неспокойно.

Даша и Витя жили в Минске. Она работала в магазине, он - на стройке. Каждую пятницу обязательно отправлялись отдыхать за город - с палатками или на дачу. Возвращались в столицу рано утром в понедельник и ехали на работу, с нетерпением ожидая следующих выходных. Там ведь как все? Работа - дом - работа. В выходные, если повезет, куда-то выберешься.

Нам с Дашей хотелось чаще бывать на природе, чем в городе, - объясняет Витя. Первым шагом на пути, который в итоге завел их за 75 км от столицы, стала дача. На ней супруги прожили два года, там же впервые задумались о переезде в деревню. Даша уверяет: это решение было общим, его инициатора за давностью лет уже и не вспомнить. Объездили несколько деревень до того, как попали в соседнюю с той, где сейчас живем. Там дом был очень красивый, ухоженный. Захотели его купить, но местный житель отговорил. Сказал, дом этот перекуп "подшаманил" слегка снаружи, чтоб продать, а внутри - гниль сплошная.

Посоветовал в соседнее село съездить. Но там оказалась очень плотная застройка: считай, дом на доме стоял, - вспоминает глава семьи. Даша не растерялась: по спутниковой карте осмотрела окрестности и выбрала деревеньку у самой Налибокской пущи - Прудники Низовые. Место-то какое! Поэтому, приехав, очень удивились, что деревня пустая. В ней было буквально пару дачников, которые приезжают на лето, и больше никого. Оказалось, что дома на продажу тут есть. Когда я увидела тот, в котором сейчас живем, даже расплакалась: настолько это место показалось моим, несмотря на сухую траву по пояс и клещей, - рассказывает Даша.

Родители и друзья были шокированы, когда семья Лях сообщила, что будет жить в деревне. Обычно из сельской местности все стремятся в город, а Даша и Витя - наоборот. Мы сами выбираем свою судьбу, это наша жизнь, - рассуждает Витя. Даша вспоминает, что в подарок к дому осталось сено. И это на первых порах новоявленным селянам очень помогло: - Мы купили первую корову, а заготавливать сено еще не умели. Да и лето уже заканчивалось, поздно было об этом думать. Только тогда супруги стали понимать, что очень мало смыслят в деревенской жизни. Например, они понятия не имели, как правильно топить печь.

И в первую же ночь в их новом доме это чуть не стоило жизни обоим.

В деревне поток впечатлений невелик, а лишним сущностям неоткуда браться, разве только из телевизора и из глубины грешной души папы или мамы. Поэтому если вы без нужды не умножаете сущности, то дети в деревне: а никогда не скучают просто не догадываются о разнице между обычной жизнью и развлечениями , б любят природу, в много читают, г слушают аудиокниги, д не переносят эстрады, шансона и рэпа, е играют в дочки-матери, эстафеты, снежные крепости и в остальные человеческие игры, ж клеят, вырезают, рисуют и строят, з поют военные песни и знают героев Великой Отечественной лучше, чем их родители, и ставят театральные постановки и снимают их на видео, к занимаются музыкой, л говорят правильным русским языком, м охотно участвуют в богослужениях, н хорошо и самостоятельно учатся экстерном. Благо в эпоху Интернета и DVD деревня перестала быть местом, отделенным от культуры и знаний. Можете задать вопрос: «А как же общение, досуг? Общения и разнообразия развлечений нашей семье не хватало и не хватает. Их не хватало в Петербурге, где дружеские молодежные кампании как-то подрастерялись, угодив в полосу бытовых и личных проблем; недостает общения и в деревне. Разобщение — бич нашего мира и я, честно говоря, не знаю, что против этого сделать.

При этом посудите сами, какие увеселения, когда на руках у тебя погодки, мал мала меньше? Жизнь поневоле сама собой перестроилась и потекла по принципу «мой дом — моя крепость». И это правильно, это замечательно! Семьи в жизни современного человека должно быть больше, а не меньше. Людям несамостоятельным полезно начать полагаться лишь на себя. Людям, зависимым от стороннего мнения, полезно пожить без постороннего вмешательства и оценок. Молодым семьям легче состояться на какой-нибудь нестандартной почве, вне зрения свекровей и тёщ. Как говорил захаровский Мюнхгаузен: «Каждый здравомыслящий человек просто обязан время от времени вытаскивать себя за волосы из болота».

Так называемые проблемы семейных отношений — от скуки, они легко разрешаются там, где увлечены общим делом. Поэтому семейный радикализм — это здорово! Домашние начинания forever! Хочешь быть счастливым — будь им. Устрой любые, какие хочешь, удовольствия в домашнем кругу, и ни в чем себе не отказывай. Так понемногу социализированные горожанские мысли наши стали настраиваться на неформальную альтернативную «волну». Вот вы, читатель, куда придумаете направить переизбыток творческой энергии и домохозяйственной фантазии? Наверняка, купите новую обстановку в детскую, смените окна на пластиковые, ну в крайнем случае, запланируете переезд на новый адрес.

В любом случае, это будет: 1 дорого, 2 не своими руками и 3 в рамках строгой «табели о рангах» городского благоустройства. В деревне, в своем личном хозяйстве ты можешь: 1 копать пруд, 2 резать наличники, 3 строить летний душ, 4 складывать красивые горки из камней, 5 ставить флагшток и каждое утро поднимать флаг твоего семейства, 6 пробовать разводить самые необычные растения, 7 устраивать собственный детский городок, 8 проводить воду в дом, 9 стрелять по мишеням, 10 делать ветряк, 11 осваивать использование таких гениальных вещей, как мотобур, бетономешалка и снегоуборщик. И при этом никто и никогда не скажет про ваш пруд: «отстой», наличники и при отсутствии большого мастерства будут смотреться прекрасно, выловленные четыре карася примут на ура, не хуже норвежской семги, а нарисованный детворой флаг будет представлять собой предмет общей гордости и handmade в единственном экземпляре. Деревенская усадьба — большой конструктор, а ты в ней сам себе мастер, начальник и пользователь.

Переехали из большого города в деревню и остались там жить — личные истории

Это люди, которые сделали в жизни неплохую карьеру и заработали хороший капитал. Они устали от суеты, частых встреч, совещаний, ритма жизни и захотели, купив определенное количество земли, живности, построив дом, организовать свое имение, простыми словами фермерское хозяйство, причем не всегда по определенному профилю. Люди пробуют выращивать животных, птиц, рыбу и даже заниматься туризмом», — пояснил Паймушкин. Кроме того, в деревню, по словам эксперта, стремятся жители мегаполисов, которые заранее купили землю, построили небольшие строения для жизни и ведения личного подсобного хозяйства: «Это обычно люди за сорок, которые купленные в молодости в ипотеку квартиры в Москве и ближнем Подмосковье планируют оставить своим детям, а сами уезжают в свой дом, и пытаются освоить какие-либо виды деятельности на селе. Также уезжают молодые люди, романтики, которые заканчивают вузы, приходят из армии, создают дружные молодые семьи».

Он напомнил, что в настоящий момент государство реализует несколько программ, которые должны способствовать популяризации жизни на селе. Например, это программа «Агростартап», в рамках которой выделяются средства физическим лицам, которые готовы реализовывать экономически выгодные сельхозпроекты. Хорошей помощью для тех, кто хочет променять мегаполис или крупный город на деревню, могла бы стать программа по выдаче бесплатных ссуд гражданам, которым исполнилось больше 40 лет.

Сколько именно немцев планирует перебратсья в Нижегородскую область точно сказать пока тяжело, но в «Телеграмме» в чате, посвященном переезду зарегистрировались более 300 человек, желающих уехать из Германии.

Пока строительство деревни находится на начальной стадии. По предварительным планам оно займёт 8 — 10 лет. Однако, по мнению Ремо, этот срок может сократиться из-за ситуации в Германии, так как многие немцы хотят переехать как можно скорее. Русская душа «Многие люди в Германии разочаровались в правительстве и больше не видят будущего для себя и своих детей, — объясняет Ремо.

Они боятся за своих детей, которые уже в детском саду подвергаются идеологической атаке. Я думаю, что вопрос о том, хотят ли русские приехать в Германию, скоро должен быть исчерпан. Никто не может игнорировать то, что происходит в Германии». Как поделился Ремо, немецкий менталитет действительно отличается от русского.

И в первую очередь тем, что немцы боле организованны и собраны. Ранее сайт Pravda-nn. Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:.

Это немного. Даже по 10 литров с каждой — это всего лишь 400 литров. Это же не бизнес! Предположим, 20 тысяч. Это не бизнес. В совхозе у нас было 370 дойных коров. Территория нашего совхоза позволяла прокормить их. Значит, к этому поголовью и надо стремиться. Это ближайшие планы.

Стоит на берегу озера... Карта нашей области напоминает карту Финляндии. Там 10 тысяч озер. Красиво — леса, берёзы... Там может быть и парусный спорт, и ещё что-нибудь... Хотя понятно, что мы должны будем создать информационный повод, чтобы о нашей деревне заговорили. То ли это будут какие-то состязания, то ли конференции, пока не знаю. Обучение сыроваров думаю организовать у нас. Обязательно будем думать над какой-то изюминкой.

Мы не сторонники создавать лубочную картинку. У всех, с кем я общался, картина получается примерно такая: деревня — убитая, Камиль — молодец. Но деревня не убитая! Там есть свои трудности, но есть и достойные дома. Там очень дружелюбные жители, нет хулиганов, алкоголиков. Пьяных на улице не увидишь. Султаново — волне удобное место для жизни. И хотелось бы видеть там не только фермеров, но и людей, способных создавать маленькие производства в деревне, будь то мебельное производство или переработка рыбы. И я готов помогать им в этом.

У меня нет цели куда-то себя продвинуть. Моя цель — продвинуть свою деревню, чтобы в неё переехали достойные люди. Ошибка в тексте?

А если ее нет? В деревне вот намного проще. Здесь есть свой огород, можно посадить картофель, лук, огурцы, помидоры, все можно посадить и выращивать самому. И заработать здесь, в принципе, можно: сейчас у нас в деревне принимают корень лопуха, цена небольшая — 20 рублей за килограмм. Можно металл собирать — допустим, железо.

Металлоискатель у меня есть. Конечно, цена тоже не сильно большая — всего четыре рубля за килограмм. В городе — десять рублей, а здесь — четыре. Все равно выжить можно. Здесь не надо платить за квартиру, здесь свой дом. Мне каждое лето в любом случае приходится приезжать в деревню и помогать им. Где-то что-то надо распилить, отремонтировать, привезти-увезти и так далее. Много работы здесь: огород посадить, подбивать картофель, полоть грядки, чистить траву сухую. Постоянно в движении — это даже лучше, чем в городе, потому что я вот в последнее время в городе просто сидел.

Работа [физическая], конечно, меня не касается — грузчиком, отделочником, продавцом — никаким образом. Я пишу музыку на заказ, занимаюсь творчеством, работаю через интернет, и мне без разницы — что в городе сидеть, что в деревне. Здесь интернет тоже присутствует, единственное ограничение по скорости — здесь только 3G. Хотя уже, говорят, есть и 4G, нужно поменять модем, и все будет в порядке. Родители у меня отдельно в доме, а у меня летняя кухня, я нахожусь там. Во-первых, это свежий воздух — в городе вечно выхлопные газы, эта суета, кто-то постоянно куда-то спешит. Все в движении, аварии, сбивают людей... На самом деле много неблагоприятных для меня обстоятельств. В деревне мне намного лучше и спокойнее, я здесь вырос и родился.

В том году был хороший урожай кедровых шишек, мы заработали все хорошо, вся деревня зарабатывала большие деньги. Сейчас делаю работу по дому: где-то поеду железо покопаю, где-то — корень лопуха. Сейчас скоро вырастет иван-чай — это такая трава кипрей, ее тоже принимают у нас. Потом, после иван-чая, пойдет ягода черника. Она идет почти до самого сентября, ее можно собирать и зарабатывать неплохие деньги, в день четыре-пять тысяч. Это как в день — грубо говоря, вам не надо работать целый день, только с девяти часов до двух, и я зарабатываю четыре-пять тысяч свободно. Никому я не обязан, никаким начальникам, ни под кого я не должен прогибаться, ходить каждое утро на работу — это не по мне. К тому же, как я и говорил, я пишу музыку на заказ, мне вполне удобно, и все меня здесь устраивает. Пошел, удочку закинул либо корчагу — это такая снасть-ловушка для рыбы, на следующее утро проверил — там 70-80 ельцов.

Пожарил, покоптил. С едой здесь проблем нет, питаюсь я здесь не хуже, чем в городе, даже, я бы сказал, лучше, потому что тут чисто — свои продукты, картофель свой, даже если нет, то без проблем можно его купить в деревне. И соленья можно взять, и квашеную капусту у кого-то, и огурцы консервированные. Когда приезжаю сюда из города, у меня на самом деле душа радуется, и жить хочется, и настроение хорошее. Тем более в этом году май солнечный и жаркий, никогда такого не было. Тополиный пух сейчас, конечно, замучил немного. Как в песнях «Иванушек», только в мае. Вот пруд, где я рыбачу. Ну как пруд — тут вода затекает, и вот здесь рыба находится.

Скоро уже буду пахать огород, он небольшой, но в принципе его хватает. Ну, трактор приедет, все перепашет, будет отлично. Конечно, дом уже старый, нужен ремонт, но пока держится. Надо будет в этом году ремонт делать. Каждую осень заказываем березовые дрова, две машины по шесть тысяч рублей. В доме я занимаюсь творчеством, микрофон тут, компьютер, студийный монитор. Есть печка небольшая, которая хорошо отапливает: охапку дров кинул — и жарища. Но сейчас жарко на улице, даже и не стоит топить. Воду берем из колодца — нормальная чистая вода.

Он рядом, не надо ничего никуда возить, таскаю каждый день. Помимо этого, участвовал в качестве режиссера в различных медиапроектах и в свободное время снимал документальные фильмы на интересующие меня темы. Жил в довольно плотном графике. Подумав немного, я решил переехать в деревню. Я видел одного, он частенько стоит возле магазина и выпрашивает деньги на чекушку, и все. Остальные все работают. Как-то вышел пройтись — в апреле, как раз когда объявили режим самоизоляции, — и не встретил ни одного человека. Зашел к соседям, спрашиваю: где все? Они мне: как где — в огороде, земля подошла, перекапывают, и ты бери лопату и копай.

Ну, я и пошел, взял лопату и перекопал за пару дней весь огород. В общем, режим самоизоляции не сильно выбил из колеи деревенских жителей, они как занимались огородами, так и продолжают заниматься. Контактируют друг с другом через забор, кричат о том, как поживают, и все последние новости. Тут постоянно все чем-то заняты: работой на работе, работой на огороде, отдыхом после работы на том же огороде. Бездельникам здесь не место, бездельник здесь просто не выживет. Я понимаю, что не во всех деревнях есть газ, предприятия, магазины, но во всех деревнях есть земля, и если человек хочет жить сыто, безбедно и ни в чем не нуждаться, то он может это обеспечить, даже не имея работы, а имея лишь участок земли. Была бы голова и было бы желание. И в деревне не принято ныть, что нет работы, все дорого, вообще ничего не купишь. Здесь есть стандартное народное средство от всего этого — физический труд.

Тот, кто трудится и думает головой, тот всего добьется и точно не будет бедным, будет сытым, и семья и дети у него будут такими же. Поэтому если есть голова, есть руки, есть желание трудиться — все остальное будет. Прожив более 20 лет в крупном городе, я столкнулся с рядом бытовых проблем. Обо всем по порядку. Первая трудность, с которой я столкнулся, переехав из городской квартиры в частный деревенский дом, — отопление.

«Кризис заставил». Семья из Москвы выбрала жизнь в деревне и не пожалела

Специально для АЧБД Анна Поваго поговорила с бывшими жителями мегаполисов — энтузиастами, меценатами, сегодняшними людьми «из деревни». Жителям деревень в первую очередь нужна стабильная работа, чтобы они спокойно планировали будущее, брали кредит и знали, что смогут его отдать. Оглядываясь на семь прожитых в деревне лет, Женя признает, что в деревенской жизни немало минусов. Обновленная деревня Мувыр была образована 16 декабря 2009 года — в этот день местные жители ежегодно отмечают День деревни.

Один в деревне: интервью с барышцем, который не покинул Языковку

Причин, по которым молодые горожане переезжают в деревню, очень много. Со второй попытки дом бабушки в деревне Торнаяз мы привели в относительно жилое состояние, сделав к нему пристройку, которую было легче прогреть. Мы приехали в деревню из Петербурга, живем здесь уже около восьми лет, и нам здесь очень нравится. Глава тюменской деревни извинилась за трупы животных на затопленной свалке. В деревне Загарино Барышского района местные жители указали путь до Языковки. До самой деревни пришлось идти пешком примерно пять километров. Как начиналась деревня данные Народной энциклопедии деревень Юсьвинского района, сайт

Нешукшинский рассказ, или как бездомным выбрать деревню на жительство

В интернете Вероника познакомилась с односельчанкой, которая жила под Киевом. Та нашла данные, что два брата служили у Суворова, а за взятие Измаила им даровали дворянские титулы и эти земли. Во время Великой Отечественной войны Лупачи могли быть стерты с лица земли. Фашистские каратели сожгли соседнюю Великую Волю и расстреляли мирных жителей. Такая участь ждала Лупачи. Женщины всю ночь молились перед крестом, а на следующий день в деревню пришли немцы. Один из местных знал немецкий, он вел переговоры. Село не тронули… — Лупачи — это намоленная деревня, — говорит Вероника Сурмач и показывает тот самый крест, который уцелел. Женщина планирует залить его эпоксидкой и сохранить.

В одном из домов на стене сохранилась молитва. Ее хозяева дома написали в 1941 году. Долгие годы надпись закрывал кусок фанеры. Молитву Богородице нашли во время ремонта и решили оставить. В восторге от Щары и местной кухни Вероника Сурмач вспоминает, как решила показать местные пейзажи другим людям и начала заниматься туризмом: — Мы изучили спрос и поняли, что на Щаре можно организовать сплавы на байдарках. В Лупачи поехали гости. Они были в восторге от красот Липичанской пущи.

Сегодня в Мувыре активно развивается агротуризм, кемпинг, отдыхающие могут поплавать в лодках и заняться сапсерфингом. Как добраться до Мувыра? Ижевск — столица Удмуртской республики и ближайший к Мувыру крупный город.

Доехать до деревни из местного аэропорта проще всего на такси. Стоимость поездки составит около 3500 рублей. Более дешевый вариант — автобус «Ижевск — Кез» за 350 рублей, который отправляется с Центрального автовокзала и едет до остановки «Зура». От нее до деревни Мувыр нужно идти 3 км. Кто живет в Мувыре? Кроме Александра Корепанова и его семьи в деревню Мувыр вернулись ранее расселенные жители, а также переехали люди из соседних деревень. Все они работают в Мувыре. Активное развитие здесь получило фермерство — самое привычное и доходное занятие для деревенских жителей. Фермерское хозяйство Мувыра составляет 450 голов крупного рогатого скота. Также в деревне хорошо развито сельское хозяйство: местные жители выращивают овес, пшеницу, ячмень.

Благодаря поддержке региональных властей, в деревне был открыт собственный цех по переработке молока. Под торговой маркой «Мувыр» здесь производят кефир, йогурт, творог и сыр. Одна из дочерей Александра Корепанова, Нина Шкляева, работает управляющей на этом молокозаводе. Окончив школу, Нина поступила в педагогический институт и переехала в Пермь. Поездки в родную деревню дали понять, что жить в городе ей не нравится, и спустя несколько лет Нина решила вернуться в Мувыр. Когда регион выделил грант на строительство молокозавода, жизнь Нины изменилась, и она начала развиваться в области фермерского хозяйства. В деревне постоянно растет число отдыхающих.

Согласно различным исследованиям, российское село вымирает ударными темпами. В некоторых регионах доля обезлюдевших деревень превысила 20 процентов. Убийственная «оптимизация» Особенно ярко смерть российского села проявилась в регионах Центральной России и Севера. Только в период между переписями населения 2002 и 2010 годов число обезлюдивших деревень выросло более чем на шесть тысяч. В более чем половине всех сельских населенных пунктов проживают от 1 до 100 человек. Согласно результатам исследования, проведённого ранее Центром экономических и политических реформ ЦЭПР , за последние двадцать лет сельские населённые пункты не только не нарастили, но и в значительной степени утратили социальную инфраструктуру из-за процессов «оптимизации», которая особенно сильно затронула именно сельские территории. Так, за этот период количество сельских школ уменьшилось примерно в 1,7 раз, больничных организаций — в 4 раза, амбулаторно-поликлинических учреждений — в 2,7 раз. По оценке ЦЭПР, уже к 2023 году в российских деревнях может не остаться больниц, а к 2033-2036 годам — школ и поликлиник. Это может произойти при условии, что их количество будет уменьшаться в нынешнем темпе. В любом случае, уверены эксперты ЦЭПР, власти «оптимизируют» инфраструктуру сельской социальной сферы гораздо быстрее, чем там убывает население. В исследовании также отмечалось: «оптимизируя» школы и больницы под предлогом снижения численности населения на селе, власти фактически способствует усилению этого процесса всё в более значительных масштабах. Налицо — порочный круг. Ещё несколько лет назад Владимир Кашин, занимавший на тот момент пост главы аграрного комитета Госдумы, в своём выступлении сообщил, что за последние двадцать лет с лица земли исчезли 34 тысячи российских деревень. По его словам, ещё в 10 тысячах деревень проживают меньше восьми жителей. Если говорить о газификации, 95 тысяч деревень её не имеют... Люди не видят перспектив жить в деревне. Работы нет, инфраструктура отсталая, — сетовал Кашин. Парламентарий также рассказал, что 30 тысяч деревень не имеют дорог с твёрдым покрытием, поэтому «чуть-чуть развезло — пожарная машина с трудом проезжает, не говоря уже об автобусном сообщении». Это действительно самый главный вопрос сегодня — а есть ли ещё, что спасать? Российские деревни умирают не первый год, поэтому надо понять — что осталось, и осталось ли, — рассуждает в разговоре с NEWS.

Там у него дети, внуки и жена, которой здоровье не позволяет часто ездить в деревню. Валентин Иванович держит хозяйство: корову-кормилицу с приплодом и еще одну — та пойдет на мясо. С покосом помогают дети, их у Валентина Ивановича четверо, и все периодически навещают. Только не могу я там. По углам в квартире болтаюсь, что делать, не знаю. Даже на улицу выйдешь и делать нечего. Правда, дети свозили в зоопарк да на самолеты посмотреть, которые на посадку заходят, — говорит деревенский житель. Только разваливается уже всё... RU Несмотря на то что деревня Верхнешалинское находится всего лишь в 11 километрах от райцентра, выживать отшельнику здесь непросто. Там в начале даже начали отсыпать, видали, наверное, когда ехали? А раньше никто внимания не обращал, доходило до скандалов у нас. Местным властям было всё равно, что я тут живу. А те, видать, деньги получали, а чистить не чистили, я прямо скажу! RU С электричеством тоже была беда. После того как деревня окончательно сгинула, пообрезали и все сети в округе. Одинокий житель попытался «подцепиться» к линии совхозного коровника, он числился за администрацией райцентра. Сельчанин заверил, что будет исправно платить, но и тут ему навстречу не пошли. Пришлось тянуть провод к сетям, которые пока еще стоят в районе отработавшего карьера. Ко всем бытовым тяготам Валентин Иванович привык. Детям, которые порой издалека заводят разговор о переезде, решительно отвечает: — Да я там быстрей загнусь, в этом городе вашем! Здесь свежий воздух. А если скучно, нечего делать, пожалуйста, ходи! Раз прошел до дороги, потом назад, так и вечер пройдет! Он действительно иногда так коротает свободные зимние вечера, когда внезапно обрывается телесигнал. Привезенная потомками спутниковая тарелка тоже не всегда дюжит. Летом у старика совсем другие заботы. От зари до глубокого вечера он суетится по хозяйству. Иногда заходит поговорить сосед — Анатолий Федорович. Он пока непостоянный житель Верхнешалинского. Зимой находит работу в городе, а поздней весной возвращается в деревню, где родился и вырос. Изредка дедушки садятся в уазик и по колдобинам едут в райцентр за сигаретами и хлебом. Это основные нужды отшельников.

Женщина бросила работу в городе и вернулась жить в деревню: “Построю перепелиную мини-ферму”

При этом жизнь в деревне станет все более привлекательной для тех, кто сегодня живет в городах. Как начиналась деревня данные Народной энциклопедии деревень Юсьвинского района, сайт Деревня Зехнова входит в ассоциацию самых красивых деревень и городков России. Переезд из города в деревню — опыт одной семьи. 40 лучших деревенских YouTube-каналов про переезд из города в деревню и жизнь на земле. Два года назад семья сменила дом и переехала в деревню Ошмянского района, где всего два дома, их и соседский, который находится на достаточном удалении.

Как я переехала в деревню, научилась топить печь и доить козу

В исследовании отмечается, что другим направлением станет так называемая возвратная миграция и развитие экологических поселений. Речь идет о том, что все больше и больше россиян, имеющих возможность работать на удаленной основе, начнут массово уезжать в сельскую местность. Уже сегодня особой популярностью пользуются Краснодарский край, Воронежская, Ленинградская и Московская области. Развитие села, уверены исследователи, неразрывно связано с развитием экономики. Так, прогнозируется, что производимая фермерами органическая продукция наберет максимальную популярность. Вполне вероятно, что уже к 2025 году объем рынка сельскохозяйственных роботов вырастет до 25 млрд долларов. По мнению советника руководителя аналитического агентства «Национальный Эксперт» Андрея Шуклина, сельская местность в последние годы все меньше и меньше воспринимается в качестве символа архаики и отсталости.

Иметь свой загородный дом — можно и престижно.

По мнению доцента Института демографии им. Но это не значит, что какой-нибудь айтишник или менеджер по продажам начнет работать в сельском хозяйстве — он продолжит работать там, где он и работал в крупном городе, максимум, что он будет делать — покупать продукты в местном магазине, он даже налоги там платить не будет. Я не ставил бы на релокантов как на тех, кто поднимет сельское хозяйство». Доктор географических наук Института географии РАН Татьяна Нефёдова добавляет, что география распространения таких «релокантов» очень скудная. Россию ими не заселить.

Наиболее популярно Подмосковье, где дачная дезурбанизация с сохранением городской квартиры была характерна весь ХХ век и нарастала, а COVID лишь ускорил этот процесс. Отсюда — строительный бум в Подмосковье и в примыкающих к нему муниципалитетах. На более дальних дачах а дачи москвичей распространяются на расстояние до 500 км от Москвы условия для дезурбанизации недостаточны. Только единичные энтузиасты готовы зимовать без нормальных дорог, газа, водопровода и т. При таком раскладе сельскохозяйственные земли продолжат зарастать бурьяном, а тракторы — ржаветь. Сегодня основной приток людей на ПМЖ и работающих на сельхозпредприятиях обеспечивают мигранты.

С начала 90-х шла активная замена россиян в сельской местности жителями соседних государств. Местные начали массово покидать сёла и деревни в 1994 году, когда стало понятно, что одним огородом не выжить. За это время в города перебралось 2,72 миллиона человек. Но на их место приехало 2,2 миллиона мигрантов из других стран.

В деревне поток впечатлений невелик, а лишним сущностям неоткуда браться, разве только из телевизора и из глубины грешной души папы или мамы. Поэтому если вы без нужды не умножаете сущности, то дети в деревне: а никогда не скучают просто не догадываются о разнице между обычной жизнью и развлечениями , б любят природу, в много читают, г слушают аудиокниги, д не переносят эстрады, шансона и рэпа, е играют в дочки-матери, эстафеты, снежные крепости и в остальные человеческие игры, ж клеят, вырезают, рисуют и строят, з поют военные песни и знают героев Великой Отечественной лучше, чем их родители, и ставят театральные постановки и снимают их на видео, к занимаются музыкой, л говорят правильным русским языком, м охотно участвуют в богослужениях, н хорошо и самостоятельно учатся экстерном. Благо в эпоху Интернета и DVD деревня перестала быть местом, отделенным от культуры и знаний.

Можете задать вопрос: «А как же общение, досуг? Общения и разнообразия развлечений нашей семье не хватало и не хватает. Их не хватало в Петербурге, где дружеские молодежные кампании как-то подрастерялись, угодив в полосу бытовых и личных проблем; недостает общения и в деревне. Разобщение — бич нашего мира и я, честно говоря, не знаю, что против этого сделать. При этом посудите сами, какие увеселения, когда на руках у тебя погодки, мал мала меньше? Жизнь поневоле сама собой перестроилась и потекла по принципу «мой дом — моя крепость». И это правильно, это замечательно!

Семьи в жизни современного человека должно быть больше, а не меньше. Людям несамостоятельным полезно начать полагаться лишь на себя. Людям, зависимым от стороннего мнения, полезно пожить без постороннего вмешательства и оценок. Молодым семьям легче состояться на какой-нибудь нестандартной почве, вне зрения свекровей и тёщ. Как говорил захаровский Мюнхгаузен: «Каждый здравомыслящий человек просто обязан время от времени вытаскивать себя за волосы из болота». Так называемые проблемы семейных отношений — от скуки, они легко разрешаются там, где увлечены общим делом. Поэтому семейный радикализм — это здорово!

Домашние начинания forever! Хочешь быть счастливым — будь им. Устрой любые, какие хочешь, удовольствия в домашнем кругу, и ни в чем себе не отказывай. Так понемногу социализированные горожанские мысли наши стали настраиваться на неформальную альтернативную «волну». Вот вы, читатель, куда придумаете направить переизбыток творческой энергии и домохозяйственной фантазии? Наверняка, купите новую обстановку в детскую, смените окна на пластиковые, ну в крайнем случае, запланируете переезд на новый адрес. В любом случае, это будет: 1 дорого, 2 не своими руками и 3 в рамках строгой «табели о рангах» городского благоустройства.

В деревне, в своем личном хозяйстве ты можешь: 1 копать пруд, 2 резать наличники, 3 строить летний душ, 4 складывать красивые горки из камней, 5 ставить флагшток и каждое утро поднимать флаг твоего семейства, 6 пробовать разводить самые необычные растения, 7 устраивать собственный детский городок, 8 проводить воду в дом, 9 стрелять по мишеням, 10 делать ветряк, 11 осваивать использование таких гениальных вещей, как мотобур, бетономешалка и снегоуборщик. И при этом никто и никогда не скажет про ваш пруд: «отстой», наличники и при отсутствии большого мастерства будут смотреться прекрасно, выловленные четыре карася примут на ура, не хуже норвежской семги, а нарисованный детворой флаг будет представлять собой предмет общей гордости и handmade в единственном экземпляре. Деревенская усадьба — большой конструктор, а ты в ней сам себе мастер, начальник и пользователь.

Все семена, которые я увидела в магазине и которые мне понравились на картинке, — говорит она. Которых мы, неопытные садоводы, посадили не как нормальные люди 3—4 кустика, а мы посадили 14, из которых взошло 13. Мы снимали по пять—восемь штук в день. И теперь, мне кажется, я знаю все рецепты из кабачков. Как изменились отношения в семье Бытовые сложности могут по-разному отразиться на отношениях. Но Карина говорит, что их семью это нисколько не разобщило. Даже наоборот — Карина влюбилась в мужа еще сильнее. Дмитрий не только выполнял мужскую работу по дому, но и во всем помогал жене. Дима даже научился печь хлеб, пока я гладила бесконечные стопки белья. Даже после свадьбы не была так сильно влюблена в мужа, как после этой поездки, — рассказывает Карина. Сын Ваня тоже изменился в деревне. По словам мамы, он стал более самостоятельным и более общительным. Источник: Карина Гажу — Во-первых, это была свобода. Мы знали, что можем отпустить его из дома и ничего не случится. Во-вторых, большой поток гостей, много общения с разными людьми разных возрастов, поэтому он стал более социализированным. С ребенком Карина много времени проводила на природе: гуляли в лесу, изучали растения. И червей копала тоже первый раз в жизни. Потом я наловчилась этих червей рвать и насаживать на крючок. Сначала это было очень страшно, а потом я приспособилась, и мне очень понравилась рыбалка. Мужа и ребенка как-то она не так впечатлила. А вот я получала огромное удовольствие. Если появлялась свободная минутка, то я всегда бежала на озеро, — говорит горожанка. Как сложились отношения с местными жителями и туристами И всё же самые яркие впечатления у семьи остались от общения с людьми, которых они встретили за эти пять месяцев. Например, благодаря соседу Николаю Никитичу Карина научилась печь формовой хлеб в печке. Я засняла всё на видео, чтобы сохранить детали. Потому что когда тебе эти знания передает дедушка — а ему сейчас 72 — это, наверное, самое ценное, что можно взять из опыта жизни в Зехнова. Вот именно такое тесное общение, соприкосновение с местными жителями — самое главное, — с улыбкой вспоминает девушка. Алексей Иванович — хранитель часовни. Николай Николаевич — бывший почтальон... Запомнились супругам и знакомства с туристами. Встречались и те, кому ничем не угодишь, но о большинстве своих гостей Карина говорит с восхищением. Со многими туристами всего за пару дней они успевали подружиться, и с некоторыми до сих пор переписываются.

Как я переехала в деревню, научилась топить печь и доить козу

Как переехать из города в деревню: истории переезда Спасение деревни напрямую зависит от того, какие средства готово заложить государство в федеральном бюджете на эти цели.
В Тюменской области эвакуируют жителей деревни, где прорвало дамбу. Фоторепортаж История двух деревень в Архангельской области, в которых люди налаживают жизнь своими силами, — и тех, кто им в этом помогает.
НОВОСТИ ИЗ ДЕРЕВНИ. ИЗ ГОРОДА В ДЕРЕВНЮ 631 серия Я не верю, что деревню можно спасти без участия государства, по крайней мере, организовать для переселенцев рабочие места.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий