Сама Иверская икона Божией Матери находится в древнем Иверском монастыре на Святой горе Афон. День Иверской иконы Божией Матери празднуется несколько раз в году.
Празднование
- Второе обретение Иверской иконы Божией Матери
- Использованные материалы
- 7 чудесных фактов об Иверской иконе Божьей Матери | Храм Всех Святых
- Икона Божьей Матери Иверская: история, значение, молитвы и храмы с иконой
В Слободском встретили освященную на Афоне Иверскую икону Божией Матери
Домой, в Успенский монастырь в Тихвине, она вернулась лишь спустя почти 60 лет. Во время осады вражеские воины страдали от видений, которые показывали им огромное войско, идущее в Новгород из Москвы, а также небесных защитников города — ангелов и архангелов, которые приказывают им убираться восвояси. Благодаря заступничеству Тихвинской Божьей Матери шведам не удалось завоевать Новгород, а вскоре было заключено перемирие. Молитва перед сражением.
Этот древний иконописный образ известен с IX века. Чтобы спасти икону от уничтожения, владелица образа опустила ее в море у города Никея. Спустя два столетия монахи Иверского монастыря увидели плывущий по морю образ, сзади которого светился огненный столб, его поддерживающий.
Ведомый высшими силами, монах обители Гавриил вошел в море, и пройдя по нему, как по суше, принес икону в монастырь. Множество списков Иверского образа разошлось по миру. Существует сказание, что одним из знамений Второго Пришествия Христа и конца света будет исход иконы из монастыря по морю.
Иверская икона в России находится в Москве, в Новодевичьем монастыре. Святые образы, помогавшие русским воинам в сражениях Смоленская икона Божьей Матери Святыня и заступница западных земель — Смоленская Божья Матерь. Попала она в Россию в XI веке, вместе с дочерью греческого императора Анной, которая вышла замуж за Черниговского князя Всеволода.
Икона прославилась многими чудесами и исцелениями сначала в Иерусалиме, а затем в Константинополе. Однако жители Смоленска просили князя московского Василия Темного возвратить святыню в их город. И в XV веке она была передана в Смоленск.
На месте, где москвичи расстались с драгоценным образом, был основан Новодевичий монастырь, там и поместили список с иконы Смоленской Божьей Матери. Чудотворная икона была утеряна во время Великой Отечественной войны. Почаевская икона Божьей Матери глубоко почитаема славянами всего мира.
Этот образ был подарен дворянке Анне Гойской патриархом Константинопольским Неофитом. В XVII веке лавра была осаждена турками. Монахи молились Божьей Матери, пели ей акафист.
Внезапно перед войском захватчиков появилась сама Богородица со своей небесной ратью.
Когда насельники монастыря увидели в море огненный столп, исходящий от образа Богородицы, то стали молиться о том, чтобы Богородица позволила им обрести эту чудную святыню. Божия Матерь явилась старцу Гавриилу, который вёл особо строгую подвижническую жизнь в монастыре, и велела принять Её Пречистый образ из воды. С молебным пением вышли братия монастыря к берегу моря, а старец Гавриил, пройдя по воде как по суше, принял святой образ Богородицы в свои руки. Икона была торжественно внесена в главный собор монастыря, а на утро монахи нашли её над вратами обители. На следующий день икона снова была внесена в собор, и вновь оказалась на прежнем месте — над вратами. В сонном видении Богородица явилась старцу Гавриилу и повелела передать братии, что желает быть хранительницей их обители.
В соответствии с церковными песнопениями братия называла его земным ангелом и небесным человеком. Старец поведал о своём сне настоятелю. И вот утром монахи с кадилами и свечами вышли на берег и совершили молебен. Гавриил с молитвой пошёл по воде, «яко по суху». Все мы помним, как засомневался апостол Пётр и начал тонуть. Страшна цена сомнения. Старец Гавриил призвал на помощь Бога и Матерь Божию и с верой, которая горами двигает, направился к святой иконе и принял её в руки. На берегу послышался дружный и радостный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь. Так же, ступая по воде, вернулся Гавриил на берег. На берегу послышался дружный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь Тут же на том месте поставили часовню и три дня и три ночи служили благодарственные молебны. Где хранить такую святыню? Конечно же, в алтаре, в святая святых соборного храма. Так и сделали. Ранним утром перед заутреней один из монахов по послушанию начал зажигать лампады в алтаре и обнаружил, что икона исчезла. Скоро её нашли над вратами обители. Не вразумились насельники и снова внесли икону в алтарь. Однако ещё дважды повторялся самовольный и чудесный переход образа Богородицы из храма на монастырские врата. И опять благодаря старцу Гавриилу, разрешилось недоумение. Явилась ему Богородица в светлом сиянии и повелела: «Объяви братии: не хочу быть охраняемой вами, но желаю Сама стать вашей Хранительницей. Доколе вы будете видеть Мою икону на вратах, до тех пор благодать Сына Моего к вам не оскудеет». В благодарность насельники грузинской обители воздвигли надвратный храм и поставили в нём икону. Как известно, она пребывает там и ныне. Поэтому греки называют её Портаитиссой, а русские Вратарницей. Ибо Она сама благоволила выбрать место Своего пребывания — на вратах. Глубоко символично это именование чудотворной иконы. Богородица охраняет врата обители от врагов, которые не раз нападали на монастырь. Однажды персы под предводительством воеводы Амиры на 15 кораблях приплыли к Афонской горе. Сойдя на берег, они окружили обитель. Монахи, взяв из храма драгоценные священные сосуды и чудотворную Иверскую икону, спрятались в одной из башен. Персы опутали канатами столпы соборного храма и пытались обрушить его. Насельники со слезами взывали к Богородице о спасении. И вдруг на море поднялась сильная буря, и корабли с оставшимися на них воинами потонули. Предводитель Амира остался в живых. Он не только покаялся в содеянном, но и пожертвовал много золота и серебра на восстановление монастырских стен, которые потом укрепили, сделали выше прежних. Но не только о такой реальной защите и покровительстве идёт речь. Богородица Вратарница также закрывает врата для «духов злобы поднебесных». И вместе с тем она отверзает врата! Возьмём в руки акафист и найдём ответ: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая! На оборотной стороне оклада Иверской иконы находится надпись на грузинском языке. Спаси душу господина моего Куаркуара, сына Кай Хозроя. Я же, раб Твой, благодарю Тебя, что Ты удостоила меня недостойного позолотить и украсить святую икону Твою Вратарницу. Се приношу Тебе малый дар; приими оный от мене грешного и в жизни сохрани мя непорочным, и в день исхода души моей заступи и невидимым сотвори рукописание грехов моих, поставляя и меня грешного одесную Сына Твоего и Бога, яко Ему подобает всякая слава со безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Знаменитый путешественник по святым местам В. Барский 1723—1747 так описывает икону: «В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе, вместо наместной обычной иконы Богородицы, стоит некая святая и чудотворная икона, поименованная от древних иноков Вратарница, с великими очесами, держащая в левой руке Христа Спасителя, очернела множества ради лет, покровенна же вся, кроме лица, среброкованной позлащенной одеждой и, кроме того, упещрена многоценными каменьями и монетами золотыми от различных Царей, князей и благородных бояр, дарованными за многая Ея чудотворения; идеже и российских Царей и Цариц, Императоров же и Императриц, князей и княгинь монеты златые и иные дары повешены видех моими очесы. Имать же еще святая оная икона знамение, или шрам язвы, на ланите, юже восприят древле от единого, иже прежде бысть неверный и именовашеся Варвар и удари ножом от злобы и ненависти; последи же, егда узре, яко абие истече много крови, яже и доныне познавается, покаяся и верова, и бысть монах скитник, и спасся, и ныне именуется святый Варвар, и тамо изображен есть в преддверии черн, аки Моисей Мурин, но юнейший, и с прежними своими оружиями, с ножом, стрелами и луком». Ведь благодаря Иверской часовне при входе на Красную площадь она стала оной из самых почитаемых икон не только в Москве, но и на всей Руси. И надо сказать, что москвичи увидели чудотворную афонскую икону довольно поздно — в середине XVII века. В те времена православное духовенство из Греции нередко приезжало на Русь для сбора пожертвований. И вот прибыл в Москву архимандрит Пахомий собирать приношения для Афонских монастырей. Будущий Патриарх Никон, бывший тогда настоятелем Ново-Спасского монастыря, по совету с Царём Алексеем Михайловичем заказал у него точный список чудотворной Иверской иконы. Образ прибыл в Москву в 1648-м году с тремя иноками Иверской обители. Они доставили и грамоту, в которой подробно описывалась работа афонского иконописца. Вот отрывок из письма: «Как есми приехал архимандрит Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 братов, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, старую Портаитскую то есть афонскую Иверскую Вратарницу , и в великую лохань ту святую воду собрали, собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного дерева, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную и Святую литургию с великим дерзновением и верою, и после Святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему написать икону. И та икона новый список Иверской Портаитиссы не разнится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — только слово в слово новая, аки старая». Иверскую икону встречали у Воскресенских ворот Китай-города: присутствовали Царская семья, Патриарх и множество народа. На том месте и построили Иверскую часовню. В том же 1654-м году икону отправили к русским войскам, бывшим в походе против поляков. Уточняется также, что принесена она из Царьграда при тогдашнем Патриархе Константинопольском Парфении. Для сопровождения иконы Государь отпустил в Вязьму митрополита Казанского и Свияжского Корнилия, и с ним трёх архимандритов да трёх игуменов. На эту деталь стоит обратить внимание: икона в первый же год своего прибытия в Москву стала пользоваться таким почитанием, что для сопровождения её в войска послали митрополита, трёх архимандритов и игуменов. Икона стала пользоваться таким почитанием, что для сопровождения её в войска послали митрополита Иверские иконы на Руси прочно связаны с именем Патриарха Никона. Когда будущий Патриарх был Новгородским митрополитом, он облюбовал одно красивое место на Валдае в Новгородской епархии. Возведённый на Патриарший престол, Никон воздвиг там монастырь по образцу Иверского. Для этого по совету с Царём он послал на Афон опытных иконописцев. Они не только составили точный план обители, но и сделали список первоначальной Иверской иконы. В 1656-м году она была перенесена с Афона в Валдайский монастырь. В книге «Мысленный рай» Патриарх Никон поведал об одном событии, связанном с перенесением иконы. У иконописцев, иноков Корнилия и Никифора, не нашлось денег, чтобы заплатить за переправу через Дунай. А лодочники были мусульманами, и с ними никак не удавалось договориться. Иноки уже решили было вернуться на Афон, но во сне им явилась Богородица и укрепила дух их.
После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин память 12 июля , по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею. Впоследствии слух о чудотворном образе через паломников распространился по России.
Иверская икона Божьей Матери (Вратарница) — значение, в чем помогает, история образа
Впервые список Иверской иконы Божией Матери появился в России в 1668 году. Она подошла к иконе Божией Матери Иверской (это список, представляет собой воспроизведение почитаемой иконы), и просила об исцелении. 25 февраля верующие чтят память одной из главных своих святынь – Иверской иконы Божией Матери с пронзенным ликом. 12 ноября, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл возглавил встречу чудотворной Иверской иконы Божией Матери в Успенском храме г. Ставрополя, куда святыня вернулась после реставрации. Значение Иверской иконы Божией Матери можно свести к обличению и вразумлению, которые не раз были дарованы монастырской братии.
7 чудесных фактов об Иверской иконе Божьей Матери
Иверская икона Божией Матери – один из самых почитаемых православными христианами образов. Храм иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте”. "Иверская икона Божией Матери, или, как ее еще называют, "Вратарница", является одной из самых почитаемых чудотворных икон не только Святой Горы Афон, но и всего православного мира. Впервые список Иверской иконы Божией Матери появился в России в 1668 году.
Новости Рубцовска
Ее еще называют Привратница или Вратарница. Такое название икона получила благодаря интересной, необычной легенде. Изначально версии о создании иконы несколько отличаются. Ниже мы расскажем, в чем же помогает икона Иверской Божией Матери и о ее происхождении. Иверская икона Божией Матери: история Впервые упоминания об иконе стали появляться, начиная с 15 века, среди славян. А среди греков упоминания иконы датируются 16 веком. Согласно легенде, эта икона была создана в 9 веке, во время царствования императора Феофила. В то время были распространены иконоборцы, поэтому согласно легенде, икона была отправлена в море женщиной, которая проживала неподалеку от города Никеи.
Только через два века монахи Иверского монастыря на Афоне нашли икону. Самое интересное, что она находилась на огненном столпе. Но как только монахи подходили к иконе, она от них отдалялась. Среди монахов был и Гавриил, который вел праведный образ жизни, а в летнее время был затворником, пребывая на скале, и употребляя лишь воду и фрукты с овощами. Святая Вратарница Именно ему во сне пришло видение, что Божия Матерь хочет, чтобы он забрал икону, которая станет охранницей этого монастыря и всего человечества. Проснулся Гавриил и рассказал монахам о своем сне. В тот же день отправился он за иконой, прошел по воде, как по земле.
Забрал икону, вернулся назад, тот же час освятили ее, и расположили у алтаря. Только вот на следующие утро монах, который пошел молиться, не обнаружил ее на том месте. Она висела сверху у врат монастыря. Монахи опять забрали, поставили возле алтаря. Так повторялось несколько раз. Гавриилу было новое видение, в котором Божия Матерь сказала: «Я не хочу чтобы вы охраняли меня, охранять вас буду я. Оставьте меня над вратами».
Именно поэтому икона и получила название Привратница или Вратарница.
Для того чтобы банный дух нe чувствовал сeбя ни в чeм ущeмлeнным, eму оставляли в банe мыло, вeник и воду. Такжe считалось, что в банe нeльзя оставлять никаких икон — банник их "нe любит", поэтому всeгда, когда купались, снимали натeльный крeст. Что нeльзя дeлать в дeнь иконы Ивeрской Божьeй Матeри Считаeтся, что 26 октября, как и в любой другой православный праздник, нeльзя ни с кeм ругаться, злословить, произносить бранныe слова. Впрочeм, вeрующeму чeловeку это ни к чeму и в любой другой дeнь, но православныe торжeства всe-таки всeгда отмeчались "особeнными запрeтами". В дeнь иконы Ивeрской Божьeй Матeри обязатeльно нужно сходить в храм: послушать службу и помолиться пeрeд иконой. Однако eсли сдeлать этого нe получаeтся, можно молиться и дома — в любом случаe искрeннee обращeниe к Богу будeт услышано. Eсть повeрьe, что в православныe праздники нeльзя заниматься тяжeлым физичeским трудом, шить, готовить пищу, убираться и прочee. Мeжду тeм данный вопрос до сих остаeтся спорным. Часть вeрующих увeрeна, что подобныe запрeты — "наслeдиe" язычeского прошлого, и к рeальной вeрe они никакого отношeния нe имeют.
Нeкоторыe жe говорят о том, что в праздники, важныe для вeрующих, нужно нe трудиться, а, нe отвлeкаясь, думать о Богe. Правда, запрeта на уход за больными, приготовлeниe пищи и помощь нуждающимся нeт.
Иконоборчество еще в силе, поэтому иконы находятся в большой опасности. Согласно преданию, в дом одной благочестивой вдовы, у которой хранится эта реликвия, приходят воины по повелению императора, уничтожающие иконы по всей империи.
Они находят образ Богородицы и сбрасывают его со стены. Один из воинов ударяет копьем, и происходит знаменательное, экстраординарное событие: на глазах у воинов и изумленной женщины из места удара проступают капли крови. Действительно, это не может никого оставить равнодушным. Женщина успокаивает воинов тем, что дает им деньги, чтобы они пощадили икону.
Согласно преданию, воины должны были прийти на следующий день и икону каким-то образом уничтожить. В сердце благочестивой женщины возник план. Она со своим малолетним сыном, завернув икону в полотно, ночью решается бросить ее в море, помолившись, чтобы Господь Сам каким-то образом сохранил икону. Икону опустили в воду, через какое-то время она поднялась и начала удаляться от берега.
Согласно древним преданиям, мальчик, сын вдовицы, ушел на Афон, а женщина претерпела мучения от гонителей за то, что спасла икону. Далее двести лет об иконе было ничего не известно. Примерно через двести лет на Афоне некоторые из братии монастыря беседовали на берегу моря, и их внимание привлекло некоторое свечение, столп света. И пешком по отмели, и на лодке никто не мог достичь иконы.
Весь Афон говорил об этом событии. Через некоторое время пришел отшельник Гавриил, сказав, что ему было видение от Пречистой Владычицы Богородицы и ему надлежит пойти и взять эту икону. Он пошел по воде, с молитвой взял икону и принес ее в монастырь. Монахи Иверского монастыря приняли икону и внесли в главный храм обители.
Но утром обнаружили, что иконы в храме нет.
В том месте, где первый раз икона соприкоснулась с землей, стал бить святой источник. Икона была помещена в храм, а на утро на всеобщее удивление оказалась у врат монастыря. Икону снова заносили в монастырь, а наутро история повторялось снова. Богородица снова вилась к Гавриилу и сказала, чтобы икона была оставлена на месте, так святой лик будет охранять обитель.
У врат монастыря позже построили храм. Образ иконы известен своими чудесами, которые связаны с избавлением города от врагов. Иверская икона настоящая покровительница Москвы, она дважды спасала город от недоброжелателя.
Образ Казанской Божьей Матери, обретенный в огне пожаров
- 18 апреля – день Иверской иконы Божией Матери
- Содержание
- Икона Божьей Матери Иверская: история, значение, молитвы и храмы с иконой
- За что Иверскую икону Богородицы любили цари, нищие студенты и поэты
Похищенную икону вернут в Иверский монастырь на Валдае. Ворам было бы непросто ее продать
Иверская икона Богородицы одна из самых прославленных в мире икон. "Иверская икона Божией Матери, или, как ее еще называют, "Вратарница", является одной из самых почитаемых чудотворных икон не только Святой Горы Афон, но и всего православного мира. Иверская икона Божией Матери – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Впервые список Иверской иконы Божией Матери появился в России в 1668 году. Значение Иверской иконы Божией Матери можно свести к обличению и вразумлению, которые не раз были дарованы монастырской братии. Иверская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых чудотворных святынь Первопрестольной столицы нашей, да не только столицы — всей Святой Руси — восходит к тем первоначальным изображениям Пресвятой Девы, которые, по преданию.
Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году — о чем молятся
- День Иверской иконы
- О земном и о небесном. Иверская икона Божией Матери
- Иверская Богоматерь. Что можно и чего нельзя 26 октября 2023 года?
- МАСТЕРСКАЯ
История Иверской иконы Божией Матери
Напоминается еще, что «неопалимая купина» есть Сама Божия Матерь, Бога спасающего вместившая во утробе Своей, «огнь Божества приимшая во чреве неопально», а потому и называемая «купиною неопалимою», когда, например, поем в песнях церковных: «Радуйся, купино неопалимая! Ибо ведь пламя страстей часто более опасно, чем пламя огня вещественного. Особенно похоть плотская возжигает пламя в душе и теле человека, и угасить это пламя, сильнейшее огня вещественного, может только огонь любви к Богу, орошающий и помогающий угасить пламя огня похоти, как любовию к Богу более, чем огнем вещественным, опалялись отроки в пещи Вавилонской, как преподобный Мартиниан впоследствии стал обнаженными ногами на огонь, чтобы угасить пламя похоти, возжженное в его сердце блудницей, пришедшей к нему под видом странницы, потом сделавшейся великой подвижницей, под именем Зои. Вот почему именно в девственных телах три отрока Вавилонские, победившие пламя страстей постом, остались неопалимыми в пещи Вавилонской, их спасло то, чему пребывание их в пещи в девственных телах было прообразом: вселение Бога спасающего в девственную утробу Божией Матери, не опалившуюся огнем Божества. Вот о каком хранении Божией Матерью всей жизни нашей напоминает явление иконы Ее Иверской. Она охраняет как бы все входы и исходы нашей жизни и потому называется «благой Вратарницею, райские двери всем отверзающею». Как бы в знамение того Она и избрала себе место над вратами обители Иверской, что хочет Она охранять жизненные входы и исходы человека. Так и в Москве Она охраняет как бы входы и выходы народа русского, стекающегося отовсюду «в сердце России», столичный город ее Москву.
Так и здесь, во Владикавказе, самый храм, устроенный вблизи базара, напоминает о том, как необходимо все свои входы и исходы движущемуся здесь непрестанно народу осенять небесным благословением благой Вратарницы, Божией Матери. Пусть люди, преданные суете житейской, хотя по дороге воспринимают это осенение Покрова Божией Матери, если не могут они, обремененные житейскими заботами или немощами, постоянно и часто приходить на молитву и воспринимать освящение всей жизни чрез эту непрестанную молитву. Но какая польза, подумают, быть может, некоторые, от такого мимолетного осенения? Не то же ли это, что движение ветра, коснувшееся человека и пропадающее затем бесследно? Нет, и краткое осенение небесное может быть очень полезно человеку.
Не будучи в состоянии спасти святую икону от поругания, вдова пустила ее в море, икона же чудесно направилась к святой горе Афонской, которую уже ранее Божия Матерь избрала земным уделом Своим вместе с Иверией, послав в последнюю страну святую равноапостольную деву Нину, просветительницу Иверии. Афонские иноки видели огненный столп, возвышавшийся над святою иконою, но не могли достигнуть ее. Тогда по особому откровению один инок Иверского монастыря Гавриил пошел по водам моря и взял на руки святую икону, внес ее в храм Иверского монастыря, но на другой день она была найдена над вратами монастыря, где избрала Божия Матерь место пребывания Своего. В нескольких списках распространилась святая икона по земле Русской, прославившихся чудесными знамениями, из каковых списков особенно замечателен список в Иверском Валдайском монастыре, сделанный при устроителе монастыря патриархе Никоне, затем в Новодевичьем Московском монастыре и в часовне при Воскресенских воротах в Москве.
Как чтут святую икону Иверскую жители Москвы и все благочестивые сыны России, как тысячи богомольцев, начиная с царей и цариц, ежедневно стекаются в часовню приложиться к святой иконе, как ее берут в дома на молебны и т. Одним из списков святой иконы Иверской, подобием ее, является и чтимая здесь Моздокская икона Божией Матери. Как все дивно в явлении иконы Божией Матери Иверской, как все напоминает о чудном хранении Ею рода человеческого! Как напоминает шествие ее по морю в столпе огненном путешествие Израиля, без потопления прошедшего Чермное море, по пустыне, предводимого столпом облачным и огненным, а еще ранее явление Бога Моисею в купине неопалимой, указывавшей прежде всего на бедствия народа Израильского в Египте, на эту пещь бедствий, в которой народ избранный Божий как бы горел и не сгорал, хранимый силою Божиею! Это сохранение народа Божия и водительство его по пустыне есть не кратковременная лишь помощь и охранение, а целое воспитание народа жестоковыйного, дело гораздо более трудное и многозаботливое, требовавшее большего и более постоянного внимания, чем, например, требуется от матери для того, чтобы поднять дитя и возрастить его от пелен до тех пор, пока оно станет само на ноги и придет к желанной цели своей жизни. Нам, новому «Израилю Божию» Гал. Напоминается еще, что «неопалимая купина» есть Сама Божия Матерь, Бога спасающего вместившая во утробе Своей, «огнь Божества приимшая во чреве неопально», а потому и называемая «купиною неопалимою», когда, например, поем в песнях церковных: «Радуйся, купино неопалимая! Ибо ведь пламя страстей часто более опасно, чем пламя огня вещественного. Особенно похоть плотская возжигает пламя в душе и теле человека, и угасить это пламя, сильнейшее огня вещественного, может только огонь любви к Богу, орошающий и помогающий угасить пламя огня похоти, как любовию к Богу более, чем огнем вещественным, опалялись отроки в пещи Вавилонской, как преподобный Мартиниан впоследствии стал обнаженными ногами на огонь, чтобы угасить пламя похоти, возжженное в его сердце блудницей, пришедшей к нему под видом странницы, потом сделавшейся великой подвижницей, под именем Зои.
Чудотворная икона Иверская, чудеса связанные с Иверской иконой Есть много легенд об иконе Иверской Богоматери. Столько чудес она совершила и столько добра людям принесла, что по праву ее можно называть чудотворной. К примеру, известен случай, когда в монастырь на Афоне прибились несколько нищих странников. Они просили ночлега у местных иноков, но те были настроены негативно и не пустили бедолаг без оплаты ночлега. Тогда пошли она восвояси, то встретили случайно богатую женщину, она дала им золотую монету. Пошли странники снова к инокам, но и на этот раз получили отказ. Наутро иноки обнаружили, что все их продукты испорчены. С этой поры они не стали брать денег за ночлег странников. Еще известен не менее интересный факт.
Возле оригинала иконы стоит неугасаемая лампадка. Она имеет свойство раскачиваться из стороны в сторону перед приближающейся бедой. Когда чувствует икона сильное потрясение, то раскачивается так, что воск плещется по сторонам. Кстати, перед сильнейшим землетрясением в Армении и нападением американцев на Ирак лампадка тоже раскачивалась. Еще одна очень интересная история с хорошим концом случилась в одном из храмов, где хранился список Иверской иконы Богоматери. В этот храм случайно зашла женщина, которая недавно потеряла своего сына. Она уже полностью разочаровалась в этом мире, и хотела покончить с собой. Она уже вынашивала план своей преждевременной смерти. Как только женщина взглянула на икону, она сразу переменилась в лице и передумала сводить счеты с жизнью.
Женщина стала усердно молиться со слезами на глазах, и просить прощения за свои греховные мысли. Мироточить она начала не сразу, а только через год после написания. Зовется эта икона еще и Монреальской. Иосифа считали избранным человеком, которого выбрала сама Богородица. Испанец, который принял христианство еще в молодые годы, всю жизнь хранил этот образ. Икона все это время источала целительную жидкость. Когда Иосиф был жестоко убит в Афинах, что случилось в 1997 году, икона без следов пропала. До сих пор ее нигде не могут найти. Он зовется еще и Вратарницей.
Название связано с тем, что Богоматерь сама захотела, чтобы ее образ находился не внутри монастыря, а вне его — над вратами при входе в это святое место. По сей день икона хранится именно в Иверском монастыре, что на горе Афон расположен. Она достаточно большая и возле нее стоит лампадка, которая никогда не гаснет. Отличительной чертой этой иконы является кровоточивая рана на лике Богоматери. Икона Богородицы Иверская Вратарница Об иконе, которая носит название Вратарница, мы уже сказали чуть выше. Ее название связано с тем, что располагается икона именно над вратами при монастыре на горе Афон. Списки с Вратарницы можно найти во многих российских храмах. Эту икону хорошо весить у входа в своей дом, чтобы злые люди не посмели причинить ничего страшного вашей семье. Тропарь Иверской иконе божией Тропарь, который читается перед иконой Иверской Богоматери, мы предоставим в виде видео-ролика.
Вы его можете прочесть и своими словами. К примеру, это может выглядеть так: «Пресвятая Матерь божья, именуемая Иверской. На тебя надежды возлагаю и прошу избавить и от телесных мук меня, и от мучений духовных. Посели гармонию в душе моей и дай покой моему телу. Измучили болячки меня, да не дают жизни счастливой. Лишь на тебя уповать мне приходиться в столь недобрый час. Во имя всех Святых, Аминь!
Через много лет она явилась у острова Афон, где к этому времени подвизался выросший сын той самой женщины… 2.
Хождение по воде Но не только икона «шла» по воде — по воде к ней пошел и монах, встречавший ее. Это произошло не сразу: первоначально афонские монахи пытались приблизиться к сияющей иконе, но та отдалялась от них. И только через несколько дней Богоматерь явилась во сне грузинскому старцу Гавриилу, имевшему чистое, «детское» сердце и ведшему строгую подвижническую жизнь. Она сказала ему: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Так и случилось, и икона с тех пор находится в их монастыре. Правда, она не согласилась висеть в алтаре и трижды таинственным образом появлялась над входными воротами. Тогда насельники монастыря, благодарно приняв слова «Не вы будете Меня охранять, а Я вас», оставили ее над входом и назвали «Вратарницей». Чудо о нестяжательстве И монахам свойственно ошибаться, и одну такую ошибку помогла осознать и исповедать афонским монахам Иверская икона Божьей Матери.
Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удрученный, он пошел по дороге в Карею. Но по дороге встретилась ему удивительная Женщина, протянувшая ему золотую монету для оплаты ночлега.
«Хочу Сама быть Хранительницей вашей». История Иверской иконы Божией Матери
Не для того Я прибыла, чтобы Меня охраняли, но чтобы Я охраняла вас. Доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет». Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, в которой чудотворная икона пребывает и поныне, поэтому икона называется Портаитисою, то есть Вратарницей. В истории Иверского монастыря есть множество случаев чудесной помощи Богоматери.
Она избавляла обитель от варваров, чудесно восполняла запасы пшеницы, елея и вина, исцеляла больных. Однажды мусульмане приплыли в Афон и опустошили обитель. Грузинские иноки закрылись в монастырской башне и слезно молили Пресвятую Богородицу перед Иверской иконой о защите.
И вдруг поднялась страшная буря и уничтожила все корабли разбойников, кроме того, на котором находился их предводитель. Пораженный чудом, он раскаялся, просил монахов молиться о прощении его грехов и принес многие дары на восстановление обители. В книге «Посмертные вещания преп.
Нила Мироточивого» собраны пророчества, данные в начале ХХ века, в том числе и о большом отступлении от веры в 1917 году. В этой книге судьба Афона прямо связана с пребыванием Иверской иконы на Святой горе: «До тех пор, пока Царица Спасения то есть Иверская икона будет находиться на Афоне, не покидайте и вы Святой горы. Но когда Царица Спасения удалится с Афона, тогда и монахи должны будут оставить это место, ибо оно будет обречено на погибель», - наставляет афонских монахов преп.
Почему икона называется Иверской и почему она связана с Афоном? Ответ на эти вопросы находим в земной жизни Пресвятой Богородицы. В 44 году Ирод Агриппа начала преследовать христиан и обезглавил Иакова, брата апостола Иоанна Богослова, арестовал апостола Петра и хотел предать его смерти.
Апостолы, с соизволения Божией Матери, решили оставить Иерусалим и отправиться для апостольского служения в разные страны. Они кинула между собой жребий — кому куда идти, и Пречистая Богородица пожелала иметь в этом участие. Ей досталась земля Иверская, ныне Грузия.
Матерь Божия стала готовиться к тому, чтобы отправиться туда, но ангел возвестил Ей: та страна просветится позже, а Ей нужно остаться в Иерусалиме, так как ей предназначен труд просвещения другой страны, о которой воля Сына и Бога Ее объявится в свое время. На острове Кипр жил в то время Лазарь, чудесно воскрешенный Господом после четырех дней смерти. Он был епископом Кипра и давно сокрушался, что долго не видит Пресвятую Богородицу.
Сам он не смел появляться в Иерусалиме ввиду гонений на Церковь. Матерь Божия написала ему утешительное послание с просьбой прислать за Ней корабль. Лазарь, получив послание, немедленно с радостью снарядил корабль, на котором Матерь Божия с Иоанном и некоторыми другими спутниками отплыла к острову Кипр.
Но недалеко от Кипра вдруг подул сильный ветер, и корабль унесло в сторону от острова. Увлеченный бурею в Эгейском море, он быстро промчался между многочисленными островами архипелага и пристал к берегу горы Афон. Пресвятая Дева вышла на берег неведомой Ей страны.
На Афоне тогда среди идольских капищ возвышался огромный храм Аполлона. При приближении корабля, на котором была Богородица, злые духи, находившиеся в статуях, «заговорили», понуждаемые высшею силою: «Люди, обольщенные Аполлоном, спешите сойти с горы, идите в Климентову пристань встретить и принять Марию, Мать Великого Бога Иисуса! Народ устремился к берегу моря.
Язычники с трепетом внимали словам Пресвятой Девы и пожелали немедленно принять святое крещение. Святая Проповедница совершила немало чудес, которые укрепили веру новокрещеных. Я буду заступницей этому месту и теплая о нем ходатаица пред Богом!
Да почиет благодать Его на месте этом и на живущих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего! Первый удел Богородицы - Иверия — не остался без участия. Матерь Божия явилась во сне святой Нине, будущей просветительнице Грузии, и вручила ей крест из виноградной лозы со словами: - Возьми этот крест.
Он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Я же буду тебе покровительницею. Равноапостольная Нина достигла Иверии около 219 года.
Ее ревностная проповедь, подкрепленная множеством чудес и исцелений, привела к тому, что в Грузии укрепилось христианство. В 965 году Торнике Эристави, в монашестве Иоанн, полководец грузинских царей Баграта и Давида Курапалатов, с группой грузин прибыл на Афон и в 980 году около места, к которому приставал корабль с Божией Матерью, основал Иверский монастырь. Сюда и явилась через 19 лет Иверская икона, покровительница Грузии и Афона.
В 1Х веке образовалось древнерусское государство. В 988 году принял крещение великий князь Владимир, за ним крестилась вся Русь, усвоившая себе звание «Дом Пресвятой Богородицы». Великий князь Владимир крестился в Херсонесе рядом с современным Севастополем , территориально — между Грузией и Грецией Афоном.
В конце Х11 — начале Х111 веков в Греции правила царица Тамара. Ее мужем был Юрий, сын великого князя Андрея Боголюбского. Тесными связями были связаны Русь и Грузия.
В 1586 году грузинский царь Александр обратился к царю Федору Иоанновичу с просьбой принять Грузию под свое покровительство. Через два года митрополит Иов ответил грузинскому царю, что русский царь «землю твою Иверскую взял в свое царское достояние под свою руку». Царь и патриарх посылали в Грузию материальную помощь и духовные послания.
В 1783 году после молебна в ныне действующей церкви святителя Николая в г. Георгиевске на реке Подкумок был подписан трактат о добровольном прннятии Грузией покровительства России. Появление этого духовного центра было предсказано апостолом Андреем, посетившим эти места в первом веке.
В России же находится и последний, четвертый удел Богородицы — Дивеево. Слухи о чудотворном Иверском образе Богоматери через паломников распространилась по России. Архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию во время его пребывания в Москве с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы.
Позже архимандрит Пахомий описал, как создавалась эта копия чудотворного образа. И после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы тот, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону». Иконописец употреблял пищу два раза в неделю, в субботу и воскресенье, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию.
Надо пояснить, почему на Горе Афон в Греции оказался Иверский монастырь. Иверон по-гречески означает «грузинский». Древнее название Грузии — Иберия, в русской транскрипции — Иверия. Грузинский монастырь был основан в 860-880 годах от Рождества Христова, и строился он на средства грузинского иверского царского дома Багратионов, один из потомков которого был генералом русской армии и участвовал в Бородинском сражении 1812 года. В 1259 униаты полностью разрушили монастырь. В 1285 году на монастырь напали латиняне, а в 1306 году подвергся страшному разорению от пиратов-каталонцев. Грузин в монастыре почти не осталось, поэтому константинопольский патриарх передал монастырь в Греческую Церковь.
Так вот, в XI веке монахи увидели огненный столб до неба, который исходил из стоящей на воде иконы. Как бы они ни приближались к столпу, он от них удалялся. Благочестивому иноку Гавриилу Святогорцу явилась во сне Пресвятая Богородица и велела ему не страшась идти по воде и взять из моря образ. Что он и сделал, и принес икону в монастырь, ее поместили в храме. Она простояла там ночь, а наутро ее увидели над вратами монастыря. Образ внесли в храм, и на следующее утро все повторилось. Богородица еще раз явилась во сне Гавриилу: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни.
Мы возносим молитвы Всeвышнeму, и он слышит каждую из них. Народныe повeрья в дeнь Ивeрской иконы Божьeй Матeри Наши прeдки искрeннe вeрили в то, что eсли как слeдуeт попариться в банe 26 октября 13 октября по старому стилю , то всe хвори отступят, а чeловeк будeт "защищeн" вплоть до будущeго праздника Ивeрской. Выкупаться нужно было в обязатeльном порядкe до заката, иначe быть бeдe: дух любой бани — "Банник" — разгнeваeтся и можeт здорово "напакостить". Как устраивалось банноe обиходьe?
Всe просто: растапливали баню, да пожарчe, так, чтобы парило "от души". На полки в банe ставили различныe настои из цeлeбных трав, которыe должны были вылeчить от многих хворeй. В том числe обязатeльно приводили в баню больных эпилeпсиeй — "падучeй". Считалось, что банный дух обязатeльно поможeт изгнать хворь.
Банником называли в народe сущeство, котороe, по повeрьям, обитало в банях. Чeловeку оно нe показывалось, но зато могло давать о сeбe знать шумом или иными проказами. Считалось, что Банник и сам нe прочь выкупаться, но только дух любит, когда в банe сильно "напарeно", и моeтся ужe послe сeдьмого пара.
Я же буду тебе покровительницею. Равноапостольная Нина достигла Иверии около 219 года. Ее ревностная проповедь, подкрепленная множеством чудес и исцелений, привела к тому, что в Грузии укрепилось христианство. В 965 году Торнике Эристави, в монашестве Иоанн, полководец грузинских царей Баграта и Давида Курапалатов, с группой грузин прибыл на Афон и в 980 году около места, к которому приставал корабль с Божией Матерью, основал Иверский монастырь. Сюда и явилась через 19 лет Иверская икона, покровительница Грузии и Афона. В 1Х веке образовалось древнерусское государство.
В 988 году принял крещение великий князь Владимир, за ним крестилась вся Русь, усвоившая себе звание «Дом Пресвятой Богородицы». Великий князь Владимир крестился в Херсонесе рядом с современным Севастополем , территориально — между Грузией и Грецией Афоном. В конце Х11 — начале Х111 веков в Греции правила царица Тамара. Ее мужем был Юрий, сын великого князя Андрея Боголюбского. Тесными связями были связаны Русь и Грузия. В 1586 году грузинский царь Александр обратился к царю Федору Иоанновичу с просьбой принять Грузию под свое покровительство. Через два года митрополит Иов ответил грузинскому царю, что русский царь «землю твою Иверскую взял в свое царское достояние под свою руку». Царь и патриарх посылали в Грузию материальную помощь и духовные послания. В 1783 году после молебна в ныне действующей церкви святителя Николая в г.
Георгиевске на реке Подкумок был подписан трактат о добровольном прннятии Грузией покровительства России. Появление этого духовного центра было предсказано апостолом Андреем, посетившим эти места в первом веке. В России же находится и последний, четвертый удел Богородицы — Дивеево. Слухи о чудотворном Иверском образе Богоматери через паломников распространилась по России. Архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию во время его пребывания в Москве с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы. Позже архимандрит Пахомий описал, как создавалась эта копия чудотворного образа. И после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы тот, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону». Иконописец употреблял пищу два раза в неделю, в субботу и воскресенье, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. Во главе встречающих были патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.
На месте встречи иконы в 1699 году была построена Иверская часовня разрушена в 1929 году, а ранее -27 апреля 1922 года — газета «Правда» сообщала, что 26 апреля того года из часовни были изъяты золотая риза с иконы весом более пуда, пять пудов серебра, два необыкновенных изумруда, 27 бриллиантов и много иных драгоценных камней. Ныне Воскресенские ворота и Иверская часовня восстановлены. Принесенная икона получила название Московской Иверской. В Москве чрезвычайно распространилось ее почитание. Она вошла в обиход Москвы, слилась с ее бытом. Поучительный пример подавали высочайшие особы, которые по приезде в Москву прежде всего навещали часовню, молясь перед образом и прикладываясь к нему. Весной 1896 года в Москве состоялась блистательная коронация императора Николая 11 и императрицы Александры Феодоровны. Это было величественно и незабываемое по красоте торжество. Сначала император с царицей-матерью и государыней проследовали к Иверской часовне, чтобы поклониться чудотворному Иверскому образу Богородицы.
С раннего утра и до поздней ночи множество людей приходило поклониться святыне и перед ней о своих нуждах, поблагодарив о заступничестве, отметив его тем или иным даром, многие представители крупных московских фирм не начинали свой рабочий день, не навестив Иверскую. Редкий учащийся не приходил сюда перед экзаменом. Даже хвалящиеся своим неверием потихоньку от знакомых приходили сюда. Кроме того, икону постоянно возили по домам, даже и ночью, так что святыня никогда не бывала без большого числа людей перед ней. Став патриархом в 1652 году, Никон сразу задумал устроить на острове Валдайского озера обитель в честь Иверской иконы по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы для создания новой копии чудотворной иконы и для снятия точного плана Иверского монастыря. В 1653 году был основан Валдайский Иверский Святоезерский Богородицкий монастырь. В декабре 1656 года сюда была привезена новописанная Иверская икона. Первое чудо от нее совершилось уже в пути.
Иноки, несшие икону, не имели чем заплатить за переправу мусульманам и уже были готовы вернуться на Афон, но явившаяся им в сонном видении Пресвятая Дева успокоила их. В ту же ночь Она явилась богатому греку Мануилу и повелела ему переправить через Дунай благочестивых путешественников и защитить их от бесчинств турецкой стражи, что он и совершил, а позже отказался от богатого дара, присланного патриархом, и был чрезвычайно награжден Богородицей. В монастыре на Валдае икона хранилась в великолепной золотой ризе, украшенной драгоценными камнями. Икона — апостол. Так прославилась икона на Северном Кавказе. Об этом читаем в служебном документе — в годовом отчете св. Епископ подробно описал состояние городов, храмов и жителей. Описывая город Моздок, прежде бывший местом пребывания епископа Моздокского и Маджарского, св. Игнатий сообщает: «За городом, на противоположном кладбищенской церкви конце, находится деревянная церковь Успения Божией Матери.
В ней за правым клиросом в киоте присутствует древняя чудотворная Иверская икона Божией Матери. Исторические сведения о сей иконе имеются следующие. В двенадцатом столетии знаменитая царица Тамара по кончине своего супруга Георгия Андреевича, сына Андрея Боголюбского, вступила в брак с князем осетин. Вместе со своею рукою она оставила князю и его народу христианство. Благочестивая царица не щадила ни трудов, ни издержек для водворения и утверждения святой веры между осетинами. Предание утверждает, что одни из развалин в Карталинском ущелии составляют остаток храма, в котором помещалась и хранилась Иверская икона Божией Матери, драгоценнейший дар боголюбивой Тамары осетинскому нарду. Два раза храм был разрушен до основания пожаром, и оба раза икону Божией Матери находили целой. Шестьсот лет икона пребывала в Карталинском ущелии. В конце прошлого столетия магометанство при посредстве турецких миссионеров вторглось в Кавказские горы.
Оно уничтожило между народами горскими то слабое христианство, которое еще держалось между ними, осетины склонились к исламу, подобно прочим горцам.