Новости громница славянский праздник

Праздники → 2 февраля Громница (славянский праздник). Громница — единственный день зимой, когда может приключиться гроза — можно услышать гром и увидеть молнии. Праздник Громницы, который празднуется в первые дни февраля, связан с первыми признаками приходящей весны. Что можно делать в славянский праздник Громница, поверья, запреты и суеверия.

Праздники Кологода. Громница, Сретение, Имболк - 2 февраля

Содержание статьи: Громница в христианстве Наши предки имели свой календарь, его они придерживались на протяжении многих тысячелетий. Важно отметить, что в жизни каждого религия занимала важное место. Те, кто исследовал славянскую культуру утверждали, что именно религия являлась основой в обществе. Когда христианство стало основной религией, оно старалось всякими способами искоренить язычество, но сделать это мгновенно не получилось бы. Поэтому церковь старалась прибегать к хитростям и подменять торжества, но делала это так, чтобы они несли удобный для христианства смысл.

Громница — праздник, который подвергся изменениям, только в православии он несет название Сретенье. В древние время существовала вера в то, что именно в этот месяц в схватку вступает зима с весной. Люди поклонялись Громовнице и Громовержцу. Имена богине давали разные, зависело от конкретной территории.

Так, например, на украине богиню называли Паляницей. Спустя многие столетия узнать точнее, кого подразумевали древние славяне под всеми названиями и кого почитали больше нельзя. Празднование Сретения Громница у славян связывалась с главным атрибутом — громничной свечей. Она символизировала Небесный огонь.

На ее изготовление предки старались сделать самый качественный воск. Перед наступлением праздника растопленный воск разливали в подготовленный формы, и ждали пока он застынет. Когда все было готово, люди собирались на места поклонения богам и зажигали свечки. В древности верили, что свеча способна не только отвести грозу, но и с ее помощью, можно просить богов послать дождь в засуху.

Подобные обряды доверяли проводить только волхвам или жрецам. Если человека одолевает недуг, свечу вкладывали ему в руку, а она своей магией даровала здоровье. Внимание привлекала Громница свечи и погодные условия. С наступлением праздника предки следили за погодой.

Какая она была в этот день, такими и будут оставшиеся дни месяца. Если на небосводе будет замечено солнце, то следовало ждать ранней весны.

Коло замкнулось. В народной легенде Громница — это праздник выхода Силы на поверхность земли. День, когда Оленуха дарит людям и земле Силу Огнедевы. В этот день просыпается Змей Громовержец, отсюда и название праздника — Громница.

Во время Масленицы на всех славянских карнавалах ряженые «шуты гороховые» изображали медведя — «скотьего бога» в языческих представлениях. По народному поверью «февраль рассечёт зиму пополам, а медведю бок согреет», в эту пору наступает середина зимы и на другой бок поворачивается в своей берлоге Медведь. Самое ранее упоминание о Комоедице мы обнаружим в 3 томе книги П. Шейна «Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края», изданной ещё в 1902 году. О суевериях в Бегомольском приходе Борисовского уезда священник Симеон Нечаев рассказывает: «Праздник этот всегда бывает накануне Благовещения Пресвятой Богородицы и посвящён в честь медведя. В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушёный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подаётся овсяный кисель, потому что медведь любит овёс; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название «комоедица».

После обеда все — стар и мал — ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя». Комы — это вовсе не медведи, а традиционное кушанье из гороха. Поговорка — «Первый блин комом», в 1736 году «Первый блин и тот комом», или «Первый блин да комом», встречается в 1741 году. А сама присказка «Первый блин комом, блин второй — знакомым, третий блин — родне, а четвертый — мне» прозвучала в припеве песенки бабушки Варвары из фильма «Вот моя деревня» 1972 года. Считалось, что первый блин должен задобрить предков, поэтому первый блин должен быть хорошим и красивым, а не скомканным. Народные приметы погоды на Сретенье.

Другое широко распространённое название Громницы — Сретение, то есть Встреча. По Славянским сказаниям, в эту пору Зима встречается с Весной. В народе говорят: «На Громницу зима с с весной встретились», «На Громницу Солнце — на лето, зима — на мороз», «На Сретение зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения только потеет», «На Сретение кафтан с шубой встретились», «Какова погода на Сретение — такова и весна будет», «На Сретение снежок — весной дожжок»; «Если на Сретение холода завернут — весна холодная, поздняя», «Тихий и облачный день на Сретение — будет хороший урожай хлебов и плодов», «На Сретение небо звёздное — зима не скоро плакать начнёт», «На Сретение капель — урожай на пшеницу», «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов, снег в полдень — средних, к вечеру — поздних». Если небо белозвёздно, то зима заплачет поздно. Если Морена-Зима «не сдаётся» — на Сретение ударяют морозы, называемые в народе Сретенскими. Сретение — «перелом» зимы.

Если с вечера в канун Сретенья — 15 февраля небо будет усеяно звёздами, то и зима ещё не скоро «зачнёт плакать», и весна зацветёт на Руси позднее обыкновенного В пору двоеверия на Руси Сретенье «Сретение Господне» напоминало христианам о встрече младенца Иисуса с иудейским праведником Симеоном, состоявшаяся в иерусалимском храме на сороковой день после «Рождества Христова». На Сретение 15 февраля совершалось Малое Водосвятие, «сильной» водой, считалась вода набранная на Водокрес — 6 января, когда творили Великое Водосвятие. По народным верованиям, купание в проруби на Сретение делает человека сильным и здоровым, и даже простое умывание Сретенской водой уносит многие хвори и болезни. В Белоруссии сохранился обычай, когда родители или близкие родственники обрызгивают Сретенской водой с благо пожеланиями сына, уходящего в армию. В народе Сретение считается также Первыми Закличками Весны. На Сретение вечером заклинают Солнце.

При закликании Солнца на Сретение поют: «Солнце-вёдрышко, выгляни, красное, из-за горы, Выгляни, Солнышко, до вешней поры!

Например, в Белоруссии, в семьях до сих пор сохранилась традиция «освящать» такой водой сына, уходящего служить в армию. Именно с того времени, закрепилось поверье, что купание в холодной, освящённой проруби, может исцелять. Даже если просто умыться такой водой, то всё равно можно было исцелиться от разных хворей.

Здесь отчётливо прослеживается тесное переплетение языческих верований и православных обрядов. С данным праздником было связанно много поверий. Например, если на праздник Громницы выпадали морозы, то стоило ожидать довольно холодной и поздней весны. Если выдавалась звёздная ночь, люди говорили, что ещё не скоро зима «плакать» начнёт, то есть не скоро ещё таять начнёт снег.

Если на этот праздник выдавалась ясная и безоблачная погода, то верили, что урожай будет богатым. Были свои приметы и на тот случай, если выпадал на Громницу снег. Если подобное случалось утром, то это означало, что стоило ждать раннего урожая пшеницы. Соответственно, если снег выпадал посреди дня, или вечером, урожай был бы своевременным, или наоборот поздним.

На Громницу существовал ещё один очень интересный обряд. Его называли заклинанием солнца. Люди выходили из домов и собирались перед самым закатом, чтобы всем вместе заклинать солнце. Верили, что если солнце успевало перед закатом показаться из облачного марева, то это означало конец холодам и морозам.

Если подобного не происходило, то древние славяне верили, что стоило ожидать жутких морозов, аккурат после Велесового Власьего дня, то есть после 11 февраля. Праздник Громницы иначе ещё называют и первыми закличками весны. Напомним читателям, что вторые подобные мероприятия справляются девятого марта, а третьи заклички совпадают с Масленицей. Очень интересным является тот факт, что у данного праздника есть свои аналоги и в культурах других народов.

Наглядным примером этому служит, например, древний кельтский праздник Имболк, который знаменовал собой окончание зимнего времени, и сопровождался ритуальными омовениями. Этот праздник древними кельтами отмечался первого февраля. Свечи Громовые. Помимо водных обрядов, в день праздника Громницы важным атрибутом так же считались свечи.

Подобные свечи называли ещё Громницами, или Громовыми свечами. Их изготавливали для прославления бога Перуна и его супруги, богини Паляницы. Среди славянских народов, у каждого был свой особый ритуал, связанный с изготовлением этих свечей. Вот, например, в Белоруссии, подобные свечи олицетворяли собой священный и живой огонь, и от того считались преимущественно мужским атрибутом.

Отливом громовых свечей занимался исключительно глава семьи. Считалось, что чем больше будет громовая свеча, тем больше счастья и достатка она принесёт в дом. Отливали свечи в последнюю субботу, перед самым праздником, в день, когда было принято так же прославлять свои предков. После того, как свеча освящалась на капище её, несли в дом, чтобы по очереди «освятить» каждого члена семьи, и каждый уголок в избе.

Одну свечу обязательно было принято относить в хлев, чтобы освятить и домашний скот. Было принято хранить громовые свечи до следующего праздника Громницы. Бытовало поверье, что летом, в пору гроз и дождей, именно наличие подобных свечей спасало дом от молний. На Украине дело обстояло немного иначе.

Громовые свечи в основном изготавливали женщины, в особенности девушки.

Богиню- покровительницу молний и небесной влаги Диву-Додолу. Она является женой Перуна. Во время грозы она посылает небесную влагу для плодородия земли, а её супруг — грозу. Её символ — ландыш. В Громницу Лёля и Морена встречаются. Зима ещё не закончилась, а весна не наступила, сёстры враждуют между собой.

Если выиграет Морена, зима продолжится, если Лёля — скоро наступит весна. Додола и Перун на стороне весны со своими громами и молниями. Когда празднуется? Католики Сретенье Господне празднуют 2 февраля, а православные — 15 февраля. В 2019 году праздник большая часть людей отмечала праздник 15 февраля, в пятницу. В следующем году будет отмечаться так же 15 февраля, в субботу. В настоящее время Громницу не так сильно празднуют, так как это больше праздник наших предков, сейчас о нём вспомнит не каждый.

Но наши бабушки и дедушки обязательно смогут нам похвастаться тем, как весело в молодости они отмечали этот день с песнями и плясками.

Коло Года. Языческий праздник «Имболк»

Содержание статьи: Громница в христианстве Наши предки имели свой календарь, его они придерживались на протяжении многих тысячелетий. Важно отметить, что в жизни каждого религия занимала важное место. Те, кто исследовал славянскую культуру утверждали, что именно религия являлась основой в обществе. Когда христианство стало основной религией, оно старалось всякими способами искоренить язычество, но сделать это мгновенно не получилось бы. Поэтому церковь старалась прибегать к хитростям и подменять торжества, но делала это так, чтобы они несли удобный для христианства смысл. Громница — праздник, который подвергся изменениям, только в православии он несет название Сретенье. В древние время существовала вера в то, что именно в этот месяц в схватку вступает зима с весной. Люди поклонялись Громовнице и Громовержцу. Имена богине давали разные, зависело от конкретной территории. Так, например, на украине богиню называли Паляницей. Спустя многие столетия узнать точнее, кого подразумевали древние славяне под всеми названиями и кого почитали больше нельзя.

Празднование Сретения Громница у славян связывалась с главным атрибутом — громничной свечей. Она символизировала Небесный огонь. На ее изготовление предки старались сделать самый качественный воск. Перед наступлением праздника растопленный воск разливали в подготовленный формы, и ждали пока он застынет. Когда все было готово, люди собирались на места поклонения богам и зажигали свечки. В древности верили, что свеча способна не только отвести грозу, но и с ее помощью, можно просить богов послать дождь в засуху. Подобные обряды доверяли проводить только волхвам или жрецам. Если человека одолевает недуг, свечу вкладывали ему в руку, а она своей магией даровала здоровье. Внимание привлекала Громница свечи и погодные условия. С наступлением праздника предки следили за погодой.

Какая она была в этот день, такими и будут оставшиеся дни месяца. Если на небосводе будет замечено солнце, то следовало ждать ранней весны.

В народе говорили: "Пришёл Федул - теплом подул", "Федул тепляком подул", "До Федула дует северяк, а с Федула теплынью тянет", "Пришёл Федул, тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дворов натопил". Если на Федула стояло ненастье, говорили: "Ныне наш Федул с ветра губы надул". Каркая над домом, где живут не по Прави, Ворон, как вестник Кощного Бога, призывает на нечестивцев Навию кару. С16 по 22 апреля цветеня отмечаются Первые Русалии - череда святодней, предшествующих Яриле Вешнему, чародейная седмица неделя посвящённая чествованию Девы Лели - юной Богини Весны и девственной Природы, бурлящих вод и пробудившихся женских водяных духов - русалок-берегинь. О сию пору девы в долгорукавках без оберегов, уподобляясь русалкам, творят "вертимое плясание" на полях, не допуская в свой круг парней. Этот праздник, является не только русским народным аналогом "общепринятого" 8 марта, но и своего рода продолжением Масленицы, так как это время нового обращения к богине Леле. Призывая Лелю на собственные именины, народ встречает Лелю, которая преображается во всей своей красе - благодаря своей Матери - Богини Любви.

С 22 апреля цветеня по 10 мая травеня отмечается праздник "Красная Горка", который начинается с Лельника и заканчиваются ко Дню Земли-Матушки. Это праздник красной весны, веселья, хороводов, символизирующий встречу парней и девушек, праздник поцелуев и начала половой жизни, сродни тому, что Весна - это начало новой жизни для всей приРОДы, тако же это ещё и первое весеннее гуляние молодых девушек. Красная горка не была фиксированным праздником одного дня. Праздник продолжался в течение нескольких дней или даже недель и потому был настоящим событием в жизни молодых людей. В этот день Ярила "отмыкает" оплодотворяет Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав. С заходом Солнца открывают зачин. В этот день поминают предков, призывают их посетить землю: "Летите, милые деды... После зачина начинается тризна: воины на горе "боряхуся по мертвецы", показывая своё боевое искусство. С высокой горы катают крашенные яйца, соревнуясь.

Побеждает тот, чьё яйцо укатится дальше, не разбившись. К полуночи, на той же горе раскладывают дрова для большого костра. Май Травень 1 мая травеня , заполночь начинается праздник - Живин День. Жива сокр. Дочь Лады, супруги Дажьбога. Она - Богиня Животворящих сил природы, весенних бурлящих вод, первых зелёных побегов; покровительница юных девушек и молодых жён. С приходом христианства её культ заменила собой Параскева Пятница. С 1 по 7 мая травеня проходят Вешние Деды Навья Седмица - череда святодней, предшествующих Дню Земли, седмица поминовения Предков, когда навии души умерших посещают живых на Земле. Празднование Дня Всходов начинается на вершинах гор или холмов.

Ещё несколько дней назад земля была пуста - и вот уже всё оживает прямо на глазах, а с вершины холма это особенно хорошо видно. Всё начинает расти, цвести, благоухать совершенно особым весенним запахом, поют соловьи. Весна пришла на Русскую Землю! В этот день почитают русалок, на травах образуется особенная роса, потому они и считаются целебными. На Киевщине в Русалкин четверг с восходом солнца девушки шли в поле, предварительно взяв с собой ржаной хлеб и священной воды. В поле девушки делили хлеб поровну. Потом каждая шла на жатву своего отца. Там на краю поля она и оставляла тот хлеб для мавок - "чтоб рожь родила"... Дажьбог - Бог плодородия и солнечного света, живительной силы.

Первопредок славян по тексту "Слова о полку Игореве" славяне - дажьбожии внуци. По славянским преданиям, Дажьбог и Жива вместе возродили мир после Потопа. Лада, матерь Живы, соединила браком Дажьбога и Живу. Затем обручённые боги родили Ария, ставшим по легендам прародителем многих славянских народов и племён - чехов, хорват, киевские полян. В этот день совершаются обережные обряды пробуждения земли в частности обряд опахивания , приносящие силу, здоровье и удачу. Это святодень, в который воскресает богиня Жива - и чествуется как именинница. В этот день совершается возжжение священного огня, знаменующего начало лета. Проходят широкие народные гуляния, скоморошьи забавы, игры, хороводы, песни и пляски под традиционные славянские инструменты: барабан, кугиклы, дудки, свирели. Считается, что в этот день Земля "отдыхает", поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи.

Особливо чтутся во сей день Велес и Макошь - земные заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву и слушают Землю. С 20 по 30 мая травня отмечается "Грудие Росное" неделя Рода. В эти дни волхвы приносили жертвы и молили Рода о дожде и хорошем урожае. С 26 мая травеня по 2 июня кресеня отмечаются Зелёные Святки Вторые Русалии - череда святодней, предшествующих Яриле Мокрому, чародейная седмица, посвящённая проводам весны и сопутствующих ей женских духов - русалок-берегинь. Время, когда на смену юной Деве Леле приходит зрелая женщина - Жена Лада. О сию пору провожают Кострому - Ярилину сестру, макая её чучело которое обычно плетут из травы и украшают цветами в воду, а затем разрывая его и размётывая остатки по полю. Творят сие священнодействие вещие девы, облекшиеся в личины русалок и рубахи-долгорукавки без оберегов. Свадьба Велеса и Живы.

В начале июня природа радует глаз буйством красок. Ярило открывает небо, и зелёные травы наливаются волшебной силой. Уходит весна, приходит лето. До восхода Солнца умываются целебной росой, обходят нивы с хлебом, освещают дома и ворота. В этот день Ярило-Солнце показывает свою силу. На зачине Огонь горит необычайно жарко. Семаргл-Огнебог помогает своему небесному брату. После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь. Оттого праздник сей также называется Семик.

В этот день приносят требу ветру - разбрасывают на все четыре стороны вокруг дома куски хлеба. Затем с высокого места сыпят на ветер муку или пепел от костей жертвенного петуха. В этот день особенно запрещается "бросать слова на ветер", хотя и в остальные дни это не приветствуется. С 19 по 24 июня кресеня проходят Русальи Дни, в которые проходит важный цикл обрядов, связанный с "проводами русалок", "яичным заговеньем", "русальным заговеньем". Русальные дни проходят после "Семика" Ярилина Дня. Глиняный календарь IV века определяет особую череду дней непосредственно перед Купалой, включая в себя и сам великий праздник. С 23 на 24 июня кресеня, червня празднуется великий праздник "Купала" приурочен ко дню летнего солнцеворота солнцестояния. Датой начала празднества может быть также 21 и 22 июня. Праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета сил Матушки-Природы.

Православные христиане отмечали 24 июня день Иоанна Крестителя Ивана Купалы. Вечером, когда заходящее солнце краешком ещё не касается леса, начинается праздник. Всё действие происходит на поляне у речного берега. Заранее приготавливают костёр-купалец с длинным шестом посередине, на который насаживают купальское колесо с шестью спицами. Отдельно сооружают погребальную краду для куклы и малый купалец, через который будут прыгать суженые.

А у Громника просили защиты, так как он хорошо справлялся с низшими, темными силами. В Белоруссии эти дни считались как "Малые деды" - поминовение усопших - поэтому на стол ставили дополнительный прибор и приглашали предков, чтобы почтить их. Первые дни февраля считались пограничными и очень опасными. В эти дни старались не работать, не начинать никаких дел, потому что граница всегда опасна, и через нее могут проникнуть злые духи. Но на границе можно и нужно собирать силу для будущих дел и своего блага, которую можно будет использовать. Этот день также связан с огнем. Зажигали огонь и свечи в больших количествах, особенно по дому. В этот день или за несколько дней до 2 февраля делалась особая магическая свеча - Громничная свеча, которой пользовались потом весь год. На обряде эти свечи освящают, посвящая Перуну-охранителю. Громничная свеча пользуется особым почитанием. Она является олицетворением живого огня, наделена магической силой и выполняет обережные функции. Чтобы получить наиболее сильный оберег, следует самостоятельно слепить громничную свечу, конечно лучше всего из воска со своей пасеки. Считается, что чем больше свеча, тем удачливее будет год. Также в этот день, хозяин дома зажигал Громничную свечу и подпаливал волосы всем домочадцам крестообразно, чтобы защитить их на весь будущий год и дать им здоровье. Лишь в этот день женщинам разрешалось распустить волосы для этой процедуры.

И, наблюдая эту закономерность, древние славяне старались задобрить Перуна-Громовника в этот день и приносили ему жертвы, а Маланьицу чествовали песнями, просили у ней скорейшей весны. Перуница первая помощница бога перуна «Ой Додола-Додолюшка, Перуница светлая! Муж твой в походе, правь воеводит; Дива в лесах, крышень — в небесах. Сойди к славянам молнией рьяной! У нас вдоволь хлеба — сойди к нам с неба! У нас вдоволь соли — не лиши нас доли! Сойди громливо, сойди счастливо, Сойди красиво — честным людям на диво! Додола славна, на надежду дана! Есть чудесный миф «О Змее Громовержце и Оленухе». Суть его проста, как все гениальное. Он описывает основные процессы и вехи течения жизни и закономерность взаимоотношений Мужчины и Женщины , которые находят свое отражение в праздниках Кола. Жизнь есть единение и взаимодействие двух начал, двух разных энергий. Характер этого взаимодействия и определяет свойства и атрибуты времен года: зарождения, развития, апогея и жатвы урожая. Змей Громовержец спит в своих подземных чертогах. На груди у него покоится чудесное ожерелье Силы — Огнедева. Мать всего живого Оленуха спускается в чертоги Змея и, воспользовавшись своими женскими чарами, похищает ожерелье Силы. Оленуха выносит на поверхность земли Огнедеву и Силой и Сиянием наполняется Земля. Змей же, заметив пропажу, пускается в погоню за Оленухой и тоже выходит на поверхность Земли Красная Горка, день весеннего равноденствия. Там её и настигает обманутый Змей. Но не может он противостоять чарам Матери Всего Живого и соединяется с ней в экстазе любви Купала, день летнего солнцестояния. Громовержец возвращает себе Огнедеву. Теперь Сила на его стороне, и он увлекает за собою Оленуху в чертоги подземные. В момент вхождения в обитель Громовержца, Оленуха сбрасывает свои рога — символ Мудрости и Силы Матери. Рога остаются Детям Земли и дарят им Мудрость Богач, день осеннего равноденствия.

Сретение в славянской традиции

Иногда свечи изготовляли накануне праздника, а в Громницу освящали и заговаривали. На праздничный стол ставили блины как символ приближающейся Масленицы и солнечного диска. Христианский праздник Известно, что христианская церковь вела длительную борьбу против языческих суеверий, но все-таки пришлось объединить христианские праздники с языческими: так народу было легче адаптироваться к новому вероучению. Так, Рождество приурочили к празднику зимнего солнцеворота 25 декабря, а Пасху к встрече весны. В праздник Громницы теперь отмечают Сретенье Господне, которое напоминает встречу весны и зимы. Только встречаются в храме священник Симеон и младенец Христос. По евангельским преданиям, старец Симеон всю жизнь ждал встречу со Спасителем мира Мессией. Ему было пророчество, что не умрет, не увидев Христа — Спасителя. Когда Богородица принесла ребенка в Храм на 40-й день после рождения, благочестивый старец сразу его узнал. Однако до пятого века этот праздник отмечали в Византии не пышно. После стихийных бедствий и болезней, которые унесли в Византии десятки тысяч людей, было принято решение отмечать Сретенье в более торжественной и пышной обстановке.

С тех пор этот день входит в годовой круг Двунадесятых праздников. Сретенье — очень важный для христиан праздник. Именно в этот день мать Христа принесла младенца в храм, чтобы посвятить Господу. Он был посвящен в веру, официально стал причислен к лону Авраама. Отцы церкви считают, что в этот момент встретились друг с другом Старый и Новый завет. Значение праздника состоит в следующем: символ очищения и освящения; символ огня Божьей благодати. Сретенскую свечу зажигали в моменты, когда нужно очистить помыслы от негативных мыслей. В этот день в церкви освящали воду большим чином, как на Крещение. Бытовала традиция собирать воду с тающих сосулек и освящать ее, но впоследствии утратила свое значение. Освященную сретенскую воду используют для: исцеления от болезней; окропление домашней скотины перед выгоном на пастбище; окропление членов семьи перед длительной поездкой.

Слово "сретение" означает встречу. В народе это отразилось представлением о том, что 15 февраля встречаются зима и весна. Люди говорили: «Если на Сретение холода завернут — весна холодная, поздняя». Интересно, что в православной церкви есть традиция освящать свечи на Сретение, сообщает foma. Она пришла из католической церкви, где введением крестных ходов с зажженными светильниками старались отвлечь людей от языческих праздников, которые связаны с почитанием огня. У славян таким праздником были Громницы. Самое важное - в нашем Telegram-канале Смотрите также.

Утром посетите церковную службу, купите свечи и наберите святой воды. Дома застелите стол зеленой скатертью можно взять одноразовую бумажную , поставьте свечи треугольником перед иконой, в центре треугольника расположите граненый стакан со святой водой. Прочитайте Отче наш, перекреститесь и отпейте из стакана 3 небольших глоточка воды. Затем поднесите стакан к губам и трижды прошепчите заговорные слова. Ваше дыхание должно касаться поверхности воды, чтобы слова проникли внутрь водной стихии: Затем поставьте стакан на место, свечам дайте догореть до конца, огарочки приберегите. Из стакана умойте лицо, полотенцем не вытирайтесь — пусть вода высохнет сама. Обряд повторите еще 2 раза — на следующий день и через день. Наливайте новую воду в стакан, зажигайте новые свечи. После соберите все огарки и отнесите в церковь. Их нужно положить в ведерко для огарков, которое находится в храме.

Купите свечи и поставьте за свое здравие, здравие родных и своих врагов. По выходе из храма следует подать милостыню просящим. Также желательно сделать посильное пожертвование на храм. Избавиться от обиды Если вас обидел какой-то человек, и обида не дает спокойно спать по ночам, нужно постараться встретить этого человека в Сретенье. Никаких ритуалов проводить не надо: просто первым поздоровайтесь с этим человеком. Обиду как рукой снимет, тяжкий груз спадет с плеч. Это проверенный веками метод избавления от горечи обид и разочарований. Обережная свеча Знахари рекомендуют в Сретенье сделать 2 важных дела: набрать святой воды и купить сретенские свечи. Эти свечи называют по-старинному громницами. Раньше свечки зажигали у образов во время буйства стихии.

По приходу домой из церкви свечку зажигали на какое-то время и просили у Бога благословения на будущий урожай и защиту от половодья.

Додола также Богиня-Покровительница перевоплощений, дарующая право человеку избавиться от совершенных ошибок и выполнить свое Предназначение. Защитница и покровительница всех людей, растительности, плодородия, особенно девушек и женщин. Молодую девушку княгиню праздника Перуна в честь Додолы украшают богатыми венками и гирляндами их трав и цветов. Додола в этом аспекте родственна Живе. Она обладает стихией активной небесной оплодотворяющей воды, именно она может вызвать дождь, наполняющий Матерь Землю Макошу.

Когда ведические славяне стремятся вызвать дождь, то обращаются именно к Додоле, кумир которой обрядово обливают водой из ведер. В этой точке Годового Круга, годового кругооборота — эти два противоположных времени года «посматривают» друг на друга. И «мостиком» между ними является именно Додола-Перуница. Это единственный день зимой, когда можно услышать гром и увидеть молнию. Освящаясь небесным пламенем, народ зажигает везде большие и малые костры. В этот день она наделяет нас Священным Благом через «громовые свечи» или «громницы».

Эти свечи изготавливают только женщины, особенно девушки. В Обычае святорусов — громницы состоят из трех переплетенных в «косу» свечей, которые расходятся сверху маленьким Триглавом — символом триединства Нави, Яви и Прави, строения Вселенной.

Праздники Кологода. Громница, Сретение, Имболк - 2 февраля

Громница – славянский праздник свечей и живого огня. Громница – единственный день зимой, когда может приключиться гроза – можно услышать гром и увидеть молнии. Этот Славянский Ведический праздник посвящен Додоле – Перунице. Его празднуют 2 февраля, через 40 дней после Рождества Божича Коляды. Начало Зимоборья Обережный праздник Громница обычно отмечается славянами 1 или 2 февраля.

Сретение Господне (Громницы) – 15 февраля: история, традиции, обычаи

славянский праздник. Громница у славян Ряд обрядов, происходивших на Громницу, связаны с огнем (свечками) и водой. зимний праздник, пришедший к нам с языческих времен. В церковном календаре он отмечается 2 февраля у католиков, и 15 февраля - у православных.

1 февраля — древнеславянский праздник Громница

В дохристианской Руси большинство детей рождались в феврале, потому что зачинались в мае на праздник Отмыкание Земли. Додола — жена древнеславянского патриарха Перуна. Они существовали в далёком 4-м тысячелетии до н. Согласно летописям, Перун — сын Сварога, он хаживал на Египет и впоследствии им правил. В честь Перуна была принята титулатура — pharaon — фараон.

В поле девушки делили хлеб поровну. Потом каждая шла на жатву своего отца. Там на краю поля она и оставляла тот хлеб для мавок - "чтоб рожь родила"... Дажьбог - Бог плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок славян по тексту "Слова о полку Игореве" славяне - дажьбожии внуци. По славянским преданиям, Дажьбог и Жива вместе возродили мир после Потопа.

Лада, матерь Живы, соединила браком Дажьбога и Живу. Затем обручённые боги родили Ария, ставшим по легендам прародителем многих славянских народов и племён - чехов, хорват, киевские полян. В этот день совершаются обережные обряды пробуждения земли в частности обряд опахивания , приносящие силу, здоровье и удачу. Это святодень, в который воскресает богиня Жива - и чествуется как именинница. В этот день совершается возжжение священного огня, знаменующего начало лета. Проходят широкие народные гуляния, скоморошьи забавы, игры, хороводы, песни и пляски под традиционные славянские инструменты: барабан, кугиклы, дудки, свирели. Считается, что в этот день Земля "отдыхает", поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтутся во сей день Велес и Макошь - земные заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву и слушают Землю. С 20 по 30 мая травня отмечается "Грудие Росное" неделя Рода.

В эти дни волхвы приносили жертвы и молили Рода о дожде и хорошем урожае. С 26 мая травеня по 2 июня кресеня отмечаются Зелёные Святки Вторые Русалии - череда святодней, предшествующих Яриле Мокрому, чародейная седмица, посвящённая проводам весны и сопутствующих ей женских духов - русалок-берегинь. Время, когда на смену юной Деве Леле приходит зрелая женщина - Жена Лада. О сию пору провожают Кострому - Ярилину сестру, макая её чучело которое обычно плетут из травы и украшают цветами в воду, а затем разрывая его и размётывая остатки по полю. Творят сие священнодействие вещие девы, облекшиеся в личины русалок и рубахи-долгорукавки без оберегов. Свадьба Велеса и Живы. В начале июня природа радует глаз буйством красок. Ярило открывает небо, и зелёные травы наливаются волшебной силой. Уходит весна, приходит лето. До восхода Солнца умываются целебной росой, обходят нивы с хлебом, освещают дома и ворота.

В этот день Ярило-Солнце показывает свою силу. На зачине Огонь горит необычайно жарко. Семаргл-Огнебог помогает своему небесному брату. После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь. Оттого праздник сей также называется Семик. В этот день приносят требу ветру - разбрасывают на все четыре стороны вокруг дома куски хлеба. Затем с высокого места сыпят на ветер муку или пепел от костей жертвенного петуха. В этот день особенно запрещается "бросать слова на ветер", хотя и в остальные дни это не приветствуется. С 19 по 24 июня кресеня проходят Русальи Дни, в которые проходит важный цикл обрядов, связанный с "проводами русалок", "яичным заговеньем", "русальным заговеньем". Русальные дни проходят после "Семика" Ярилина Дня.

Глиняный календарь IV века определяет особую череду дней непосредственно перед Купалой, включая в себя и сам великий праздник. С 23 на 24 июня кресеня, червня празднуется великий праздник "Купала" приурочен ко дню летнего солнцеворота солнцестояния. Датой начала празднества может быть также 21 и 22 июня. Праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета сил Матушки-Природы. Православные христиане отмечали 24 июня день Иоанна Крестителя Ивана Купалы. Вечером, когда заходящее солнце краешком ещё не касается леса, начинается праздник. Всё действие происходит на поляне у речного берега. Заранее приготавливают костёр-купалец с длинным шестом посередине, на который насаживают купальское колесо с шестью спицами. Отдельно сооружают погребальную краду для куклы и малый купалец, через который будут прыгать суженые. Он должен гореть неподалёку от большого купальца, но так, чтобы можно было водить хоровод.

В этот день совершается чествование Небесного Сварожьего Огня и Солнца, как правило, приходящееся на самый разгар летней жары... Это один из тех обрядов и празднеств, что в суете и мимолётности будней зачастую проходит мимо нас. На эту же дату у православных христиан приходился Петров день День Петра и Павла. Июль Липень 5 июля липеня отмечаются Именины Месяца - праздник, посвящённый чествованию ясного Месяца и его вышних покровителей - Велеса Рогатого и Мары Луноликой. В пору двоеверия на Руси на эту дату приходился день Афанасия Афонского. В народе говорили: "Афанасьев день - Месяцев праздник". О сию пору выходят смотреть на "играние" Месяца. Если Месяц при восходе виден, то кажется как будто перебегающим с места на место, или изменяющим свой цвет, или то прячется за облаками, то из-за них выходит. Всё это происходит оттого, что Месяц справляет в этот день свои Именины. Дни убивают, а жара прибывает.

С сего дня начинают косить и заготавливать сено. В эти дни кончали пахать и начинали готовится к озимому севу. Бытовала такая пословица: "До Велесова дня вспахать, до Перунова дня взборонить, до Спаса посеять". На сию дату приходятся тако же Выборы жертв Перуну. Ко Дню Перуна 20 липеня готовятся 8 дней. За восемь дней до того дня кидаются жребии черты, для определения жертвы, и резы, для определения её количества. В пору двоеверия на Руси в этот день отмечали Макринин Мокринин день. В народе примечали: "Коли Мокрида мокра, то и осень тоже, Мокрида суха - и осень суха", "Коли на Мокриду мокро, то страда ненастная", "Вёдро на Мокриду - осень сухая", "Коли на Мокриду дождь - вся осень будет дождливая, и не будет орехов - все повымокнут". День Летних Мокрид считается важным и для будущего года: "Коли на Мокриды дождь, на следующий год уродится рожь". По народным поверьям, дождём в этот день смываются злые чары - "лихие призоры" сглазы и порчи и многие болезни.

Славяне вспоминают своих чуров-пращуров, чтобы заботились о нашем хлебе, хранили не только наши снопы, но и нашу Русь и многовековую великую культуру. В этот день Чуру приносится треба молоком. У межевого камня выкапывается яма и туда выливается молоко. В праздник Чура нельзя работать вдали от дома. Хозяин должен обязательно находится у себя во дворе, тем самым почитая Чура. Август Серпень, Жнивень 1 августа серпня отмечается Первый Спас, который в народе называют медовым или мокрым. Название "медовый" объясняется тем, что именно в это время пчёлы прекращают собирать нектар с цветов, соты в ульях заполнены до отказа и пасечники начинают собирать мёд, при этом первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших родителей. В этот день, согласно народной традиции, совершается освещение мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу - пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Православные христиане отмечали в этот день праздник Преображения Господня.

На Громницу весь славянский мир свершал обряды для очищения от хворей у людей и животных, обязательно чистился дом, делались обережные свечи! Как правильно произносить? ГрОмница или ГромнИца? Всё-таки наиболее правильным вариантом ударения будет «ГромнИца». Громничные свечи Заранее перед праздником изготавливались свечи, как литые в форме, так и катанные из вощины, фитиль заворачивался в лист. Для праздничных свечей оставляли самый лучший воск! Фото из внешнего источника, свеча Фото из внешнего источника, свеча В разных регионах приняты разные традиции: в одних местах на Громницу такие свечи отливались мужчинами мужская сила — сила Перуна , а самая главная громничная свеча должна была быть большой. Хозяин дома зажигал свечу на капище, затем проходил посолонь весь дом, каждый уголок, чтобы дать свет небесный, наполнить дом добром и не оставить место ничему плохому: лиху, хворям.

С ней обходили ниву перед севом и жатвой. У некоторых народностей громницу делали женщины: сплетали косу из 3-х восковых маканых свечей с магическими компонентами. Она имела три конца с фитилями, символизирующие триединство мира. Православные на Сретение также святили свечи, но дом обходили с иконой Сретения Господня. У нее просили спасения и заступничества. О здоровье молились Пресвятой Богородице. Традиции Праздник у славян начинался накануне, с Великой вечерни. Утром проводилась литургия с освящением свечей, которые забирали домой. Сретение богато и другими традициями: В полночь набирали воду из трех колодцев. По своей силе она приравнивается к крещенской. Священной также считалась вода с растаявших сосулек, собранных в этот день.

Сретение Господне (Громницы) – 15 февраля: история, традиции, обычаи

Начало Зимоборья Обережный праздник Громница обычно отмечается славянами 1 или 2 февраля. В ряде славянских народов Громницей называли день, когда вспоминали о предках, ушедших на небеса. Славянский праздник Громницы. Наши славянские предки почитали своих богов, считая их своими прародителями, приписывали им определенные качества, наделяли могуществом. Громница – это единственный зимний день, во время которого может случиться полноценная гроза с громом и молниями. Громница – это единственный зимний день, во время которого может случиться полноценная гроза с громом и молниями.

2 февраля: Славянский праздник Громница

Однако, сегодня уже доподлинно известно, что с приходом христианства Громницу (как и многие другие исконно славянские праздники) переименовали в Сретение Господне, которое празднуется 15-го февраля 45. Славянские праздники Зимоборье: Громница и дни Велеса у славян — 1-11 февраля Первые числа февраля — это одна из восьми важнейших точек Кологода годового цикла славянских праздников, олицетворяющая встречу Зимы с Весной. Главная» Новости» Славянский праздник 2 февраля.

Громница 2021

Громницы — народный праздник, который отмечают 15 февраля Колесо года 2 февраля: Славянский праздник Громница Громница — один из старинных славянских праздников Колеса года, которому соответствует кельтский Имболк.
Славянский праздник Громница Праздники → 2 февраля Громница (славянский праздник). Громница — единственный день зимой, когда может приключиться гроза — можно услышать гром и увидеть молнии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий