Иногда богослужение часов распределяется между прочими видами служб. Суточный богослужебный круг, суточный круг богослужения(-ий) в православии — цикл регулярных общественных богослужений, совершаемых на протяжении суток. Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви. Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении. Литургия в круг ежесуточных служб не входит, поскольку является «службой служб», то есть самым главным богослужением, и может совершаться в разные часы дня и ночи. Все остальные службы чаще всего привязаны к восходу или заходу солнца.
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ
Литургия в круг ежесуточных служб не входит, поскольку является «службой служб», то есть самым главным богослужением, и может совершаться в разные часы дня и ночи. Все остальные службы чаще всего привязаны к восходу или заходу солнца. В православном богослужении распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, становится известным с IV века. Оно принадлежит, как полагают, преподобному Пахомию Великому. Часы – это краткие богослужения, которые проводятся в православных храмах в течение дня. Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви сегодня: в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу? Расписание и виды богослужений в православной церкви. Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток.
Историческое развитие последований суточного круга богослужения
Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении. Строго говоря, часами в восточном обряде называются только первый, третий, шестой и девятый часы, для прочих служб используются их собственные названия.
Богослужебные часы
Как правило, вечернее богослужение начинается в промежутке от 16 часов до 18 часов. В ходе богослужения в православном храме прозвучат различные молитвы и псалмы. Три службы, которые следуют вслед за утреней, носят название «часы»: это 1, 3, 6 и 9 часы, названия которых соответствуют древней традиции совершения этих служб в указанное время (согласно византийскому отсчету времени суток). Храм и богослужения в нем это огромная часть тех традиций, которые неотъемлемы от Православия в целом.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Иногда богослужение часов распределяется между прочими видами служб. Суточный богослужебный круг, суточный круг богослужения(-ий) в православии — цикл регулярных общественных богослужений, совершаемых на протяжении суток. По ее рассказам, в Иерусалиме повседневно посещаемыми обычно были полунощная служба, которая продолжалась до восхода солнца, соединяясь с утренним богослужением; службы шестого и девятого часов и вечерня. О православном богослужении. Православное богослужение Это великая сокровищница, в которой каждый что-то найдет для себя: драгоценную жемчужину, прекрасный небесно-голубой сапфир или прозрачно-чистый аметист. Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными часами свои особенности.
Время и богослужение
Они носят скорбно-покаянный характер, и состоят из неизменяемых элементов три псалма, молитвы и изменяемых тропари и кондаки один или два. Схема всех четырех часов почти одинакова. Отличаются они тем, что каждый час посвящен воспоминанию какого-либо священного события и совершается в определенное время. Время совершения часов и священные воспоминания на каждом из них.
Как уже говорилось выше, и в Ветхозаветной церкви существовал обычай, который переняли апостолы, совершать молитвы в определенное время суток, в том числе в 3-й, 6-й, 9-й часы. Древние христианские подвижники исполняли свое молитвенное правило также в определенные часы нижеперечисленные 1-й, 3-й, 6-й, 9-й и в другое время дня и ночи. В монастырях в назначенное время суток служились церковные службы, в том числе и службы часов.
Софии в Константинополе , на богослужениях которой присутствовал император Византии. Совершаются при открытых Царских вратах на середине храма накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня , в так называемые сочельники 24 декабря 6 января и 5 18 января , и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних. Из трёх псалмов каждого Царского часа, только один псалом из обычного вседневного часа, а остальные два особенные для каждого из трёх дней, когда читаются эти часы. Помимо псалмов, на каждом часе а совершаются они подряд, с первого по девятый поются тропари, стихиры и кондаки предпразднству или страстям Христовым , читается прокимен, паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Последование Царских часов содержится не в Часослове , а в Минее для служб рождественского и крещенского сочельника и в Триоди постной для часов Великой Пятницы. Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии.
Оно принадлежит, как полагают, преподобному Пахомию Великому см. На службе 1 Часа полагается читать 5, 89 и 100 псалмы, на 3 — 16, 24 и 50, на 6 — 53, 54 и 90, на 9 — 83, 84, 85. Различают Часы великопостные, великие царские , пасхальные и вседневные. Великопостные Часы совершаются в среду и пятницу Сырной седмицы, будние дни всех седмиц Великого поста см.
Великие Часы служатся в Великую пятницу и перед праздниками Рождества Христова см. Пасхальные Часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. Вседневные Часы совершаются во все остальные дни года. В латинском обряде см. Ежедневное совершение каждого из них будь то общинное или индивидуальное со временем было признано обязательным для каждого клирика, включая малые чины, и для монашествующих. Соответствующие богослужебные тексты содержались в «Бревиарии см. В результате реформы, осуществленной после 2-го Ватиканского собора см. Суточный круг богослужений открывается Предначинанием Invitatorium , за которым следуют Хвалы утренние Laudes Matutinae; в среде русских католиков именуется просто «Утреней см. К ней может также присоединяться Час чтений см.
К числу таковых относится Пасха , от времени которой зависит начало Великого Поста , приготовительных к нему недель, праздники Вознесения, Пятидесятницы. Годовой круг церковного богослужения. Схема 6 служб суточного круга Устав предписывает совершать за сутки шесть последований, однако на практике полный суточный круг можно увидеть чаще всего в монастырях. Вечерня Она начинает богослужебный день, а совершается накануне вечером. Она — благодарение Богу за минувший день. Кроме того, на Вечерне воспоминается сотворение Господом мира, человека, его райская жизнь. Именно поэтому Вечерня открывается псалмом 103, прославляющим Творца: «Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню. Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный…» Повечерие Название связано с тем, что оно следует непосредственно после Вечерни. Появление службы связано с обычаем монахов совершать особые молитвы на грядущую ночь сразу по вечерней трапезе. Богослужение может быть более кратким Малое , или продолжительным Великое Повечерие. Последнее служится в приходских храмах: Великим Постом именно на этой службе первые четыре дня его читается Канон свт. Андрея Критского ; перед Рождеством Христовым , а также праздником Богоявления. Полунощница Устав предписывает совершать ее с полуночи, как воспоминание о молитве Господа ночью пред Распятием. Сейчас эта служба проходит обычно в монастырских церквях, как правило, или ночью, или очень рано утром.
Вечерняя служба — значение, содержание, смысл
Название «царские» эти часы получили только на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари. Между тем в старых Типиконах такого названия не было. Поэтому более верным и согласным с древними Уставами было бы название часов «великими». Богослужебные указания Московской патриархии [6]. В отличие от вседневных и великопостных часов, восходят не к монашескому богослужению, а к «песненному последованию», лежащему в основе Устава великой церкви св.
Их четыре: 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час. Это наиболее краткие и наименее торжественные службы суточного круга. Они носят скорбно-покаянный характер, и состоят из неизменяемых элементов три псалма, молитвы и изменяемых тропари и кондаки один или два. Схема всех четырех часов почти одинакова.
Отличаются они тем, что каждый час посвящен воспоминанию какого-либо священного события и совершается в определенное время. Время совершения часов и священные воспоминания на каждом из них. Как уже говорилось выше, и в Ветхозаветной церкви существовал обычай, который переняли апостолы, совершать молитвы в определенное время суток, в том числе в 3-й, 6-й, 9-й часы.
Основной смысл полунощницы — это подготовка ко Второму пришествию Иисуса Христа и Страшному суду. На практике, полунощница служится только в ночь Пасхи за полчаса до полуночи. Утреня Утреня — служба, предшествующая восходу солнца, совершаемая в 4-ю ночную стражу с 03:00 до 06:00. Эта служба — самая продолжительная из всех служб суточного круга. Основные смыслы утрени — это благодарность Богу за прошедшую ночь, испрашивание хорошего дня и воспевание Христа как Света Истины. На практике, утреня служится обычно вечером, около 18:00 — 20:00 и занимает около 1,5 часов. Только Великим постом утреня возвращается на свое место и совершается рано утром. Часы Все дневные службы называются «часами». Дневные службы значительно короче и проще ночных: в среднем, каждый час занимает не больше 20-30 минут. Основной смысл этой службы — испрашивание у Бога благословения на начинающийся день. На практике, 1-й час вместе с утреней переехал на вечер и совершается около 19:00-20:00. Основное воспомниание этой службы — сошествие Святого Духа на апостолов. Основное воспомниание этой службы — грехопадение Адама и Распятие Иисуса Христа. В храмах оба этих часа читаются друг за другом утром перед началом Литургии около 7:00-10:00. Отдельно от Литургии часы в храмах не совершаются. Основное воспомниание этой службы — смерть Иисуса Христа на Кресте. На практике, либо не служится, либо читается перед самым началом вечерни около 16:00-17:00.
Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу. Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое. На каждом Часе читаются псалмы по три на каждом. При этом от последования обычного часа сохраняется по одному псалму, тогда как два другие заменяются по следующим правилам: на 1-м часе всегда остается начальный псалом 5 , тогда как на остальных часах сохраняются заключительные псалмы соответственно на 3-м — 50, на 6-м — 90, на 9-м — 85. Для примера: в Великую Пятницу на часах положены следующие псалмы: 1-й час: Пс.
ЧАСЫ (в богослужении)
Часы (церковная служба) — Карта знаний | Сегодня суточный круг богослужения представляет собой изумительное сочетание строго отшельнического пустынного устава и песенного, которое совершается монахами, живущими рядом с городскими центрами. |
Богослужение - что такое Царские часы? | Дышу ПравославиемДышу Православием | В православном богослужении распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, становится известным с IV века. Оно принадлежит, как полагают, преподобному Пахомию Великому. |
Время Церкви: Часы - Православный журнал «Фома» | Строго говоря, часами в восточном обряде называются только первый, третий, шестой и девятый часы, для прочих служб используются их собственные названия. |
Толкование Первого Часа и исторические сведения о нем | Обедница — народное название богослужения, которое также называют «изобразительные». Это церковная служба в Православии, которая проводится вместо Литургии. |
Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит | Краткая история состава службы часов. Исследователи истории богослужения предполагают, что во 2-ом веке трижды в день читалась молитва «Отче наш», в 3-ем веке кроме нее пели псалмы с припевом одного стиха и «Аллилуйя» и часам были усвоены определенные. |
О богослужении Царских Часов
Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать? | Часы – это короткое богослужение, во время которого вспоминаются определенные события Священного Писания. |
Часы на Литургии: что они означают | Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви. |
Часы на Литургии: что они означают | Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными часами свои особенности. |
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ | Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь | Таким образом, православное Богослужение имеет три круга Богослужений: Суточный, Седмичный (недельный) и Годовой, каждый из которых состоит из свойственных ему песнопений и чтений. |
Что такое часы в церковной службе | Три службы, которые следуют вслед за утреней, носят название «часы»: это 1, 3, 6 и 9 часы, названия которых соответствуют древней традиции совершения этих служб в указанное время (согласно византийскому отсчету времени суток). |
Что такое часы в православном богослужении?
Они носят скорбно-покаянный характер, и состоят из неизменяемых элементов три псалма, молитвы и изменяемых тропари и кондаки один или два. Схема всех четырех часов почти одинакова. Отличаются они тем, что каждый час посвящен воспоминанию какого-либо священного события и совершается в определенное время. Время совершения часов и священные воспоминания на каждом из них. Как уже говорилось выше, и в Ветхозаветной церкви существовал обычай, который переняли апостолы, совершать молитвы в определенное время суток, в том числе в 3-й, 6-й, 9-й часы. Древние христианские подвижники исполняли свое молитвенное правило также в определенные часы нижеперечисленные 1-й, 3-й, 6-й, 9-й и в другое время дня и ночи.
В монастырях в назначенное время суток служились церковные службы, в том числе и службы часов.
Еще раз это чтение будет читаться на Литургии в сочельник т. Евангелие содержит начальную часть истории празднуемого события — сомнения Иосифа, явление ему Ангела и Рождество Христово кратко. Это чтение мы еще несколько раз услышим в предпраздничные и праздничные дни. Говорится о том, что все народы восхвалят Единого Бога и будут поклоняться Ему. Христос пришел в мир, чтобы исполнить это пророчество и обратить к истиной вере все народы. Говорится о славе Сиона, сообщенной ему явлением в нем Мессии. Бог обещает «упомянуть» ведущим Его т. В том же Сионе «тамо» будут и другие, менее значительные народы, Филистимляне «иноплеменницы» , Тир и Ефиопия «сии быша тамо» — с евр.
Афанасия Великого и блаженного Феодорита: Христос. Оставляется из обычного последования 3-го часа Стихиры 1. Главная фраза этой паремии, говорящая о пришествии Бога в мир — « Бог на земли явися и с человеки поживе». Сей Бог наш, и не приложится ин к Нему. Изобрете всяк путь художества, и даде и Иакову, отроку Своему, и Израилю, возлюбленному от Него. Посем же на земли явися и с человеки поживе. Сия книга повелений Божиих, и закон сый во веки; вси, держащиися ея, в живот внидут, оставившии же ю, умрут. Обратися, Иакове, и имися ея. Поиди к сиянию прямо света ея.
Не даждь иному славы твоея и полезных тебе языку чуждему. Блажени есмы, Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть. Это — Бог наш, не сравнится с Ним никто иной. После же того Он на земле явился и обитал среди людей.
Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу. Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое. Помимо псалмов, на каждом часе а совершаются они подряд, с первого по девятый читается паримия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.
Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы в каждом — по три , а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником. Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет: «Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня около полуночи , хвалины 3 часа пополуночи , час первый 6 часов утра , час третий 9 часов , час шестой полдень , час девятый 15 часов , вечерня 18 часов , навечерие 21 час ». Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам Всенощному бдению и Литургии. Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям. Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» М. Скаблланович «Толковый типикон». Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов 5, 89, 100 , нескольких молитв и тропарей.
ЧАСЫ (в богослужении)
Вечернее причащение Первая и главная характеристика Литургии Преждеосвященных Даров — это вечернее богослужение. Выражаясь точнее, — это Причащение после вечерни. В ранние времена церковной жизни это богослужение было лишено теперешней его торжественности, и тогда его связь с вечерней была ещё более очевидна. Поэтому первый вопрос касается именно этой характерной черты Литургии, связанной с вечерней. Литургия совершается в разное время Мы уже знаем, что православное предание требует совершенного поста перед Евхаристией о разнице между совершенным и аскетическим постом читайте в предыдущей публикации. Этот общий принцип объясняет то, что Евхаристия, в отличие от всех других богослужений, не имеет своего определенного часа, ибо время её совершения зависит главным образом от того дня, в который она совершается. Так, по большим праздникам по Типикону полагается служить Литургию очень рано, т. Но когда праздник менее значителен и не бывает всенощной, Евхаристия совершается позднее, т. Наконец, в те дни, когда положен строгий или совершенный пост, к Причастию «нарушению поста» подходят уже после полудня. Час совершения Литургии зависит от поста, предшествующего ей К сожалению, в настоящее время эти правила забыты и ими пренебрегают, хотя значение их очень просто: Евхаристия всегда бывает завершением приготовления к ней, как исполнение ожидания, и потому час её совершения соотносителен с постом, приготовляющим к ней.
Этот пост либо отождествляется с всенощным бдением, либо же должен быть исполнен индивидуально. А так как Великим постом среда и пятница суть дни совершенного воздержания, то причащение, как завершение поста, совершается за вечерним богослужением. Следуя той же логике, в Сочельники Рождества и Богоявления, два дня совершенного поста, Евхаристия совершается после вечерни. Однако, если канун этих праздников случается в субботу или воскресенье, т.
Литургия в Родительскую субботу Родительские субботы — это дни особенного поминовения усопших православных. Отличаются они прежде всего заупокойными богослужениями — литиями, панихидами, парастасами. Основные молитвы за почивших христиан возносятся накануне в пятницу. Однако по читаемым тропарям, канонам и стихирам литургии родительских суббот также отличаются.
В эти дни большинство прихожан стараются подавать записки и ставить свечи об упокоении, молятся об усопших родственниках и всех прежде почивших православных христианах. Литургия в дни Великого Поста В Великопостные дни обедня зачастую длится гораздо дольше, чем в другие периоды, ведь огромное количество верующих желают исповедоваться и причаститься. Особенные проповеди, необыкновенные службы в Вербное Воскресение и в дни Страстной Недели — все это побуждает множество даже невоцерковленных людей посещать церковь. Что означает заказать Литургию В православной церкви повсеместно можно заказать некоторые службы — например, панихиду по умершему или заупокойную литию. В некоторых храмах сегодня можно и «заказать литургию». Она служится отдельно от общей специально для заказавшего и, например, его родных и зачастую связана с поминовением усопших. Иногда под словосочетанием «Заказная литургия» подразумевается особая треба. За каждое указанное в записке имя вынимается частица из Святого Хлеба просфоры , в завершение Литургии влагающаяся в чашу с Кровью Христовой; также они поминаются на протяжении сугубой ектеньи.
Причащение на Литургии Причащение — это кульминация Литургии, ее основное действо — вкушение верующими Святых Христовых Тайн. Участники этого Таинства сливаются с Богом, получают исцеление от физических и духовных болезней, силы для самосовершенствования, борьбы с собственными недостатками и страстями. Из всех многочисленных церковных служб причащение происходит только на Божественной литургии, что многократно усиливает ее значение. К Причащению на Литургии христиане готовятся постом, чтением особенных молитв и участием в Таинстве Исповеди. Что касается маленьких детей, то они причащаются без особой подготовки; по мере возрастания возможно введение минимальной меры поста. Исповедь на Литургии Исповедь, в отличие от Причастия, может происходить не только во время литургии, но и перед ней, и на вечернем богослужении. Так как покаяние очищает душу и готовит ее к принятию Святых Даров, исповедь на литургии часто выбирают те прихожане, которые боятся нагрешить во временном промежутке перед Причастием. Чтобы исповедаться на Литургии, верующие перед этой службой тщательно анализируют свое поведение в прошлом, а затем в уме или письменно составляют список своих грехов.
Священник читает над исповедниками покаянную молитву, а затем начинается само Таинство. Во время Исповеди православные по очереди подходят к аналою специальному столу и называют священнику свои грехи, после чего батюшка читает над каждым разрешительную молитву. Некоторых кающихся могут не допустить к Причастию. Остальные же прихожане получают благословение причаститься. Праздничная Литургия, кратко с пояснениями Литургия в праздник отличается особым подбором молитв и песнопений. Например, Литургия в день памяти святителя Николая отличается поминанием этого святого, чтением особых, обращенных к нему молитв. Во сколько начинается Литургия Литургия всегда служится утром до полудня, однако во всех церквях и соборах по-разному. Чаще всего она начинается в 8.
Доя информирования прихожан каждый храм имеет Расписание Богослужений, чаще всего еженедельно обновляющееся. Во сколько начинается служба в церкви в воскресенье Литургия всегда служится утром до полудня, однако во всех церквях и соборах в разное время. Для информирования прихожан каждый храм имеет Расписание Богослужений, чаще всего еженедельно обновляющееся. В воскресение может служиться одна или несколько служб. Во всех храмах в этот день с утра служится как минимум одна Литургия, чаще — две, ранняя и поздняя. Кроме нее, может быть вечерня, утреня и часы, в монастырских храмах — повечерие и полунощница. Таинства Венчания и Крещения, например, также относятся к числу служб. Зачастую они запланированы на время после литургии.
Чтобы узнать время начала служб, нужно посмотреть в храме расписание Богослужений, спросить у священника или посетить интернет-сайт церкви. Во сколько начинается служба в церкви сегодня, в буднии дни Во многих храмах и в будни служатся вечерние и утренние Богослужения. Время их начала указано в Расписании Богослужений, чаще всего вывешенном на доске объявлений возле храма.
Молитва разделена на два абзаца. После же мартовского равночасия начинает расти дневной час, а ночной убывает.
Апогей достигается в июне, после чего дневной час начинает убывать 5 , а длительность ночного часа растёт. Уравниваются они в сентябре, далее ночной час продолжает расти. В декабре ночной час достигает апогея и затем начинает убывать 6. И так из года в год. Поэтому в зависимости от времени года длительность часов изменялась, и только в дни весеннего и осеннего равноденствия часы были равны по свой длительности.
Во время длинных летних часов была распространена практика дневного сна, который приходился на самое жаркое время дня. Дневной сон в жарких странах в летнее время сохранился до наших дней. Очевидно, такой обычай был распространён и на Руси. Следует отметить, что длительность часа зависела не только от времени года, но также и от географической широты данного места, так как на юге или на севере солнце восходит и заходит в разное время. Сии же часникъ наречется часомерье; на всякии же часъ ударяетъ молотомъ въ колоколъ, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневныя.
Не бе человекь ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено. В 1539 году по благословению Новгородского архиепископа Макария владычным мастером Семёном Часовщиком были изготовлены башенные часы для Соловецкого монастыря. На сегодняшний день это древнейшие часы, с определённой долей сохранности дошедшие до наших дней 17. Несколько лет назад солнечные часы были восстановлены на обелиске на лаврской площади между Успенским и Троицким соборами в обители преподобного Сергия. Солнечные часы имеются также на Лопухинском корпусе в Новодевичьем монастыре в Москве, в котором в 1944 году началось возрождение духовных школ в Русской Церкви.
Наряду с часами в древности существовали и более крупные единицы измерения времени, которые назывались стражами, соответствуя длительности несения караула одной сменой. Одна стража состоит из трёх косых часов. В книге пророка Исаии говорится: И на стенах твоих, Иерусалиме, приставих стражы весь день и всю нощь Ис 62:6. В русском переводе читаем: На стенах твоих Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе!
Не умолкайте, — не умолкайте пред Ним Ис 62:6—7. Когда Христос отправил Своих учеников морем в Вифсаиду, а Сам остался помолиться, но затем, провидя их обуревание волнами, о четвертей стражи нощней прииде к ним Мк 6:48 18. В последующее время часы и стражи нашли отражение в структуре христианского богослужения, в богослужебном круге. В древности наряду с солнечными часами для измерения времени существовали также песочные, водяные и огненные часы, функционирование которых было ограничено небольшим промежутком строго фиксированного времени. Однако со временем в связи с развитием технической мысли появляются механические часы, функционирование которых было продолжительным, ограничено только износом механизма.
Такие часы показывали чётко фиксированные по длительности часы, которые соответствовали косым часам только во время равноденствия в марте и сентябре. Косой час в отличие от нынешнего строго фиксированного по длительности часа имеет вариативную длительность. Подобным образом обстоит дело и с музыкой. Западное пение с итальянской нотацией имеет абсолютные звуковысотные данные, в отличие от византийской высотно-вариабельной невменной нотации.
Если имеешь жену, молитесь вместе попеременно. Если она еще неверующая, отойдя один, помолись и опять возвратись на ложе твое. Ты связан браком не для того, чтобы пропускать молитву; ибо вы не осквернены… Нам же необходимо в этот час молиться, ибо старцы греч. В этот час вся тварь покоится, благословляя Бога. Звезды, деревья и воды как бы стоят; все воинство Ангелов совершает служение с душами праведных; они благословляют Бога всемогущего в этот час; посему кто верит, пусть молится в этот час. Господь же так сказал, свидетельствую об этом: «полунощи вопль бысть: се Жених грядет; исходите в сретение ему».
И прибавил: «сего ради бдите, яко не весте дне ни часа, воньже Сын человеческий приидет». Подобным образом вставая в час, в который петух поет, молись. Ибо в этот час сыны Израилевы отреклись Христа, Которого мы, веруя в Него, узнали чрез веру, взирая полные надежды на день вечного света, который будет светить нам вечно в воскресении мертвых. Сопоставляя друг с другом все эти письменные свидетельства, стоит заметить, что «Завещание» сообщает молитвенным часам тот характер, какой они имеют теперь в католической церкви, будучи обязательными только для духовенства horae canonicae , хотя и оно требует устроения в эти часы хотя небольших молитвенных собраний. Вторые же два памятника — Каноны Ипполита и Египетские — настаивают на неопустительном соблюдении молитвенных часов всеми верующими. Характерно указание этих памятников на очень частое, едва не ежедневное совершение утреннего богослужения, причем важнейшей частью его считается чтение Священного Писания. При редкости тогда списков Библии, храм был единственным местом, где можно было слышать и изучать ее, наиболее доступной школой богословия. Интересно, что памятники требуют посещения утреннего богослужения особенно от «умеющих читать»: может быть, последние более других пренебрегали этими собраниями, считая достаточным домашнее чтение Священного Писания. Каноны Египетские особенно отмечают широкое развитие проповеди недаром у них общая родина с Оригеном. Такой характер носит служба этого часа и теперь.
Так, в сирийской редакции оно вечером указывает, кроме светильничного часа вечерни и «первого часа» ночи, соответствующего службе отхождения ко сну прочих памятников или нашему повечерию, еще двенадцатый час дня в качестве молитвенного, поставляя его пред светильничным. Отголоском этой практики является то, что в нынешнем коптском часослове «повечерие» предшествует вечерне. Арабская редакция «Завещания», опуская службу двенадцатого часа, имеет другую форму, отличающуюся от Канонов Ипполита и Египетских — именно первый час дня. Возможно, что на эту службу указывает и сирское «Завещание» словом «утром» если после него поставить запятую. Характерна та настойчивость, с которой «Завещание», но только в сирском тексте, требует наблюдения ночных часов молитвы; или потому что эти часы более пренебрегались, или по особой благоприятности их для молитвенного настроения. Некоторые древние часословы, как увидим впоследствии, имеют целую систему «ночных часов», уравнивая их в количестве с дневными и доводя то и другое количество порознь до 12» Скабалланович. Часы в Иерусалимском уставе Сведения о использовании чинопоследования часов можно найти также в «Путешествии ко святым местам» Peregrinatio ad loca sancta , приписываемом Сильвии Аквитанской, в котором описывается богослужение Иерусалимской церкви конца IV в. То же делается и на девятом часе, что на шестом … Особенно выдающимся между всем другим совершающимся является то, что псалмы и антифоны всегда поются подходяшие, как те, которые поются ночью, так, напротив, и те, которые утром; затем и поемые днем, в шестой, девятый часы и при вечерне, всегда так подходящи и осмысленны, что относятся к тому, что совершается…. Можно сказать что в IV веке, кроме утреннего и вечернего богослужения «наблюдались везде и установленные предшествующими веками молитвенные часы: третий, шестой, девятый начало, середина и конец пред рассветом ночи. Они тоже чтились если не общественным богослужением, то сложною, определенною молитвою молитвенным правилом , по крайней мере, у подвижников и в монастырях» Скабалланович.
В православном богослужении распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, становится известно с IV века и принадлежит, как предполагают, преподобному Пахомию Великому. Первый час был также установлен в IV в. Преподобный Иоанн Кассиан писал, что первый час впервые появился в Вифлеемском монастыре, вследствие отделения этого молитвословия от ночного богослужения. Сделано это было для того, чтобы удержать монахов от длительного сна в промежутке между утреней и третьим часом. В состав первого часа были включены псалмы, входящие в чинопоследование утрени - 50, 62 и 89. Других сведений о развитии этого чина в тот период ничего не известно. Преподобный Иоанн Кассиан также сообщал, что третий, шестой и девятый часы в палестинских монастырях совершались в составе суточного богослужения, тогда как в Египте они совсем не совершались, «заменяясь непрерывною молитвою за рукоделием, чтобы не отрывать братию от последнего». Эта богослужебная книга предназначалась для келейного употребления. Чины, содержащиеся в нем, достаточно схожи с современными. Службы каждого часа состояли из псалмов, число которых различно для разных часов: для первого — 8, для третьего — 7, для шестого — 6, для девятого — 4, аллилуиа со стихами, тропари такого, как ныне для каждого часа, исключая первый , пред которым и после которого написан конец его, должно быть, служившие ему припевом; затем стих часа, такой как ныне то есть для десятого часа «Стопы моя» и т.
В это время последование богослужений Западной Церкви уже в значительной степени отличалось от восточного. О последовании чинов в богослужении Западной Церкви в «Толковом Типиконе» написано следующее: «Для часов большинство аббатов назначают по 3 псалма, редко по 6 и по 12 Цезарий, Прп. Порядок службы различен у разных аббатств, не сходен с нынешним римским, но с отклонением от последнего по направлению к восточным чинам. По преп. Венедикту служба часа начинается стихом: «Боже в помощь мою вонми», гимн, 3 псалма отдельно sigillatim , а не под одною славою, чтение, стих, «Господи помилуй» и отпуст. В воскресенье на часах отделы 118 псалма гл. По Аврелиану на каждом часе для монахов 12 псалмов; а для монахинь 6; после псалмов гимн не пред псалмами, как у Венедикта и ныне, а после них, как у нас тропарь , второе чтение из Ветхого и Нового Завета, стих versiculum; ср. Богослужение часов в период расцвета Восточной Церкви. В сырные среду и пятницы, во все рядовые дни Великого поста, в Страстные понедельник, вторник, среду и пятницу, как указано в этих богослужбных книгах, Устав Великой Константинопольской церкви содержал последование особого чина тритекти, совершавшегося в 12 часов дня. Эта служба заменяла собой в том числе и все часы.
Что происходит в алтаре, когда читают часы?
Почему так важно не уходить с помазывания, а оставаться до конца всенощного бдения? | Схема суточный круг православного богослужения. |
Историческое развитие последований суточного круга богослужения / Монастырский вестник | Часы – это краткое богослужение, совершаемое в составе суточного круга. |
Богослужебные часы - православная энциклопедия «Азбука веры» | Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. |
Что такое изобразительные часы в православии | Обедница — народное название богослужения, которое также называют «изобразительные». Это церковная служба в Православии, которая проводится вместо Литургии. |
Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении. | В ходе богослужения в православном храме прозвучат различные молитвы и псалмы. |