Считается, что Лихов переулок получил свое название в XIX веке от фамилии одного из домовладельцев. культурная площадка Москвы с уникальной историей и атмосферой.
Соборная палата в Лиховом
В 1918 году именно здесь Патриарх Тихон служил первую панихиду по убиенной царской семье. С самого начала в Князь-Владимирском храме ежедневно совершалось богослужение. Воскресные и праздничные литургии пели хоры Общества любителей церковного пения и рабочих московских фабрик. Воскресная вечерня совершалась с общим народным пением, после которого в зале Епархиального дома проводились беседы. После революции, когда советская власть начала отбирать церковные здания, Князь-Владимирский храм еще некоторое время действовал как приходской. В начале 1920-х гг. Второй храм — в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов — был создан на первом этаже в процессе реконструкции Дома. Вероятно, в связи с тем, что этот храм освящен в честь новомучеников и исповедников, выходивших на свой подвиг из стен Епархиального дома, он сразу стал «намоленным». Все священники, служащие в нем, говорят, как чувствуется в нем присутствие святых, которым храм посвящен. Литургия Новая жизнь Летом 2015 года реставрация Дома в Лиховом была завершена.
Путин, и Святейший Патриарх Кирилл поздравил его с наступающим днём Ангела. Спас Вседержитель. Роспись купола Князь-Владимирского храма Вскоре в здании началась образовательная, представительская, административная и культурная жизнь Свято-Тихоновского университета. В соборной палате, вмещающей более 500 посетителей, стали проходить лекции, конференции, концерты и другие церковно-общественные мероприятия. Владимир Шмелёв, проректор ПСТГУ по инновациям: — Мы хотим, чтобы дом в Лиховом был не только главным зданием нашего университета и учебным корпусом его богословского факультета, но и значимым городским центром просветительских и культурных событий — каким он и был в начале XX века. Уже сейчас здесь проходят публичные лекции, конференции, презентации книг, показы фильмов, концерты. Одним из долгосрочных проектов стал наш еженедельный Лекторий. В этом году он посвящен столетию революции и Поместного Собора; лекции проходят каждый вторник, в том числе и в Соборной палате — той самой, где сто лет назад было принято решение о восстановлении Патриаршества. Наши лекторы — не только преподаватели ПСТГУ, но и «внешние» ученые и популяризаторы науки, с которыми на нашей площадке могут встретиться все желающие.
Среди событий прошедшей весны я бы также отметил показ документального фильма о жизни преподобного Гавриила Ургебадзе , замечательного подвижника Грузинской Церкви ХХ века; этот показ собрал более 550 человек — больше, чем посадочных мест в зале. Или «итальянскую неделю», проходившую в Лиховом в конце мая: пять дней, насыщенных лекциями, круглыми столами, научными семинарами с участием профессоров из итальянских университетов. Какие только темы не обсуждались в течение этой недели: дидактика романских языков, западное и восточное христианское искусство, «Божественная комедия» Данте, педагогика и милосердие, семья как ресурс общества… За последние месяцы мы возродили дореволюционную традицию концертов в Соборной палате — в зале прекрасная акустика, и когда там звучит духовная и классическая музыка, выступают монастырские хоры, особенно остро чувствуешь историю и величие этого места. В этом концертном сезоне мы знакомили нашу аудиторию с шедеврами классической музыки, в частности с русской духовной музыкой XVI-XVIII веков и с барочной музыкой в аутентичной манере исполнения. В начале мая в Соборной палате состоялся один из концертов Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева — выступление камерного оркестра «Софийские солисты». Фото: диакон Андрей Радкевич В перспективе в здании будут также организованы выставочные проекты.
Чайковского Сендай, Япония. Выпускник Московской консерватории класс Народной артистки РФ проф. Натальи Гутман, проф. Андрея Спиридонова Юрий Прялкин флейта Лауреат международных конкурсов. Лауреат программы "Новые имена", солист и концертмейстер группы флейт московского театра" Новая Опера". Бочковой Победитель ряда международных конкурсов, среди которых конкурс им.
Система канализации практически была разрушена из-за многолетнего слива в неё в неё реактивов[15]. Ведутся работы и в других помещениях Епархиального дома — восстанавливаются утраченные элементы внутреннего декора, лепные изделия потолка. А в начале 2020 года в соответствии с одобренным художественным советом дизайн-проектом строители и реставраторы начнут работы по чистовой отделке помещений. В храме святого Владимира художники приступили к росписи стен, которая выполняется по утверждённым эскизам[18]. При непосредственном участии префектуры Центрального административного округа городские организации провели благоустройство прилегающей к зданию территории мощение тротуарной плиткой, устройство сквера, озеленение [7]. Читайте также: Топ-18 лучших мест в Москве и МО, где можно полюбоваться животными. В июле 2014 года протоиерей Владимир Воробьёв о[19]. К лету 2014 года были завершены работы по подготовке стен верхнего храма под художественную роспись[20], после чего начались работы по росписи. Автором проекта росписи Владимирского храма и руководителем бригады художников стал заместитель заведующего монументальной кафедры факультета церковных художеств ПСТГУ, доцент Игорь Самолыго. Тело иконостаса выполнили мастерские Андрея Фехнера «Глитика-Л». К концу 2014 года на здании смонтирована кровля. Поднятие креста сопровождалось перезвоном колоколов, которые звенели впервые с момента восстановления храма[12]. После этого были проложены наружные и внутренние сети, теплоснабжение и энергообеспечение объекта осуществляются по постоянной схеме. Ведется монтаж технологического оборудования, лифтов, подъемников. Выполняются пуско-наладочные работы инженерных систем, проводится их комплексное испытание. По заявлению куратора городской программы строительства православных храмов Владимира Ресина 16 июня 2020 года реставрация Московского епархиального дома с храмом в честь святого равноапостольного князя Владимира в Лиховом переулке была завершена. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз»[24]. Хроника жизни дома и Князь-Владимирского храма 1902—1918», написанная профессором Владимиром Козловым[4]. Дорожные покрытия В самом начале застраивания территорий Красной площади, в этих местах уже прокладывались мощеные улицы и площади. Тогда это были покрытия из белого камня, булыжника. В местах застройки соборов и храмов обнаруживаются следы мостовых из песчаных монолитов. Во все времена особенному облику главной площади и прилегающих пространств уделялось повышенное внимание, что конечно же понятно, поскольку Красная площадь и Кремли издавна являются средоточием власти и священных реликвий. Покрытие из камня, присутствующее до сих пор начало закладываться в начале XX века, еще во времена императорского правления. И просуществовало оно до 30-ых годов прошлого столетия. Тогда площадь была заасфальтирована. Асфальтом было покрыто все вплоть до 60-ых годов, когда было принято решение вернуть первоначальный облик — то есть восстановить покрытие из камня. Архитектура и убранство Здание Московского епархиального дома имеет 3 этажа, после реконструкции его площадь составляет 9,4 тыс. Здание имеет мансарду и цокольный этаж[27]. Верхний храм в честь равноапостольного князя Владимира В храме ежедневно совершалось богослужение. Воскресные и праздничные литургии пел хор рабочих московских фабрик под руководством С. Солнцева и хор Общества любителей церковного пения. По воскресеньям вечерня совершалась с общим народным пением, после неё проводились беседы религиозно-нравственного содержания[6]. К 1949 году обширный домовый храм был разделён перекрытиями на пять этажей[21][28]. По словам старшего преподавателя факультета церковных художеств и руководителем Художественной мастерской ПСТГУ Ларисой Гачевой: «Сколько-нибудь серьёзных изображений первоначального убранства не сохранилось. Поэтому разработан новый проект росписи, причём монументалистам ставилась задача связать новую стенопись с интерьером Соборной палаты, арку которой украсит живопись в духе начала XX века. Иконостас же Свято-Владимирского храма мы реконструируем по старым фотографиям»[21]. Спасителю предстоят древние святители, а за ними — святые патриарх Тихон, священномученик Владимир, равноапостольные князь Владимир и царь Константин Великий. В арках, в золотых медальонах, изображены участники Собора, прославленные в лике святых, — а их, к слову, было более пятидесяти. Поскольку храм первоначально был расписан в стиле модерн, бригада художников-монументалистов ориентируется и на византийскую, и на русскую стенопись — на то, какими образцами руководствовались художники начала XX века»[21]. Нижний храм Отцов Поместного Собора 1917—1918 годов 20 февраля 2010 года в храме была совершена первая литургия после возвращения здания Церкви. В тот же день храм посетил Патриарх Кирилл[29].
Экран навешивался на металлический занавес, отделявший прежде палату от храма. В остальных помещениях дома размещаются Академия коммунистического воспитания имени Н. Крупской и жилые квартиры ее сотрудников. В 1926 году производятся новые перестройки: ликвидируется уникальный металлический занавес, отделявший зрительный зал от помещения бывшего храма, и на его месте строится каменная перегородка. Полностью утратил первоначальный облик Епархиальный дом в 1930-х годах в связи приспособлением здания для нужд "фабрики по производству кинофильмов имени Рот-фронт". Были снесены колокольня и золотой купол храма; над правым крылом надстроили четыре этажа в стиле конструктивизма; пространство храма под куполом с помощью пяти ярусов перекрытий разделили на шесть этажей. Фасад, выходящий в Лихов переулок, также приобрел конструктивистские черты. Работами руководил архитектор Г. Бывший Епархиальный дом полностью утрачивает первоначальный облик. В 1950 году при устройстве навесного лифта сильно пострадал декор апсиды храма, что также привело к значительному искажению вида здания.
Билеты в Соборная палата в Лиховом
Занятия проходят бесплатно. Набор участников первой программы открыт с 15 марта по 6 апреля 2022 года, число мест ограничено. Узнать подробнее и заполнить заявку на участие можно по ссылке.
В 2015 году, при участии президента России В. Путина и Святейшего Патриарха Кирилла - здание открылось вновь. Соборная палата - истинный шедевр возрождённой старинной архитектуры. Роскошество убранства, в лучших традициях дворцовых интерьеров XVIII-XIX веков, огромное внутреннее пространство, изумительная акустика - всё это позволяет причислять Соборную палату к лучшим концертным залам современной Москвы. Скрипичные концерты в Соборной палате В советские годы здание Московского Епархиального дома многократно перестраивалось, его облик был изменен до неузнаваемости. В 2004 году здание было возвращено Русской Церкви, а к 2015 году был полностью восстановлен его первоначальный облик. Сегодня великолепные интерьеры Соборной палаты бережно восстановлены и теперь у поклонников исторической Москвы и почитателей классической музыки появился шанс насладиться великой музыкой в красивейшем пространстве, обладающем великолепной акустикой и удивительной атмосферой.
Руководитель коллектива — обладатель Гран- при и лауреат международных и всероссийских конкурсов Александр Майоров. Хор активно участвует не только в богослужебной деятельности Собора, но и в культурной жизни России и за ее пределами, а также украшает многие мероприятия Русской Православной Церкви. Соборная палата — исторический Московский епархиальный дом, который восстановлен в 2015 году, стал центром культурных мероприятий. Необычный концерт музыканта в таком знаковом месте запомнится на всю жизнь. Лучшие выставки в Москве Выставки Москвы — раздел, который поможет сориентироваться в огромном мире московских музеев и выставочных площадок. Обозреватели Афиши-КП рекомендуют лучшие выставки недели. Соборная палата Московского епархиального дома Этот дом был огромным по тем временам, и здесь сразу же расположилось множество разнообразных обществ, во главе с уже упомянутым Обществом любителей духовного просвещения. Сюда перенесли обширную епархиальную библиотеку с читальней для всех желающих, здесь размещались редакции духовных журналов «Московские церковные ведомости» и «Воскресные беседы», собиралось Братство святителя Петра, Кирилло-Мефодиевское братство, Миссионерское общество, известное по всей России своей деятельностью среди инородцев Сибири, Японии, Китая, Америки. Это перечисление обществ и их деятельности позволяют нам сегодня понять — как много работы было у Церкви.
Это было уникальное учебное заведение, которое сочетало высшее богословское образование со светским. К сожалению, оно просуществовало здесь всего два месяца… Словом, до самой революции здесь был центр по борьбе с наступающим безбожием. Каждый десятый — мученик Многие члены Собора приняли мученическую смерть, около 50 т. Сегодня со стен восстановленной Соборной палаты смотрят те, кто голосовал за новый выбор истории Русской церкви — Патриарха уже под грохот снарядов, даже сыпалась штукатурка Гонения на Церковь и расправы над священниками обсуждались уже на третьей сессии Собора 1917-1918 гг. Она началась с панихиды по убиенному царю Николаю II и закончилась чтением первого мартиролога новомучеников, пострадавших от советской власти. Согласно этому списку, к концу заседаний Собора 121 член Русской Православной Церкви пострадал за веру, 118 человек находилось в заключении. В числе новомучеников были названы митрополит Киевский Владимир Богоявленский , епископ Тобольский Гермоген Долганев , епископ Орловский Макарий Гневушев и епископ Кирилловский Варсонофий Лебедев ; два архимандрита; восемь протоиереев, в том числе Философ Орнатский, настоятель Казанского собора в Петрограде, и Иоанн Восторгов, настоятель собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве; 20 священников; 8 монахов и 7 мирян.
Чайковского и 16 марта 2023 года в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории им. Расписание и участники: 25 марта 2023 года, суббота, 15:00. Вход свободный. Всенощное бдение.
Андрея Спиридонова Юрий Прялкин флейта Лауреат международных конкурсов. Лауреат программы "Новые имена", солист и концертмейстер группы флейт московского театра" Новая Опера". Бочковой Победитель ряда международных конкурсов, среди которых конкурс им. Брамса Австрия , конкурс Музы Мира Москва , конкурс им. Огинского и многих других. Участник международного фестиваля Musica Mundi.
Новости Соборной палаты
Концерты VI Великопостного хорового фестиваля прошли 14 марта 2023 года в Большом зале Московской государственной консерватории им. Чайковского и 16 марта 2023 года в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории им. Расписание и участники: 25 марта 2023 года, суббота, 15:00. Вход свободный.
Наследником кинофабрики стала возникшая на её основе Центральная студия документальных фильмов. В первые дни Великой Отечественной войны в этом здании монтировалась кинохроника[2]. Судебные процессы и возвращение Русской Православной Церкви В 1992 году Православный Свято-Тихоновский богословский институт стал добиваться возвращения этого здания Церкви с целью размещения здесь учебных классов. По словам ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьёва: Облик Епархиального дома был нам известен по фотографиям, но тот дом, который находился под номером 6, был абсолютно не похож ни на одну фотографию. Это было какое-то советское, довольно уродливое, серенькое, оштукатуренное здание, с надстройкой в 3 этажа с одной стороны.
Мы вошли внутрь, и только там стали различать какие-то признаки старого здания. А когда мы поднялись на второй этаж, то обнаружили огромную Соборную палату. Всё остальное было искажено до неузнаваемости. Арка, которая отделяет Соборную палату от храма, была заложена кирпичом, сам храм был разделён на 6 этажей литыми перекрытиями, там были какие-то маленькие подсобные комнатушки, разные мастерские. В алтаре находились слесарные станки. Мы были в полном ужасе от увиденного[9]. На презентации ПСТБИ 8 декабря 1992 года был поднят вопрос о возвращении бывшего Епархиального дома и передаче его новому учебному заведению, что позволило бы полностью вернуть бывший Епархиальный дом к его первоначальному предназначению. Однако ответа со стороны московских властей не последовало[6].
В ответ последовал отказ, подписанный главой Госкомимущества Анатолием Чубайсом. Через некоторое время стало известно, что студия документальных фильмов, которая располагалась в доме, затеяла процедуру ложного банкротства с целью данное здание продать в частные руки[9]: «После продажи нам стало ясно, что дом снесут и построят на его месте — в черте Садового кольца — какой-нибудь офис или гостиницу»[10]. Читайте также: В Москве на месяц запретили массовые спортивные мероприятия Дом был продан, и мы начали судиться. Сначала проиграли 20 судов, не понимая, почему, — у нас ведь был совершенно очевидный иск: дом — церковная собственность, построен Церковью на церковные деньги, изначально принадлежал Церкви, внутри дома — храм. Наконец, нашли адвоката, специалиста по ложным банкротствам, и он нам объяснил причину судебных проигрышей. Перед каждым заседанием наш иск немного изменяли без нашего ведома, и он становился проигрышным. Теперь наш адвокат так сформулировал иск, что его уже нельзя было незаметно изменить. За день до этого 21-го суда нашего адвоката расстреляли.
У него осталась семья, дети. Но мы выиграли суд[9]. Прежний владелец стал подавать апелляции. Последний суд состоялся в 2004 году. Здание к тому моменту было в аварийном состоянии[9] 29 июля 2005 года Правительством России постановило: «Принять предложение местной религиозной организации — православного прихода храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москвы Московской епархии Русской православной церкви и Минэкономразвития России о безвозмездной передаче в собственность указанной организации для обеспечения деятельности образовательного учреждения Русской православной церкви находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения — здания Московского епархиального дома, расположенного в г. Москве, Лихов пер. Реставрация и открытие Бывшее здание Московского епархиального дома в сентябре 2008 года: «к концу 1990-х годов здание было изуродовано до неузнаваемости: выкрашенная в тон домов переулка бетонная коробка с прорезанными окнами»[12] Первые строительные и реставрационные работы по воссозданию исторического облика Епархиального дома начались в 2006 году[13] на средства, привлечённые Свято-Тихоновским фондом поддержки православного образования[14].
В ходе капитального ремонта была заново отстроена снесённая пристройка с колокольней, на которой установлены 9 колоколов. Увеличена площадь третьего этажа за счет боковых крыльев здания, возведен мансардный этаж. По окончанию реконструкции общая площадь строения составит 9,5 тыс. Были проведены работы по их укреплению. Подвал был завален многолетними отходами от кинопроизводства. ЦСДФ оставила огромное количество разнообразных химических веществ, в том числе, и большие баки с неизвестными реактивами. Их вывозом и утилизацией занималась специализированная фирма. Система канализации практически была разрушена из-за многолетнего слива в неё в неё реактивов[15].
Ведутся работы и в других помещениях Епархиального дома — восстанавливаются утраченные элементы внутреннего декора, лепные изделия потолка. А в начале 2020 года в соответствии с одобренным художественным советом дизайн-проектом строители и реставраторы начнут работы по чистовой отделке помещений. В храме святого Владимира художники приступили к росписи стен, которая выполняется по утверждённым эскизам[18]. При непосредственном участии префектуры Центрального административного округа городские организации провели благоустройство прилегающей к зданию территории мощение тротуарной плиткой, устройство сквера, озеленение [7].
Теперь непосредственными делами Церкви стал управлять Священный правительствующий синод, чтобы стать членом которого, нужно было иметь особое назначение от Императора. И случилось это здесь… …В здании Московского епархиального дома Его построили в 1901-1902 годах по проекту архитекторов Петра Алексеевича Виноградова и Георгия Константиновича Олтаржевского. А благословение на строительство дал тогдашний митрополит Московский Владимир Богоявленский, которому буквально спустя лет двадцать будет суждено стать одним из первых русских новомучеников.
По заявлению куратора городской программы строительства православных храмов Владимира Ресина, 16 июня 2015 года реставрация Московского епархиального дома с храмом в честь святого равноапостольного князя Владимира в Лиховом переулке была завершена. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалом «Союз» [23]. Хроника жизни дома и Князь-Владимирского храма 1902—1918», написанная профессором Владимиром Козловым [4]. Архитектура и убранство[ править править код ] Здание Московского епархиального дома имеет 3 этажа, после реконструкции его площадь составляет 9,4 тыс. Здание имеет мансарду и цокольный этаж [25]. Верхний храм в честь равноапостольного князя Владимира[ править править код ] В храме ежедневно совершалось богослужение. Воскресные и праздничные литургии пел хор рабочих московских фабрик под руководством Сергея Солнцева и хор Общества любителей церковного пения. По воскресеньям вечерня совершалась с общим народным пением, после неё проводились беседы религиозно-нравственного содержания [6]. К 1949 году обширный домовый храм был разделён перекрытиями на пять этажей [21] [26]. По словам старшего преподавателя факультета церковных художеств и руководителя художественной мастерской ПСТГУ Ларисы Гачевой : «Сколько-нибудь серьёзных изображений первоначального убранства не сохранилось. Поэтому разработан новый проект росписи, причём монументалистам ставилась задача связать новую стенопись с интерьером Соборной палаты, арку которой украсит живопись в духе начала XX века. Иконостас же Свято-Владимирского храма мы реконструируем по старым фотографиям. Центральная композиция в алтаре — Вознесение , ниже — Христос Великий Архиерей , этот образ будет просматриваться через Царские врата. Спасителю предстоят древние святители , а за ними — святые патриарх Тихон , священномученик Владимир, равноапостольные князь Владимир и царь Константин Великий. В арках, в золотых медальонах , изображены участники Собора, прославленные в лике святых, — а их, к слову, было более пятидесяти. Поскольку храм первоначально был расписан в стиле модерн , бригада художников-монументалистов ориентируется и на византийскую, и на русскую стенопись — на то, какими образцами руководствовались художники начала XX века» [21]. Нижний храм Отцов Поместного Собора 1917—1918 годов[ править править код ] 20 февраля 2010 года в храме была совершена первая литургия после возвращения здания Церкви. В тот же день храм посетил Патриарх Кирилл [27]. По словам священника Павла Хондзинского , «это новый храм, расположенный в нижней части здания, где до революции храма не было. Этот храм посвящён прославленным в лике новомучеников и исповедников Российских Отцам Поместного Собора семнадцатого года. Насколько я знаю, это единственный храм с таким посвящением. Все священники, служившие в нём, говорят, как замечательно здесь молится, какие благодатные здесь службы, как чувствуется в нём присутствие святых, которым храм посвящён» [28]. Список иконы был преподнесён Патриарху Кириллу [29]. Соборная палата[ править править код ] Самое больше помещение в Московском епархиальном доме. Высота — 9 м, ширина — 17 м и длина — 35 м. Высокая солея и обширная арка обеспечивают хорошее восприятие звука всеми людьми, которые находятся в зале [4]. После перепланировки 30-40-х годов и в результате замены перекрытий был полностью утрачен потолок. В 40-е годы были заложены оконные проёмы, их декоративное убранство было сбито. Как отметил архитектор Сергей Куприянов, «повезло в том, что в 40-х годах, когда перестраивали палату под кинозал, сбили все выступающие части, но архитектонику стены не трогали» [4]. Долгие годы в бывшей Соборной палате располагался тон-зал для записи оркестров, записи там шли вплоть до начала 2000-х годов.
Соборная палата в Лиховом
16 октября 2023 года, в 20:00, в Соборной палате Главного здания ПСТГУ (Лихов переулок, д. 6) состоится заключительная встреча Интеграционного курса, на которой ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев поговорит с первокурсниками о духовной жизни, о сложностях. Историко-культурный и просветительский центр ПСТГУ «Соборная палата» (Лихов переулок, 6, строение 1, метро «Цветной бульвар»). В этот день пройдет финальный концерт Великопостного фестиваля. Главная» Новости» Соборная палата в москве официальный сайт афиша.
Соборная Палата
Соборная палата в Лиховом переулке в Москве стала новой культурной площадкой со своей уникальной атмосферой. Место проведения Соборная палата. Москва, Лихов переулок, 6, стр. 1. м. Цветной бульвар 13 апреля | 13:00. Как добраться Адрес епархиального дома: Лихов переулок, д. Ближайшая станция метро — «Цветной бульвар», время в пути до Соборной палаты — 15 минут пешком.
Новости Соборной палаты
Затем в здании располагалась Академия коммунистического воспитания им. Крупской, кинотеатр «Артес». В июле 1929 году здание было передано Химико-технологическому институту им. Менделеева, который использовал для своих нужд лишь часть помещений, а остальные сдавал в аренду различным учреждениям.
В апреля 1930 года здание выкупило акционерное общество «Межрабпомфильм» для устройства «фабрики по производству кинофильмов». Бывший Епархиальный дом был вновь перестроен и приспособлен для нужд Центральной студии документальных фильмов. В 1931—1932 годы производятся самые крупные изменения в стиле конструктивизма.
Сносят колокольню и золотой купол, над правым крылом надстраивают 4 этажа, внутренний объем разделили перекрытиями на шесть этажей, перестраивают фасад[8]. Наследником кинофабрики стала возникшая на её основе Центральная студия документальных фильмов. В первые дни Великой Отечественной войны в этом здании монтировалась кинохроника[2].
Судебные процессы и возвращение Русской Православной Церкви В 1992 году Православный Свято-Тихоновский богословский институт стал добиваться возвращения этого здания Церкви с целью размещения здесь учебных классов. По словам ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьёва: Облик Епархиального дома был нам известен по фотографиям, но тот дом, который находился под номером 6, был абсолютно не похож ни на одну фотографию. Это было какое-то советское, довольно уродливое, серенькое, оштукатуренное здание, с надстройкой в 3 этажа с одной стороны.
Мы вошли внутрь, и только там стали различать какие-то признаки старого здания. А когда мы поднялись на второй этаж, то обнаружили огромную Соборную палату. Всё остальное было искажено до неузнаваемости.
Арка, которая отделяет Соборную палату от храма, была заложена кирпичом, сам храм был разделён на 6 этажей литыми перекрытиями, там были какие-то маленькие подсобные комнатушки, разные мастерские. В алтаре находились слесарные станки. Мы были в полном ужасе от увиденного[9].
На презентации ПСТБИ 8 декабря 1992 года был поднят вопрос о возвращении бывшего Епархиального дома и передаче его новому учебному заведению, что позволило бы полностью вернуть бывший Епархиальный дом к его первоначальному предназначению. Однако ответа со стороны московских властей не последовало[6]. В ответ последовал отказ, подписанный главой Госкомимущества Анатолием Чубайсом.
Через некоторое время стало известно, что студия документальных фильмов, которая располагалась в доме, затеяла процедуру ложного банкротства с целью данное здание продать в частные руки[9]: «После продажи нам стало ясно, что дом снесут и построят на его месте — в черте Садового кольца — какой-нибудь офис или гостиницу»[10]. Читайте также: В Москве на месяц запретили массовые спортивные мероприятия Дом был продан, и мы начали судиться. Сначала проиграли 20 судов, не понимая, почему, — у нас ведь был совершенно очевидный иск: дом — церковная собственность, построен Церковью на церковные деньги, изначально принадлежал Церкви, внутри дома — храм.
Наконец, нашли адвоката, специалиста по ложным банкротствам, и он нам объяснил причину судебных проигрышей. Перед каждым заседанием наш иск немного изменяли без нашего ведома, и он становился проигрышным. Теперь наш адвокат так сформулировал иск, что его уже нельзя было незаметно изменить.
За день до этого 21-го суда нашего адвоката расстреляли. У него осталась семья, дети. Но мы выиграли суд[9].
Прежний владелец стал подавать апелляции. Последний суд состоялся в 2004 году. Здание к тому моменту было в аварийном состоянии[9] 29 июля 2005 года Правительством России постановило: «Принять предложение местной религиозной организации — православного прихода храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецах г.
Москвы Московской епархии Русской православной церкви и Минэкономразвития России о безвозмездной передаче в собственность указанной организации для обеспечения деятельности образовательного учреждения Русской православной церкви находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения — здания Московского епархиального дома, расположенного в г. Москве, Лихов пер. Реставрация и открытие Бывшее здание Московского епархиального дома в сентябре 2008 года: «к концу 1990-х годов здание было изуродовано до неузнаваемости: выкрашенная в тон домов переулка бетонная коробка с прорезанными окнами»[12] Первые строительные и реставрационные работы по воссозданию исторического облика Епархиального дома начались в 2006 году[13] на средства, привлечённые Свято-Тихоновским фондом поддержки православного образования[14].
В ходе капитального ремонта была заново отстроена снесённая пристройка с колокольней, на которой установлены 9 колоколов. Увеличена площадь третьего этажа за счет боковых крыльев здания, возведен мансардный этаж. По окончанию реконструкции общая площадь строения составит 9,5 тыс.
Были проведены работы по их укреплению.
На пути к Пасхе» состоится презентация выставки «Явление образа». На выставке будут экспонироваться иконы, живописные и графические памятники церковного искусства, пострадавшие в период гонений на Церковь в XX веке и восстановленные на кафедре реставрации Факультета церковных художеств ПСТГУ. Презентация выставки станет поводом для разговора о тревожной ситуации наших дней, когда памятники, чудом уцелевшие в эпоху гонений, снова оказываются под угрозой гибели. Сегодня они, к сожалению, зачастую становятся жертвами псевдо-реставрации, поновительства — или попросту отправляются на сжигание.
Поэтому разработан новый проект росписи, причём монументалистам ставилась задача связать новую стенопись с интерьером Соборной палаты, арку которой украсит живопись в духе начала XX века. Иконостас же Свято-Владимирского храма мы реконструируем по старым фотографиям. Центральная композиция в алтаре — Вознесение , ниже — Христос Великий Архиерей , этот образ будет просматриваться через Царские врата. Спасителю предстоят древние святители , а за ними — святые патриарх Тихон , священномученик Владимир, равноапостольные князь Владимир и царь Константин Великий. В арках, в золотых медальонах , изображены участники Собора, прославленные в лике святых, — а их, к слову, было более пятидесяти. Поскольку храм первоначально был расписан в стиле модерн , бригада художников-монументалистов ориентируется и на византийскую, и на русскую стенопись — на то, какими образцами руководствовались художники начала XX века» [21]. Нижний храм Отцов Поместного Собора 1917—1918 годов[ править править код ] 20 февраля 2010 года в храме была совершена первая литургия после возвращения здания Церкви. В тот же день храм посетил Патриарх Кирилл [27]. По словам священника Павла Хондзинского , «это новый храм, расположенный в нижней части здания, где до революции храма не было. Этот храм посвящён прославленным в лике новомучеников и исповедников Российских Отцам Поместного Собора семнадцатого года. Насколько я знаю, это единственный храм с таким посвящением. Все священники, служившие в нём, говорят, как замечательно здесь молится, какие благодатные здесь службы, как чувствуется в нём присутствие святых, которым храм посвящён» [28]. Список иконы был преподнесён Патриарху Кириллу [29]. Соборная палата[ править править код ] Самое больше помещение в Московском епархиальном доме. Высота — 9 м, ширина — 17 м и длина — 35 м. Высокая солея и обширная арка обеспечивают хорошее восприятие звука всеми людьми, которые находятся в зале [4]. После перепланировки 30-40-х годов и в результате замены перекрытий был полностью утрачен потолок. В 40-е годы были заложены оконные проёмы, их декоративное убранство было сбито. Как отметил архитектор Сергей Куприянов, «повезло в том, что в 40-х годах, когда перестраивали палату под кинозал, сбили все выступающие части, но архитектонику стены не трогали» [4]. Долгие годы в бывшей Соборной палате располагался тон-зал для записи оркестров, записи там шли вплоть до начала 2000-х годов. По словам Ларисы Гачевой, на начало 90-х помещение на втором этаже представляло собой «огромный зал звукозаписи с декором Сталинского времени» [21]. По свидетельству ряда московских звукорежиссёров, тон-зал ЦСДФ являлся одним из лучших с точки зрения качества акустики московских студийных помещений, превосходя по объёму знаменитую лондонскую студию Abbey Road и лишь немного уступая Большой студии «Мосфильма». В 2007—2008 годах здесь проводились комплексные научные исследования по материалам и фотографиям [4]. В 2010 году Соборная палата была поставлена на учёт, получив статус «выявленного объекта культурного наследия», что дало возможность Мосгорнаследию организовать её полномасштабную реставрацию [26]. Реставрация происходила «максимально приближенно» к первоначальному облику, хотя многое из утраченного досконально восстановить невозможно. Использовались архивные данные, фотографии. Кроме того, при вскрытии штукатурки на стенах были обнаружены фрагменты декора, краски, отметки карнизов, разметки филёнок первого и второго яруса [4]. Цветовое решение тоже было воспроизведено по старым фрагментам. Люстры изготовлены в Софрине , размеры не отличаются от первоначальных. Иконостас также восстановлен по фотографиям.
По его словам, «разруха в здании царила полная. Во время землетрясения в Армении я возглавлял рабочую группу в Ленинакане. Скажу: даже там некоторые дома были в лучшем состоянии, чем этот. Но здесь был отец Владимир с его огромным желанием восстановить уникальный памятник истории и культуры» [18]. Помещение Соборной палаты, которая включена в единый государственный реестр ОКН регионального значения, подготовлено под чистовую и художественную отделку. Ведутся работы и в других помещениях Епархиального дома — восстанавливаются утраченные элементы внутреннего декора, лепные изделия потолка. В храме святого Владимира художники приступили к росписи стен, которая выполняется по утверждённым эскизам [19]. При непосредственном участии префектуры Центрального административного округа городские организации провели благоустройство прилегающей к зданию территории мощение тротуарной плиткой, устройство сквера, озеленение [7]. В июле 2014 года протоиерей Владимир Воробьёв отметил: «После решения государственных органов о передаче Епархиального дома Церкви мы через Свято-Тихоновский фонд поддержки православного образования и при поддержке благотворителей в течение девяти лет потратили на восстановление сильно перестроенного, находившегося в аварийном состоянии здания около 15 миллионов долларов. Но полномасштабное воссоздание началось только в прошлом году, когда по предложению Святейшего Патриарха Кирилла этот объект был включён в программу памятных мероприятий к 1000-летию преставления св. Сейчас отреставрирована кирпичная кладка исторических фасадов, ведётся работа на колокольне, завершается подготовка стен храма под роспись» [20]. К лету 2014 года были завершены работы по подготовке стен верхнего храма под художественную роспись, после чего начались работы по росписи. Автором проекта росписи Владимирского храма и руководителем бригады художников стал заместитель заведующего монументальной кафедры факультета церковных художеств ПСТГУ, доцент Игорь Самолыго. Тело иконостаса выполнили мастерские Андрея Фехнера «Глитика-Л». К концу 2014 года на здании смонтирована кровля. Поднятие креста сопровождалось перезвоном колоколов, которые звучали впервые с момента восстановления храма [12]. После этого были проложены наружные и внутренние сети; теплоснабжение и энергообеспечение объекта осуществляются по постоянной схеме. Ведётся монтаж технологического оборудования, лифтов, подъёмников. Выполняются пусконаладочные работы инженерных систем, проводится их комплексное испытание. По заявлению куратора городской программы строительства православных храмов Владимира Ресина, 16 июня 2015 года реставрация Московского епархиального дома с храмом в честь святого равноапостольного князя Владимира в Лиховом переулке была завершена. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалом «Союз» [23]. Хроника жизни дома и Князь-Владимирского храма 1902—1918», написанная профессором Владимиром Козловым [4]. Архитектура и убранство[ править править код ] Здание Московского епархиального дома имеет 3 этажа, после реконструкции его площадь составляет 9,4 тыс. Здание имеет мансарду и цокольный этаж [25]. Верхний храм в честь равноапостольного князя Владимира[ править править код ] В храме ежедневно совершалось богослужение. Воскресные и праздничные литургии пел хор рабочих московских фабрик под руководством Сергея Солнцева и хор Общества любителей церковного пения. По воскресеньям вечерня совершалась с общим народным пением, после неё проводились беседы религиозно-нравственного содержания [6]. К 1949 году обширный домовый храм был разделён перекрытиями на пять этажей [21] [26]. По словам старшего преподавателя факультета церковных художеств и руководителя художественной мастерской ПСТГУ Ларисы Гачевой : «Сколько-нибудь серьёзных изображений первоначального убранства не сохранилось. Поэтому разработан новый проект росписи, причём монументалистам ставилась задача связать новую стенопись с интерьером Соборной палаты, арку которой украсит живопись в духе начала XX века.
Лихов 6 “Соборная палата в которой 28 сентября 1917 года было принято решение о восстановлении Пат
Соборная палата. Лихов пер., 6. Расписание концертов. Соборная палата Лихов 6. Епархиальный дом Лихов переулок. > Новости. > Организаторы приглашают зрителей на концерты VI Великопостного хорового фестиваля. Официальные билеты на мероприятия, проходящие в Соборная палата ПСТГУ, Москва, Лихов переулок, д.6.
Соборная палата в Лиховом
Музыку чувств, тонких душевных движений и эмоций, мимолётных впечатлений и изменчивых настроений, музыку красок и объемов. Эстетика, которую создали два … Далее Сказки Пушкина в Соборной палате 19 сентября, 2022 В Соборной Палате стартует серия представлений для юных зрителей «Сказки с музыкой».
В 2006-2015 гг. Сегодня объект признан памятником культурного наследия и находится в ведении Свято-Тихоновского православного университета. Соборная палата сегодня Соборная палата — самый просторный зал в доме, его длина — 35 м, ширина — 17 м, высота стен — 9 м.
Перед алтарем есть возвышение — солея, которая в сочетании с высокими потолками обеспечивает расхождение звука до последних рядов. В советское время в помещении располагался зал для кинопоказов, который к 1990 г. Во время реставрации убранство Соборной палаты восстанавливали по фотографиям и архивным описаниям. Сегодня в зале, рассчитанном на 750 человек, проходят концерты по мотивам классических музыкальных произведений. На сцене выступают именитые ансамбли под руководством дирижеров высшего уровня.
Проводятся познавательные лектории о становлении Русской церкви, о войне и революции, об искусстве и происхождении музыкальных инструментов.
Перед алтарем есть возвышение — солея, которая в сочетании с высокими потолками обеспечивает расхождение звука до последних рядов. В советское время в помещении располагался зал для кинопоказов, который к 1990 г. Во время реставрации убранство Соборной палаты восстанавливали по фотографиям и архивным описаниям. Сегодня в зале, рассчитанном на 750 человек, проходят концерты по мотивам классических музыкальных произведений. На сцене выступают именитые ансамбли под руководством дирижеров высшего уровня. Проводятся познавательные лектории о становлении Русской церкви, о войне и революции, об искусстве и происхождении музыкальных инструментов. Как добраться Адрес епархиального дома: Лихов переулок, д.
Ближайшая станция метро — «Цветной бульвар», время в пути до Соборной палаты — 15 минут пешком. Чуть дальше находится станция «Трубная», от нее можно дойти за 20-25 минут в быстром темпе.
Серия просветительских встреч «Собеседники» посвящена наиболее обсуждаемым, по мнению авторов, в современной православной среде богословским темам, о которых говорят, но редко приходят к согласию. Специальные гости — «собеседники» — помогают разобраться в сложных перипетиях теоретической и практической жизни православного христианина. Обсуждение проходит в уютной атмосфере вечернего разговора по душам.
Организаторы приглашают зрителей на концерты VI Великопостного хорового фестиваля
В Соборной палате пройдет цикл благотворительных концертов «Музыка-Жизнь!» / | В соборной палате, вмещающей более 500 посетителей, стали проходить лекции, конференции, концерты и другие церковно-общественные мероприятия. |
Лихов, 6: святая культурная площадка Москвы - | Главная» Новости» Соборная палата концерты. |