В отличие от народов, окружающих памирцев и исповедующих ислам суннитского толка, сами памирцы в своем большинстве являются шиитами – исмаилитами. Таджики являются наибольшей этнической группой в Таджикистане, тогда как памирцы проживают в горных регионах Памира. Главная» Новости» Памирцы и таджики чем отличаются. ГБАО населена памирскими народностями, родственными таджикам, но имеющим собственные языки и свою этническую идентичность.
Чем персы отличаются от таджиков?
У таджиков, их ближайших соседей, принято говорить, что "памирцы не знают бога" и всегда относятся к памирцам настороженно. Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов. Исмаилиты совершают намаз (молятся) всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. Живут обособленно, от таджиков отличаются как звездолет от арбы, и. памирцы живут на памире и внешне немного отличаются, еще многие исмаэлиты. таджики. Памирцы и таджики, живущие на территории Памира, отличаются в религиозных привычках и верованиях. КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ? @okasca_history.
📹 Похожие видео
- Ислам с буддийским оттенком
- Написать свой комментарий:
- Памирцы — народ, имеющий свою уникальную историю
- Памирцы — народ, имеющий свою уникальную историю
- Кто живет над облаками? О памирскости и «таджикскости» -
Что за памирские народы и чем отличаются от таджиков?
Между миром и Памиром. История этой маленькой страны полна трагических страниц | Памирцы являются одной из национальностей, населяющих Памир, и они отличаются от таджиков не только этнической принадлежностью, но и культурой, традициями и языком. |
Глубинка Таджикистана | Пами́рцы — совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро-Гиндукуша, разделённого между Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем. |
Глубинка Таджикистана
На территории современного Таджикистана, а также частично Афганистана, Пакистана и Китая, в горных областях Памира и Гиндукуша, проживают так называемые памирские народы. Таджики являются наибольшей этнической группой в Таджикистане, тогда как памирцы проживают в горных регионах Памира. Текст научной работы на тему ««Памирская» идентификация и проблема интеграции памирских этносов в Таджикистане».
Глубинка Таджикистана
Встретили процессию которая везла невесту — девушка в свадебном наряде гордо восседала на ишаке во главе колонны, дальше шло навьюченное приданое, а потом уже пешком шагали сопровождающие. Причем двигаются они довольно быстро — мы их обогнали, сколько-то проехали, остановились перекусить — смотрим, а они уже догнали нас. Хорог Так петляя по ущельям мы, уже затемно, наконец-то въехали в Хорог. Кстати, для посещения ГБАО необходимо заранее оформлять пропуска, на посту их проверяют, но у нас все было в порядке. Вселились в гостиницу, которая находится в обычном частном доме, мы всей компанией заняли ее полностью. Там все находится в частных домах — наш офис тоже в обычном частном доме был, а во дворе сотрудники огород садили. Несмотря на то что Хорог — это небольшой поселок, в нем находится Исламский университет, Здание Исламского университета в окружении традиционных построек очень престижный в исламском мире и куда студенты и преподаватели приезжают из разных стран.
Порой на улице английскую речь можно услышать чаще русской и тем более таджикской. В Хороге очень высокий уровень образования — кроме мозгов выживать им больше не чем. Кстати, когда ехали по-дороге обратно, рано утром, постоянно видели школьников, которые в школьной форме и с ранцами шли, кто один, кто группами, включая младшеклассников, в школу и, судя по всему, не меньше 10 км! Все ревизии и инвентаризации прошли успешно. Накормили нас традиционным блюдом из дикого козла. Устроили культурную программу в Гарм Чашме , посетили самый высокогорный ботанический сад и местную ГЭС — благодаря ей, в Хороге, нет проблем с электроэнергией.
На афгано-таджикском приграничном рынке купили местные сувениры и джурабы — это местные традиционные шерстяные носки с высоким и широким голенищем и оригинальным орнаментом, связанные из шерсти горных яков. По дому ходить — нет ничего лучше, мои до сих пор носят. Покупали у бабули лет 90, спрашиваем — Это ручная работа? А она еле шевеля губами отвечает — Конечно милок, ногами то мы еще вязать не научились… Все просто выпали Джурабы Хотелось еще задержаться, но срочные дела в Душанбе вынудили оперативно выдвинуться обратно, поэтому поездка в Мургаб так и осталась неосуществленной. Время пять утра, сидим завтракаем в гостинице и робкий голос такой — Дорога сложная, по-бурханить бы нужно… Все на него — Да сколько пьянствовать то можно, итак сюда ехали всю дорогу бурханили, хорош уже! Так и поехали.
Первый звоночек не заставил себя долго ждать — при проезде очередного поворота сверху посыпались камни. Первая машина проехала и аккурат между ней и нами начали камни падать, небольшие, не больше арбуза Хорошо вовремя увидели и затормозили. Вышли расчистили дорогу и дальше. Опять голос тихий — Может по-бурханить… — Молчи уже, пьянству бой! Через час упираемся уже в серьезный обвал заблокировавший проезд по дороге — оказывается землетрясение было, поэтому и камни падали. Стоим ждем пока дорогу расчистят, но мужественно сопротивляемся байкальским традициям.
Дорогу расчистили, едем дальше, вроде все сложности позади. И тут одна из машин сопровождения вдруг глохнет и останавливается. Все попытки ее завести ни к чему не приводят. Консилиум "специалистов" разбирает пол-двигателя, срезает все фильтры, но эффект нулевой — двигатель не заводится… Принимаем решение дотянуть ее до ближайшего кишлака и там уже оставить дожидаться помощи. И тут выясняется, что ни в одной из трех машин нет троса для буксировки. Это вообще капец — ехать в такую дорогу и трос с собой не брать.
Срезаем ремни безопасности, делаем веревку и берем на буксир. По такому бездорожью, с постоянными спусками и подъемами, веревка выдержала недолго… В итоге мы стоим посреди узкой горной дороги, с одной стороны вертикальная скала, с другой песчаный берег Пянджа. Прямо пляж готовый На той стороне находится афганский кишлак, который был полностью уничтожен залпом из ГРАДа, вместе со всеми его жителями, после того как старейшины отказались выдать моджахедов, вырезавших нашу заставу. Воронки до сих пор хорошо различимы. А сейчас по тропе идут современные моджахеды в чапанах, впереди знаки мины, сзади танк подбитый — романтика… Охрана с автоматами залегла — оттуда могут и стрельнуть запросто… И тут уже уверенный голос — Ну что, может быть хоть сейчас по-бурханим? Ладно, делать все равно нечего, бурхань!
Он берет бутылку водки, обходит машину, шепчет что-то там себе под нос, поливает водкой колеса… А теперь, говорит, все по 100 грамм и до дна! Ну надо так надо! В этот момент водитель поворачивает ключ зажигания и двигатель заводится… Сказать, что все остолбенели — это ничего не сказать, несколько минут все стояли молча застыв в неестественных позах. Мозг отказывался этому верить, потому что так не может быть.
Эти обряды являются важной частью жизни памирцев и помогают им поддерживать связь с высшими силами. Таджики, в свою очередь, следуют суннитскому направлению ислама и придерживаются его основных обрядов и предписаний. Они также исполняют пять обязательных молитв в день и соблюдают пост во время месяца Рамадан. Национальная кухня Кулинарные традиции также являются важной частью культуры и традиций памирцев и таджиков.
У них есть свои собственные блюда, которые отражают их историю, климатические условия и доступные продукты. Популярным блюдом среди памирцев является плов, который готовится из мяса, риса, моркови и специальных приправ. Таджики также готовят плов, но с некоторыми отличиями. Они добавляют в него лук и резьбу и предпочитают использовать коровье мясо. Памирцы также известны своими маринованными и солеными овощами, такими как помидоры, огурцы и капуста. Они готовят их с использованием специальных рецептов и методов консервации, передаваемых из поколения в поколение. Одежда и украшения Одежда и украшения являются неотъемлемой частью культуры памирцев и таджиков. Они отражают традиции и историю народа, а также служат средством самовыражения и выражения национального самосознания.
Памирцы изготавливают прочные и удобные одежды из шерсти животных, таких как волы и козы, чтобы защититься от холода и суровых климатических условий горных регионов. Таджики же предпочитают легкую и узорную хлопчатобумажную одежду, которая идеально подходит для жаркого и сухого климата центральной Азии. Кроме того, памирцы и таджики старательно украшают себя различными украшениями, такими как браслеты, ожерелья, серьги и колечки. Эти украшения обычно делаются вручную из металла, камней и драгоценных металлов и служат как символ статуса, красоты и богатства. Жизнь в горных условиях Первое, с чем сталкиваются люди, живущие в горах, это высокая высота. Горные регионы обычно находятся на высоте более 1500 метров над уровнем моря, что влияет на работы органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Жители гор вырабатывают особую адаптацию, которая позволяет им выживать и приспосабливаться к таким условиям. Кроме того, горы характеризуются крайними температурами.
Это требует от жителей горных регионов умения справляться с такими экстремальными условиями и использовать соответствующую одежду и экипировку. Горные районы также славятся своей красивой и непредсказуемой природой. Это прекрасная возможность для людей, живущих в горах, наслаждаться живописными пейзажами, проводить время на свежем воздухе и практиковать активный образ жизни. Горы являются прекрасным местом для занятий горным туризмом, альпинизмом, горными лыжами и другими видами экстремального спорта.
Мы решили исправить эту ошибку. Несмотря на наличие авиасообщения нам не рекомендовали пользоваться самолетом, по некоторым причинам.
Поэтому было решено отправляться на авто. Время — начало осени — самое безопасное с точки зрения схода селей и лавин. Наша служба безопасности активно подключилась к организации поездки — сказали такой "лакомый кусок как мы" без сопровождения отправлять нельзя. И правда, постоянно на слуху были сообщения о грабежах на дороге в Хорог. Итак, выдвигаемся на трех джипах — впереди джип с автоматчиками, мы посередине и сзади джип с автоматчиками. Все серьезно.
Сбор на рассвете, я еще думаю — ехать чуть больше 300 км — зачем в такую рань… Потом смотрю — ящик водки грузят в машину, спрашиваю — Водка-то зачем? А потом узнаешь. Один из "туристов" некоторое время жил в Улан-Уде и постоянно нам рассказывал про силу Байкала про шаманские практики и духов. Тут он говорит — Дорога сложная, чтобы все получилось надо задобрить духа дорог, Бурхана — "покапать" нужно! Ну нужно так нужно, кроме водителей, естественно. В машинах рации, спутниковый телефон — связи то вдоль дороги нет, а населенные пункты здесь весьма редки.
Рацией очень активно пользовались первый час, потом так надоело, что больше вообще не включали. Зато диск Талькова, который случайно оказался в машине у Алика, за время поездки выучили наизусть — радио в тех местах тоже нет. Проезжаем пост ГАИ, видим — первая машина чуть притормозила, а когда мы подъехали — они вытягиваются по стойке смирно и честь нам отдают. Мы поприкалывались, едем дальше. На втором посту — та же картина. Во время привала, спрашиваю у сопровождающего нас сотрудника СБ — Это что такое было?
Он в ответ — Хи-хи, ха-ха типа уважают. И только намного позже сознался, когда я его совсем допытал — Да я, говорит, им удостоверение показывал. Что за удостоверение? Выехали из Душанбе и поехали на юг — в Куляб, через Дангару — родину нынешнего президента. Поэтому, естественно, эта часть пути ничем не примечательна — отличная асфальтированная дорога, почти нет машин, доехали очень быстро. Думаю — ну вот, осталось уже совсем немного.
Заехали в Куляб — пошли завтракать. Рано еще — все закрыто, нашли какую-то столовую. Ничего личного, но я есть не смог Только лепешку. Достали бутылку водки, говорят — а вот теперь уже пригодится! Отъехав немного от Куляба и преодолев небольшой перевал мы выехали к Пянджу. Вернее, только мы преодолели перевал перед нами внизу открылась долина такой потрясающей красоты, что начинаешь забывать где ты вообще находишься.
Афганский кишлак И вот тут началась настоящая дорога на Хорог. Дорога идет вдоль русла Пянджа, которое одновременно является и границей с Афганистаном, на протяжении 300 км. В некоторых местах машина одним колесом едет по краю пропасти так, что из под колес камни вниз сыпятся, а с другой стороны отвесная скала. Но Алик уверенно ведет машину. Кое где приходится преодолевать и такие мосты Алкоголь принимали регулярно, но хватало его буквально на пару минут — только посмотришь в окно вниз, а там пропасть и дна не видно, только камни сыпятся и никаких следов алкоголя уже нет. Как нам сказали — это нужно с целью акклиматизации.
Не уверен — но без этого было бы тяжко. А какие виды вокруг! Насколько разнообразны горные ландшафты.
Независимые женщины. В этом случае подразумевается личная независимость, хотя женщина может состоять в браке и быть многодетной матерью. Про таких раньше говорили «освобождённые женщины Востока». Среди них большой процент получивших высшее образование в том числе за границей. Эти женщины работают на высокооплачиваемых должностях или делают индивидуальную карьеру в коммерции, юриспруденции, науке или искусстве. Они известны за пределами Таджикистана и не чуждаются правозащитной деятельности. Как живётся таджикским пенсионерам Восточное почитание старшего поколения не вполне соответствует финансовой обеспеченности пенсионеров. Таджикские мужчины выходят на заслуженный отдых в 63 года, женщины — в 58 лет. Средняя пенсия составляет 230 сомони около 30 долларов США. Обеспечением стариков занимается Агентство социального страхования и пенсий при правительстве республики В 2015 г. Власти Таджикистана с удовлетворением встретили результаты исследования. Простой народ — со скепсисом. Возможно, иностранные специалисты чрезмерно доверились официальной статистике. Культурная жизнь Таджикская культура своими корнями уходит в средневековую персидскую. Персы и таджики близкородственные народы. И те и другие почитают Рудаки, Авиценну, Фирдоуси как своих. С XIX века среди таджиков усиливается просветительская роль России. Совместное проживание русских и таджиков в одном государстве породило феномен современной таджикской культуры. Мирзо Турсун-заде прославил свою родину в стихах В 1929 начал действовать драматический театр, в последующие годы открылся музыкальный театр и балетная школа. С 1931 г. В советское время происходило формирование национальной творческой интеллигенции и научно-преподавательских кадров. Наиболее популярны и любимы в народе выступления фольклорных ансамблей. Выдающийся просветитель Мирзо Турсун-заде 1911—1978 является классиком как таджикской, так и советской литературы. Русские в Таджикистане Судьбы русских в Таджикистане во многом схожи с участью русских в других среднеазиатских республиках. Массовый въезд по призыву и в добровольном порядке пришёлся на советский период. Численность русских увеличилась до уровня второй основной общины. А развал СССР повлёк за собой их исход в начале 90-х.
Чем отличаются памирцы от таджиков
Глава МИД Сироджиддин Мухриддин 12 апреля заявил о «непродуманной информационной кампании против таджиков», на фоне которой «формируется отрицательное отношение к таджикам и гражданам Таджикистана». В переписи населения в независимом Таджикистане отдельно не выделяются как памирцы и включаются в число таджиков.[38]. не таджики: у них другой язык, другая религия и другие обычаи. Хотя формально народности таджикского Памира (или Горно-Бадахшанской автономной области) и считаются таджиками, их язык, религия, пища и обычаи разительно отличаются от метрополии.
Географические и исторические факторы
- Памирцы и таджики чем отличаются - 89 фото
- Среди предков современных жителей Памира нашли древних таримцев
- «Загадочный Памир». 7 интересных фактов о Бадахшане
- Памирцы и таджики чем отличаются - 89 фото
- К какой расе относятся таджики: кто они такие и откуда произошли
Памирский таджик что значит
Вхождение памирцев в состав Российской империи было мирным, и даже в советские 1950-ые местные старики себя называли поданными «Белого царя». Вместе с тем была в договорённостях конца XIX века серьезная проблема — граница, проведенная вдоль реки, разделила родственные памирские народы по обе стороны реки. При советской власти на территории Туркестана в сентябре 1920 г. В 1925 г. В 1929 г.
В законе «О Горно-Бадахшанской автономной области» Конституции, от 30 июля 2007 г. В чем заключается такие особенности? Языковые особенности В Рушане Рихене говорят на рушанском, который является диалектом шугнанского, сами рушанцы называют себя рихен, хуфидж, бартангидж, рошорвидж. На видео: Ваханский язык Также в Ванджском районе в долине Язгулям, живут язгулямцы згамиг , обладающие собственным языком.
Все памирские языки относятся к восточной таджикский — к западной подгруппе иранской группы индоевропейских языков.
Исмаилизм оказал большое влияние на духовную жизнь жителей Памира. По религиозному фактору несложно понять, кто такой памирец что за нация, мы рассмотрели выше. Прежде всего, представители этих народов относятся к исмаилитам шиитское направление ислама, которое испытало на себе влияние индуизма и буддизма. Чем же это направление в исламе отличается от традиционного верования? Основные отличия: памирцы молятся дважды в день; верующие не соблюдают пост в Рамадан; женщины не носили и не носят паранджу; мужчины позволяют себе пить самогон из тутовника. Из-за этого многие мусульмане не признают в памирцах правоверных. Семейные традиции Отношения к семье и браку позволят понять, кто такой памирец.
Что за нация и каковы ее традиции, сможет рассказать семейный уклад. Наиболее древний вариант семьи основывался на принципе патриархальных отношений. Семьи были большими. В их главе стоял старейшина, которому все беспрекословно подчинялись. Так было до появления товарно-денежных отношений.
С земледельцами эти люди практически не взаимодействовали, поскольку те отсутствовали в горах. Шугнанцы На закате античности и в раннее средневековье началось великое азиатское переселение народов, которое было не менее масштабным, чем в Европе. Под давлением хунну и Поднебесной из современного Западного Китая были вынуждены уйти те или иные иранские племена, которые в этническом смысле были близки скифам.
Тохары, юэчжи, кушаны, индоскифы и прочие племенные группы двигались здесь, и некоторые из них занимали горы. В результате памирцы стали гармоничной смесью древних индоариев и скифов, которые, впрочем, тоже являлись одними из их потомков. Они почти не смешивались с более поздними завоевателями Средней Азии, включая тюрок — те предпочитали обживать равнины. Из-за вековой изоляции среди них немало светловолосых, практически блондинов, и рыжих. Русский исследователь Владимир Иванов, побывавший на Памире в начале 20-го века, написал, что горные таджики т. Под влиянием родичей из Согда и Бактрии памирцы приняли зороастризм еще в незапамятные времена. Часть из них, особенно ваханцы, жители Ваханского коридора, связывающего Среднюю Азию с Китаем и Индией, с течением времени были обращены в буддизм. Но в 11-м столетии среди них началась проповедь исмаиилизма, особого течения внутри шиитского направления в исламе.
И теперь большая часть из них шииты-исмаилиты, в отличие от таджиков, которые перешли в суннизм.
Он стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма. Национальная одежда Традиционная памирская мужская одежда летом — прямые рубахи свободного кроя и широкие штаны, зимой — шерстяной халат и овчинный тулуп. Женский костюм состоит из туникообразного платья и шаровар, узких в щиколотке.
Зимой надевали по три шерстяных платья, голову покрывали платком. На ногах носили джурабы и сапоги-чулки из мягкой кожи. В переводе с персидского «джурабы» означает «носки». Вяжут их крючком из бараньей или козлиной шерсти.
Они хорошо согревают и обладают лечебными свойствами. В условиях Памира это очень важно: ведь холодный период здесь длится долго, и даже летом достаточно прохладно. А еще мастерицы говорят, что положительный заряд владельцу джурабов дает особый орнамент. Женщины в вязании используют древние арийские символы, а также растительные и животные узоры.
У многих рисунков тысячелетняя история. Но особое внимание здесь уделяют цветовой гамме. Каждый цвет обозначает свое. Например, желтый — символ света, солнца, красный — счастья.
Когда на Памире в дом приходит гость, ему на плечо кладут джурабы, что означает радость встречи и заботу.