Бунташный век Соловецкое восстание. Выступление старообрядцев – причины восстания, требования и итоги кратко для 7 класса. Итоги восстания Соловецкое восстание продемонстрировало способность старообрядцев противостоять власти. Восстание монахов Соловецкого монастыря 1668-1676 гг. Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676. Словенское восстание таблица.
Соловецкое восстание 1668—1676 гг.
После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены [3] , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. В старообрядческой литературе [ править править код ] Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд Андрея Денисова « История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша », созданный в XVIII веке [6]. В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания. Например, автор сообщает: И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своём крюке.
Блаженнии же страдальцы с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию рёбра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе. Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду.
Из 500 защитников в живых осталось лишь 14 [7]. Канонизация убиенных участников восстания Соловецкие мученики [ править править код ] 29 января 11 февраля в РПСЦ совершается память святых мучеников и исповедников: архимандрита Никанора, инока Макария, сотника Самуила и иже с ними в Соловецкой обители за древлее благочестие пострадавших [8]. В старообрядчестве она совершается по крайней мере с конца XVIII века, этим временем датированы рукописи с памятью Соловецких мучеников [10]. Кондак , глас 2.
В первой серии советского многосерийного фильма « Михайло Ломоносов » рыбак-помор рассказывает юному Ломоносову историю восстания. Соловецкому восстанию посвящена песня Александра Городницкого «Соловки». События восстания изображены в телесериале « Раскол » 2011 режиссёра Николая Досталя.
Такие резкие изменения вызвали бурю протестов. Крупнейшей твердыней старообрядчества стал Соловецкий монастырь. Патриарх внедрял реформы жестко и активно, и в 1654 году он созвал церковный собор, на котором добился согласия на редактирование богослужебных книг по новому образцу. Через три года из Москвы в монастырь присылают новые книги, но архимандрит Илья отказывается проводить по ним богослужение. Это было демонстративное неповиновение не только главе церкви, но и главе государства. После этого обитатели монастыря начали посылать царю челобитные. Тем не менее, отношения царя и патриарха начали охладевать.
В 1666 году на Большом Московском соборе Никон был лишен патриаршества, однако его нововведения получают одобрение. Все защитники старых русских традиций были объявлены еретиками. Соловецкие монахи послали царю очередную челобитную, на этот раз достаточно грубую. Иноки не собирались подчиняться. Более того, из монастыря были высланы назначенные архимандриты Варфоломей и Иосиф, которые одобряли реформы Никона. Своим главой староверцы выбрали Никанора ранее он входил в доверие царя. В ответ правительство издало указ конфисковать все монастырские вотчины.
На Соловки были отправлены военные отряды под командованием Волохова. Так началось Соловецкое восстание, длившееся с 1668 до 1676 годов — почти десятилетие. Первый этап восстания 22 июня 1668 года началась осада монастыря. Однако взять его было не так просто. Это была неприступная твердыня с собственной артиллерией, и к XVII веку здесь насчитывалось порядка 350 монахов и более 500 послушников и крестьян, готовых держать оборону. Волохов потребовал от мятежников покориться царю. Часть монахов покорилась, остальные решительно стояли на своем.
Взять монастырь силой не удалось — старообрядцы пустили в ход пушки. Стряпчему ничего не оставалось, кроме как начать осаду. На зиму он поселился в Сумском остроге, и у него начались конфликты с архимандритом Иосифом. Противники никак не могли найти общий язык, и все время писали друг на друга доносы. В итоге Волохов избил священнослужителя, после чего они оба были вызваны на суд в Москву. В августе 1672 года на Соловки прибыл Климент Иевлев. Он решил действовать более радикально, и сжег имущество монастыря, находившееся за пределами крепостных стен.
Но, как и его предшественник, с наступлением холодов он отступил в Сумской острог. Новая кампания началась весной 1673 года. Иевлев потребовал от иноков выполнять требования Собора, но соловецкое монашество не отступило. Тогда Иевлев приказал возводить вокруг монастыря укрепления, пытаясь максимально усложнить связь иноков с берегом. Но из-за многочисленных жалоб сумских старцев его вызвали в Москву. Второй этап восстания В 1673 году правительство получило сведения, что в монастыре скрываются остатки отрядов Степана Разина. Это развязало ему руки, чтобы покончить с бунтарством.
На Соловки был отправлен Иван Мещеринов. Он получил разрешение проводить пушечный обстрел стен крепости. Тем не менее, царь обещал амнистию всем, кто раскается добровольно. Среди иноков произошел раскол. Одни твердо держались за свои убеждения, другие решили сдаться. В конце концов, желающих примириться с царем заточили в монастырскую тюрьму. Соловецкое восстание продолжалось.
К стенам монастыря подошел отряд стрельцов. Мятежники начали ответный обстрел. При этом игумен Никандр ходил возле пушек и кропил их святой водой. В октябре 1674 года Мещеринов, вопреки приказу царя, отошел в Сумской острог. Стоит отметить, что до этого времени в монастыре все еще проводились молебны за царя. Но после описанных выше событий небольшая группа во главе с Никанором требовала прекратить молиться за Алексея Михайловича. По сути, на этом этапе от Соловецкого монастыря осталось только название.
Здесь уже не исповедовались и не причащались, а священники были объявлены еретиками. Идеи защиты «старой веры» сменились призывами бороться с царской властью. Основной причиной стал приход в монастырь повстанцев. Впрочем, это же стало началом падения монастыря на Соловках. Во второй раз Мещеринов прибыл под стены Соловецкого монастыря в мае 1675 года. К его отряду присоединилось еще 800 стрелков. Теперь он был твердо намерен побороть восстание, даже если придется зимовать возле крепости.
Однако долгие пять месяцев осады не принесли результата. Мещеринов потерял 32 воина, еще 80 были ранены. Тогда начальник войска решился на новый план. По его приказу начали рыть подкопы под тремя башнями: Белой, Никольской и Квасоваренной. Но это ни к чему не привело. В ответ Никанор приказал усилить обстрел противников. Возможно, восстание длилось бы еще очень долго, если бы не предательство монаха Феоктиста.
Он показал воеводе слабое место в твердыне: окно, заложенное камнями. В ночь на 22 января монастырь был взят. Изменник подвел стрельцов к окну, они разобрали камни и проникли в монастырь. Осажденные уже легли спать, и воины беспрепятственно открыли ворота отряду Мещеринова. Иноки спохватились слишком поздно.
Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря. Боевые действия различной интенсивности продолжались несколько лет и завершились лишь в 1676 году падением Соловецкого монастыря. На основании трудов предшественников и новых архивных материалов в книге воссоздается самая полная на сегодняшний день картина восстания, показываются его причины, ход и результаты, анализируется идеология. Издание содержит архивные материалы, часть из которых была опубликована впервые, и учитывает научные труды, появившиеся в последнее время. Об авторе.
Зимой участники блокады, в основном лучники, возвращались домой или служили в Сумском остроге на территории современной Карелии. Прошло четыре года с начала осады, и в 1672 году место стряпчего Игнатия Волохова занял воевода Иевлев. Количество подчиненных ему войск превысило 700 человек. Они продолжали осаду до лета 1673 г. В сентябре 1673 года Иевлева сменил бывший воевода Сумского острога Иван Мещеринов. Он перешел к активным действиям, то есть вместо стояния у стен монастыря стал стрелять по ним из пушек. В течение первых пяти лет осады власти сочли необходимым мирным путем решить проблему непослушания монахов монастыря, поэтому артиллерию они не использовали. Из-за холодов в октябре 1674 года осаду пришлось снять, а в мае 1675 года количество лучников увеличилось почти вдвое, превысив 1000 человек. Во время осады монахи Соловецкого монастыря молились за здоровье царя. Но с января 1675 г.
Соловецкий бунт (1668-1676 гг.)
Это стало главной причиной Соловецкого восстания. Отказ от проведения реформы в Соловецком монастыре. Царь терпел самоуправство непокорных монахов десять лет, после чего назначил настоятелем Соловецкого монастыря отца Иосифа, сторонника реформ. Однако, когда отец Иосиф прибыл на место, монахи отказались признать его настоятелем, после чего вообще изгнали его. Это открытое проявление непокорности и было воспринято властями, как бунт. Начало Соловецкому восстанию было положено. Участники Соловецкого восстания Через этот потайной ход стрельцы в результате предательства сумели проникнуть в монастырь и перебить участников Соловецкого восстания, не пожелавших сдаваться В 17 веке Соловецкий монастырь был важной крепостью на северо-западной границе, ведь тогда Россия активно воевала со Швецией.
Иосиф жаловался в Москву на вымогательства Волохова, а последний доносил, будто архимандрит и его старцы бражничают, за государево здоровье Бога не молят и даже радеют участникам Соловецкого восстания. Распря разгорелась до того, что Волохов бил архимандрита по щекам, драл за бороду и велел стрельцам посадить его на цепь. Оба противника были вызваны в Москву и уже не вернулись на Белое море. Подавлять Соловецкое восстание вместо Волохова отправили в 1672 стрелецкого голову Иевлева с подкреплением в 600 стрельцов из Холмогор и Архангельска. Но эти стрельцы были люди, «пехотному строю не обученные». В августе 1672 воевода с 725 человеками подступил к монастырю, но ограничился тем, что пожег ближние хозяйственные строения, побил скот и тоже ушел в Сумский острог, сославшись на недостаток пороха и свинца. Тут он по примеру Волохова стал притеснять крестьян Соловецкого монастыря поборами с целью наживы, но под предлогом сбора кормов для своего отряда. В следующем году Иевлева отозвали. Руководить подавлением Соловецкого восстания было поручено Ивану Мещеринову с новым подкреплением и указом «быть на Соловецком острове неотступно». Подчиненные ему начальники иноземцы Келер, Буш, Гутковский и Стахорский должны были обучать стрельцов пехотному строю и стрельбе; хотя сами были офицеры рейтарского строя. Летом 1674 года Мещеринов собрал ладьи и карбасы и высадился на Соловецком острове. Тут оказалось, что Иевлев, предав огню хозяйственные постройки, окружавшие монастырь, тем облегчил оборону его и затруднил нападение. Строения эти давали бы возможность осаждающим близко подойти к стенам; теперь же им приходилось действовать против соловецких мятежников на открытой местности под огнём крепостного наряда. Грунт был каменистый, и шанцы приходилось копать с большим трудом. Укрепясь кое-как шанцами, Мещеринов начал обстреливать монастырь; откуда тоже отвечали выстрелами. Самым ярым мятежником явился бывший архимандрит Саввы-Сторожевского монастыря Никанор; он благословил на стрельбу из пушек, ходил по башням и кропил св. Он приказывал стрелять по воеводе говоря: «поразишь пастыря, ратные люди разбредутся аки овцы». Рядом с Никанором во главе Соловецкого восстания действовали келарь Маркел, городничий старец Дорофей, прозванием Морж, сотники Исачко Воронин и Самко. Лубок XIX столетия Но среди восставших возникла распря по вопросу о молениях за великого государя. Некоторые старцы настаивали продолжать моления. Тут Исачко и Самко с товарищами сняли оружие, говоря, что не хотят более служить, так как священники за великого государя Бога молят. Тогда келарь добил им челом, и они снова надели оружие, изрекая бранные слова на царя. После этого мятежники выгнали из монастыря некоторых черных священников, а другие ушли сами, явившись к Мещеринову, принеся покаяние государю и распространяя про участников Соловецкого восстания разные порочащие слухи. Раскаявшиеся священники изъявили согласие принять новоисправленные книги и троеперстие. По удалении священников, почти некому было отправлять в монастыре церковную службу: но Никанор говорил, что можно обойтись и без священников, и без обедни, а ограничиться чтением в церкви часов. Однако, не все были с ним согласны, и среди восставших продолжались распри, хотя о сдаче не было и помину. Мещеринов не решился зимовать на острове; а разорил свои шанцы и, по примеру предшественников, отплыл от Соловецкого монастыря на зимовку в Сумский острог, вопреки наказам из Москвы. Там повторилось то же, что было при Волохове и Иевлеве. В Москву пошли жалобы на притеснения и корысть воеводы Мещеринова, который под видом сбора кормов производил поборы в Сумском уезде и даже посылал свою меру для сбора хлебных запасов, в которой было 22 фунта лишку против казенной! Из Москвы приходили грамоты с выговорами воеводе, но они оставались без действия. Летом 1675 Мещеринов снова высадился у монастыря, имея более 1000 ратных людей, пушки и запасы в изобилии. На сей раз он решил осаждать участников Соловецкого восстания и зимой, для чего устроил вокруг монастыря 13 земляных городков с пушками и повел подкопы под три башни. Но долго еще тянулась бы осада, если бы не помогла измена. В ноябре из монастыря убежал чернец Феоктист. Он указал Мещеринову слабое место обороны восставших: слегка закладенное камнями окно под сушилом у Белой башни. Воевода сначала не внял этому указанию. Только после того Мещеринов воспользовался советом Феоктиста. В ночь на 22 января 1676 он послал отряд с майором Кашиным. Феоктист знал час, когда караулы расходятся по кельям, а на стенах остается только по одному человеку. Стрельцы выломали камни в окне, вошли в Белую башню и впустили войско. К рассвету монастырь был в руках царской рати; монахов быстро обезоружили. Царь Алексей Михайлович , по-видимому, не успел узнать о взятии Соловецкого монастыря — он скончался уже через несколько дней. На воеводство в Соловки был прислан Владимир Волконский, который подверг любостяжательного Мещеринова розыску по обвинению в присвоении части монастырской казны. По материалам книги Д. Иловайского «История России. В 5 томах. Том 5. Отец Петра Великого. Алексей Михайлович и его ближайшие преемники» Соловецкое восстание Соловецкое сидение 22 июня 1668 г. Карательная царская армия, насчитывавшая больше 1000 человек, смогла захватить монастырь из за измены одного из защитников монастыря. Руководителей восстания и многих его участников казнили или сослали. Причины Соловецкого восстания 1657 год — братия Солотского монастыря во главе с архимандритом Ильей не захотели принимать новые богослужебные книги. Как результат этот вопрос был рассмотрен на Церковном соборе 1666-1667 гг. Собором было постановлено прислать в монастырь нового архимандрита — Сергия. Однако монахи не захотели принять его, после чего Сергий покинул обитель. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель Саввино-Сторожевского монастыря, который был сослан на Соловки на покой, один из активных сторонников старообрядцев Никанор. Идейным же вдохновителем бунта был монастырский казначей старец Геронтий. Ответом на челобитную стал государев указ, по которому конфисковывали вотчины и промыслы обители на побережье. Участники Соловетского восстания Принимали участие — монахи, которые не не приняли церковной реформы, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы, солдаты, и сподвижники. Важным резервом восставших были поморское крестьянство, работные в усольях, на слюдяных и других промыслах, приходившие под защиту стен обители. Ход восстания 1668 год, 3 мая — по царскому указу для приведения монастыря в повиновение на Соловки было отправлено стрелецкое войско. Монастырь отказался пропускать стрелецкое войско в стены крепости. Началась восьмилетняя осада монастыря. В течении первых лет осада проходила довольно слабо, потому как власти надеялись на мирное разрешение конфликта. При этом стрелецкие отряды постоянно увеличивались. Со стороны же защитников монастыря инициатива постепенно переходила от монахов к мирянам, готовившихся дать отпор. Многий работный люд, беглые солдаты и стрельцы пробирались на остров и пополняли ряды повстанцев. В начале 1670-х годов увеличился приток в обитель участников , что в значительной степени смогло активизировать восстание, углубить его социальное содержание. Военные действия постепенно начали ужесточаться. К 1674 под монастырскими стенами было больше 1000 стрельцов и много орудий. Осаду возглавил царский воевода Иван Мещеринов. Одним из важных изменений было также то, что в 1675 г.
Соловецкие иноки отправили челобитие царю Алексею Михайловичу. Излагая своею позицию отрицания церковной реформы, они заявили о готовности отстаивать свою правоту с оружием в руках. Это была не пустая угроза. Большинство из 425 насельников монастыря имели военные навыки, оружие, достаточный боезапас и другие припасы на многие годы. Кроме монахов в монастырь стекались беглые стрельцы и солдаты, посадские люди, крестьяне, а также и уцелевшие «разинцы». Несмотря на это Алексей Михайлович приказал отобрать промыслы и вотчины монастыря на побережье Белого моря и направил стрельцов для усмирения строптивых иноков. Монастырь затворил перед ними ворота, а стрельцы обложили обитель постами и заставами. Так началась осада Соловецкого монастыря на восемь долгих лет. Долгая осада Первые годы, осаждающие не предпринимали серьезных военных усилий, в надежде на мирное разрешение проблемы. В 1673 г. К стоящим под стенами монастыря стрельцам стали прибывать подкрепления. А за стенами монастыря монахи уже не определяли стратегию обороны.
Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как бунт. События [ править править код ] История Соловецкого восстания. Архимандрит Сергий оговаривает их перед царём. Царь посылает в Соловки Игнатия Волохова. Повесть о Соловецком восстании 3 мая 1668 года царским указом для приведения обители в повиновение на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня. На увещания отправленного Волоховым в монастырь посланца монахи ответили заявлением, что они «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят», а когда Волохов хотел силой войти в монастырь, его встретили пушечными выстрелами, и он, имея в своём распоряжении лишь незначительные силы, должен был отступить и удовольствоваться осадой монастыря, которая затянулась на несколько лет [2]. Первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска высаживались на Соловецких островах, пытались окружить их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог , причём двинских и холмогорских стрельцов распускали на это время по домам [3]. Летом 1672 года Игнатия Волохова сменил воевода К. Иевлев, войско было увеличено до 725 стрельцов. Такое положение сохранялось вплоть до 1673 года. В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царь обещал прощение всем участникам восстания, добровольно явившимся с повинной. Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята, и войска отправлены на зимовку в Сумский острог.
Арабский халифат и его распад
- Участники Соловецкого восстания
- Соловецкий бунт 1668-1676 гг и его история, причины, последствия
- Соловецкий бунт 1668-1676 гг и его история, причины, последствия
- Материал по теме
Соловецкое восстание итоги кратко
Им стал архимандрит Никанор. Конечно, эти действия не остались незамеченными в столице. Приверженность старым обрядам был осуждена, а в 1667 году власть направила на Соловецкий монастырь свои полки, чтобы отобрать его земли и другое имущество. Но монахи не сдались военным. На протяжении 8 лет они уверенно сдерживали осаду и были верны старым устоям, превратив монастырь в обитель, защищающую послушников от нововведений. До последнего Московское правительство надеялось на тихое урегулирование конфликта и запрещало атаковать Соловецкий монастырь. А в зимнее время полки вообще оставляли осаду, возвращаясь на большую землю. Но в итоге власть все же решилась провести более сильные военные атаки. Произошло это после того, как Московское правительство узнало о сокрытии монастырем недобитых некогда отрядов Разина. Было решено атаковать стены обители из пушек. Воеводой, возглавившим подавление восстания, назначили Мещеринова, который немедленно прибыл в Соловки для выполнения распоряжений.
Однако, сам царь настаивал на помиловании виновников мятежа в случае их раскаяния. Нельзя не отметить, что желающие покаяться царю нашлись, но были немедленно схвачены другими послушниками и заточены в темницу в монастырских стенах. Не раз и не два полки пытались захватить осажденные стены. И лишь после продолжительных штурмов, многочисленных потерь и доклада перебежчика, который указал неизвестный до тех пор вход в крепость, полки наконец заняли ее. Отметим, что на тот момент на территории монастыря осталось очень мало бунтующих, а тюрьма была уже пуста. Предводители мятежа в количестве примерно 3 десятков человек, старавшихся сохранить старые устои, были немедленно казнены, другие монахи сосланы в остроги. Как итог, Соловецкий монастырь - теперь лоно новообрядчества, а его послушники - исправные никониане. Оцените новость В период 50-х и 60-х годов XVII века предстоятелем Русской православной церкви патриархом Никоном и государем Алексеем Михайловичем активно проводилась в жизнь церковная реформа, направленная на внесение изменений в богослужебные книги и обряды с целью приведения их в соответствие с греческими образцами. Несмотря на её целесообразность, реформа вызвала протест в значительной части общества и послужила причиной церковного раскола, последствия которого ощущаются и поныне. Одним из проявления народного непокорства стало восстание монахов обители, вошедшее в историю как Великое Соловецкое сидение.
Монахи, ставшие воинами В первой половине XV века на Соловецких островах в Белом море святыми Савватием и Зосимой их икона открывает статью был основан монастырь, ставший со временем не только крупным духовным центром Севера России, но и мощным форпостом на пути шведской экспансии. Ввиду этого были предприняты меры по его укреплению и созданию условий, позволявших защитникам выдерживать длительную осаду. Все насельники монастыря имели определённый навык ведения боевых действий, при которых каждый из них по тревоге занимал определённое, предназначенное ему место на стенах крепости и у башенных бойниц. Кроме того, в подвалах обители хранился большой запас зерна и различных солений, рассчитанный на тот случай, если у осаждённых прервётся связь с внешним миром. Непокорные иноки Начало конфликта, вылившегося затем в вооружённое противостояние, относится к 1657 году, когда в монастырь доставили присланные из Москвы новые богослужебные книги. Несмотря на повеление патриарха немедленно ввести их в употребление, совет соборных старцев постановил считать новые книги еретическими, опечатав, убрать с глаз долой, и продолжать молиться так, как это было заведено исстари. Благодаря удалённости от столицы и отсутствию в те времена средств коммуникации подобная дерзость сходила монахам с рук довольно долгое время. Важным событием, обусловившим неизбежность в будущем Соловецкого сидения, стал Большой Московский собор 1667 года, на котором были преданы анафеме, то есть отлучены от церкви, все, не пожелавшие принять реформу патриарха Никона и объявленные в результате этого раскольниками. К их числу принадлежали и строптивые монахи с островов Белого моря. Начало вооружённого противостояния Тогда же для и их вразумления и наведения порядка в Соловецкий монастырь прибыл новый, лояльный патриарху и государю настоятель архимандрит Иосиф.
Однако решением общего собрания братии он не только не был допущен к правлению, но и весьма бесцеремонно выдворен из обители. Отказ от принятия реформы, а затем изгнание патриаршего ставленника власти восприняли как открытый бунт и поспешили принять надлежащие меры. По приказу царя для подавления восстания было послано стрелецкое войско под командованием воеводы Игнатия Волохова. На островах оно высадилось 22 июня 1668 года. Соловецкое сидение началось с попытки государевых слуг проникнуть на территорию монастыря и решительного отпора со стороны иноков. Убедившись в невозможности быстрой победы, стрельцы организовали осаду непокорной обители, представлявшей собой, как уже говорилось выше, хорошо защищённую крепость, построенную по всем правилам фортификации. Начальный этап конфликта Соловецкое сидение, продолжавшееся почти 8 лет, в первые годы лишь изредка было отмечено активными боевыми действиями, поскольку правительство ещё надеялось разрешить конфликт мирным путём, или, по крайней мере, наименьшим кровопролитием. В летние месяцы стрельцы высаживались на островах и, не пытаясь проникнуть внутрь монастыря, старались лишь блокировать его от внешнего мира и прервать связь насельников с материком. С наступлением же зимы они оставляли свои позиции и в большинстве своём распускались по домам. Благодаря тому, что в зимние месяцы никакой изоляции от внешнего мира у защитников монастыря не было, их ряды регулярно пополнялись за счёт беглых крестьян и оставшихся в живых участников восстания под предводительством Степана Разина.
Как те, так и другие открыто сочувствовали антиправительственному выступлению монахов и охотно к ним присоединялись. Обострение обстановки вокруг монастыря В 1673 году наступил существенный перелом в ходе Соловецкого сидения. Согласно имевшимся у него полномочиям, воевода начал обстрел крепостных стен из орудий, что раньше никогда не предпринималось. В то же время он передал защитникам монастыря высочайшую грамоту, в которой от имени царя гарантировалось прощение всем, кто прекратит сопротивление и добровольно сложит оружие. Царь, лишённый молитвенного поминовения Наступившие вскоре холода заставили осаждающих, как и в прежние времена, покинуть остров, но на этот раз они не распускались по домам, и в течение зимы их количество удвоилось за счёт прибывшего подкрепления. Одновременно с этим в Сумский острог, где зимовали стрельцы, было доставлено значительное количество пушек и боеприпасов. Тогда же, как свидетельствуют исторические документы, окончательно изменилось отношение осаждённых иноков к личности самого царя. Если прежде они молились установленным порядком о здравии государя Алексея Михайловича, то теперь именовали его не иначе как Иродом. Поминать правителя на литургии тогда отказались как лидеры восстания, так и все рядовые участники Соловецкого сидения. При каком царе такое могло случиться на православной Руси!
Начало решительных действий В свою новую фазу Соловецкое сидение вступило летом 1675 года, когда воевода Мещеринов приказал окружить монастырь 13 укреплёнными земляными батареями и начать подкопы под башни. В те дни в ходе нескольких попыток взять штурмом неприступную крепость обе стороны понесли значительные потери, однако в августе на помощь царским войскам прибыли ещё 800 холмогорских стрельцов, а ряды защитников с тех пор не пополнялись. Этим он полностью исключал возможность пополнения защитниками своих продовольственных запасов. В тот год бои велись с особым ожесточением. Монахи многократно предпринимали отчаянные вылазки, уносившие с обеих сторон десятки жизней, и заваливали мерзлой землёй вырытые подкопы. Печальный итог Соловецкого сидения Причина, по которой пала крепость, удерживаемая защитниками на протяжении почти 8 лет, до обидного проста и банальна. Среди сотен смельчаков нашёлся предатель, который в январе 1676 года бежал из обители и, явившись к Мещеринову, указал ему тайный ход, ведущий снаружи сквозь монастырскую стену и лишь для внешней маскировки заложенный тонким слоем кирпичей. В одну из ближайших ночей небольшой отряд посланных воеводой стрельцов неслышно разобрал в указанном месте кирпичную кладку и, проникнув на территорию обители, открыл её главные ворота, в которые тут же хлынули основные силы нападавших. Защитники крепости были застигнуты врасплох и не смогли оказать сколько-нибудь серьёзного сопротивления. Те же из них, кто успели с оружием в руках выбежать навстречу стрельцам, были убиты в коротком и неравном бою.
Исполняя государево повеление, воевода Мещеринов беспощадно расправился с теми бунтовщиками, которые волею судьбы оказались его пленниками. Настоятель монастыря архимандрит Никанор, его келейник Сашко и ещё 28 наиболее активных вдохновителей восстания после короткого разбирательства были казнены с особой жестокостью. Остальных же иноков и прочих насельников монастыря воевода отправил на вечное заточение в Пустозерский и Кольский остроги. Защитники монастыря, ставшие старообрядческими святыми Все описанные выше события получили затем широкое освещение в старообрядческой литературе. Среди наиболее известных произведений этого направления - сочинения видного деятеля религиозного раскола А. Тайно изданные в XVIII веке, они быстро приобрели популярность среди старообрядцев самых различных толков. В конце того же XVIII века среди православных верующих, отколовшихся от официальной церкви, вошло в традицию ежегодно 29 января 11 февраля отмечать память святых мучеников и исповедников, пострадавших в Соловецком монастыре за «древлее благочестие».
В живых было оставлено только четырнадцать. По словам изменника Феоктиста, Мещеринов «иных воров перевешал, а многих, волоча за монастырь на губу то есть на залив , заморозил». Похоронены казненные на острове Бабья луда при входе в Бухту Благополучия. Трупы не были даже зарыты, а лишь забросаны камнями. И не только материальный. Независимый дух ушёл из северной обители вместе с её последними защитниками. Соловки стали символом сопротивления господствующей церкви и царю. На костях русских бунтарей, требующих справедливости, духовенства, не принявшего никоновские реформы, соловецких защитников прежней веры зародилось старообрядчество. Оно же староверие и древлеправославие. Русская церковь распалась на части. Раскол прошёл через души людей. Старообрядцы считали себя православными христианами. В свою очередь старообрядцы разделились на поповцев и беспоповцев. Поповцы — старообрядцы, сохранившие священство и таинства. Отказывались признавать светские власти. Никоновскую церковь называли еретической. Но беглых попов из неё после перекрещивания принимали в свои ряды. Поэтому ещё назывались беглопоповцами. Позднее разделились на несколько толков. Наиболее известные из них — аввакумовщина, афиногеновское согласие афиногеновщина , дьяково согласие, епифаново согласие епифановщина , лужково согласие, перемазовщина, сусловское согласие сусловцы , чернобольцы. Беспоповцы - «древлеправославные христиане иже священства не приемлющие». Часть старообрядцев, отрицающая возможность существования «истинного» духовенства. Первоначально главным центром распространения беспоповцев было русское Поморье. Отсюда название - поморский толк. В основах вероучения, изложенных в главном сочинении беспоповцев, известном под названием "Поморские ответы" 1723 год , говорилось, что на земле правит антихрист. Несомненно, к такому выводу их подтолкнули страшные гонения, выпавшие на их долю. Они отрицали таинства и священство, не признавали церковную иерархию. Жили в безбрачии или сожительствовали вне брака, поскольку таинства освящения брака ими отвергались. Некоторые беспоповцы не признавали царя. Впоследствии в беспоповстве возникли новые согласия: даниловское поморское , федосевское, филипповское, аристово, спасово, часовенное и множество более мелких, носящих странные для нашего времени названия, вроде бегунов, дырников, средников и скрытников. В настоящее время крупнейшим объединением беспоповства является Древлеправославная поморская церковь. Государство и официально признанная церковь основным методом борьбы с инакомыслящими избрали террор. Не помогли жестокие репрессии конца семнадцатого века, число старообрядцев множилось.
В частности такие авторы как Сырцов И. Документальных подтверждений этому нет, поэтому рассматривать такие гипотезы всерьез нельзя. Суть же заключается в том, что такие историки пытаются выставить монахов Соловецкого монастыря в виде «рвачей», которые заботились только о деньгах. При этом всячески отводится внимание от простого факта - восстание стало возможным только- из-за религиозных реформ Никона. Царские историки заняли сторону Никона, а значит всех, кто был не согласен, обвиняли во всех грехах. Почему монастырь смог противостоять армии 8 лет Соловецкий монастырь был важным форпостом России в войне со Швецией 1656-1658 годов. Остров, на котором расположен монастырь близок к границам государства, поэтому там была возведена крепость, созданы запасы продовольствия и воды. Крепость укрепляли таким образом, чтобы она могла выдержать любую осаду со стороны Швеции. По данным на 1657 год в монастыре проживало 425 человек. Ход восстания 3 мая 1668 Алексей Михайлович отправляет стрельцов для усмирения Соловков. Армию возглавил стряпчий Игнатий Волохов. В его подчинении было 112 человек. Когда армия достигла Соловков, 22 июня, монахи закрыли ворота. Началось «сидение». План царской армии заключался в осаде крепости, чтобы защитники сами сдались. Волохов не мог штурмовать Соловецкий монастырь. Крепость была хорошо укреплена и 112 человек для ее покорения было недостаточно. Отсюда и вялые события начала восстания. Монахи отсиживались в крепости, царская армия старалась организовать осаду, чтобы в крепости наступил голод.
На протяжении всего 1674 г. Сторонники царя были изгнаны из монастыря и силы осаждённых существенно сократились. К весне 1675 г. Соловецкий монастырь находился в полном окружении, а его защитнике подвергались постоянным обстрелам и штурмам стрелецких войск, которые выполняли свою задачу и постепенно изматывали осаждённых. К концу года он уже не видел возможности взять штурмом Соловки и именно в этот момент свою решающую роль сыграли изгнанные из монастыря монахи. Они пришли к воеводе на аудиенцию и сообщили ему о слабостях в укреплениях монастыря. Мещеринов воодушевился и начал готовить все свои стрелецкие отряды для решительного удара. Финальный штурм начался в ночь с 1 на 2 февраля 1676 года и по его итогу Соловецкий монастырь был захвачен. Итоги и последствия Суд над монахами был проведён прямо на территории Соловецкого монастыря. Лидеры восставших и главные организаторы обороны монастыря были казнены. Остальных восставшие были разосланы по разным тюрьмам. Жестокое подавление восстания произвело тяжелое впечатление на остальных старообрядцев и вынудило их рассредоточиться по всей территории Руси. Церковное расслоение русского общества продолжалось, а многие из старообрядцев начали сами уходить за Волгу в сторону Сибири, спасаясь от возможных гонений.
Примечания
- Монахи, ставшие воинами
- Соловецкое восстание итоги кратко
- Соловецкий бунт (1668-1676 гг.)
- Причины и итоги Соловецкого восстания 1668-1676 годов
- Соловецкое восстание (1668–1676).
Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица.
Произошло это после того, как Московское правительство узнало о сокрытии монастырем недобитых некогда отрядов Разина. Было решено атаковать стены обители из пушек. Воеводой, возглавившим подавление восстания, назначили Мещеринова, который немедленно прибыл в Соловки для выполнения распоряжений. Однако, сам царь настаивал на помиловании виновников мятежа в случае их раскаяния. Нельзя не отметить, что желающие покаяться царю нашлись, но были немедленно схвачены другими послушниками и заточены в темницу в монастырских стенах.
Не раз и не два полки пытались захватить осажденные стены. И лишь после продолжительных штурмов, многочисленных потерь и доклада перебежчика, который указал неизвестный до тех пор вход в крепость, полки наконец заняли ее. Отметим, что на тот момент на территории монастыря осталось очень мало бунтующих, а тюрьма была уже пуста.
Это распоряжение Соловецкие старцы встретили однозначным отказом. После все послушники монастыря воспротивились власти поставленного Никоном человека на должность настоятеля и назначили своего.
Им стал архимандрит Никанор. Конечно, эти действия не остались незамеченными в столице. Приверженность старым обрядам был осуждена, а в 1667 году власть направила на Соловецкий монастырь свои полки, чтобы отобрать его земли и другое имущество. Но монахи не сдались военным. На протяжении 8 лет они уверенно сдерживали осаду и были верны старым устоям, превратив монастырь в обитель, защищающую послушников от нововведений.
До последнего Московское правительство надеялось на тихое урегулирование конфликта и запрещало атаковать Соловецкий монастырь.
В 1668 году его послушники отказались принять новые церковные реформы, утвержденные патриархом Никоном, и дали отпор царским властям, организовав вооруженное восстание, именованное в истории Соловецким. Сопротивление длилось вплоть до 1676 года. В 1657 году верховная власть духовенства разослала религиозные книги, по которым требовалось теперь вести службы по-новому. Это распоряжение Соловецкие старцы встретили однозначным отказом. После все послушники монастыря воспротивились власти поставленного Никоном человека на должность настоятеля и назначили своего. Им стал архимандрит Никанор. Конечно, эти действия не остались незамеченными в столице. Приверженность старым обрядам был осуждена, а в 1667 году власть направила на Соловецкий монастырь свои полки, чтобы отобрать его земли и другое имущество.
Кроме того, каждый человек, живший в монастыре или возле него, был вооружен и прекрасно обучен защищаться от нападения. Кстати, в то время население составляло 425 человек. А на случай осады со стороны шведских войск в монастыре хранилось огромное количество съестных запасов. Первое недовольство священнослужителей вызвала реформа патриарха Никона, который осуждал старообрядчество. В 1636 году в Соловецкий монастырь была выслана целая партия новых, исправленных согласно реформе, книг по богослужению. Но монахи, даже не посмотрев на книги, запечатали из в сундуки и отправили на хранение в оружейную палату. Это было первым выражением недовольства органами правления. Стоит также напомнить, что начало 17 века сопровождалось постоянными массовыми восстаниями против правительства и нововведений. Это было неспокойное время, когда даже мельчайшие изменения могли перерасти в настоящий мятеж. И Соловецкое восстание не стало исключением из общих закономерностей.
Некоторые историки пытались выставить мятеж монахов как сопротивление невежественных церковников и приверженцев старой веры.
Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории
Соловецкое восстание 1668—1676 — восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона. Соловецкое восстание – одно из ключевых событий российской истории XVII в., чрезвычайно остро поставившее проблему взаимоотношений Церкви и государства, традиций и новаций в духовной жизни общества. В данной статье вы рассмотрите предысторию, причины, ход и итоги Соловецкого восстания. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. Основная часть статьи посвящена рассмотрению причин, хода и последствий Соловецкого восстания, неоднородности его движущих сил и разнообразия побуждений, вызвавших сопротивление обители вооруженным силам страны.
Соловецкое восстание и его плоды
Результаты восстание было подавленно из-за разобщенности действий бунтовщиков, плохой организованности. Итоги восстания Соловецкое восстание продемонстрировало способность старообрядцев противостоять власти. одно из ключевых событий в этой истории. Соловецкое восстание – одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. Соловецкий монастырь восстание старообрядцев. Восстание под предводительством Василия Уса.
«Соловецкое сидение. Соловецкое восстание: краткая история
Восстание монахов Соловецкого монастыря 1668-1676 гг. Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Политические требования и итоги восстания Восстание старообрядцев в XVII веке было вызвано не только религиозными разногласиями, но и политическими требованиями. Итоги восстания Итоги восстания были неутешительными для монахов Соловецкого монастыря. Соловецкое восстание: предпосылки, ход восстания, итоги и последствия.
Соловецкое восстание 1667–1676 гг.
- СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ
- Устройство монастыря
- Причины Соловецкого восстания
- 340 лет назад царские войска захватили Соловецкий монастырь — Русская вера
- Соловецкий бунт 1668-1676 гг: история, причины, последствия
- Соловецкое восстание итоги. Соловецкое сидение: дата, причины
Кровопролитное Соловецкое восстания - итоги
В 1668 г. Осада монастыря затянулась до начала 1676 г. Стороны Русское государство —старообрядцы власти Соловецкого монастыря, монастырские стрельцы Союзники России Россия царское правительство Причина конфликта Власти Соловецкого монастыря не признали церковных реформ патриарха Никона. Они отвергли решения церковного собора 1666 г. Ход конфликта Власти Соловецкого монастыря отказались проводить реформы патриарха Никона уже в 1655 г. Только после нового отказа в 1667 г. Активные действия против крепости начались в 1672 г.
Крепость была взята в результате измены в 1676 г. Описание В 1650-х гг.
Во время осады монахи Соловецкого монастыря молились за здоровье царя. Но с января 1675 г. Стало ясно, что мирного исхода этого восстания не будет. Постепенно боевые действия усилились.
Решающую роль в победе правительственных войск сыграло предательство в январе 1676 г. В начале февраля группе стрельцов удалось проникнуть в монастырь и открыть ворота для остальной армии. Затем последовала жестокая расправа над осажденными: часть восставших погибли в бою, 26 человек были казнены, остальных сослали в Заполярье, в Пустоозерский острог. Итоги восстания Соловецкое восстание продемонстрировало способность старообрядцев противостоять власти. Патриарх Иоаким, избранный в 1674 году, вел серьезную борьбу с раскольниками. В своей борьбе он не раз обращался за помощью к властям.
Наиболее известным произведением является труд Андрея Денисова « История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша », созданный в XVIII веке [6]. В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания. Например, автор сообщает: И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своём крюке. Блаженнии же страдальцы с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию рёбра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе. Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из 500 защитников в живых осталось лишь 14 [7]. Канонизация убиенных участников восстания Соловецкие мученики [ править править код ] 29 января 11 февраля в РПСЦ совершается память святых мучеников и исповедников: архимандрита Никанора, инока Макария, сотника Самуила и иже с ними в Соловецкой обители за древлее благочестие пострадавших [8].
В старообрядчестве она совершается по крайней мере с конца XVIII века, этим временем датированы рукописи с памятью Соловецких мучеников [10]. Кондак , глас 2. В первой серии советского многосерийного фильма « Михайло Ломоносов » поморский рыбак-старообрядец рассказывает юному Ломоносову историю восстания. Соловецкому восстанию посвящена песня Александра Городницкого «Соловки». События восстания изображены в телесериале « Раскол » 2011 режиссёра Николая Досталя. Бронникова; Арханг. История Русской Церкви.
После все послушники монастыря воспротивились власти поставленного Никоном человека на должность настоятеля и назначили своего. Им стал архимандрит Никанор. Конечно, эти действия не остались незамеченными в столице.
Приверженность старым обрядам был осуждена, а в 1667 году власть направила на Соловецкий монастырь свои полки, чтобы отобрать его земли и другое имущество. Но монахи не сдались военным. На протяжении 8 лет они уверенно сдерживали осаду и были верны старым устоям, превратив монастырь в обитель, защищающую послушников от нововведений. До последнего Московское правительство надеялось на тихое урегулирование конфликта и запрещало атаковать Соловецкий монастырь. А в зимнее время полки вообще оставляли осаду, возвращаясь на большую землю.
Соловецкий бунт 1668-1676 гг и его история, причины, последствия
Соловецкое восстание (сидение) в монастыре 1668-1676 годов | В результате Соловецкого восстания монастырь, бывший до того одним из культурных центров русского севера, пришел в упадок. |
«Соловецкое восстание»: зачем стрельцы устроили кровавую расправу над монахами | Кириллица | Дзен | Через этот потайной ход стрельцы в результате предательства сумели проникнуть в монастырь и перебить участников Соловецкого восстания, не пожелавших сдаваться. |
СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ | Энциклопедия Кругосвет | Соловецкое восстание 1667–1676 годов Год издания: 2009 Книга рекомендуется всем специалистам, занимающимся проблемой религиозного экстремизма. |
Соловецкое восстание: краткая история | Итог восстания Слайд 10 Причины: 1. Заключенный по старым обрядам брак не признавался действительным. |