Царская невеста.
Балет «Дочь фараона» на Второй сцене Мариинского театра
Балет Цезаря Пуни «Дочь фараона» – первый большой балет, поставленный Мариусом Петипа в России (1862 год), затем не раз переделывавшийся автором и возобновлявшийся, исчез с Мариинской сцены сразу после революции. В мастерских Мариинского театра идет работа над декорациями к премьере балета «Дочь фараона» в хореографии Алексея Ратманского. Царская невеста. На новой сцене Мариинского театра – первая балетная премьера сезона. Балет «Дочь фараона» восстановил Мариинский театр, 25 марта сообщает ТАСС.
В Мариинском театре реконструировали «Дочь фараона» в постановке Мариуса Петипа
Желанная дочь / Культура / Независимая газета | во всех смыслах знаковый балет: именно он принес тогда еще танцовщику Мариусу Петипа статус балетмейстера Мариинского театра, именно с него началась история его знаменитых балетов-феерий и грандиозных постановок. |
В Петербург вернулась Дочь Фараона, | интервью с реконструктором хореографии Сегодня — уже второй день премьерных показов грандиозного балета «Дочь фараона» в Мариинском-2. |
Возвращение опальной дочери
Работа над реконструкцией «Дочери» продолжалась более двух лет, начинал ее Алексей Ратманский. Премьера была назначена на 25 февраля 2022 года, но балетмейстер украинского происхождения, последние 14 лет — резидент США, отказался от сотрудничества с государственными российскими театрами, сорвав две премьеры — в Большом театре авторская работа, премьера была назначена на начало марта 2022 г. Премьера «Дочери фараона» все-таки состоялась благодаря целеустремленности руководства Мариинского театра, только через год после отмены. Театр слишком основательно вложился в этот спектакль, это касается не только финансовых и организационных ресурсов, но и творческой энергии, чтобы смириться с этой потерей. Для выпуска спектакля Мариинский театр пригласил малоизвестного итальянского специалиста по старинной хореографии Тони Канделоро, который за 2 месяца собрал спектакль, лежавший «на полке» около года. Вклад каждого из балетмейстеров в нынешнюю реконструкцию не ясен, оба использовали одинаковый источник — запись балета, сделанную бывшим режиссером Мариинского театра Николем Сергеевым по системе Степанова. После революции записи спектаклей были вывезены им за границу и в итоге оказались в библиотеке Гарвардского университета. Оба реставратора в своей работе не ограничиваются переносом текста нотаций с бумаги на сцену, но и реконструируют утраченный современным балетом стиль старинного танца. Некоторые лексические приемы, например, широкое использование прыжков с подогнутыми ногами, не характерное ни для русской, ни для французской школы, указывают именно на итальянский след в реставрационной работе. Для балетной труппы Мариинского театра реконструкция — дело не новое, в 80—90-х прошлого века именно Мариинский театр стоял в авангарде движения назад к старине, у театры были громкие удачи реконструкций больших балетов Петипа балетмейстером Сергеем Вихаревым «Спящая красавица», «Баядерка». Он также пользовался гарвардскими нотациями.
Но эти спектакли были исполнены в современной балетной эстетике, с большой амплитудой, высокими подъемами ног, всем тем, что внесли смежные области спорт, акробатика в балет на протяжении ХХ века. При постановке «Дочери фараона» труппа столкнулась с несколькими нестандартными задачами: необходимостью освоить старинные приемы пантомимы и выглядеть в этом естественно, танцевать в одежде старинного дизайна, усложняющего женский танец пышные, тяжелые юбки длиной до колена и ниже , хотя и делающий его более женственным, и главное — научиться танцевать «грас и элевас» грациозно и воздушно , как говаривал на смеси французского и русского сам Мариус Иванович Петипа. Театр, где родилась «Дочь фараона», с которой началась триумфальная эпоха Петипа, превратившего на долгие годы Мариинский балет в первую балетную труппу мира, блестяще с этим справился. Возможно, это и есть главный результат премьеры — в возрожденной Мариинским театром «Дочери фараона» труппа, которую когда-то воспитал ее многолетний руководитель, педагог и хореограф Мариус Петипа, предстала такой же блестящей, какой она была и в императорские времена. Мощной, многолюдной для участия в спектакле привлечены и учащиеся АРБ имени Вагановой , высокопрофессиональной, с длинной скамейкой отличных исполнителей. Большей частью это относится к женской части труппы, но балетный стиль Петипа — это в первую, вторую и даже третью очередь женский балет, что и показало возрождение полной «партитуры» балета.
В конце марта в Мариинском театре состоится грандиозная балетная премьера «Дочь фараона» Реконструкцию первого полнометражного балета Мариуса Петипа осуществил итальянский танцовщик и балетмейстер Тони Канделоро В конце марта состоится грандиозная балетная премьера «Дочь фараона», сообщает пресс-служба Мариинского театра. Первый весенний месяц будет богат в Мариинском на премьеры — вслед за оперой «Набукко» театр представляет долгожданную балетную премьеру — «Дочь фараона» Цезаря Пуни в хореографии Мариуса Петипа. Премьерные спектакли пройдут 24, 25 и 26 марта в Мариинском-2.
Успех «Дочери фараона» принес Мариусу Петипа не только признание, но и пост балетмейстера императорских театров, а для многих артистов этот спектакль стал одним из самых любимых и дорогих в репертуаре. В начале ХХ века хореографический текст был записан, и сегодня сохранившиеся листы со значками, описывающими движения, и словесными комментариями очевидцев — основной источник знания о танцах легендарного балета прошлого. Залогом роскоши новой сценографии стали эскизы дореволюционной постановки.
Эффектен был и финал — апофеоз, которым полагалось заканчивать такие балеты.
Здесь на трех разных уровнях располагались участники пролога: на авансцене заснули, накурившись опия, путешественники, выше располагался привидевшийся им во сне древнеегипетский мир с фараоном, его дочерью, жрецами, несметным количеством рабов и прислуги, а на заднем плане, на третьем, высшем уровне, появлялись египетские божества — Осирис и Изида. Матильда Кшесинская. Фото: retro-ballet. Он вызвал меня и приказал сочинить для госпожи Розати новый балет.
И когда либретто «Дочери фараона» было закончено, вернулся в Санкт-Петербург. Шли месяцы, а распоряжений относительно репетиций «Дочери фараона» не было. Будьте так добры, поедемте со мной к директору, чтобы хоть знать, можем ли мы на что-то надеяться». В своем домашнем кабинете, сославшись на то, что он в халате, директор принял сначала только Петипа и объявил, что на постановку нет ни времени, ни денег.
Тогда балетмейстер попросил директора лично сообщить это неприятное известие своей бывшей пассии. Когда Розати вошла, между ней и директором завязалась перепалка. Взгляд итальянской звезды падает на обнаженную коленку его превосходительства, и она отворачивается, чтобы не прыснуть от смеха. Повернувшись ко мне, директор спрашивает: «Господин Петипа, беретесь ли вы поставить этот балет за полтора месяца?
Но упустить такой случай Петипа, конечно, не мог и согласился. В рекордные сроки писалась и музыка к балету. Первоначально написанная партитура Цезаря Пуни Петипа не устроила. Между композитором и хореографом произошла размолвка.
Пуни, как темпераментный итальянец, в порыве гнева уничтожил клавир. Петипа начал ставить без музыки, которую потом подгоняли под уже готовые танцы. Всю музыку «Дочери фараона» вместе с инструментовкой Пуни закончил в течение двух недель, а картину рыбацкой хижины написал в одну ночь. Но композитору и не предлагалось проникать в психологию героев, передавать их переживания, его музыка просто аккомпанировала действию и была переполнена разными запоминающимися мелодиями, которые тут же были переложены в разные танцы и кадрили, которые любили исполнять на балах.
Профильные эксперименты Горского и интриги Матильды Кшесинской На волне популярности буквально через два года после премьеры перенесли этот балет и в Москву, где уже много позже, в начале XX века, над ним «поэкспериментировал» тогдашний руководитель балета Большого Александр Горский, который переосмыслил балет в духе новых научных открытий в египтологии. Горский в своей «Дочери фараона» присочинил еще одну сюжетную любовную линию, касающуюся служанки Хиты и Негра, завершающуюся типичной, как казалось ему, египетской казнью — укусом змеи. А главное, попробовал применить революционное для того времени профильное построение танцев и групп. На протяжении всего спектакля держаться такой стилистики оказалось, однако, в те времена невозможно.
Поэтому позы, стилизованные под египетские рисунки, сочетались у него с классическим танцем. Тем не менее подобное новшество почти сразу подхватил балетмейстер из Петербурга Михаил Фокин, через два года поставивший свой знаменитый одноактный балет «Египетские ночи», под названием «Клеопатра» вскоре завоевавший Париж в дягилевских сезонах. Петипа, которому очень не нравилась манера Горского переделывать его балеты в духе современных веяний и новых театральных принципов, полемизируя с таким подходом, писал: «В бытность мою в Берлине я ходил там в Египетский музей и видел гробницы фараонов и настенную живопись, где все фигуры изображены в профиль, потому что тогдашние художники не умели еще изображать людей иначе.
Хореограф Канделоро рассказал о предстоящей премьере балета «Дочь фараона» в Мариинке
«Поставленная в 1862 году “Дочь фараона” была одним из самых масштабных и роскошных балетов своего времени. Царская невеста. Дочь фараона Аспиччия, убедившись, что она прекрасна как прежде, подходит к спящему лорду Вильсону и ведет его в прошлое. «Дочь фараона» – первый самостоятельный большой балет Петипа, поставленный по заказу Дирекции Императорских театров. мариинский театр, балет, премьера, дочь фараона, мариус петипа Труппа работает с истинным воодушевлением. Успех «Дочери фараона» принес ему, тогда танцовщику труппы, не только признание, но и пост балетмейстера императорских театров.
«Этот балет в Мариинском театре навсегда» // Юрий Фатеев о новой «Дочери фараона»
Все это вместе сильно взволновало общественность, но никакие доводы не действовали, никто не мог спасти «Дочь». Справедливость восторжествовала позже. Возобновление спектакля стало возможным после ухода Рождественского из театра. Спектакль, созданный Петипа за пять недель, имел большой успех. Газеты писали о грации и благородстве движений, о пышных декорациях, шикарных костюмах и потрясающих эффектах.
Не меньшим успехом пользовалась и московская постановка "Дочери фараона". В Москве на сцене Большого театра балет Петипа был поставлен через два года. Этот же спектакль был возобновлен в 1892 году.
Реконструкцию первого полнометражного балета Мариуса Петипа, поставленного в Петербурге чуть более 160 лет назад, осуществил в Мариинском итальянский танцовщик и балетмейстер Тони Канделоро, известный как исследователь русского балетного наследия, реконструктор и обладатель обширной коллекции костюмов, гравюр, фотографий и других архивных материалов, связанных с историей танца. Это будет настоящее пиршество для глаз. Здесь уже очень ярко виден гений Мариуса Петипа, и благодаря тому, как его хореографический текст был записан в прошлом, сегодня мы можем восстановить спектакль почти таким, каким он был задуман авторами.
Вот танца альмей у Сергеева нет, и это проблема. Я думаю, что в вопросе реконструкции очень много зависит от того, кто ее делает. Если специалист обладает вкусом, умеет погружаться в ту эпоху, в тот стиль, тогда, наверное, мы видим что-то похожее на то, что было в те времена. С трудом верится, что сегодня какая-то реконструкция аутентично воспроизводит то, что было на сцене даже в начале ХХ века. Я думаю, что все это — ну, как бы наша добрая память о том времени. Могу совершенно честно сказать, что Тони Канделоро не видел записи несостоявшейся постановки. Потому что единственный, кто ее видел, это сам Алексей, ему я сразу отправил запись его репетиций. Более того, эта запись находится под запретом, чтобы ее никто не смотрел, не мог использовать. И Канделоро все поставил с чистого листа. Да, возможно, совпадут отдельные элементы или построения. Если в нотации написано, что линии охотниц пересекаются, они и пересекутся. Если охотницы держат арабеск, опираясь луком на сцену, они так и будут делать. При этом в багаже нашего Тони оказались раритетные материалы — вариации, которые он сам записал у учениц балерин, исполнявших этот спектакль. А ведь это огромный спектакль. Грань недопустимого — Да, мы договорились с хореографом, что сделаем купюры определенных мимических сцен. Но не хореографии. Мы объединили пролог, первый и второй акты. Убирали длинноты: наполовину сокращен пролог. Сокращен марш, выезд фараона в конце сцены охоты. Хотим, чтобы современный зритель не скучал. Я видел единственную его постановку — «Шехеразаду». Так что мне немножко было опасливо — объем-то огромный, и, скажем так, мощь труппы могла задавить хореографа. Но нет, слава богу, он справляется, проявляет достаточно волевых качеств, и организационных, и хореографических. И что приятно — труппе, особенно солистам, нравится с ним работать: есть что почерпнуть.
Хореографом реконструкции выступил Тони Канделоро Италия , художником — Роберт Пердзиола США , создавший декорации и костюмы по историческим эскизам к нескольким версиям постановки. Он участвовал в написании либретто вместе с Жюлем Сен-Жоржем по мотивам «Романа мумии». После грандиозного успеха дебютировавший в роли постановщика танцовщик стал балетмейстером Императорских театров.
Желанная дочь
У «Дочери фараона» есть все шансы превратиться в одну из драгоценностей репертуара Мариинского театра. Петербург в последний раз видел балетных египтян в 1928 году — тогда театр отказался от царственной «Дочери». Итальянский исследователь русского балетного наследия вышел на связь с Мариинским театром, узнав, что готовится постановка.
Главное сегодня
- Музыка балета
- Новости дня
- Балерины и танцовщики
- Оранжерея Ботанического сада и оранжерея Таврического сада — Цветочные оранжереи Санкт-Петербурга
- Я в соцсетях
- Telegram: Contact @mariinsky
"Дочь фараона" - дождались мы, наконец, эту премьеру!
В 1988 году после смерти Евгения Мравинского и ухода Юрия Темирканова в филармонию, Валерий Гергиев становится художественным руководителем и главным дирижером Мариинского театра. Площадки Основное здание Мариинского театра Театральная площадь, д. Торжественное официальное открытие и гала-концерт состоялись 2 мая 2013 года. Концертный зал Мариинского театра третья сцена , ул. Декабристов, д.
Отрадно, что остался масштаб, красивые декорации, неплохие костюмы, световые решения. Визуально постановка красочная, блестящая в прямом смсле и радующая глаз, но балетом я бы ее не назвала. Канделоро Н. Батоева Аспиччия сцена из балета Мариинский театр Это такой музыкальный спектакль с перебором пантомим, лишним хождением по сцене, большим количеством ненужных сцен, которые сюжетно выпадают из канвы повествования.
Всё это делает спектакль скучным, нудным и местами комичным. Сценические и сюжетные ляпы заметит даже ребенок, поэтому нет смысла на них останавливаться. Но возьмем хотя бы крайне долгую по времени сцену, когда Аспиччия и танцовщицы воинственно перемещаются по сцене с луком и стрелами, имитируя охоту, но при этом в финале первого акта героиня крайне пугается льва, не в состоянии воспользоваться оружием, которым так «виртуозно» владеет. Абсолютно никакая партия Таора, который по сути не делает ни-че-го, да и Аспиччию легко в данной редакции переигрывает и перетанцовывает Рамзея — любимая невольница. Хореография, и это видно, слеплена на скорую руку. Кто не знает — начал работу над спектаклем А. Ратманский, но после начала СВО он беззастенчиво «кинул» труппу, разорвал в одностороннем порядке контрактные обязательства и, обмотавшись в жовто-блакитний прапор, предпочел не иметь ничего общего с нашей Богом спасаемой страной. Так как декорации уже были почти готовы, костюмы шились и денег было потрачено немало, руководством театра было принято решене найти кого-то, кто мог бы в кратчайшие сроки завершить работу.
Такой человек был найден: Тони Канделоро.
Разные костюмы, много красивых декораций! Чудесный спектакль, а какая музыка! Живые животные! Я ничуть не устала смотреть 3,5 часа, получала только удовольствие! Всем советую от души!
Сюжет об ожившей мумии и ее любовных приключениях у подножия пирамид и вод Нила, как и многие балеты того времени, вероятно, не должен был вызывать у зрителей катарсис, но, безусловно, удивлял и радовал виртуозностью танцев и красноречием пантомимы. Спектакль ставили на сцене шестьдесят шесть лет и регулярно он собирал аншлаги. Успех проекта не только принес Мариусу Петипа признание, но и стал основой для его назначения балетмейстером императорских театров. Для многих артистов этот спектакль стал одним из самых любимых и дорогих в их репертуаре. В начале XX века хореографический текст был записан, и до сегодняшнего дня сохранились листы с описанием движений и комментариями очевидцев. Балет «Дочь фараона».
Фото: mariinsky.